Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Понимание города и анализ его феноменологических аспектов: образа, репутации, бренда; имиджа 12
1.1. Образ города в контексте проектирования и феноменология города ... 12
1.2. Типологические аспекты и контексты имиджа реального города 28
1.2.1. Внешний и внутренний имидж города 29
1.2.2. Контекст мифологии места 30
1.2.3. Контекст товарных свойств 32
1.2.4. Контекст визуально-семантического каркаса 33
1.2.5. Коммуникационный контекст 34
1.3. Имидж, репутация, образ и бренд города 36
1.3.1. Первичный анализ разницы имиджа и образа города 37
1.3.2. Образ города как проектная структура и результат восприятия 41
1.3.3. Репутация города и ее специфические качества 47
1.3.4. Бренд города в свете дизайна и современных представлений 51
1.3.5. Имидж города в контексте формирования 56
1.4. Итоги и выводы по главе 68
ГЛАВА 2. Возможности дизайна по формированию имиджа города в условиях внесредовых подходов и городской среды 73
2.1. Понятие и аспекты реальных и виртуальных коммуникаций 73
2.1.1. Коммуникация и дизайн 74
2.1.2. Коммуникация и дизайн в контексте виртуальности и реальности 76
2.1.3. Связь дизайна, имиджа города, виртуальности и коммуникации 79
2.2. Медиа-пространство и интерфейс в формировании имиджа города... 83
2.2.1. Особенности дизайна имиджа города в медиа-пространстве 83
2.2.2. Интерфейс как способ формирования имиджа города 88
2.3. Средства дизайна и их возможности в формировании имиджа города 92
2.3.1. Выразительные средства дизайна 92
2.3.2. Методические средства дизайна 100
2.3.3. Инструментальные средства дизайна 101
2.3.4. Инструментальные средства дизайна и техника 105
2.3.5. Симулякр как класс средств дизайна имиджа города 106
2.4. Итоги и выводы по главе 113
ГЛАВА 3. Концептуальные основы дизайна имиджа города 117
3.1. Концепт и принципы дизайна имиджа города 117
3.1.1. Принцип симулякра и концепт «утка» 117
3.1.2. Принцип синхронии имиджа города 121
3.1.3. Принцип «увидеть — значит поверить» 127
3.2. Общие критерии формирования имиджа города 130
3.3. Измерения и особенности дизайна имиджа города 137
3.3.1. Некоторые признаки дизайна имиджа города 137
3.3.2. Имидж города в сенсорной структуре 138
3.3.3. Пространство и время в рамках имиджа города 139
3.4. Итоги и выводы по главе 145
Результаты и выводы исследования 148
Литература 153
Введение
- Образ города в контексте проектирования и феноменология города
- Бренд города в свете дизайна и современных представлений
- Коммуникация и дизайн в контексте виртуальности и реальности
- Принцип симулякра и концепт «утка»
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В научных трудах, посвященных дизайну городской среды, вопросам архитектуры^ урбанистики, чаще всего рассматривается образ города, его форма, метафоричность, но практически не рассматривается понятие имиджа города. В публицистике, периодических изданиях, интернете и повседневном общении ситуация противоположная. Очевидно, что «имидж города» выходит за грани традиционной работы с городом как со средой, но одновременно связан с пониманием образа города этимологическими корнями (от англ. image — образ). Спектр контекстов, в которых существует понятие «имидж города», включает коммерческую рекламу и брендинг территории, политику, экономику и другие сферы. Можно заключить, что в научных кругах, связанных с областью архитектуры и формами дизайна для1 города, «имидж города» не существует как устойчивое понятие. Обстоятельства указывают на необходимость введения понятия «имидж города» в научный оборот, охватывающий сферу дизайна, а также определяют актуальность изучения этого феномена. Заниматься проблемами имиджа города в рамках дизайна актуально также в силу свойственных дизайну синтетического характера деятельности и особого мышления его субъектов.
Если смотреть на проблематику шире, чем терминологическую и важную в контексте дизайна и науки в целом, то имидж сегодня является одним из тех критериев привлекательности территории, которые обуславливают успешность города в рыночном пространстве, областях духовной и социальной жизни, а также в культурной, политической и других сферах. Дизайн тесно связан с острыми проблемами территориальной репрезентации и коммуникации, в которые включен имидж города. Он является формирующей силой данных процессов, поэтому нуждается в профессиональной рефлексии. По ряду изложенных причин определение подходов дизайна в формировании имиджа города — это весьма актуальная задача, охватывающая междисциплинарное пространство. В формате специальности актуален ракурс рассмотрения, дизайна в контексте имиджа города через человеческое восприятие, определение характера связей и различий реального и виртуального.
