Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Мототранспорт специального назначения. Мотороллер как база для проектирования специального мототранспорта (исторический обзор, современные тенденции развития) 9
1.1. Классификация мототранспорта 9
1.2. Типология мотосредств специального назначения 14
1.3. Мотороллер как база для проектирования специального мототранспорта (ретроспективный анализ формообразования, анализ современных тенденций развития) 20
1.3.1. Становление и развитие легкового мотороллера 20
1.3.2. Становление и развитие трехколесного мотороллера 33
1.4.Мотороллер специального назначения на фоне современных тенденций скутеростроения 47
1.4.1 Формообразование современного легкового мотороллера 47
1.4.2. Современный мотороллер специального назначения 51
Глава 2 Морфологический анализ специальных мототранспортных средств 61
2.1. Мототакси (электротакси) 65
2.1.1. Мототакси Bajaj RE Autorichsa 65
2.1.2. Электротакси «Рикша» (ВАЗ) 70
2.2. Грузопассажирская мотоколяска (с возможностью модификации) 75
2.2.1. Опытный образец мотоколяски «Sitara Citi Cart» 75
2.2.2. Опытный образец утилитарной мотоколяски «Пчелка» 79
2.3. Мотосредство для людей с ограниченными физическими возможностями 84
2.3.1. Мотоколяска «Кинешма» (АО «Автоагрегат») 84
2.3.2. Электроскутер «Winner 3w» (Moving PeopIe.net, Великобритания) 89
Глава 3 Принципы художественно-конструкторского моделирования специальных моторизованных транспортных средств (на примере моторики) 97
3.1. Описание разработанного объекта 97
3.2. Формообразование кузова моторикши 99
З.З.Особенности компоновки вариантов моторикши 107
3.3.1. Открытый пассажирский вариант 107
3.3.2. Пассажирский вариант, оснащенный полукабиной - обтекателем с открытыми боковыми проемами 108
3.3.3. Закрытый пассажирский вариант 109
3.3.4. Моторикша для перевозки инвалидов - колясочников 110
3.3.5. Малобюджетное транспортное средство личного пользования (молодежное, в т.ч. для молодой семьи) 113
3.3.6. Одноместный скутер для пожилых и инвалидов 115
3.3.7. Грузовой открытый вариант, оснащенный открытой бортовой платформой 116
3.3.8. Грузовой вариант, оснащенный полукабиной - обтекателем (закрытой кабиной) и кузовом — фургоном 117
3.4. Технология изготовления и цвето-фактурное решение моторикши 118
3.5. Модель дизайн-процесса для специального мотосредства 122
3.5.1. Тематизация вещи. Семантическая ситуация 122
3.5.2. Становление формы вещи. Функциональная и функционально-морфологическая ситуации 124
3.5.3. Дизайн-форма как визуально-смысловая целостность (образ вещи). Художественно-морфологическая ситуация 157
Основные выводы и рекомендации 175
Библиографический список 177
- Типология мотосредств специального назначения
- Мототакси Bajaj RE Autorichsa
- Формообразование кузова моторикши
- Дизайн-форма как визуально-смысловая целостность (образ вещи). Художественно-морфологическая ситуация
Введение к работе
Актуальность исследования.
В настоящее время в связи с рядом экономических и экологических проблем в обществе значительно возросла потребность в дешевых и маневренных транспортных средствах. К такого рода транспортным средствам традиционно относятся легкие двух-, трехколесные малогабаритные разновидности мотоцикла – мотороллеры (современное название «скутер»), использующиеся в качестве индивидуального транспорта, для грузовых и пассажирских перевозок, для нужд сферы безопасности.
Современная ситуация, сложившаяся в дизайне легковых и специальных мотороллеров, характеризуется появлением произведений, сильно отличающихся от предшествовавших по формальным и образным характеристикам, возникновением новых типов машин и новых сегментов на рынке мотопродукции. Скутерная индустрия постоянно увеличивает ряд своих предложений, чтобы удовлетворить дифференцированные запросы потребителей. Тем не менее, приоритет отдается созданию коммерчески выгодных моделей (стилизация в русле современных тенденций, усложненная техническая оснастка), что приводит к удорожанию скутера и потере существенной части целевой аудитории (молодежь, сельские жители, люди с ограниченными физическими возможностями), для которой мотосредство было альтернативным средством передвижения: доступным по управлению и цене, оригинальным по внешнему виду.
