Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Обухова, Ирина Викторовна

Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века
<
Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Обухова, Ирина Викторовна. Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Москва, 1994

Содержание к диссертации

OijCji^CXlirl" «ааааааааадд**«*аа*ааааааааааа«»ааааааааааа*а* '_' X LJ а ^ -__/

Глава 1. Творчество Ричарда Райта на рубеже 40-50-х гг.

проблема экзистенциального героя ........................

п.1. Идейно-философские искания писателя .......... стр. 27-42

п.2. Середина 40-х годов как начало нового этапа творчества

Райта

  1. "Человек, который жил под землей" (1944 г.)

  2. Автобиографическая повесть "Черный мальчик" стр. 43-66 п.З. Экзистенциальный роман "Аутсайдер" (1953 г.) стр. 66-86

Глава 2. Заключительный этап эволюции писателя: 1953-60 гг. Новые черты героя произведений Р.Райта.

п.1. Временный отход от художественного творчества. Публицистические книги н.50-х гг. ................... стр. 87-94

п.2. Роман "Долгий сон" (1958). Его связь с предшествующим творчеством писателя и проблема нового героя стр. 95-104

п.З. Последние произведения Райта стр.104-106

п.4. Негритянские писатели "новой волны". Взаимоотношения Райта со своими последователями ............. стр.106-123

Заключение стр. 124-130

Библиография . стр. 131-143

Введение к работе

Изучение литератур различных этнических групп США стало в последнее время одним из актуальных направлений отечественной американистики. Это относится к разным литературам: индейской, еврейской, чикагской и, безусловно, к негритянской. И действительно, вклад американских негров в словесное искусство неоспорим, а имена Ленгстона Хьюза, У.Э.Б.Дюбуа, Ричарда Райта, Джеймса Болдуина, Ральфа Эллисона, Лорейн Хенсберри, Тони Моррисон, Гвендолин Брукс, Маргарет Уокер, Честера Хаймса, Лероя Джонса и многих других широко известны и неотделимы ныне от литературной истории США.

Между тем, так было не всегда. Долгое время вклад негров в литературу и культуру Америки игнорировался официальной, академической наукой, несмотря на то, что произведения таких писателей, как Хьюз, Райт, Хенсберри, Эллисон получили международное признание, а творчество ярчайших мастеров джаза Луи Армстронга и Дюка Эллингтона, композиторов У.С.Хенди и Уильяма Гранта Стила, певцов Мерион Андерсон, Бесси Смит, Поля Робсона, Эллы Фицжеральд, кинозвезд Сиднея Пуатье и Гарри Беллафонте пользуется популярностью далеко за пределами США.

Красноречивое признание можно было прочесть в 1970 году в восьмом номере журнала "Тайм": "В течение нескольких последних лет многие образованные американцы, среди них и специалисты в области литературы, не без чувства удивления открыли для себя, что "литература черной Америки" существует уже более двух столетий, что она представлена немалым числом Еьщающихся произведений, созданных талантливыми литераторами, что книги таких писателей, как Клод Мак-кей, Ленгстон Хьюз, Ричард Райт, Ральф Эллисон, Джеймс Болдуин были переведены более чем на дюжину иностранных языков и нередко

пользуются большим признанием у читателей за рубежом, нежели у себя на родине". Дискриминация, которой подвергались в течение многих лет темнокожие американцы, распространялась и на их литературное творчество. Черные писатели исключались из университетских литературных курсов, из школьного преподавания, из серьезных исследований по истории литературы США, а также из разного рода справочных изданий.

Считалось, что негритянские писатели интересны только узкому кругу специалистов. Литературоведы обычно воспринимали их как явление, находящееся в стороне от основного направления развития литературы США. Исключение составляли лишь несколько имен: Ленгстон Хьюз, Ричард Райт, Ральф Эллисон, Джеймс Болдуин, Лорейн Хенсбер-ри.

Таким образом, в основном, негритянская литература воспринималась как обособленное и малозначительное явление, помещалась специалистами в своеобразное "гетто". Писателям-неграм отказывалось в праве быть выразителями широких общечеловеческих интересов, ибо они, как полагали критики, озабочены исключительно "расовой проблемой", "политизированы" и "неэстетичны".

В 40-50-е гг., когда в США господствовала формалистическая "Новая критика", ее приверженцы игнорировали произведения черных писателей, поскольку не находили в их книгах мифов, аллегорий, разного рода стилевых тонкостей, которые бы представляли, с их точки зрения, ценность для литературотворческого анализа.

Сказывалась и общая недооценка художественной специфики негритянской литературы, ее взаимодействия с фольклором черных, который долгое время также не изучался, с традициями библейских, негритянских, религиозных песнопений. Мерилом ценности творчества черных писателей было то, насколько они соответствовали стандар-

там, эстетическим канонам белой литературы, ибо она считалась законодателем мод. Книги негритянских писателей оценивались с точки зрения их тематики, стиль же и структура нередко выпадали из поля зрения критиков.

