Введение к работе
Настоящая диссертация посвящена проблеме генезиса и функционирования в жанровой системе английской литературы XVI— XVII веков одного из самых популярных поэтических жанров этого периода — пасторали.
Актуальность исследования во многом определяется тем, что история английской пасторали XVI—XVII веков долгое время оставалась вне поля зрения отечественных ученых. Вместе с тем, данный период является одним из самых ярких в истории английской литературы. Именно в это время пережила свой расцвет английская драматургия, увидели свет поэтические произведения Дж. Донна и Дж. Мильтона. Попытка проследить судьбу одного популярного жанра на протяжении почти целого столетия должна помочь лучше понять особенности литературного процесса и сделать более полной картину литературной жизни указанного периода.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выяснить основные закономерности генезиса и эволюции жанра пасторали в английской литературе с 1558 по 1688 год.
Этой целью определяются главные задачи исследования:
раскрыть характер рецепции жанра пасторали западноевропейской ренессанснои литературой и осмысления его литературной теорией;
проследить основные этапы в развитии английской пасторали и выявить специфику каждого из них; определить место английской пасторали в системе жанров и выяснить особенности ее взаимоотношений с другими литературными формами, степень зависимости изменений внутри жанра от изменений в мироощущении человека и в литературной ситуации;
раскрыть роль пейзажа в английской пасторали на различных этапах ее истории;
- выявить жанровые функции имени буколического героя, истоки и динамику пасторальной этики и пасторального любовного этикета;
определить круг наиболее популярных образов, с помощью которых формируется пространство пасторального космоса, и проанализировать их семантику.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка многоаспектного изучения генезиса и эволюции жанра пасторали в английской литературе XVI—XVII веков. Впервые подвергнуто анализу пасторальное творчество поэтов эпохи Реставрации и ряд произведений других авторов, которые остаются малоизученными и в зарубежном литературоведении. Для характеристики жанра пасторали в работе используется новая категория — принцип двойной ориентации на «прошлое» и инастоящее».
Теоретической основой диссертации стали работы Ю. Н. Тынянова и В. Б. Шкловского, посвященные проблемам жанра и его функционирования в литературе, труды А. Н. Веселовского по проблемам исторической поэтики, работы И. О. Шайтанова по теории пасторали и о природе жанрового слова, а также некоторые теоретические аспекты развития английской поэзии XVI—XVII веков, затронутые в работах А. Н. Горбунова. Весьма важную роль для теоретической обоснованности работы сыграли труды X. Купер и Дж. Э. Коглтона о западноевропейской пасторали и работы А. Фаулера по проблемам жанра и истории английской поэзии эпохи Возрождения.
Практическая ценность работы заключается в том, что в ней содержится материал, позволяющий расширить и дополнить общую картину литературного процесса в Англии XVI—XVII столетий, поэтому результаты исследования могут использоваться при создании монографий, учебников по истории английской литературы и учебных
пособий по спецкурсам и спецсеминарам, посвященных английской поэзии XVI—XVII веков в практике вузовского преподавания.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ, на ежегодных Пуришевскнх чтениях (1992—1998), на международных конференциях литературоведов-англистов в Москве, Смоленске, Орле, Перми. Материалы работы используются при чтении спецкурса в МПГУ «Основные тенденции в развитии английской поэзии XVI—XVII веков».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти частей (вторая, третья и четвертая части состоят из пяти, четырех и трех глав), заключения и библиографии. Общий объем — 427 страниц.