Введение к работе
Актуальность диссертации определяйся тем. что (її отличие or таких своих соотечественников как Э.Хемингуэи. У.Фолкнер. Д.Стейпбек. Ф.С.Фицджеральд), Синклер Льюис значительно меньше изучен как художник слова и мастер сатиры: некоторые его романы, созданные после 1930 года, нуждаются в основательном анализе и переоценке, в частности с точки зрения жанровой природы, тематики и проблематики.
Цели и задачи исследования - восполнить имеющийся в отечественном литературоведении безусловный пробел, связанный с освоением наследия одного из крупнейших писателей США XX века, внести вклад в споры о природе его художественного метода, его сатиры, его искусства романиста. Необходимо проследить, как в новых исторических условиях 30-40-х гг. шло обогащение мировидения писателя, отзывавшегося на новые темы и проблемы, хотя успехи нередко чередовались с творческим спадом.
Научная ношпна диссертации в том. что наряду с известными произведениями, впервые анализируются не переведенные у нас романы С.Льюиса 30-40-х гг.. рассмотренные в широком историко-литературном контексте; привлекается новый фактический материал, используются труды историков и социологов, столь важные для понимания документальной основы С.Льюиса; исследуются и мало известные публицистические работы писателя (четыре из них переведены нами и включены в Приложение).
Методологическая основа диссертации - системный подход к явлени
ям литературы, . сочетающий историко-литературный и структурно-
типологический принципы. В теоретическом плане диссертация базируется на
работах М.М.Бахтина, Д.В.Затонского. В.В.Кожинова. Т.Л.Мотылевой,
В.Д.Днепрова, Н.С.Лейтес, посвященных генезису и жанровому своеобразию
романа; специальных трудах, освещающих историю и типологию романного
жанра в США (Н.А.Анастасьева. Б.А.Гилепсона. А.Ф.Головенченко.
Я.Н.Засурского. А.М.Зверева. И.В.Киреевой, М.О.Мендельсона.
А.С.Мулярчика. А.Н.Николюкина, Ю.И.Сохрякова. В.М.Толмачева и др.).
В основе методики исследования - сочетание анализа романов С.Лыоиса, изучения истории их создания, жизненной основы с характеристикой обших сониалыю-эстетических основ его творчества. Акцентируется внимание на том. как традиции сатиры в литературе США преломляются у автора «Бэббита». Устанавливается связь С.Лыоиса с документалыго-публииистическимн жанрами, с традицией «макрейкерства». Учитывается своеобразие американского образа жизни, культуры, национального менталитета, как жизненной основы, ярко отраженной в творчестве писателя.
Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что она углубляет наши представления о творчестве одного из классиков американской прозы XX пека, рассматриваемого в вузовских курсах истории зару-
бежноіі литературы XX «ока. углуб.чяеі поішліанпс жанровых разновидностей п типологии романа в литераторе С111А XX века. Результаты и выводы, полученные в диссертации, могуч быть использованы как іі общем курсе, так и и спецкурсах но истории американского романа, при рассмотрении теоретических проблем, касающихся природы сатиры, использовании различных сатирических приемов.
Апробация работы. Основные положения отражены в 6 публикациях. а также в докладах на заседании кафедры английского языка МПУ. в выступлениях на конференции американистов «Литература и контексте культуры» на факультете журналистики МГУ в 1998: на V международном семинаре по актуальным проблемам американистики в Нижегородском университете в 1994 і.
Структура работы