Однако, за последние примерно тридцать лет, начиная с 60-х гг., положение решительно изменилось к лучшему. "Негритянская революция" 60-х гг., широкое движение черных в защиту своих прав, сливавшееся с выступлениями демократически настроенных белых, участников "маршей свободы", привели, как известно, к принятию ряда важных законопроектов, формально покончивших с дискриминацией и сегрегацией. Это привело к росту этнического самосознания черных американцев, к обретению ими чувства собственного достоинства, расовой гордости, к осознанию своей общественной и исторической роли.

Отсюда возник, как это бывает в переломные эпохи, настойчивый интерес к истории, к обнаружению "корней", истоков, которые питали современное общественное движение. Негритянские литературоведы, историки, этнографы, социологи начали энергично работать над освоением того, что стали называть "забытым наследием" (Lost legacy). И действительно, целые пласты исторического, фольклорного, литературного материала были извлечены из забвения, стали достоянием широкой общественности.

Безусловно, "негритянская революция" стимулировала интерес американской как, впрочем, и мировой, общественности к культуре и литературе негров. В 60-е - начале 70-х годов стали говорить о своеобразном "черном буме" в сфере искусства.

Плодом этого возросшего внимания к "забытому прошлому", да и не только к прошлом*/, стал целый поток "блэк стадію", т.е. исследований о черных, поток литературоведческих, исторических, этно-

графических, культурологических трудов, который буквально не иссякает с начала 50-х гг. Создаются специальные центры по изучению культуры черных, вводятся соответствующие курсы по культуре и литературе в разных университетах, проводятся научные конференции и симпозиумы, выходят антологии произведений черных авторов, публикуются труды по истории негритянской литературы, справочники, библиографии и т.д. Все это происходит на фоне заметного улучшения положения черного населения, сокращения разрыва между черными и белыми американцами в имущественном и образовательном уровне. Наблюдается все большее включение черных американцев в истеблишмент, в такие сферы, как городские муниципалитеты, дипломатическая, военная сфера, судебная и исполнительская власть и т.д.

Что касается литературоведческих трудов в рамках "блэк ста-дис", появившихся за последнее время, то большое внимание уделялось фольклору, жанровому своеобразию негритянской литературы, ее художественной специфике. Включен в научный оборот целый пласт фактического материала, касающегося прошлого и современного этапов развития негритянской литературы.

За последние годы увеличилось количество исследователей черной культуры. Вместе с тем, в их работе отразились и споры внутри негритянского общественного движения, которые приобрели особую остроту в 60-е - начале 70-х гг., а затем стали затухать.

Тогда отчетливо проявились две тенденции. Несмотря на то, что был принят закон о гражданских правах в 1964 г. и закон о равных правах голосования в 1965 г., отчасти из-за событий во Вьетнаме, отчасти из-за нищеты негров на фоне американского изобилия, негритянский радикализм становился все более воинственным и все более сепаратистским. Первую представляли те, кого называли "культурными националистами" или "сепаратистами". В их числе были Лерой Джойс,

- 8 -Элдридж Кливер, отчасти Джон 0. Киленс. Эти писатели, особенно на раннем этапе негритянской революции, отвергали ценности "западной цивилизации", в которой видели лишь апологию расизма и унижения черных. Они выступали за изолированное развитие черной литературы, за ее ориентацию исключительно на негритянского читателя.

Сторонникам этой узкой, националистической и изоляционистской точки зрения противостояли те, кого именовали "ассимиляторами" или "интеграционистами". В их число входили Ленгстон Хьюз, Ральф Элли-сон, Лорейн Хенсберри и другие, ратовавшие за то, что--бы негритянская литература, сохраняя свою этническую специфику, Епитывала в себя опыт мировой литературы, развивалась во взаимодействии с общеамериканским художественным процессом. В сущности, они ставили, хотя и не разрабатывали это теоретически, вопрос о взаимоотношении этнического и общеамериканского начал. Они были, безусловно, правы в том, что сепаратизм ведет лишь к изоляции искусства.

Время показало их правоту. Сепаратизм и экстремизм, эти "болезни левизны" в негритянском движении на исходе 70-х годов, уже обнаружили свою несостоятельность, что признали и некоторые их сторонники (например, Лерой Джонс).

В то же время получили широкую известность лучшие произведения "интеграционистов", такие, как драма Хенсберри "Изюминка на солнце", публицистика Дж.Болдуина, роман Р.Эллисона "Человек-невидимка", а также лучшие произведения Ричарда Райта, прежде всего, роман "Сын Америки".

