Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Ван Мэни

Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике
<
Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ван Мэни. Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Ван Мэни; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна].- Санкт-Петербург, 2010.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/125

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Особенности развития плаката как жанра проектного творчества в XX веке

1.1 . Формообразование плаката в рамках основных художественных концепций искусства XX века 11

1.2. Развитие коммуникативных возможностей плаката в контексте современной информационной среды 31

1.3. Эволюция стандартов и унификация плакатных форм на рубеже XX-XXI веков 37

ГЛАВА II. Плакат в контексте современной массовой культуры

2.1. Плакат как канал социокультурной коммуникации 44

2.2. Эволюция плаката в условиях интеграции графического дизайна и рекламы 58

ГЛАВА III. Новейшие тенденции и концепции развития плаката в практике зарубежного проектирования

3.1. Плакат как художественно-коммуникативный феномен в электронной среде 62

3.2. Технологические инновации в проектировании и экспонировании плакатов на современном этапе 72

3.3. Многообразие выразительных приемов и психология визуального восприятия плаката 86

3.4. Формообразование в плакате конца XX - начала XXI века: художественные концепции ведущих школ и направлений 102

Заключение 112

Примечания 118

Список литературы 129

Список иллюстраций 143

Приложение I. Иллюстрации 154

Введение к работе

За последние четыре десятилетия в сфере графического дизайна произошли коренные изменения. Компьютерные технологии, впервые привлекшие внимание дизайнеров-графиков в начале 1970-х годов, в наши дни стали наиболее востребованными при проектировании и воспроизведении плакатной продукции. Все большее развитие получает дизайн-графика, размещаемая в виртуальной среде. Таким образом, конец XX века ознаменовался активным внедрением информационных технологий в проектную деятельность дизайнера-графика.

Повсеместная компьютеризация, начавшаяся в мировом масштабе в 1990-е годы, повлекла за собой привнесение в дизайн плаката элементов компьютерной графики, появление новых формальных решений и новой эстетики плакатного искусства. При этом, как и в предшествующие эпохи, художники ориентируются на глубокие традиции графического дизайна, сочетая классический опыт с новейшими достижениями в области визуальных медиа.

Значительный вклад в обогащение художественно-комммуникативных возможностей плакатной формы и формирование актуальных тенденций ее развития внесен зарубежными мастерами, в частности, представителями западноевропейских школ графического дизайна. В связи с этим актуальным представляется выявление и осмысление инноваций художественной формы современного западноевропейского плаката, способствующих эффективности графической коммуникации.

Обширные перспективы развития коммуникативных процессов в наступившем тысячелетии придают проблеме изучения новейших концепций и тенденций развития зарубежного плакатного искусства особую значимость. Таким образом, актуальность исследования определяется современным высоким потенциалом развития проектной культуры во всем мире, деятели и исследователи которой испытывают необходимость в теоретическом и практическом освоении

теоретического наследия и недавнего опыта зарубежного графического дизайна.

Степень, теоретической разработанности проблемы характеризуется в первую очередь тем, что общие историко-культурные и методологические аспекты проектной деятельности дизайнеров-графиков на протяжении XX в. основательно изучены в трудах российских ученых. Среди них работы В. Р. Аронова, О. И. Генисаретского, А. Н. Лаврентьева, Е. Н. Лазарева, Г. Б. Минервина (1). Исследованию жанровых проблем графического дизайна посвящены труды Н. И. Бабуриной, Э. М. Глинтерник, Ю. А. Грабовенко, Е. А. Лаврентьевой (2). Проблемы шрифтового оформления и общей информативности произведений графического дизайна освещались в работах Г. А. Арамяна, Г. М. Бреньковой, Н. С. Герасимова, И. П. Лукшина, В. Кричевского, А. И. Кудрявцева, Н. А. Павловой, Д. Петровского, П. А. Пименова, Е. В. Черневич (3) и др. Влиянию технологических факторов на выразительные средства графического дизайна посвящено исследование Г. П. Аксенова (4). Необходимо также отметить публикации О. А. Ващук, Д. В. Девишвили, В. В. Лаптева и С. И. Серова (5), посвященные отдельным школам графического дизайна, а также творчеству крупнейших художников-плакатистов современности. Среди трудов зарубежных авторов следует выделить работы Р. Брингхерста, В. Вейнгарта, Э. Грейман, Ц. Лю, Ф. Меггса, Й. Мюллер-Брокманна, Т. Самара, С. Хеллера, Дж. Эйнсли (6) и ряда других.

Первые опыты по осмыслению роли компьютерных технологий в современном искусстве появились на рубеже 1960-1970-х годов в Германии. К этому времени получили известность экспериментальные работы Б. Лапоски, Ч. Зури и Г. Франке в области компьютерной графики. Произведения этих художников привлекли внимание ученых и исследовались в первой научной работе, посвященной новейшим технологиям в графике, — докторской диссертации Дж. Ни-са «Генеративная компьютерная графика» (Generative Computergraphik) (в 1968 году, институт М. Бенса, Штутгарт). В 1971 году Г. Франке опубликовал первую в истории книгу о цифровых технологиях в искусстве «Компьютерная графика — компьютерное искусство» (Computer Graphics — Computer Art).

