Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Змановских Элина Викторовна

Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий
<
Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Змановских Элина Викторовна. Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий : диссертация ... кандидата технических наук : 17.00.06 / Змановских Элина Викторовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна].- Иркутск, 2009.- 253 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-5/707

Содержание к диссертации

Введение

1. Художественные решения интерьеров в различных условиях архитектурной среды

1.1. Комплексный подход к решению интерьеров и их элементов. Исторический аспект 11

1.2. Принципы комплексного подхода к художественному решению интерьеров и их элементов в условиях сложившейся архитектурной среды. 26

1.2.1. Дизайнерские решения интерьеров и формы их взаимодействия с различными условиями архитектурной среды 31

1.2.2. Система отношений элементов пространственной формы, как совокупность зрительно воспринимаемых признаков 39

1.2.3. Типология подходов к созданию решений сложившихся интерьеров общественных зданий 56

1.2.4. Методика дизайнерских решений эстетизации сложившихся интерьеров общественных зданий 59

2. Дизайнерские решения эстетизации интерьерной среды общественных зданий на примере вузов г. Иркутска .

2.1. Анализ архитектурного пространства Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) 71

2.1.1. Обоснование методических приемов эстетизации общественной среды на примерах дизайнерских решений, реализованных в интерьерах здания ИрГТУ

2.1.1.1. Вестибюльные группы 74

2.1.1.2. Офисные пространства 77

2.1.1.3. Пространства зального типа 86

2.1.1.4. Вертикальные и горизонтальные коммуникации 95

2.2. Мотивация при выборе средств эстетизации сложившейся архитектурной среды ИрГТУ 103

2.3. Примеры дизайнерских решений, материалы, технологиив интерьерах Байкальского экономического университета экономики иправа (БГУЭП) 108

3. Текстиль как средство дизайнерских решений эстетизацииинтерьеров общественных зданий .

3.1. Значение и место текстильных композиций в дизайнерскихрешениях интерьеров

3.1.1. Текстиль в дизайне интерьеров разных эпох 117

3.1.2. Текстиль в художественных решениях современных интерьеров 120

3.2. Разновидности интерьерного текстиля. Материалы и технологии 123

3.3. Текстиль в ИрГТУ. Художественные приемы, композиционные и технологические особенности создания элементов интерьерного текстиля Их взаимосвязь 136

3.3.1. Формирование пластической структуры текстильных элементов 137

3.3.2. Приемы крепления текстильных элементов 144

3.3.3. Декоративные возможности текстильных материалов 150

3.3.4. Особенности колористических решений текстильных композиций 160

3.3.5. Декоративные качества текстильных элементов в раскрытии темы, стиля, образа интерьера 163

4. Витраж, как средство дизайнерских решений эстетизациикоммуникационных пространств общественных зданий .

4.1. Значение и место витражного искусства в художественных решенияхинтерьеров 169

4.2. Дизайнерские приемы и технологические особенности исполнения витражных композиций как средств эстетического преобразования коммуникационных пространств ИрГТУ 177

5. Мозаика как средство решения задач эстетизацииинтерьеров общественных зданий .

5.1. Художественная мозаика в интерьерах разных эпох 191

5.2. Значение и место мозаичного материала в художественных решениях интерьеров общественных зданий 198

5.3. Композиционные приемы, виды материалов и технологические особенности исполнения мозаичных элементов в условиях коммуникационных и зальных пространств ИрГТУ 201

Заключение 219

Библиографический список 224

Приложения 231

Введение к работе

Актуальность исследования

Предметно-пространственная среда- интегрированный результат деятельности зодчего, художника, дизайнера... Она формируется постепенно, развиваясь во времени. Предметная среда всегда конкретна, она не существует вне человека, более того, она продукт его деятельности. Человек создает материальный и духовный мир вокруг себя и для себя в формах, приспособленных для восприятия и освоения. Поэтому среда всегда выражает человеческие отношения, фиксирует социальные сдвиги и культурные процессы, она вбирает в себя пространство как художественный материал, в результате возникают новые связи между человеком и предметно-пространственным окружением, которое находится в процессе непрерывного изменения. Однако скорость и цикл таких изменений неодинаковы, тогда как, элементы среды не всегда создаются в расчете на разные сроки службы. Одни из них «стареют» быстрее, другие медленнее. Функциональное и моральное «старение» элементов среды часто не совпадает по срокам. Среда или предмет, входящий ее в состав, нередко остается утилитарно пригодным, но требует эстетического обновления в результате изменения общественных вкусов и взглядов, требований моды, стиля и т.п. Многие ансамбли гармонично развиваются во времени, дополняясь чертами современности, или, наоборот, созданные по единому замыслу, в дальнейшем, вследствие изменившихся условий, утрачивают былое совершенство.

