Содержание к диссертации
Введение
1 Эстетическая организация визуальных информационных систем в открытом пространстве 12
1.1 Исторический обзор организации объектов средового дизайна информационной группы 12
1.2 Состояние вопроса, теоретические и практические разработки 18
1.3 Современные технологии при организации визуальных информационных систем 33
1.4 Анализ состояния визуальных информационных систем в Санкт-Петербурге 37
2 Информационные носители как объекты средового дизайна.открытого пространства 41
2.1 Особенности восприятия средовых объектов информационной группы в открытой городской среде 41
2.2 Психофизиологическое и психологическое воздействие цветового и светового решения визуальных информационных систем 56
2.3 Классификация отдельно стоящих информационных носителей в открытом городском пространстве 71
3 Визуальные информационные системы в структуре функциональных и пространственных зон открытой городской среды 78
3.1 Особенности предоставления сведений на визуальных информационных системах открытого городского пространства 78
3.2 Оценка значимости информации в открытом городском пространстве в зависимости от типа среды 84
3.3 Исследование пространственных, функциональных и художественно-эстетических характеристик открытой городской среды 88
4 Методика проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве 102
4.1 Определение целей и задач интеграции визуальных информационных систем в открытое пространство 102
4.2 Организация визуальных информационных систем в открытой городской среде 105
4.3 Этапы методики проектирования визуальных информационных систем 118
5 Примеры реализации результатов исследования 121
Заключение 132
Библиографический список 134
- Состояние вопроса, теоретические и практические разработки
- Психофизиологическое и психологическое воздействие цветового и светового решения визуальных информационных систем
- Оценка значимости информации в открытом городском пространстве в зависимости от типа среды
- Организация визуальных информационных систем в открытой городской среде
Введение к работе
Актуальность работы
В настоящее время все больше внимания уделяется проектированию предметно-пространственных объектов дизайна и улучшению их эстетических и функциональных свойств. Одним из элементов средового дизайна являются визуальные информационные системы, предоставляющие информацию и различные сведения потребителю. Количество информации в открытых и закрытых территориях оказывает существенное влияние на пространственно-временное восприятие человека. Визуальные информационные системы охватывают широкий спектр проблем: способствуют ориентации, оценке эстетико-художественных и эмоциональных особенностей окружающего пространства. Возникает необходимость улучшать эргономические, технологические, социологические и психологические характеристики проектирования объектов средового дизайна информационной группы.
С течением времени изменяются принципы формообразования и технологии реализации информационных носителей, но функции объектов остаются прежними: коммуникация, передача сведений потребителю, организация эмоциональной составляющей открытого пространства.
Анализ различных примеров организации визуальных информационных систем в Санкт-Петербурге выявил, что зачастую при формировании объекта не учитываются вопросы эстетики, эргономики и дизайна, что, в свою очередь, приводит к ухудшению облика и функциональных свойств информационных носителей. Это ухудшает восприятие информации и понижает доступность открытого пространства. Информационные носители создаются и располагаются на основании нормативных законов и актов, однако зачастую формирование визуальных информационных систем носит случайный, хаотичный характер по причине огромного количества рекламных носителей и бессистемной организации их формообразования и светомоделирования. Информационные системы, отвечающие современным требованиям дизайна, являются, как правило, результатом индивидуальных творческих и проектных поисков квалифицированных специалистов.
Выявлена необходимость научно обоснованного подхода к проектированию информационных носителей и совершенствованию методов проектирования средовых объектов дизайна информационной группы с более детальным анализом их воздействия на восприятие человека и выявлением особенностей их размещения в открытом пространстве. Это и подчеркивает актуальность данного исследования.
Теоретическая база исследования
Теоретическая основа исследования включила положеній работ следующих авторов:
- по основам теории дизайна - Г. Зайцева, М. Кухты, О. Нижибицкого, В. Рунге;
по эстетике и проблемам восприятия средовых объектов и открытого пространства - Р. Арнхейма, М Бархина, В. Глазьгаева, Р. Грегори, А. Иконникова, К Линча, В. Филина, 3. Яргиной;
по организации средовых объектов и открытого пространства - А. Ефимова, В. Нефедова, В. Устина, В. Шимко;
по проектированию и моделированию промышленных изделий - В. Бан-дорина, С. Васина, Ю. Грабовенко, Л. Морозовой, О. Нижибицкого, В. Редько,
A. Талащука;
по организации знаков и указателей - П. Артура, К. Бергера, Р. Пассини;
по эргономике в дизайне среды -Ю. Манусевнча, Г. Минервина,
B. Рунге;
по колористике - И. Иттена, Л. Мироновой;
по организации комфортного восприятия средовых объектов в вечернее время - В. Филина, Н. Щепеткова.
