Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна 10
1.1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи. Основные направления и пути в книжном дизайне 18
1.2. Радикальное направление 22
1.2.1. Кодотворческий путь 22
1.2.2. Формотворческий путь 39
1.3. Традиционное направление 41
1.3.1. Конструктивный путь 43
1.3.2. Декоративный путь 54
Глава 2. Дизайн-концепции в книжном дизайне постсоветского периода конца XX—начала XXI вв 60
2.1. Дизайн-концепция 62
2.2. Основные эстетические тенденции формирования дизайн-концепций 66
2.2.1. Социокультурная тенденция 69
2.2.2. Авторская тенденция 82
2.2.3. Авторитарная тенденция 88
2.3. Организационные аспекты дизайн-концепции книгоиздательской деятельности : 92
2.4. Дизайн-консалтинг как новая форма дизайнерской практики в книгоиздании 95
Глава 3. Модель издательства как процесс подготовки кадров 118
3.1. Редактор—дизайнер. Структурная связь 120
3.2. Редактор—дизайнер. Творческий союз 121
3.3. Профессиональные игры как часть учебного процесса 131
3.4. Методические рекомендации по дисциплине «Художественно- техническое оформление печатной продукции» (дизайн) для подготовки редакторов 133
3.4.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 133
3.4.2. Издательская деятельность 134
3.4.3. Примерный перечень практических занятий 135
Заключение 136
Библиография 142
- Фундаментальные проблемы и прикладные задачи. Основные направления и пути в книжном дизайне
- Кодотворческий путь
- Основные эстетические тенденции формирования дизайн-концепций
- Редактор—дизайнер. Творческий союз
Введение к работе
В XXI веке книгу как системно-фундаментальное явление еще труднее определить, так же как нельзя задать границы таким понятиям как художник или ученый. Книга как символ культуры, как хранилище знаний, как объект творчества, как материальный предмет на протяжении всей истории своего существования являла собой воплощение эстетических тенденций, художественно-конструктивных концепций, свойственных тому или иному времени. Книга, как и любая вещь, живет в своем времени. А в мире предметов, создаваемых дизайнерами, как утверждал В.Н. Ляхов, «как бы аккумулируется определенным образом преломленный общественный идеал прекрасного». [80, С. 37] Книга «бесконечно разнообразно воздействует на наши чувства и разум, возбуждая их не только смыслом прочитанного, но, и это чрезвычайно важно, образной формой своей материальной организации» [80, С. 60]
С конца 60-х до середины 80-х годов XX века в отечественной искусствоведческой литературе широко освещались и обсуждались проблемы организации книжной формы, публиковались книги художников, рассказывавших о своем практическом опыте, труды теоретиков, историков и критиков. Поднимались не только частные вопросы формообразования, особое внимание уделялось целостной, эстетически осознанной форме книги, которая воздействует на человека, дополняет и активизирует комплекс функциональных качеств издания, месту книги в числе информационных систем и роли книжного дизайна. В постсоветский период встречались лишь отдельные публикации на тему дизайна книги. Между тем на рубеже XX—XXI вв. в отечественном книгоиздании сложилась совершенно иная, нежели в советское время ситуация. Децентрализация книжного дела в России в конце 80-х годов XX в. способствовала появлению и исчезновению в результате
конкурентной борьбы множества издательств. Сложившаяся в 80—90 гг. социально-экономическая ситуация дала толчок к появлению все более мелких специализированных групп читателей, образующих своеобразные маркетинговые ниши, на которые ориентировались вновь созданные издательства, особенно малые. Это способствовало постоянному росту количества названий и одновременно снижению среднего тиража одного названия в отличие от громадных тиражей, характерных для централизованного книгоиздания. С развитием цифровых технологий и рыночных отношений в России острее стали вопросы о месте книги среди других средств передачи и хранения информации, специфике ее создания, проектирования и производства. Научно-техническая революция внесла существенные изменения в миропонимании людей. Появилось такое понятие как мир виртуальный, который можно увидеть, почувствовать, как бы проникнуть внутрь. Все чаще, вместо «зритель», «слушатель», «читатель» звучит слово пользователь. Компьютерный мир стал неотъемлемой частью современной жизни. Сеть Internet стала быстрым средством общения, при помощи которого информация передается со скоростью ее появления. Наряду с компьютерными играми широкое распространение получили компьютерные газеты, журналы, книги и другие издания. В полиграфии развивались новые виды оперативной цифровой печати. На смену старым способам тиражирования пришло большое количество копировальной и множительной техники. Появились целые направления в искусстве, использующие цифровые технологии.
