Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века Бочковская Вера Игоревна

История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века
<
История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бочковская Вера Игоревна. История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 17.00.09.- Барнаул, 2006.- 278 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/650

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Художественное образование как важная составляющая художественной культуры России 8

1.1. Сущность и содержание понятия «художественное образование»... 8

1.2. Из истории художественного образования на Алтае до 1917 года...28

1.3. Становление художественного образования на Алтае в первой половине века XX века на основе общероссийских тенденций 37

1.4. Роль выдающихся художников в развитии художественного образования Алтая в первой половине XX века 49

Глава II. Художественное образование как фактор развития художественной культуры Алтайского края в 1950 - 1980-е годы 58

2.1. Послевоенные годы: художественные студии 58

2.2. Становление и развитие детского художественного образования: художественные школы, школы искусств 67

2.3. Открытие Новоалтайского художественного училища как важный этап развития художественного образования на Алтае 91

2.4. Влияние художественного образования на развитие художественной культуры Алтайского края 109

Список литературы и источников

Введение к работе

Актуальность исследования. Художественное образование является важной составляющей художественной жизни региона. От степени развития художественного образования "зависит уровень духовно-художественной культуры как отдельных возрастных и социально-профессиональных групп, так и художественной интеллигенции Алтайского края. Именно художественное образование является условием зарождения и трансляции неповторимых традиций в сфере регионального искусства, фактором формирования уникальных художественных традиций.

Политические преобразования конца XX века оказали существенное влияние на сложившуюся систему художественного образования Алтайского края. Еще не устоявшиеся новые традиции переходного периода негативно сказываются на качестве художественного образования, приводят к снижению уровня профессионализма во всех его областях. Но, как известно, именно высокий уровень образования может обеспечить адекватное художественное воспроизведение и воссоздание модели мира, образа жизни людей, транслировать культурные ценности, социальные нормы и жизненные смыслы. Особое значение приобретает художественное образование и воспитание художественной культуры личности.

В настоящее время художественное образование широко развивается и
приобретает все новые формы. Это художественные школы, школы искусств,
изостудии, частные мастерские. Количество желающих получить начальное
художественное образование растет с каждым годом. Конкурс в Новоалтайское
художественное училище, даже с появлением в середине 90-х годов отделения
«Дизайн» в Алтайском государственном техническом университете и кафедры
* дизайна в Алтайской государственной академии культуры и искусств, остается

по-прежнему на высоком уровне.

Недостаточно изучена история художественного образования Алтая: по данной теме нет трудов обобщающего характера. Если к истории художественных студий и художественной школы 20-х - 30-х годов обращались

в своих работах, посвященных художественной культуре первой половины XX века, такие исследователи, как Л.И. Снитко и Т.М. Степанская, то по истории художественного образования второй половины XX века научных исследований не проводилось. А между тем именно этот период явился важным в становлении и развитии художественного образования на Алтае.

Степень изученности темы. Проблему художественного воспитания и образования исследовал выдающийся художник-педагог Б.М. Неменский. В основу системы преподавания изобразительного искусства Б.М. Неменский ставил необходимость широкого введения искусства в школьную практику и видел в этом один из основных путей формирования духовной культуры подрастающего поколения. Личным педагогическим примером художник подтвердил эффективность своей системы, основанной на поэтапном приобщении детей к искусству.

История художественного образования, начиная с Канцелярии от строений и заканчивая исследованием педагогического опыта и систем различных школ второй половины XIX - начала XX века, была представлена в трудах Э.М. Белютина, А. И. Зотова, Н.А. Дмитриевой, Н.М. Молевой и др., изданных в 60 - 70-х годах.

История художественной жизни в Сибири и на Алтае в конце XVIII -начале XIX веков раскрыта в работах В.Ф.Гришаева, З.Г. Карпенко, А.Н. Копылова, Н.Я. Савельева, Т.М. Степанской, М. Овчинниковой, А.П. Уманского и др.

История художественной жизни в Сибири и на Алтае первой половины XX века подробно освещена в книгах П.Д. Муратова и Л.И. Снитко. В них исследуется художественная жизнь Алтая, определяется место художественного образования в художественной культуре данного периода и характеризуются основные этапы его становления. Однако главной целью этих работ была характеристика развития художественной культуры на Алтае в целом, и авторы не ставили своей задачей всесторонний анализ особенностей художественного образования. В связи с этим целый ряд проблем, связанных с

историей формирования учебно-методической базы и исследованием тенденций развития удожественного образования на Алтае, оказался вне поля зрения исследователей.