Однако необходимо отметить, что большая часть исследований, за исключением работ П. Артура, К. Бергера, Р. Пассини, В. Рунге и В. Устина, посвящена организации объектов средового дизайна и открытого пространства, но недостаточно полно рассматривает вопросы организации отдельно стоящих информационных стендов.
Цель її задачи исследования
Целью работы является совершенствование методики проектирования визуальных информационных систем с помощью средств технической эстетики и дизайна для улучшения эргономических и эстетических свойств информационных носителей.
Основными задачами исследования являются:
анализ и систематизация научных и практических достижений в области проектирования открытых городских пространств при помощи объектов средового дизайна информационной группы;
выявление принципов и специфики восприятия визуальной информации и отдельно стоящих информационных носителей в открытой городской среде;
разработка классификации информации по назначению для систематизации сведений, размещаемых на информационных носителях;
расчет допустимых габаритов информационного носителя и параметров его размещения в открытом пространстве;
разработка усовершенствованной методики проектирования визуальных информационных систем с учетом особенностей их восприятия и размещения в открытом пространстве;
разработка рекомендаций по внедрению предложенной методики в систему художественного проектирования объектов средового дизайна.
Объект исследования
Отдельно стоящие информационные носители как элементы средового дизайна.
Методы исследования
В работе был применен системный подход к анализу литературных и патентных источников, социальных, психофизиолопиеских данных, а также нормативных, проектных и методических материалов.
В работе использовались следующие методы исследования:
натурное обследование визуальных информационных систем нескольких европейских городов (Санкт-Петербурга, Лондона, Берлина, Дюссельдорфа, Иматри, Рованиеми) для анализа особенностей интеграции отдельно стоящих информационных носителей в открытом пространстве;
статистическая обработка данных, которая проводилась с использованием стандартной программы Excel (стандартное приложение MS Office);
проектно-поисковый метод организации визуальных информационных систем.
Научная новизна исследования:
Предложены классификация отдельно стоящих информационных носителей и классификация информации по назначению сведений, размещаемых на средовых объектах дизайна информационной группы в открытых пространствах города.
Выявлены особенности проектирования визуальных информационных систем в зависимости от эргономических и психологических факторов, а также от принципов формообразования и размещения.
Разработан алгоритм исследования открытого городского пространства с целью улучшения эргономических и эстетических свойств визуальных информационных систем.
Предложены дополнительные условия ограничения размещения информационных стендов в зависимости от интенсивности пешеходного потока на территории установки отдельно стоящего стенда, а также от доли площади уменьшения визуального восприятия объекта.
Практическая значимость работы
Существенным практическим аспектом данной работы является расширение имеющихся представлений о системе связей между объектами сре-дового дизайна информационной группы и их влиянием на восприятие и поведение человека, а также введение в научно-методологический оборот новых сведений для дальнейшего обобщения материалов по созданию визуальных информационных систем.
Предложенная в диссертации классификация информации по назначению позволяет разместить в открытых пространствах города отдельно-стоящие информационные носители согласно особенностям влияния на жизнедеятельность человека каждого класса информации.
Результаты исследований могут быть использованы в учебном процессе при подготовке дизайнеров, занимающихся проектированием объектов средового дизайна информационной группы.
4. Результаты исследований могут быть использованы при проектировании новых визуальных информационных систем, а также при оценке размещения уже установленных отдельно стоящих информационных стендов в открытых городских пространствах. Учет рекомендаций, приведенных в работе, позволит повысить функциональные свойства информационных носителей и сделать их более комфортными для восприятия человеком.
Апробация работы
Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Международной научно-практической конференции «Современные малые города: проблемы и перспективы развития» (Ивантеевка, 2010), на выставке Биеннале дизайна «Модулор - 2009» (Санкт-Петербург, 2009), на заседаниях кафедры технологии машиностроения и художественной обработки материалов СПГУТД (2007-2010).