Компьютер как инструмент дизайнера дал более широкие возможности в формообразовании изобразительной поверхности книжного разворота и книжного пространства в целом. Творческие поиски в создании художественно-выразительного языка с применением цифровых технологий позволили расширить возможности читателя-зрителя или созерцателя в эстетическом общении с книгой, найти выход за пределы
плоскости листа. Теперь книга-предмет среди других вещей, окружающих человека в повседневной жизни — телевизора, компьютера, калькулятора, электронного будильника и др., уже не «кирпичик на полке», а аппарат, действия которого могут перемещать человека в пространстве и времени. В этом смысле понятие изобразительная поверхность приобрело иное понимание как грань сложной конструкции, состоящей из многих элементов, каждый из которых может существовать автономно и выполнять различные эстетические и информационные функции. Книга в ряду носителей информации не конкурирует с радио, кино, телевидением, компьютером, а является основным объединяющим элементом информационной структуры. Например, в среде художественного произведения есть книга, кино, видеофильм, телесериал, радиопостановка, компьютерная игра, комиксы и т.п. Таким образом, содержание сообщения посредством применения разных кодовых систем, передается от источника к потребителю, с учетом его интеллектуальных потребностей и эстетического вкуса.
Новый этап в практике отечественного книгоиздания потребовал пристального внимания к проблемам книжного дизайна в условиях конкурентной борьбы на рынке, нового осмысления его роли как эстетической составляющей издательского дела, влияния на процессы формообразования факторов редакционной деятельности, издательской политики, маркетинга.
Основываясь на подходе к проектированию книги как объекту синтеза, принципиально новым стало выдвижение на первый план дизайн-концепции книгоиздательской деятельности в целом, как организационно-эстетической составляющей книгоиздания, а не отдельных изданий. В рассматриваемый период времени книжный дизайн был более зависимым от потребительских требований, процесс формообразования книжного
пространства оказался под влиянием эстетических вкусов различных групп читателей-потребителей книги.
Для понимания процессов в современном отечественном книжном дизайне потребовалось отойти от общераспространенной историко-временной формы рассмотрения книги как предмета материальной культуры. Новое отношение к книжному дизайну позволило выявить фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна, что в свою очередь дало возможность определить основные направления и пути в книжном дизайне.
В ряду актуальных необходимо отметить проблему подготовки кадров для книгоиздания, для решения которой определено новое отношение к подготовке дизайнеров книги и других специалистов Предложено ввести в методику преподавания курсы, раскрывающие принципиальную модель издательства. В процессе обучения по такому принципу, студенты могли бы научиться работать в издательских структурах, иметь полное представление о технологии издательского процесса и месте каждого подразделения и специалиста. Результатом обучения могли бы быть совместные курсовые и дипломные работы дизайнеров, иллюстраторов, редакторов, рекламистов, книговедов, экономистов, технологов, представителей всех специальностей. Модель издательства может быть внедрена и в системе послевузовского образования. Модель эффективного издательства в процессе обучения позволило бы лучше использовать творческий потенциал дизайнеров и всех специалистов, связанных в единую издательскую цепь.
Задачи исследования:
На базе системного подхода определить феномен книги в развитии коммуникативной среды.
Исследовать и дать характеристику процессам, происходящим в современном книжном дизайне.
Опираясь на метод дедукции выявить и определить фундаментальные проблемы и прикладные задачи современного книжного дизайна.
Определить основные направления и пути в современном книжном дизайне.
Раскрыть методологическую основу дизайн-концепции как эстетической составляющей книгоиздательской деятельности в условиях рыночной конкуренции.
Проанализировать эстетические тенденции, влияющие на формирование дизайн-концепций, на примере опыта различных издательств.