Развитие художественной культуры на Алтае в послевоенные годы, когда основной и единственной формой художественного образования являлись самодеятельные студии, рассмотрено в статьях И.Б. Каруниной, Л.Н. Лихацкой и др.

Следует отметить работу С.Д. Бортникова «Художественная интеллигенция Сибири (1961 - 1980 гг.)», где анализируются профессиональная, политическая и общественная деятельность художественной интеллигенции Сибири и ее наиболее ярких представителей. Выделены специфические черты художественной интеллигенции как социальной группы общества, рассмотрены формы и методы подготовки ее кадров.

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что в литературе широко представлен период первой половины XX века. В основном изучение художественного образования осуществляется в контексте художественной культуры в целом, либо в рамках творчества отдельного художника-педагога. Проблема художественного образования в Алтайском крае в 1950 - 1980 годы до настоящего времени не получила достаточного освещения и самостоятельной разработки в искусствоведческой науке.

Цель исследования: выявить особенности развития художественного образования в Алтайском крае во второй половине XX века.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть содержание понятия "художественное образование" как важной составляющей художественой культуры России XX века.

  2. Изучить состояние художественного образования на Алтае до 1917 года.

3. Исследовать тенденции развития художественного образования в России и
в Алтайском крае в первой половине XX века.

  1. Проследить динамику развития художественного образования в Алтайском крае середины XX века.

  2. Выявить ведущих художников-педагогов и определить их роль в развитиии художественного образования в Алтайском крае в 1950 - 1980-ые годы.

Объект исследования: художественное образование России XX века.

Предмет исследования: особенности развития художественного образования в Алтайском крае второй половины XX века.

Хронологические рамки: XX век.

Территориальные рамки: Россия, Алтайский край.

Методология и методы исследования.

Исторический подход и хронологический принцип являются методологическим фундаментом нашей работы.

На общей концепции работы сказались идеи, представленные в трудах Н.М. Молевой и Э.М. Белютина, посвященных истории становления и развития русской художественной школы. Н.М. Молева выдвинула тезис о том, что изучение русской художественной школы имеет относительно понимания всего национального искусства неизмеримо большее значение, чем знакомство со школами в любой другой стране и культуре. Ее анализ необходим для определения путей формирования национального художественного метода. Совмещение в учебном процессе теории и практики, связь учебных заданий с приобретением навыков профессиональной работы (причем последнее в напосредственной близости к зрелым художникам путем наглядного изучения их метода), интерес к натуре - таковы были ведущие принципы художественного образования в России.

Методика исследования основана на принципе единства теории и практики образовательного процесса; принципе историзма и объективности, а также базировалась на использовании диалектического, конкретно-исторического и системно-структурного подходов к анализу рассматриваемых вопросов, элементов искусствоведческого и стилистического анализа.

Источники. Источниковую базу исследования составили материалы Центра хранения Архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), исполнительного комитета Алтайского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ФР. 141), Отдела культуры исполкома Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся (ФР. 428), Барнаульского городского Совета народных депутатов (ФР. 428), Отдела народного образования. В ходе исследования были использованы опубликованные документы Министерства культуры СССР, собрание документальных материалов по празднованию 50-летия советской власти на Алтае (ФР. 1152), статистические данные, методические разработки, каталоги, периодическая печать, воспоминания художников-педагогов и выпускников художественных учебных заведений края.

Научная новизна диссертации:

  1. Художественное образование Алтайского края 1950 - 1980-х годах исследовано в историко-теоретическом аспекте на основе комплексной методики.

  2. История развития художественного образования в Алтайском крае в 1950-1980-е годы рассмотрена в отношении к общим процессам развития региональной художественной жизни и процессам развития художественного образования в России этого периода.

  3. Введены в научный оборот архивные источники и опубликованные материалы, позволившие выявить и систематизировать историю развития художественного образования на Алтае во второй половине XX века.

  4. Показана история формирования учебно-методической базы барнаульских художественных школ и Новоалтайского художественного училища.