Все вышесказанное, свежие факты, накопленные литературоведами за последние годы, а также новые методологические подходы, заставляют нас обратиться к наследию Ричарда Райта (1908-1960) - самой крупной и многогранной фигуре негритянской литературы XX века. Творчество Райта, сложное, многожанровое, художественно яркое, по-

жалуй, Е большей мере, чем наследие любого другого черного писателя, вобрало в себя нравственно-этические, социальные проблемы, характерные для негритянской литературы XX века. Будучи органично связан со своим временем, с эпохой 30-50-х годов, Райт не только художественно запечатлел исторический этап, предшествовавший негритянской революции 60-х гг., но и подготовил появление негритянских художников "новой волны". Они, Болдуин, Эллисон, видели в Райте своего учителя, духовного отца, брали у него уроки и, вместе с тем, спорили с ним и шли дальше. Во всяком случае, как мне думается, влияние Райта - художника, его пример писателя, ощутимы и сегодня.

Своей личностью, драматической судьбой, Райт воплотил лучшие черты своего народа. Выходец из низов, он с детства познал ужас расизма в его самом страшном, "южном", варианте, но силой воли и природного таланта сумел пробиться, выразить себя, стать международно признанным писателем.

Райту было присуще ощущение трагизма жизни. Всем своим существом он ощущал драматизм существования черных, сострадал жертвам угнетения и дискриминации. Многое из того, о чем он писал, Райт испытал на себе в молодые годы. Один из поэтов "Гарлемского Ренессанса" Арна Бонтам так отозвался о Ричарде Райте: "...Дик писал лучше всего, когда чувствовал себя несчастным, когда возмущался, когда был в состоянии сильнейшего возбуждения. В Париже его возбуждение спало. Его жизнь стала счастливее, но он не мог писать, когда был счастлив".

Ричард Райт стал первым писателем с черным цветом кожи, книги которого читала вся Америка. Его талант трудно было не признать. Уже к концу 30-х годов имя Ричарда Райта называли в одном ряду с именами Стейнбека, Колдуэлла. Каждое его новое произведение станс-

- іи -

вилось объектом пристального внимания критики.

Его творческий путь продолжался около трех десятилетий, и в нем довольно отчетливо выделяются два этапа. Первый этап свяван о его приверженностью к идейно-эстетическим принципам литературы "красного десятилетия", когда Райт находился в рядах компартии и принимал активное участие в левом движении. В это время он особенно отчетливо выражал настроения "литературы протеста", а его талант быстро мужал. Райт много сил уделял журналистике и публицистике, а первый его сборник новелл: "Дети дяди Тома" (1938) принес ему известность и признание. Вышедший через два года знаменитый роман "Сын Америки" (1940) стал сенсацией, вызвал широчайший общеамериканский резонанс. Левая критика, да и не только левая, единодушно приветствовала успех Райта.

Начало второго этапа творческого пути Ричарда Райта, совпавшее с началом 40-х годов нашего столетия и ознаменованное публикацией автобиографического романа "Черный мальчик" (1945), отмечено постепенным расхождением Райта с коммунистами, завершившимся ломкой мировоззрения Райта и выходом из коммунистической партии. В 1947 году Райт навсегда покидает Америку и переселяется в Париж, где остается до конца жизни. В это время он испытывает влияние экзистенциализма, создает роман "Аутсайдер" (1953) в духе философии существования.

Ричард Райт знал, что любого чернокожего с детства преследуют ощущения страха и одиночества, поэтому экзистенциальные категории не были для него теоретическими моделями, а отвечали его личному опыту.

Райт был знаком с работами Симоны де Бовуар, Мальро, Сартра, в частности, "Экзистенциализм и гуманизм", Камю, "Миф о Сизифе". Интересно, что Камю часто называли философом-экзистенциалистом,

хотя он сам не жаловал эту философию и не разделял ее основных принципов и положений. "Нет, я не экзистенциалист... Сартр - экзистенциалист, и единственная книга идей, которую я опубликовал -"Миф о Сизифе", была направлена против философов, называемых экзистенциалистами".1/

Действительно, в "Мифе о Сизифе" Камю подвергает резкой критике современные течения в философии и, прежде всего, философию экзистенциализма. Однако, эта критика носит скорее характер описания, чем критического исследования. Камю замечал: "Для экзистенциалистов отрицание - это их Бог... Точнее, это Бог, который поддерживает себя отрицанием человеческого разума".2/

Независимо от устремлений самих философов-экзистенциалистов, их идеи вошли в массовое сознание как пессимистическое учение об абсурдности человеческого существования.

В "Мифе о Сизифе" Камю рассматривает проблему абсурдного творчества. Жить в абсурдном мире без веры и надежды, без жизненных перспектив не только трудно, безрадостно, но и почти невозможно. Камю полагает, что человек, занимающийся своим духовным самовоспитанием, человек, восстающий против уготованной ему судьбы, человек, не смиряющийся с объективными и субъективными условиями своего существования, должен быть творческим человеком. Нельзя не согласиться с Комо, что именно благодаря творчеству мысль может одолеть смерть духа.

