Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Основные этапы развития электронных периодических изданий (периодизация) 14
1.1. Эволюция печатных периодических изданий: формирование структурно-
композиционных признаков и основных формообразующих элементов 14
а) Краткая общая история бумажных периодических изданий 14
б) Характерные визуальные и структурные признаки современного периодического издания и история их формирования 16
1.2. Структурно-композиционные решения первого поколения планшетных изданий. От бумажных версий — к экранным 23
1.3. Влияние пользовательских предпочтений на формирование информационного поля 26
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Влияние информационной составляющей, технологии и структуры отображения информации на специфику дизайна электронных и планшетных версий периодических изданий 33
2.1. Специфика дизайна электронных версий периодических изданий 33
2.2. Формы и типы представления информации в электронных версиях периодических изданий 35
а) Веб-сайт и его PDA-версия 35
б) Smart Edition (адаптированная копия печатной версии издания) 35
в) Портативная версия в виде приложения для планшетных компьютеров 36
г) Новостная рассылка 37
д) Виджет 38
е) Одновременное использование нескольких типов подачи информации в электронных версиях периодических изданий 38
2.3. Планшетные издания как актуальный этап в развитии электронной периодики и их отличия от бумажных изданий 39
2.3.1. Свойства экрана и свойства бумаги 39
а) Физические свойства и свойства восприятия. Отражение и поглощение света. Тактильные свойства экрана и бумаги 39
б) Работа с изображениями на бумаге и на экране. Аналоговые и цифровые изображения 40
Графические стилеобразующие элементы 43
в) Работа с текстом на бумаге и на экране. Особенности экранной типографики 43
Колонки 44
Орнамент, декоративные элементы, разделители 46
Шрифт 47
Текстовые и заголовочные шрифты 47
Специальные шрифты для периодических изданий 48
Шрифты для экрана и электронных изданий 49
Экранная типографика для чтения в режиме онлайн 50
2.3.2. Планшетный компьютер и его свойства, влияющие на проектирование электронных версий периодических изданий 51
а) Планшетный компьютер как единая композиционная структура, «рамка» издания 51
б) Интерактивность как часть интерфейса планшетного компьютера. Приложение и его взаимодействие с пользователем 53
в) Интерактивность как режим онлайн и его влияние на планшетные версии периодических изданий 57
2.3.3. Экономическая составляющая проектирования периодических изданий для печати и планшетных компьютеров 58
а) Организация платного доступа 61
б) Способы подачи и размещения рекламы 63
2.4. Тенденции и перспективы развития и взаимодействия печатных и электронных версий периодических изданий 64
Выводы по главе 2 72
Глава 3 Средства дизайна информационного пространства электронных планшетных изданий 74
3.1. Особенности композиции электронного издания и экранное поле 74
а) Модель свитка и модель карточек 75
Scrolling Model — модель прокрутки 75
Card Model — карточная модель 76
б) Типы взаимодействия пользователя с приложением. Имитация бумажного издания и имитация веб-сайта 77
3.2. Комплекс дизайнерских требований в проектировании информационного пространства планшетных изданий 77
а) Простота и логичность интерфейса. Юзабилити 78
Пространственное мышление 81
б) Удобочитаемость 82
в) Соотношение нелинейности и линейности композиции 83
Линейные приложения 83
Нелинейные приложения 84
3.3. Типология планшетных версий периодических изданий 85
а) Типы бумажных и электронных изданий, создающих себе планшетные версии, и типы планшетных версий периодических изданий 85
1. Нелинейные приложения 85
1) модульная система и автоматическая генерация/компоновка материалов 86
2) Безграничное разнородное содержание 87
3) Обновляемость 88
4) Жесткий единый стиль 89
4а) Особенности жесткого стиля в «настоящих» периодических изданиях, т. е. изданиях с профессиональной редакцией 89
4b) Агрегаторы — «псевдо-периодика» 90
2. Линейные приложения 91
1) Приложения-книги, ориентированные на чтение 92
2) Приложения-«журналы», ориентированные на развлечение 95
б) Структурно-композиционные и визуально-образные особенности разных типов планшетных периодических изданий 96
1) Port — пример линейного приложения книжного типа 96
2) The Guardian — пример нелинейного приложения газетного типа 100
в) Критерии качества и способы оптимизации структурно-композиционных и визуально-образных решений 102
1) Критерии качества планшетной версии издания 102
2) Микротипографика: проблема типографики на малом экране и удобочитаемость текста 104
3) Узнаваемость издания 104
3.4. Айдентика электронных изданий (взаимодействие печатных и планшетных версий) 106
а) Единство стиля периодического издания. Элементы оформления издания и принципы их взаимодействия, иерархия, приоритеты 106
Эволюция информационной архитектуры периодических изданий в электронном виде 110
Эволюция обложки в контексте развития планшетов 111
б) Перенос элементов периодического издания в электронную среду 114
в) Невозможность применения одних и тех же проектных решений в разных типах изданий 118
г) Использование интернет-эстетики в оформлении традиционных печатных изданий 120
Выводы по главе 3 122
Общие выводы по работе 125
список литературы 128
Электронные ресурсы. Ресурсы Internet 133
- Характерные визуальные и структурные признаки современного периодического издания и история их формирования
- Одновременное использование нескольких типов подачи информации в электронных версиях периодических изданий
- Тенденции и перспективы развития и взаимодействия печатных и электронных версий периодических изданий
- Особенности жесткого стиля в «настоящих» периодических изданиях, т. е. изданиях с профессиональной редакцией
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Информационные потоки XXI века складываются не только из традиционных печатных носителей, разнообразных новостей культуры, но и из все более и более развивающихся электронных форм. Современные периодические издания уходят от печатного станка к экрану, от книжной полки к интерфейсу Newsstand, от энциклопедии к строке поиска, т.е. становятся все более и более мобильными и менее привязанными к национальным, локальным и бытовым реалиям. В наши дни периодические издания представлены не только в традиционном для них печатном виде, но и в различных цифровых формах. Нормальное для настоящего времени цифровое воплощение периодического издания — не «просто сайт» с указанием названия издания, тиража и способов распространения, а комплекс из полноценной сетевой версии, часто более подробной и разветвленной, чем само издание, планшетной версии издания и иногда других вариантов (smart edition, виджет и др.). Однако единого принципа формообразования электронных версий периодики не существует; кроме того, влияние печатных изданий на форму соответствующих цифровых, как и обратное влияние формы цифровых изданий на печатные, практически не исследовано. Эта тема освещается в разрозненных статьях (чаще всего — в статьях в интернете, а не в традиционных печатных изданиях, и, как правило, в статьях англоязычных); книги, хотя бы косвенно относящиеся к проблеме, в основном посвящены дизайну периодических изданий или веб-дизайну в целом; чаще это практические руководства, а не теоретические исследования. В теории графического дизайна обозначился пропуск, пробел в исследованиях, относящихся к проблемам создания цифровых, особенно планшетных, версий периодики и рассматривающих проблемы формообразования и взаимовлияния печатных и электронных версий. Таким образом, единая теория проектирования (в плане как структуры, так и визуального ряда) планшетных версий периодических изданий отсутствует, и работа, исследующая вышеперечисленные проблемы, является актуальной как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Взаимоотношения и взаимовлияние электронных (особенно планшетных) и печатных изданий не проработаны и часто сводятся либо к копированию приемов из бумажного издания в цифровое, либо к проектированию цифровой версии в отрыве от печатной.