Обосновать целесообразность применения принципиальной модели издательства в процессе обучения специалистов для книгоиздания.
Объект исследования — книжная форма как продукт издательской деятельности, современные тенденции книжного дизайна в России.
Предмет исследования — теория и практика книжного дизайна в контексте проблем формообразования в книжном дизайне и формирования дизайн-концепций в дизайнерской деятельности и политике издательств постсоветского периода конца XX—начала XXI вв.
Научная новизна исследования состоит:
в систематизирующем и обобщающем раскрытии понятия: «феномен книжной формы в постсоветский период конца XX— начала XXI вв.»;
в определении фундаментальных проблем и прикладных задач книжного дизайна;
в выявлении основных направлений и путей в современном книжном дизайне;
— в анализе тенденций формирования дизайн-концепций
книгоиздания;
— в анализе экспериментальной работы со студентами.
Методическая и практическая значимость исследования:
1. Разработанная и изложенная в диссертации единая, обобщающая
схема процессов книжного дизайна с определением
фундаментальных проблем и прикладных задач, направлений и
путей в книжном дизайне раскрывает, объясняет логику и тактику
современного книгоиздательского дела.
2. Данное впервые определение дизайн-концепции как
организационно-эстетической составляющей книгоиздательской
деятельности указывает на пользу внедрения предлагаемых методов
в издательскую практику.
Использование результатов исследования в новой форме издательской практики — дизайн-консалтинге.
На основе анализа работы со студентами предложенное использование принципа модели издательской цепи в учебном процессе имеет методическое значение и может быть применено в практике подготовки специалистов.
Методы исследования. Традиционный искусствоведческий анализ, комплексно-системный подход к проблемам книжного дизайна, обобщающая классификация.
Методологическая основа исследования. Традиция российской школы теоретиков и практиков искусства книги и книжного дизайна, в первую очередь, В. А. Фаворского, А. А. Сидорова, В.Н. Ляхова (его методу художественного конструирования уделено особое внимание), в отношении целостности книги, в аспекте проблем книжного синтеза, а также труды Ю.М. Лотмана по семиотике.
Фундаментальные проблемы и прикладные задачи. Основные направления и пути в книжном дизайне
Современный книжный дизайн вбирает в себя не только формировавшиеся веками и десятилетиями такие понятия, как искусство набора, искусство иллюстрации, техническое и художественное редактирование, направленные на выработку эстетической формы выражения издательской концепции подачи информации. Книжный дизайн — творческая деятельность, комплексная коллективная при глубоком рассмотрении которой выявляются фундаментальные проблемы и прикладные задачи.
Фундаментальные проблемы 1. Универсальная форма передачи и хранения информации 2. Графика языкового кодирования информации (иероглифы, алфавит и т.д.) 3. Графика неязыкового кодирования информации (символы, знаки и т.д.) Прикладные задачи 1. Эстетические формы графики языкового и неязыкового кодирования информации (шрифт, пиктограммы и т. д.) 2. Предметная форма книги 3. Способы создания и тиражирования книги 4. Социализация книги
Книжный дизайн — это поиск нового, создание и сохранение традиций, что определяет два основных направления книжного дизайна: радикального и традиционного.
Радикальное направление определим как поиски решения фундаментальных проблем и прикладных задач принципиально по-новому. В свою очередь радикальное направление определим как два пути — кодотворческий и формотворческий.
Кодотворческий путь — создание кодов передачи и хранения информации, а также систем графического выражения языкового и неязыкового кодирования информации. (Рис. 6—10)
Формотворческий путь — это разработка новых предметных форм книги, способов воспроизведения и хранения информации.
Радикальное направление — основа для формирования традиций. Так алфавит, кодекс и печать как примеры синтеза результатов, полученных при развитии кодотворческого и формотворческого путей, легли в основу традиций дизайна печатной книги.
Традиционное направление также определим как два пути — конструктивный и декоративный.