В 1976 году в Нью-Йорке под редакцией Р. Левитт вышла книга «Художник и компьютер» (Artist and Computer), представившая личный опыт работы с компьютером тридцати восьми художников. Анализ этих публикаций позволяет осмыслить освоение художниками компьютерных технологий с позиций современного знания.

Совершенствование программного обеспечения и компьютерного оборудования позволяло достигать все более сложных визуальных эффектов. Возраставшие возможности художников становились предметом специального внимания на ряде крупных международных конференций и тематических выставок. Так, в 1988 году в Утрехте (Нидерланды) прошел I международный симпозиум по электронному искусству. В том же году в Кливлендской галерее (Cleveland Gallery, Мидлсбороу, Великобритания) прошла выставка «Искусство и компьютер», в следующем году в музее «Арнольфини» (Arnolfmi, Бристоль) была организована выставка «Электронная печать» (Electronic Print). В 1992 году в Нью-Йорке (США) был открыт первый международный фестиваль электронного искусства «Цифровой салон» (Digital Salon).

Среди недавних исследований, посвященных теме инноваций в графическом дизайне, отметим книги С. Кустерса, Ш. Риверз, Н. Сколоса, У. Стоклосса, Т. Триггса, Ш. и П. Филл, М. Франсиско (7). Особое место в ряду российских исследований современных средств мультимедиа в отношении к дизайн-графике занимают работы М. В. Демидовой, И. Г. Елинера, Д. В. Иванова, Д. Кирсанова, А. Ю. Помпеева, М. В. Филиппова, О. В. Шлыковой (8).

Художественно-коммуникативные особенности плаката во многом подчиняются влиянию общественного развития, культурных стереотипов и мифологии массового сознания. В этой связи были изучены труды М. Бэрнарда, М. Маклю-эна, Э. Тоффлера, У. Шрамма, У. Эко (9), посвященные проблемам массовой культуры и современных субкультур, социологическому и семиотическому аспектам художественного восприятия.

Отмеченные критиками плакаты публикуются на страницах периодиче-

ских изданий, таких как ежегодные обозрения «Graphis Poster», русскоязычные журналы по графическому дизайну «Как», «ПроЮОдизайн» и во множестве Интернет-ресурсов. Особого внимания среди последних заслуживает информационный сайт «Rene Wanner's Poster Page», предоставляющий информацию о международных выставках плаката, тематических событиях, публикациях, ведущих мастерах.

Между тем, до настоящего времени обобщающих работ по исследованию специфики современного плаката как объекта дизайн-проектирования в российском искусствознании не появилось. Проблема эволюции художественно-коммуникативных особенностей и инноваций плакатной формы в Западной Европе конца XX - начала XXI века также остается малоизученной. Настоящая работа будет способствовать систематизации и обобщению имеющегося иллюстративного материала, а также позволит расширить научные представления об обширном круге произведений западноевропейских мастеров, не исследовавшихся прежде.

Цель настоящей работы - искусствоведческое исследование развития художественно-коммуникативных особенностей зарубежного плаката конца XX -начала XXI века, новейших концепций и тенденций его развития.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

систематизировать фактологический и иллюстративный материал по истории плаката как жанра проектного творчества в XX в.;

проанализировать актуальные тенденции в эволюции формы плаката в связи с развитием новейших технологий;

установить факторы и специфические особенности современного плаката, делающие его эффективным средством художественной коммуникации;

выявить основные художественные концепции, проявившиеся в плакатном искусстве стран Западной Европы конца XX- начала XXI века;

определить специфику плаката как художественно-коммуникативного феномена в электронной среде;

сопоставить значение традиционных выразительных средств, характерных для плаката, и художественных инноваций конца XX - начала XXI века.

В качестве объекта исследования в диссертации рассматривались теоретические положения и современная практика плакатной графики стран Западной Европы конца XX - начала XXI века.

Предмет настоящего исследования — эволюция и инновации художественно-коммуникативных особенностей плакатного искусства стран Западной Европы в конце XX - начале XXI века.

Диссертационное исследование строилось на изучении значительного по объему изобразительного материала, почерпнутого из альбомов, каталогов выставок, периодических изданий, сетевых ресурсов, а таюке материалов авторской фотосъемки на международных выставках дизайна «Эко-Дизайн» (Санкт-Петербург, 2008), «АТур1-08» (Санкт-Петербург, 2008) и наружной рекламы. В качестве иллюстративного материала были привлечены как хорошо известные произведения, так и малоизвестные в настоящее время в России плакаты.

Методика исследования включает в себя историко-культурологический и искусствоведческий методы. Предмет исследования указывает на необходимость междисциплинарного подхода, сочетающего элементы формального анализа, теории коммуникации и психологии визуального восприятия. Такая методика исследования оправдана при взгляде на развитие художественно-коммуникативных особенностей плаката как на процесс, обусловленный технологическими и социально-культурными факторами на определенном историческом этапе.