Результаты исследований были внедрены в комплексной научно-проектной разработке «Концепции развития зоны малоэтажного строительства в Пушкинском районе Санкт-Петербурга» и «Эскиз застройки северной части (зона 1) территоріш района Измайловская перспектіша» проектной мастерской «ООО К-7» (Санкт-Петербург, 2008, 2009); в проекте «Интерактивный информационный стенд» фирмы «Города» (Санкт-Петербург, 2009).
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения с иллюстративным материалом. Основной материал работы изложен на 140 страницах; количество иллюстраций- 25, таблиц - 5. Список использованных источников насчитывает 115 наименований.
Достоверность результатов подтверждается актами внедрения, положительными оценками экспертов и специалистов, статистической обработкой данных.
Состояние вопроса, теоретические и практические разработки
Городская среда как феномен культуры представляет собой наслоение сообщений и сведений или область концентрации информации [26; 45; 66]. Поэтому в городской культуре мы находим не только разные тексты, но и разные информационные языки, разные коды, необходимые для их адекватного прочтения. Городская среда представляет собой динамику различных смысловых потоков. Темп жизни современного города постоянно увеличивается, что еще более усиливает влияние информации на человека. Появление скоростных средств передвижения подталкивает проектировщіпсов создавать более удобо-воспринимаемые, читабельные указатели и знаки [12].
Развитие архитектуры, технический прогресс, современные технологии привели к появлению нового образа зданий. Если еще в ХГХ в. предназначение здания было сразу понятно по его архитектуре, то в современном мире эта очевидность функций исчезает. Кроме того, в настоящее время здания вполне могут поменять функциональную принадлежность, что было нехарактерно для прошлых столетий — ранее постройка, не способная служить первоначальным целям, просто сносилась. Сейчас архитектурные строения с успехом реконструируют, подстраиваясь под новые задачи. Также возводятся огромные полп-функционаяьные архитектурные комплексы. Таким образом, архитектура перестала быть первостепенным средством идентификации [7; 49; 110; 112].
С исчезновением границ, развитием мирового туризма появилась необходимость создавать продукты средового дизайна, удовлетворяющие потребностям разных языковых групп, что достигается на данный момент употреблением цифр, символов, знаков, а также текстов на нескольких языках.
Совершенствование предметно-пространственной среды города неразрывно связано с повышением ее ігаформационно-змоционального потенциала. На сегодняшніш день необходимым и обязательным условием жизнедеятельности человека в современном городе является достаточное его обеспечение информацией, помогающей ориентироваться в пространстве и времени. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы взаимодействия человека, информации и городской среды — изучение закономерностей формирования и функционирования информационной инфраструктуры города, создание полноценной информационной среды города.
Средством коммуникации является знак, который может быть определен как материальный объект — объемный, плоский, светящігііся, движущийся, и как смысловая единица, выступающая в различных знаковых формах: знак-буква, знак-символ, знак-пиктограмма. Развернутая система знаков повсеместно используется в городском дизайне, на транспорте, в торговле, в заведениях общественного питания и т. д. [12; 115].
В период с конца 50-х годов XX в., отмеченного значительными переменами во всех областях жизни нашего общества, в том числе в искусстве, большое распространение получила художественная организация информационной среды города. Визуальная информация стала решать новые задачи в эстетическом формировании городской среды. Начиная с 80-х годов XX в. реклама стала характеризоваться чрезмерной концентрацией в центральных районах, гп пертрофированностью и повышенной яркостью. Наиболее сильно ее негативное влияние проявлялось в вечернее время.
В некоторых городах, например, в Китае, ведущее место в информационной среде сегодня, как и раньше, отводится пропаганде. Она занимает узловые точки городского пространства и застройки, часто определяя собой композиционные центры в ансамбле улиц и площадей. Подчиненную роль играет реклама, которая также не редко выходит в облике города на первый план. Агитационно-рекламные установки сегодня часто решают весьма важные задачи в художественной организации тротуарной зоны. Они нередко зрительно ограничивают необходимые участки пространства площади, способствуют ее зонированию или выявляют его направленность.
Вместе с тем следует указать на крайне незначительную роль информации в решении архитектурных задач. Во многих случаях имеет место механическое размещение надписей на зданиях, в основном, по карнизам. Надписи не связываются композиционно с архитектурой, не обогащают ее, а наоборот, чаще углубляют такие ее негативные стороны, как безликость и однообразие фасадов, их перегруженность.
Для оценки современного состояния вопроса были рассмотрены несколько примеров организации визуальных информационных систем в различных пространственных образованиях: в открытой среде, в интерьерах зданий и территориальных объектов смешанного типа (приложение В).