  5. Определена роль персоналий в становлении и развитии художественного образования в Алтайском крае в 1950 - 1980 годах.

  6. Раскрыты особенности развития художественного образования в Алтайском крае: влияние столичного художественного образования на методическое обеспечение художественных школ и художественного училища;

формирование педагогического состава Новоалтайского художественного училища на основе выпускников Дальневосточного института искусств; подтверждена определяющая роль личности художников-педагогов. Теоретическая и практическая значимость.

Материалы анализа могут служить основанием для дальнейших теоретических изысканий в области исследования истории изобразительного искусства второй половины XX века.

Полученные результаты могут использоваться для разработки спецкурсов «История изобразительного искусства России», «История изобразительного искусства Алтайского края» и применяться в цикле социально-гуманитарных дисциплин.

Положения, выносимые на защиту.

1. В условиях развития профессионального и самодеятельного
изобразительного искусства Алтайского края возникла потребность в местных
профессиональных кадрах, подготовку и обучение которых взяли на себя
художественные школы и Новоалтайское художественное училище.

  1. Одновременно с подготовкой профессионалов в художественных учебных заведениях проводилась работа по приобщению населения к изобразительному искусству в самодеятельных студиях, которые создавали богатый творческий потенциал и во многом предвосхитили деятельность профессиональных учебных заведений края.

  2. Процесс творческой отчетности (организация регулярных выставок) продемонстрировал высокую значимость творческой деятельности художественных учебных заведений Алтайского края для художественного воспитании населения.

4. Недостаточность материально-технической базы художественных
учебных заведений Алтайского края, достигшая кризисного состояния в конце
80-х - 90-х годов, создала неблагоприятные условия для их развития.

Апробация. По теме диссертации были сделаны выступления с докладом и сообщения на методологических семинарах кафедр «Культурологии и

истории искусств» Алтайского государственного университета (АлтГУ), «Теории и истории художественной культуры» Алтайской государственной академии культуры и искусства (АлтГАКИ) и методических советах Барнаульской щколы искусств №1. Выступления на республиканской научно-практической конференции «Культурное наследие Сибири», региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула «Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы», научно-практической конференции, посвященной 60-летию организации «Союз художников Алтая», научно-практической конференции «Молодежь -Барнаулу».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

Сущность и содержание понятия «художественное образование»...

В истории искусства России художественное образование является одним из сложных и интересных процессов. Его история уходит своими истоками к рубежу XVII - XVIII веков, времени формирования нового, светского искусства.

В Большой советской энциклопедии «художественное образование» определено как «профессиональное обучение живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладному искусству, истории и теории искусства» [55. С. 404]. Большую роль художественное обучение ( рисунок и т.д. ) играет в архитектурном образовании. На первых стадиях развития художественное образование осуществлялось обычно в порядке ученичества в мастерской художника (ремесленника), в строительных артелях и т.д., где ученик начинал обучение с выполнения подсобных работ. Подготовка носила характер непосредственной передачи мастером практического опыта ученику. В средние века в ряде стран Европы сложилась система цехового обучения, где за ученичеством у мастера обычно следовали странствия в учебных целях и представление «мастерского» произведения. В России ученичество у иконописцев и резчиков, в монастырях, в мастерских Оружейной палаты преобладало до XVIII века. В Западной Европе значительные изменения произошли в эпоху Возрождения, когда сложилась основанная на научных принципах система правдивого изображения человека и окружающего мира, потребовавшая от художника специального изучения перспективы, анатомии и у др. Важную роль стало играть изучение искусства античности. В XVI веке в Италии (позднее, особенно в XVIII веке, в ряде других европейских стран) учреждаются первые художественные академии. Создается педагогическая система художественного образования, опирающаяся на твердые правила рисунка, композиции, пластической моделировки и т.д.; основополагающим стало изучение образцов классического искусства и живой натуры. Все это способствовало повышению подготовки художников.

В литературе, не носящей специального характера, зачастую происходит подмена таких понятий, как «художественное образование» и «художественное воспитание». Художественное воспитание неотделимо от художественного образования как процесса приобщения человека к художественным ценностям, накопленным в ходе исторического развития человечества. Художественное образование как условие и элемент художественного воспитания следует отличать от профессионального художественного образования -систематической подготовки к самостоятельной творческой деятельности в определенной области искусства. Вместе с тем, стимулирование художественно-творческой активности человека в рамках самодеятельности также служит важным средством художественного воспитания. Художественное воспитание, являясь важнейшей частью эстетического воспитания, способствует формированию эстетического сознания личности.