Хронологические границы исследования определяются последним десятилетием XX— первым десятилетием XXI века. Данный временной отрезок позво-

ляет исследовать развитие коммуникативных возможностей плаката в контексте современной информационной среды. Географические границы исследования определяются постановкой проблемы и включают страны Западной Европы, поскольку ввиду географической и культурной общности, а также процессов глобализации теория и практика графического дизайна этих стран может рассматриваться в совокупности. Таким образом, западноевропейский регион рассматривается в диссертации как единое культурное пространство, что позволяет применять научные результаты исследования в равной степени ко всем странам Западной Европы.

На защиту выносятся следующие научные положения:

  1. Под воздействием новейших технологий художественная форма плаката эволюционирует, появляются новые выразительные средства, помогающие осуществлять эффективную графическую коммуникацию в современных условиях;

  2. Современное зарубежное искусство плаката развивается в русле проектной культуры постмодернизма, для которой характерно многообразие творческих экспериментов и авторских методов;

  1. Плакат как средство графической коммуникации обладает значительным потенциалом в осуществлении процесса межкультурной коммуникации;

  2. Формирование художественно-коммуникативных особенностей искусства плаката конца XX - начала XXI века происходило в общеевропейском контексте развития графического дизайна с отражением всех стилистических и общехудожественных тенденций рассматриваемого периода. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в российском

дизаиноведении предметом специального научного исследования стало искусство плаката стран Западной Европы как инновационная сфера дизайн-графики. Впервые были привлечены малоизвестные иллюстративные материалы. В диссертации впервые исследована специфика развития художественно-коммуни-ктивных особенностей искусства плаката конца XX — начала XXI века в общем

историко-культурном и социально-экономическом контексте. Научные результаты исследования:

выявлена специфика современного плаката как жанра графического дизайна и как средства графической коммуникации, в связи с этим определена роль рекламного носителя, от которого зависит восприятие плаката;

определена роль плаката как важного звена в осуществлении эффектив ной межкультурной коммуникации.

предложена классификация плакатов по тематике коммуникативного сообщения;

на основе собранного и систематизированного иллюстративного материала проанализированы инновационные способы формообразования, характерные для современного европейского плаката. Показаны особенности метода суггестивной визуализации;

выявлены особенности функционирования плакатной формы в электронной среде, в том числе определено влияние традиционных выразительных средств на выразительные средства Интернет-баннеров;

проанализированы прогрессивные тенденции в эволюции формы плаката в связи с развитием новых технологий;

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования восполняют имеющийся пробел в исследовании художественно-коммуникативных особенностей зарубежного плаката: впервые в российской науке комплексно исследованы современные тенденции развития, концептуальные и технико-технологические условия проектирования и экспонирования плакатов в контексте современной информационной среды.

Результаты диссертационного исследования будут способствовать развитию представлений об эффективной художественной коммуникации, осуществляемой посредством плаката. Положения диссертации будут иметь методическую ценность при составлении технических заданий на разработку плакатной

графики. Результаты работы будут способствовать повышению качества пред-проектной подготовки, а также уточнению критериев оценки произведений плакатного искусства.

Положения диссертации могут использоваться при создании лекционных курсов по теории и истории графического дизайна, а также при проведении семинаров и практических занятий, посвященных проблемам типографики. Результаты исследования могут быть полезны при проведении междисциплинарных исследований, а также использоваться в смежных отраслях гуманитарного знания. Существенное практическое значение результаты исследования будут иметь для специалистов в сфере графического и компьютерного дизайн-проектирования, а также для теоретиков искусства и дизайна.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись в ходе научно-исследовательской работы. По теме диссертации был сделан доклад на научно-практической конференции «Месмахеровские чтения - 2008» (СПГХПА им. А. Л. Штиглица, июнь 2008). Созданные автором диссертации плакаты социальной тематики были представлены на выставке «Весна — 2009» (выставочные залы Союза художников, Санкт-Петербург). Материалы диссертационного исследования привлекались для подготовки авторской программы семинаров по теме «Плакат - актуальное средство коммуникации» (семинары были проведены на кафедре коммуникативного дизайна СПГХПА им. А. Л. Штиглица в 2008 / 2009 учебном году).

Формообразование плаката в рамках основных художественных концепций искусства XX века

В трудах теоретиков дизайна проектная деятельность рассматривается как единая технико-эстетическая система с определенными задачами и функциями (Е. Н. Лазарев, В. Ф. Сидоренко и др.). Графический дизайн является более узкой областью проектирования, которую можно определить как особую художественно-коммуникативную систему и средство рекламы (Э. М. Глинтерник). Плакат - традиционный объект графического дизайна, решающего коммуникативные задачи. Работ по исследованию специфики современного плаката как объекта дизайн-проектирования в современном искусствознании не много, о плакате пишут в связи с проблемами графического дизайна в целом. Если рассматривать плакат как объект дизайна, необходимо обратить внимание на такие важные составляющие, как форма, функция и конструкция объекта. Так как дизайн - это технико-эстетическая система, влияние технологической составляющей очень важно, в связи с тем, что ее изменения влияют на художествен-ігую форму, в данном случае форму плаката, выразительные средства, с которыми работает дизайнер, включая и формат листа. Появление плаката в Европе во многом зависело от развития полиграфических технологий в этом регионе, развитие дизайна плаката зависит от них и в настоящее время.