В дизайне появляется новый объект исследования – информационное пространство. Под информационным пространством мы понимаем совокупность множества информационных потоков в культуре XXI века. Одним из развивающихся элементов этого
пространства становятся цифровые версии периодических изданий и соотвествующие им носители – планшеты и иные мобильные устройства.
История планшетных изданий (в массе) начинается с практически дословного, механического копирования печатного прототипа, или, с другой стороны, с создания отдельных приложений, перегруженных анимацией, видео и другими невозможными для печатного носителя технологиями. При этом способы взаимодействия пользователя с изданием в разных приложениях радикально отличались. в дальнейшем возникла форма планшетных изданий, наиболее близкая к веб-сайту, а в последнее время — к т.н. «сайту-книге», «сайту для длительного чтения» (long-read).
Для того, чтобы представить себе масштабы явления, приведем статистику данных, относящихся к этому средству современной коммуникации.
За двадцать с небольшим лет (с 1992 г.) существования интернета число активных пользователей возросло в сотни раз: со скромных 10 млн в 1993 году до трети населения земного шара в наши дни: количество активных пользователей интернета на июнь 2012 г. составило 2,4 млрд (использованы данные data.worldbank.org и royal. pingdom.com); таким образом, всемирная сеть стала не только и не столько местом работы технических специалистов и развлечения, сколько площадкой для размещения последних новостей, мнений, материалов, публикация и распространение которых в виде «традиционных» печатных изданий потребовали бы неоправданно больших затрат.
По данным аналитиков Digiday, в 2013 году 35% посетителей сайта Forbes использовали его просмотра мобильные устройства, большая часть которых планшетные компьютеры.
Количество читателей iPad-версии аналитического еженедельно издания Коммерсантъ Деньги выросла за последний квартал 2013 года на 30% и составляет около 13% всех читателей журнала.
Согласно отчетам Pew Research Center, за последний год количество пользователей планшетов увеличилось более чем в 2 раза, в конце 2013 года смартфонами владело 22% населения Земли, планшетными компьютерами — 6%, и их продажи продолжают расти.
Масштаб явления свидетельствует, что на этом классе устройств и в этом сегменте информационного пространства отрабатываются не тольтко перспективные редакционные, но и дизайнерские стратегии.
Несмотря на значительный практический опыт работ в данной области, в графи-5
ческом дизайне отсутствует попытки анализа теоретических проблем развития информационных и коммуникативных моделей с точки зрения проектиной культуры, художественно-выразительных средств, взаимодействия технологии и проектных идей.
До сих пор отсутствует ясное представление о роли дизайнера в разработке планшетных версий периодических изданий. в некоторых случаях роль дизайнера сводится исключительно к верстке той версии макета, которую удалось адаптировать к носителю; иногда дизайнер изобретает интерфейс и способы подачи информации в отрыве от реальных технологических решений. в этом исследовании рассмотрены вопросы роли дизайнера в процессе работы над планшетным периодическим изданием и необходимых условий подготовки грамотного дизайнера такой специальности.
Источники исследования и степень научной разработанности проблемы
Для того, чтобы выработать методику и основные направления исследования в сфере графического дизайна электронных версий периодических изданий, в условиях дефицита литературы, относящейся непосредственно к данной проблеме, в работе использованы три группы источников.
Во-первых, это работы, связанные с исследованием информационных процессов в культуре, изучением влияния новейших технологий на появление новых видов искусства в XIX–XX веке.
Это также общетеоретические труды, связанные с философией, культурологией, теорией искусства и общей историей и теорией дизайна — таких авторов, как В.А.Фаворский, С.М.Эйзенштейн, И.И.Иоффе, М.Маклюэн, У.Дж.Боумен, Ф.Меггс, С.Хеллер.
Вторая группа источников информации затрагивает более общие вопросы графического дизайна, дизайна периодических изданий, интерфейсов, графического стиля, пропорций, типографики и т.п., применимые при проектировании планшетных версий периодических изданий. Эта группа включает таких авторов, как В.Г.Кричевский, Ю.Я.Герчук, Э.Рудер, О.И.Рожнова, Р.Брингхерст, Е.Б.Адамов, Й.Мюллер-Брокман, М.Портер, В.В.Лазурский и другие.
