Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-аналитические основания разработки метода дизайна головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля потребителя 15
1.1. Проблемы формирования индивидуального стиля потребителя при дизайн-проектировании головных уборов 15
1.2. Исследование компонентов системы {Внешность} потребителя 28
1.3. Исследование составляющих системы {Головной убор} 58
1.4. Поиск методов проектирования головных уборов на индивида 58
Выводы по главе 1 64
Глава 2. Теоретическое, экспериментальное и информационное обеспечение проектирования головных уборов, обеспечивающее гармоничное функционирование систем {Внешность} и {Головной убор} 66
2.1. Теоретическое определение характеристик индивидуального стиля потребителя при проектировании головных уборов 67
2.2. Экспериментальное определение значимых характеристик, влияющих на проектирование головных уборов 71
2.3. Разработка классификации индивидуальных типажей системы {Внешность} во фронтальной проекции 79
2.4. Разработка классификации индивидуальных типажей системы {Внешность} в профильной проекции 87
2.5. Выявление акцентуированных профильных типажей «ПрофАкцент».. 95
2.6. Разработка классификации базовых форм головных уборов 102
Выводы по главе II 106
Глава 3. Разработка составляющих метода «А-ромб - Акцент» дизайн-проектирования головных уборов с учетом компонентов индивидуального стиля потребителя 109
3.1. Разработка системы пропорционирования индивидуальных особенностей головы и лица человека во фронтальной проекции 110
3.2. Определение вспомогательной системы точек пропорционирования формы головы и лица человека 117
3.3. Определение линий присада головных уборов на примере типажей «ПрофАкцент» 122
3.4. Зонирование пространства формообразования головных уборов 126
Выводы по главе III 132
Глава 4. Дизайн-проектирование форм головных уборов на основе метода «А-ромб - Акцент» 134
4.1. Разработка способа определения типажа человека «ФотоТипаж» 135
4.2. Композиционные решения гармоничного формообразования головных уборов для систем {Внешность}<н>{Головной убор} 138
4.3. Разработка матрицы формообразования головных уборов в пространстве геометрического подобия 143
4.4. Разработка вариантов форм головных уборов 148
Выводы по главе IV 150
Заключение 152
Библиографический список использованной литературы 156
Приложение 171
Акты производственной апробации 212
- Проблемы формирования индивидуального стиля потребителя при дизайн-проектировании головных уборов
- Экспериментальное определение значимых характеристик, влияющих на проектирование головных уборов
- Разработка системы пропорционирования индивидуальных особенностей головы и лица человека во фронтальной проекции
- Композиционные решения гармоничного формообразования головных уборов для систем {Внешность}<н>{Головной убор}
Введение к работе
Актуальность темы. Особенности географического положения и разнообразие климатических условий нашей страны определяют необходимость использования головного убора в течение всего года. На данном этапе развития проектирования головных уборов существуют разнообразные подходы и методы, решающие вопросы технических, технологических и эргономических показателей качества товара, но недостаточно исследованной остается область эстетики с учетом индивидуальности человека. Решение данной задачи повышает эстетические характеристики производимого товара и облегчает выбор головного убора при формировании индивидуального стиля человека.
Как показывает практика при проектировании головных уборов на потребителя с индивидуальными особенностями внешности, первостепенно-значимыми являются характеристики, которые решают вопросы эстетики и обеспечивают создание гармоничного образа индивида: форма лица, черты лица, стиль, костюм, мода. В связи с этим, важной задачей является решение вопросов гармонизации формы головного убора и внешности человека, возникающих при формировании его индивидуального стиля.
Несмотря на разнообразие существующих способов проектирования головных уборов, на сегодняшний день, сохраняется необходимость в совершенствовании методов научных исследований в области моды и поиске новых подходов к дизайну головных уборов, а так же в разработке эффективного метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом индивидуальных особенностей внешности человека, играющих важную роль при формировании индивидуального стиля человека. В ряде литературных источников (Рытвинская Л.Б, Петушкова Г.И., Лопасова Л. И др.) уделено внимание отдельным вопросам гармонизации, однако требуется комплексная разработка дизайн-проектирования форм головных уборов. Недостаточно внимания уделено изучению процесса формирования модного индивидуального образа человека, поэтому очень важно выявить и исследовать
составляющее его индивидуального стиля и разработать метод, обеспечивающий требуемое качество дизайнерского проекта.
