Введение к работе
Тема исследования. Джон Август Аткинсон (1774 или 1776-1830) и Джеймс Уокер (ок. 1760 - не ранее 1823) - английские художники, с 1784 года на протяжении почти двадцати лет работавшие в России. Когда Уокер прибыл ко двору Екатерины II, он был уже зрелым мастером, стяжавшим славу одного из лучших граверов своего времени. Аткинсону тогда было меньше десяти лет - Уокер, которому он приходился то ли пасынком, то ли племянником, привез его с собой. К русскому периоду относятся первые опыты Аткинсона в живописи и графике. В Англии его талант получил блестящее развитие.
Уокер - мастер репродукционной гравюры. Аткинсон проявил себя как живописец и как график, создававший собственные рисунки, гравюры с них, а иногда и с оригиналов других художников. И все же целесообразно рассматривать их вместе. Они были связаны и родственными, и дружескими узами; вместе приехали в Россию и вместе вернулись в Англию; наконец, они выступали в творческом союзе, принимавшем разные формы. Уокер гравировал некоторые работы Аткинсона, создал тексты к его альбомам о России и о Великобритании, вместе с ним занимался издательским делом. Их судьбы - и человеческие, и творческие - тесно, порой нераздельно сплетены.
Актуальность темы исследования обусловливают несколько факторов. Во-первых, Аткинсону и Уокеру было уделено недостаточно внимания в искусствоведческой литературе - как в отечественной, так и в зарубежной. Уокера и в Англии, и в России всегда признавали одним из величайших мастеров меццо-тинто. Однако его творчество по сей день оставляло ряд неразрешенных вопросов, хотя в два последние десятилетия многое было сделано для его изучения. Судьба наследия Аткинсона драматичнее. В XIX столетии его высоко ценили, но в XX веке в России ему пришлось пережить длительный период забвения и поверхностных суждений. Сейчас, к счастью, отечественная наука движется к преодолению этих стереотипов. В Англии к Аткинсону всегда относились с
почтением, но специального интереса к нему проявлено не было. Необходимость пристального изучения творчества этих мастеров назрела давно.
Во-вторых, некоторые жанры, в которых работал Аткинсон, а именно костюмно-этнографические альбомы и круговая панорама, некогда занимавшие значительное место в русском искусстве, до сих пор не были удостоены всестороннего исследования. Отдельные явления рассматривались без учета европейского контекста, без попыток классификации, без ясной терминологии, и это предопределило неверные оценки.
Наконец, русско-английские художественные связи в целом вызвали у искусствоведов серьезный интерес лишь сравнительно недавно. Для корректировки существующих представлений требуется скрупулезный сбор фактов об отдельных английских мастерах, работавших в России, а также иных аспектах английского влияния (покупке произведений искусства, восприятии английского искусства русскими путешественниками и т.д.). Изучение Аткинсона и Уокера должно внести свою лепту в эту область.
Цели и задачи исследования. Цель исследования - определить место Аткинсона и Уокера в контексте русско-английских художественных связей конца XVIII - начала XIX веков и таким образом обогатить представления о взаимовлиянии двух стран в сфере искусства в этот период. В основные задачи работы входит:
воссоздание биографии и творческой карьеры Аткинсона и Уокера с привлечением для анализа малоизвестных фактов и свидетельств: рассмотрение всей существующей о них литературы, в том числе односложных упоминаний, поиск архивных данных, уяснение обстоятельств заказа и сбыта произведений, выявление работ Аткинсона и Уокера в собраниях музеев и библиотек России и Великобритании, составление их каталога;
анализ развития в отечественном искусстве жанров, в которых работали Аткинсон и Уокер, в особенности панорам и костюмно-этнографических альбомов, определение места и роли произведений Ат-
кинсона и Уокера в эволюции этих жанров, их художественной, иконографической и исторической ценности.
Методы исследования. В ходе исследования были востребованы архивный поиск, стилистический, иконографический, сравнительно-исторический анализ, метод классификации. На основе стилистического и сравнительного анализа были предприняты попытки атрибуции некоторых произведений.