Рассмотрим происхождение и семантику терминов «плакат», «постер», «принт», которые имеют широкое распространение как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни современных городских жителей. Плакат (от франц. placard — объявление, афиша) — предназначенный для последующего размещения на какой-то поверхности и поэтому запечатанный только с одной стороны лист бумаги. В отличие от стикеров (1) обычно рекламные плакаты печатаются на бумаге (это может быть самоклегощаяся бумага), но не пленка. В общепринятом понимании плакат — это листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования, то есть средство рекламы, изготовленное типографским способом на больших листах бумаги и наклеиваемое на постоянные щиты или панели (2).

Обращая внимание на коммуникативную специфику, мы понимаем под термином «плакат», крупноформатное листовое издание, сочетающее в себе изобразительные и шрифтовые элементы и предназначенное для осуществления графической коммуникации. Графическая коммуникация посредством плаката чаще всего осуществляется в сфере рекламы. Рекламный плакат, как правило, по размерам превышает формат листовки. Часто рекламные плакаты могут быть составной частью комплексной рекламной кампании по продвижению какого-либо продукта, и тогда они размещаются в соответствующих местах продажи. Плакат может быть полифункциональным, к таким плакатам можно отнести плакаты-календари. Термин «постер» все чаще употребляется сегодня в значении «современный рекламный плакат», так же как и термин «принт» (англ. print — оттиск, отпечаток, печать), который более передает природу тиражного плаката, при употреблении последнего термина подчеркивается технологическая специфика исполнения плаката полиграфическим способом, в отличие от рекламы в СМИ (3). Этот термин обозначает технологическое отличие плаката в ряду других носителей рекламной информации, таких как Интернет-баннер, телевизионный ролик, малые носители рекламной информации. В плакате как в произведении искусства можно выделить внешнюю форму, материальную, зависящую от технологии, и внутреннюю форму, зависящую от информационного содержания. Исследователи относят плакат к двумерным объектам графического дизайна (4), которые по внешним признакам представляют собой плоскость (5). Функция плаката — демонстрация текстов и изображений на улицах или в общественных местах, для достижения пропагандистских и др. целей (6). Некоторые исследователи считают, что функциональная специфика рекламного плаката определяется его информативным, коммерческим, общественным, пропагандистским, психологическим и эстетическим значениями (7). В исследовании функциональности визуального текста в произведениях дизайн-графики, к которым относится плакат, определены следующие функции: коммуникативная, эстетическая, утилитарная, которые находятся в тесной взаимосвязи и во многом определяют оптимальность произведения дизайн-графики (8). Коммуникативная функция представляется нам наиболее важной в XXI веке, веке новых информационных технологий и средств коммуникации. В исследовании современного плаката как объекта дизайна, имеющего коммуникативную функцию, может помочь теория коммуникации и разработанные ранее модели коммуникативного процесса.

Определений термина «коммуникация» множество — их можно свести к одному: коммуникация — это общение. Но «коммуникация — сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ»(9). Известно, что в человеческом обществе процесс развития коммуникации прошел через несколько этапов: от невербальной формы к вербальной, и позже, через письменную, печатную и далее — к электронной коммуникации. Возникший давно, этот процесс до сих пор не достаточно полно изучен, поэтому многие исследователи считают теорию коммуникации одной из наиболее перспективных отраслей современного научного знания. Интерес исследователей к этим проблемам возник в связи с развитием технологий связи в середине прошлого века, но в связи с развитием новых информационных технологий изучение теоретических проблем коммуникативных процессов приобрело особый интерес. Один из основателей теории коммуникации, американец Г. Лассуэлл (Lasswell), опубликовал в 1948 году статью «Функции и структура коммуникации в обществе», в ней он выдвинул известную модель (10) коммуникации 5W, по которой процесс коммуникации должен включать: субъекта коммуникации — говорящего (кто), передаваемое собщение (что), канал, объект коммуникации (кому) —- получатель, эффект от коммуникации. В этой модели понятие «канал» указывает на канал передачи и метод передачи информации. В конечном итоге через посредство определенных медиа сведения передаются объекту, после чего следует определенный эффект, то есть «эффект коммуникации». Субъект, содержание сообщения, объект, метод передачи, эффект коммуникации — это пять основных звеньев в цепи коммуникации. Так как все первые слова в англоязычной версии начинаются с буквы W, то цепочка была названа 5W. «"Коммуникативная формула" Г. Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникативного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия — в этом ее несомненное достоинство» (11). Эта теоретическая модель коммуникации, по сути, охватила все основное содержание этой науки и ее основные постулаты, была признана важной не только как теоретическая основа изучения процесса коммуникации, но и как основа для планирования результативного коммуникативного процесса. Но проблема этой модели в том, что она рассматривает этот процесс как однонаправленный, а не цикличный процесс, в котором не учтен фактор обратного движения.