Таким образом, разработка результативного метода дизайн-проектирования форм головных уборов на индивида с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля на базе теоретических и экспериментальных исследований является актуальной.
Данная работа посвящена разработке метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом индивидуальных особенностей внешности человека по основным формообразующим параметрам, от которых зависит тектоника формы.
Цель и задачи исследований. Целью работы является разработка метода дизайн-проектирования форм головных уборов, позволяющего решить задачу гармонизации его формы с индивидуальными особенностями внешности человека, направленного на формирование его индивидуального стиля.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд взаимосвязанных задач, основными из которых являются:
— провести теоретико-аналитическое обоснование разработки метода дизайн-
проектирования форм головных уборов с учетом закономерностей
формирования индивидуального стиля потребителя;
— разработать теоретическое, экспериментальное и информационное
обеспечение дизайн-проектирования форм головных уборов на индивида,
обеспечивающее гармоничное функционирование систем {Внешность},
{Головной убор}, формирующих индивидуальный стиль потребителя;
— разработать составляющие метода дизайн-проектирования форм головных
уборов с учетом компонентов индивидуального стиля потребителя;
— разработать ряд методов для проектирования форм головных уборов на
основе метода «А-ромб - Акцент».
Для этого:
— исследовать проблемы формирования индивидуального стиля потребителя
при дизайн-проектировании головных уборов;
изучить и проанализировать существующие классификации форм головных уборов и типологии головы и лица человека;
выявить наиболее значимые характеристики, влияющие на проектирование головных уборов при создании гармоничного образа индивида, а также разработать теоретическую модель «Потребитель<-»Головной убор»;
разработать классификации индивидуальных типажей системы {Внешность} во фронтальной и профильной проекции, и на их основе выявить акцентуированные типажи, составляющие базу данных информационного обеспечения метода «А-ромб - Акцент»;
- разработать классификацию базовых форм головных уборов как
составляющей информационного обеспечения метода «А-ромб - Акцент»;
разработать системы пропорционирования индивидуальных особенностей формы головы и лица человека во фронтальной проекции;
построить вспомогательную систему точек пропорционирования головы и лица человека, позволяющую более точно определить типаж индивида по его изображению или фотографии, а так же определить идеальные линии присада;
провести зонирование пространства формообразования головных уборов и на ее основе разработать матрицу в пространстве геометрического подобия, которая позволяет классифицировать модные формы головного убора и разработать модели определения зон формообразования головного убора с учетом индивидуальных особенностей внешности человека;
разработать вариативные ряды форм головных уборов по методу дизайн-проектирования «А-ромб - Акцент».
В качестве объекта исследования выбран процесс дизайн-проектирования головных уборов с учетом индивидуальных особенностей внешности на основе гармоничного функционирование систем {Головной убор} и {Внешность} индивида.
Предметом исследования является форма головного убора и составляющие внешности человека, обеспечивающие формирование его индивидуального стиля.
Методы исследования. Работа основана на целостном системном подходе к решению задач проектирования головных уборов индивидуального и малого производства.
В ходе выполнения исследования, проведенного в работе, были
использованы методы: системного анализа, классификации,
пропорционирования (гармонизации), метод экспертных оценок, статистические методы сбора и обработки информации, проектные методы построения головного убора.
