Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 Основные этапы эволюции мехового производства 28
1.1 Становление отечественного мехового производства 29
1.2 Развитие проектирования одежды из меха в зарубежных странах 38
1.3 Современное состояние дизайна изделий из меха 61
ГЛАВА 2 Инновационное проектирование в дизайне мехового полуфабриката 83
2.1 Основные традиционные методы изготовления мехового н полуфабриката 83
2.2 Классификация новых методов дизайна мехового полуфабриката 91
ГЛАВА 3 Проектная дизайн-концепция и ее применение в отечественном производстве изделий 101
3.1 Основные этапы внедрения концептуальной идеи в процесс проектирования изделий из меха 101
3.2 Проектные принципы формообразования в дизайне изделий из меха 121
3.3 Внедрение экспериментальной модели в отечественное производство на основе дизайн-программы инновационного проектирования 129
Заключение 142
Библиографический список 149
Список иллюстраций
- Развитие проектирования одежды из меха в зарубежных странах
- Современное состояние дизайна изделий из меха
- Классификация новых методов дизайна мехового полуфабриката
- Проектные принципы формообразования в дизайне изделий из меха
Развитие проектирования одежды из меха в зарубежных странах
В России сфера производства изделий из меха, как и другие области легкой промышленности, развивалась медленнее, чем в западноевропейских странах. Рассмотренный период позволил определить, что на раннем этапе становления производства и до конца XIX в. мех применялся только для изготовления внутренней утепляющей подкладки для различных видов одежды, а также в качестве дополнительного декорирования костюма. На протяжении многих веков в России меховые изделия были прерогативой привилегированных слоев общества, русских князей, царей, бояр. Меха также преподносились московскими правителями иностранным коллегам в дар для решения государственных дел [10: 45 — 48].
Ценные меха, такие как соболь и горностай, использовались при изготовлении костюма русских царей. Парадный костюм Ивана IV состоял из шубы» из меха соболя, верх которой был изготовлен из. парчи, расшитой золотыми, серебряными нитями и драгоценными камнями [Ил. 1], и головного убора, так называемойг шапки Мономаха [Ил. 2], также декорированной мехом соболя. [29: 52]. Вследствие того, что соболь обитал только в России, но в ограниченном количестве, шуба из меха соболя была редким! явлением даже среди знатных слоев общества. Этот ценный мех использовали для декорирования воротника, рукавов, линии борта и низа изделия. Сведения о случаях, когда меховые шкуры соболя преподносили в дар-правителям других стран, заносились в летописи. В 1635 году московские правители преподнесли персидскому шаху в качестве подарка живых соболей. Эта традиция была продолжена в более позднее время представителями Российского государства. Первый российский посол в Великобритании подарил королеве Елизавете I палантин, декорированный мехом соболя [30: 98].
Мех был важной составляющей экономической деятельности, шкуры соболя, куницы, бобра использовались в качестве денежного эквивалента. Шкуры соболя или лисицы взимали в качестве торговых и таможенных пошлин, штрафов, податей. Основным торговым товаром между России и зарубежными странами в XIV в. были шкуры куницы, бобра, волка, лисицы, белки, зайца. Торговля шла преимущественно мехами, привезенными с территорий, принадлежащих ныне Украине и Белоруссии. В XVII веке Россия становится крупнейшим поставщиком меха в страны Западной и Восточной Европы, Турцию. Украинские земли в составе Речи Посполитой выступали транзитными магистралями для продвижения русских мехов в западноевропейские страны, а также и равноправными потребителями мехов и кожи. Часто именно украинские купцы способствовали интенсивному развитию рынков сбыта мдсковских мехов, отправляя их в зарубежные страны, а также способствовали развитию внутренних рынков России, покупая пушнину на российских торгах.