Если «художественное образование» это - система подготовки мастеров изобразительного, декоративно-прикладного и промышленного искусства, архитекторов-художников, искусствоведов, художников-педагогов, то «художественное воспитание», как сказано в Российской педагогической энциклопедии, это-«формирование мировосприятия ребенка средствами искусства (всех его видов и жанров)» [54. С. 549]. Художественное воспитание может быть стихийным и педагогически направленным. В X веке входит приобщение ребенка к различным проявлениям искусства через их восприятие и собственную творческую деятельность. "Различные виды искусств входят в жизнь ребенка как часть окружающей его действительности с первых лет жизни. Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включенное в образовательный процесс художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным ее осмысление"[54. С. 549]. Другая сторона художественного воспитания собственное художественное творчество ребенка. В Российской педагогической энциклопедии «художественное творчество» трактуется как «выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме».[57. С. 550]. Художественное творчество - составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности. Художественное воспитание делает человека наследником культуры предков. Само понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура» - т.е. природа. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому» и применялось прежде всего для различия растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. М.С. Каган в своей работе «Философия культуры» пишет: «Со временем слово «культура» стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, так сказать противоестественный характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, как плод преобразования благоданного или природного материала, попадал в сферу культуры, и она приобретала смысл «образование», «воспитание» [15. С. 10]. Эта мысль созвучна позиции Г.П. Федотова, который считал, что вне культуры все - будь то искусство, политика, религия - теряет человеческий смысл и сам человек немыслим вне культуры как человек.

Становление художественного образования на Алтае в первой половине века XX века на основе общероссийских тенденций

В параграфе рассматривается история художественного образования на Алтае в 20 - 30-х годах и дается описание подготовки творческих кадров в студиях ИЗО и художественных школах.

После вооруженного восстания 1917 года новой власти предстояло в первую очередь сломать государственную машину старого общества. Для этих целей органам Советской власти требовались «культурные деятели» в качестве энергичных помощников. Сюда могли быть привлечены только те слои интеллигенции, которые были оппозиционно настроены по отношению к буржуазии и симпатизировали революции. «Правые» художники, - отмечал Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский, - в огромном большинстве случаев далеки от революции по своему политическому настроению, «левые же более к ней в этом отношении близкие...», поскольку в «русском буржуазном обществе они были в некоторой степени загнаны, естественно, что они скорей почувствовали симпатию к революции и увлеклись ею. Когда она протянула им руку» [24. С.67,116].

Советской власти предстояло подавить сопротивление «не только военное и политическое, но и идейное, самое глубокое и мощное» [21. С.406]. Наркомпросу в этой связи «надлежало сломать все существовавшее до Октября дело народного просвещения в России, расчистить почву и начать строить все совершенно заново..., - писал А. Луначарский. - Ломались, уничтожались и создавались не только формы, но самые основные понятия о народном просвещении, безмерно расширялась его область. Все, что раньше совсем не считалось принадлежащим народному просвещению, как, например, искусство..., что служило раньше только развлечению правящих классов, теперь должно было быть...приспособлено к задачам народного просвещения» [33. С. 13]. Осуществить эти задачи можно было только с людьми, которые по крайней мере, не отвергали идеалы революции и способны были совместно с рабочими и под руководством партии эти задачи выполнить. Этими людьми из числа творческой интеллигенции были в большинстве своем «левые» художники, к которым и обратился в первую очередь Нарком просвещения. «Я протянул руку главным образом потому, писал впоследствии А. Луначарский, -что в общей политике Наркомпроса нам необходимо было опереться на серьезный коллектив творческих художественных сил. Их я нашел почти исключительно здесь, среди так называемых «левых художников» [24. С. 116].