Третья группа источников информации, посвященных собственно планшетным изданиям, их структуре, интерфейсам и т.п.,— исследования зарубежных специалистов, в основном в форме серий статей, опубликованных в их блогах в интернете. Это такие авторы, как О.Райхенштайн (Information architects, ), Я.Нильсен (Alertbox, ), Х.Винь (),
Дж.Лесли (Mag culture blog, ), а также такие издания, как A list apart (), Fast Company (). Особо стоит отметить исследование мультимедийных технологий в проектной культуре дизайна О.Г.Яцюк, анализ дизайна печатных изданий в интерактивной среде Д.А.Золотарева и изучение компьютерных средств визуальной информации в современной графической культуре М.В.Филиппова.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: периодические издания, разработанные для современных мобильных устройств, планшетные версии периодических изданий. Примерами объектов изучения (и в некотором роде источником информации) являются реальные примеры существующих и заслуживающих внимания периодических изданий, имеющих версии для планшетного компьютера. Например, в этом исследовании подробно рассмотрены и проанализированы такие планшетные издания (яркие представители своих типологических групп), как Port, The Guardian, Bloomsberg Business Week и другие.
Предмет исследования: специфика формообразования информационного пространства электронных и, в частности, планшетных версий периодических изданий в контексте графического дизайна, с учетом их назначения, структуры и технологии носителя информации.
Цель и содержание поставленных задач
Цель: исследование специфики современного графического дизайна в области проектирования электронных и, в частности, планшетных версий периодических изданий, изучение закономерностей их стилеобразования, анализ особенностей формообразования в контексте новых технологий и моделирования информационных структур.
Основные задачи исследования:
-
Периодизация и выделение этапов развития электронных и в частности планшетных изданий;
-
Анализ структуры и типологии планшетных периодических изданий;
-
Выявление места электронных планшетных изданий в системе современной информационной среды;
-
Анализ инструментов и средств дизайна информационного пространства электронных планшетных изданий.
5) Выявление и описание специфики жанра дизайна электронных периодических изданий;
Границы диссертационного исследования
Границами данного исследования являются:
Типологические границы — пересечение таких областей дизайна, как дизайн печатной продукции и в частности дизайн периодических изданий, веб-дизайн, дизайн пользовательских интерфейсов и юзабилити. Также исследование включает в себя исторический анализ развития электронных периодических изданий, анализ развития пользовательских интерфейсов и моделей платного доступа, анализ особенностей работы с текстом и изображениями в цифровой среде.
Хронологические границы исследования: основная часть исследуемого материала (планшетные версии периодических издагий) сосредоточена на небольшом периоде с 2010 по 2013 год. Однако описание и анализ электронных изданий захватывает также период с 1992–1993 гг. до наших дней, а исторический анализ развития печатных периодических изданий включает в себя период с сер. XVII в. до начала 1990-х гг. Географические границы исследования: исследование затрагивает в основном издания, редакции которых расположены в Европе (включая Россию) и Северной Америке.
Методы исследования:
Обширный материал для изучения обусловил специфику использованной методики исследования. в основу исследования положен комплексный подход, основывающийся на искусствоведческом, историко-культурном, системно-структурном, типологическом и проектном анализе.
Искусствоведческий и историко-культурный анализ были задействованы в процессе описания и анализа исторического формирования стиля и облика периодических изданий, перехода стиля издания из печатной формы в цифровую и обратно, общих вопросов композиции. Системно-структурный и типологический анализ использовались при анализе структуры и формировании типологий электронных и планшетных версий периодических изданий. Проектный анализ был использован для выявления факторов, влияющих на проектирование электронных и, в частности, планшетных периодических изданий, анализа проектной специфики разных типов электронных изданий, выведения формообразующих принципов проектирования электронных и планшетных периодических изданий.
Теоретическая значимость исследования:
Исследование задает вектор возможных последующих работ на тему теории проектирования электронных и, в частности, планшетных версий периодических изданий, а также на тему планшетных изданий вообще.
-
в исследовании освещаются проблемы существования разных типов информации в цифровой среде и переноса разнородного и сложноструктурного содержимого периодических изданий из печатной среды в электронную;
-
Проводится анализ планшетных изданий в свете особенностей композиции в замкнутом пространстве и вариантов линейного и нелинейного развития композиции;
-
Проводится анализ структуры разных типов печатных и электронных периодических изданий и выводятся закономерности влияния структуры периодического издания на форму его электронной версии;
3) Впервые на русском языке создается теория проектирования планшетных версий периодических изданий.
Положения, выносимые на защиту:
-
Современные планшетные издания сформировались в самостоятельное направление графического дизайна. Периодизация этапов развития электронных и в частности планшетных изданий. Выделены три основных этапа в развитии планшетных периодических изданий: период первоначального хаоса и игрового отношения к приложению; период восприятия планшетного издания как своего рода веб-сайта; период разработки планшетных изданий для удобного длительного чтения.
-
Систематизация, классификация, типологизация электронных и, в частности, планшетных периодических изданий зависит не только от информационных и функциональных, но и изайнерских, проектно-художественных факторов.
-
Для определения характера взаимодействия планшетных и печатных периодических изданий необходимо учитывать особенности их структурно-композиционной организации. С одной стороны, способы организации информации в таких изданиях отличаются от принятых в печатных изданиях; но, с другой стороны, более мелкие элементы структуры планшетных изданий повторяют структуру печатных.
-
Специфика дизайна электронных периодических изданий отражает характер современного информационного пространства.
-
Проектный инструментарий дизайна информационного пространства электронных планшетных изданийоснован на взаимодействии сохраняемых при переносе из печатной среды в электронную композиционных и стилистических элементов и особенностей динамической экранной подачи материала.