Становление производства меховых изделий в России начало формироваться много веков,назад. Внешний,вид меховых изделий и способы их изготовления претерпели многочисленные изменения; а исконные наименования-многих разновидностей костюма были утрачены. Так, например бытовое название классического мехового изделия, такого как шуба, произошло от арабского слова «jubba», одежда с длинными рукавами [32: 78]. Врусском языке данное определение появилось во второй половине XVI в., однако-до XIX.в. так называли только одежду из текстильных материалов, таких как парча, бархат с подкладкой, изготовленной из ценных пород меха соболя, куницы, серебристо-черной лисицы. Название «шуба» в XIX в. относилось и к тяжелым; очень длинным пальто на ватной подкладке с воротником из меха. Такие пальто, как правило, не застегивали, так как на меховом верхе не делали прорезных петель. Россия всегда была на первом месте по реализации ценных пород меха, таких как камчатский бобр, черно-бурые и рыжие лисицы, куницы, каракуль различных цветов,, баргузинский соболь. G конца XIX в. распространение получили мужские шубы с верхом из меха, а затем вышли из моды и женские шубы с меховой подкладкой и появились меховые манто, дубленки. В" 1890 гг. вошла в моду «доха» [30: 80]. Это была зимняя просторная одежда с широкими рукавами и большим воротником, с меховым верхом. Это изделие обязано своим происхождением американским золотоискателя, которые, как и русские промышленники, перенимали отдельные обычаи местного населения. «Доха» в модном ее варианте изготавливалась в XIX в. из шкур телят и жеребцов на меховой или ватной подкладке. Поверх другой верхней одежды доху накидывали, не застегивая. Тогда же появились мужские изделия из волчьих, бараньих и собачьих шкур. «Дубленка» появилась в современном виде в конце XIX в., это была шуба или куртка из дубленой овчины с изнаночной стороны, с верхом из кожи, без последующего покрытия лицевой стороны тканью [87: 34].
С развитием химических технологий стало возможным обрабатывать кожевую ткань специальным составом или краской, для предотвращения, ее повреждения и сохранения внешнего вида изделия. «Манто», как женская верхняя одежда свободного покроя из ткани или меха без сквозной застежки, получило распространение в XIX в [12: 3]. Позднее тщательно- подобранные меховые шкуры стали единственным материалом для4 дамских манто. Такие изделия изготавливались двубортными. Правая часть переда могла доходить до бокового шва, а глубина проймы достигала линии талии. Меховое манто изготавливалось из наиболее ценных видов меха, например, соболя, каракульчи, шиншиллы или норки. Мех каракуля вошел в моду также в XIX в. Из этого меха изготавливали женские манто с объемным верхом и узким низом, декорированное воротником из пушнины, например мехом, лисицы, песца или соболя [Ил. 3 - 7]. Название такого вида меховых изделий как «пелерина» произошло от латинского слова «pellegrinus», в. переводе означающего «чужестранец», ставших актуальными в XIX в. [73: 83], [Ил. 8, 9] Первоначально это была накидка, без рукавов, являющаяся одеждой паломников. Впоследствии дамы стали носить поверх платья- пелерины из ткани с меховой отделкой или полностью выполненные из меха, с воротником или без него. Более короткие накидки или «полупелерины» были представлены в женском костюме эпохи Ренессанса. Их изготавливали из соболя, норки, песца, куницы или лисицы. Меховое изделие «боа», название которого означает «удав» в переводе на русский язык, представляет собой длинный, узкий шарф из меха или перьев [Ил. 10, И]. Боа вошел в моду в начале XIX в. и применялся в качестве украшения женского костюма до 1914 г. [14: 23]. Название мехового изделия «горжетка» произошло от французского слова «garge», то есть горло [Ил. 12]. Это цельная шкура лисицы, песца, соболя, норки, которую использовали как дополнение к вечерним, часто декольтированным платьям, а также на пальто в качестве воротника. Данное изделие восходит к аксессуарам ренессансного костюма, выполненным из нетрадиционных материалов, таких как бархат, шелк, мех. «Мантия» означает в латинском языке плащ («машшп») [48: 257]. Эта длинная, широкая.накидка без рукавов была церемониальной одеждой представителей высших слоев общества, в XVII - XIX вв. стала символом царской власти. Мантия изготавливалась из бархата различных красных оттенков, была подбита горностаем и являлась символом земной власти. Данный вид мехового изделия был привнесен в костюм русских царей Петром І в период перехода к западноевропейским традициям [Ил. 13 - 16] .
