Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию индустриальных пейзажей и произведений, посвященных теме техники, созданных в 1950-1980-е гг российским художником Александром Васильевичем Пантелеевым (1932-1990) в контексте развития советского промышленного пейзажа
Актуальность исследования. Одной из важных примет XX в стал стремительный прогресс науки и техники и связанное с этим индустриальное преображение окружающего мира Однако во второй половине прошедшего столетия развитие промышленности стало осуществляться на основе совершенствующихся сложных технологий и компьютеризации, что вело не только к достижениям, но и к техногенным катастрофам, к негативным изменениям в психологии людей По этой причине противоречивый характер достижений науки и техники и проблема разумного баланса мил природы и человека начал волновать не только ученых, но и представителей различных видов искусства Изменялись и задачи, которые в это время решали советские художники, обратившиеся к индустриальной теме Начиная с 1920-х гг развитие индустриального пейзажа в советской живописи имело неоднозначный характер - несмотря на то, что оно в значительной мере поддерживалось и направлялось государством, критики нередко обвиняли мастеров этого жанра в «техницизме» и некритическом использовании выразительных приемов новаторского зарубежного искусства В 1920-1930-е гг а затем и послевоенные десятилетия государство, как правило, ставило перед художниками, обращавшимися к индустриальному пейзажу, задачу запечатлеть грандиозные достижения социалистической промышленности, следствием чего стала известная идеализация и прямолинейность в трактовке индустриальных мотивов Вместе с тем искренняя вера многих художников в коммунистические ценности, зримым воплощением которых становились грандиозные стройки и величественные завоевания индустрии, позволяла создавать значительные в художественном отношении произведения
Вместе с тем процесс становления и развития промышленного пейзажа в советском искусстве не получил должного освещения В индустриальных пейзажах А Пантелеева нашли отражение основные стадии развития промышленной темы в советском искусстве С другой стороны, многие его работы с точки зрения предмета изображения нельзя назвать индустриальными пейзажами -здесь мы имеем дело с практически неизученным тематическим разделом советской живописи Речь идет о теме техники, связанной в случае с творчеством А Пантелеева с образом робота и других изображений, ставших следствием технического прогресса Здесь художник сумел ощутить его амбивалентную сущность, создав в своих живописных произведениях две модели отношения к достижениям науки и техники, что в свете проблем современного мира также придает изучению этих работ особую актуальность
Степень научной разработанности проблемы. Советский индустриальный пейзаж 1920-1980-х гг до сих пор не был предметом специального научного исследования Первым из отечественных критиков его специфику раскрыл
Я Тугендхольд в обзоре выставки «10 лет Октября» (1928) Важной в истори-ко-методологическом аспекте является книга А Федорова-Давыдова «Советский пейзаж» (1958) Общая картина развития индустриальной темы дана в многочисленных учебниках и общих трудах по истории русского и советского искусства Большое значение для изучения вопроса о начальном периоде развития индустриального пейзажа в СССР являются монография В Костина «Общество станковистов» (1975) и альбом «Круг художников 1926-1932» (2008) Принципиальные проблемы развития отечественного искусства в целом и отдельных его жанров были рассмотрены в исследованиях И Н Голомштока «Тоталитарное искусство», А Морозова «Конец утопии Из истории искусства в СССР 1930-х годов» (1995) и «Соцреализм и реализм» (2007, В Манина «Искусство и власть Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917-1941 годов» (2008), а также в диссертации Г Плетневой «Ангажированная культура Опыт анализа художественной критики и художественной практики позд-несоветского времени (1960-1980) (2002)
В монографии О Никулиной «Природа глазами художника Проблемы развития современной пейзажной живописи» (1982) обзор развития пейзажа в 1950-1970-е гг сочетается с выявлением некоторых проблем, важных для изучения интересующей нас темы Оригинальную интерпретацию специфики данного жанра мы встречаем в книге А Каменского «Романтический монтаж» (1989) Проблемы развития индустриальной темы в советском искусстве затрагивали в своих книгах и статьях В Кеменов, В Ванслов, В Зименко, В. Сысоев и другие исследователи
Масштаб воздействия индустрии и техники на мировоззрение людей начала XX века позволили оценить литературные произведения К Чапека, Е Замятина, Ф Гладкова, А Платонова, О Хаксли, Дж Оруэлла, С Лема, А Азимова и других писателей Труды философов О Шпенглера и Э Фромма раскрыли глубину и серьезность проблем технократического и постиндустриального общества
К творчеству А Пантелеева уже при жизни художника обращались такие искусствоведы как О Воронова, М Лазарев, М Лебедянский, В Манин, Ю Нехорошее, Т Нордштейн, Ю Осмоловский, И Порто, М Соколов Несмотря на то, что индустриальная тема рассматривалась всеми как ведущая в творчестве этого живописца, интересующий нас вопрос так и не удостоился специального научного исследования
Изучению творчества А Пантелеева положили начало статьи московских искусствоведов, опубликованные в 1974-1975-х гг. после серии персональных выставок художника в Москве и Ленинграде, и других городах Советского Союза Первым откликом на произведения этого мастера стала статья Ю Нехоро-шева в газете «Правда» была первой в этом ряду Важными стали две статьи Т Нордштейн «Гармония сложного» в газете «Советская культура», и «Современность В чем она9» в журнале «Художник» М Лебедянский в буклете московской выставки назвал предшественников Пантелеева - Б Яковлева, А Дейнеку, Ю Пименова, А Лабаса, Н Денисовского, Г Нисского.
Ю Нехорошее в альбоме «Уральская симфония» (М, 1976) дал емкую ха-
рактеристику метода Пантелеева, не потерявшую своей актуальности и поныне М Соколов в журнальной статье «Пейзажи А Пантелеева» («Искусство» № 10, 1981), предложил ряд интересных интерпретаций его индустриальных мотивов В 1983 году к юбилейной выставке художника в Москве был издан каталог с яркими по образности статьями самого А Пантелеева, М Лазарева, Ю Осмоловского
Последней прижизненной публикацией и первой монографией о творчестве художника, стала книга И Б Порто «Александр Васильевич Пантелеев» (Л, 1989) Описывая его творчество и уделяя внимание индустриальному пейзажу, автор останавливался на специфике его работы в Череповце, раскрывая методику работы живописца Первый исторический обзор произведений Пантелеева был сделан В С Маниным в исследовании «Русская живопись XX века» (СПб, 2006), где временная дистанция не только позволила критику оценить масштаб деятельности художника в области индустриальной темы, но и обозначить его место в истории российского искусства второй половины XX в
Объект исследования - индустриальные пейзажи и произведения, связанные с технической темой в творчестве А В Пантелеева 1950-1980 гг в контексте советского промышленного пейзажа
Предмет исследования - особенности становления индустриального пейзажа в советском искусстве второй половины XX в, основные этапы творческого пути А Пантелеева, специфика образного решения его индустриальных пейзажей и произведений, посвященных теме техники
Цель исследования заключается в исследовании специфики содержания и образного решения созданных А Пантелеевым индустриальных пейзажей и произведений, связанных с темой техники
Задачи исследования:
Выявить факторы формирования и развития индустриального пейзажа в советском изобразительном искусстве
Рассмотреть традиции отечественного и мирового искусства, оказавшие влияние на специфику образного решения индустриальных пейзажей и технических сюжетов в творчестве А Пантелеева
Проанализировать образно-художественные особенности рассматриваемых произведений А Пантелеева
Определить место наиболее значительных произведений А Пантелеева в советском изобразительном искусстве 1960-1980-х гг
Методология исследования обусловлена выбором темы и необходимостью ее рассмотрения в контексте отечественного изобразительного искусства второй половины в
Системно-исторический метод позволил соотнести творчество А Пантелеева с проблемами развития индустриальной тематики в отечественном изобразительном искусстве
Метод сравнительного анализа полотен А Пантелеева в сопоставлении с творчеством художников, проявивших себя в индустриальном пейзаже, позволил выявить специфические особенности этого мастера в создании картин на тему техники
:>
Применение иконографического, иконологического, семантического анализа рассматриваемых произведений позволило выявить специфику их образного решения
Использование сравнительного анализа индустриальных пейзажей А Пантелеева и произведений других крупных живописцев, обращавшихся к этому жанру в рамках метода художественно-стилистического искусствоведческого анализа позволило выявить специфику образного и стилистического решения рассматриваемых произведений
Источниками исследования являются три вида материалов художественные, документальные и литературные К первой группе относятся произведения живописи и графики А Пантелеева из государственных и частных собраний России и бывших республик СССР, картины и графические работы советских художников, хранящиеся в музеях России и стран СНГ Ко второй - опубликованные и неизданные статьи, выступления и высказывания А Пантелеева, зафиксированные автором диссертации Важным и фактически единственным источником для изучения формирования мировоззрения и основных принципов творчества А Пантелеева на ранних этапах являются письма к нему его учителя Б Лалетина 1964 - 1976 гг, хранящихся в архиве диссертанта К числу источников исследования относятся также записи бесед диссертанта с мастерами индустриального пейзажа, и, прежде всего с А Пантелеевым в 1984 - 1990 гг Записи велись регулярно в пронумерованных тетрадях
К третьей группе можно отнести научные работы - книги и статьи отечественных исследователей (Я Тугендхольд, А Федоров-Давыдов, В Костин, А Каменский, А Морозов, О Никулина, В Манин, В Сысоев, Г Плетнева, Н Яковлева)
Положения, выносимые на защиту:
Обращение А Пантелеева к индустриальной теме было вызвано значительной ролью промышленности в построении социализма, а также искренней заинтересованностью художников, выполнявших государственный заказ
Идеализация технической среды в произведениях А Пантелеева на первом этапе творчества явилась выражением веры художника в значении прогресса, представляя собой обобщенный образ индустрии как ведущей приметы современности
Создание Пантелеевым цикла произведений о роботах отразило важную для отечественного и мирового искусства проблему постижения сущности технического переворота, произошедшего в XX в
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые
исследованы эволюция и особенности индустриального пейзажа как основного в творчестве А Пантелеева жанра,
подвергнуты исследованию произведения живописца, посвященные технической теме и теме роботов в научный оборот введены сведения, отражающие историю зарождения замысла и осуществления этих картин, рассмотрена история создания произведений А Пантелеева, посвященных роботам,
определены роль и место промышленных пейзажей А Пантелеева в ряду классиков российской живописи первой половины и середины XX в и худож-
ников-современников второй половины XX в ,
- составлен каталог произведений А Пантелеева на индустриальную тему
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты содержат научные положения, которые могут найти развитие в разработках искусствоведов, музееведов, культурологов, социологов, философов, психологов Исследованные композиционно-ритмические и колористические особенности картин А Пантелеева являются теоретико-методоіогическим материалом, существенным для постижения творческой мысли художников второй половины XX в
Содержание и оригинальность художественного решения произведений А Пантелеева, посвященных теме техники (в частности, цикл, посвященный образу робота), позволяют активизировать изучение ряда проблем технократического и постиндустриального общества, что выводит теоретическую значимость настоящего труда за рамки искусствоведческого исстедования и затрагивает проблемы экологии, социологии, психологии, философии и истории
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно может способствовать систематизации и углублению знаний по истории отечественного изобразительного искусства XX в Результаты исследования творчества А Пантелеева могут быть использованы в теоретических работах обобщающего характера по изобразительному искусству, в монографиях, альбомах, статьях, в музейной, научно-исследовательской и педагогической практике Составленный автором диссертации каталог может стать базой для создания персональной художественной выставки А Пантелеева как в музее художника в Вологде, так и других музеях, где хранятся его произведения
Рекомендации по использованию результатов исследования
Материалы диссертации могут быть-
включены в учебные лекционные и семинарские занятия по истории русского искусства в высших и средних учебных заведениях гуманитарного профиля,
использованы в научной работе искусствоведов, культурологов, философов,
- применены в музейной практике при комплектовании художественных вы
ставок
Достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается
- полнотой собранного материала и рассмотрением разных его аспектов;
широтой охвата историко-искусствоведческих трудов и методологической обоснованностью исходных теоретических позиций,
использованием данных искусствоведческих и историко-художественных материалов, связанных с интересующей нас проблемой, а также собранных автором диссертации документальных материалов
Апробация исследования
Результаты исследования изложены в статьях автора диссертации, а также нашли отражение в сообщениях и докладах на следующих конференциях
- Всероссийская научно-практическая конференция «Русская культура и XXI
век проблемы сохранения и использования историко-культурного наследия»
(Вологда, 2004)
VII Межрегиональная конференция молодых ученых, посвященная 10-летию Череповецкого государственного университета (Череповец, 2006)
Научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика Д С Лихачева (Вологда, 2006)
Всероссийская научно-практическая конференция по итогам III Всероссийской художественной выставки пейзажной живописи «Образ Родины» (Вологда, 2006)
Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории Череповецкого государственного университета и Научно-технического совета ЧГУ, а также кафедры рисунка РГПУ им А И Герцена
Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, библиографии Диссертация включает в себя четыре приложения «Биография А В Пантелеева», «Каталог произведений художника на индустриальную тему», «Участие на выставках произведений А В Пантелеева» и альбом иллюстраций
Основной текст исследования с постраничными примечаниями составляет 153 с Общий объем диссертации - 256 с