Мастера искусства этого направления приняли предложение А. Луначарского и целыми группами стали покидать Союз деятелей искусств. Который объединял в своих рядах всю творческую интеллигенцию Петрограда. Так, например, 21 ноября 1917 года на очередном собрании этого Союза Н. Пунин сделал заявление от имени группы своих единомышленников Ю. Анненкова, Л. Бруни, П. Митурича, В. Татлина, В. Хлебникова и др., что они уходят из Союза. "Левые" московские художники также покинули Профессиональный союз художников-живописцев Москвы в конце 1917 года и создали свою федерацшо во главе которой были В.Татлин, И. Машков и А. Лентулов [33. С. 13].

К концу ноября 1917 года Наркомпрос уже располагал необходимым количеством специалистов для организации первоочередной работы в области культуры. Они объединились в Отдел искусств, который был создан в соответствии с декретом от 22 ноября 1917 года [62. С. 59]. В этот отдел были включены как художники, так и представители Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В его задачи входила организация культурно-просветительского обслуживания широких трудящихся масс. Отдел обращался к художникам принять активное участие в этой работе, присылать в Наркомпрос свои предложения. Но художники театров и преподаватели художественных учебных заведений примкнули к забастовке, объявленной Союзом деятелей искусств, и прекратили работу.

Как только преподаватели Академии художеств не стали являться на занятия, совет старост (студенческая организация, возникшая после революции) потребовал 13 января 1918 года пригласить на преподавательскую работу других художников: «И. Жолтовского, Л. Овсянникова, А. Савинова, К. Сомова, В.Фалилеева, И. Фомина, В. Шухаева, В. Щуко, А. Щусева, А. Яковлева» [33. С. 17]. Когда эти требования Совет Академии по рекомендации А. Таманова отверг, студенты сообщили профессорам 19 января 1918 года, что «за ними больше учащиеся не идут», и отправили свои делегации на квартиры к художникам, приглашая их на преподавательскую работу. Под давлением учащихся Совет Академии вынужден был провести 30 января 1918 года избрание новых членов и приступить к занятиям [33. С. 17]. 19 апреля 1918 года опубликован декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о ликвидации Императорской Академии художеств и о преобразовании Высшего художественного училища в Свободные художественные мастерские [11. С. 77]. Строгановское училище технического рисования было реорганизовано и входило в состав Государственных свободных художественных мастерских, Вхутемаса, Вхутеина [29. С. 51].

Свободный доступ к образованию, провозглашенный советской властью, привлек в высшую художественную школу тысячи людей - выходцев из простого народа. В 1918 году в Свободные художественные мастерские было зачислено сразу около 700 человек [12. С. 77]. Такого наплыва учащихся старая Академия художеств никогда не знала.

Послевоенные годы: художественные студии

Говорится о роли самодеятельных студий изобразительного искусства в культурной жизни края.

Советское искусство эпохи Великой Отечественной войны занимает в истории мировой культуры первой половины XX века особое место. Война подчинила задачам разгрома врага политическую, общественную и культурную жизнь страны. Поэтому вся деятельность учреждений культуры этого периода была направлена на воспитание у советских людей ненависти к врагу, патриотизма, высокой сознательности, готовности пожертвовать жизнью во имя победы. Требовалось повысить размах культурно-просветительской работы, повыситьее мобилизующую и воспитательную роль, но нехватка средств, дифицит кадров политпросветработников создавали неблагоприятные условия для деятельности культурных учреждений края. В первый год войны резко уменьшилось количество изб-читален, клубов, библиотек, киноустановок, театров. Возобновлению работы способствовало принятие приказа Наркомпроса РСФСР «Об участии политико-просветительных учреждений в весенней посевной компании 1942 г.» [35. С. 68]. Однако восстановить полностью сеть учреждений культуры не удалось до конца войны. Сеть клубных учреждений сократилось в годы войны с 1478 до 1202 [76. С. 102]. 1942 год стал годом перестройки художественной самодеятельности, создания и переориентации репертуара на оборонную тематику. За два последних военных года было создано 1635 новых кружка художественной самодеятельности, а их общее число достигло 3595 [4. С. 228].

В организации художественной самодеятельности большую помощь оказывали бригады колхозно-совхозных театров и концертных организаций, выезжающие с концертами на село. В период весенних и уборочных работ в сельскую местность направлялись концертные бригады и театры для художественного обслуживания трудящихся деревни. В такие бригады включались и художники, помогавшие оформлению стенгазет, боевых листков, колхозных клубов.