1/ Uamus A, Essais. Bibliotheque de la Pleiade, Раї Yallirnard, 1965, p. 1424.

2/ Ibid., p.128-129.

Как мне кажется, подобно всем философам-экзистенциалистам, Камо считает, что важнейшие истины относительно самого себя и мира человек открывает не путем научного познания или философских раз-суждений, а посредством чувства, как бы высвечивающего его существование .

Камю предложил миф об утверждении самого себя - с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним - самоотдача и полнота существования важнее каких-либо вершин, абсурдный человек избирает бунт против всех и вся.

В самом эссе Камю пишет:

"Каково же это смутное чувство, лишающее ум необходимых для жизни грёз? Мир, который поддается объяснению, пусть самому дурному, - этот мир нам знаком. Но если вселенная внезапно лишается как иллюзий, так и познаний, человек становится в ней посторонним. Человек изгнан навек, ибо лишен и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю обетованную. Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актёром и декорациями". 1/

Камю был близок Райту, как мне кажется, еще и тем, что он, как и Райт, увлекался идеями коммунизма и прошел путь, сходный для них обоих: сначала вступление в коммунистическую партию, объясняемое стремлением к социальной справедливости и желанием присоединиться к трудящимся массам, затем разочарование и выход из партии.

1/ Камю А. Бунтующий человек. М, "Политическая литература".

1990, стр. 26.

Отчужденность, тема изгоя, чувство абсурдности - все мы впоследствии найдем у Ричарда Райта в его романе "Аутсайдер".

Райт много работает как публицист. К середине 50-х годов намечается его отход от экзистенциализма. Публикация романа "Долгий сон" (1957) становится свидетельством того, что писатель плодотворно ищет новые темы, новые подходы к негритянской проблеме. Посмертно вышедший сборник новелл "Восемь мужчин" (1961) свидетельствовал о том, что неожиданная кончина Райта, в чем-то загадочная, оборвала его путь на пороге какого-то нового, видимо, плодотворного этапа.

Ричард Райт не был обойден вниманием критики. И все же именно второй, "парижский", период его творчества, начавшийся вскоре после выхода романа "Сын Америки" (1940), интересный, сложный, но явно недооцененный исследователями, изучен в наименьшей мере.

В 60-е - начале 7*0-х гг., когда развернулись особенно жаркие дискуссии между "сепаратистами" и "интеграционистами", наследие Райта оказалось в центре их дискуссии. Безусловно, что "интеграци-онисты" видели в нем своего союзника, поскольку его художественный опыт бьш связан с опорой на достижения мировой литературы, равно как и с творческим освоением новейших философских и эстетических течений. Споры вокруг наследия Райта были связаны еще с тем, что главная внутренняя проблема, которой были подчинены его писательские, творческие устремления, - это выражение протеста с явной формулой: "показать неграм себя", запечатлеть их жизнь с максимальной правдивостью, дать возможность темнокожим американцам взглянуть на самих себя вне шаблонов и стереотипов, искажающих и затемняющих общую картину. Свою художественную задачу он видел в том, чтобы дать реалистический этнический характер чернокожего американца.

Если в 30-е годы Райт исходил во многом из схемы, в которой человек представал как продукт социально-экономических отношений, как жертва расового угнетения, то в дальнейшем позднем творчестве, в частности, в последнем романе "Долгий сон", он стремится к созданию более сложных психологически глубоких характеров, лишенных социологической упрощенности. Проследить эту эволюцию в контексте поисков этнического характера в негритянской литературе XX века мы и попытаемся в настоящей работе. Проблема эта до сих пор не рассматривалась с необходимой основательностью.

Какова же степень ее изученности? Тут особо необходимо отметить несколько этапов освоения наследия писателя и у него на родине, ив нашей стране.

В 30-е годы Райт рассматривался в США как представитель радикальной литературы, близкой к "школе Драйзера";, его сборник новелл "Дети дяди Тома" (1938) и особенно "Сын Америки" (1940) получили высокую оценку левой критики. Писали о нем и в СССР в 30-е годы, а роман "Сын Америки" был напечатан в журнале "Интернациональная литература" (в 1941г.) как раз перед войной. Со второй половины 40-х годов вместе с началом "холодной еойны" в США наследие "красного десятилетия" сделалось объектом нападок консервативной критики. Что касается отечественной критики, то выход Райта из компартии был воспринят как "ренегатство" и на некоторое время о нем забыли. В отдельных статьях бегло сообщалось, что писатель, порвавший с прогрессивным движением, с неизбежностью деградирует как художник слова; в качестве примера фигурировали имена Ричарда Райта, Дос Пассоса, Джеймса Фаррела и некоторых других. При этом поздние произведения Райта в 1980 году прошли почти не замеченными на родине, хотя в некрологе в газете "M0ND" о нем говорилось как о европейском знаменитом писателе. В Америке не желали простить того, что он

покинул родину и весьма нелестно о ней отзывался. В начале 60-х годов о нем почти не писали, он казался основательно забытым. В это время е США прибыл французский исследователь творчества Райта Мишель Фабр, собиравший о нем материалы. Его крайне озадачило то обстоятельство, что автор знаменитого "Сына Америки" почти не изучается в университетах, и литературоведы не проявляют к нему интереса.