Известно, что с середины 50-х годов в советской архитектуре был период, когда особенно активно развивалось строительство в массовых масштабах индустриальными методами. Мода и художественный стиль диктовались государством. Одним из самых сильных способов воздействия на людей оказался процесс объединения людей «в массу». Главной целью было отвлечение от всего, что могло бы способствовать развитию индивидуальности. Промышленность производила минимальный набор маловыразительных вещей для создания стереотипных интерьеров. В качестве основы было выбрано направление, ориентировавшееся на конструктивно-технологическую целесообразность новой формы.

Функционализм был основой профессиональной идеологии дизайна. Однако в созидании не может быть определяющей только количественная сторона. В это время слишком узкое понятие целесообразности в интерьерах привело к отождествлению красоты и пользы (Маклакова, 2001).

Если мир техники является продолжением физических способностей человека, одновременно являясь искусственной средой его обитания, то мир эстетики, творимый человеком, является областью, в которой продолжается и находит отражение его духовная жизнь. Современный мир необычайно разнороден. В настоящее время меняется очень многое, меняются культурные установки, тенденции моды, стереотипы поведения, меняется система взаимоотношений человека со средой, развиваются технологии и материалы. В связи с этими факторами возникает противоречие между характером сложившейся среды, изменяющимися условиями её эксплуатации и художественно-эстетическими потребностями общества, что определяет необходимость дополнительных исследований современных методов эстетизации предметного пространства.

Суть возникшей в настоящее время проблемы заключается в том, что предметная среда, формируясь в момент строительства здания, со временем видоизменяется, часто стихийно, утрачивая единство эстетического восприятия. Предметное окружение со временем перестает удовлетворять современным требованиям и возложенному на него функциональному назначению.

Опасность безликости многочисленных образцов стандартизированной архитектуры, несет повторяющееся однообразие форм, равнодушно заполняющих пространство, окружающее человека. В этой тенденции пространства, где целое теряет свой образ, а предмет теряет свою индивидуальность, важна активность эстетического подхода. Решение обозначенной проблемы возможно только через комплексный, системный поход к дизайну сложившейся пространственной среды. Художник, дизайнер в индивидуальной работе принимают решения, часто полагаясь в основном на свой творческий опыт. При достаточном уровне мастерства успешно работает и эстетическая оценка, основанная на интуиции. Однако, в случае создания масштабного художественного проекта, решения преобразования интерьера, основанные только лишь на интуиции и эмпирическом знании, не всегда могут быть оправданы. В данном случае наибольшее значение приобретают научные методы, с помощью которых можно заранее объективно оценить возможности каждого решения и, отбросрт недопустимые, рекомендовать наиболее целесообразные обоснованные варианты.

Среди многочисленных средств, к которым обращаются современные специалисты в области интерьерного дизайна, встречается применение таких классических техник, как витраж, текстиль, мозаика, способных преобразить звучание любого маловыразительного пространства, придать ему индивидуальность и значимость. Однако наряду с расширением художественных аспектов их выразительности, развитием технологических возможностей исполнения, значение этих художественных средств нередко подменяется оформительской ролью, ограничивается только стилистическим замыслом интерьера, они часто применяются необоснованно, без учета характера пространства. При этом ясно, что применение таких выразительных средств развития эстетики интерьера требует научно-аргументированного подхода, особенно, когда это касается интерьеров общественных зданий, несущих или утрачивающих различный характер исторически сложившихся стилей и направлений.

В результате систематизации научных исследований в области поиска средств выразительности предметной среды установлено, что большая часть проводилась с целью познания, а не изменения действительности, что не,в полной мере отвечает специфике преобразовательной деятельности дизайнера. Поэтому внимание к методам анализа обусловлено адаптацией данного системного подхода к дизайну среды и его развитием с позиции практических задач, решение которых с помощью существующих методик не обеспечивает комплексного результата. Таким образом, актуальность данной работы заключается в необходимости выявления тенденций изакономерностеи организации современного общественного интерьера, а также создания научно-обоснованной методики, аргументирующей целесообразные пути решения дизайнерских задач в области эстетизации сложившихся пространств.