В октябре 1941 года решением крайисполкома были выделены средства на содержание концертной бригады для обслуживания госпиталей Алтая. Большой вклад в эту деятельность внесли краевой комитет союза работников (РАБИС), коллективы художественной самодеятельности клубов Барнаульского вагоноремонтного завода и меланжевого комбината, Дворца пионеров [40. С. 288].

Военный период был сложным, но очень плодотворным в плане творческого содружества столичных деятелей культуры с сибирскими. В годы войны на Алтай эвакуировались симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Московский камерный театр А. Таирова, Днепропетровский драматический театр, Ворошиловградский русский государственный драматический театр, члены творческих союзов [40. С. 288].

На Алтае в эти годы гастролировали актеры Ленинградского Государственного театра драмы им. А.С. Пушкина, заслуженный артист РСФСР М. Жаров, артисты кино М. Кузнецов, А. Румнев, К. Сорокин, Л. Шабалина, артисты столичной эстрады, среди них А. Райкин [40. С. 288].

Постепенно расширялась сеть культурно-просветительных учреждений. После открытия в мае 1944 года краевой филармонии крайисполком принял решение о строительстве театра в Бийске, в январе 1945 года были организованы краевой библиотечный коллектор и 18 районных библиотек [40. С 288].

Оживление художественной жизни края связано и с пребыванием здесь крупных мастеров изобразительного искусства, эвакуировшихся из западных районов страны. И хотя большинство местных художников ушли на фронт, осенью 1941 года на Алтае работали около 50 членов творческого союза [40. С. 288]. В годы войны ведущую роль в советском изобразительном искусстве начинает играть графика как наиболее мобильный и оперативный вид искусства, обладающий возможностью широкого тиражирования. Большое значение приобретают агитационные виды графики: газетная и журнальная карикатура, плакат. Буквально с первых дней войны в Барнауле, Бийске и Горно-Алтайске стали выходить сатирические плакаты "Окна ТАСС" и "Агитокна". Их авторами стали местные и эвакуированные художники, которых к зиме 1941 года на Алтае было уже много. Среди них такие мастера плаката, как Д. Моор (Орлов), М. Черемных, М. Щеглов [40. С. 36].

М.М. Черемных был эвакуирован в Бийск, где он возглавил агитплокатную мастерскую. Выпущенные им "Окна ТАСС" отличала высокая культура изобразительного и текстовогоматериала. Работая в Бийске, в 1941 году М.М. Черемных получил Государственную премию [40. С 36]. Занимался художник и оформлением постановок Алтайского краевого театра драмы, переведенного в начале войны в Бийск.

В сентябре 1941 года в Барнауле была организована мастерская политического плаката под руководством приехавшего из Москвы М.Н. Шипулина, где художники Ф. Нохрин, А.Стручков, И. Харин, выпускали "Агитокна" [40. С. 289]. Будучи по образованию театральным художником М.Н. Шипулин постепенно освоил специальность графика-плакатиста, добившись точности и убедительности злободневных образов. Он выступил автором 285 стихотворных подписей и 160 "Агитокон" [5. С. 138]. Лучшие плакаты издавались типографским способом, печатались в газетах, экспонировались на краевых художественных выставках.

Становление и развитие детского художественного образования: художественные школы, школы искусств

В начале 50-х годов в городе Барнауле зародилась новая форма работы со школьниками: были созданы первые клубы пионеров при домоуправлениях. В 1967 году их насчитывалось более 30, и во многих действовали кружки ИЗО. [70]. Из кружков и студий ИЗО наиболее часто упоминавшихся в периодической печати 60 - 70-х годов можно отметить студию Дворца пионеров и студию Дома работников просвещения, успешно работавших в городе. Но работа этих изостудий носила форму самодеятельного творчества и к этому моменту уже назрела потребность в учебном заведении в области дополнительного образования, которое бы давало начальное художественное образование.

Решением Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся от25 августа 1966 года первой художественной школе было выделено три классных комнаты общеобразовательной школы №70 по адресу ул. Смольная, 46 Октябрьского района [72. С. 271]. Школа была названа - Барнаульская детская художественная школа (БДХШ). В «Алтайской правде» за 15 сентября был объявлен прием учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х классов общеобразовательных школ. Заявления принимались с 10 по 25 сентября. С 26 по 30 сентября проходили приемные экзамены (см. приложение 5). А уже 1 октября старейшая в Алтайском крае Барнаульская детская художественная школа начала свою работу [98. С. 3].