Олимпийские игры 1968 г. в Мехико-Сити начали процесс «выбивания» городов из матрицы рудиментарных знаков. При создании системы ориентирования стали использоваться пиктограммы, графика, цвета и шрифты, типичные для конкретного города. Это была временная система, но она оказала огромное влияние на дизайнеров городской среды и проектировщиков іінформационньїх указателей. Систему городского ориентирования стали объединять со всемито-родскими событиями, включая последующие Олимпийские игры и Международные ярмарки.
В XX в. стало ясно, что многие города стремятся превратиться в центры мирового туризма. Необходимость максимально облегчить туристам ориентирование в городской среде стала предусматриваться в бюджетах мнопгх городов, начиная с создания современных карт, постепенно распространяясь на знаки и графику. Позже в систему включили баннеры и различные детали уличного ландшафта, создав законченную городскую структуру [12; 110].
Разработанная система ориентирования Майами Бич, США — это завершенная, проработанная система ориентирования в городской среде, включающая дорожные, пешеходные парковочные указатели, систему баннеров и указателей, обозначающих границы территорий города [12]. Заказ на разработку проекта получила компания «Хплиер», возглавляемая Джоном Босио и Гленом Свонтеком, которая на первой же стадии проекта начала исследовательскую работу, изучая существующие знаки и указатели, пункты назначения, все основные маршруты, ведущие в город и из него, а также основные туристические места. В результате анализа была выстроена иерархия направлений, перекрестков и пунктов прибытия. В проекте представлены простые компоненты визуальной информационной системы, которым придана необыкновенная форма, присущая стилистической эстетике города и его образам. Гладкие, эллиптические формы придают современную элегантность всей системе знаков. Лицевая сторона знаков достаточно проста, но форма панелей и кронштейнов с обратной стороны знака приобретает округлые формы, что превращает достаточно простой с точки зрения дизайна знак в характерный элемент, легко интегри-рующші в сложное архитектурное и визуальное пространство улицы.
В этой системе предусмотрена разработка бренда, использование которого не ограничивается программой указателей и знаков. У начала дамбы Мак-Артур, соединяющей Майми Бич с континентом, установлен огромный указатель въезда в город «Майами Бич», который и является брендом города и производит неизгладимое впечатление на путешественников. Брендовый знак планируется использовать на картах, вэб-сайтах, коммушікащіях города и как маркетинговый инструмент в рекламе, продвижении товаров и т. д. Программа системы ориентирования для Лос-Анджелеса — самая крупная в США среди систем данного уровня. Исходя из созданной концепции, она строится на возрождении делового центра. В программе задействовано 350 кварталов, 50 улиц, более 300 перекрестков, 30 скоростных съездов, 8 станций метро и сотни автобусных остановок [37]. Для тринадцати районов, попавших в проект, были разработаны названия, цветовой код и специальные иконки (рисунок 1).
Психофизиологическое и психологическое воздействие цветового и светового решения визуальных информационных систем
Искусственная световая среда города — это образный мир, визуальное состояние городской среды в темное время суток, в котором воедино связаны открытое пространство, свет и цвет. Эта среда имеет неограниченные возможности динамики и пространственного развития, которые при использованіш различных светотехнических технологий позволяют создавать разнообразные визуальные эффекты [90; 114].
Поле зрения человека достаточно обширно, но в реальных условиях оно не бывает фиксированным и расширяется вследствие перевода взгляда с предмета на предмет, поворотов головы и тела. Зрительные ощущения, возникающие у человека в результате действия на глаза видимого излучения, позволяют судить о светлоте и цветности, размерах и форме предметов, излучающих и отражающих свет, их движешш и взаимном расположенші [104]. Эти ощущения. могут изменяться в зависимости от освещения и светоцветовои адаптащш глаза в одном и том же пространстве.
Основываясь на исследованиях Н. И. Щепеткова, можно выявить несколько аспектов восприятия объектов средового дизайна информационной группы в зависимости от освещения [103; 104].
Приспособление глаза к различным условиям освещения, к различным условиям яркости и цветности визуального поля называют зрительной адапта цпей. Зрительная адаптация — это процесс изменения состояния органа зрения в течение некоторого периода времени после перехода от одного уровня возбуждения к другому, например, при переводе взгляда с освещенного объекта на темное окружение [104].