Процессы, виртуализации.касаются очень многого в современном: мире: общения, передвижения, среды жизни, бизнес-процессов Иг коммуникации в целом. В силу расширения инфраструктурных возможностей1 компаний* электросвязи и развития технологий к 2013 году [124] интернет превратится преимущественно в» канал передачи видеосигнала, что должно обусловить способы, виды коммуницирования и разного рода репрезентации в будущем.
Виртуальная среда включает в себя интернет лишь как определенную часть. Она всесторонне влияет на современную- жизнь и на городские материи, охватывая область человеческого мышления. Помимо известных сегодня феноменов полностью виртуальных городов, существующих в компьютерных играх и прочих продуктах развлекательной «индустрии, нужно отметить, что реальные города стремительно покрываются виртуальной оболочкой. В эту оболочку включаются официальные городские веб- порталы, мультимедиа, массмедиа, интерфейсы- внутригородской среды, а также различные феномены, существующие на уровне сознания и подсознания (культура, мифология и пр.).
Дизайн виртуальной оболочки, в которую встроен и сам имидж города, безусловно, является актуальным в контексте развития современного мира. Проблемы взаимопроникновения виртуального и реального требуют анализа и нового понимания. Очевидно, что парадигма дизайна должна определенным образом трансформироваться с учетом новых коммуникативных реалий, чтобы удовлетворять настоящему времени.
Степень научной разработанности темы. С научной точки зрения дизайнерская деятельность в отношении имиджа города остается практически неизученной темой. Зачастую проблемы формирования имиджа территории исследуются в трудах ученых из сфер политики, экономики, маркетинга, связей с общественностью, журналистики и смежных с ними.
Как ранее отмечалось, в изысканиях теоретиков архитектуры и городской среды терминологически определяется аспект работы не с имиджем, а с образом или обликом города.
В силу разрозненности необходимой информации диссертационное исследование включает в себя положения работ авторов из научных сфер, прямо связанных с дизайном, а также прямо или косвенно обуславливающих работу с имиджем города.
Одной из главных опор в исследовании стал корпус научных материалов по дизайну и вопросам восприятия городской среды, а также по урбанистике, куда вошли труды авторов, в ряду которых: В. JI. Глазычев, А. Э. Гутнов, А. В. Иконников, Г. 3. Каганов, Е. В. Асс, И. А. Добрицына, А. Г. Раппапорт, Л. Ю. Салмин, Е. Э. Павловская, Ю. С. Янковская, Е. В. Конева, Л. С. Ахмедова, К. Линч, К. Норберг-Шульц, К. Дэй, Дж. Гибсон, К. Мандоки, Ф. Каррера (F. Carrera), К. Ратти (С. Ratti), А. Тернер (A. Turner), Р. Конрой-Далтон (R. Conroy Dalton), К. Дэвис (С. Davies). Также необходимо выделить значимость публицистических работ Дж. Джекобе и Р. Грац, Т. Скарпы и Ф. Томкинмуша по проблемам развития и восприятия города.
Непосредственной базой научного исследования явился тематический блок источников по теории дизайна, в который вошли труды таких авторов как: Н. В. Воронов, В. Л. Глазычев, С. О. Хан-Магометов, Е. А. Розенблюм, О. И. Генисаретский, А. Н. Лаврентьев, В. Ф. Сидоренко, С. М. Михайлов, Ю. В. Назаров, Е. В. Жердев, А. И. Новиков, О. Г. Яцюк, И. А. Розенсон, Т. Ю. Быстрова, Дж. Джонс, В. Папанек.
Вследствие прямого отношения вопросов имиджелогии к исследованию, были рассмотрены научные работы имиджеологов: А. Ю. Панасюка, Г. Г. Почепцова, А. П. Панкрухина, И. В. Алешиной. Особенно важными явились труды И. С. Важениной по части территориального имиджа.
Гуманитарная составляющая диссертации потребовала обращения к трудам известных культурологов, в ряду которых необходимо отметить научные изыскания отечественных ученых Д. G. Лихачева и А. М. Панченко. При/ рассмотрении, советской и постсоветской, мифологии» особую роль сыграли, работы В. Паперного и А. В. Ульяновского: Также необходимо отметить ряд фундаментальных работ по семиотике и культурологии У. Эко.
Выход за рамки средовой предметности и обращение к философским аспектам темы исследования; обусловил потребность в исследовании научных взглядов В. А. Никитина, Е. Н. Никитиной, Ю. М. Лотмана, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза. Важная часть диссертации, посвященная вопросам взаимодействия виртуального и реального, основана на изучении работ Т. А. Бондаренко, Д. В. Иванова, Н. А. Носова, В. В. Трофимова и других.
Также потребовалось определить ситуацию с дизайном и имиджем в соотнесении ее с коммуникациями в современности, поэтому были изучены труды, посвященные классическим и альтернативным медиа, таких авторов как: А. Подшибякин, М. Маклюэн, Э. Куэлман (Е. Qualman). Вместе с тем по работам А. Лебедева, Д. Раскина и А. Купера были изучены проблемы интерфейсов. Блок эмпирического материала, связанного с медийными интерфейсами города, исследовался на примерах ресурсов Google (Планета Земля, Карты/И др.), ДубльГИС, Earth TV, технологиях GPS, Wii, Kinect, 3D- mapping, 5Б-кинообслуживания и т. д.
Объемным блоком источников стала литература по отраслям маркетинга, неизменно связанных с проблематикой дизайна и имиджа. Были изучены труды по маркетингу мест (стран и городов): Ф. Котлера, С. Анхольта, Б. Бейкера (В. Baker), К. Наттавутишит (К. Nuttavuthisit), а также по рекламе и брендингу: А. Н. Лебедева-Любимова, Д. Огилви, Дж. Левинсона, Ж.-М. Дрю, М. Марк и К. Пирсон, Й. Кунде, Т. Гэда, Д. Ядина, А. Уиллер и т. д.
Работа с имиджем города потребовала изучения текущих проблем восприятия городов на социальном, культурном и ментальном уровнях.
Поэтому наряду с литературой и материалами авторефератов, диссертаций и научных конференций в работе был использован ряд периодических изданий; посвященных архитектуре и дизайну (Архитектурный вестник, Архитектон, Tatlin, Environment and Planning В: Planning and Design), социокультурным1, проблемам, бизнес- и маркетинговым! коммуникациям, (Российское экспертное обозрение, Секрет фирмы, Эксперт, Forbes, Fast Company).
Границы-исследования, учитывая его феноменологический характер,1 определяются взаимосвязью дизайна и имиджа города в разрезе теории и практики дизайна. В границы не попадают непосредственные вопросы градостроительства и архитектуры, строительства и инженерии, экономики и ряда других областей, но, безусловно, затрагиваются аспекты восприятия города во множестве его проявлений. Хронологические рамки исследования наиболее плотно охватывают конец XX—XXI века, но в частных случаях расширяются до границ древнейших времен с целью обозначения генезиса некоторых закономерностей, явлений и процессов.
Объектом исследования являются возможности дизайна коммуникационных структур городской среды в контексте реальных и виртуальных факторов формирования имиджа города.
Предметом исследования является проектный потенциал дизайна в освоении коммуникационных сред и процессов, обуславливающих имидж города.
Цель исследования заключается? в выявлении перспектив- развития дизайна относительно имиджа города в контексте реальных и виртуальных коммуникаций, а также в выработке концептуальных основ дизайнерской деятельности по формированию имиджа города.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Обосновать понятие имиджа города и обозначить его границы по отношению к образу, репутации и бренду города.
Провести теоретический анализ трудов российских и зарубежных авторов по теме образа и имиджа города, по вопросам восприятия города.
Раскрыть понятия реальности и виртуальной реальности. Описать в рамках этих понятий специфику, коммуникации в контексте темы диссертации.
Проанализировать и сопоставить средства дизайна в отношении имиджа города, учитывая специфику реальности и виртуальности.
Предложить принципы и'критерии дизайна в области формирования имиджа города. Обозначить ключевые особенности дизайна в этой области.
Основные методы исследования, примененные в работе: метод сравнительного анализа — для дифференцирования и качественной оценки исследуемых феноменов и их проявлений; метод систематизации и типологизации объектов и феноменов — для построения комплексной системы знаний и представлений; метод семантического анализа — для выявления структурных связей в исследуемых феноменах и областях знаний, а также для решения задач по представимости смысла; метод контент-анализа — для проведения некоторых качественных и количественных исследований по восприятию города; метод формализации и моделирования — для обобщения знаний и представления их в форме схем, диаграмм и прочих наглядных структур.
Научная новизна диссертационной работы заключается в рассмотрении и представлении феноменов виртуальной реальности» как объектов дизайн-проектирования и значимых факторов гуманитарного градообразования, то есть создания города в человеческом сознании. Ранее дизайн рассматривал психоэмоциональные особенности человека исключительно в рамках реальной городской среды, средовой ситуации.
Впервые имидж города представлен как особая область приложения усилий дизайна.
Одной из существенных черт диссертации является попытка переосмысления традиционной системы взглядов (парадигмы) дизайна, берущей начало во второй половине XX века и зачастую сохраняющейся сегодня. В связи с чем можно выделить ряд инновационных аспектов: понимание города в диссертации < не ограничено материальной' городской средой; дискурс дизайна имиджа города рассматривается в контексте средовых и внесредовых подходов и в связке их с виртуальной реальностью; в диссертации определяется перспективный комплекс средств дизайна для работы с имиджем города; предлагается новая модель описания континуума, в котором должен рассматриваться имидж города и средства дизайна; предлагаются основные проектные принципы дизайна имиджа города.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в области дизайн-образования и дизайн-практики, гуманитарной урбанистики и прочих смежных областях. Итоги могут быть использованы в качестве теоретической базы для развития учебных дисциплин, включающих проблематику имиджа города, а также являться основой для создания программ развития городов в контексте туристической, инвестиционной и иных сфер.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования доложены и обсуждены на шести научных конференциях (одной межвузовской, одной всероссийской и четырех международных): «Стратегические коммуникации: глобальный опыт и региональная практика» (Екатеринбург, 2009), «Четвертые Лойфмановские чтения: философское мировоззрение и картина мира» (Екатеринбург, 2009), «Переосмысление индустриального ландшафта. Исследование, сохранение и перспективы развития» (Екатеринбург, 2010), «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна» (Екатеринбург, 2010), «Проблемы средового дизайна полиэтнических регионов» (Оренбург, 2010), «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионально-педагогического образования студентов» (Курган, 2011). Вместе с тем, положения диссертационного исследования были представлены на трех научных семинарах и круглых столах по гуманитарной урбанистике и имиджу города, организованных в 2009—2010 годах на базе УрГУ им. А. М. Горького, УралГАХА, ЕАСИ и Екатеринбургского филиала ГЦСИ. Также автор имеет девять (в т. ч. две — тезисы) публикаций о результатах диссертационного исследования, две из которых — на страницах научных изданий, рекомендованных ВАК РФ. Методические разработки автора, непосредственно связанные с темой диссертации, активно используются в учебном процессе при подготовке студентов, обучающихся по направлению 070600 — Дизайн (специализация «Графический дизайн») на кафедре графического дизайна УралГАХА. На основе теоретического материала исследования автором разработана Учебная программа и Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Дизайн и рекламные технологии».
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации — 165 страниц. Работа содержит одну аналитическую таблицу и 16 авторских рисунков. Основной библиографический список включает 133 наименования.
Образ города в контексте проектирования и феноменология города
Объемным блоком источников стала литература по отраслям маркетинга, неизменно связанных с проблематикой дизайна и имиджа. Были изучены труды по маркетингу мест (стран и городов): Ф. Котлера, С. Анхольта, Б. Бейкера (В. Baker), К. Наттавутишит (К. Nuttavuthisit), а также по рекламе и брендингу: А. Н. Лебедева-Любимова, Д. Огилви, Дж. Левинсона, Ж.-М. Дрю, М. Марк и К. Пирсон, Й. Кунде, Т. Гэда, Д. Ядина, А. Уиллер и т. д.
Работа с имиджем города потребовала изучения текущих проблем восприятия городов на социальном, культурном и ментальном уровнях.
Поэтому наряду с литературой и материалами авторефератов, диссертаций и научных конференций в работе был использован ряд периодических изданий; посвященных архитектуре и дизайну (Архитектурный вестник, Архитектон, Tatlin, Environment and Planning В: Planning and Design), социокультурным1, проблемам, бизнес- и маркетинговым! коммуникациям, (Российское экспертное обозрение, Секрет фирмы, Эксперт, Forbes, Fast Company).
Границы-исследования, учитывая его феноменологический характер,1 определяются взаимосвязью дизайна и имиджа города в разрезе теории и практики дизайна. В границы не попадают непосредственные вопросы градостроительства и архитектуры, строительства и инженерии, экономики и ряда других областей, но, безусловно, затрагиваются аспекты восприятия города во множестве его проявлений. Хронологические рамки исследования наиболее плотно охватывают конец XX—XXI века, но в частных случаях расширяются до границ древнейших времен с целью обозначения генезиса некоторых закономерностей, явлений и процессов.
Объектом исследования являются возможности дизайна коммуникационных структур городской среды в контексте реальных и виртуальных факторов формирования имиджа города. Предметом исследования является проектный потенциал дизайна в освоении коммуникационных сред и процессов, обуславливающих имидж города. Цель исследования заключается? в выявлении перспектив- развития дизайна относительно имиджа города в контексте реальных и виртуальных коммуникаций, а также в выработке концептуальных основ дизайнерской деятельности по формированию имиджа города. Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Обосновать понятие имиджа города и обозначить его границы по отношению к образу, репутации и бренду города. 2. Провести теоретический анализ трудов российских и зарубежных авторов по теме образа и имиджа города, по вопросам восприятия города. 3. Раскрыть понятия реальности и виртуальной реальности. Описать в рамках этих понятий специфику, коммуникации в контексте темы диссертации. 4. Проанализировать и сопоставить средства дизайна в отношении имиджа города, учитывая специфику реальности и виртуальности. 5. Предложить принципы и критерии дизайна в области формирования имиджа города. Обозначить ключевые особенности дизайна в этой области. Основные методы исследования, примененные в работе: 1. метод сравнительного анализа — для дифференцирования и качественной оценки исследуемых феноменов и их проявлений; 2. метод систематизации и типологизации объектов и феноменов — для построения комплексной системы знаний и представлений; 3. метод семантического анализа — для выявления структурных связей в исследуемых феноменах и областях знаний, а также для решения задач по представимости смысла; 4. метод контент-анализа — для проведения некоторых качественных и количественных исследований по восприятию города; 5. метод формализации и моделирования — для обобщения знаний и представления их в форме схем, диаграмм и прочих наглядных структур. Научная новизна диссертационной работы заключается в рассмотрении и представлении феноменов виртуальной реальности» как объектов дизайн-проектирования и значимых факторов гуманитарного градообразования, то есть создания города в человеческом сознании. Ранее дизайн рассматривал психоэмоциональные особенности человека исключительно в рамках реальной городской среды, средовой ситуации. Впервые имидж города представлен как особая область приложения усилий дизайна. Одной из существенных черт диссертации является попытка переосмысления традиционной системы взглядов (парадигмы) дизайна, берущей начало во второй половине XX века и зачастую сохраняющейся сегодня. В связи с чем можно выделить ряд инновационных аспектов: 1. понимание города в диссертации не ограничено материальной городской средой; 2. дискурс дизайна имиджа города рассматривается в контексте средовых и внесредовых подходов и в связке их с виртуальной реальностью; 3. в диссертации определяется перспективный комплекс средств дизайна для работы с имиджем города; 4. предлагается новая модель описания континуума, в котором должен рассматриваться имидж города и средства дизайна; 5. предлагаются основные проектные принципы дизайна имиджа города. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в области дизайн-образования и дизайн-практики, гуманитарной урбанистики и прочих смежных областях. Итоги могут быть использованы в качестве теоретической базы для развития учебных дисциплин, включающих проблематику имиджа города, а также являться основой для создания программ развития городов в контексте туристической, инвестиционной и иных сфер.
Бренд города в свете дизайна и современных представлений
Существует словарная норма, которой-установлен некий,эталон того, что принято считать городом: «Крупный населенный пункт, жители которого заняты- главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры. Город обычно административный и культурный центр окружающего района. Основными критериями отнесения населенного пункта к категории города служат: численность его населения и функции, которые он выполняет (одну илш несколько — в различных сочетаниях): промышленного производства, организационно-хозяйственные, культурно- политические и административные, функции организации отдыха и лечения» (рис. 1.3). На наш взгляд, феномен города нужно рассматривать несколько шире, особенно при работе с территориальной уникальностью и имиджем. Городами, например, называются и те территориальные образования, в которых нет ни производства, ни прочих формальных условий, способных причислить их к словарной норме города. Например, Припять на Украине — «разрушенный- город, находящийся в зоне радиационного заражения на границе Украины и Белоруссии. Город, который ранее населяло около 50 тысяч жителей, пострадал при Чернобыльской аварии в 1986 году. Это место до сих пор необитаемо» . Известны многие сотни необитаемых городов — городов-призраков по всему миру. Вот некоторые популярные из них: Боди (США), Сан Жи (Тайвань), Вароша (Кипр), Ганкаджима (Япония), Централия (США), Яшима (Япония),
Крако (Италия), Сьюэлл (Чили), Агдам (Азербайджан). Их «мертвенность» не мешает, носить,им статус города в социальной и культурной среде. Нужно отметить, что их необитаемость также не мешает становиться объектами, дизайна, при формировании территориального имиджа:, а некоторым, (напр., Сьюэллу)— включаться в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с обозначением1 «город» (объект №1214 — Sewell Mining Town; год включения: 2006« — прим. П. А.). Исходя из анализа представленных аргументов, можно заключить, что «крупный населенный пункт, жители которого заняты...» не является определением города как такового. Ведь в перечисленных городах нет жителей, отсутствуют инфраструктура и производство. Очевидно, что город — это больше, чем систематизированный комплекс твердых материй (рис. 1.3).
В фокусе рассматриваемых нематериальных основ города показателен взгляд архитектора Кристофера Дэя, развивающего теорию «духа места», которой в прошлом занимался- К. Норберг-Шульц. К. Дэй связывает «дух места» с естественными предпосылками к формированию городской среды. Обсуждение смысла термина в ракурсе городов-призраков представляется возможным, если исходить из принципа «прошлой обитаемости» территорий или их «возможной населенности». К. Дэй говорит о том, что душа места рождается еще до того, как во вновь выстроенном архитектурном пространстве появляется обитатель: «Везде там, где строитель получает возможность быть художественно вовлеченным в собственную работу, у законченного сооружения есть «душа» еще до того, как оно занято людьми. Тогда и дух места возникает не вопреки зданию, а благодаря зданию» [36, с. 15]. Именно понимание духа места вне заселенности архитектурных пространств людьми делает изложенный взгляд ценным. К. Дэй продолжает: «окружение способно на большее. Наше окружение есть часть нашей биографии. Оно элемент потока событий и ситуаций, в которых мы становимся тем, чем мы. есть. Словами Черчилля, „мы формируем наше окружение, а оно формирует нас"» [36, с. 27]. Когда пустующая структура, называемая городом вовлекается в человеческое восприятие, жизнь внутри нее невольно- реконструируется! воображением! Если- нет оснований для реконструкции, то пустующая! структура наполняется; фантазийным представлением? о жизни в нет Невозможно; представить, что целые архитектурные комплексы и районы были построены, или существуют как бесцельные декорации; Особенность архет и п и че с ко го восприятия- обуславливает наличие неких существующих или. потенциальных обитателей, давая почву для мифодизайна.
Именно архетипы позволяют называть городом некоторые образования, зачастую даже не относящиеся к реальной среде. Множество разных городов существует вне карт и глобусов, в литературе, кино, искусстве. Они- .проектируются самыми разными представителями творческих профессий; Их популярность иногда сравнима с Нью-Йорком; и другими? известными городами; мира: Город Грехов (Sin City) Фрэнка Миллера (Frank Miller), Хилл-Вэлли (Hill Valley) из трилогии «Назад в будущее» (The Back to the Future), Готэм-сити (Gotham: City) из историй про Бэтмена, Смолвилль (Smallville) — город Супермена, Сайлент Хилл (Silent Hill) — все они придуманы авторами графических романов, комиксов, создателями игр и другими творцами альтернативных реальностей. Леббеус Вудс (Lebbeus Woods) — архитектор, профессор Венского института прикладных искусств, Гарварда, Колумбийского университета и Купер Юнион создал на бумаге город, фрагменты которого впоследствии были использованы в футуристическом фильме «Двенадцать обезьян» (Twelve Monkeys) [6, с. 79]. С введением в поле исследования контекстов культуры и искусства стал очевидным факт, что феномен города гораздо шире, чем обыденная реальность. Как минимум существует два аспекта существования города: реальный и виртуальный.
Каждый человек периодически «отправляется» в виртуальный город, пересматривая фильмы, комиксы или перечитывая книги, вглядываясь в проекты архитекторов, в картины художников, в иллюстрации дизайнеров- графиков. Семантически определение виртуального путешествия «в город» столь же верно, как и реального. Следовательно, город — это некая умозрительная структура, которую можно наполнять всевозможными объектами и формами жизни, процессами и- сценариями. При совмещении территории реального города с мифологической оболочкой работа над образом города выходит за рамки средовых подходов. "
В случае с городами-призраками, которые реально существуют в географическом и физическом пространстве, воображение возрождает или домысливает варианты жизни. А в случае с вымышленными городами, например, из фильмов или комиксов, обычно домысливается предметная среда в целом, т. к. город разыгрывается в основном частными ситуациями, где обычно происходят какие-либо действия. Однако всегда и во всех случаях есть константа — это имя, означивающее какую-либо территорию.
Резюмируя полученные совокупные данные можно заключить, что город — это архетипическая структура, вобравшая ключевые признаки традиционных городов, но не обязательно связывающаяся именно с человеческим обитанием. Эта структура проективна, ее можно наполнять всевозможными объектами и формами жизни, процессами и сценариями, развивая мифологию места (рис. 1.4).
Метафора города-муравейника часто встречается в обыденной речи. Некоторым свойственно называть мегаполисы большими муравейниками. Тождественность города муравейнику подтверждает тезис о необязательности присутствия человека в структуре города (муравьи — семейство общественных насекомых со сложной организацией общества). Существует множество сказочных городов с немыслимыми обитателями. Достаточно вспомнить известные произведения Дж. Р. Р. Толкина о Властелине колец или их экранизацию, насыщенные замысловатыми названиями городов фантазийных рас и эпох. Одним из примеров является подземный город-государство гномов в Мории (Moria) известный как Казад- дум или Дварроуделф. Он состоял из обширной сети туннелей, включал глубокие шахты и огромные залы, соединенные переходами — вымышленный город для вымышленных существ.