Однако, е конце 60-х годов наметился решительный перелом. На фоне общего возрастающего интереса к негритянской культуре и литературе, того "черного бума", о котором мы писали, началось активное освоение наследия Райта, одна за другой стали появляться книги о его творчестве. Стало очевидно, что Райт - действительно "ключевая" фигура в истории негритянской литературы США, что в историческом аспекте он - предтеча негритянских писателей "новой волны", вышедших на арену в условиях широкого антирасистского движения 60-х годов,

Райт стал восприниматься как художник, прочно вошедший в историю американской литературы XX века. Поэтому он и стал предметом внимания "академического", университетского литературоведения, специальных филологических изысканий. Прежде всего, предстало во всем объеме его художественное наследие, стал осваиваться его архив, начали переиздаваться его книги. В 1977 году после долгого перерыва была издана рукопись книги "Американский голод", которая является продолжением повести "Черный мальчик". Год спустя был выпущен однотомник его избранных произведений.

Серьезное изучение Ричарда Райта было положено основательной биографией писателя, написанной Констанцией Уэбб. 1/ Впервые были

1/ Webb Constance, Richard Wright. A biography, N.Y., Y.P.Putnam's sons, 1968

обнародованы малоизвестные факты из жизни писателя, использованы воспоминания тех, кто его знал. Затем появилась монография Эдуарда Маргулиеса "Искусство Ричарда Райта" (1969). 1/

Если до того Райт рассматривался лишь на идейно-тематическом уровне, то теперь была сделана плодотворная попытка оценить художественное и публицистическое наследие писателя с эстетической точки зрения. В своей монографии Маргулиес показал, что Райт - незаурядный художник олова, мастер, владеющий многими современными стилевыми приемами. В книге Дэна Маккола "Пример Ричарда Райта" (1969)2/ автор доказывал, что левое движение 30-х годов негативным образом сказалось на Райте. Появился краткий очерк о писателе, написанный Робертом Боуном.З/

Предлагались и разные концепции эволюции Райта. Так, в статье Стенли Хаймена "Ричард Райт: переоценка"4/, опубликованной в журнале "Атлантик" в марте 1970 года по поводу выхода четырех книг: сборника новелл "Дети дяди Тома", романов "Сын Америки", "Аутсайдер", повести "Черный мальчик", автор предложил следующую схему. Путь Райта он представил в виде сначала медленного восхождения, а потом спада, характерного для его пребывания во Франции в последние десяти с лишним лет. Этот тезис, на наш взгляд, неверен. Трудно согласиться и с мнением Хаймена о том, что Биггер Томас - глав-

1/ MargDlies, Edward. The Art of" Richard Wright, N.Y., 1969.

2/ McCall Dan. The Example of Richard Wright. N.Y., 1969.

3/ Bone Robert. Richard Wright. Univ. of Minnesota Press, N 71, 1969.

4/ Hyman Stanley. Richard Wright: Reappraisal.-Atlantic. March, 1970, p.41.

ный герой романа Райта "Сын Америки" - фигура во многом автобио -Графическая и что романист чуть ли не делил со своим героем "ненависть" к белым, поскольку в "Сыне Америки" (адвокат Борис Макс), и в "Долгом сне" (юрист Макуильямс) мы находим с симпатией обрисованные фигуры белых американцев, помогающих черным. Далее в своей статье Хаймен представлял Райта "отчужденной" личностью, отгороженной от людей с белым цветом кожи. Это также несправедливо, если взять Ео внимание его парижское окружение. В столице Франции он, например, вращался в кругу интеллектуальной элиты, был дружен с Сартром и Симоной де Бовуар.

Между тем, с начала 70-х гг. продолжали появляться исследования о Райте, содержащие и полезный свежий фактический материал и интересные наблюдения над его образной системой и стилем.

Темой монографии Рассела Карла Бримьяно 1/ стала - обстоятельная систематизация политических, социологических, а также философских воззрений Райта. Брииьяно, как и некоторые другие американские критики, вопреки фактам биографии Райта достаточно прямолинейно представлял влияние марксистской философии на Райта в 30-е годы как безусловно негативный фактор.

В очерке о Райте, вошедшем в сборник "Пять черных аЕТороЕ (1970) под редакцией Д.Гибсона 2/, автор "Сына Америки" был показан на фоне негритянской литературы своего времени. В качестве главенствующей внутренней темы всех его произведений выдвигалась

1/ Brignano С. Richard Wright. Introduction in life and work. N.Y., 1970

2/ The Five Black Writers. Ed. by D.Gibson. N.Y., 1970.