Научная новизна диссертации состоит в:
разработке метода дизайн-проектирования форм головных уборов с учетом закономерностей формирования индивидуального стиля человека;
разработке теоретических моделей {Внешность}, {Черты лица} и {Головной убор}, являющихся основой базы данных метода дизайн-проектирования головных уборов на индивида;
выявлении статистически-значимых характеристик, влияющих на проектирование форм головных уборов при формировании индивидуального стиля человека;
разработке классификаций типажей человека с индивидуальными особенностями внешности и моделей их геометрического кодирования, и выявлении акцентуированных фронтальных «ФасАкцент» и профильных «ПрофАкцент» типажей, а также классификации базовых форм головных уборов для различных типажей;
разработке моделей пропорций формы головы и лица человека с их индивидуальными особенностями во фронтальной и профильной проекциях;
разработке способа идентификации типажа индивида по фотографии или изображению («ФотоТипаж»);
определении оптимальных линий присада головного убора для типажей «ПрофАкцент»;
- разработке матрицы формообразования головных уборов в пространстве
геометрического подобия.
Практическая значимость результатов работы заключается в создании предпосылок повышения конкурентоспособности продукции малых предприятий по производству головных уборов на индивидуального заказчика, что определяется:
разработкой классификаций типажей человека с индивидуальными особенностями лицевой части головы и их геометрического кодирования, и выявлением акцентуированных фронтальных («ФасАкцент») и профильных («ПрофАкцент») типажей, позволяющих определить варианты лиц (типажи) с наиболее ярко-выраженными особенностями, требующие индивидуального подхода к формообразованию головных уборов при формировании индивидуального стиля человека;
разработкой алгоритма применения нового метода «А-ромб - Акцент», определяющего весь процесс проектирования головных уборов на потребителя с индивидуальными особенностями лицевой части головы;
разработкой способа по определению типажа индивида «ФотоТипаж», позволяющего идентифицировать форму головы и черты лица человека по фотографии и определить его типаж, при непосредственном наложении изображения типажа на фотографию;
разработкой моделей формообразования головного убора для индивида, позволяющей определить оптимальную зону проектирования головных уборов для лиц с индивидуальными особенностями внешности;
метода проектирования головных уборов «А-ромб - Акцент», основанный на практической реализации дизайн-проектирования форм головных уборов в системе индивидуального стиля.
Результаты работы могут быть использованы для решения практических задач дизайн-проектирования головных уборов, при подготовке специалистов направлений «Дизайн костюма» и «Дизайн аксессуаров», а также при проведении исследований в области дизайн-проектирования головных уборов.
Апробация и внедрение работы. Основные положения и результаты работы докладывались и получили положительную оценку на заседаниях
кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ (2006-2010 гг.), научном форуме Международного Строгановского фестиваля молодых дизайнеров (г.Москва, 2009 г.), Международной научно-методической конференции, посвященной 175-летию подготовки специалистов в области колорирования текстиля «Достижения в области химической технологии и дизайна текстиля, синтеза и применения красителей» (г.Санкт-Петербург, СПГУТД, 2009 г.), Восьмом Международном симпозиуме по имиджелогии (г.Москва, 2010 г.), II Международной научно-практической конференции «Инновационные и наукоёмкие технологии в лёгкой промышленности», посвященной 80-летию университета (г.Москва, МГУДТ, 2010 г.), 62 научной конференции студентов и аспирантов «Молодые ученые - XXI веку», посвященной 80-летию университета (г.Москва, МГУДТ, 2010 г.). Полученные результаты работы внедрены в учебный процесс при подготовке специалистов по направлению 072500 Дизайн, профиль подготовки - «Дизайн костюма» на кафедре дизайн костюма в Московском государственном университета дизайна и технологии.
Работа прошла широкую апробацию: в рамках IV Фестиваля науки, организаторы Московский государственный университет (МГУ) (г.Москва, 2009 г.); на показе XXXII федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности, организаторы ООО «РЛП-ярмарка» (г.Москва, 2009 г.); в ТЦ «Мега Белая Дача» в рамках программы «Модное лето», организаторы ООО «Мобил Медиа ПиаР и Консалтинг» (г.Москва, 2009 г.); на показе Международной научно-методической конференции с элементами научной школы для молодежи «Достижения в области химической технологии и дизайна текстиля, синтеза и применения красителей», организаторы Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна (СПГУТД) (г.Санкт-Петербург, 2009 г.). Отмечена высокая потребительская ценность и эстетический уровень представленных коллекций женской одежды и аксессуаров. Модные образцы изделий, получили высокую положительную оценку.