Зарождение науки о коммуникации открыло новые просторы для теорий и осмысления графического дизайна и плаката, дизайнеры теперь должны были размышлять не только о том, как излагать свои идеи, им требовалось теперь думать и о других аспектах: для кого? Примет ли аудитория? Будет ли достигнут желаемый эффект?

Эволюция стандартов и унификация плакатных форм на рубеже XX-XXI веков

Первые плакаты, выполненные наборным шрифтом, появились в Европе в XV веке, и поначалу это были небольшого формата листки. Шрифтовые плакаты, выполненные только с использованием наборного типографского шрифта и типографских наборных элементов, таких как линейки, рамки и пр., иногда дополненные гравюрами, политипажами, в русской традиции они назывались афишами (от фр. afiche - плакат), получили широкое распространение, в прошлом они имели важное информационное значение. В них особенную значимость имеет выразительность шрифта и его хорошая различимость, так как тексты должны привлекать внимание и читаться с большого расстояния. Шрифтовой плакат и афиша не имеют изобразительных элементов. Однако если в шрифтовом плакате преобладает коммуникативная и эстетическая функции, то в афише на первом месте информационная функция.

В разных странах Европы в связи с использованием различных типографских систем измерения для печатания плакатов использовались разные форматы бумаги, на них устанавливались национальные стандарты (формат плакатов тщательно изучается коллекционерами, собирающими плакаты разных стран и эпох). Гармоничные отношения сторон плакатного листа влияют на гармонию композиции, создаваемую дизайнером: одним из самых распространенных форматов является формат с отношением сторон 2:3. Плакатный лист любого формата требует надежного материального основания для своей экспозиции.

Для набора текста в афишах и шрифтовых плакатах используется акцидентный набор (афишно-плакатная акциденция) (59). Акциденция — профессиональный термин, который в последнее время «употребляется всё реже из-за размывания границ некогда довольно конкретного понятия. Акциденцией называли мелкие, некнижные формы печати (от билета до афиши), обслуживающие текущие потребности быта, культуры, промышленности и торговли. .. . Но вместе с тем акциденция требует от типографа особой художественной чуткости, изобретательности и высочайшего технического мастерства» (60). Для того чтобы текст хорошо читался с расстояния нескольких метров, используется крупнокегельный наборный шрифт, раньше (до появления в практике графического дизайна компьютерных технологий и электронного шрифта) использовался как металлический, для мелких надписей, так и изготовленный из дерева — для самых крупных надписей. Во времена ручного металлического набора существовали строгие правила и традиции использования типографского шрифта для формирования текста в афишах, вызванные технологическими ограничениями. «Различают афиши индивидуальные, репертуарные и сводные. Индивидуальная афиша дает подробную информацию об одном мероприятии — театральной постановке, концерте, лекции и т.д. Репертуарная и сводная афиши — о комплексе мероприятий, предусмотренных в определенном кратком или длительном отрезке времени. В таких афишах часто выделяют наименование и дату мероприятия. Остальной текст набирают мельче. Для разделения текста используют горизонтальные линейки. Иногда главную строку афиши набирают и в диагональном или овальном расположении. Диагональную строку набирают с нижнего левого угла по направлению к верхнему правому углу» (61). С появлением компьютеров повсеместно используется компьютерный набор и электронные шрифты, а деревянные литеры окончательно вышли из употребления. Компьютерные про граммы для графического редактирования позволяют использовать направляющие линии для верстки текстов и облегчают создание модульных сеток в репертуарных афишах, плакатах с текстовыми блоками, а (также облегчают создание спонтанных геометрических композиций, состоящих из текста и изображений (62).

В разных странах Европы, в связи с использованием различных типографских систем измерения, для печатания плакатов использовались разные листовые форматы. В каждой стране были установлены национальные стандарты на форматы бумаги (63). Художники и дизайнеры в изготовлении оригинал-макета плаката часто используют размер 60 х 90 см (или приближенный к нему размер), в таком размере отношение сторон листа — 2:3 — находится в точном соответствии с Золотым сечением, что помогает созданию гармоничной графической композиции, и усилению эстетического воздействия. В настоящее время этот размер используется в изготовлении плакатов и шрифтовых афиш (и в горизонтальных, и в вертикальных композициях) для расклейки на уличных щитах, на выставках плаката. Второй размер — 70 х 100 см — также широко распространен в практике создания плакатов. Размеры плакатов тщательно изучаются коллекционерами, собирающими плакаты разных стран и временных периодов.

В наружной рекламе плакаты специально создаются для спроектированных дизайнерами носителей. В настоящее время в Западной Европе наиболее употребительный размер уличных плакатных листов: 120 х 180 см (или немного отличающийся от этого), — именно такой размер соответствует стандартным носителям на остановках общественного транспорта и отдельно стоящих в городской среде лайтбоксах. В этом формате листа соотношение сторон остается 2:3. Эта пропорция уже давно признана гармоничной (64). Но плакаты для развески в помещениях и для рекламы в вагонах метро обычно бывают значительно меньшего размера: формат А2 и близкий к нему (ил. 22). На выставках плаката устанавливаются предпочтительные для конкретной экспозиции размеры, так на Китайской биеннале плаката (China International Poster Biennial) в 2009 году они установлены не менее, чем 36.4 х 51.5 см и не более, чем 120 х180 см (65).