Конструктивный путь определяет книгу как единый организм, в котором все композиционные системы — текст, формат, шрифт, изобразительный ряд составляют произведение творческого синтеза. Продуктом этого синтеза является книга — носитель информации, художественное произведение и функциональный предмет одновременно. Конструктивность предполагает четко обозначенную связь источник— потребитель, функциональную нагрузку каждого графического элемента в рубрикации или интонировании текста.
Декоративный путь — это собственно декоративное оформление уже существующих конструкций, использование известных элементов и приемов, или увлечение визуальными эффектами.
Соотношение фундаментальных проблем, прикладных задач и классификация основных направлений и путей в книжном дизайне позволяют установить между ними определенные связи. В результате отхода от общераспространенной формы историко-временного рассмотрения книги как предмета материальной культуры определим новое отношение к книжному дизайну, основанное на выявлении фундаментальных проблем, прикладных задач и классификации основных направлений. Что в свою очередь позволяет рассматривать книжный дизайн как непрекращающуюся творческую деятельность человека в области передачи и хранения информации, утверждения определенных духовных и эстетических тенденций, а также как элемента социальных и экономических отношений.
Кодотворческий путь
«Согласно наиболее распространенному определению, письменность представляет собой средство передачи звуков речи с помощью условных знаков. Если это так, — а мы можем пока что принять это за истину, — то в таком случае наша письменность оказывается весьма несовершенным инструментом человеческого взаимопонимания», — считал Конрад Фридрих Бауэр. [55, С. 281] Один из виднейших представителей общего и славянского историко-сравнительного языкознания, родоначальник казанской, позже петербургской лингвистических школ И.А. Бодуэн де Куртенэ приветствовал все, что служило бы сближению человечества во имя мира, особенно идею международного языка. [103, С. 229] «Прекрасное далеко» всеобщего взаимопонимания влечет неутомимых энтузиастов, подвигая их на создание систем кодирования информации доступных для понимания людей разных национальностей. Среди средств коммуникации книга занимает особое место, так как она является связующим звеном между передатчиком и приемником информации и в пространстве, и во времени. С давних пор в книге использовались различные коммуникативные коды для передачи информации из поколения в поколение.
Универсальное графическое воплощение информации, независимой от языка, давно является предметом творчества. Для электронных машин люди придумали язык и приняли единые графические символы. В разных странах успешно пользуются достижениями технической мысли в области кодирования, передачи, чтения и хранения разного рода информации. Это, в частности, помогает быстрому продвижению товаров на рынке. К примеру, книги, газеты, журналы издаются при использовании самых разных систем письма, будь то буквы или иероглифы, но атрибуты идентификации и учета одинаковы. Вообще, появление каких-либо графических воплощений машинного языка всегда находит отклик в графическом дизайне, порождая моду, тем самым, подчеркивая прикладное применение графического дизайна. Фундаментальный вопрос о внеязыковом кодировании информации, визуальном восприятии знаков кодирования и понимания их людьми остается в полноте нерешенным. Возможно, это вопрос времени.
Система международной информатизации, интеграции, стандартизации и учета — это своеобразная область идеологии общества потребления. Производитель и продавец должны знать, где их продукция востребована с наибольшей выгодой для себя. Потребитель, в свою очередь, должен иметь возможность легко получить информацию о товаре и его производителе. В последнее время одним из условий книжной торговли стало вынесение ISBN (номер издания по международному стандарту) в виде штрих-кода на обложку или переплет. В отличие от известных российских идентификационных систем УДК и ББК, определяющих содержание и форму издания, международная кодировка ISBN определяет книгу как продукт производства. Штрих-код существует для универсальной идентификации продукта.
Подобно тому, как рисунок линий ладони человека несет в себе информацию о нем, что очень хорошо используется в хиромантии, криминалистике, а в последнее время для электронной идентификации личности линии штрих-кода дают представление о продукте и его производителе.
Иногда вместо подписи человека используется отпечаток его пальца, индивидуальный штрих-код, подделку которого легко можно определить.
Сам рисунок штрих-кода — сочетание линий различной толщины, букв и цифр, расположенных в определенном порядке, действуют на человека каким-то завораживающим образом. Почему авторитет продукта, имеющего штрих-код, выше в глазах потребителя? Ведь даже некоторые производители обманывают, помещая просто набор символов, не являющихся на самом деле штрих-кодом, а покупатели «клюют» на приманку.