Прикладная ценность исследования состоит в создании системы ориентиров и алгоритмов для проектирования планшетных версий периодических изданий, композиционно и стилистически адекватных их содержанию и структуре, удобных для пользования, легко читаемых и в полной мере использующих возможности устройства-носителя. Результаты могут быть применены на практике при решении ряда проектных задач: проектировании электронных периодических изданий, планшетных периодических изданий, разработке пользовательских интерфейсов для планшетных компьютеров, работе с экранной типографикой, комплексном проектировании периодических изданий для различных носителей — как печатных, так и электронных.
Исследование представляет интерес для дизайнеров, связанных с проектированием периодических изданий, пользовательских интерфейсов, электронных изданий, разработкой информационных ресурсов. Оно может быть использовано в качестве пособия для обучающихся по специальностям «Графический дизайн», «Коммуникативный дизайн», «Дизайн периодических изданий».
Апробация работы
Материалы диссертации доложены и обсуждены на заседаниях кафедры Коммуникативного дизайна МГХПУ им. С.Г.Строганова, на научно-практических конференциях аспирантов, студентов и профессорско-преподавательского состава МГХПУ им. С.Г.Строганова, в публикациях. Положения, выведенные в диссертации, использованы в практической работе автора по дизайну планшетной версии журнала «Коммерсантъ. Стиль».
Структура и объем диссертации
Характерные визуальные и структурные признаки современного периодического издания и история их формирования
В этом пункте мы рассмотрим признаки, по которым пользователь отличает периодическое издание от непериодического, их появление в историческом контексте и эволюцию, приведшую к появлению их современной формы.
Периодическим изданием можно назвать многостраничное издание, листы которого сброшюрованы или сфальцованы и вложены один в другой, с заранее известной периодичностью выхода новых номеров и единой структурой и композиционными принципами организации материала, переходящими из номера в номер.
В качестве элементов, из которых формируется современное периодическое издание, можно назвать следующие:
1. Текст — как правило, это структурированный текст, разделенный как на материалы по разным темам (имеющим градацию по важности), так, в рамках больших материалов, и на разные типы материала на одну тему (например, комментарий эксперта, справка, цитата и т.п.).
2. Иллюстративный материал. Наиболее распространенным иллюстративным материалом в современных периодических изданиях являются фотографии. Однако применяются и рисованные иллюстрации, инфографика и в цифровых периодических изданиях — видеоматериалы.
3. Служебные элементы для организации и систематизации материала. Это, как правило, система колонтитулов и колонцифр, а также содержание, объединяющее эту систему и дающее возможность читателю ориентироваться в ней. Эти элементы являются основной составляющей макета-шаблона, на базе которого строится оформление каждого конкретного выпуска издания.
4. Обложка издания, одновременно являющаяся как образно-выразительным, так и информационно-служебным элементом издания.
5. Также признаком, по которому мы можем отличить периодическое издание от непериодического, служит его характерный внешний облик, складывающийся из типа носителя (например, типа бумаги и способа брошюровки), формата издания и количества полос. Так, еще не видя содержания и служебных элементов, мы определим крупноформатное издание из листов, сложенных пополам и не скрепленных между собой, напечатанное на рыхлой сероватой бумаге, как газету, а издание формата примерно 20х25 сантиметров, толщиной в 100–200 полос, на тонкой мелованной бумаге и в глянцевой бумажной обложке как журнал.
Ранние журналы по структуре текста практически не отличались от современных сборников коротких рассказов. В конце журнала мог находиться раздел с совсем короткими заметками о курьезных происшествиях и прочая менее серьезная информация.
Ранние газеты выполняли роль информационного листка, поэтому основную роль в них играли короткие заметки с указанием места и даты произошедшего. Также со временем в газетах как отдельный жанр стали появляться частные объявления и реклама.
Современные периодические издания могут содержать текстовые материалы повествовательные, аналитические, интервью, цитаты, хронику, объявления, рекламу и т.д. Большинство типов текста существуют и в газете, и в журнале, основная разница заключается в их соотношении между собой. «Если в газете актуальность информации играет большую роль, чем ее эстетичность, то журнал, напротив, овеществляет информацию. Показательно, что, несмотря на тематическое разнообразие, газетные статьи в меньшей степени разнятся в оформлении, нежели журнальные. Вся газетная информация в первую очередь характеризуется понятием «актуальность». Содержание газеты — это прежде всего описание только что свершившегося, в котором временная координата играет решающую роль. … Если газетная информация, собранная по временной категории, по большому счету является простыми перечислением событий, то журнальная наделяется оценочной категорией, то есть носит выборочный характер»2. Самые ранние газеты были чисто текстовыми. Однако журналы, даже самые ранние, сразу были иллюстрированными, хотя расположение иллюстраций и подача их в макете вначале полностью соответствовали книжным канонам: иллюстрации были полосными, на отдельных, вклеенных в издание листах. «Именно развлекательная, а не новостная функция была первичной для журнала, что в значительной мере определило характер его оформления. Прообразами первых развлекательных журналов были не книги, а богато иллюстрированные придворные календари, называвшиеся альманахами, и атласы с географическими и астрономическими картами. В следствии этого журнальная форма изначально складывалась не только из текстовой информации, но и из различного рода украшений и иллюстративных элементов. Возникновение периодики пришлось как раз на момент появлния техники гравирования на металле, которая давала большие репродукционные возможности по сравнению с традиционной для книги ксилографией… Востребованность иллюстративной формы повествования также объяснялась модой на коллекционирование, которое в 17 веке стало одним из основных средств познания. Таким образом, с самого начала журнальная иллюстрация была не только способом декорирования, но и новым носителем информации, альтернативным тексту»3.