Коммуникация и дизайн в контексте виртуальности и реальности
На протяжении всей своей жизни города переживают множество различных событий и процессов, вокруг которых создается контекстное поле, наращивается определенная мифология. Понятие мифа в данном случае используется как, система культурных практик, а не как сказание о богах и героях, называемое мифом в античности. Мифология города существует-в динамическом коммуникационном пространстве, представляет собой устойчивые толкования фактов и обладает характером перманентности. Получается; что мифы существуют в изменяющемся контексте, но не меняют своей структуры. Сохранение структуры вне времени представляет ценность мифологии города применительно к его имиджевому аспекту. На ее основе можно дизайнерски осмыслять и проектировать актуальную образную ткань, следуя при этом сложившейся мифологической структуре. Подвергая анализу мифологию города Екатеринбурга можно увидеть, что на сегодняшний день разыгрывается несколько мифологических сюжетов: «Третья столица», «Подземелья и могилы», «Опорный край державы», «Европа — Азия» . Особое значение имеют два мифа- — это город на границе континентов, Европы и Азии, а также город, где был убит последний русский император-Николай II со своей семьей. Два этих мифа находят свое отображение в твердых материях, к которым можно отнести культовый ансамбль Храма-на-Крови (2000—2003) на месте расстрела царской семьи, а также проект УрФУ (Уральского федерального университета), ориентированный на. евразийское пространство. Наличие мифологии дает основание для развития разных сюжетов: от экономических до религиозных. Например, структурно миф евразийства представляет собой два встречающихся континента и третий элемент — границу. Структура не предполагает особый характер взаимодействия, лишь салю наличие некой связи между элементами. Поэтому в разные времена можно наращивать либо срезать образную ткань города, руководствуясь контекстом и используя проектный подход. Так, например, в контексте евразийской мифологии Екатеринбург стал местом проведения саммита ШОС (2009), одними из первых имен УрФУ были БЕГУ (Большой евразийский государственный университет) и БЕУК (Большой евразийский университетский комплекс). В. городских планах — проект по обустройству границы Европа-Азия- туристическими комплексами и т. д. Мифология цареубийства открыто и массово развернулась лишь на рубеже ХХ-ХХ1 веков, вместе с культовыми проектами» и строительством Храма-на-Крови. До того времени на-месте расстрела царской семьи (до 1977 г.) стоял особняк инженера Ипатьева, в подвале которого и.развернулась историческая драма. Структура мифологии перманентна, ткань мифологии изменяема. Материализация мифологических мотивов выводит на другой важный аспект имиджа, его товарные свойства.
Товар — это «продукт труда, изготовленный для обмена, продажи; вообще — то, что является предметом« торговли» [81]. Наиболее близким в нашем случае является второе определение с учетом того факта, что имидж нельзя только единожды или много раз обменивать как товар одного и того же качества, так как он нематериален, неисчерпаем и протяжен во времени. «Всякий товар обладает двумя свойствами:- потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость создается конкретным трудом, стоимость — абстрактным» (см. опр. «Товар» [102, с. 1329]). «Конкретным трудом», формирующим потребительную стоимость имиджа, условно можно назвать весь физически существующий материализованный фонд города (жителей, архитектуру, объекты средового дизайна, транспорт и т. д.), который участвует в процессе создания, трансляции и поддержания имиджа. Стоимость же можно определить нематериальными параметрами (существующий уровень запоминаемости, содержательность, статусность, образность и т. д.). В реальности же оценить две стороны стоимости имиджа города в полной мере невозможно, несмотря на существование брендинговых индексов городов. Имидж города в качестве товара всегда обладает несколькими конечными адресатами: государственные структуры/ всех уровней, которые осуществляют материальные вливания; жители других городов страны, которых можно в ряде случаев сделать потребителями, имиджа-товара своего города; зарубеж как источник инвестиций и поставщик туристической массы, а также ряд других адресатов в зависимости от специфики города. Специфика товарных особенностей города, сказывающихся на имидже, и специфика адресата влияют на выбор проектного инструментария для достижения необходимого эффекта. Для внешних адресатов особое значение имеет первое впечатление о городе, которое зачастую формируется за счет визуальной среды и присутствия в ней интересных объектов культуры, архитектуры, объектов инвестиционных интересов и т. д.