- 18 -тема бунта, возмущения героя против унизительных условий общества, в котором господствует расовая дискриминация.

Шагом вперед в освоении наследия писателя стала монография Кеннета Киннамона "Становление Ричарда Райта" (1973) 1/, в которой анализировался путь писателя от его литературных дебютов до "Сына Америки".

В своей монографии Киннамон делает такой вывод: "Значение Райта для американской литературы и для истории социального протеста заключено, главным образом,, в том его опыте и в тех его достижениях, которые относятся к периоду между 1908 и 1940 годами, т.е. ко времени его становления.2/ Однако, полемизируя с теми, кто зачеркивает наследие 30-х годов, Киннамон впадает в другую крайность и недооценивает того, что было сделано Райтом в последние десятилетия, когда тот уже начал выходить за рамки литературы протеста.

В 197*3 году вышел сборник трудов специальной научной конференции в Айове, посвященной Райту, "Ричард Райт: впечатления и перспектиЕы"3/. В сборник вошло несколько стихотворений Райта, в том числе в духе японских хокку. Участники конференции поделились воспоминаниями о Райте в разные периоды его жизни. Наконец, впервые увидели свет письма, полученные Райтом от таких его знаменитых современников каь; Фолкнер, Генри Миллер, Камю, Сартр, Чезаре Паве-зе и другие.

1,2/ Kinnamon Kennet. The Emergence of Richard Wright.

M V ЛQ79

14..1., J.3/wa

3/ Richard Wright. Impressions and Perspectives. Ed. by D.Ray and R. Farnswarth. The Univ. of Michigan Press, 1973

— -1 '-> _

Продолжалось и изучение поэтики Ричарда Райта, что продемонстрировала выпущенная в Берне монография Фрица Дж. Гаисина "Гротеск в американской негритянской литературе" (1975)1/. В книге Гаисина мы находим ряд свежих наблюдений над творческой манерой писателя, в которой очевидно сгущение красок в изображении "отчужденных" героев, в нагнетании "брутальных" подробностей, акцентировке мотивов насилия и смерти.

Нши уже отмечалась известная недооценка позднего Райта, долгое время присутствовавшая в трудах о его творчестве в США. Считалось, что "парижский" период отмечен творческим спадом. Следует отметить, что пересмотр этой во многом несправедливой точки зрения был предпринят в работе французского исследователя Мишеля Фабра "Незавершенный поиск Ричарда Райта" (1975) 2/, вышедшей в Нью-Йорке. Почти десять лет занимался М.Фабр разысканиями в парижском архиве Райта и ввел в оборот немало свежих фактов и наблюдений. Дополнительные материалы, в частности, из архивов ЦРУ, касающиеся биографии Райта, подчеркивающие драматизм его личной и писательской судьбы, содержатся в интересной монографии Аддисона Гейла "Ричард Райт. Пытка сына Америки" (1980) 3/.

Критик Роберт Фелгар в монографии о Райте, выпущенной в известной литературоведческой серии "Твейн" (1984) 4/, характеризует

1/ Gysin F. The Grotesque in American Negro Fiction. D.Toorner, Richard Wright and Ralph Ellison. Bern, 1975.

2/ Fabre Michel. Richard Wright's Unfinished Quest. N.Y., 1975

3/ Gayle Addison. Richard Wright: Native Son's Ordeal. N.Y., 1980.

4/ Felgar Robert. Richard Wright. Twain, 1984.

автора "Сына Америки" как одного из значительнейших американских прозаиков XX века с точки зрения воздействия на читателей и продемонстрированного юл художественного мастерства.

В конце 80-х годов появляется ряд работ, посвященных творчеству афро-американских писателей США XX века, в которых особое место уделяется Ричарду Райту. Это прежде всего работа Т.Моррисон: "Присутствие афро-американцев в американской литературе" (1989) 1/ о творчестве писателей негритянского происхождения в современном литературном процессе, Л.С.Робинсона "Что должна означать культура" (1989)2/ о месте творчества писателей-негров в американской литературе ХІХ-ХХ вв. и конечно же "Психология и афро-.американская биография" (1989) Арнольда Рамперсада, в которой говоря о двойном сознании черного американца У.Дюбуа, он возвращается к проблеме -что значит быть черным в Америке. "... являясь биографами черных писателей, мы не должны забывать простую правду, что быть черным в Америке - прежде всего психологическое состояние. Разрушительная сила расизма действует на черного задолго до того, как его кто-либо назовет "ниггер". 3/

Исследуя глубинные истоки этой проблемы, Рамперсад отмечает глубокий интерес Райта к вопросам психиатрии, который возник в ре-

1/ Morrison Т. Unspeakable things unspoken: The Afro-American presence in American literature// Michigan quart rev.- Ann Arbor, 1989 - vol.28, N 1, p. 1-34.