Цветовая адаптация — процесс функционирования органа зрения под воздействием цветовых стимулов. Ощущение цвета объектов изменяется при варьировании спектрального состава излучения источников света, а также при переводе взгляда с одного цветного объекта на другой объект иного цвета.
Адаптация происходит непроизвольно, часто незаметно для человека. Учет особенностей зрительной адаптации и ее закономерностей способствует созданию качественной световой среды в открытом пространстве.
Различимость любого объекта восприятия зависит от следующих факторов: его яркости, углового размера расположения, контраста (яркостного или цветового) между объектом и фоном спектра освещения, от прозрачности воздуха и продолжительности наблюдения.
Для оценки и проектирования светового решения визуальных информационных систем в открытом пространстве целесообразно использовать систему критериев световой среды города, разработанную Щепетковым. В эту систему включены нормируемые количественные светотехнические. характеристики, показатели его качества и масштабные характеристики: светлота и светонасы-щенность пространства, доминирующая цветность освещения, масштаб свето-пространства, режимы освещения [35]. Этот диапазон показателей может служить основой для выбора светокомпозиционных параметров, с помощью которых обеспечиваются зрительный комфорт и определенная психологическая атмосфера, необходимая масштабность и художественная выразительность световой среды.
Светлота пространства — усредненная величина светлоты поля зрения в пределах открытого пространства. Светлота является общим показателем, соотносимым со зрительными впечатлениями и яркостньїші характеристиками объектов. Для оценки светонасыщенностп применяется такая рассчитываемая величина, как цилиндрическая или полуцилиндрическая освещенность. Также для анализа светового поля используются показатели его качества, отчасти регламентируемые действующими нормами, — слепящее действие осветительных приборов, неравномерность распределения света на поверхностях объектов, яркоетные контрасты между объектами и фоном пли между смежными поверхностями, тенеобра-зование.
Качественная характеристика — дошширующая цветность освещения — определяется в большинстве случаев спектральными характеристиками источников света, применяемых в установках общего функционального освещения. Цветность освещения представляет собой зрительно активный и эмоциональный фактор.
Следующий критерий — масштаб создаваемого светопространства — непосредственно связан с ішлюзорно-формообразующим действием света в городском-пространстве, параметры и качества которого воспринимаются зрением в пределах освещаемой зоны, не обязательно совпадающей с физическими габаритами пространства по одному, двум или трем его измерениям [90; 104]. Светом как правило выделяются функционально необходимые вечером или важные в образно-композиционном плане объекты и участки террпторіш. При этом масштабные характеристики пространства могут создаваться с учетом психофизиологических особенностей восприятия, в частности, дистанционного масштаба зрения, известного для условий дневного освещения и измененного с определенной модификацией параметров на условия вечерней световой среды (рисунок 8).
Дистанционный масштаб определяется угловыми размерами видимых (ночью — освещенных) объектов, в том числе людей, их лиц и фигур, и разрешающей способностью глаза в специфическом (нестабильном) режиме его адаптации (ночной, сумеречной, дневной).
Оценка значимости информации в открытом городском пространстве в зависимости от типа среды
К функциональным особенностям среды можно отнести: — определение зон притяжения, планировочных, функциональных и смысловых зон — пространства перед общественными зданиями, пересечения транспортных магистралей, площади, скверы и пр. [57; 58]; — назначение среды — общественная работа, общественное обслуживание, коммуникация, рекреационная деятельность, отдых, проживание, проведение фестивалей, рекламных компаний и пр.; — связь с окружающими открытыми пространствами через определенные зоны притяжения, — функция пространственных зон — распределительная, коммуникативная, рекреационная; — доступность территории различным группам потребителей — жители и гости города, дети, пожилые люди, маломобильные группы населения и пр. К историко-культурным особенностям среды следует отнести: —- историческую и культурную значимость пространства; — причастность исследуемой зоны к историческому событию или лицу; — сетевые связи — связь и влияние с культурно-историческими объектами архитектуры и города.
Состояние городского пространства. Пространство может находиться на стадии формирования; обживання или стабильной эксплуатации [101].
Новый или формирующийся объект — наиболее динамичная форма, в которой не завершено становление пространства, не определились многие формы архитектурных решений, но уже существует — в проекте или реально — часть материально-пространственных компонентов, фиксирующих направленность будущего развития. Чаще всего это закрепленные генеральным планом оси будущих магистралей, дорожные покрытия, отмечающие планировочное решение, отдельные «базовые» для архитектурного облика сооружения.