Принцип симулякра и концепт «утка»
В иррациональной природе имиджа кроется вопрос о том, как, где и кто из его создателей может принимать максимальное участие? В частности, где место дизайнерского сообщества в процессе создания имиджа города? Вопрос актуален еще и потому, что в современной коммуникационной среде, включающей социальные сети в интернете, сильны механизмы социального саморегулирования или вовсе самоформирования имиджевой ситуации. Эрик Куэлмен (Erik Qualman) приводит множественные примеры в пользу социальных сетей как альтернативе традиционным каналам формирования мнения. В частности он пишет про ситуацию на Западе: «Традиционные журналы и газеты борются за выживание в онлайне, потому что некоторые из наиболее компетентных людей, чтобы написать историю, становятся внештатными блоггерами, пишущими исключительно ради собственного удовольствия! Они не пишут в надежде на подписной доход; они публикуют свободное содержание (мнения, видео, факты и т. д.), потому что они хотят быть услышанными. Трудно традиционным журналистам и публикациям конкурировать со свободной и хорошей моделью блогов» [133, с. 32] (прим.: пер. с англ. — П. А.). Также нельзя не отметить и другой коммерческий пример, приведенный Э. Куэлменом: «С помощью социальных сетей компаниям легче найти отрицательные комментарии и посты.
Следовательно, у этих компаний есть больше времени, чтобы сосредоточиться на решении проблемы вместо того, чтобы тратить время на ее поиски» [133, с. 42].
Городское пространство в некоторых случаях сворачивается до околотельного человеческого кокона. Так однажды предложил его обозначить Л. Ю. Салмин [92, с. 105], дискутируя с автором данного текста. Околотельный кокон можно рассматривать как часть проксемического пространства, свойства которого изучались во второй половине XX века. Этот кокон представляет собой пространство вокруг человека, обусловленное персональными медиадевайсами (плеерами, мобильными телефонами, игровыми консолями и т. п.) и другими устройствами (включая автомобили), ограничивающими непосредственный контакт с реальной городской средой. Таким образом, город отчасти переходит из социального измерения в персональное. Ситуация персонализации среды выводит на первый план этап, на котором складывается органический имидж города. Имиджевый процесс обретает нелинейную цикличность.
В результате исследования выявлено, что феномен города неизбежно связан с пространственно-временной организацией и обладает архетипической структурой, вобравшей ключевые признаки традиционных городов. Структурные элементы, обуславливающие жизнь, — не обязательно человеческие существа, что добавляет к имиджевой основе дополнительный смысловой слой, формирующий добавочную стоимость (мифические создания, вымышленные супергерои, надуманные явления и т. д.). В традиционных городах с главенством некоего центра акцент сосредоточен на работе с пространством, в то время как в сетевых структурах акцент делается на работе со временем (по В. А. Никитину). Исследование показало, что помимо физической городской реальности существует метафизическая или виртуальная оболочка города, формируемая разными коммуникациями на основе вымысла или интерпретации фактов; и событий. Выявлено, что с развитием глобальных коммуникаций инструментарий для/ формирования имиджа города сосредотачивается в сфере дизайна, художественного творчества, журналистики, связей с общественностью и пользовательских сетевых ресурсов. Одним из результатов5 исследования стал вывод о том, что имидж традиционного города сегодня рассматривается в совокупности контекстов, включающей: контекст внешнего и внутреннего имиджа; мифологии места; товарных свойств; визуально-семантического каркаса; коммуникаций. Опираясь на полученные данные, можно выделить следующие анатомические элементы города: каркас, ткань, плазму (по А. Э. Гутнову); знаковую фактуру (по JI. Ю. Салмину); мегатекстуру (по Р. Вентури); медиатектуру (по JI. С. Ахмедовой). На базе исследования удалось создать сводную классификацию анатомических аспектов образа города, которая включает следующие элементы: skyline; пути, границы, районы, узлы, ориентиры (по К. Линчу); углы, ворота, перекрестки (по Л. Ю. Салмину); фрактальное измерение, пространственно-временную визуальную динамику и изовистовое пространство. Важным стал вывод о то, что приведенные принципы и аспекты анализа города и его образа не позволяют говорить напрямую об имидже города, т. к. являются описательными для среды и психологии человека в среде. В этом контексте дизайн выступает лишь как область средового проектирования. Анализ аспектов репутации, бренда, имиджа и образ города показал, что дизайн в контексте имиджа требует рассмотрения в формате протяженного процесса. В процессе исследования были также выявлены этапы формирования имиджа: предтеча (естественно сложившееся мнение), давление (формируемый имидж), знакомство (реалити-имидж), прогноз (идеализированный имидж), картинка (остаточный имидж). Они обуславливают профессиональное мышление дизайнера и, соответственно, определяют выбор инструментария для работы с имиджем города. В качестве результата-исследования необходимо закрепить два аспекта образа города: образ, закладываемый творцом в произведении, и образ как представление (в голове человека) — два разных феномена, которые требуют разных проектных подходов.