2/ Robinson L.S. What culture should mean//" Nation. - N.Y., 1989. - Sept. 25 - Vol. 249, N 9. - p. 319-321.

3/ Rampersad A. Psychology and Afro-American biography// Yale rev. - New Наг1en, 1989. - Vol. 78, N 1, p. 1-18.

зультате его личного общения с доктором Фредериком Вертхамом, написавшего статью "Подсознательные детерминанты в "Сыне Америки".1/ Их общение привело к тому, что Райт сыграл не последнюю роль в основании первой психиатрической клиники в Гарлеме.

В 1988 году М.Вокер написана объемная монография "Ричард Райт - демонический гений: портрет писателя" о жизни и творчестве Р.Райта. (N.Y.: Warner, 428 р.).

Как отмечает автор: "Я написала биографию Райта, так как не могла найти исчерпывающее исследование о нем, в котором были бы отражены пять, с моей точки зрения, основных факторов: его личность, его гений, политическая значимость, интеллектуальные достижения и его литературные успехи" 2/

В 1990 году появились две очень интересные работы. Первая -Юджина Миллера "Голос сына Америки: поэтика Ричарда Райта", состоящая из двух частей: Р.Райт 1908-1960 "Критика и комментарии" и 2-я часть - афро-американцы в литературе. Вторая работа М.Ф.Линч "Творческий протест; Изучение Райта, Эллисона, Достоевского". В книге отражено влияние творчества Ф.М.Достоевского на негритянских писателей США XX века, в частности на произведения Р.Райта и Р. Эллисона.

Что касается отечественной критики, то после появления нескольких рецензий в 30-е годы последовало долгое молчание, причины которого в основном были связаны с отходом Райта от левого движения. Несколько страниц писателю было уделено в книге М.И.Беккер

1/ Journal of Clinical & Experimental Psychology, Jily, 1944. 2/ Walker M.Richard Wright Demonic Yenius // Warner Books, -N.y, 1988. - p. 406.

"Прогрессивная негритянская литература США" 1/, а также в монографии М.О.Мендельсона 2/ о современном американском романе. И все же с конца 60-х гг. интерес к Райту начинает возрождаться. Появляется сборник новелл в переводе Жукова 3/. К наследию Райта обращается Р.Орлова 4/, защищается первая и пока единственная диссертация о Райте Л.Еашмаковой 5/, в которой освещается путь писателя в 30-е годы.

Вехой в освоении наследия Райта стал выход его однотомника е серии "Мастера современной прозы" в издательстве "Прогресс" в 1978 г., предисловие к которому написала Е.С.Романова. Ценность сборника состояла прежде всего в том, что в нем был представлен не публиковавшийся ранее роман Р.Райта "Долгий сон", а также повесть "Черный мальчик", данная в сокращенном виде. В 1986 г. этот том был переиздан. В 1981 году вьшел том, посвященный Райту, в серии "Библиотека литературы США", предисловие к которому написал А.М.Зверев. В него был включен впервые переизданный с 1941 года роман "Сын Америки", неизвестный новому поколению любителей американской литературы. Важным было также и включение в том притчевой по своему характеру повести "Человек, который жил под землей".

1/ Беккер М.И. Прогрессивная негритянская литература. Л, 1975.

2/ Мендельсон М.О. Современный роман (США. М, 1964.

3/ Жуков Д. Переводы новелл Райта в издании "Огонька" (1962).

4/ Орлова Р. Предисловие к книге Малькольма Каули "Дом со многими окнами". М, "Прогресс", 1973.

5/ Башмакова Л.П. Роман Р.Райта "Сын Америки": к проблеме героя в "негритянском романе" США. - Науч.тр. Кубан. ун-т, 1972, N 155.

В 80-е годы продолжались разнообразные исследования негритянской литературы и творчества Райта. Послевоенное творчество автора "Сына Америки" в общем контексте развития американского романа получило освещение в трудах А.С.Мулярчика 1/. Проблемы взаимоотношений Ричарда Райта с писателями "новой волны", в частности с Болдуином получили освещение в составленном А.С.Мулярчиком сборнике Джеймса Болдуина 2/. Творчество Райта в контексте развития негритянской литературы в XX веке затрагивалось в монографии "В поисках другой Америки" (1987) Б.А.Гиленсона. Некоторые ззпекты творчества Райта рассматриваются в серии работ о негритянской литературе С.А.Чаковского 3/, в кандидатской диссертации О.Ю.Су,- провой, посвященной Р.Эллисону 4/, а также статье О.Ю.Су- ровой "Черный экзистенциализм и его место в негритянской литературе США XX в.", где исследуются истоки так называемого "черного экзистенциализма", развитие экзистенциальных тенденций в негритянской литературе 40-х - 60-х гг. XX века.