2 Рожнова О. А. История журнального дизайна М.: Университетская книга, 2009. С. 5
3 Там же, с. 6 Массовое появление иллюстраций в периодических изданиях произошло в XIX веке, с появлением относительно дешёвых и несложных техник репродуцирования изображений (торцовая ксилография, литография, металлические клише). Однако воспроизведение иллюстраций все еще было сложнее воспроизведения текста; иллюстрация воспринималась как ценность, украшение материала, а также в какой-то мере использовалась в качестве инфографики, т.к. читатель XIX–начала XX века был гораздо менее мобильным, чем сегодня, и имел гораздо меньший визуальный опыт: он часто не мог воспроизвести в памяти образы других стран, архитектуры, редких животных, военной техники и т.п., если не видел их лично.
Сейчас иллюстрации воспроизвести так же легко, как текст, а найти их в большинстве случаев даже проще, чем написать текстовый материал. Поэтому иллюстрация воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и относятся к ней сейчас гораздо легче, чем 150–200 лет назад. В современных периодических изданиях иллюстрацию можно разделить на три основных типа: документальная иллюстрация (как правило, это фотосъемка, или в редких случаях, когда фотографирование невозможно — документальная рисованная иллюстрация), служащая визуальным подтверждением текста, т.к. текст сам по себе, не подкрепленный фото- и видеоматериалами, его подтверждающими, слишком часто оказывается предвзятым или ошибочным; инфографика, поясняющая текст и помогающая читателю сразу выделить наиболее существенную информацию, сравнить что-либо и т.п.; художественная иллюстрация, дополняющая текст и с помощью визуальных метафор открывающая в нем дополнительный смысловой пласт.
Одним из характерных визуальных признаков периодики являются конструктивно обоснованные служебные элементы, наличие которых направленно на систематизацию и структурирование информации в многостраничном издании. Формально все элементы, организующие информацию в издании, исторически изначально сформировались в книге в середине XV в., откуда впоследствии перешли в журнал и в еще более модифицированном виде — в газету.
Исторически для периодических изданий сложился определенный набор элементов, организующих информацию. Это колонтитул, анонс (в газете) или содержание (в журнале) и выходные сведения.
Колонэлементы впервые появились в печатной книге в 60-х годах XV в. и сформировались к концу века. Они служат для ориентации в структуре издания. Особенно необходимыми колонэлементы являются в сложноструктурированных изданиях, таких, как энциклопедические, справочные издания и периодические издания — газеты и журналы.
Одновременное использование нескольких типов подачи информации в электронных версиях периодических изданий
Виджеты — род информационных приложений, используемых на персональном компьютере. Виджеты для различных операционных систем, как правило, выполнены в основном с помощью Adobe Air, неразрывно связаны с интернетом и непрерывно обновляются; новость может быть отображена виджетом быстрее, чем она появится на регулярном сайте.
Графически виджеты представляют собой систему блоков, закрепленных на рабочем столе или специальном экране, загружающихся вместе с системой и обладающих пусть минимальным, но графическим интерфейсом. Виджет, как и новостная рассылка, по сути, также является группой новостей, самостоятельно сформированной пользователем (т. к. пользователь сам выбирает, какие виджеты он хотел бы подключить).
В качестве примера виджета как вида представления периодического издания можно привести приложение, предлагаемое Financial Times — отображение избранных курсов валюты или цен в режиме реального времени.
е) Одновременное использование нескольких типов подачи информации в электронных версиях периодических изданий
На примере веб-версии газеты The Times20 можно рассмотреть разнообразие видов подачи информации читателю-зрителю. Загрузив сайт газеты, пользователь видит структуру, которая может быть графически представлена, в зависимости от его желания, как новостная лента, как имитация первой страницы бумажного издания, как список новостей или как набор тематических блоков. Кроме того, на сайте используется отличная от общепринятой в интернете бесплатности система платных сервисов: просто зайдя на сайт, пользователь получает лишь общее представление о новостях, более подробно они становятся доступны за небольшую ежемесячную плату; это напоминает модель подписки на газету.
2.3. планшетные издания как актуальный этап в развитии электронной периодики и их отличия от бумажных изданий
Этот параграф посвящен различию свойств экрана и бумаги, влияющих как на проектирование, так и на восприятие бумажных и электронных изданий.
Мы можем выделить среди этих свойств физические свойства, особенности композиции, особенности работы с изображениями и особенности работы с текстом.
Одним из важнейших композиционных моментов в планшетном издании является определение краев, ощущение границ страницы. Это одно из качеств, наиболее естественных, исходя из опыта обращения читателя с бумажными изданиями: читатель ожидает от издания того, что край обозначает завершение информации или ее части, ограниченность материала в рамках носителя. Однако цифровой информации это качество отнюдь не свойственно. Цифровое чтение предполагает наличие неопределенного объема информации за краями «листа». Таким образом, электронная версия безгранична.
Электронная версия должна каким-либо образом конкурировать с бумажной и (неизбежно) отличаться от нее по своей сути. К этому располагают формат и материал, доступность и скорость получения данных.
Основное влияние на электронные версии в веб-среде оказывает сам пользователь — это выражается в интегрированности с социальными сетями и вовлеченности в процесс создания и формирования информации (web 2.0).
а) Физические свойства и свойства восприятия. Отражение и поглощение света. тактильные свойства экрана и бумаги
Прежде чем перейти к вопросам проектирования и его условий, стоит отметить некоторые физические свойства бумаги и экрана. Бумага материальна: каждая отдельная копия бумажного издания имеет единственный и неизменный физический носитель. Бумага конечна: определенная площадь и количество листов бумаги вмещают предсказуемое количество информации, оформленной определенным образом. Бумага является аналоговым носителем: она не делится на четкое количество более мелких единиц. Бумага имеет определенную условиями ее изготовления толщину, фактуру и цвет. Информация наносится на бумагу с помощью физического воздействия и, как правило, не может быть заменена другой. Бумага отражает падающий свет; благодаря различиям в отражении и поглощении света бумагой и типографской краской мы можем видеть нанесенную на бумагу информацию.