Сканер, считывая информацию, определяет принадлежность товара. А что же происходит с человеком, взгляд которого «застревает» в частоколе штрих-кода? Наверное, есть какие-то визуальные ритмические особенности рисунка, действующие на человеческое сознание. Что в этом чередовании линий и знаков алфавита внушает такое доверие? Возможно, уважение к любому проявлению типографики учета — печати, схеме, графику. А может быть, в рисунке штрих-кода очень сильно сконцентрирована не только смысловая, но и визуальная информация.
Ведь что мы видим? Внешний контур — это статичный прямоугольник небольшого размера, внутри же сжатая пружина, динамичная благодаря разнотолщинным линиям. А буквы и цифры? Эти загадочные аббревиатуры и некие астрономические числа?
Наверное, этот контраст между внешней и внутренней формами, таинственность содержания и дают ощущение мощного устройства, концентрирующего информацию.
Это невольно сосредотачивает внимание. Динамичное внутри статичного. Контраст форм. Интересное наблюдение — подобное графическое сочетание уже использовалось раньше, чем стали применять штрих-код. И причем это было связано с ритмом в книге. В работе художника и педагога, автора книг и статей о книжном дизайне профессора Е.Б. Адамова «Ритмическая структура книги» приведены графики, состоящие из чередования разнотолщинных линий, букв и цифр. (Рис. 4) Так была закодирована информация о ритмике иллюстраций и текста в книге.
Основные эстетические тенденции формирования дизайн-концепций
Децентрализация книжного дела в России в конце 80-х годов XX в. способствовала бурному процессу появления и исчезновения в результате конкурентной борьбы множества издательств. Сложившаяся в 80—90 гг. XX в. социально-экономическая ситуация дала толчок к появлению все более мелких специализированных групп читателей, образующих своеобразные маркетинговые ниши, на которые ориентируются вновь созданные издательства, особенно малые. Это ведет к постоянному росту количества названий и одновременно к снижению среднего тиража одного названия в отличие от громадных тиражей, характерных для централизованного книгоиздания. Возрастают требования к маркетинговым службам издательства для поиска новых каналов сбыта. Наряду с традиционными формами распространения книг через оптовое и розничное звено книжной торговли активно развивается посылочная торговля по индивидуальным заказам, особенно через Internet [54, С. 231].
По данным энциклопедического издания «Книга», выпущенного в 1999 году, в зависимости от специализации по выпуску тех или иных видов литературы, формы собственности, масштабов деятельности издательства могут классифицироваться: по масштабу деятельности — крупные (как правило, выпускающие более 100 названий в год), средние и малые (выпускающие от нескольких названий до нескольких десятков названий в год); по репертуару и целевому значению выпускаемых изданий — универсальные и специализированные (учебные, научные, энциклопедические, литературно-художественные); по читательскому назначению — выпускающие продукцию для взрослых и для детей; по форме собственности — частные, кооперативные, акционерные, государственные; по целям предпринимательской деятельности — коммерческие (основная цель — получение прибыли) и некоммерческие, удовлетворяющие какие-либо частные, коллективные или общественные интересы на бесприбыльной основе; по географическому признаку — местные, национальные, транснациональные; по материальной конструкции изданий — выпускающие книги в переплётах и специализирующиеся на выпуске перепечаток (репринтов) этих произведений в обложках; по знаковой природе информации выпускаемых изданий — издательства, специализирующиеся на выпуске текстовых, нотных, картографических и изоизданий, изданий для слепых и плоховидящих, комбинированных и различных видов электронных изданий (например, CD) и пр. [54, С. 223].
Любое издательство ставит перед собой эстетическую задачу. В эпоху развивающихся визуальных коммуникаций, эстетический фактор становится одним из основных. Конечно, главное в литературе, содержание, но наличие на рынке книг одинаковых по содержанию, но различных по дизайну, позволяет потребителю выбрать понравившуюся ему книгу. Общие тенденции в эстетике визуальных коммуникаций, несомненно, влияют на вкусовые пристрастия потребителя. Электронные и печатные издания, рекламные, публицистические, популярные, меняют свой облик очень быстро соответственно моде. Частота замены визуального ряда, использование контрастных цветовых, ритмических и сюжетных построений создает агрессивную среду, внутри которой находится потребитель.