Впервые были рассмотрены творческие биографии Аткинсона и Уокера в целом, включая и русский, и английский периоды. Это позволило проследить эволюцию каждого из мастеров, их связь с Россией, которую они сохраняли и после отъезда на родину; выявить влияние их произведений английского периода, которые стали известны в нашей стране, на отечественное искусство, и наоборот, влияние русских традиций на английское искусство в лице Аткинсона.
В отношении Аткинсона такой подход является единственно правомерным. Творчество Уокера и хронологически, и в содержательном плане полностью укладывается в рамки XVIII столетия. Он продолжал работать как гравер и в XIX веке, но его творческая активность заметно спала, и он переключился на литературную деятельность. Аткинсон, начавший свой путь в самом конце XVIII века, - мастер переходного периода. Поэтому для того, чтобы составить целостное представление о нем, необходимо рассматривать весь его жанровый репертуар и все этапы творчества.
Музеи, библиотеки и архивы, материалы которых были задействованы в исследовании. В ходе исследования были использованы материалы музеев, библиотек и архивов России: Российской национальной библиотеки, Библиотеки Российской академии наук, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея (как фондов, так и библиотек этих музеев), Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ, Российского государственного исторического архива, Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, Государственного Музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Исторического музея, Государственного Музея изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина, Ульяновского областного художественного музея, Научной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова, Музея коневодства Московской Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева.
Очень существенной, особенно для воссоздания английского периода творчества Аткинсона, была работа с материалами собраний Великобритании -Британского музея, Музея Виктории и Альберта, Королевской коллекции (замка Виндзора), галереи Курто, Коллекции Правительства Великобритании, Британской библиотеки, Национальной библиотеки по искусству, Библиотеки Уитт, Библиотеки Центра Пола Меллона по изучению британского искусства, Национального музея армии (исследовательского центра Темплера), Архива Королевской Академии художеств, Исторического Центра Уилтшира и Суиндона.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав: «История изучения творчества Д. А. Аткинсона и Д. Уокера», «Русский период творчества Д. А. Аткинсона и Д. Уокера», «Творческий союз Д. А. Аткинсона и Д. Уокера в Англии», «Творчество Д. А. Аткинсона в английский период» и заключения. Каждая из глав разбита на параграфы, освещающие отдельные аспекты творчества мастеров в соответствующий период. В заключении суммируются выводы. В конце работы приведен список использованных источников, архивных материалов, отечественной и иностранной литературы, всего 298 наименований. Имеются три приложения - каталоги работ Аткинсона и Уокера и альбом иллюстраций; они вынесены в отдельный том. В отношении наследия Аткинсона попытка составить каталог предпринята впервые. Честь создания первого научного каталога работ Уокера принадлежит Э. Кроссу. Этот перечень, точный и включающий все (за редкими исключениями) произведения мастера, стал основой данного каталога, но был дополнен несколькими работами Уокера, данными о размерах листов, о том, кем они были изданы, в каких собраниях имеются.
Практическая ценность и апробация исследования. Диссертация выполнена на кафедре истории русского искусства исторического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета, на заседании которой она была обсуждена и одобрена. Основные положения исследования изложены в восьми научных статьях, три из которых опубликованы в ведущих рецензируемых журналах и изданиях (перечень прилагается). По теме диссертации были прочитаны доклады на научных конференциях в России и за рубежом, в том числе - в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. И. Штиглица (2010 г.), Российском Государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (2010, 2012 гг.), в Санкт-Петербургском Государственном университете (2010 г.), в Московском Государственном университете им. М. В. Ломоносова (2011 г.), в Ходдесдоне (2012 г., конференция Международной группы по изучению России XVIII века).
В целом, введенные в научный оборот сведения, новые оценки и атрибуции могут быть использованы преподавателями вузов, сотрудниками музеев, представителями теоретической науки с целью расширения знаний как о творчестве Аткинсона и Уокера, так и о тех жанрах и техниках, в которых они проявили себя, причем второе открывает пути для дальнейших обобщающих наблюдений.