В нашей стране особенно остро стоит проблема создания современных, импортозамещающих средств реабилитации, в т.ч. средств обеспечения транспортной подвижности инвалидов (данная проблема обозначена в проекте федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», разрабатываемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N Пр-218). Отметим, что по экономическим причинам для нашей страны актуально создание специального мототранспортного средства, адаптированного к нуждам совмещенного потребительского контингента.
На этом фоне для определения потребности в новом изделии, его конкурентоспособности, дизайнеру необходимо предварительно получить информацию, включающую показатели развития и взаимодействия производства и потребления данных транспортных средств, оценку аналоговых ситуаций и культурных образцов, влияющих на потребность, исследования имеющихся традиций проектирования подобных объектов и тенденций новаторства в данной сфере, а также общих закономерностей и особенностей формирования потребительских требований к конкретным группам изделий.
В отечественном дизайне нами не обнаружено глубоких научных исследований, которые могли бы предоставить систематизированные и обобщенные данные, позволяющие дизайнерам свободно ориентироваться в проблеме проектирования специальных мототранспортных средств и осуществлять разработки на высоком творческом уровне.
Технический аспект проблемы рассматривался в ряде отечественных и зарубежных изданий в 1960-1980 гг. (материалы по теории конструирования, описание способов испытания и прочностных характеристик).
Среди современных исследований интерес представляют материалы по истории развития мототранспорта (А. Воронцов, Е. Певзнер), однако информация в данных публикациях также подается в инженерно-техническом срезе.
Современные зарубежные публикации, посвященные разработкам легковых и специальных скутеров, позволяют собрать богатый иллюстративный материал, но они не носят научного характера.
Такая подача материала затрудняет целостное восприятие проблемы, так как не учитываются социокультурные традиции использования специальных транспортных средств, эстетические запросы современного общества, материальный, культурный уровень потребителей и средовые условия эксплуатации.
Совокупный анализ вышеозначенной проблематики предопределил необходимость исследования принципов, методов и закономерностей процесса формообразования легкового и специального мотороллера в контексте исторических и современных стилевых тенденций, общих глобальных процессов в дизайне, направленных на поиск выразительных, индивидуализированных, «человекоориентированных» форм, а также актуальность разработки многомерной матрицы построения утилитарного объекта (специального мотосредства для широкой целевой аудитории) в русле современных подходов к проектированию.
Базой диссертационного исследования послужили близкие по тематике исследования Ю. Долматовского, занимавшегося общетеоретическими и научно-прикладными проблемами проектирования экономичного малогабаритного автотранспорта (такси), А. Павлива («Принципы художественно-конструкторского моделирования транспортных средств для семейного автотуризма»); основные положения методики художественного конструирования промышленных изделий (Ю. Соловьев, В. Сидоренко, Л. Кузьмичев, Д. Щелкунов, Л. Переверзев, А. Грашин, Д. Азрикан, В. Пузанов, А. Рубин и др.), системный подход в проектировании машин (Е.Н. Лазарев); исследования композиции в технике, темы соотношения формы и содержания, образа, формы и функции промышленного объекта (Ю. Сомов, Г. Демосфенова, В. Сидоренко, С. Хан-Магомедов и др.); художественно-образный подход, исследования языковых художественных средств дизайна, семантики формы (А. Рубин, Е. Жердев); базовые положения отечественной эргономики, концепция человекоориентированного проектирования (В. Мунипов, В. Зинченко), концепции оценки качества жизни (Г. Зараковский), функциональных состояний и функционального комфорта (Г. Зараковский, Л. Чайнова и др.), концепция управления эргономическим уровнем качества продукции (В. Даниляк); проектные исследования В. Магерамова, С. Калустова (ВНИИТЭ), занимавшихся разработкой грузовых мотороллеров по заказу Тульского машиностроительного завода; проектные исследования кафедры дизайна средств транспорта МГХПУ им. Строганова, сотрудничающей с итальянской фирмой Engines engineering s.p.a. – проектировщиком двухколесной мототехники.