В городской наружной рекламе, которая располагается вдоль дорог (при подъезде к городу) и вдоль крупных улиц, рассчитанной на автомобилистов, используются щиты размером 3x6 метров (ил. 17) — прямоугольник в два квадрата, что также считается гармоничной пропорцией (66). При такой экспозиции изображение печатается на нескольких листах, которые наклеиваются на один щит, — плакаты на таких щитах хорошо видны с расстояния около 100 метров.

Плакатный лист требует надежного материального основания для своей экспозиции — процесс коммуникации зависит от рекламного носителя, к которому крепится лист. Носители рекламной информации в урбанистической среде Европы прошли долгий путь развития. В конце XIX — первой половине XX века это были плоские щиты или цилиндрические тумбы, на которые наклеивались растиражированные плакатные листы, которые позже заменялись другими. Щиты для расклейки плакатов иногда крепились к стенам жилых зданий или других сооружений, или это были отдельно стоящие щиты для расклейки плакатов (такие щиты для наклейки нескольких плакатов разной тематики используются в городской среде и в настоящее время).

Эволюция плаката в условиях интеграции графического дизайна и рекламы

Использование известного всем запретительного знака «Не курить!» остроумно использовано в фотоплакате, рекламирующем жевательную резинку «Nikorette», созданном английскими дизайнерами рекламного агентства «BMP DDB, London» (Великобритания) в 2001 году для фирмы «Пфайзер» (Pfiser).

Государственные символы, флаги, гербы часто являются графическими элементами, используемыми в плакатах. Символ Польши — бело-красный флаг, изображен с легким «штрихом» - всплеском, нарушающим покой горизонтали в центре флага, — этот визуальный образ является основой коммуникативного сообщения в плакате поляка К. Барана (Вагап): «Годовщина событий в Познани 28.06.1981».

Массовая культура — игра стереотипами массового сознания. Современные дизайнеры плаката, работая с известными всем графическими знаками, строя на этой основе свои коммуникативные сообщения, делают плакаты понятными самым разным слоям общества, самым разным потребительским группам. Современному человеку свойственно творчески подходить к своему жилищу, с желанием насытить его визуальным комфортом и информацией, — индустрия тиражирования популярных плакатных листов служит этим целям: многие известные плакаты переизданы и доступны всем, желающим приобрести произведение.

Коммуникативная задача решается дизайнерами по-разному, но язык плаката остается понятным всем тем, кому плакат адресован, возможно, именно поэтому плакат можно отнести к явлению массовой культуры. Каждый плакат, как средство коммуникации, «проживает» сравнительно недолгую жизнь — выпол нив свои функции, он теряет ценность. Но лучшие произведения плакатной графики остаются жить, ведь плакат — объект для коллекционирования, плакатные листы хранятся во множествах частных коллекций и галерей, в коллекциях национальных художественных и исторических музеев, во всех крупнейших библиотеках. В разных странах постоянно проводятся ретроспективные выставки плаката. Благодаря Интернету есть возможность знакомиться с раритетными плакатами, собранными коллекционерами. Лучшие плакаты появляются на страницах журналов, посвященных проблемам графического дизайна, типо-графики и визуальных коммуникаций. Одним из наиболее известных изданий является «Графис» (Graphis, The International Journal of Visual Communication), впервые изданный в 1944 году В. Хердегом (Herdeg) и постоянно издаваемый в Швейцарии(17), ас недавнего времени издающийся в Нью-Йорке (США). Самые лучшие плакаты со всего мира, в том числе и плакаты мастеров Западной Европы, освещаются в хорошо оформленных ежегодных тематических сборниках «Граф!иса» (Graphis Poster Annual), таких как издание 2006 года (18).

Искусство плаката популярно во всем мире. В Европе, как и на других континентах, в настоящее время существуют постоянно действующие, обычно повторяющиеся раз в два года, международные конкурсы и выставки плаката. Эти выставки собирают участников и зрителей со всех стран мира и являются каждый раз крупными культурными событиями. Наиболее известная из выставок плаката и, наверно, самая престижная, проводится в Варшаве, начиная с 1966 года (International Poster Biennale in Warsaw), организатором этого проекта был профессор Й. Мрощак (Mroszczak). Начиная с 1994 года Биеннале плаката проводится в Музее плаката, который расположен в пригороде Варшавы, Вила-нове (the Poster Museum at Wilanow), и является отделением Варшавского Национального музея. В этом Музее плаката находится одна из самых крупных в мире коллекций, насчитывающая более 55 000 экземпляров хранения, только коллекция плакатов, созданных в Польше, насчитывает около 30 000 листов (19). В Музее ведется научно-исследовательская работа, постоянно организуются те матические выставки, такие как выставка плакатов с изображениями животных — «Зоографика» (Zoografika), организованная в 2009 году (20) и выставка-конкурс «Безопасность на дороге» (Safe on a Road), организованная в 2007 году (21). В 2009 году уже в 12-й раз проводилась Международная биеннале театрального плаката (Miedzynarodowe Biennale Plakatu teatralnego) в Польском городе Жешуве (Rzeszdw) (22). В Польше, стране, где очень ценят творчество мастеров плаката, существуют крупные частные коллекции плаката. Одна из самых известных коллекций плаката — коллекция К. Дыдо (Dydo), насчитывающая более 2000 листов. В 1985 году в Кракове им основана галерея плаката (The Krakow Poster Gallery), в которой собраны работы более 100 авторов. Галерея, пользующаяся популярностью у любителей графики, организует авторские и тематические выставки плаката в разных странах мира, как в Европе, так и в Америке, Австралии, в Азии — Иране, Китае (23).

