Введение к работе
Диссертация посвящена теоретическому осмыслению культурно-исторических, институциональных, творческо-эстетических и репрезентативных аспектов художественной жизни современного Лондона на материале изобразительного искусства.
Актуальность исследования. Художественная жизнь современной Великобритании привлекает внимание всего мира искусства. Одним из самых ярких событий стало открытие в 2000 году музея современного искусства – Тейт Модерн, ставшего подлинным центром современной художественной жизни и лабораторией новых художественных явлений. В начале XXI века о Лондоне говорят как о столице современного искусства, сменившей на мировой арене Нью-Йорк.
Безусловно, многие ответы на сложившуюся в Великобритании ситуацию по отношению к современному искусству связаны с самими британцами, с их национальными традициями, мировоззрением и отношением к искусству. С другой стороны, важная роль была сыграна культурной политикой государства, общественными и частными инициативами в сфере искусства, меценатами, неоднократно влиявшими на направления развития художественного процесса.
С помощью взаимодействия меценатов и правительства в Великобритании были заложена система поддержки и развития искусства, открывшая дорогу молодым художественным талантам. Искусство, творческая практика, созидание и восприятие художественных ценностей воспринимаются британцами как органичная часть повседневной культуры. Великобритания являет собой очень яркий пример страны, где совокупность действий и взаимодействий различных структур и организаций привели к возведению социума на иной уровень восприятия современного искусства, что может послужить хорошим примером для других стран, в которых статус и роль современного искусства еще только претерпевает изменения в общественном сознании.
Финансирование и спонсорство позволили институциям современного искусства, в частности, коммерческим галереям заниматься просветительской деятельностью, крупные галереи пошли еще дальше – к формированию вкуса у зрителя и его эстетических предпочтений. Несмотря на очевидное манипулирование общественным сознанием, этот процесс принес свои плоды – появилось молодое поколение, заинтересовавшееся искусством, способное увидеть не только активно предлагаемое искусство, но и то, которое стало или станет актуальным и востребованным.
Иными словами, в Великобритании сложилась целая система поддержки искусства: финансовая, социальная, теоретическая, образовательная, которая сделала искусство органичной частью повседневности, и обусловило возникновение веры в необходимость и ценность современного искусства у рядового зрителя.
Степень разработанности темы. Обращение к теме, связанной с художественной жизнью современного Лондона, требует учитывать весьма разнообразный круг источников, научной и специальной литературы, в том числе – проблемы определения современного искусства и методологические подходы к его исследованию, проблемы социального функционирования системы современного искусства, проблемы взаимовлияния арт-рынка, его институций (галереи, аукционы, ярмарки, кураторы, дилеры и т.д.) и современной творческой практики, то есть исследование системы современного искусства и художественной жизни Лондона должно опираться на достаточно широкий круг теоретических и практических источников.
Непосредственно же художественная жизнь современного Лондона еще не стала предметом специального искусствоведческого исследования. В историческом же аспекте несомненный интерес представляет кандидатская диссертация Е.В. Игумновой «Художественная жизнь Лондона 1910 - 1914 гг.», в которой речь идет о художественной ситуации в Лондоне и становлении лондонской богемы и нового искусства. Автор обращает преимущественное внимание на влияние постимпрессионизма на творчество английский художников, а также на противостояние вортицизма и футуризма.
Отдельным аспектам современной художественной жизни Лондона посвящены обзорные статьи И. Бакштейна и А. Котломанова, в которых затрагиваются проблемы политической и художественной культуры Великобритании. Рассматриваются изменения, произошедшие в музейной культурной политике, галерейно-рыночной стратегии (на примере Ч. Саатчи), а также изменения в английской поп-культуре.
С другой стороны, ряд важных выводов и наблюдений, значимых в контексте настоящей темы, содержатся в обобщающих работах, посвященных как искусству Великобритании второй половины ХХ века, так и европейскому (и шире западному) искусству этого времени.
К числу наиболее важных отечественных и зарубежных работ, посвященных искусству второй половины ХХ века, относится ряд серьезных монографий и научных статей ряда авторов (Е. Ю. Андреева, А. Боровский, Б. Тейлор, К. Хоннеф, В. Хофман и др).
Теоретическому обоснованию изобразительного искусства ХХ века посвящено исследование В. Хофмана, в котором автор говорит о современном искусстве, опираясь на все предшествующие ему этапы и выводя близкое его родство с искусством Средних веков, Ренессанса или маньеризма. Ученого интересует прежде всего то поле, которое образуется при полярном противостоянии абстракции и натурализма. При этом пропасть между ними ему не кажется непреодолимой. Изобразительное искусство XX века рассмотрено во всем многообразии его формальных и мировоззренческих поисков.
Общий художественно-исторический и теоретический контекст искусства второй половины ХХ века представлен в работах Е.Ю.Андреевой «Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века» и «Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века» .
В первой работе автор последовательно исследует смену концепций современного искусства, затрагивая его основные направления: абстрактную живопись, поп-арт, неодада, минимализм и т.д. В работе анализируется творчество ряда британских художников. В частности, подробно и со множества ракурсов исследуется творчество Дэмиана Хёрста (выявляются и объясняются ключевые черты, приемы, работы) и его коллег по колледжу Голдсмит. Во второй работе, оценивая практику, Е.Ю. Андреева анализирует ключевые художественные явления и персоналии искусства второй половины ХХ века.
Тенденции развития искусства последней трети ХХ – начала ХХI вв. нашли свое отражение в книге известного английского искусствоведа Б. Тейлора. Ракурс данной монографии, «Art today: Актуальное искусство 1970-2005» , делает ее крайне важным источником в контексте настоящего исследования. Исходная точка рассуждений Б. Тейлора – анализ изменений, ключевым образом повлиявших на дальнейшее развитие искусства: высокие технологии, Интернет, обострение социальных противоречий, межконфессиональные конфликты – все это породило новые тенденции в живописи и скульптуре, в кино и фотографии. Б. Тейлор отмечает, что современное искусство формируется сочетанием предумышленной непонятности артефактов вкупе с экспансией выставочной инфраструктуры.
Несмотря на наличие ряда авторитетных исследований, творческая практика современного искусства – удел, в большей степени, художественной критики, нежели строгой науки об искусстве. Здесь выделяется сборник статей и эссе А. Боровского «Практически не изящные искусства». С точки зрения диссертационной работы, особую значимость являет собой раздел «StarZ», где рассматривается отврат-арт братьев Чепменов, искусство Джеффа Кунса и феномен Дэмиэна Херста. А. Боровский – один из немногих авторов, который интерпретирует современное искусство в ясной и образной форме, рассматривая при этом ключевые явления и знаковые персоналии.
Другой пласт источников объединен темой искусства Англии второй половины ХХ века ( И. Голомшток, Б. Кудрявцев, А. Bowes, М. Peppiatt, Т. Rowan и др.).
Обстоятельно рассматривает развитие английского искусства И. Голомшток в своей книге «Английское искусство от Ганса Гольбейна до Дэмиена Херста». Монография способна служить хорошей основой в исследовании британского искусства. Все рассматриваемые художники вписаны в контекст мирового искусства, сделаны интересные выводы о значении английского искусства и степени его влияния на мир искусства в целом. Рассматривая современное искусство, автор отмечает, что выдвижение Лондона на лидирующие позиции в современном мире искусства связано с тем, что изменилась политика в сфере искусства и теперь «не сами художники, а крупные дилеры и музейная администрация стоят у штурвала и определяют курс… движения».
Б. Кудрявцев в монографии «Художественные музеи Лондона» анализирует теорию и практику музеев британской столицы: Галерею Тейт – одну из крупнейших в Англии и располагающей самой богатой коллекцией английской живописи XVI - XX вв., Галерею Института Курто, где находятся выдающиеся произведения импрессионистов и постимпрессионистов, Коллекции Уоллес, Картинную галерее Далидж-Колледжа и Галерею Кенвуд-Хауса. С точки зрения настоящего диссертационного исследования, монография Б.Кудрявцева представляет интерес в качестве источника дополнительной информации по ведущим институтам современного искусства в Лондоне.
Отдельного внимания заслуживают работы непосредственно по британскому современному искусству. Работа A. Bowes «Contemporary Art 1910-1990: Eighty Years of Collecting by the Contemporary Art Society» служит существенным источником информативного материала по коллекционированию современного искусства в Великобритании, давая проследить основные аспекты и принципы коллекционирования, а также выделить основные имена в британском обществе коллекционеров современного искусства.
Отдельно следует упомянуть исследования Н. Певзнера, В.П. Шестакова и К. Fox, которые, хотя и не имеют непосредственного отношения к теме диссертации, тем не менее, дают представление о национально-культурном и художественно-историческом колорите, в контексте которого развивается британское искусство.
Книга Н. Певзнера «Английское в английском искусстве» является интересным примером решения сложной, но постоянно возникающей проблемы – национальной специфики художественной школы. Автор последовательно пытается выявить ключевые черты, из-за которых английская живопись ассоциируется непосредственно с Великобританией и английской живописной традицией.
В 2010 году вышла в свет монография В. Шестакова «История английского искусства. От средних веков до наших дней». На страницах монографии дан обзор творческой деятельности Дэмиана Херста и поколения YBA. Данная монография может стать основой для комплексного исследования истории английского искусства, ключевых тенденций, направлений и персоналий.
Монография К. Fox «Наблюдая за англичанами» вызвала обширный общественный резонанс, в силу своей острой специфичности. Известная английская социолог проводит обстоятельное исследование, чтобы прийти к общему знаменателю, касательно черт национального характера. Приводятся результаты множества социологических исследований, выделяются типологии, выстраивается убедительная картина отличий и особенностей типично английского отношения к жизни и видения мира.
Таким образом, работ комплексно рассматривающих проблематику художественной жизни современного Лондона в отечественном искусствознании практически не существует (за исключением нескольких обзорных статей), более того, даже задач подобного рода в современном отечественном искусствоведении не ставилось. Иными словами, не существует единого исследовательского материала, объединившего в себе основные аспекты (культурно-исторический контекст и традиции, художественные институции и формы репрезентации искусства, роль живописи и тенденции ее развития) художественного бытия современного Лондона. Этот факт свидетельствует об актуальности и необходимости данного исследования.
Цель диссертационной работы заключается в теоретическом осмыслении культурно-исторических, институциональных, творческо-эстетических и репрезентативных аспектов художественной жизни современного Лондона на материале изобразительного искусства.
Задачи исследования:
-
Анализ культурно-исторических и художественных предпосылок развития современного искусства в Великобритании;
-
Анализ и типология основных институций современного искусства в Лондоне;
-
Рассмотрение основных тенденций развития английской живописи 1950-1980-х гг., а также экспериментальных направлений, в частности, «лондонской школы» и поп-арта;
-
Рассмотрение и анализ роли живописи в современной художественной жизни Лондона;
-
Выявление и анализ основных тенденций развития живописи современных лондонских художников, в совокупности стилистических и семантических аспектов;
-
Анализ ярмарки современного искусства как синтетической формы репрезентации современного искусства в Лондоне;
-
Анализ современной музейной и галерейной выставочной практики на примере ведущих лондонских художественных институций;
-
Определение значимости опыта Великобритании в формировании современного художественного процесса.
Объект исследования – художественная жизнь современного Лондона (1990-2000-е годы).
Предмет исследования – культурно-исторические, институциональные, творческо-эстетические и репрезентативные аспекты художественной жизни современного Лондона. Непосредственной сферой исследования являются: институции современного искусства Лондона (музеи, галереи, ярмарки), произведения современных британских художников, лондонская выставочная практика 1998-2010-х гг.