Цель и задачи исследования.
Цель работы – разработать универсальную модель (матрицу) процесса дизайн-проектирования сложного утилитарного объекта - специального мотосредства - на основе комплекса потребительских и средовых требований, на примере системы (моторикша с электроприводом в виде семейства изделий).
Сформулированная выше цель исследования предусматривает решение следующих основных задач:
-
проведение типологического анализа мототранспорта (виды, конструкции, назначение);
-
построение классификации мототранспорта и определение в ней места мотороллера;
-
выявление типологии специальных мотосредств по назначению, контексту потребления, особенностям конструкции, определение группы колесных мотосредств базовой конструкцией которых является мотороллер;
-
проведение ретроспективного анализа формообразования легковых (двухколесных) и специальных (трехколесных) мотороллеров;
-
выявление современных тенденций формообразования легкового и специального мотороллера, определение композиционных приемов и морфологических зависимостей, которые используются в современных разработках, выявление традиционного и инновационного в формообразовании;
-
проведение сопоставительного и морфологического анализа ряда мотосредств специального назначения и вычленение доминантных морфологических признаков универсального специального мототранспортного средства;
-
разработка схемы моделирования универсального специального мототранспортного средства;
-
разработка типологии потребителей и ситуаций потребления универсального специального мототранспортного средства, комплекса утилитарных и социокультурных потребительских и средовых требований к изделию, выявление адекватных форм реализации требований в объекте проектирования, принципиальных возможностей перехода к проектированию индивидуального транспортного средства, а также средств, приемов и методов дизайнерского моделирования, позволяющих наиболее полно воплотить в объекте требования адресатов.
Объект исследования – специальный мототранспорт (мотороллер).
Предмет исследования – модель (матрица) процесса дизайн-проектирования и моделирования специального мотосредства, определение средств, приемов и методов, способствующих эффективному воплощению матрицы в реальных разработках.
Методы исследования: типологический анализ, ретроспективный анализ и анализ современных тенденций формообразования, сопоставительный анализ, морфологический анализ, метод междисциплинарного синтеза, типологическое моделирование, системный подход в проектном эксперименте.
Границы исследования определяются временными рамками 10-е гг. ХХ века - начало ХХI века (охватывают вопросы формообразования мотороллера в его историческом генезисе), а также границами системы (универсальное специальное мотосредство для совмещенного потребительского контингента).
Научная новизна исследования.
Впервые исследован эстетический аспект вопроса формообразования легкового и специального мотороллера в его историческом генезисе.
Определены доминантные морфологические признаки универсального изделия в рамках своего класса (специальное мотосредство) на основании синтеза положительных эстетических, эргономических, экономических качеств типологического ряда специальных мотосредств.
Предложена экспериментальная модель специального мотосредства, являющаяся инвариантом ряда, ориентированная на социально-экономические условия нашей страны.
Построена универсальная модель (матрица) процесса дизайн-проектирования и моделирования специального мотосредства, которая применима к любому утилитарному объекту проектирования.
Научная и практическая значимость исследования.
Разработка универсальной модели процесса дизайн-проектирования сложного утилитарного объекта (специального мотосредства), ориентированного на совмещенный контингент потребителей, создает предпосылки для дальнейшего совершенствования методики художественного конструирования транспортных объектов и объектов дизайна в целом.
Произведенный анализ формообразования мотороллера в его историческом генезисе может быть использован в общетеоретических и научных исследованиях, связанных с формообразованием в дизайне.
Предложенная модель дизайн-процесса для специального мотосредства, а также исследования эволюции формообразования мотороллера применимы к проектированию объектов транспортного дизайна.
На основании исследования могут быть разработаны методические рекомендации для практикующих дизайнеров, студентов и аспирантов художественно-промышленного профиля.
Апробация и внедрение результатов исследования. Содержание и выводы диссертации представлены в ряде публикаций. Промежуточные результаты исследования докладывались на научных конференциях международного значения: 3-я Международная конференция по проблемам горной промышленности, строительства и энергетики (Тула, 2007 г.); научно-практическая конференция (VIII Московский Международный салон инноваций и инвестиций) (Москва, 2008 г.); 2-я Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании, науке и производстве» (Серпухов, 2008 г.).