В Финляндии крупная коллекция плаката существует в Музее Плаката, который с 1975 года является отделением Музея искусств города Лахти (Lahti Art Museum). Эта коллекция насчитывает более 60 000 листов. Цель музея состоит в том, чтобы собирать, сохранять и изучать плакаты финских и зарубежных графиков-дизайнеров. В этом Музее проводится известная во всем мире Биеннале плаката (International Lahti Poster Biennial). В 2009 году этот конкурс проходил уже в 17-й раз, на него было прислано почти 2600 плакатов из 49 стран мира (24). Международная биеннале графического дизайна проводится в Чехии (The International Biennale of Graphic Design Brno, Czech Republic) с 1963 года, в ее экспозиции постоянно присутствуют плакаты. Выставки и конкурсы плаката проводятся не только в странах Европы, но и во всем мире. С 90-х годов Международная выставка плаката проводится в Тегеране, столице Ирана (The Tehran International Poster Biennial).

Графический дизайн в последние десятилетия стал активно развиваться в Китае, стране, которая идет по пути бурного экономического роста, что способствует расцвету дизайна. Олимпийские игры 2008 года в столице Китая, Пекине, имели полное информационно-графическое обеспечение, его уровень получил высокую оценку профессионального сообщества. Развитию графического дизайна и дизайна плаката, в частности, способствует проведение выставок и конкурсов. В Китае крупными международными выставками-конкурсами плаката являются: выставка в Гонконге (Hong Kong International Poster Triennial), Международная выставка плаката в Нинтбо (International Ningbo Poster Exhibition), Китайская международная выставка плаката в Чаньжоу (China International Poster Biennial) (25), которая проводится с 2003 года. Эти выставки являются международными — для отбора и оценки работ в них приглашаются известные мастера из разных стран мира, в том числе из стран Европы.

На американском континенте Международная выставка плаката, на которой представляются работы европейских плакатистов, проходит в Мехико (International Biennial of The Poster in Mexico) (26).

Одной из самых престижных считается Всемирная выставка плаката, которая проводится в университетском городке Форт-Коллинс в штате Колорадо, США (Colorado International Invitational Poster Exhibition), в отличие от большинства выставок плаката эта — не общедоступна, она формируется на основе личных приглашений известным плакатистам от основателя выставки, профессора Ф. Рисбека (Risbeck). Библиотека Университета штата Колорадо имеет большую коллекцию лучших плакатов со всех континентов (в том числе из Европы), поступивших с этой выставки (The International Poster Collection) (27).

Плакат как художественно-коммуникативный феномен в электронной среде

Интересно отметить, что параллельно с этой, можно сказать ретроспек тивной выставкой, в Тегеране была открыта выставка плаката молодых графи ков-дизайнеров из Швейцарии (Young Swiss Graphic Design Exhibition). На этой выставке были представлены работы молодого поколения швейцарских графи ков, — они сегодня находятся в поисках нового стиля, соответствующего ново му времени. Модульные сетки для верстки книжных и журнальных страниц, вы сококачественная фотография в качестве иллюстраций, шрифтовая гарнитура «Хельветика» (Helvetica) — вот то, что известно всем графикам-дизайнерам как «Швейцарский международный стиль», актуальный еще несколько десяти летий назад, известна всем и пришедшая ему на смену «Новая волна». Новая волна графического дизайна, зародившаяся в Швейцарии в начале 1970-х годов, интенсивно развивалась на протяжении двух десятилетий. В это время произош ли коренные перемены в творческом сознании мастеров, был значительно обо гащен их творческий инструментарий, расширены представления о новых тех нологиях и медиаинструментах. Работы этого периода характеризуется много слойной пространственной композицией, эффектами коллажа, метафоричностью, а также ассимиляцией образов повседневной массовой культуры. Каждое новое поколение привносит в графическую культуру свое видение меняющегося мира, но часто делает это как отрицание уже сложившихся традиций. Пытаясь осмыс лить процессы, происходящие в швейцарском графическом дизайне, М. Эрнест (Ernest)B своей статье к каталогу выставки пишет, что швейцарский графический дизайн наших дней и дизайн плаката, в частности, не имеет своего авангарда и претензий на поиск истины в последней инстанции, скорее в нем чувствуется ирония по поводу абсолютизации стиля, характерной для прошедшего периода. Молодое поколение швейцарских графиков увлечено компьютерными технологиями так же, как их сверстники за рубежом. На новом витке развития, снова, как и в начале 70-х, появляется озабоченность проблемой визуальной коммуникации посредством знаковых изображений, тяга к преобладанию визуального начала над текстами. В работах молодых дизайнеров ощущается новое отношение к плакату, но не слишком заметен радикальный разрыв связи с предшествующим периодом (43). С автором нельзя не согласиться.

Поиск нового стиля особенно заметен в работах молодого, активно работающего в жанре плаката, графика К. Виндлина (Windlm). Он является одним из ярких представителей молодежи, но за свои работы уже получил известность и признание своих заслуг — за серию плакатов (ил. 66а, 666) в 2001 году он получил престижную награду — Приз ICOGRADA (12th Rencontres Internationales des Arts Graphiques de Chaumont). На плакате с темой «Привет, мир» (Hello world), (ил. 66а) крупное, во весь лист фотографическое изображение перекрыто, заслонено деконструктивными типографическими знаками текста, за ними трудно увидеть подробности. Но подобная двойная реальность, шумовые помехи в канале коммуникации, выглядят правдиво, реалистично отображая мир, в котором электронный смог часто заглушает чистоту природы.

На выставке в Тегеране были представлены и плакаты М. Имбодена (Imboden), молодого, но уже известного и признанного мастера. В его плакатах нет ненужных деталей, они абстрактны и минималистичны, лаконичны и выразительны. Он увлечен фотографией, работает и в жанре фотоплаката — в этих его листах реалистические образы доминируют и лишь немного дополнены типографическими элементами — шрифт подчеркивает структурные направляющие и композиционный центр в листе к авторской фотовыставке (ил. 67а), его фотоплакаты более соответствуют традициям швейцарской школы, чем его шрифтовые плакаты, и близки по стилистике фотоплакатам Ж.-Б. Леви (Levy) (ил. 676). Шрифт — средство выражения, которым М. Имбоден пользуется часто и успешно. Его работы, построенные только на использовании шрифтовой графики, более экспрессивны, чем его фотоплакаты. Они смелы и неожиданны по своей пластике — иногда длинное слово, развернутое под углом в девяносто градусов и расположенное по вертикали, вмещается в плакатный лисі- и производит впечатление декоративного геометрического орнамента, издали привлекающего взгляд и формой и ярким цветом. Двухмерная форма в его плакатах не рассудочна и рациональна, но скорее эмоциональна. На выставке молодых графиков-дизайнеров из Швейцарии были представлены работы М. Вудтли (Woodtli). Он также смело экспериментирует с формой и новыми технологиями, компьютерная графика в его плакатах оригинальна, отличается авторской самобытностью — его плакаты удивляют смелой типографической игрой, иногда формальным максимализмом, но, за этими экспериментами видны прочные связи с классической швейцарской типографикой.

Такие художники, как Н. Трокслер (ил. 69), Р. Шрайфогель (ил. 60,68а, 686), и Л. Сонноли (Sonnoli) (44), используют неограниченное число выразительных приемов: неординарные сочетания и точный отбор образных средств, игры с типографическими элементами в изобразительном пространстве, визуальный радикализм и оптические эффекты. Иррациональность и экспрессивность визуальных образов, темпераментное интонирование делают современные плакаты средством творческого самовыражения. Свобода художника не регламентируется никакими жесткими конвенциями смысло- и формообразования. Оригинальность и креативность, проявляющиеся в современном плакатном искусстве, способствуют развитию европейской графической культуры.

Говоря о французской школе плаката, необходимо отметить, что французский плакат, заявивший о себе раньше других, и сегодня занимает важное место в общественной информации и рекламе Франции. Работы мастеров этой школы отличаются графической экспрессией, яркостью красок, они созданы для улицы и обладают для этого всеми необходимыми коммуникативными качествами (ил. 6, 736, 73в). Говоря о современных представителях французской школы плаката, необходимо вспомнить такие имена как Ф. Апелуог, М. Бюве, К. Заек (Zask), М. Куаре, А. Ле Кернек, О. Лефевр (ил.38), А. Ленц (ил.61). Каждый из этих масте ров имеет свое творческое лицо. Если Ф. Апелуог (ил. 736, 73в), плакаты кото рого отличаются простой строгостью, почти минимализмом формы, возводит простое информационное сообщение в ранг высокого искусства, то А. Ле Кернек создает плакаты экспрессивные, а иногда даже живописные по форме (ил. 20,27). Работы М. Бюве всегда узнаваемы — в них иллюстративность сочетается с парадоксальностью (ил. 13). Плакаты К. Заек отличаются особым композиционным строем — она много экспериментирует со шрифтовыми элементами. А. Ленц как бы играет с оптическими иллюзиями зрения, с помощью компьютерного фотомонтажа создает свое неповторимое иррациональное пространство в плакате.

Можно отметить некоторую общность французского и польского плаката — это яркая образность и экспрессия формы, которые отражают активную гражданскую позицию авторов, быстро реагирующих на социальные изменения и острые общественные проблемы.

Похожие диссертации на Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике