Введение к работе
Актуальность работы.
Транспортный дизайн является одним из самых комплексных и быстроразви-вающихся направлений дизайна. Форма транспортных средств становится не только конкурентно способной, но и определяющей в формировании стиля современного общества. В настоящее время ни одна из автомобильных фирм не обходится без демонстрации концептов, которые являются отражением их взглядов на будущее. В тоже время, все большую роль в поисках новых пластических решений начинают играть и концепт-арты. Так, с развитием технологий визуализации концепт-арты постепенно стали соперничать с реальностью по качеству и правдоподобию, проникли в рекламу, в киноискусство, в компьютерные игры и к концу 20 века, перехватили у концептов эстафетную палочку источника идей и для автомобильной промышленности.
Ранее концепт-арты и концепты практически не рассматривались в известных научных работах по техническому дизайну, на сегодняшний день не существует общепринятых, четких, обоснованных определений данных категорий объектов. Отсутствует и их классификация. Изучение особенностей процессов формообразования концепт-артов и концептов позволит создать модель дизайн-проектирования и выявить закономерности процесса формообразования, что даст дизайнеру дополнительные инструменты, которые он сможет применять в своем творчестве. Разработанные рекомендации позволят находить наиболее интересные, конкурентоспособные и инновационные решения при создании новых объектов в транспортном дизайне, которые будут являться неким взглядом в будущее, и в свою очередь подвигнут к развитию технологию и инженерию ради воплощения данных решений в реальность.
Цель работы заключается в совершенствовании дизайна транспортных средств на основании развития представлений о закономерностях формообразования концепт-артов, концептов и промышленных образцов.
Поставленная цель определила следующие задачи:
Выявить отличия концепт-артов и концептов от промышленных образцов, их особенности, основные функции, специфику их применения в автомобильной промышленности и классификационные признаки и, исходя из этого, дать обоснованные определения концепт-артам, концептам и промышленным образцам как объектам транспортного дизайна.
Выделить основные факторы, влияющие на работу дизайнера, и разработать обобщенную модель процесса формообразования при дизайн-проектировании транспортных средств.
Выявить закономерности изменения значимости основных формообра-
зующих факторов на процесс формообразования концепт-артов, концептов и промышленных образцов.
Сформулировать алгоритм процесса сквозного дизайн-проектирования транспортных средств на стадиях концепт-арта, концепта и промышленного образца.
Применить предложенные рекомендации при разработке дизайна кузова двухзвенного гусеничного транспортера.
Разработать технологические предложения по применению вспененного алюминия, обеспечивающие реализацию кузовных элементов сложной формы со специфическими свойствами.
Объект и предмет исследований.
Объектами исследования являются концепт-арты, концепты и промышленные образцы транспортных средств, предметом исследования - закономерности их формообразования.
Новизна научной идеи состоит в создании системы научных представлений о сквозном дизайн-проектировании формы транспортных средств, включающем стадии концепт-арта, концепта и промышленного образца.
Научная новизна работы:
Определена совокупность существенных признаков, характеризующих концепт-арты, концепты и промышленные образцы как объекты транспортного дизайна, на основании которой разработан классификатор, учитывающий 3 уровня реализации объекта и глубину его проработки, а также позволивший обоснованно сформулировать определения этих объектов.
Выявлена последовательность из 7 этапов процесса дизайн-проектирования формы транспортных средств при создании фирменного стиля и получена количественная характеристика доли изменяемой формы на каждом из этапов.
Предложена обобщенная модель процесса дизайн-проектирования транспортных средств, учитывающая три, влияющих на этот процесс, уровня факторов: средовой, базовый и формообразующий.
Экспериментально установлен ряд закономерностей изменения значимости формообразующих факторов (стиль, конструкция и технология и материалы) от вида объекта, его масштабности, размера элемента его формы, относительного размера основного функционально заданного конструкционного элемента, а также изменение значимости данных факторов в ретроспективе.
Практическая полезность.
1. С использованием классификатора объектов транспортного дизайна, сформулированы научно обоснованные определения концепт-артов, концептов и промышленных образцов.
Разработана последовательность классификации объектов, позволяющая характеризовать концептуальные разработки в транспортном дизайне по следующим признакам - тип разработки, ее инновационность, назначение, глубина проработки (тип визуализации) и этап в создании нового фирменного стиля.
На основе разработанной модели и установленных закономерностей формообразования, сформулирован алгоритм сквозного дизайн-проектирования транспортных средств на этапах от концепт-арта до промышленного образца.
Используя предложенный алгоритм, разработан дизайн кузова двухзвен-ного гусеничного транспортера, на который был получен патент РФ на промышленный образец №75757 от 16.08.2010
Предложены возможные способы производства кузовных панелей из вспененного алюминия, заключающиеся в применении сэндвич-панелей с наполнителем из вспененного алюминия, а также описана теоретическая возможность выращивания всего кузова целиком с образованием уникальной внутренней пространственной структуры, повышающей эксплуатационные характеристики получаемого кузова и объекта проектирования в целом.
Методы исследования.
Теоретические положения, включающие в себя сформулированные определения и предложенные классификации, а также созданная модель дизайн-проектирования, базируются на результатах проведенного широкого исторического исследования, охватывающего историю науки, промышленности и дизайна.
Для выявления закономерностей формообразования в области дизайна транспортных средств применен метод экспертной оценки, на основе которого в сети Интернет по адресу был размещен опросный лист. Страница написана в программе Microsoft Visual Studio на основе открытых материалов сайта на языке С#. Данные опроса автоматически сохранялись на специально созданном почтовом ящике disser-opros2011 @yandex.ru и затем, после их статистической обработки, строились графики с использованием программы Microsoft Excel.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечена большим количеством исследованных и проанализированных примеров концепт-артов и концептов в ходе обработки исторического материала и большим числом полученных экспериментальных данных. Достоверность результатов подтверждается статистической обработкой полученных результатов проведенного интернет-опроса и опроса экспертов относительно закономерностей формообразования объектов транспортного дизайна. Достоверность полученных результатов достигнута использованием современных компьютерных программ (вычислительных, графиче-
ских и редакционных).
Апробация материалов.
Результаты работы докладывались на Московской городской конференции молодых ученых в РУДЫ в 200 8г, на Международном научном симпозиуме "Автотрак-торостроение-2009" в МГТУ МАМИ, и на XIII Всероссийской научно-практической конференции и смотре-конкурсе работ студентов и аспирантов по специальности «Технология художественной обработки материалов» в МГГУ 2010г. Дизайн кузова двухзвенного-гусеничного транспортера демонстрировался на Первом Российском Молодежном Инновационном Конвенте в 2008г и попал в каталог 100 лучших инноваций России, а также выставлялся на XII международном салоне промышленной собственности "Архимед" в 2009г, где был удостоен серебряной медали.
Публикации
По теме диссертации опубликовано 15 статей, в том числе 6 статей в изданиях, рекомендуемых ВАК. Получен патент РФ на промышленный образец.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, пяти глав, общих выводов и библиографии из 101 названия. Объем работы составляет 175 страниц машинописного текста, включая 93 иллюстрации и 3 таблицы, приложения на 14 страницах.