Теоретико-методологическим обоснованием данного диссертационного исследования являются научные труды по истории и теории искусства, истории британского искусства, истории и теории художественного рынка, эстетике, философии искусства, а также фактические материалы, касающиеся художественной жизни современной Великобритании. В понимании ключевого термина «художественная жизнь» автор следует за принципами анализа художественной жизни, сформулированными Г.Ю. Стерниным. Художественная жизнь понимается как сфера «диалога между современниками и пластическим творчеством, диалогом, дающим много для понимания исторического самосознания эпохи», а изобразительное искусство является «органической частью художественной культуры своего времени, ее общих духовных устремлений, ее общественного бытия, ее жизнесозидательных усилий».
Методологическими принципами данной диссертационной работы являются:
-
принципы социального функционирования искусства и понимания истории искусства как части общего историко-культурного процесса (Б.М. Бернштейн, Г. Грэм, М.С. Каган, О.А. Кривцун, Т.Е. Шехтер и др.);
-
понимание художественной жизни как актуального бытия художественной культуры и сферы творческого диалога (Г.Ю. Стернин Б.М. Бернштейн и др.);
-
понимание современного искусства как сложного синтетического феномена, включающего в себя многообразные виды и формы творческой практики (Е. Ю. Андреева, Д. Бирнбаум, А. Д. Боровский, И. Голомшток, Б. Гройс, А.В. Карпов, А. Ковалев, В. Мизиано, Б. Тейлор, А. Фоменко, В. Хофман, Т.Е. Шехтер и др.);
-
принципы анализа современного искусства, сформулированные в работах: Е.Ю. Андреевой, Е. Бобринской, А. Д. Боровского, А. Обуховой, Б. Тейлора, В. Хофмана , Т.Е. Шехтер и др.;
-
понимание художественного рынка как сферы актуализации современного искусства и художественного наследия и сложной системы культурных и экономических отношений (Б. Гройс, А.В. Карпов, Ф. Мазната, Т.Е. Шехтер и др.);
-
понимание музея как неотъемлемой и необходимой составляющей художественного процесса и жизни современного человека (N. Serota, О. Беззубова, Т.П. Калугина, М.Т. Майстровская, Л.М. Шляхтина, Т. Юренева и др.);
-
понимание феномена художественной выставки, как составной части современного арт-рынка и неотъемлемого элемента современной художественной жизни общества (С.В. Богродский, В.В. Литвинов, Н.В. Мазный, Н.Н. Суворов, Е.О. Торопова и др.).
В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление основных аспектов художественной жизни современной Великобритании. Среди них следующие методы исследования:
-
культурно-исторический метод с целью определения основных предпосылок утверждения Лондона в качестве столицы современного искусства;
-
аналитический метод исследования деятельности художественных институций (институт художественной галереи, институт художественного музея, институт ярмарки искусства);
-
сравнительно-описательный метод с целью выявления отличительных особенностей и общих точек соприкосновения деятельности указанных институций;
-
метод образно-стилистического анализа произведений современной британской живописи;
-
метод семантического анализа произведений современной британской живописи;
-
типологический метод с целью систематизации основных институций современного искусства в Великобритании и особенностей их функционирования;
Источники исследования:
-
Осуществленные за последние годы художественные выставки по теме диссертационного исследования в Санкт-Петербурге и Лондоне: «USA Today» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 2007), «Новояз. Британское искусство сейчас» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 2009), «Street Art» (Лондон, Tate Modern, 2008), «Art Now: The Way In Which It Landed» (Лондон, Tate Britain, 2008), «Richard Prince: Continuation» (Лондон, The Serpentine Gallery, 2008), «Sara Morris: Lesser Panda» (Лондон, White Cube, 2008), «Richard Prince» (Лондон, Gagosian Gallery, 2008), «Summer Exhibition 2008» (Лондон, Royal Academy of Arts, 2008) и др.;
-
научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций, и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, история меценатства и кураторства в Великобритании, теория и история арт-рынка, теория, методика и практика выставочно-экспозиционной деятельности);
-
