Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Состояние вопроса, постановка и обоснование задач исследования 9
1.1. Анализ металлов, применяемых при изготовлении литых металлических изделий 12
1.2. Коррозия металлов и их сплавов 18
1.3. Методы литья и современные технологии изготовления сложных инженерных сооружений ЗФ
1.3.1. Сравнительная оценка способов литья 31
1.3.2. Сравнение способов литья по критерию технологичности 35
1.3.2. Методика разработки технологии отливки детали 38
1.3.3. Метод вакуумно-пленочного литья 41
1.3.4. Метод литья по выплавляемым моделям 61
1.4. Анализ причин появления невостребованных обществом средовых объектов дизайна 69
1.5. Анализ технологического процесса создания изделий методом литья.. 72
Задачи работы 76
ГЛАВА 2. Разработка алгоритма подхода к технологическому процессу создания средовых объектов дизайна 78
2.1. Восприятие средовых объектов дизайна 78
2.1.1. Восприятие объекта органами чувств 78
2.1.2. Логическое восприятие металлических материалов 83
2.1.3. Восприятие средового объекта как объекта ландшафтного дизайна 85
2.2. Составление алгоритма создания средового объекта дизайна 85*
ГЛАВА 3. Разработка технологии создания средовых объектов дизайна из металла, обладающих повышенной коррозийной стойкостью 94
3.1. Разработка технологического процесса, позволяющего получить средовой объект дизайна, стойкого к коррозии 94
3.2. Технологический процесс создания средового объекта дизайна из бронзы по методике «Шарнирование - М» 97
3.3. Определение вида сварки и присадочного материала, приемлемого для монтажных работ при сборке средовых объектов по технологии «Шарнирование - М» 105
ГЛАВА 4. Практическое решение технологических задач при создании средовых объектов дизайна из бронзы 123
4.1. Поиск композиционно-стилевой концепции и места установки средового объекта из бронзы 126
4.2. Отливка сегментов средового объекта из бронзы по выплавляемым моделям для сборки изделия по методике «Шарнирование - М» 128
Основные результаты и выводы по работе 143
Список литературы
- Анализ металлов, применяемых при изготовлении литых металлических изделий
- Методы литья и современные технологии изготовления сложных инженерных сооружений
- Восприятие средовых объектов дизайна
- Разработка технологического процесса, позволяющего получить средовой объект дизайна, стойкого к коррозии
Введение к работе
Дизайн как творческий метод и процесс художественно-технического проектирования новых изделий, оборудования, предметной среды разных сфер- жизнедеятельности людей, опираясь на совокупность достижений в науке, технике и искусстве, ориентирован на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека и общества.
Взаимодействие технического прогресса с развитием культуры обусловливает социальный фактор научно-технического прогресса в целом, что, в свою очередь, всё больше и больше привлекает внимание общественной мысли во всём мире.
Техническая эстетика - наука, изучающая эстетическую сторону современного промышленного производства. [44] Этим занимаются специалисты-художники, их творчество носит название «дизайн».
В отечественной практике термин «дизайн» часто считается синонимом термина «художественное конструирование». В то же время в своем исходном английском значении «дизайн» означает «проектирование» и применяется к разнообразным техническим объектам, на пример, к кораблям, автомобилям и т.д. [95].
В данном исследовании поддерживается такая точка зрения, что при проектировании решаются три группы задач: художественные, функциональные и технологические. При этом термин «дизайн» в смысле художественного конструирования следует применять к таким объектам, у которых художественные и функциональные задачи в совокупности заведомо преобладают над технологическими. Художественные же задачи должны быть четко выраженными, даже если их роль соразмерна с функциональными
В таком понимании, например, проектирование небольшого мостика в парке можно явно отнести к средовому дизайну, в то время как проектирование крупных мостов будет заведомо относиться к технологическому проектированию. В то же время на этих крупных мостах могут быть такие элементы (например, фонари, решетки), которые могут составить предмет средового дизайна (приложение 9).
В настоящее время развитие техники затрагивает фактически все области человеческого бытия, что неизбежно накладывает глубокий отпечаток на взаимодействие между человеком и природой, на отношения между людьми, на самосознание гражданина.