Экран электронного устройства, служащего для чтения и просмотра изданий, обладает принципиально другими свойствами. Изображение на экране меняется в зависимости от подаваемой на него информации, которая, в свою очередь, может быть в то же время и в том же виде показана на любом количестве подобных устройств. Размер показываемого изображения или другой информации не ограничен физическими размерами экрана. Экран дискретен, т. е. состоит из ограниченного количества ячеек-пикселей, которые служат минимальными единицами отображения и не могут быть разделены на части (в какой-то мере исключением является технология ClearType21). Информация подается на экран в электронном виде и может в любой момент быть заменена другой. Экран излучает свет, и видимое изображение создается за счет более и менее ярко светящихся участков.
Таким образом, восприятие текста и изображения на экране и на бумаге принципиально отличается, поэтому слепое копирование «бумажных» решений в экранной версии, скорее всего, будет далеко не самым удачным ходом.
б) Работа с изображениями на бумаге и на экране. аналоговые и цифровые изображения
Говоря об иллюстративном материале для интернет-изданий, прежде всего, стоит выделить его принципиальные отличия и отличия его подготовки от подготовки иллюстративного материала для традиционных печатных изданий.
Первая группа различий — техническая.
Во-первых, публикация иллюстративного материала в интернет-изданиях не требует цветокоррекции, так как (как мы уже сказали выше) результат его отображения непредсказуем по причине многообразия качеств, типов, настроек цвета и т. д. для мониторов пользователей. Во-вторых, поскольку экран является растровым устройством низкого разрешения, нет необходимости в графических файлах большого размера; наоборот, поскольку целью является максимально быстрая загрузка изображений, в интернет-изданиях часто используются графические файлы более низкого разрешения и ограниченного качества, чем в печатных. Благодаря этим двум факторам подготовка и размещение изображений в интернет-изданиях осуществляются значительно проще и быстрее, чем в традиционных печатных медиа.
Вторая группа различий — структурная.
Размещаемая в интернет-издании иллюстрация, как правило, имеет не только подпись, но и набор тегов (ключевых слов и групп слов, объединяющих и различающих изображения). Таким образом, при поиске по тегам становится возможным максимальный фотографический охват точек зрения на материал или объект.
При размещении изображения в интернет-издании для пользователя, как правило, становится доступной возможность скопировать изображение для личного пользования, переслать его или ссылку на него кому-либо. Еще одно характерное для интернета явление — галерея изображений, в которой одна знаковая иллюстрация служит ссылкой на продолжение материала или на другие изображения на ту же тему.
Тенденции и перспективы развития и взаимодействия печатных и электронных версий периодических изданий
Появившийся три года назад первый популярный планшетный компьютер был принципиально новым явлением как по форме (технологическая новинка), так и по содержанию (новый носитель информации). Еще до официального выхода iPad журналисты возлагали на него большие надежды, а некоторые редакции журналов заранее готовились к выпуску своих изданий на новой платформе.
Студия Pentagram буквально в день выхода устройства опубликовала прогноз его влияния на журнальный дизайн, состоящий из пяти пунктов, за авторством Люка Хэймена45:
«1. Разворот многолетнего тренда в противоположную сторону Всю мою жизнь форматы изданий становятся меньше и меньше. Сначала крупноформатные журналы типа Life или Esquire или исчезали, или переключались на общепринятый формат, чтобы сэкономить на бумаге и почтовых расходах. Потом редакционные материалы начали перемещаться в интернет и уменьшаться, втискиваясь в экраны компьютеров, а затем и мобильные устройства и 140-символьные твиты. iPad представляет собой первый случай обращения этой тенденции вспять. Вместо уменьшенного, с низким разрешением, содержимого мы можем получить больше, более яркое и четкое. У дизайнеров, привыкших к постоянному уменьшению, могут быть проблемы с тем, чтобы делать по-другому».46 В отличие от постоянно уменьшающихся форматов бумажных изданий, экраны электронных устройств действительно со временем как увеличиваются в размерах, так и улучшают разрешение. Если в конце 1990-х годов средний размер монитора колебался от 15 до 17 дюймов, а разрешение от 600х800 до 1024х768 пикселей, то сейчас разрешение 600х800 нормально для смартфона, 30-дюймовый монитор никого не удивляет, а степень детализации на экранах последнего поколения iPad сравнима с офсетной печатью.
Для сравнения можно привести характерную для печатных газет тенденцию ухода в таблоиды.
С середины 2000-х годов наметилась явная тенденция к смене форматов газетами в сторону уменьшения до формата таблоид, одними из основных обоснований которого называются экономическая целесообразность и удобство использования читателем.
Таблоид — это размер и формат печатного листа (обычно, 432х279 мм), который отличается от другого популярного формата полноформатной газеты размерами. Таблоид меньше, компактнее, его удобно листать, в отличие от полноформатной газеты — который приходится разворачивать.
Не так давно российское издание «Ведомости» также ушло от формата полноформатной к таблоидному.
В конце 2012 года два крупных австралийских издания (Sidney Morning Herald и мельбурнская The Age) сменили формат и вышли в формате «таблоид».
Одной из характеристик таблоидного формата является наличие на первых полосах крупных заголовков и больших ярких фотографий. Эти характеристики формата вызывают вопрос (озвученный Niemanlab47): отразится ли такой формат издания на его содержании? Не станут ли формальные требования к заголовкам и ярким, броским фотографиям движущей силой для нового подхода к формированию контента? Британский специалист Боб Франклин видит в переходе в таблоидный формат возможности для увеличения аудитории и привлечения больших объемов рекламы. По его мнению, такие переходы обязательно должны отражаться на содержании.
По данным NiemanLab, за последние 5 лет около 80 крупных ежедневных изданий по всему миру перешли в таблоидный формат.
Совместное исследование британских и шведских специалистов показывает, что содержание серьезных изданий неуклонно смещается в сторону «таблоидизации» не только в смысле размера страницы, но и в смысле самих материалов.