Производственная проверка результатов работы выполнена на предприятиях ООО «Эллада» (г.Санкт-Петербург, 2009 г.) и ООО «Дамский шик» (г.Москва, 2009 г.), что подтверждено соответствующими актами.
Публикации. Основные результаты исследований опубликованы в 8 печатных работах: в пяти тезисах научных конференций и трех печатных работах, входящих в «Перечень ведущих рецензируемых журналов», утвержденный ВАК Российской Федерации.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Материалы работы изложены на 212 страницах, содержат 25 таблиц и 74 рисунков. Библиографический список включает 163 наименования. Приложения представлены на 41 страницах.
Проблемы формирования индивидуального стиля потребителя при дизайн-проектировании головных уборов
Для выявления проблем формирования индивидуального стиля потребителя, в первую очередь, необходимо изучить и проанализировать имеющиеся подходы к определению «индивидуального стиля» и «индивидуальности». Данные термины встречаются в работах ученых психологов, дизайнеров, искусствоведов, антропологов и пр. Например, академик Б.Г. Ананьев (психолог) уделял больше внимания диалектике индивидуального развития человека. Он считает, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности; что через индивидуальность раскрывается своеобразие личности, ее способности и предпочтительная сфера деятельности. Таким образом, по мнению Ананьева Б.Г., индивидуальность человека представляет собой сложную структуру, функционирование которой возможно лишь при взаимодействии различных свойств, являющихся компонентами этой структуры [2, 133].
В применение к костюму Петровой Е.А. (психолог, имиджолог) и Коробцевой Н.А. (конструктор) установлено, что индивидуальность состоит из трех основных компонентов: личность, внешность, костюм. Для определения термина индивидуальности, был выбран импрессивный подход, разработанный Коробцевой Н.А. [52], в связи с тем, что в работе предполагается его дальнейшее развитие для решения задач проектирования головного убора (ГУ) с учетом составляющих внешности потребителя [59, 60, 127]. Таким образом, исходя из вышесказанного, под индивидуальностью будем понимать совокупность особенностей внешности и личности человека (характера, его психического склада и пр.), влияющих на проектирование костюма (рис. 1.1).
Модель «Индивидуальность Наблюдатель» отображает суть индивидуальности, состоящей из взаимосвязи трех компонентов, влияющих друг на друга, каждый из которых представлен в виде системы.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия «индивидуальный стиль», необходимо дать определение понятия «стиль».
В литературе и искусстве словом «стиль», обозначается устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных примов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. Стилем также называется система признаков, по которым такая общность может быть опознана [4, 90].
В одежде, «стиль» - это определнная акцентированность ансамбля (костюма в широком смысле), продиктованная следующими признаками (или их совокупностью): возрастом, полом, профессией, социальным статусом, принадлежностью к субкультуре, личным вкусом человека, эпохой жизни общества, национальностью, религиозной принадлежностью, уместностью, функциональностью и образом жизни [46]. Основываясь на вышесказанных определениях, понятие «стиль», подразумевает связь «Человек Костюм», которая может быть представлена в виде взаимосвязи двух систем {Человек} и {Костюм}.
Стилевое решение - наиболее важная составляющая проектирования костюма. Создание любого предмета происходит в рамках определенного стиля, который накладывает отпечаток на форму, конструкцию, декор. Под индивидуальным стилем в одежде (ИСО) понимается неповторимая манера ношения одежды, умение подобрать решения, гармоничные особенностям личности и окружающей человека среды. В литературе подчеркивается, что ИСО - «это культура одежды, которая демонстрирует окружающим образ жизни и взгляды человека» [6, 57, 59, 93, 134].
Экспериментальное определение значимых характеристик, влияющих на проектирование головных уборов
Задачей данного исследования является: в первую очередь, определение характеристик, учитываемых для создания гармоничного образа индивида при выборе ГУ; во вторую, определение наиболее (первостепенно) статистически-значимых характеристик.
Задачей первого этапа эксперимента является формирование списка характеристик, учитываемых при создании гармоничного образа индивида с помощью ГУ (гармонизацию внешности человека с помощью ГУ). Исследование проведено методом экспертных оценок. В качестве респондентов выступили десять специалистов легкой промышленности, имеющих образование в области дизайна и, работающих в этой области и/или непосредственно связаны с производством и реализацией ГУ не менее пять лет.
Каждому эксперту была поставлена задача, сформировать список характеристик, учитываемых для создания гармоничного образа индивида при выборе ГУ.
Второй этап эксперимента. Задачей второго этапа является определение значимых (первостепенных) характеристик, для создания гармоничного образа индивида при выборе ГУ в системе, из полученного ранее списка. Для решения поставленной задачи было принято решение исследовать две группы испытуемых, определить результаты каждой группы и степень согласованности между ними. В качестве респондентов первой группы выступили десять специалистов легкой промышленности, имеющие образование в области дизайна и, работающие в этой области и/или непосредственно связаны с производством и реализацией ГУ не менее пяти лет. Респондентами второй группы выступили тридцать человек, использующие в своем гардеробе ГУ (потребители).
Опрос проводился по анкете №2 (приложение Б).
Каждому респонденту был представлен список характеристик, учитываемых для создания гармоничного образа индивида при выборе ГУ, полученный в результате проведения первоначального опроса экспертов (табл. 2.2). Перед ними стояла задача, оценить предложенные характеристики по степени значимости от одного до двадцати. При этом под двадцатым № ранга определена самая важная характеристика, а под первым, не важная (не значительная).
В ходе обработки информации полученной в процессе экспертного опроса подсчитаны средние рейтинги для каждой из двух групп испытуемых, а так же средние рейтинги всех респондентов (приложение, табл.7) вычисляемые как средние арифметические по формуле [25]: где mx - среднее арифметическое значение оценок, п - количество респондентов, хк - последовательность чисел (ранги), к - индекс (номер респондента).
В таблице пі! - среднее арифметическое значение оценок первой группы респондентов (специалистов), ш2- среднее арифметическое значение оценок второй группы респондентов (потребителей), Ші)2 - среднее арифметическое значение оценок всех респондентов.
Результаты усредннных оценок по группам выведены в гистограммы (рис. 2.3 - 2.5), а так же представлена общая гистограмма усредненных оценок двух групп и оценок всех респондентов (рис.2.6).
Из анализа проведенных гистограмм установлена связь между мнениями респондентов обеих групп и определены (первостепенно) статистически значимые характеристики, учитываемые при выборе ГУ для создания гармоничного образа индивида.
В результате все участники эксперимента сочли форму и черты лица, а также стиль, костюм, моду наиболее значимыми характеристиками, влияющими на гармоничное функционирование систем {П} н {ГУ} при выборе ГУ. Отличием является лишь степень важности этих характеристик в группах. Респонденты первой группы наиболее важную роль отвели форме лица, затем его чертам, а стиль, костюм, моду сочли менее важными относительно вышеуказанных характеристик. Респонденты второй группы отдали предпочтение чертам лица, затем стилю, костюму, моде, а форме лица отвели менее важную роль при подборе ГУ, относительно вышеуказанных характеристик. Утилитарность ГУ, осанка, место жительства, расовые признаки, а также цвет кожи, волос и глаз являются незначительными характеристиками для создания гармоничного образа индивида при выборе ГУ.
Разработка системы пропорционирования индивидуальных особенностей головы и лица человека во фронтальной проекции
Задачей данного раздела является разработка методики построения системы пропорций головы с учетом индивидуальных особенностей лица человека во ФП.
Для разработки такого метода поставлены и решены задачи применения способа построения гармонической шкалы отношений «золотого сечения», «А-ромб» к модели-эталону женской головы во ФП и к модели головы с индивидуальными особенностями лица во ФП (ИОЛвоФП), в виде матрицы. В данной работе, эталоном головы человека во ФП принято считать голову женщины, пропорции головы и черт лица которой, подчинены правилу «золотого сечения» (рис.3.1). Высота модели-эталона головы, в нашем случае равна 19,5 см., что соответствует данным НИИ антропологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
Составляющими системы пропорций головы (СПГ) с учетом ИОЛвоФП являются: классификация индивидуальных типажей во ФП и принцип пропорционирования «А-ромб».
Построение А-ромба осуществлено следующим образом. Из точки Оо проводится вертикаль, на которой откладывается модуль пропорционирования (точка N). В нашем случае полученный отрезок O0N отражает высоту модуля (эталона) головы человека и равен 19,5 см. Поделив отрезок O0N пополам, получили точку Е. Из этой точки проводим окружность, радиусом O0Е = ЕN = 9,75 см. Относительно вертикали O0N из точки Оо в обе стороны откладываются два угла равные 104/2 = 52. Линии углов продолжаются до пересечения с окружностью и образуют точки Пі и Ль На пересечении линий Пі Лі и O0N образуется точка Оь Эта точка является новым основанием для построения углов П2ОiN и Л2ОіМ Данный ряд пропорционирования можно продолжать до уменьшения фигуры видимого уровня. Построение пропорций А-ромба, а также иллюстрация модуля (эталона) головы человека, вписанного в поле А-ромба представлены на рис. 3.1.
Рассмотрим голову и лицо человека с ИОЛвоФП с применением метода пропорционирования «А-ромб» (рис. 3.2).
Из схемы видно, что голова человека полностью вписывается в окружность А-ромба с центром в точке Е. Верхняя часть черепа (головы) вписывается в окружность с центром в точке Оі и радиусом ОіО0 = ОіП2 = ОіЛ2. При этом О0 - верхушечная точка головы человека, П2 и Л2 -скуловые точки лица.
Основой геометрической структуры построения А-ромба является деление отрезков пополам (дихотомия отрезков и углов). Данное свойство представляет структуру А-ромба как систему, внутренние связи которой определяются числами золотого сечения. Так, любой угол пространства А-ромба и его стороны могут быть разделены пополам и при этом будут сохранены все пропорции подчиненные золотому сечению.
Если поделить пополам угол ОoNЛi с вершиной в точке N и продлить его до пересечения с линией ОоЛь получим точку К, а поделив пополам углы О0NK и КМЛЬ получаем точки Kj и К2 соответственно. Поделив отрезки KKj и КК2 пополам, получаем точки к\ и к2, через которые проводим горизонтальные линии, перпендикулярные центральной линии (ОoN) А-ромба. На пересечении линии, выходящей из точки кг с центральной линией О0N, образуется точка Ооь которая является определяющей точкой оптимального (идеального) положения высоты лба. На пересечении линии, выходящей из точки к2 с центральной линией О0N, образуется точка О0ц, которая является определяющей точкой для самого низкого положения высоты лба. Контур, обозначающий наивысшее (наиболее высокое) положение высоты лба граничит с линиями ПІОО и Л4О0, а точка О0оь которая является определяющей точкой данного положения лба человека, находится на отрезке О0Ооі/2.
Рассмотрим построение этой зоны.
На пересечении линий П2Л2 и О0N расположена точка О2. Из этой точки проводим окружность радиусом равным О2П2 = О2Л2, где точки П2 и Л2 являются скуловыми точками (точки расположения скул). Полученная окружность и есть видимая зона лицевой части головы при проектировании ГУ. Все черты лица (глаза, нос, рот) с различными пропорциями, вписываются в эту окружность, и каждая из них занимает определенное место в ней. Соединив точки П3ОіЛ3, образуется треугольник (зона положения носа - № 2). Остальная часть окружности делится еще на две зоны: верхняя (положение глаз), нижняя (положение рта). Часть окружности, которая граничит с линией П3Л3 и находится в нижней области видимая зона лицевой части головы (ВЗЛЧГ), является зоной положения рта - № 3. Остальная часть ВЗЛЧГ составляет зону положения глаз - № 1.
Композиционные решения гармоничного формообразования головных уборов для систем {Внешность}<н>{Головной убор}
Для решения гармоничного формообразования ГУ в рамках функционирования систем {В} н {ГУ}, а так же создания гармоничной формы ГУ на индивида с учетом индивидуальных особенностей внешности (ИОВ), в первую очередь, необходимо решить проблему гармонизации формы ГУ и положения глаз. Необходимо правильно определить форму ГУ (высоту и ширину тульи), а так же ширину и изогнутость полей по отношению к положению глаз, так как их положение является композиционным центром лица (без применения косметики).
При изменении положения глаз (смещение к центру лица или в стороны) на лице индивида, возникает дисгармония, в связи с искажением стандартных (эталонных) пропорций лица. Эталонным считается положение со средне посаженными глазами, а близко посаженные глаза (смещенные к центру лица) и широко расставленные (удаленные от центра лица) являются искажением. Визуальное восприятие данных положений глаз можно изменить за счет дополнительных линий ГУ, варьированием форм и его размеров.
При разработке классификации базовых форм ГУ в Главе 2 представлены вариации: основных форм тульи (расширенная кверху, прямая, зауженная кверху) (табл. 2.10); различной высоты тульи (табл. 2.12); видов полей ГУ (изогнутость, ширина) (табл. 2.11). Сочетание разновидностей форм и высоты тульи ГУ с различным положением глаз индивида (близко посаженные, широко расставленные) представлено в табл. 4.2 (форма) и табл. 4.3 (высота). Подобным способом рассмотрено сочетание разновидности полей ГУ с разновидностями положения глаз индивида (табл. 4.4).
Основываясь на сочетании положения глаз и форм тульи (табл. 4.2) выявлено, что для лиц с близко посаженными глазами гармоничным является
ГУ с тульей, зауженной к низу, так как направление смещения глаз в этом случае совпадает с направлением сужения тульи.
Таким образом, смещение глаз к центру лица не будет таким явным по отношению к другим чертам лица и его контуру (рис. 4.3, а). Для лица с широко посаженными глазами гармоничным является ГУ с расширенной к низу тульей, так как направление смещения глаз совпадает с направлением расширения тульи. Таким образом, смещение глаз в стороны не будет таким заметным по отношению к лицу в целом (рис. 4.3, б).
Основываясь на сочетании разновидностей положения глаз с тульей разной высоты (табл. 4.3) выявлено, что высокая тулья гармонично сочетается с лицом, которое имеет близко посаженные глаза.
Узкая прямоугольная форма тульи представляет собой зауженный квадрат, поэтому линии сужения «эталонного» квадрата совпадают с линиями смещения близко расположенных глаз к центру (рис. 4.4, а). Соответственно низкая тулья предназначена для головы с широко посаженными глазами. Форма низкой тульи - горизонтально вытянутый квадрат, то есть направление искажения тульи совпадает с направлением смещения глаз (рис. 4.4, б).
Для создания арт-объекта в рамках систем {В} {ГУ} значимым является не только гармоничное сочетание положения глаз с высотой тульи ГУ, но и с разновидностью полей (шириной, изогнутостью вверх и вниз) (табл.4.4). За счет данной гармонизации можно найти множество дополнительных гармоничных образов и повысить качество воспринимаемого образа потребителя наблюдателем.
Основываясь на сочетании положения глаз и разновидностей полей ГУ (табл. 4.4) выявлено, что для лиц с близко посаженными глазами гармоничным является ГУ с узкими прямыми полями, а т.к. поля ГУ представляют собой горизонтальную линию и, следовательно, чем шире поля, тем больше подчеркивается горизонтальное сечение формы головы, что нежелательно при близкой посадке глаз. Для лиц с широко поставленными глазами гармоничным является ГУ с широкими полями. Изогнутые широкие поля гармонизируются с широко посаженными глазами по тому же принципу, только изгиб полей несет в себе особую графическую, силуэтную, смысловую нагрузку, усиливая этим горизонтальное сечение и направление расширения.