Иногда, говоря об окружающей среде, мы имеем в виду, главным образом, природу, отделяя от этого понятия искусственную среду, создаваемую человеком. На наш взгляд, все организованное пространство, где человек живет, работает и отдыхает, нужно считать средой его обитания, деля её на две составные части: среду естественную и среду искусственную, создаваемую творческой деятельностью человека. И тогда мы неизбежно приходим к выводу, что дизайн должен активно влиять на единый процесс формирования естественной и искусственной среды. Однако, дизайнер, как исполнитель воли заказчика, сегодня мало влияет на качество происходящих,, изменений, особенно художественно-эстетического характера, т.к. экономические, функциональные и технические факторы остаются приоритетными для заказчика, принимающего окончательное решение, как на начальной, так и на завершающей стадии.
Большим недостатком в деятельности современного дизайнера, приобретающим все более массовый характер, остаётся локализация его творческих усилий на создании средовых объектов без учёта той роли, которую играет окружающая среда при решении творческих задач
По опыту работы для диссертанта особый интерес представляет воєнно историческая среда, в которой памятные знаки и другие малые формы средового дизайна должны быть, с одной стороны, гармонично вписаны в современную окружающуюся среду, с другой стороны, эти объекты в какой то степени должны быть элементами ретро-дизайна. Имеется ввиду боевое снаряжение (кольчуги, шлемы), символические элементы (кресты, иконы), элементы «под старину» (светильники, ограды). Эти объекты в значительной части могут выполняться из цветных металлов, что и соответствует главной направленности исследования.
На рубеже XX - XXI столетия технический прогресс, сущность техники и перспектива её развития обуславливают либо помощь основного партнера дизайнера, которым становится инженер-конструктор, либо овладение технологическими секретами самим дизайнером. Творческий тандем этих профессий помогает анализировать проектные ситуации, возникающие в процессе постановки и решения конкретных дизайнерских задачу моделировать объекты проектирования, способы их воплощения в материале на основе соответствующих технологий.
Расширение границ применения дизайна ведёт за собой расширение круга творческих задач, встающих перед дизайнером, что, естественно, требует повышения его культуры, углубления и постоянного обогащения профессиональных знаний, способности к коллегиальному сотрудничеству. В последние время в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уделяется большое внимание проблемам формирования городской среды. Это обстоятельство требует по-новому взглянуть на роль художника-конструктора, участвующего в создании новых средовых объектов дизайна из разных материалов (в том числе из металлов) в сложившемся облике города.
В связи с этим московская городская Дума постановила выносить на рассмотрение комиссии по монументальному искусству решение вопросов установки новых памятников и разработки их окружении. В Санкт-Петербурге по инициативе главного художника города было предложено создать межведомственную общественную комиссию по приемке памятников, что является актуальным и для всех видов средовых объектов. Кроме того, установка большого количества средовых объектов в городской среде бе-f обеспечения их долговечности в будущем неизбежно повлечет за собой большой объем реставрационных работ. Во избежание этого следует вносить корректировку в технологический процесс создания художественных объектов с учетом опыта реставрации. Литые объекты из металла, находящиеся в пространственной среде-городов, как и другие объекты материальной культуры, подвергаются интенсивному и одновременно разрушительному воздействию климатических, временных, техногенных и антропогенных факторов. В связи с этим один из основных критериев оценки достоинства исторического памятника - степень его сохранности. Очень незначительное количество изделий дизайна доходит до нашего времени без значительных изменений. Степень и характер этих изменений могут быть различны, но в совокупности с антропогенным воздействием они, как правило, приводят к значительным утратам во внешнем облике изделий.
Известно, что в большей степени на средовые объекты из металла (в том числе из бронзы) влияет коррозия. Например, на реставрационном совете Санкт-Петербурга обсуждался вопрос музеефикации «Укротителей коней» П.К. Клодта. Поверхность скульптур Аничкова моста на 100 % была поражена «бронзовой болезнью», эрозия достигла 0,3 мм в глубину. Причиной этого стала ликвация.
Таким образом, совершенствование методики дизайна технологического процесса создания средовых объектов из металла для обеспечения их сохранности, является актуальной задачей и требует поиска5 современных подходов к разработке новых технологий.
Обобщая опыт решения технологических задач при создании средовых объектов дизайна из металла, научно обосновывая технологию изготовления объектов из сплавов на основе меди с повышенной коррозийной стойкостью, можно добиться организации производства обеспечивающего высокое качество исполнения изделий. Такой подход к решению поставленных задач возможен только при разработке: новых концептуальных подходов в решении технологических задач и поиске новых методов изготовления художественных объектов из металла, неподверженного коррозийному процессу, новых рекомендаций для технологического процесса, которые позволят с наибольшей полнотой и точностью воплотить замысел автора в формировании предметной среды. В настоящей работе с целью выработки комплексного подхода и научного обоснования целесообразности применения современных технологий при создании и реставрации средовых объектов из сплавов на основе меди, проведены исследования, и на их основе разработан новый подход к созданию художественных объектов, обладающих повышенной коррозийной стойкостью, что позволяет внедрить результаты исследования в современную практику средового дизайна.
Результаты исследований использованы для реализации проекта «Место Невской битвы» для Колпинского района Санкт-Петербурга, средовых объектов дизайна для ландшафта на территории Константиновского дворца в Стрельне (Санкт-Петербург). В этих проектах в дальнейшем будут реализованы ещё более широкие программы применения элементов средового дизайна, позволяющие полнее осуществить разработанные в диссертации методики.
В рамках проведенных исследований дополнительно разрабатываются средовые объекты из бронзы для проекта «Серебряное кольцо Александра Невского» в Юрьевом монастыре Великого Новгорода и селе Кобылье Городище у места Ледового побоища на Чудском озере.
Анализ металлов, применяемых при изготовлении литых металлических изделий
Металлы и способы их обработки - это средства образного мышления дизайнера, которыми он оперирует, воплощая свои идеи в конкретную художественно-конструкторскую форму. Настоящий дизайн не искажает природу материала и бережно сохраняет свойственный данному металлу изобразительный язык. Вся композиция изделия, объекта строится на красоте, выразительности и знании объективных физических свойств металлов. Эти знания важны при создании авторского образца с использованием ручны» приемов художественной обработки металлов, и особенно при тиражировании изделий на промышленных предприятиях. [83]
Любой металл, если он отшлифованный или отполированный, имеет вид сплошной однородной массы. Однако, при внимательном изучении куска металла на изломе легко обнаружить, что эта масса только кажется сплошной. При рассмотрении даже невооруженным глазом или при небольшом увеличении (в 10-30 раз) видна структура (строение) металлического слитка. Эта структура называется макроструктурой в отличие от микроструктуры, которая изучается при помощи специальных поляризационных микроскопов при увеличении до 2000 раз. [26]
Все металлы состоят из множества отдельных зерен - кристаллов, плотно прилегающих друг к другу и крепко связанных между собой внутренними силами сцепления, поэтому металлы относятся к кристаллическим телам.
Образование кристаллов, или кристаллизация металлов, обычно происходит при остывании жидкого расплавленного металла. Этот процесс протекает следующим образом: при охлаждении жидкого металла его затвердение начинается с образования центров кристаллизации, в которых атомы металла располагаются в определенном порядке, образуя кристалл имеющий правильную форму геометрических фигур - куба, призмы и др.
Однако в процессе кристаллизации металлов одновременно возникает много центров кристаллизации и полногранных кристаллов не образуется или образуется очень мало, так как кристаллизация происходит несвободно и соседние кристаллы мешают друг другу развиваться правильно. В результате наружные очертания кристаллов не получают геометрических форм - их углы закругляются, сдавливаются, и такие кристаллы называются зернами или кристаллитами.
Чем быстрее металл остывает, тем больше возникает центров кристаллизации и тем мельче образовавшиеся кристаллиты. Размеры зерен металлов очень различны - от нескольких сантиметров в литом, медленно охлажденном металле до тысячных долей миллиметра в быстро охлажденном и механически обработанном металле.
Форма и размеры кристаллов зависят не только от условий, при которых происходит их образование, но и от последующей обработки металла. Если литой металл со сравнительно крупными зернами подвергнуть механической обработке - ковке, штамповке, прокатке, чеканке и т. п., то его структура изменится, произойдет измельчение зерен. Крупные кристаллы раздробятся на множество мелких, изменится их форма - они станут сплющенными или вытянутыми в зависимости от направления действия приложенной силы.
С изменением размеров, формы, расположения кристаллов изменяются и механические свойства металлов. Они становятся более твердыми, хрупкими, упругими, утрачивается пластичность и вязкость. [81]
Путем длительной механической обработки, например чеканкой, вызывающей измельчение кристаллов, можно довести металл до такого состояния, что он из пластичного и мягкого станет жестким, хрупким, легко разрушающимся при дальнейшей деформации. Такой металл называется нагартованным или получившим наклеп.
Если нагартованный металл нагреть до определенной температуры, то структура его вновь изменится, мелкие зерна исчезнут и вместо них появятся более крупные, но уже не такие, как в литом металле. Размеры зерен будут более или менее одинаковые по всем направлениям. Такую структуру называют равноосной. Чистые металлы в изделиях художественной промышленности применяются редко, обычно применяются их сплавы. Сплавы обладают самыми разнообразными свойствами. Зная теорию сплавов, можно составлять такие сплавы, которые обладают теми или иными желаемыми свойствами.
Под чистыми металлами понимают химически простое вещество, например: железо, медь, олово, серебро и т. п. Однако получение абсолютно чистых металлов сопряжено с большими трудностями. Например, получить железо, совершенно свободное от примесей - серы и углерода, до сих пор невозможно. Даже наиболее чистое железо содержит тысячные доли углерода и серы. В художественной промышленности его не применяют из-за трудности получения и высокой стоимости. В то же время сплавы на железной основе -сталь и чугун - применяются здесь чрезвычайно широко. [93]
То же можно сказать и о меди. Даже в самой чистой меди всегда присутствуют примеси мышьяка, висмута, сурьмы, железа и других веществ, от которых освободиться чрезвычайно трудно.
Однако, интересно отметить, что в 1720 г. заводчик Никита Антуфьев-Демидов подарил Петру I игральный стол, изготовленный из чистой меди, в которой всяких примесей было меньше, чем в самой лучшей меди, выплавляемой в наше время по современной технологии.
В чистом виде медь применяется гораздо реже, чем ее сплавы - латунь и бронза. Это объясняется тем, что эти сплавы обладают важными свойствами, которых нет у чистой меди.
Методы литья и современные технологии изготовления сложных инженерных сооружений
Разработка процесса изготовления отливки начинается с анализа технологичности конструкции детали с учетом факторов размера точности отливок, степени коробления, качества полученной поверхности. При выборе способа изготовления отливки определяющими факторами являются как технические требования, предъявляемые к изделию, так и технико-экономические показатели (себестоимость детали в изготовлении, экономически оправданная серийность и др.), учитывающие расход металла, стоимость оборудования и технологической оснастки. Важную роль при выборе способа литья играет серийность производства. Размер серии и тип производства в зависимости от массы отливок можно определить по таблице 8. [93]
В единичном, мелкосерийном в песчаные формы, по выплавляемым моделям. В крупносерийном и массовом производствах применяют литье под давлением, в кокиль, и серийном производствах отливки часто изготавливаются литьем в песчаные формы, по выплавляемым моделям. В крупносерийном и массовом производствах применяют литье под давлением, в кокиль, в оболочковые формы, центробежное литье, литье в сырые песчаные формы, изготавливаемые на формовочных машинах или автоматических линиях, и др.
В таблице 9 [93] приводятся данные для выбора способа литья в зависимости от требований к отливкам (габариты отливок, точность их размеров, чистота поверхности), а также возможностей способа литья (серийность производства, коэффициент использования металла, процент выхода годных изделий, себестоимость процесса литья).
При выборе способа литья для изделия надо обязательно учитывать его возможности по обеспечению нужной конфигурации отливки (технологичность), требуемого качества структуры металла и уровня механических и специальных эксплуатационных свойств. Важно, чтобы способ литья мог обеспечить качественное литье из выбранного конструктором сплава.
В таблице 8 и 9 сведены обобщенные сугубо ориентировочные данные с большим диапазоном разброса характеристик, без учета свойств выбранного литейного сплава и режима процесса литья конкретной детали; Приведенные в таблице 9 характеристики точности размеров и качества поверхности отливок не являются свидетельством наивысших достижений способа, а скорее лишь гарантированными ГОСТом оценочными параметрами.
Например, при литье по выплавляемым моделям шероховатость поверхности отливок в ряде случаю может достигать Ra = 1,25 мкм (при гарантированных ГОСТ 26645 - 85 Ra = 3,2 мкм), а точность размеров соответствовать 8 - 10-му квалитетам при гостированном классе размерной точности Зт, эквивалентном 11-му квалитету (по ГОСТ 25346 - 89). В то же время в ГОСТ 26645 - 85 проводится определенная градация по группам сплавов, материалу литейных форм, размеру отливок, использованию термической обработки и т. д. Трудность выбора способа литья вызвана тем, что нередко отливка может быть изготовлена сразу несколькими способами, которые обеспечивают требуемые свойства литой детали.
В этом случае решающими факторами, обусловливающими выбор рационального способа литья, являются серийность производства и экономичность процесса. Эти факторы (см. таблицу 8 и 9), наряду с техническими характеристиками способа литья, могут помочь правильно выбрать технологический процесс литья.
Таким образом, сопоставив результаты сравнений способов литья и параметры технологичности литейных процессов (таблица 5, 7, 8, 9), наиболее приемлемым вариантом отливки сегментов средового объекта дизайна в нашей работе, является технология отливки по выплавляемым моделям. Анализ процесса создания средовых объектов дизайна, произведений искусства, народных промыслов, архитектурного убранства различной конфигурации, массы и назначения, показывает, что для их отливки чаще применяют медные сплавы (бронза, латунь).
В качестве средства реализации задач для мелкосерийного производства литых художественно-промышленных изделий наиболее прогрессивным методом получения художественного литья как в единичном, так и в серийном производстве является метод вакуумно-плёночной формовки (ВПФ). В отличие от известных способов литья, этот метод исключает применение каких-либо связующих материалов, т.к. функцию связующего выполняет атмосферное давление.
Восприятие средовых объектов дизайна
Как следует из определения, чувственное восприятие - это ощущения, которые испытывает человек при контакте с объектами материального мира через пять органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. В качестве инструмента восприятия при этом выступают соответственно глаза, кожа, нос, уши и язык. [83]
С точки зрения эстетического восприятия металлических изделий такие органы чувств, как обоняние и вкус, практически не задействованы в процессе ассоциативного мышления об объекте и не участвуют в оценке эстетичности изделия. Напротив, зрение, обеспечивающее визуальное восприятие изделия, дает максимальное количество информации для подобной оценки.
Как уже отмечалось в начале главы, чувственное восприятие сугубо-индивидуально и неповторимо, поэтому оно не поддается какому бы то ни было точному анализу. Его нельзя раскрыть средствами познания, но ему необходимо следовать в процессе создания дизайна будущего изделия.
Сущность чувственного восприятия состоит в том, что оно всегда остается скрытым от сознания и не поддается описанию «законами прекрасного». [20] Зрение Одними из основных эстетических характеристик изделия. воспринимаемых зрением, являются его цвет и блеск, а также прозрачность материала, из которого это изделие изготовлено. [30] Естественно, что в случае с металлическими материалами прозрачность таковой характеристикой не является. Цвет - это свойство света вызывать зрительные ощущения в соответствии с длиной волны излучаемого или отражаемого света. Блеск - это свойство материала отражать свет в определенном направлении.
Благодаря глазам человек реагирует на свет, который с физической точки зрения представляет собой электромагнитные колебания с длиной волны от 370 до 760 нм. Реагируя по-разному на разные длины волн, человеческий глаз воспринимает их как разные цвета, при этом он может различать до 10000 оттенков. [97] В видимом диапазоне длин волн красный цвет соответствует более длинным волнам, а фиолетовый - более коротким. За пределами восприятия человеческого глаза находятся инфракрасные и ультрафиолетовые волны.
Кроме длины волны, на визуальное восприятие существенно воздействует интенсивность световой волны. ,,, На рис.24 приведены спектры источников видимого света, откуда следует, что солнечный свет характеризуется большой интенсивностью в центральной части спектра (500...580 нм). Его оптимальное восприятие о, наибольшей чувствительностью воспринимается человеческим глазом при длине волны около 555 нм, что соответствует желто-зеленому цвету. У лампы накаливания спектр смещен в область красного цвета.
Различие в восприятии глазом световых волн разной длины характеризуется относительной спектральной чувствительностью Кх, которая определяется как отношение потока света длиной волны А, = 555 нм к потоку света другой длины волны, который вызывает такое же визуальное ощущение, что и поток света длиной волны А, = 555 нм. Относительная спектральная чувствительность глаза показывает, какие длины волн, а следовательно, какие цвета человеческий глаз различает лучше, какие хуже. Так, при дневном освещении человеческий глаз лучше различает желто-зеленые цвета, а в сумерках - голубо-зеленые. Таким образом, в зависимости от условий освещения цвет одного и того же материала будет различным, равно как и его зрительное восприятие, которое в свою очередь является определяющим при выборе материала в соответствии с требованиями дизайна изделия.
В большинстве случаев мы видим металлические изделия в отраженном свете. Свет от источника падает на изделие, взаимодействует с металлом и далее, попадая в глаз, вызывает зрительные ощущения. При взаимодействии о, металлом изделия свет частично отражается, а частично поглощается им.
Направление отражения света наряду с шероховатостью поверхности определяет блеск металлического изделия. Отражение бывает зеркальным, когда угол падения световой волны равен углу отражения, и диффузионным, когда отражение света происходит в разные стороны. [50]
Разработка технологического процесса, позволяющего получить средовой объект дизайна, стойкого к коррозии
Процесс сборки сегментов объекта по схеме соединения конструктивных элементов, которая препятствует проникновению в межсекционное пространство изделия раствора окислителя и включает в себя следующие технологические позиции: болтовая сборка сегментов, где для предотвращения коррозийного процесса в конструкции бронзовых художественных изделий используются стяжные болты из бронзы, что предотвращает появление разности потенциалов в соединении (рис. 44, 3); гидроизоляция внутреннего шва между сегментами, для её обеспечения, поверхность соединяющихся плоскостей сегментов обрабатывается неметаллическими смолами типа «Кузбасс Лак». Толщина слоя . нанесения смолы на поверхность 2 - 4 мм с последующей стяжкой сегментов болтами до образования защитной чашечки (рис. 44, 5); сварка соединённых сегментов с наружной стороны изделия (рис. 44, 4) и механическая обработка шва для создания однородной поверхности художественного изделия в месте соединения сегментов с последующей химической обработкой под искусственную патину (рис. 45).
Таким образом, процесс сборки средовых объектов дизайна из металла по технологии «Шарнирование - М» позволяет: уменьшить вес одной отливки до 20 - 50 кг; значительно сократить время охлаждения отливки в сравнении с охлаждением отливки полноразмерной скульптуры, что существенно снизило вероятность появления ликвации; свести до минимума появление электрохимической коррозии; в случае получения брака во время литья или сборки сегментов скульптуры более оперативно и с наименьшими затратами повторно изготавливать новый сегмент; проводить работу в литейно-художественной мастерской с малой механизацией, что дает возможность значительно снизить накладные расходы на производство. объектов по технологии «Шарнирование - М».
Сборка средового объекта из бронзы по технологии «Ш - М» требует соблюдения ряда технических условий, которые позволяют после механической обработки получить конструктивную сборку поверхности, которая в местах соединения сегментов по физическим и механическим свойствам максимально приближена к основному материалу изделия, для этого был проведен эксперимент. [76]
Эксперимент проводился в два этапа: на первом этапе определялся вид сварки, на втором - присадочный материал, которые позволили получить сварной шов с заданными характеристиками.
Определение вида сварки Для проведения эксперимента мы воспользовались алгоритмом комплексного подхода технологического решения технических задач (рис. 28).
Из базы данных были выбраны несколько видов сварки и пайки, наиболее часто применяющиеся при сварке и наплавке оловянных бронз в художественном литье: 1. Ацетиленокислородная сварка с использованием специально приготовленных прутков из того материала, что и образцы (рис. 47, а). 2. Аргонодуговая сварка неплавящимся вольфрамовым электродом, присадочный материал - бронза БрКМцЗ - 1 (ГОСТ 1628 - 78), диаметр прутка - 3 мм, сила тока 200 А, расход газа 9 л/мин. (рис. 47, б). 3. Ручная сварка электродом марки ОЗБ - 2М (ТУ 14-168-35- 83). Сила сварочного тока 100 А, напряжение 22 В, длина дуги - 3 мм. Технологическая особенность: прокаливание перед сваркой 350 С/ч (рис. 47, в). 4. Пайка твердыми припоями с использованием ацетиленокислородного пламени. Флюс - плавленая бура, припой оловянисто-кремниевая латунь ЛОКК (рис. 47, г).
В эксперименте использовались литейные образцы, полученные при отливке изделия из бронзы БрОЦС 5-5-5 (ГОСТ 613 - 79).
Режим сварки и диаметр электрода выбирался в зависимости от толщины свариваемых деталей и в соответствии с рекомендациями из литературных данных (таблица 12,13). [11]
Для учёта фактора жидкотекучести сварного шва образцы сваривались только в нижнем положении однослойным швом по схеме сварки стыковых швов навесу (рис. 46). [22]