В 1991 году вышла статья Гиленсона Б.А., Юркенене И.И. "К проблеме воплощения этнического характера в негритянской литературе", а также статья Высоцкой Н.А. "Концепция личностной сущности

1/ Мулярчик А.С. Современный реалистический роман. М: Высшая школа, 1988г.

2/ Мулярчик А.С. Публицистика Джеймса Болдуина. - В кн.: Болдуин Дж. Что значит быть американцем? М: Прогресс, 1990г.

3/ Чаковский С.А. Негритянский роман. - В кн.: Литература США в 70-е гг. XX века. М; Наука, 1983г.

4/ Су рова О.Ю. Творчество Р.Эллисона и развитие негритянской прозы США 50-80-х годов XX века. - М: МГУ, 1991. - 27 с.

- 24 — афро-американца 1960-1989 гг. в книге "Американский характер: Очерки культуры США" (М, "Наука").

Исходя из степени изученности творчества Райта мы сделали предметом исследований его творческий этап после написания им романа "Сын Америки"., этап, который анализировался менее всего. Так, не прояснены до конца причины разрыва Райта с компартией; а это заслуживает пристального внимания ровно как и весь экзистенциальный период в творчестве Райта, т.е. рубеж 40-50-х годов. В перечисленных Еыше работах наших критиков два поздних романа Райта "Аутсайдер" и "Долгий сон" затрагивались достаточно бегло. То же относится к его повести "Человек, который жил под землей". Наконец, практически малоизученной остается и поздняя публицистика Райта начала 50-х годов, а также не сообразные до сих пор статьи и очерки, написанные им в Париже.

Исследование этого этапа позволяет представить во всей полноте характер идейно-эстетических исканий Райта.

Несмотря на изучение отдельных аспектов творчества писателя в отечественном литературоведении нет ни одного монографического исследования, посвященного всему творчеству Р.Райта, которое рассматривало бы его произведения как единое целое, во взаимосвязи друг с другом и с современным литературным процессом.

Целью данной работы является исследование эволюции творчества Ричарда Райта в единстве идейно-нравственных и эстетических исканий писателя, определение его места в современной американской литературе .

Для достижения поставленной цели необходимым представилось решение следующих задач:

анализ изменений социальных, нравственных и эстетических ориентиров в негритянской литературе США 40-50-х гг.;

изучение места и роли писателя в литературе данного периода;

исследование конфликта, проблематики, системы образов в романа*Р.Райта в свете художественной трактовки "негритянской темы" в современной американской литературе;

изучение эволюции творчества писателя в последние полтора десятилетия его творчества.

Методологической основой диссертации являются общетеоретические и специальные работы отечественных и зарубежных литературоведов. Исследование строится на анализе оригиналов произведений и трудов зарубежных и отечественных исследователей о творчестве Райта. Задачи исследования обусловили выбор историко-хронологического и сравнительно-типологического методов анализа.

Практическая ценность работы состоит в том, что выводы, полученные в ходе исследования, а также новый фактический материал могут быть использованы в общих курсах истории зарубежной литературы XX в., в лекциях по истории США данного периода, в спецкурсах и спецсеминарах по негритянской литературе США.

Апробация исследования.

Основные результаты исследования докладывались на научных конференциях, проводившихся кафедрой истории зарубежной литературы и печати факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова (1989, 1990гг.), кафедрой зарубежной литературы Орехово-Зуевского пединститута (1993г.), на заседаниях аспирантских объединений кафедры зарубежной литературы МПУ им. Н.К.Крупской.

По теме диссертации опубликовано 4 печатные работы (1 находится в печати).

Поставленные задачи определили структуру исследования, состоящего из введения, двух глав, заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи работы, новизна исследования и практическая ценность работы, характеризуется ее методологическая основа. Там же проводится аналитический обзор существующей критической литературы по исследуемому вопросу.

В первой главе "Ричард Райт на рубеже 40-50-х гг. Проблема экзистенциального героя" дается общий очерк творчества, выделяется специфический этап, анализируются романы "Черный мальчик", "Человек, который жил под землей", "Аутсайдер", где определяется характерный для писателя круг идей, в которых Райт принял экзистенциальные категории не как модную теорию, а как нечто, отвечающее его личному опыту.

Во второй главе "Заключительный этап эволюции писателя: 1953-60 гг. Новые черты героя Р.Райта" на основе анализа публицистики романа "Долгий сон" и взаимоотношений Райта со своими последователями-современниками показана эволюция творчества писателя: очевидность губительного воздействия расизма, отказ героя от психологии приспособления и унижения, утверждение в качестве главных ценностей чувства собственного достоинства и внутренней свободы; прослеживается связь между творчеством Р.Райта и негритянской литературой последних десятилетий.

В заключении подводятся итоги исследования.

it,/ -

Похожие диссертации на Творческая эволюция Ричарда Райта в 40-50 гг. ХХ века