Предлагаемый алгоритм процесса дизайн-проектирования и моделирования апробирован в преподавании дисциплины «Проектирование» (специальность «Промышленный дизайн») на кафедре «Дизайн» в Тульском государственном университете, получены положительные результаты.
Структура и объем диссертации. Диссертация представлена в двух томах. Первый том состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованной литературы. Второй том – приложение - состоит из иллюстративного материала с пояснениями. Общий объем работы - 300с., из них -186 с. машинописного текста и 114 с. иллюстративного материала; 24 планшета (60х100см.); библиография содержит 135 наименований, из них 17 на иностранных языках.
Типология мотосредств специального назначения
Это достаточно большая группа мотосредств, ряд представителей которой получен путем изменения конструкции исходной модели (чаще дорожного мотоцикла, мотороллера) за счет пристраивания вместо заднего колеса двухколесного грузового модуля, либо оснащения исходной модели специфическим оборудованием [8, 20, 38]. В то же время некоторые мотосредства этой группы имеют только им присущую конструкцию и дизайн (мотоколяски, мотовездеходы ATV, снегоходы).
1. Армейский мотоцикл - предназначен для транспортировки людей и оружия в зоне ведения военных действий, патрулирования военных объектов.
Типология армейских мотоциклов (особенности конструкции):
стандартный мотоцикл с боковой коляской (трехколесная несимметричная схема) и устройством для крепления оружия (имеется устройство для крепления оружия, окрашен в маскировочные цвета); для перевозки трех человек с амуницией (рис.4);
трицикл с посадочным модулем, закрепленным над осью задних колес (рис.5);
мотоцикл - гибрид: трицикл с мотоциклетной передней подвеской, гусеницами вместо ведущих колес, развитой стальной облицовкой (рис.6); трицикл с колесами, расположенными в одной плоскости (рис.7);
стандартный двухколесный мотороллер с устройством для крепления оружия (рис.8);
трех-, четырехколесный мотороллер с альтернативным приводом (электрический), оснащенный гироскопом - для патрулирования военных баз (рис.9).
2. Полицейский мотоцикл — предназначен для патрулирования улиц, экскортного сопровождения, перевозки заключенных.
Типология полицейских мотоциклов (особенности конструкции):
стандартный двухколесный мотоцикл, укомплектованный световой, звуковой сигнализацией, средствами радиосвязи, окрашенный в специальные цвета — патрульный (рис. 11,12);
туристский мотоцикл, оснащенный специальным оборудованием -экскортный (рис.13);
стандартный мотоцикл с боковой коляской (зарешеченной будкой) - для перевозки заключенных (рис.10);
стандартный мотороллер, оснащенный специальным оборудованием (дополнительными защитными ограждениями) (рис. 14)
3. Мотовездеход (квадроцикл, ATV) - машина на четырех колесах с широкопрофильными шинами и высоко поднятыми брызговиками, с мотоциклетным рулем и одноместным седлом для активного отдыха, охоты, инспектирования лесных угодий, для нужд села - вне дорог общего пользования; детские - в парковой зоне.
Типология мотовездеходов (особенности конструкции):
утилитарные - трех-, четырехколесные, встречаются шестиколесные с большими ножными площадками, форкопом для буксировки прицепа, креплениями и выходными валами для работы с различным навесным оборудованием; могут оснащаться дополнительными . совмещенными техническими приспособлениями для выполнения различных бытовых функций, двухколесным прицепом [38] - инспектирование лесных угодий, порубка леса, для нужд села (рис. 15,16,17); в спортивные — четырехколесные облегченные машины без багажников, с агрессивным силуэтом обводов за счет применения длинноходовых подвесок и облицовок сложного профиля (рис. 18);
детские - малых габаритов, с электроприводом, конфигурация копирует конфигурацию спортивных (рис. 19).
4. Снегоход (устаревшее название — мотонарты) - легкий гусеничный мототранспорт для перемещения по снежной целине в бытовых, спортивных, служебных или развлекательных целях.
Типология мотовездеходов (особенности конструкции):
утилитарные — машины с одной широкой гусеницей, с одной, двумя управляемыми лыжами, двухместные, с устройством для крепления грузовых саней (для лесорубов, геологов, нефтяников, охотников, лесных инспекторов) (рис.20);
туристические — разработаны с учетом максимального обеспечения комфортного зимнего отдыха на природе: отличаются большими обтекателями, в стандартную комплектацию входят следующие элементы: устройство подогрева ручек и сидений, устройство обдува теплым воздухом, двойное седло-кресло, багажник (рис.21);
спортивные — высокоскоростные машины с одной гусеницей, одноместные, оснащенные широким лобовым обтекателем, узким и высоким ветровым стеклом, сдвоенными фарами (рис.22).
Визуальная форма современных туристических и спортивных снегоходов отличается динамизмом и агрессивностью.
5. Грузовой мототранспорт - предназначен для перевозки среднего объема грузов в городской, сельской местности, для использования в качестве внутризаводского транспорта, для коммунальных служб, в сфере обслуживания.
Типология грузового мототранспорта (особенности конструкции):
трехколесный мотоцикл с кузовом над осью задних колес (низкая посадка кузова), передняя подвеска унифицирована со стандартным мотоциклом (рис.29,30);
открытый трехколесный мотороллер, с видоизмененным задним мостом и конструкцией рамы, на которую установлен кузов (открытая бортовая платформа, закрытый фургон); передняя часть, включая седло водителя унифицирована с аналогичной легковой продукцией (рис.25);
трехколесный мотороллер, оснащенный одноместной полукабиной-обтекателем с открытыми дверными проемами и аналогичными типами рабочего кузова (рис.26);
трехколесный мотороллер с закрытой одно-, двухместной кабиной с рулевым управлением мотоциклетного или автомобильного типа и аналогичными типами рабочего кузова (рис. 27,28);
мотороллер (мопед) с задней частью, унифицированной с легковой продукцией, двумя управляемыми передними колесами, бортовой платформой над передней осью — для перевозки мусоросборников (рис. 23);
трехколесный мотороллер с оригинальной конструкцией заднего моста (силовой агрегат помещается в тележке между задними колесами), грузовой площадкой над задними колесами, оснащается закрытым съемным кофром, дополнительно может оснащаться крышей — развозка почты, пиццы (рис.24).
Мототакси Bajaj RE Autorichsa
Тип машины: четырехместное мототакси на базе трехколесного мотороллера серийно выпускается индийской корпорацией Bajaj Auto с 1973 года. В настоящее время на рынке позиционируются модификации RE 2S, RE 4S, RE 4S CNG, RE DIESEL, RE DIESEL, MEGA RE 4S LPG, отличающиеся друг от друга типом двигателя (2-х, 4-х тактный), видом потребляемого топлива (бензин, газ, дизельное), типом шасси (стальной монокок, из штампованных стальных листов со сварными креплениями) (рис. 173). Назначение: платная перевозка пассажиров по городским маршрутам. Зона использования: развивающиеся страны (Индия)
Потребители изделия: пассажиры - местное население, зарубежные туристы; водитель — местное население (мало ориентированное на материальный комфорт и эстетику).
Среда: улица азиатского города, имеющая свои особенности формообразования, сложившиеся под влиянием культурно-исторических традиций, экономического фактора, особенностей национального менталитета. Для данной среды характерны плотность движения транспортного и человекопотока, скученность и пестрота разномасштабных архитектурных сооружений. В настоящее время в связи с ростом благосостояния населения и развитием туристического бизнеса, имеет место развитие городской инфраструктуры, появление новых зданий современной конструкции.
Художественно-конструкторское решение объекта.
Конструкция Bajaj RE получена путем модификации грузового мотороллера Pick-up, оснащенного металлической полукабиной-обтекателем с открытыми боковыми проемами и металлическим верхом, в пассажирский вариант. В данном случае на раму пассажирского типа (с укороченной задней частью) устанавливается несущая платформа и металлический кузов с боковыми обводами сложного рисунка. В передней части через переднюю вилку рычажного типа рама опирается на ведомое колесо, а в задней части через подвижные балансиры - на два ведущих колеса. Переднее колесо оснащено поворотным грязевым щитком, на который монтируется корпус фары, в который помещается оптический элемент фары с регулируемым пучком света. Брызгоотбойные козырьки задних колес расположены в плоскости боковых стенок моторикши.
Bajaj RE имеет развитую пространственную структуру в виде щита-обтекателя в сочетании с крышей - тентом, ограждения сзади водителя и пассажиров и частично открытые боковые проемы.
В структуру кабины могут быть включены такие защитные устройства, как элементы ограждения боковых проемов в виде упрощенных конструкций разного типа (например, трубы прямоугольного или круглого сечения, тенты).
Особенностью организации кабины Bajaj RE является передняя панель-обтекатель, ярко выраженная выпукло-объемная форма которой обусловлена компоновочной необходимостью «очертить» наибольший габарит выноса рукояток руля при полном повороте .
Пластическое решение формы передней панели-обтекателя основано на едином принципе построения поверхности двоякой кривизны (по горизонтали и по вертикали).
Характерной особенностью композиционно-пластического решения передней панели-обтекателя является панорамный принцип остекления верхней части плоским стеклом в центральной части с гнутыми боковыми участками. Данный характер остекления обусловлен компоновочными особенностями построения формы передней панели и одновременно обеспечивает расширение угла обзорности с места водителя по горизонтали. Площадь остекления в композиционном построении формы передней панели-обтекателя составляет порядка 1/3 общей площади.
Функциональным развитием передней панели является крыша как элемент защиты от атмосферных осадков и солнечной радиации. У моторикши это брезентовый тент, жестко натянутый на металлический каркас.
По образной характеристике компоновка кабины с массивным передним обтекателем и ограждением рабочего места водителя сзади воспринимается как автомобильная кабина традиционного типа со съемными дверями. Общий объем кабины тяготеет к призме со скругленными углами и горизонтальной доминантой в структуре.
Салон машины разделяется на водительский и пассажирский отсек. Ограждения за спиной водителя представляют собой сочетание вертикальных и горизонтальных металлических труб, служащих каркасной основой для крепления спинки сиденья, и глухой прямоугольной металлической панели, к которой прикрепляется подушка сиденья. Пассажирский отсек, основную часть которого занимает деревянная (вариант - пенополиуритановый наполнитель подушки и спинки сиденья с дерматиновой обшивкой) скамья, рассчитанная на трех человек, имеет боковые ограждения в виде плоских металлических облицовок в сочетании с тентами.1 Силовой агрегат сдвинут к заднему мосту и закапотирован под пассажирским сиденьем. Пуск двигателя осуществляется электростартером. Повороты моторикши осуществляются рулем мотоциклетного типа. Стояночный тормоз, а также рычаги управления (переключение скоростей, блокировка колес, реверс), объединенные в один «куст», расположены на туннеле силовой конструкции. На приборной доске, расположенной над коробом рулевого колеса, компонуются характерные мотоциклетные приборы контроля и управления.
Металлические поверхности машины окрашиваются и эмалируются с целью защиты от коррозии. В последнее время все чаще используются цветные тенты и цветное покрытие сидений водителя и пассажиров. Цветовое решение машины представляет собой сочетания основных цветов (желтый - зеленый - синий (черный), синий — белый - черный).
Формообразование кузова моторикши
Элементы конструкции моторикши (см. «взрыв-схема», рис. 191):
1. силовая рама с шасси - основа всех агрегатов;
2. несущая платформа, которая монтируется на силовую раму и имеет прямоугольные отверстия под короб АКБ и каркасные элементы ограждающих конструкций и сидений;
3. настил пола, выполненный из резины и имеющий текстуру, исключающую проскальзывание стопы в обуви;
4. обрезиненная подножка;
5. силовой трубчатый каркас, снабженный стандартными креплениями для удержания защитно-ограждающих конструкций;
6. ограждающие панели из органического стекла (полимера), включающие перегородку, заднюю стенку кабины, узел «лобовое стекло-крыша»;
7. сиденья-кресла;
8. передняя панель лобового щита - обтекателя;
9. фары головного света;
10. панель-крыло поворотного колеса, выполняющая грязезащитную функцию;
11. боковая передняя панель, снабженная поворотниками эллиптической формы и креплениями для зеркал заднего вида;
12. кожух поворотного колеса;
13. панель-торпедо, на которой размещаются карманы кассы и перчаточного ящика;
14. рулевая колонка с размещенной на ней панелью приборов;
15. стеклоочиститель;
16. зеркала заднего вида;
17. кожух АКБ коробчатой формы;
18. задний багажник - пространственная панель-крышка багажного кофра, располагающегося на заднем свободном участке несущей платформы;
19. панель багажника, примыкающая к задней стенке кабины;
20. блок задних фонарей;
21. задняя панель, выполняющая грязезащитную функцию для деталей шасси и двигателя;
22. задние боковые панели, выполняющие грязезащитную функцию крыла брызговика для задних колес;
23. нижняя боковая панель;
24. боковые ограждения (трубчатые каркасного типа, двери упрощенного типа) (на взрыв-схеме показаны двери в сборе);
25. фонарь такси (для маршрутного и городского такси).
Взаимное расположение элементов.
На габаритные размеры, принцип организации объемно-пространственной структуры и композиционного решения формы кабины определяющее влияние оказывает ряд факторов:
размерность стандартной рамы, а также экономически обусловленная минимизация размеров базы и колеи, определяющие габариты машины по длине и ширине;
характер рабочей позы и параметры посадки водителя, а также характер поз и параметры посадки пассажиров, влияющее на. габарит машины по высоте и функциональное зонирование салона;
стандартная компоновка и конструкция рулевого управления, которая определяет габарит по длине и ширине передней части машины в точках положения рукоятки руля при его максимальном угле поворота и при прямом положении;
конструктивно — компоновочное решение узла рулевой колонки и управляемого колеса, которые определяют композиционные ограничения в решении нижней части кузова;
предпочтительность применения плоских поверхностей либо поверхностей одинарной кривизны панелей облицовки, обусловленная необходимостью упрощения процесса изготовления и сборки/разборки изделия;
необходимость разграничения интерьера на две функциональные зоны: отсек-кабину водителя, пассажирский отсек, - продиктованная основным назначением (такси).
Исходя из перечисленных определяющих факторов, разрабатывается организация объемно-пространственной структуры и принципиального композиционного построения формы кабины.
Пространственная структура кабины представляет собой алюминиевый каркас (5), конструктивные элементы которого в передней части проходят по основной радиусной образующей (для вариантов полной высоты с крышей) и радиусным линиям на боковой проекции. Каркас состоит из гнутых стоек, удерживающих панель-перегородку с помощью стандартных креплений автобусного типа и образующих дверной проем, стоек, удерживающих ограждающую панель задней стенки машины, а также поперечных прямых элементов, связывающих элементы каркаса в единую конструкцию, рамы лобового стекла и крыши (для вариантов полной высоты с крышей).
Каркасные стойки в нижней части через отверстия в несущей платформе (2) связываются с силовой рамой (1), а верхней - с рельсами верхнего багажника.
Основой объемно-пластического решения кабины моторикши во всех модификациях являются поверхности одинарной кривизны по абрису образующей линии: панель, разделяющая объем машины на кабину водителя и пассажирский салон и панель, формирующая заднюю стенку моторикши.
Для модификаций машины полной высоты наряду с вышеназванными основную формообразующую роль играет поверхность, образованная радиусной линией, проходящей через основные габаритные точки - передняя кромка пола кабины - рукоятка руля в крайнем положении поворота — габарит кабины по высоте (передняя панель обтекателя, «лобовое стекло — крыша»). Панель «лобовое стекло-крыша» (6) связывается с фронтальной наклонной плоскостью - передней панелью лобового обтекателя (8) через каркасные элементы (рис. 192-194).
Дизайн-форма как визуально-смысловая целостность (образ вещи). Художественно-морфологическая ситуация
На данном этапе происходит осмысление образа вещи как точки пересечения утилитарной и социокультурной функций объекта, реализованных на предыдущих этапах проектирования; смысловая и композиционная гармонизация найденного дизайнерского решения объекта; разрабатывается художественно-конструкторский проект.
Необходимо целостно выразить в вещи ее место в культуре, донести художественную информацию, заложенную в форме, до потребителя.
С этой целью выстраивается художественно-морфологическая ситуация (внимание заостряется на предметно-пластических свойствах объекта, образности).
Центром художественно-морфологической ситуации становится «Человек-Ценитель», наделенный художественным восприятием, способный эмоционально и интеллектуально реагировать на композиционные особенности и смысловые нюансы заявленной дизайнером формы. В данном случае позиция дизайнера совмещает две точки зрения на вещь: идейно-ценностную и культурно-языковую (соотнесение вещи с культурно значимыми формами - предметным языком культуры).
На данном этапе выполняется наиболее интересная с художественной точки зрения задача синтеза смыслов вещи (в т.ч. ассоциативного ряда, рождаемого многочисленными вариантами формы), функций, визуальных решений вещи.
На позицию «Человека-Ценителя» становится сам дизайнер, вступающий в диалог с культурой и потребителем.
Диалог ведется с помощью невербального языка, средствами которого являются найденные на предыдущих этапах выразительные формы (морфологические единицы, текстуры, фактуры, цвета, формы, их комбинации и соотношения).
На этапе построения художественно-морфологической ситуации осуществляется окончательный отбор и синтез мотивов , обусловленных социокультурными требованиями потребительской аудитории и контекста.
Взаимоотношения различных мотивов, смыслов в образе утилитарного мотосредства осуществляются с помощью комбинаторики как метода формо-и смыслообразования и метафорики как языка проектирования. С помощью вышеназванных средств осуществляется насыщение утилитарного объекта «игровым моментом» - кодировка смыслов (основного и побочных, которые в зависимости от изменений условий восприятия могут оказаться весьма выразительными).
Дизайнер ставит перед потребителем задачи опережающего отражения («догадайся», «придумай», «сравни» и т.п.) , побуждая последнего к мысленному экспериментированию с объектом дизайна, направления которого уже заданы в конструкции, форме, содержании изделия. Зритель участвует в осуществлении дизайнерского замысла (улавливает, сопоставляет, синтезирует элементы визуальной картины на основе их уподобления знакомым ему категориям, отбирает существенные черты и организует их в целостный визуальный образ), включаясь, таким образом, в коммуникативную игру - сотворчество.
Рассмотрим взаимодействие социокультурных мотивов, выделенных на основании группировки ценностных установок заявленных адресатов моторикши (универсального мототранспортного средства).
Социокультурные аспекты бытия моторикши на этапе художественно-морфологической ситуации (окончательного оформления морфологии и образа транспортного средства) могут быть обозначены следующим образом:
транспортное средство, воплощающее философское понимание путешествия (рис.232);
символ бытия Востока (рис.233);
предмет молодежной субкультуры (рис.234);
часть устремленной в будущее и одновременно исторически ориентированной культуры транспорта (рис.235);
часть природной системы (рис.236).
В зависимости от контекста использования те или иные грани образа выступают на передний план и улавливаются реципиентом «Человеком-ценителем».
Для решения художественно-образных задач дизайнер применяет те же средства, которые используются в любом виде искусства. Как показали исследования, универсальными для всех видов искусства являются тропы [46, С. 39]. Так, в образе моторикши проявляются следующие типы тропов: метафора (олицетворение, метаморфоз, эпитет, антитеза, параллелизм, сравнение, оксиморон), метонимия, синонимия, символ. Отметим, что в одном объекте тропы образуют различные сочетания, таким образом, можно говорить о применении комбинаторики в качестве метода представления невербальной информации об объекте.
Идентификация моторикши зрителем строится на пересечении ряда ассоциаций, возникающих в ответ на появление необычной, контрастной привычному транспорту машины . Первоначально даже неподготовленный зритель воспринимает зооморфность фронтального силуэта машины (сходство с добродушным существом — глаза — светоблоки, нос — воздухозаборники, уши — зеркала заднего вида и т.п.). Это обусловлено тем, что в природе человека заложена положительная эмоциональная реакция на изделие с семантикой, ассоциируемой с растительным или животным миром (физиологические особенности визуального аппарата человека , особенности психологии — исторически человек настороженно относится к новым, непонятным объектам и стремится наделить их привычными чертами своего окружения).