«2. Конец периодичности
Попрощайтесь с идеей ежемесячных журналов, еженедельных и ежедневных изданий. Печатным изданиям, уже находящимся под осадой интернета и 24-часового новостного цикла, придется адаптироваться к миру непрерывных обновлений. Это наиболее очевидно для новостных и деловых изданий, но касается и моды, развлечений и специализированных журналов».48
Этот прогноз в настоящее время не совсем оправдался, точнее, оправдался только для части планшетных изданий — новостных агрегаторов и планшетных версий газет. Большинство журналов по-прежнему имеют стабильную периодичность, и их ежемесячные или еженедельные выпуски в основном совпадают по содержанию с печатными номерами.
«3. Перезагрузка рекламы
Привычные шаблоны онлайн-рекламы — баннеры, всплывающие окна и так далее — не нравятся ни читателям, ни рекламодателям, ни тем более дизайнерам. iPad — новый носитель информации, который создаст широкий спектр возможностей. Когда люди начнут исследовать их, мы можем дождаться чего-нибудь вроде творческого ренессанса и следующего Джоржда Лoиса или Ли Клоу.49 Люди будут подписываться на электронные журналы ради того, чтобы увидеть их рекламу».50 За три года, прошедших с момента написания статьи, новая рекламная классика пока не появилась, однако можно с уверенностью утверждать, что реклама в электронных изданиях стала гораздо более адресной и гораздо менее назойливой. С точки зрения пользователя мы можем отметить, что уже сейчас встречаются удачные примеры подбора контекстной рекламы, которая не раздражает своим оформлением и периодически оказывается полезной.
«4. Новый способ рассказывать истории
Редакторы долгие годы твердили нам, что люди не будут в интернете читать длинные истории. Однако они читают романы в тысячу страниц на своих Киндлах.51 Что они захотят читать на iPad? Я предсказываю возвращение журналистики больших форм. В то же время визуальные истории станут богаче и глубже. Информационный дизайн станет более значителен, чем когда-либо. Вещи вроде Матрицы симпатий журнала New York, которую мы сделали в 2005 году с Адамом Моссом, популярны в печати, но действительно важными они станут на iPad. Некоторые будут подписываться на электронные издания ради них».52
По опыту прошедших трех лет можно сказать, что читать длинные статьи на планшетных компьютерах достаточно удобно, если они удачно оформлены. Однако нельзя сказать, что длинные очерки массово возвращаются в журналистику.
Инфографика переживает период подъема, но в основном на больших экранах стационарных компьютеров.
«5. Новая роль для печатных изданий
Если цифровые журналы с богатым, несокращенным, постоянно обновляющимся содержанием сосредоточатся на поставке той информации, которую вам надо знать прямо сейчас, то что останется для печати? Я думаю, тем публикациям, которые выдержат испытание временем, и достанется то, что может только печать. Лучшие публикации вы захотите сохранить, а не выбросить в мусорную корзину. Они будут нести ощущение мастерства и постоянства, их захочется подержать в руках. Если вы проводите большую часть свободного времени, держа в руках iPad, то вполне можете обрадоваться смене темпа».53 Это предсказание пока еще не осуществилось, но мы можем отметить ту тенденцию, что некоторые издания публикуют в печатной версии не все материалы, имеющиеся в их распоряжении, оставляя расширенную версию на своем сайте.
Спустя три года после выхода iPad можно уже анализировать произошедшее, делать некоторые обобщения и выводить дальнейшие перспективы, отличающиеся от радужных надежд первых месяцев.
Сейчас на рынке представлены десятки моделей планшетных компьютеров под управлением трех основных операционных систем (iOS, Android и Windows). Для них спроектированы тысячи приложений, из них сотни — электронные версии периодических изданий, как в виде самостоятельных приложений, так и в виде изданий внутри интерфейса Newsstand. В печатных изданиях, как и раньше, продолжается кризис, количество информации в интернете увеличивается день ото дня. Какие же перспективы ждут периодику и в том числе планшетную периодику?
Особенности жесткого стиля в «настоящих» периодических изданиях, т. е. изданиях с профессиональной редакцией
Газета в большой степени похожа структурно и визуально на веб-сайт; их функция изначально одна и та же — максимально быстрая передача актуальной информации потребителю. Такая задача подразумевает и определенный характер композиционного решения и концепции (большой формат для печати или длинная страница для сайта), основным видом информации является текстовая с минимумом декоративных элементов и количества уровней в иерархии, стандартная жесткая схема построения композиции материалов и единый стиль на протяжении большого количество публикаций. Это необходимо для максимально возможной скорости работы с макетом периодического издания на стадии верстки выпуска.
The New York Times и Die Zeit пошли скорее по пути стилистического переложения своего сайта в формат планшета, где сайт изначально в большей степени стилистически схож с газетой.
В отличие от них газета The Guardian, несмотря на узнаваемую характерную стилистику сайта, также схожую с газетой, пошла по пути создания максимально удобного в плане пользовательского интерфейса приложения с возможностью насыщения дополнительными материалами, в большей степени взаимодействующего с веб-сайтом.
Приложения, разработанные The Guardian, за очень короткий срок стали весьма успешными и популярными.
За первую неделю с момента выпуска было загружено 145 000 копий приложения для iPad. К концу января 2010 года произошло более 70 000 загрузок приложения для iPhone, несмотря на высокую (2,39 фунта или 3,99 доллара) цену. По словам директора подразделения мобильных устройств The Guardian Джонатана Мура, цена приложения формировалась относительно качественных игр, и удобный интерфейс, отсутствие рекламы, простой доступ к аудиоконтенту и возможность пользоваться приложением, не выходя в интернет, того стоят.