Большинство образующих обживаемый объект материальных систем — застройка, дороги — сложилось, но отсутствие некоторых компонентов среды не позволяет полноценно воспринимать художественную сторону фактически живущего пространства, снижает впечатление от архитектуры. Этот этап характерен для многих новых районов современного города, требующих дополнительной работы по благоустройству, озеленению, декоративно-художественному оформлению.
Стабильные интерьеры — разновидность городских пространств, в которых процесс формообразования завершен до последних деталей. Возникает устойчивый образ этих уголков города, своего рода эталон законченности облика городской среды. Жизнь города вносит свои коррективы в их благоустройство, информационное обеспечение, меняет отдельные элементы архитектурного декора, даже сами здания, но в таких количествах, когда общее художественное построение пространства и условия его восприятия принципиально не меняются, т. е. сохраняется привычный архитектурный образ.
Если изменения облика необратимо нарушают композиционную структуру, объект переходит в разряд реконструируемых пространств, близких по содержанию трансформаций новым, формирующимся. Но здесь опорные, существующие и сохраняемые элементы играют гораздо более важную архитектурную роль, чем в новых.
Необходимо добавить, что вопросами создания высокоинформативной городской среды целесообразно заниматься на нулевой стадіш формирования, когда городская территория еще находится в разработке, но не существует в реальности, и на стадіш создания проекта реконструкции терріггорші [22]. Это позволит создать среду более комфортную и поможет избежать «декоративного» подхода при интегрированіш информации в городские пространства.
К внешним средовым предпосылкам следует отнести: — социальные (назначение среды в плане социального взаимодействия населения и гостей города); — экономические (какую роль выполняют для города те или иные функциональные зоны пространства).
Существующий уровень информативности среды: — имеющаяся информация в исследуемой среде; — нарушения при размещенші или дисбаланс информации в городском интерьере, перенасыщенность среды определенными классами информации; — связь среды в иерархии территориальных структур:— предоставляет ли имеющаяся информация сведения о близлежащих объектах, исторических достопримечательностях, особенностях смежных территорий, навигацию в пространстве города; — информация, которая присутствует в среде, но не воспринимается; — какие зоны притяжения или элементы среды не охарактеризованы в информационном плане или выявлены, но недостаточно. Сценарий поведения человека в среде — структура поведенческого процесса в открытом пространстве [93].
К планируемым изменениям среды относятся предстоящие модификации территории в ближайшее время или в долгосрочном периоде. Например, смена функционального назначения территории, объемно-планировочные изменения, реновация или реконструкция городского интерьера и.т. д.
Итогом третьего этапа являются определение пространственных характеристик среды и систематизация их в табличной форме в соответствші с результатами проведенных исследований [41]. Также создаются схемы и карта коммуникативных связей, точек притяжения и полей концентрации процессов, происходящих на исследуемой территории (таблица 4, рисунок 15).
Организация визуальных информационных систем в открытой городской среде
Результаты исследования позволили сформулировать іфішципьі оптимизации методики проектирования визуальных информационных систем: — учет особенностей визуального восприятия объектов средового дизайна информационной группы; — адаптивность визуальной информационной системы для инвалидов и людей с ограниченными возможностями; — учет условий ограничения размещения отдельно стоящего информационного носителя в открытом пространстве; — световая и цветовая пространственно-пластическая проработка объектов дизайна информационной группы; — открытость предметно-пространственной системы к дальнейшим изменениям, к возможности адаптации для новых функций, к различным мероприятиям и акциям; — гармоничность и целостность образа визуальных информационных систем и открытого пространства.
Таким образом, усовершенствованная методика проектирования визуальных информационных систем включает следующие стадіш дизайн-проектирования: — предпроектный анализ территории размещения объекта, определение целей и задач совершенствования среды и приемы их решения с помощью средств дизайна. Обследование существующего состояния среды включает как профессиональный анализ фрагмента открытого городского пространства, так п мнение жителей относительно этого фрагмента. Сочетает в себе пространст венные, функциональные, эстетические параметры среды, анализ историко культурной ценности территории. На основе результатов анализа формулиру ются цели и задачи повышения ішформационно-коммуникативного уровня и эстетизации среды при помощи визуальных информационных систем; — эскизные предложения; — разработка рабочего проекта, реализация дизайн-проектирования предусматривает использование различных средств художественного конструирования, таких как колористика, искусственное освещение и различные композиционные приемы.