Цель работы

Комплексный анализ эстетики интерьера общественного здания и разработка научной методики, обосновывающей выбор художественных средств и технологических приемов в дизайне предметной среды.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Систематизация опыта решений классических образцов предметно-пространственной среды с позиций современных дизайнерских представлений и определение тенденций современного проектного творчества.

2. Совершенствование научно-методического аппарата для решения задач эстетизации интерьеров общественных зданий, обеспечивающего максимальную выразительность решений с учетом объективных условий существующей среды.

3. Выявление критериев мотивации при выборе материалов и технологий дизайна среды, наиболее полно удовлетворяющих современным утилитарным и эстетическим требованиям для интерьеров общественных зданий разного функционального назначения.

4. Развитие методов художественно-образного моделирования элементов на основе текстиля, стекла и керамики, как средств решения задач эстетизации интерьера общественных зданий.

5. Обоснование результатов дизайнерских решений для интерьеров современных общественных зданий на примерах, реализованных автором и при его участии в Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ) на базе предлагаемого системного подхода. Объект исследования

Научные методы анализа и дизайна интерьеров общественных зданий различного назначения.

Предмет исследования

Художественные приемы и технологические средства решения задач эстетизации интерьерной среды ИрГТУ.

Методы исследования

В работе использовались основные положения методик системного анализа, в частности методики, разработанные Янгом, где особое внимание уделено процессу реализации принятого решения, методик Квейда, Оптнера и Голубкова, которые больше внимания уделяют разработке и исследованию альтернатив принятия решений.

Использованы основы методов семиотических исследований, базирующихся на идеях гештальтпеихологии (отраженных в работах Р. Арнхейма) и функциональной психологии (работы В. Гропиуса и др. педагогов Баухауза).

Применен метод экспертных оценок. Научная новизна

1. Установлены закономерности выбора художественных приемов и технологических средств дизайна предметной среды в зависимости от специфики пространства, учитывающие аспекты его психологического воздействия на человека, принципы структурной и композиционной организации и особенности жизненных процессов.

2. Предложена комплексная методика для решения, как аналитических задач, так и научного обоснования практических приемов эстетизации интерьера, включающая схемы построения проектных решений для различных функциональных групп.

3. Рекомендованы художественные приемы и технологические средства интерьерного дизайна, с учетом требований к конструктивности исполнения, функциональности и эксплуатации в интерьерах общественных зданий. Практическая значимость

Существенной практической составляющей настоящей работы является развитие методов проектных решений интерьеров различных функциональных групп в зависимости от характера исследуемого пространства и способов их художественной и технологической реализации. Методика, направленная на решение обозначенных задач внедрена в учебный процесс в курсах специальных дисциплин кафедры Монументально-декоративной живописи ИрГТУ и является научной основой для разработанных и внедренных автором более 15 проектов дизайнерских решений интерьеров ИрГТУ и БГУЭП, которые позволили придать им современное и эстетически оригинальное звучание, благоприятно изменить их восприятие, наделить индивидуальными чертами современных учебных учреждений.

Предложена классификация, позволившая систематизировать информацию о современном состоянии и развитии дизайна интерьерного текстиля и сформулировать рекомендации по его технологическому применению, включающие: способы крепления, особенности выбора и использования различных материалов, технологии развития пластической структуры, колористические приемы, средства формирования идейно-образного содержания и стиля. 

Апробация работы

Результаты проведенных исследований докладывались на всероссийской научно-технической конференции «Особенности регионального развития искусства» в рамках Всероссийской выставки «Дизайн -2006», XI Всероссийской конференции «Технология художественной обработки материалов» -2009, научно-технических конференциях ИрГТУ. Работы, выполненные в техниках текстиля и витража, экспонировались на Международной выставке «Три цвета. Три нации.» (диплом лауреата за витраж «Пробуждение», 2007 и диплом лауреата за гобелен «Формула прогресса», 2008), Всероссийском смотре-конкурсе дипломных работ в Красноярске (диплом за 1 место за работу текстильное панно «За окном»), Республиканской художественной выставке «Россия -X», Москва, ЦДХ, 2004 и Региональной выставке «Сибирь - IX». 2003 (диплом за авторскую работу гобелен «Древо жизни»), ежегодных смотрах-конкурсах лучших НИР и НИРС ИрГТУ. 2004-2005 (медаль «За научно-техническое творчество» и диплом 1-й степени за руководство работой витраж «День и ночь»).