С момента ее открытия и по 28 июня 1990 года школа была единственным в городе учебным заведением в области дополнительного образования, программа которого включала изучение дисциплин мзобразительного цикла (рисунок, живопись, станковая композиция), скульптуры, а также теоретического курса по истории искусств, что соответствовало начальному художественному образованию. Школа находилась в ведении отдела культуры Барнаульского горисполкома. Первым директором БДХШ был Михаил Иванович Бадьян [71. С. 54].

На 1 октября 1966 года в штате школы было два преподавателя, контингент учащихся составлял 30 человек [73. С. 1]. Первый выпуск состоялся в мюне 1970 года. В этом году свидетельство о начальном художественном образовании получили 24 выпускника БДХШ. В «Отчете Барнаульской детской художественной школы за 1969 - 70 учебный год» отмечалось, что из 24 учащихся, окончивших в 1970 году школу, поступили: в художественные училища - 4 человека, в архитектурные институты - 2 человека, на художественно-графические факультеты пединститутов - 2 человека. Остальные заканчивали общеобразовательные школы [71. С. 54]. Но говорилось и о том, что: «на протяжении 4-х лет занятия проводились на одной и той же классной площади (включая и коридор) по рисунку, истории искусств, по живописи и скульптуре. А по скульптуре почти все учебные задания учащиеся выполняли в глине, отсюда можно представить, какие усилия надо затрачивать ежедневно, чтобы привести в порядок 3 классных комнаты и обставить их для проведения других предметов» [73. С. 54].

Существовали также и другие предметы: 1. Методический фонд школы был укомплектован не полностью. 2. Натюрмортный фонд был недостаточно оснащен, особенно чучелами птиц и животных. 3. Школа нуждалась в таких учебных материалах, как бумага, кисти, акварельные краски, гуашь, темпера, цветная тушь, цветная бумага и другие.

Но самой большой проблемой было отсутствие собственной базы. Из-за того, что в распоряжении школы имелось три классных комнаты, занятия проходили в три смены, и заканчивались в половине десятого вечера. «Художественная школа находится в захолустном уголке г. Барнаула и совершенно оторвана от центральных коммуникаций города. - писал директор БДХШ М.И. Бадьян - И если прибавить к этому суровую зиму с ее более чем тридцатиградусными морозами, буранами и метелями, то будет совершенно неудевительным, что и в 1969 - 70 учебном годумы имели отсев 15 человек учащихся, потому что дети физически не могут добираться до школы на гортранспорте с 2-мя, 3-мя пересадками. Давно пора вытащить художественную школу из окраинного захолустья Барнаула и представить ей собственную базу где-то в центральных частях города» [73. С.56].

Однако, несмотря на все перечисленные трудности, в 1969 - 70 учебном году школа имела четыре класса; 1-й, 2-й, 3-й, 4-й. Каждый класс разделялся на группы. Наполняемость групп была 10-13 человек. Всего обучалось в школе -136 человек в начале учебного года, 121 человек в конце учебного года [73. С. 57].

Приказом Министерства культуры РСФСР за №11 от 9 января 1967 года БДХШ была прикреплена к Красноярской художественной школе им. В.И. Сурикова, которая являлась опорной для всей сети детских художественных школ зоны Сибири и Дальнего Востока [73. С. 57]. Эта школа осуществляла контроль всей учебно-методической работы БДХШ путем инспектирования зональных методических совещаний, зональных выставок работ учащихся.

Вся учебная работа в БДХШ велась строго по программам утвержденным УУЗом Министерства культуры СССР и РСФСР.

В своем отчете М.И. Бадьян указывает на то, что «борьба за глубину и прочность знаний и навыков учащихся проводится в форме: 1. Точного и последовательного планирования программного материала по дисциплинам. 2. Творческого подхода к натурным постановкам по рисунку и живописи. 3. Путем развития образного мышления в конкретных заданиях по композиции и скульптуре. 4. Путем неукоснительного выполнения программного материала как педагогами, так и учащимися. 5. Путем выставок учащихся, которые проводятся 3-4 раза в течении учебного года» [73. С. 59].

Похожие диссертации на История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века