На стадии рабочей документации определяются конкретные средства и материалы для реализации проектного предложения. Перед введением всей системы предполагаемых информационных носителей в производство целесообразна апробация — экспериментальная установка и. диагностика оборудования для анализа восприятия и работы элементов визуальной информационной системы. Диагностика тестируемого элемента системы предполагает: идентификацию реального состояния визуальной коммуникационной системы; выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе; установление основных факторов, вызвавших изменения в состояніш объекта и учет их влияния; прогнозирование основных тенденций дальнейшего использования визуальной коммуникационной системы [48; 60].
Только после положительных результатов тестирования объектов системы и корректировки ее свойств по результатам дпагностіпаї можно переходить к этапу производства информационных носителей.
Необходимо отметить, что как на стадии проектирования информационных систем, так и на стадии их производства и эксплуатации необходимо уделять внимание экологическим аспектам формирования средовых объектов дизайна информационной группы и открытого пространства: — использование природных средств — организация пространства за счет использования озеленения, рациональной планировки, благоустройства и функционального зонирования; — технологические и эксплуатационные меры — использование современных технических средств и технологий при производстве, установке и утилизации информационных носителей и других элементов визуальной информационной системы, использование альтернативных источников энергии [38; 99]; — организация формы и композиции размещения элементов информационной системы гармонично связанных с окружающим пространством; — формирование у человека чувства единства с пространством, чувства естественности и уместности.
Применение усовершенствованной методики проектирования визуальных информационных систем позволит улучшить эргономические и эстетические свойства информационных носителей и, как следствие, качество открытого городского пространства.
Результаты исследования были включены в комплексную научно-исследовательскую разработку размещения информационных носителей на Московском проспекте Санкт-Петербурга, проводимую Управлением эстетики городской среды Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (2010г). В качестве объекта исследования был выбран фрагмент правительственной трассы — Московский проспект, ограниченный Сенной площадью и рекой Фонтанкой.
Были выполнены следующие этапы разработки: — анализ территории и существующего состояния визуальных информационных носителей; — постановка целей и задач изменения открытого пространства при помощи объектов средового дизайна информационной группы; — концепция визуальной информационной системы для данного фрагмента Московского проспекта. Анализ территории, проведенный по авторскому алгоритму, сформулированному в третьей главе, выявил следующие недостатки и конфликтные ситуации существующего открытого пространства (рисунок 23): — значительное преобладание рекламы коммерческого характера над другими классами информащш, при этом практически не представлена реклама объектов, расположенных на данной местности; — практически полное отсутствие информащш историко-культурного характера, описывающей особенности исследуемой территории; — ограниченное количество установок предоставляющих навигационную пнформащпо и организующих визуальную, а также семантическую связь с окружающими районами города; — в исследуемом фрагменте среды отсутствуют информационные установки и объекты средового дизайна, направленные на формирование комфортного визуального облика местности; — при размещении существующих отдельно стоящих информационных носителей во многом не учитываются вопросы эргономики и визуального восприятия — ограничено пешеходное движение по тротуару, некоторые информационные установки располагаются таким образом, что не возможно полностью «прочитать» предоставляемые на них сведения; — различные указатели остановок общественного транспорта и дорожные знаки практически не воспринимаются на окружающем фоне или теряют свою контрастность из-за чрезмерно близкого расположения рекламных конструкций; — в существующих визуальных информационных системах не выявлены эстетические особенности данного открытого пространства. На основе проведенного анализа фрагмента Московского проспекта были поставлены задачи разработки новой визуальной информационной системы: — создание структуры отдельно стоящих информационных носителей на основе принципа системной интеграции; — разработка индивидуального образа для информационных носителей по всей территории Московского проспекта; — внедрение навигационной, историко-культурной и стимулирующей информации в новую проектируемую систему.
Разработанная концепция новой визуальной системы для Московского проспекта предполагает создание индивидуального образа, единого стилистического решения основных информационных носителей для всей территории трассы: для карт района, историко-культурной информации, рекламных носителей, образа узнаваемого и запоминающегося. Общая стилистика призвана обеспечить необходимую ориентацию для посетителей в любой точке территории. Необходимо выявить основные достопримечательности исследуемого фрагмента городской среды: парковые зоны и озелененные территории, исторические здания и сооружения; постройки функционального назначения, медицинского обслуживания, учебные заведения, а также станции метропошітена и остановки наземного транспорта.