Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Беляева Ирина Сергеевна

Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова
<
Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беляева Ирина Сергеевна. Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Беляева Ирина Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2009.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/883

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ФИКЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА 11

1.1. Комментарий 11

1.1.1. Комментарий. Филологический комментарий. Словарные
определения 11

1.1.2. Комментарий в строгом смысле слова 13

1.1.2.1. Комментарий как паратекст 15

  1. Комментарий и другие паратексты: предисловие и примечания. Формальная структура комментария 17

  2. Комментарий как гипертекст 19

1.1.3. Комментарий как тип текста 20

  1. Комментарий как тип словаря 20

  2. Комментарий как комментарий 21

  3. Комментарий как «вторичный» текст: научный метатекст 22

1.1.4. Комментарий и другие научные метатексты 25

  1. Комментарий и «пристальное чтение» 25

  2. Комментарий и интерпретация 28

  1. Комментарий и интерпретация: этапы одного пути. 29

  2. Из истории комментария и интерпретации 34

1.2. Фикциональный комментарий 36

  1. Понятие фикциональности 36

  2. Комментарий: фикциональный и не-фикциональный 39

1.3. Постмодернизм и комментарий 42

1.3.1 .«Критическая ситуация» 43

  1. Игра ! 45

  2. Комментарий как элемент художественного метатекста 48

  3. Интерпретация постмодернистского текста 54

ГЛАВА 2. ФИКЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ В «ЛОЛИТЕ»

ВЛАДИМИРА НАБОКОВА 57

2.1. Жанр предисловия: история и функции. Тип фикциональности
«Предисловия» «Лолиты»
57

2.1.1. Форма и содержание предисловия «Лолиты» 61

2.2. «Лолита»: аспекты композиции 62

  1. Вертикальная норма романа 63

  2. Композиционная рамка 66

  3. Организация внутритекстовых дискурсов 69

2.3. «Предисловие» Рэя: колебания фикциональности 76

2.3.1. -> В 76

23.2. E-^D 84

2.3.2.1. Сдвиг E—+D как ключ к смыслу романа 86

ГЛАВА 3. ФИКЦИОНАЛЬНЫИ КОММЕНТАРИЙ В «БЛЕДНОМ

ПЛАМЕНИ» ВЛАДИМИРА НАБОКОВА 93

3.1. Структура «Бледного пламени» 93

3.1.1. Комментарий Кинбота: колебания фикциональности 100

  1. Е 100

  2. ->> 103

  1. -> 2 103

  2. Е -> DK 106

ЗЛЛ.З. E->E(F + D) 107

3.1.2. Колебания фикциональности как фактор, определяющий жанр

романа 108

3.2. Детектив как жанр 111

3.2.1. Детектив как вертикальная норма «Бледного пламени» 119

3.3. Отблески «Бледного пламени»: фикциональный комментарий
после Набокова (обзор)
122

  1. «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского 123

  2. «Подлинная история «Зеленых музыкантов» Евгения Попова... 126

  3. «Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи» Петера Корнеля 129

  4. .. .и «Бледное пламя» 131

ГЛАВА 4. ПОЗДНИЙ ФИКЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ В РОМАНЕ ВЛАДИМИРА НАБОКОВА «АДА, ИЛИ РАДОСТИ

СТРАСТИ» 135

  1. Поздний комментарий 135

  2. «Ада» как пародия 139

  3. Комментарий «Ады» 146

4.3.1. Адресант примечаний: Вивиан Дамор-Блок 147

  1. [F] 152

  2. Л 154

4.3.2. «Примечания» Вивиан Дамор-Блок как пародия 158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 163

Введение к работе

Во второй половине XX века, в эпоху постмодернизма, значительно возросло количество «игровых» художественных текстов с инкорпорированными в них паратекстуальными элементами - в частности комментарием. Введение этих элементов в текст, с одной стороны, делает объектом эстетической рефлексии сам процесс создания художественных текстов, раскрывает «отношение автора к тем структурным и нарративным принципам, которые в них применены»1. С другой стороны, введение комментария в состав текста и, как следствие, его «фикционализация», удовлетворяет базовым художественным принципам постмодернизма. В известном смысле, проанализировать онтологию и функции фикционального комментария в постмодернизме - значит заглянуть в самую суть последнего. Наша работа, рассматривающая фикциональный комментарий, находится в русле исследований, посвященных изучению проблем существования паратекста (заголовочно-финального комплекса) и метатекста в современном художественном тексте, чем и обусловлена ее актуальность.

Предпринятое нами исследование впервые рассматривает взаимодействие комментария и текста не с точки зрения его традиционной, поясняющей функции, которая присуща комментарию по определению, но с точки зрения его функционирования в качестве художественного элемента текста, реализующего в каждом конкретном случае тот или иной тип фикциональности, что и определяет научную новизну работы.

Таким образом, объектом нашего исследования являются постмодернистские художественные тексты с фикциональным комментарием. Предметом исследования является фикциональный комментарий, его функции в рамках постмодернистского текста.

Люксембург A.M. Игровая поэтика: введение в теорию и историю// Игровая поэтика: Сб. науч. трудов ростовской школы игровой поэтики. Ростов-на-Дону. Выпуск 1. С. 16-17.

Фикциональность есть свойство комментария, рассматриваемое с точки зрения отношения адресанта комментария к толкуемому им основному тексту, характеризуемое игровым качеством этого отношения.

Целью настоящего исследования является выявление разнообразных форм существования фикционального комментария в постмодернистском тексте в их текстообразующей функции.

Проделанное исследование выявляет специфику «жанра комментария как художественного текста» (В. Десятов), демонстрирующего в постмодернизме амбивалентность, плюрализм, антимиметическую сущность.

Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:

определение объема понятия филологического комментария в строгом смысле слова, описание его природы, свойств, функций и типов; выделение категории фикционального комментария;

рассмотрение постмодернистской трансформации сущностных для теоретической гипотезы фикционального комментария понятий метатекста и игры;

определение методологической основы анализа текста с фикциональным комментарием в литературе постмодернизма;

построение типологии постмодернистского фикционального комментария на материале шести конкретных художественных текстов.

Основным материалом исследования послужили три текста Владимира Набокова: «Лолита», «Бледное пламя» и «Ада, или Радости страсти», в каждом из которых присутствует фикциональный комментарий (в «Лолите» - и фикциональное предисловие, выполняющее «комментирующие» функции). Набоковские тексты в качестве материала выбраны не случайно. Набоков признается одним из «отцов-основателей» постмодернизма, писателем, совершившим «не только в своем творчестве, но и в русской, как, впрочем, и в американской, литературе, волшебное превращение модернизма в

постмодернизм» . В качестве такового Набоков сыграл важнейшую роль в формировании новых жанров и тенденций развития постмодернистской литературы3, в том числе и жанра комментария как художественного текста. Англоязычные романы Набокова «Лолита», «Бледное пламя» и «Ада, или Радости страсти», будучи «натуральным постмодернизмом»4, позволяют выстроить типологию фикционального комментария в неклассической парадигме художественности.

Рассмотренные в диссертации три фикциональных комментария в более поздних текстах, таких, как «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского, «Подлинная история «Зеленых музыкантов» Евгения Попова и «Пути к раю. Комментарий к потерянной рукописи» Петера Корнеля, не только дополняют типологию постмодернистского фикционального комментария, но и демонстрируют жанровую зависимость более поздней прозы постмодернизма от художественных опытов Набокова.

Теоретическую базу исследования составили работы М.Л. Гаспарова, С.Н. Зенкина, Н.Н. Коробейниковой, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.Э. Мильчина, С.А. Рейсера, Р.И. Розиной, Б.В. Томашевского и других, посвященные изучению комментария как жанра филологии; исследования М.Н. Липовецкого, Е.Н. Лучинской, М.Н. Эпштсйна и других по некоторым аспектам поэтики постмодернизма; работы Ж. Женетта, Дж. Серля, Р.В. Черкасова, В. Шмида по проблеме фикциональности художественного текста. Структуралистские исследования паратекстуальности Ж. Женетта и разработанная им классификация комментариев по критерию адресантности, позволившая разграничить комментарии фикциональные и не-фикциональные, выступают в качестве методологической основы работы. Классификационная

2 Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография.
Екатеринбург, 1997. С. 53.

3 Десятое В.В. Русские постмодернисты и В.В. Набоков: Интертекстуальные связи: Дис. ...
д-ра филол. наук. М., 2005. СП. Режим доступа: 050683041.pdf

4 Руднев В.П. Постмодернизм // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия
и тексты. М., 1997. С. 223.

таблица Ж. Женетта позволяет выстроить типологию комментариев по критерию адресантности в литературе вообще, в том числе и типологию постмодернистского комментария, поскольку параметры, включенные в таблицу, характеризуют постмодернистский роман, где фикциональность создается фигурой абстрактного автора и /или персонажа романа. В диссертации на основе флуктуации (колебаний) фикциональности комментария выделяются три типа постмодернистского комментария: с фигурой абстрактного автора («Лолита»), взаимообратимых автора /персонажа («Бледное пламя») и абстрактного автора - персонажа («Ада»). На защиту выносятся следующие положения:

Постмодернистский комментарий, включенный в художественный текст, сохраняет сущностные характеристики (пара-, мета- и гипертекстуальность) традиционного комментария, но принципиально изменяет свою функцию - становится фикциональным.

В условиях конкретного текста сущностные характеристики фикционального комментария подвергаются трансформации: усиление одной функции приводит к редуцированию, а в пределе - и к полному исчезновению других функций.

Фикциональность постмодернистского комментария определяется адресантом и его отношением к основному тексту; она нестабильна в виду неопределенности адресанта, что сообщает тексту амбивалентность независимо от амбивалентности, порождаемой гипертекстуальными свойствами комментария.

Постмодернистский фикциональный комментарий, обладая жанрово-и сюжетообразующим потенциалом внутри каждого конкретного текста, вместе с тем формирует жанровую специфику постмодернистского романа с комментарием в целом.

Роман Набокова «Бледное пламя», наиболее полно представив возможности фикционального комментария, устанавливает границы бытования постмодернистского текста-комментария.

Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в исследование паратекста в целом и комментария в частности в их взаимосвязи с основным текстом. Рассмотрение разных типов фикционального комментария позволяет описать его текстообразующие возможности, определяющие такую сущностную особенность постмодернистского художественного текста как семантическая амбивалентность.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его положений и результатов в разработке курсов по теории и истории литературы, текстологии, различным аспектам постмодернистской художественности. Кроме того, положения и результаты исследования могут быть интересны специалистам-набоковедам.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры теории литературы ТвГУ (2006-2009 годы), литературных семинарах в рамках финансируемого проекта «Польско-Российская Школа. История- политика-культура» (Варшава- Вроцлав, 2007), были представлены на международной конференции «XV Набоковские Чтения» (Санкт-Петербург, 2008), международном научном семинаре по анализу и интерпретации художественного текста «Поэтика текста» (Тверь, 2008), международном конгрессе «Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве» (Санкт-Петербург, 2008) и отражены в пяти публикациях автора, в том числе в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность и научная новизна работы, определяются ее объект, цели и задачи, аргументируется выбор материала диссертации, дается представление о методике исследования, его теоретической и практической значимости, приводятся положения, выносимые на защиту.

Похожие диссертации на Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма : на материале произведений Владимира Набокова