научные каталоги и пресс-релизы музейных экспозиций и галерейных выставок (Tate Modern, the Saatchi Gallery, the Gagosian Gallery, the White Cube, the Serpentine и др.);
-
художественные произведения из собраний и частных коллекций (Tate Modern, the Saatchi Gallery, the Gagosian Gallery, the White Cube, the Serpentine и др.);
-
специализированные отечественные и британские периодические издания, освещающие события современной художественной жизни, анализирующие современную художественную ситуацию, а также рецензирующие ключевые события и проекты: (газета «Guardian», «The Observer», журнал «Art of England», газета «The London Paper», «Художественный журнал», «Искусство», «Артхроника», «Арт Менеджер», «Тайм Аут Петербург», газета «Art Review» и др.);
-
информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной и культурной жизни, персональные сайты художников, музеев, галерей, фестивалей и ярмарок современного искусства (ARTinvestment.ru, OpenSpace.Ru, Tate.org.uk, GIF.ru, Redraggallery.co.uk и др.);
Научная новизна исследования. В данной диссертационной работе впервые в отечественном гуманитарном знании представлен развернутый анализ художественной жизни современной Великобритании с чётким теоретическим базисом, включающим исторические, функциональные и организационные аспекты. Материалы диссертационного исследования обогащают соответствующие разделы гуманитарных наук новыми концепциями и фактическими данными. В частности:
рассмотрен социальный контекст развития современного искусства в Великобритании (меценатство, государственная культурная политика);
обозначены и проанализированы основные институции современного искусства Великобритании;
проанализирована роль «Лондонской школы» и поп-арта в формировании современного художественного процесса в Лондоне;
проанализировано творчество художников живописи, ориентированной на поиск нового художественного языка и художников живописи, ориентированной на художественную традицию;
рассмотрены ключевые ярмарки современного искусства в Великобритании, приведена их типология и проанализирована их культурно-эстетическая значимость;
проанализированы особенности музейной выставки на примере музея современного искусства Тейт Модерн;
проанализированы особенности галерейной выставки, рассмотренные на примерах экспозиций ключевых британских галерей современного искусства (галерея Чарльза Саатчи, галерея Gagosian, галерея White Cube, галерея Serpentine);
проанализирована значимость опыта Великобритании в формировании и развитии системы современного искусства как части общего культурного процесса.
Практическая значимость. Данное исследование может служить:
-
учебно-методическим материалом для семинарских занятий и практических дисциплин, связанных с областью теории и истории арт-рынка, истории и практики современного британского искусства, истории культурных связей Великобритании и России, истории и практики выставочно-экспозиционной деятельности;
-
научно-методическим материалом для исследований, связанных с областью институций современного искусства в Великобритании;
-
как методическая основа для практики выставочно-экспозиционной деятельности художественных музеев и галерей современного искусства.
Положения, выносимые на защиту:
-
обоснование исторически сложившихся предпосылок для выдвижения Лондона на лидирующие позиции в мире современного искусства;
-
выявление и анализ основных художественных тенденций развития современных лондонских художников;
-
значение ярмарки как синтетической формы репрезентации современного искусства в английской художественной культуре;
-
обоснование значимости опыта современного искусства Великобритании в мировом художественном процессе.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 7 научных публикациях, в том числе в изданиях, определенных ВАК. Кроме того, результаты диссертационного исследования обсуждались на всероссийских научно-практических конференциях «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок» (СПб., 2008, 2009, 2010); а также на Втором Российском культурологическом конгрессе с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (СПб., 2008).
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений (Приложение 1 – Аннотированный перечень художественных галерей современного искусства в Лондоне, Приложение 2 – иллюстрации). Общий объем диссертации – 172 с. Библиография – 268 наименований.