Личный вклад автора

Все результаты исследований, изложенные в настоящей диссертации, получены самим автором при его непосредственном участии или под его руководством. Автор участвовал в постановке задач и анализе результатов. Автору непосредственно принадлежит обобщение полученных данных, разработка методических подходов и формулирование основных выводов.

Достоверность полученных результатов подтверждена актами внедрения, положительными оценками экспертов, мнением специалистов и общественных представителей о конструктивном, гармоничном результате эстетического преобразования интерьерной среды Иркутского государственного технического университета и Байкальского государственного университета экономики и права.

Структура и объем работы

Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка источников из 110 наименований, пяти приложений. Текст работы изложен на 231 страницах, содержит 3 таблицы, 91 рисунок. В приложениях даны акты внедрения реализованных проектов, данные, полученные на основе метода экспертных оценок, а также материал, иллюстрирующий технологические приемы создания текстиля и витража и примеры схем построения дизайнерских решений интерьеров разных функциональных групп.

Публикации

По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе 3 в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК (основные результаты отражены в работах [30 - 35]), сборниках статей, тезисах российских и вузовских научных конференций. 

Комплексный подход к решению интерьеров и их элементов. Исторический аспект

Живопись и архитектура вели свои художественные поиски во времени не изолировано друг от друга, а во взаимодействии, они развивались в русле единой культуры и обуславливались единством мироощущения.

Величайшие шедевры целостной картины мира были созданы средствами архитектуры и изобразительного искусства в художественных форматах Древнего Востока, Античной Греции и Рима, Средневековья и Ренессанса, Классики и Модерна. Рассматривая пространственную систему этих ансамблей, необходимо определить развитие композиционных принципов в формировании интерьера в различных исторических стилях и эпохах, выявить характерный подход в решении задач художественной организации пространственно-предметного окружения человека.

Живописные и пластические композиции Египетских храмов в значительной степени определялись закономерностями архитектуры, подчиняясь четким симметричным схемам. Пространство развивалось последовательно в направлении главной оси с постепенным возрастанием значения масс. Строгий геометризм плана, ритмичность чередования света и тени, постепенное понижение высоты залов создавали пространственный эффект бесконечной глубины. Решения внутренних ограждающих поверхностей архитектуры Древнего Египта - росписи и скульптурные рельефы представляли собой органичную поверхность стены при ярусном композиционном строе, где роспись - это ковер, не мешающий восприятию четких архитектурных форм, усиливающий значение массивности форм и подчиняющийся при этом масштабным соотношениям пространства (Кузьмина, 1983).

Египетские пропорции в силу самой модульности родственны архитектуре. Возможно, что этот принцип позволял египтянам создавать столь блестящие в своем единстве храмовые комплексы с массой скульптуры, со сплошным ковром рельефов и росписей. Независимо от исходного размера модуля, скрытый или выраженный, он пронизывал все части сооружения и изображений строгой логикой метрики и подобия (Гуляницкий, 1984).

Из Древнего Египта принцип модульности перешел к зодчим и ваятелям Древней Греции периода архаики.

В искусстве Древней Греции ордерная система становится основой архитектоники монументального произведения, определяя композиционные приемы и средства. Система ордеров охватывает все специфические стороны архитектуры: утилитарную, техническую и художественную. Греческие зодчие и художники выработали четкую систему взаимодействия архитектуры и художественных элементов. Расположение их в композиции здания, их размерные отношения, использование цвета - все это было определено строгими тектоническими закономерностями самой архитектуры (Степанов, 1984).

Изображение здесь могло существовать только на несомых частях сооружения: фронтоны, фризы храмов превратились в канонически определенные места расположения архитектурных рельефов. Тектоничность, ясность, расчлененность формы на «несущие» и «несомые» элементы подчеркивалась цветом, яркой раскраской, сосредоточивавшейся в верхней части здания. Колонны и архитравы, как правило, не окрашивались, а капители и фризы расцвечивались синей, красной, зеленой, черной красками и позолотой. Потолки интерьеров закрывали терракотовыми плитами, окрашивали синим, как в Древнем Египте, и расписывали золотыми звездами. Дверные проемы завешивались дорогими тканями и прикрывались золочеными коваными решетками.