Издательство, чья продукция рассчитана на потребление в течение долгого времени, может построить эстетическую формулу так, чтобы у потребителя возникали стабильные эмоциональные ощущения. Другими словами, несмотря на агрессивность визуальной среды, человек находит отдушину в относительно постоянных эстетических ценностях. Например, традиционное построение книги, гармония формата издания, шрифта, иллюстраций и других элементов книги. Продукция, ориентированная на немедленный спрос, может нести в себе заряд общепринятой в данной сфере эстетики, или, наоборот, заряд полностью противоположный. Например, в общей агрессивной среде, выделиться по принципу контраста спокойными пластическими и цветовыми построениями. На общем фоне жестких ритмов, мягкое обращение может оказаться более эффективным.
Принимая за основу определение понятия концепции как способа понимания, основной точки зрения, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, руководящую идею для их систематического освещения, а также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной и других видах деятельности, в результате анализа деятельности ряда российских издательств, можно вывести следующее: — есть издательства не имеющие дизайн-концепции; — есть издательства имеющие дизайн-концепции. Анализируя деятельность и продукцию издательств, имеющих дизайн-концепции, можно выявить сознательно или бессознательно формирующиеся эстетические тенденции в их формировании. Существует три основных тенденции формирования дизайн-концепций. 1. Социокультурная. Сознательно сформулированные эстетические принципы, удовлетворяющие эстетические вкусы определенных социальных групп и слоев общества. 2. Авторская. Сознательно сформулированные эстетические принципы. Реализация личной или коллективной творческой инициативы службы дизайна издательства. 3. Авторитарная. Сознательно сформулированные эстетические принципы или бессознательно выраженные эстетические пристрастия, удовлетворяющие эстетический вкус руководителя издательства.
Редактор—дизайнер. Творческий союз
В работе над издательскими проектами редактор и дизайнер должны представлять собой творческий дуэт, целью которого является создание функциональной, эргономичной и эстетичной книги. Этот дуэт, в свою очередь, входит в состав «концертной бригады» издательства с единой программой, то есть дизайн-концепцией. Работа в издательстве подразумевает, прежде всего, работу в команде профессионалов. Не важно, по какому принципу набрана команда. Будь это группа единомышленников или коллектив хороших специалистов. Важно, чтобы вся работа велась творчески.
Моделируя работу издательского звена редактор — дизайнер в работе со студентами в ходе вышеупомянутого эксперимента можно оценить способность разных студентов понимать специфику работы в творческом коллективе с разделением обязанностей.
Далее приведены два примера итоговой письменной работы. Первый пример демонстрирует понимание задания и его грамотное выполнение. Второй пример демонстрирует вредную традицию в издательском деле — отсутствие представления о работе дизайнера, неумение образно мыслить и грамотно формулировать задание. Примеры намеренно не редактированы, чтобы обратить внимание на общий недостаток как отрицательного, так и положительного примеров — плохое владение профессиональным языком. Необходимо отметить, что в конкретном случае, количество отведенных часов не позволяли объединить творческую и техническую стороны дисциплины. Выбор был сделан в пользу первой.
Поскольку, тайны и мир непознанного, к которому, несомненно, относятся и сновидения пользуются неизменным интересом, как у простых читателей, так и у многих специалистов в разных областях знания будет целесообразно издать двухтомную научно-популярную монографию с приложением в виде сонника.
Первый том будет посвящен концепции сновидений шведского философа-мистика XVIII века Эммануэля Сведенборга, чей «Дневник снов» не переиздавался, несмотря на возрастающий интерес к этому труду, а второй — австрийскому ученому, основателю психоанализу, Зигмунду Фрейду, автору настоящего бестселлера «О толковании сновидений».