В России изготовление изделий из меха имеет продолжительную историю. Россия всегда занимала первое место в мире по многообразию видов мехового сырья. Несмотря на это, методы работы с этим материалом были несовершенны. Отечественные мануфактуры по переработке мехового сырья появились только в XVII в. При Екатерине II их количество доходило до тридцати. В начале XX в. крупные заводы по переработке мехового- и кожевенного сырья появились в Казани, Петербурге, Вятке, но они поставляли изделия в основном для нужд армии. Моделирование изделий из меха отсутствовало. В XVIII в. в России возникают первые зверофермы. Впервые в мире было применено островное звероводство на Командорских островах, где разводили песцов и морских котиков. В XIX в. выбор вида меха при изготовлении одежды определялся в соответствии с существующими на тот момент модными тенденциями. Самыми ценными считались шкуры горностая; бобра, соболя, куницы, морского котика, шиншиллы и даже тигра. В XIX в. в женском костюме часто применялся мех бобра, впоследствии данный вид меха присутствовал только в мужском костюме. Существовала также мода и на определенный цвет меха. Мех серых оттенков использовали только для муфт. Мех белого цвета использовался в костюме дам молодого возраста. Считалось также, что мех черного цвета гармонировал не со всеми материалами, например, черно-бурая лисица сочеталась с черными, темно-зелеными, коричневыми тканями. В конце XIX в. мех использовался также в качестве обивки экипажа. Львиные, тигровые, леопардовые шкуры употреблялись для ковров и покрывал. Меховое покрывало не только согревало в зимний период, но и придавало яркость темным оттенкам зимнего костюма [87: 45-49].
Современное состояние дизайна изделий из меха
В меховом производстве традиционно применяют простые и сложные методы, изготовления мехового полуфабриката [134: 96]. Простые методы изготовления, мехового полуфабриката заключаютсяг в, его обкраивании для создания, соответствующего размера при- горизонтальном соединении.
Примерами сложных методов являются «роспуск» и «росшив», изобретенные в середине 1940-х гг. в США. Эти сложные и трудоемкие методы позволяют повысить пластические свойства мехового полуфабриката, и увеличить его линейные размеры. Bi результате изделие не имеет горизонтальных соединений меховых шкур. Данный метод используют при работе с такими видами меха как норка, соболь, бобр, нутрияг[Ил. 73", 74]. Сложные способььраскрояшрименяют в тех случаях, когда необходимо изменить форму и размеры шкурки, уменьшить густоту волосяного покрова, сделать, волосяной покров однородным или изменить- его направление. Способ разбивки используют для- выравнивания размера мехового полуфабриката, высоты и цвета волосяного покрова. Разбивка может быть поперечной и продольной. Применяют также комбинированную разбивку. Спайка применяется при соединении нескольких меховых шкур с одинаковым волосяным покровом в. одну для более удлиненной формы. Спайку мехового полуфабриката проводят несколькими способами, например, с применением шаблонов, имеющих по линии разреза форму овала, зубцов или зигзагов, волнообразных и других линий. Способ перекидки применяется для получения из одной шкуры двух и более с сохранением первоначальной длины и линии хребта при имитации менее ценных видов мехового полуфабриката под более ценные виды меха. Способ расшива мехового полуфабриката используют для различных целей, например, для уменьшения излишней густоты волосяного покрова на отдельных участках мехового полуфабриката, для увеличения длины или ширины меховой шкуры, с целью экономии мехового сырья, поскольку при комбинированном раскрое часть меха заменяется расшивочным материалом, для получения зрительного эффекта, когда необходимо на выделить меховые полосы или рисунок фактуры мехового полуфабриката. Целью сложных методов изготовления мехового полуфабриката является, главным образом, его модификация путем изменения формы и линейных размеров, густоты и направления волосяного покрова, а в некоторых" случаях и рисунка меха. Швы. поперечного соединения шкур со стороны волосяного покрова при этом остаются незаметны. При выполнении сложных методов раскроя, предполагающих разрезание шкур на узкие полоски с последующим их сшиванием, происходит удлинение шкуры за счет уменьшения ее ширины.