В античном искусстве еще не происходило разделения функций искусства архитектуры, скульптуры, живописи. Поэтому задачи выражения эстетических идей средствами цвета продолжали решать архитектура и скульптура, а древнегреческая и римская живопись, в сущности, функционально была декоративной росписью (Власов, 2000). В античности, в Александрии, родилась и так называемая «александрийская мозаика» - облицовка стен разноцветным мрамором, вырезанным по контурам рисунка. Эта техника - предшественница «инкрустационного стиля» и флорентийской мозаики эпохи Итальянского Возрождения.

Римский строительный метод был прогрессивным, но он способствовал постепенному превращению архитектуры в искусство декорации фасадов, мало или совсем не связанных с внутренним пространством здания. Характерной особенностью римской архитектуры является ее пространственность, преувеличение масштабного строя сооружений. На это были направлены все средства пространственной композиции, в том числе и превращенный в декор, значительно усложненный ордер. Известная дробность членений была вызвана стремлением, за счет уменьшения размеров деталей, усилить впечатление от величины целого (Власов, 2000). Для создания композиции настенных росписей римскими художниками использовалась тектоническая выразительность канонизированного членения стены. В росписях членения стен в виде пилястр, колонн, цоколей, антаблементов часто изображались лишь цветом, вплоть до имитации материала - камня разных пород. Внутри членений размещались тематические изображения. Примером могут служить росписи «Виллы Мистерий» в Помпеях (60-е гг. до н. э.), где живопись возмещает функцию тектонических элементов. Помпеянские росписи разделялись на горизонтальные ярусы орнаментальными тягами и завершались фризом (Степанов, 1984).

Архитектура Византии и Древней Руси, развивая иные архитектурные концепции, также определяла масштаб и тектонику монументально-декоративных произведений.

В древнерусских храмах живопись играет доминирующую роль, преображая архитектуру и, что особенно важно, делая архитектуру масштабно значительней, грандиозней (Пилявский, 1984).

Византийские художники воспринимали поверхность сводов и стен для живописи как целостную монолитную форму, сообразуясь с крупными членениями архитектуры. Мозаика и фреска сплошным ковром покрывали стены, столбы, купола и апсиды. Декоративная плоскостность, архитекто-ничность, орнаментальность икон, фресок, и мозаик делают их органической частью храма (Некрасова, 1988).

Роспись, заполнявшая интерьер сверху донизу, придавала ему особый характер, выделявший его из обыденной реальности, подчиняя себе воздействие даже пространственной формы. Мозаика с ее активной материальной поверхностью, таинственным мерцанием и сочностью цветовой гаммы подчеркивалась драгоценным изяществом полированного камня столбов арочных колоннад. Нежные розовые и голубые цвета, резкие красные, синие, зеленые и коричневые, вспыхивали на золотом фоне, вибрировали, придавали всему окружению ирреальный характер (Степанов, 1984).

Вертикальные и горизонтальные коммуникации

Текстильные композиции также обладают значительными пластическими возможностями, среди которых создание разнообразной фактуры, декоративного рельефа, сочетания разных по качеству материалов, поэтому их решение вполне может быть рассчитано на фронтальное и ракурсное восприятие. Однако на значительном расстоянии в глубине пространства, текстильные композиции, несомненно, теряют значительную часть своих выразительных качеств.