«Мы хотели очень быстро получить рейтинг минимум 4-5 звезд в отзывах пользователей App Store, и отзывов у нас уже больше тысячи. Мне кажется, что многие совершенно неправильно понимают, что такое App Store. Он не похож на другие коммерческие платформы для выпуска продукта: там ваша жизнь и смерть зависит от пользовательских отзывов и рекомендаций. Это почти не зависит от коммерческой модели — бесплатной, платной или за счет рекламы; если пользователям не понравилось и не пригодилось, они выскажутся, и тогда вам несдобровать».
Приложения для мобильных устройств (планшетных компьютеров и смартфонов) могут увеличить аудиторию газеты. «iPhone позволяет воспринимать информацию примерно так же, как компьютер. Мы выяснили, что приложение — прекрасный способ расширить нашу аудиторию. Мы достигли очень значительного результата: по нашим сведениям, около 50% пользователей наших приложений вряд ли когда-либо покупали The Guardian в виде газеты. Это важно, т.к. важен любой продукт, который увеличивает вашу аудиторию».68
4b) агрегаторы — «псевдо-периодика»
Многие пользователи привыкли к системе rss-подписок вместо регулярного чтения и просмотра десятков ресурсов подряд, так они не тратят на каждый сайт много времени. Желания таких пользователей и профессиональных редакций противоположны: пользователь не хочет быть привязанным к одному источнику, а стремится свободно перемещаться между источниками информации.
Таким образом, в случае RSS-ленты пользователь сам выступает в роли редактора определяя круг интересов «издания», которое он читает.
В некотором роде планшетные компьютеры и система приложений для них идут вразрез с развитием Всемирной сети. Уже давно существует web 2.0 — система формирования контента, при которой рядовой пользователь участвует в создании информации, ее изменении, каждый комментарий является частью единой системы; облачные вычисления, основанные на том, что больше нет необходимости иметь высокую вычислительную мощность и устанавливать программы — всё это (перевод мой — В.Б.) стало доступным с помощью объединенных усилий компьютеров через интернет. Одиночные приложения в первое время существования планшетных компьютеров стали попыткой редакций сделать наоборот. Было принято иметь свое собственное приложение (позднее основная масса приложений была стандартизирована на основе системы, разработанной компанией Adobe и размещена в интерфейсе Newsstand), представляющее собой адаптацию материалов, доступных в сети, для автономного режима. Логично предположить, что это было не совсем совместимо с философией широкого доступа.
«Я не думаю, что это то, чего хотят молодые пользователи. Они хотят приложений, позволяющих им участвовать в формировании содержания, а не только потреблять информацию. Клиенты старшего возраста могут быть более заинтересованы в том, чтобы просто читать и смотреть, но такая модель не слишком подходит молодым людям. Прорыва в журнальных приложениях добьется тот, кто выяснит, как вовлечь людей, дать им возможность внести свой вклад в формирование содержания, и построит сообщество».69
Одним из самых популярных приложений-агрегаторов является Flipboard, трансформирующий разнородное содержимое ленты подписок пользователя в социальных медиа в презентацию, похожую на журнал.
Flipboard предоставляет новую модель чтения, объединяющую интерфейс традиционного периодического издания и функционал социальных сетей. Однако принципиально он не привносит в пользовательскую практику ничего нового: это ровно та же информация, которую можно было прочитать с помощью обычной RSS-ленты или в социальных сетях, просто представленная в более приятном виде, в том числе огромное количество несортированных сиюминутных текстов.
С другой стороны, появившийся несколько позже агрегатор Zite находит материалы, которые пользователь мог и не найти сам. Zite организован по другому принципу: пользователь выбирает интересующие его темы и оценивает предложенные приложением материалы, формируя тем самым критерии для подбора того, что будет показано ему впоследствии.
2. линейные приложения
Приложения «линейного» типа можно разделить на две основные группы: «книжные» и «журнальные» приложения, т. е. приложения, ориентированные на чтение, и приложения, ориентированные на развлечение.
Сам по себе планшет достаточно близок к книге по формату, по тактильности, по истории его создания (появлению планшетных компьютеров предшествовали т. н. «ридеры» — электронные книги; а еще раньше из-за низкой скорости передачи информации из интернета на мобильные устройства — смартфоны и карманные персональные компьютеры — создавались специальные текстовые версии сайтов, предназначенные для чтения с таких устройств).
Мы можем предположить, что разделение визуальной информации — отделение иллюстративного и текстового материала друг от друга — должно способствовать удобству восприятия материала.
Человек не может физически одновременно делать два дела и одинаково распределять внимание, отсюда и логичность разнесения разных типов составляющих материала (фото, видео, текст), дабы снизить визуальную нагрузку и тем самым повысить эффективность восприятия в целом.
Таким образом, приложения-«книги» — это издания для раздельного чтения или просмотра изображений (с подписями).
Эту группу планшетных изданий, в свою очередь, мы также можем разделить на две подгруппы: «зины» (слово происходит от англоязычного сокращения e-zine, electronic magazine — электронный журнал) и субкомпактные издания («малолитражные издания», если переводить статью-первоисточник литературно — см. ниже).
«Зины», или электронные журналы, появились сравнительно давно как самиздат для чтения на персональных компьютерах, как правило, в формате PDF. Это издания для небольшой аудитории, с минимальным составом редакции и минимальными затратами на выпуск. Часто зины были «дизайнерскими» изданиями и по содержанию, и по форме. Одна из их основных особенностей — отсутствие во многих случаях собственной структуры, объединяющей более одного выпуска: они рассматриваются дизайнером как набор гармоничных разворотов, объединенных стилистически и, возможно, единой сеткой.
Понятие «субкомпактные издания», или «издания-малолитражки», ввел в ноябре 2012 года Крэйг Мод, авторитетный теоретик, дизайнер и издатель, обладатель наград в области технической журналистики. В своем блоге он опубликовал «Манифест издания-малолитражки».