Поэтому главной задачей при создании модельной конструкции служит определение ширины шкур после выполнения какого-либо сложного метода раскроя и выполнение с учетом этого схемы размещения шкур на деталях стана мехового изделия. Сложные методы изготовления мехового полуфабриката требуют дополнительного расхода меха на изделие, поэтому при выборе сложного метода раскроя необходимо учитывать вид меха, особенности волосяного покрова и кожевой ткани, линейные размеры. Сложные способы рекомендованы в основном для таких видов мехового полуфабриката, на которых при правильно произведенном раскрое и сшивании разрезов швы со стороны волосяного покрова останутся незаметными. Наиболее часто применяемыми при традиционном проектировании меховых изделий являются такие сложные методы, как роспуск, осадка, росшив, замещение. Сложным методы раскроя также подразделяются на виды и категории, например, роспуск может быть полуклинный, одноклинный, двухклинный, трехклинный, многоклинный, ромбом, комбинированный, осадка бывает полуклинная, одноклинная, двухклинная, спайка выполняется по прямой линии, по ломанным линиям, волнообразную, разбивка разделяется на поперечную, продольную, комбинированную, частичную, перекидка существует вертикальная, горизонтальная, диагональная, применяют поперечную, клинообразную, диагональную, долевую, клином, комбинированную расшивку, ступенчатый раскрой может быть односторонний, с удлинением пушно-мехового полуфабриката, с расширением пушно-мехового полуфабриката, двусторонний с удлинением пушно-мехового полуфабриката, с расширением пушно-мехового полуфабриката, изменение направления волосяного покрова применяется фронтальное и дифференциальное. Осадку применяют, когда возникает необходимость увеличить горизонтальные размеры, мехового полуфабриката за счет уменьшения его линейных размеров. Для- этого сначала намечают хребтовую линию со стороны,волосяного покрова;.затем шкуру-переворачивают и на ее кожевой ткани проводят линии хребта и линии симметричных разрезов. После этого шкуру разрезают и затем сшивают, вдвигая нарезанные ремешки с большим смещением. В результате такого перемещения клина ширина шейной или огузочной части увеличивается и шкура изменяет форму. Этот способ используется- при- раскрое шкурок выдры, лисицы, корсака, песца, соболя, каракуля. Роспуск представляет собой смещение клинообразно разрезанных частей шкурок с последующим их сшиванием. Роспуск применяют, если необходимо увеличить длину шкурки за счет ее-ширины, для сужения шкурки в огузке, в шейке, в середине, для придания шкурке закругленной или какой-либо другой формы. Роспуск позволяет увеличить длину шкуры за счет ее ширины: шкура нарезается на полоски от 3- до 6v мм на специальной машине, где предварительно выставляется, угол разрезания, зависящий от длины, которую впоследствии необходимо получить-и затем, уже под более острым углом эти полоски сшивают на скорняжной машине. Метод роспуска очень сложный и трудоемкий процесс, требующий от изготовителя высочайшего мастерства. В результате изделие получается пластичным и не имеет поперечных соединений шкур, так как шкуры при роспуске удлиняют на всю длину изделия. Данный метод используют при работе со многими видами меха - норка, соболь, бобр, нутрия. Наиболее современные производства сегодня используют технологию компьютерного расчета роспуска, что значительно упрощает процесс применения метода. Данный метод используют при работе со многими видами меха - норка, соболь, бобр, нутрия. Метод замещения используется для производства изделий из меха каракуля, сложного в обработке из-за хаотичного завитка волоса. При работе с этой технологией, следует учесть потерю площади меха на 15-25% из-за припусков на швы.
Классификация новых методов дизайна мехового полуфабриката
После этого началась работа над продвижением новойколлекции на рынке. Данный этап производится еще до начала изготовления самих меховых изделий на производстве, поскольку он- предусматривает обращение потребительского спроса и интереса потенциальных покупателей к новой коллекции. В условиях современного рынка меховой отрасли и серийного производства изделий из меха подобные мероприятия необходимы, поскольку даже в случае создания собственной стилистической линии дизайнерских изделий, наполненных эстетической значимостью и художественной выразительностью; существует вероятность того, что они-не привлекут максимального числа заказчиков. В этой связи было осуществлено проведение таких мероприятий, как продвижение торговой-марки в прессе, продвижение марки на телевидении и-радио, работа на имиджевых проектах, продвижение В сети Интернет, в данном случае рекомендуются социальные сети, сайт марки, тематические сайты. Интернет является новой рекламной- средой, особенно перспективной в современных условиях развития общества и социальною среды. Сегодня это наиболее короткий путь от задач производства к интересам потребителя. Также на данном этапе было осуществлено создание собственного сайта компании, его продвижение в,сети Интернет, планирование рекламных акций для привлечения потенциальных клиентов.
На основании разработанной во второй главе классификации новых методов.дизайна мехового полуфабриката и установлении основных факторов, определяющих их выбор, были выделены основные технологии, которые были применены при изготовлении экспериментальных моделей. Основополагающую роль в принятии организационных решений процесса проектирования изделия, выбора мехового сырья, сопутствующих материалов и необходимых методов дизайна мехового полуфабриката принял на себя дизайнер. Дизайнер также осуществлял контроль процесса изготовления изделия на производстве с учетом исполнения всех необходимых технологических условий. В условиях современного развития потребительского рынка выбор метода изготовления- мехового полуфабриката должен осуществляться; по следующим критериям: повышение эстетических характеристик мехового: изделия за счет изменения пластических; свойств, фактуры и улучшения внешнего, вида;; мехового полуфабриката;. экономическая; целесообразность применения методам изготовления? мехового полуфабриката, обусловленная увеличением его полезной площади; снижение трудовых и временных затрат на изготовление мехового полуфабриката; обеспечивающее: малый временной: срок; изготовления изделия;; низкая финансовая стоимость изделияшусловияхсерийногошроизводстваі ВЗсоответствии с данными критериями; для разработки экспериментальных моделей: были; выбраны, «сетевой; метод» или метод «воздушная»; лиса» («Saga Furs»), дающие возможность изменения внешнего вида и фактуры мехового полуфабриката; увеличениеегоплощадиша 60% засчет увеличенияшинейных ш горизонтальных размеров; Данные методы, заменяют использование: традиционные: приемы раскроя мехового полуфабриката «роспуск» или і, «осадка» которые являются; сложными;, дорогостоящими, методами; m требуют высоких временных затрат. Далее для изготовления экспериментального-образца предприятие вступило во взаимовыгодное сотрудничество со» зверохозяйством «Северная пушнина» (г. Колпино) с целью приобретения качественных; шкур лисицы,импортного племени, но выращенной на отечественной территории; что значительно снизило СТОИМОСТЬ СЫрЬЯ;
На следующем этапе дизайнером были созданы эскизы моделей, содержащие, в себе продуктивную идею, предполагающую; необходимость использования инновационных методов раскроя; мехового полуфабриката, затем дизайнером была выбрана наиболее подходящая: модель» для; запуска экспериментального образца, материалы для: ее создания; и методы; раскроя готового мехового полуфабриката. Далее: началась работа над лекалами изделия, которая производилась по специальной основе, конструктивно подходящей для выбранной экспериментальной модели. Лекала создавались дизайнером В соответствии с моделью, размером и выбранными для нее материалами и методами дизайна мехового полуфабриката. В, данном случае лекала изделий могут выполняться конструктором предприятия но по четкому согласованию с дизайнером. Приоритетной задачей при создании новой модели является правильная посадка мехового изделия на фигуру человека. В соответствии с этим требованием был создан макет из ткани, на основании которого была произведена проверка правильности конструкции. Готовые к работе лекала были отправлены на производство, где с ними, начали работу мастера скорняжного и мехового производства. Готовый меховой полуфабрикат (выделанные шкуры лисицы), выбранный для производства, экспериментальной модели; поступил к специалисту, который распределил его по цвету, оттенку и размеру. При изготовлении экспериментальных моделей были проведены традиционные для мехового производства операции, исключение которых невозможно даже при условии инновационного дизайн-проектирования. После того как меховой полуфабрикат был полностью готов к работе, были пр оведеньь традиционные процедуры расправления шкур- для того, чтобы поверхность кожевой ткани шкуры стала ровной и гладкой. При этом был сохранен традиционный прием работы с меховым полуфабрикатом. После высыхания на кожевой ткани мехового полуфабриката лисицы был расположен заранее подготовленный шаблон. Шаблон был изготовлен из бумаги, на которую были нанесены на копировальной машине линии разметки. После проведенных традиционных мероприятий началась работа, связанная с новыми методами раскроя мехового полуфабриката. В соответствии с шаблоном были произведены- надрезы кожевой ткани и получена мягкая сетка. Далее меховой полуфабрикат был растянут по направлению продольных надрезов до необходимого размера в соответствии с лекалами изделия. Затем готовый меховой полуфабрикат снова оправили по форме готовых лекал изделия.
Проектные принципы формообразования в дизайне изделий из меха
Глубокое изучение применения комплексного подхода,к;проектированию современных коллекций меховых изделий: и привлечение новых научных данных, позволило глубоко проанализировать; процесс формирования; инновационных методов дизайна мехового полуфабриката, применение1 которых. в образном решении изделий.- позволит отечественным; меховым; предприятиям; выйти на, новыйщрогрессивныйуровенБфазвития.Жри: этом исследовались как в» теоретическом;.так и в эмпирическом плане-различные приемы;проектирования, применяемые западноевропейскими; предприятиями; для? создания стилистического и художественно-выразительного образа, создаваемых: изделий; из меха, имеющих отличительные особенности по сравнению;с отечественными изделиями:. Изучение; опыта; зарубежных предприятий по- применению инновационных, комплексных решений в; проектировании изделию из. мгеха, обусловило выбор темы, данного исследованиям Вї этой связи в работе был дан критический обзор проектных, идей; и концепций зарубежного дизайна меховых изделий.
Исследование состояния отечественного мехового» производства демонстрирует определенную инертность в; отношении; к применению комплексного подхода в проектировании изделий из меха. Можно прийти кг заключению, что определение основных проектных принципов в дизайне меховых изделий будет способствовать обеспечению внедрения дизайнерской деятельности в отечественное производство.
Попытка проследить особенности принципиально иного подхода к изделию из меха как к объекту дизайна и степень его восприятия на широком культурно-историческом материале, предпринимаемая в данной работе, была подготовлена глубоким изучением существующих немногочисленных исследований конкретных вопросов, связанных с данной темой. Проблема обращения к обобщенному опыту дизайн-програмирования для создания методических рекомендаций по внедрению концептуальной идеи, дизайнера в отечественное меховое производство, также1 отвечает современным научно-искусствоведческим- задачам. Решение поставленных в.исследовании.вопросов, несомненно, служит актуальным практическим и теоретическим задачам обеспечения высокого уровня, художественно-стилистических свойств проектируемых объектов и соблюдения всех необходимых потребительских качеств изделий из меха в условиях современной рыночной экономики. В диссертации рассмотрен ряд проблем, связанных с функционированием и развитием дизайн-программы в культуре производства изделий- из, меха,. определением роли личности дизайнера в процессе проектирования- и формированием его творческой-концепции.
Цель исследования, заключающаяся в определении проектных принципов формообразования в дизайне изделий из меха, обеспечивающих- инновационный характер дизайнерской деятельности и высокий уровень художественно-стилистических свойств проектируемых объектов была достигнута.
Научная- новизна исследования- заключается в "том, что," прежде" всего, новой является сама проблематика исследования. Впервые в , отечественном1 дизайноведении осуществляется принципиально иной подход к характеристике мехового изделия как объекта дизайна. Произведена классификация новых стилеобразующих методов создания мехового полуфабриката, основанная на исследовании инновационных разработок в области дизайна меховых изделий. Разработаны методические рекомендации по внедрению- инновационной концептуальной идеи в процесс проектирования и производства меховых изделий.
Практическая и теоретическая значимость исследования- обусловлена достигнутыми результатами. В теоретическом плане диссертационная работа позволяет дополнить.и расширить раздел теории дизайна костюма, посвященный проектированию меховых изделий. Предложенные рекомендации применимы как в практике дизайнерской деятельности по созданию изделий из натурального меха, так и в. качестве методической основы при подготовке специалистов дизайнеров. Методические рекомендации будут способствовать приобретению современными дизайнерами навыков в области проектирования меховых изделий и стимулированию дизайнерской деятельности на меховом производстве.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и методических рекомендаций, сформулированных в диссертации, основывается на использовании признанных положений зарубежной и отечественной науки в областях теории искусства и дизайна, а также применением апробированных методов и средств искусствоведческого анализа для формирования рекомендаций по внедрению концептуальной идеи дизайнера в отечественное меховое производство. Достоверность, полученных в диссертации результатов опирается на репрезентативный иллюстрированный и фотографический материал, отражающий в полной мере цели и задачи диссертационного исследования. Результаты проведенного изучения этапов исторического развития производства изделий из меха, создание классификации новых методов дизайна мехового полуфабриката, выявление на ее основе факторові формирования дизайнерской деятельности, формулирование основных проектных принципов в дизайне меховых изделий и разработка методических рекомендаций по внедрению концептуальной идеи дизайнера в отечественное производство, представленные в работе, подтверждают состоятельность диссертационного исследования.
Апробация диссертационной работы была обеспечена тем, что по теме диссертации были сделаны доклады в рамках научных конференций: Всероссийская научно-техническая конференция аспирантов и докторантов «Дни науки 2008», СПГУТД; XII Международная научная конференция «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии, 2009», СПГУТД. Результаты исследования были внедрены в проектных разработках коллекции меховых изделий для ООО «Интермех» (2010 г.).
Главный методический итог анализа проектных идей и концепций создания изделий из меха сводится к пониманию комплексного подхода как нового способа внедрения проектной ситуации в. отечественное производство. Суть проблематизации состоит в расширении границ проектной- ситуации, в. результате чего обнаруживаются новые,, ранее не наблюдаемые факты, связи, отношения, проблемы, не укладывающиеся в сложившиеся представления о задачах,, функциях и организационных связях дизайна-с промышленностью. В этой связи актуальным являлось обращение к данной теме, ибоі на современном этаперазвития общества; проектной культуры и моды вырос интерес к изделиям из меха. Наследие прошлого в искусстве создания изделий из меха является необходимой теоретической- базой и неоценимым источником вдохновения в перспективном проектировании в условиях промышленного производства. Аккумулируя достижения отечественной! и зарубежной науки в этой- области, диссертация, будет способствовать дальнейшему осмыслению-художественного» образа костюма и особой роли, которую-занимает в нем ассортимент изделий из меха. Обращение к данной- теме позволит определить пути развития дизайнерской деятельности, основанной на комплексном подходе к проектированию изделий из меха и проследить, тенденции1 формирования художественно-стилистических направлений в этой области.