Целевое назначение — познакомить читателей с двумя концепциями сновидений двух разных философов, живших в разные века и по-разному смотревших на данную проблему. Приоткрыть завесу тайны сновидений и дать читателям разносторонние представления об этой теме.
Читательский адрес — в основном подготовленные читатели, интересующиеся этой тематикой, специалисты смежных областей знания, а так же все интересующиеся. Характер — научно-популярная монография.
В издании будут приведены тексты самих работ, а также предисловия к каждому тому и приложение сонник. К написанию предисловия для каждого тома издания лучше привлечь двух специалистов по философии и психологии, имеющих ученую степень. Подбор материала для сонника осуществляется редактором-составителем. Желательно привлечение рецензента.
Тираж издания: 3000 экземпляров. Потом, возможна допечатка. Печатается в России. Формат стандартный: 84x108 1/32.
Объем каждого тома зависит от объема самого произведения (15—20 авторских листов). Оформление. Двухтомник должен с одной стороны восприниматься как одно целое, а с другой — необходимо подчеркнуть индивидуальность каждого автора и каждой авторской концепции раскрытия сновидений. При этом не должно быть явного столкновения двух философских взглядов. Задача — акцентировать внимание на теме, а не на различии авторских концепций. Должен быть разработан какой-то единый элемент в оформлении (переплет, эмблема, оформление заголовков и т.д.), что будет объединять тома. Поскольку, авторские концепции являются классическими и хрестоматийными, это должно быть отражено в оформлении.
В каждом томе предполагается наличие иллюстраций, отражающих содержание или ассоциации, вызываемые темой. Следует обратить внимание на то, что они должны формировать читательское восприятие текста, эмоциональное отношение к прочитанному, но не навязывать однозначного понимания концепции.
Во втором томе есть условно-предметные иллюстрации — схемы, составленные Фрейдом. Необходимо, что бы они сочетались с другими элементами оформления, размещаемыми в издании.
Для раскрытия смысла локальных глав уместно помещение форматных заставок (например, пиктограмм). Элементы ориентирования (содержание, колонцифры) должны быть решены в едином стиле в обоих томах. Так же необходимо найти подходящий способ шрифтового выделения различных терминов и определений, встречающихся в текстах. Поскольку, издание планируется как подарочное, бумага должна быть высокого качества. Дорогие переплетные материалы. На верхней крышке переплета возможно помещение смысловой иллюстрации. На задней крышке должна быть эмблема издательства.
Важно представить двухтомник как единое целое, состоящее из уже хорошо известного и изученного (Фрейд) и нового и пока нераскрытого до конца (Сведенборг). Это издание — возможность научно обосновать непознанное.
Данное издание не потребует больших затрат на рекламу, поскольку, хорошей рекламой послужит имя Зигмунда Фрейда, чьи книги всегда быстро расходятся. Кроме того, выпуск «Дневника снов» Сведенборга сам по себе не останется незамеченным ни критикой, ни специалистами, поскольку это будет первое издание данного труда в постсоветской Росси. Поэтому, методы и направления распространения издания будут традиционные: через крупные книжные магазины. Информация в Интернете на сайте издательства, возможность заказа через Интернет.
Разработка рекламной политики, зависит от средств, выделяемых на нее. У этого издания средства на рекламу зависят от величины и известности издательства, которое возьмется за его выпуск или от спонсорских и внешних вложений. По стране, издание может распространяться через крупных оптовиков, работающих на периферии. Приложение-сонник. Оформление должно отличаться легкостью, но в стиле основных томов. Мягкая обложка. Формат, бумага, гарнитура как в основных томах. Информация в соннике систематизирована по алфавитному принципу. Шрифтовые выделения — буква алфавита, а также сами слова для толкования. Основной кегль — 12. Аннотация — 10. На титуле — название приложения и выходные данные. На обороте титульного листа — индексы УДК, ББК, авторский знак, информация о составителях, макет аннотированной каталожной карточки, ISBN, знак охраны авторского права. Издание будет продаваться комплектом (два тома и приложение), но возможна и продажа в разбивку. Автор изложенной в первом примере концепции четко и ясно формулирует редакторское задание в рамках своей компетенции, давая возможность дизайнеру искать художественно-пластические решения.