В условиях фронтального восприятия или при небольших вертикальных углах зрения лучше всего читаются мозаичные композиции созданные по принципу сплошного заполнения стены. Тогда ограждающая поверхность выглядит более весомой, единой, в полной мере проявляются ее тектонические качества. Учитывая свойства мозаичных материалов хорошо отражать свет в тех случаях, когда восприятие происходит под горизонтальным углом, следует избегать сплошного заполнения плоскости стены. На мозаичной поверхности нередко возникают ненужные блики, снижающие четкость рисунка и цветовую насыщенность композиции. В таких случаях необходимо использовать приемы, делающие поверхность нарочито шероховатой, модульные элементы укладывать с разными наклонами, между рядами умышленно оставлять явно заметные швы, использовать материал с шероховатой или матовой поверхностью. Целесообразнее создать решение по принципу частичного заполнения ограждающей плоскости. В ракурсе силуэт мозаичного изображения прозвучит намного убедительнее, а введение в этом случае активного рельефа значительно обогатит пластику стены и интерьера. 6. Характер эмоционального воздействия (сосредоточенность, торжественность, динамичность). Диапазон эмоционального воздействия пространства во многом определяет функциональное назначение архитектурной среды. Приемы эстетической организации общественных интерьеров должны учитывать специфику различных мероприятий (культурных, спортивных, деловых и т.д.). В случае, когда необходимо создать торжественность эмоционального звучания интерьера, важна не активность композиционного решения, акценти 69 рующего внимание аудитории, а органичность его взаимодействия с внутренними процессами в качестве идейно и художественно ведущих элементов. В обстоятельствах создания особенной атмосферы, созвучной функции интерьера, основное значение приобретает тематика и образ создаваемого решения. Витражные композиции способны выразительно передать образ, одухотворить пространство, создавая атмосферу торжественности, в определенных случаях ритуальности происходящего. Однако в условиях проведения некоторых видов деятельности, например спортивных мероприятий, деловых переговоров, научных конференций их экспрессивное звучание не всегда уместно. Кроме того, для интерьеров подобной функциональной категории требуется достаточное количество естественного освещения. Нередко применяется одновременное сочетание источников естественного и искусственного освещения вследствие чего, нивелируется сила потока цветного света, утрачивается цельность решения. При выборе декоративных материалов, не следует также оставлять без внимания вопрос обеспечения требуемой звукоизоляции и создания акустического комфорта в подобных помещениях. Для получения правильной звуковой картины и как следствие характера эмоционального воздействия пространства, применение большого количества звукоотражающих поверхностей (допустим, декоративные элементы на основе стекла), оказывается не самым лучшим вариантом. Но и полное покрытие всех поверхностей помещения поглощающим материалом (текстильные композиции) - не совсем правильный шаг, так как следствием будет очень малое значение времени реверберации, и звук получится очень «сухим» или «глухим». При чрезмерно высоком звукопоглощении отраженный звук может полностью исчезнуть, и звучание речи приобретет уже неприятный «ватный» оттенок, при котором исчезают начало и окончания фраз. Обычно нужный результат достигается чередованием поглощающих и отражающих поверхностей. В данном контексте решающее значение приобретают возможности мозаики и текстильных композиций. В условиях сосредоточенной атмосферы рабочего пространства, эффект должен быть оптимально рассчитан на создание необходимого акцента, придающего индивидуальные качества, как правило, стандартному аскетичному пространству современного офиса, дополняющего среду эмоциональным содержанием и одновременно не отвлекающим внимание от делового процесса. Выразительным решением данной задачи становится введение в среду текстильных элементов ручного исполнения. Качества текстиля оправданы и с точки зрения акустики. Плоскости, созданные из воздухопроницаемых текстильных материалов, значительно повышают акустические свойства помещений. Приглушение посторонних звуков при помощи тканей из объемных, звукопоглощающих волокон поможет создать благоприятную атмосферу для работы. Существует ряд пространств (развлекательных, спортивных и т.п.), суть функциональных процессов которых требует подчеркнуть, усилить динамичный характер их эмоционального воздействия.

Актуальна также задача целенаправленного формирования динамичного воздействия среды, при обстоятельствах необходимого контрастного перехода из рабочей атмосферы сосредоточенности, внимания, к обстановке коммуникативных, вестибюльных пространств, позволяющей отвлечься от напрялсения статичных рабочих процессов.

Для пространств, эмоциональное воздействие которых обусловлено динамичным характером, определяющим приемом дизайнерского решения является применение композиционных средств, характеризующихся экспрессией, декоративной насыщенностью, интенсивностью в использовании цвета и тем более -света. Стекло это тот материал, который в полной мере способен воплотить идею насыщения пространства динамикой светоритмической игры. Пульсирующие ритмы витража, пропускающего свет или мозаики, поверхность которой обладает отражательной способностью, оптически оживляют плоскость стены, активизируют восприятие происходящей трансформации пространства.

Текстиль в художественных решениях современных интерьеров

Готические шпалеры являлись органичным продолжением стены, заполняя ее непрерывным декоративным полотном, в котором орнаментальный ритм цветовых пятен, снимал впечатление глубины изображения пространства, создавая прочную связь с плоскостью стены. Масштаб шпалер соответствовал огромным пространствам соборов и замков. Наиболее яркий пример - знаменитый "Апокалипсис" в Анжере, созданный Никола Батаем, каждая часть которого размером 4x18 метров, а общая площадь 720 кв. м (Власов, 2000).

В ренессансном интерьере шпалера стала не только обязательным элементом интерьера, она развивала заложенную в архитектуре идею ансамбля, выстроенного по принципу геометрических закономерностей как основы ордерной системы античной архитектуры. Строгая симметрия легла в основу решений интерьеров и принципов размещения в них художественных предметов. Каждая шпалера должна была располагаться в строго отведенном месте, создавая ритмический порядок.

Например, между пилястрами, членившими стену, в простенках между окон, над порталами дверей и в оконных люнетах, на фризах... Шпалеры, восточные ткани и ковры использовались не только для украшения стен, но и как занавеси, отделяющие части интерьерного пространства. Принцип ансамбля позволял скоординировать все элементы интерьера в рамках единого художественного комплекса, где архитектура играет организующую роль, оставляя определенную возможность самостоятельности существования произведений в интерьере (Данилова, 1970).

В эпоху барокко принципом организации пространства становится динамика, свобода композиции. В отличие от рассудочной логики Ренессанса, зодчие барокко, увлеченные иллюзорными эффектами линейной перспективы, связывали интерьеры в единую систему, создавая бесконечную анфиладу пространств. Шпалера, согласно барочной эстетике приблизилась к театральной декорации с системой кулис, крупных передних планов, с иллюзорностью пространственной глубины. Интерьеры решались на основе подчинения всех элементов пространства единой композиционно-ритмической структуре, по принципу взаимного слияния, когда исчезают границы архитектуры, живописи и скульптурного декора (Кузьмина, 1983).

В начале 18 века в развитии шпалеры наметилась тенденция как можно точнее скопировать произведения живописи. Шпалера постепенно превращалась из произведения искусства, созданного творческими усилиями художников и мастеров-ткачей, в продукт художественной промышленности.

В 19 веке рост промышленного производства в Западной Европе препятствовал развитию областей декоративного искусства, связанных с индивидуальным исполнительством. Воспроизведение замысла художника взяла на себя машина (Савицкая, 1995).

В России процесс формообразования синтеза архитектуры и декоративных тканей развивался постепенно. Первый этап синтеза зародился на рубеже 60-х годов и был связан с постепенным освоением текстильных изделий в интерьере. В это время ткани в архитектуре не имели своего самостоятельного художественного значения и часто подбирались как функционально необходимые вещи стихийно, без учета их роли и значения в композиции интерьера. Исключение составляли отдельные ткани, созданные для уникальных сооружений, таких как гостиницы: «Ленинградская», «Украина» в Москве, «Театральная», «Первомайская» в Киеве (Гасанова, 1987).

В 70-е годы возрождаются народные промыслы, различные виды ремесел, национальное художественное ткачество и ковроткачество, гобелен. Декоративные ткани в интерьерах общественных зданий приобретают определенную самостоятельность и художественную ценность в композиционном решении пространств. Разрабатываются небольшие уникальные серии или отдельные художественные ткани для гостиниц театров, киноконцертных залов, санаториев, обрядовых залов и Дворцов культуры (Гасанова, 1987).

В эти годы текстильные изделия становятся важным средством выразительности интерьера. Примеры наиболее простых видов взаимодействия архитектуры интерьера с формой произведения, когда декоративные ткани и, в частности, гобелен используется в качестве композиционной доминанты или идейно-художественного акцента. Наиболее распространенными являются приемы размещения декоративных тканей в виде пятна. Такие ткани, как правило, традиционной формы (квадрат, прямоугольник), небольших размеров по отношению к плоскости стены. В архитектурной композиции интерьера они сохраняют относительную автономию в выборе темы композиционного и колористического решения.

Начало 80-х годов связано с новыми тенденциями в архитектуре - повышенной декоративностью и комфортабельностью интерьеров общественных зданий. В эти годы внедряются различные виды декоративных тканей в качестве элементов архитектурной композиции, средства формирования пространства, его трансформации. Декоративные ткани становятся мягким отделочным материалом, элементом конструкции, пластическим художественным средством решения темы и образа интерьера. Такие виды тканей, как гобелен, текстильное панно, выполненные в различной технике художественного оформления и ткачества, вступают в соперничество с традиционными видами искусств (витраж, мозаика, фреска, скульптура) (Гасанова, 1987).

Значение и место витражного искусства в художественных решенияхинтерьеров

Шелк - выразительный материал, легко драпирующийся в красивые складки. Для шелковых тканей характерны самые разнообразные фактуры: гладкая, шероховатая, узорно-гладкая, узорно-рельефная. Эффекты заключительной отделки: блестящая или матовая поверхность, гофре, клоке, муаровая отделка, ажурные узоры, металлизированная поверхность - также оказывают существенное влияние на эстетические свойства ткани. При работе с шелком нужно учесть, что он сильно осыпается и край всегда необходимо обрабатывать. В работах, сшитых вручную, шелковый фрагмент лучше всего пришивать с подгибом или обрабатывать край ножницами "зигзаг".

Льняные ткани отличаются прочностью, стойкостью к растяжению. Еще недавно главным недостатком была их сминаемость, но в настоящее время найдены способы придания льноволокну эластичности. Шерстяные ткани - маломнущиеся, износостойкие, держат форму после утюжки. Вискозные ткани - стойкие к истиранию, шелковые на ощупь, но характеризуются повышенной сминаемостью, способностью к скольжению, легко осыпаются. Синтетические ткани - прочные, маломнущиеся, восстанавливают форму после стирки, однако нестойки к высокой температуре. Все перечисленные свойства текстиля тщательно учитывались при его использовании в дизайне интерьерной среды камерных и зальных пространств ИрГТУ. Различные композиционные приемы создания элементов художественного текстиля диктуют свои особенности их технологического исполнения. Взаимодействие свойств материала, технических приемов и эстетических представлений, в конечном итоге определяют декоративный характер формы. Данную взаимосвязь можно считать решающим фактором в направлении поиска творческого замысла к определению принципов взаимодействия текстильного элемента с пространством, и завершая исполнением художественной работы в материале.

Обращение художников кафедры монументально-декоративной живописи к текстильной технике, обусловлено задачей преобразить процесс эмоционального восприятия сложившихся интерьеров, внести в окружение особенности и свойства, присущие технике ручного исполнения: теплоту, мягкость структуры, словно хранящие живое прикосновение руки художника. Не ограничиваясь созданием эскизов и картонов, мы обратились к первооснове, выполняя замыслы своими руками. Собственноручное исполнение произведений самими художниками, несомненно, расширило рамки творческих возможностей, обогатило пластический язык традиционных техник, дополнив его усложненной трактовкой тканой структуры, разнообразием цвета, формы, линий. На первый план выступили разнообразные художественные возможности материала.

В процессе работы над эскизом необходимо определиться насколько художественное решение будет приближено к традиционной технике, или предложить замысел ее более свободной современной трактовки. Важен поиск оригинального художественного решения, которое позволило бы воспринимать данную работу как современное произведение декоративного искусства, созданное на основе традиционных приемов и техник исполнения.

Различные композиционные приемы создания элементов художественного текстиля диктуют свои особенности их технологического исполнения. Взаимодействие свойств материала, технических приемов и эстетических представлений, в конечном итоге определяют декоративный характер формы. Данную взаимосвязь можно считать решающим фактором в направлении поиска творческого замысла к определению принципов взаимодействия текстильного элемента с пространством, и завершая исполнением художественной работы в материале.

Обращение художников кафедры монументально-декоративной живописи к текстильной технике, обусловлено задачей преобразить процесс эмоционального восприятия сложившихся интерьеров, внести в окружение особенности и свойства, присущие технике ручного исполнения: теплоту, мягкость структуры, словно хранящие живое прикосновение руки художника. Не ограничиваясь созданием эскизов и картонов, мы обратились к первооснове, выполняя замыслы своими руками. Собственноручное исполнение произведений самими художниками, несомненно, расширило рамки творческих возможностей, обогатило пластический язык традиционных техник, дополнив его усложненной трактовкой тканой структуры, разнообразием цвета, формы, линий. На первый план выступили разнообразные художественные возможности материала.

В процессе работы над эскизом необходимо определиться насколько художественное решение будет приближено к традиционной технике, или предложить замысел ее более свободной современной трактовки. Важен поиск оригинального художественного решения, которое позволило бы воспринимать данную работу как современное произведение декоративного искусства, созданное на основе традиционных приемов и техник исполнения.

Структура текстильного элемента может быть создана по принципу сплошного решения полотна (рис. З.1., 3.2) или дополняться композиционными паузами (цезурами) определенной формы и размеров (рис. 3.3.). Такой прием преследует цель активного взаимодействия со стеной или пространством интерьера, для которого создается панно.

Похожие диссертации на Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий