Введение к работе
Актуальность предлагаемой работы определяется необходимостью более полного изучения феномена художественого творчества Генриха Гейне в широком историко-литературном и культурологическом контексте.Актуальная для современного литературоведения проблема традиций и новаторства рассматривается в диссертации на материале поэтического сборника "Романсеро".
Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым в отечественном литературоведении исследованием, посвященным изучению традиций народной смеховои культуры в "Романсеро" Гейне.Народная смеховая культура рассматривается нами как одна из важнейших составляющих культурологического контекста творчества выдающегося немецкого поэта.Обращение к детальному исследованию "карнавального" начала в позднем творчестве Гейне вносит определенный вклад в понимание специфики художественного мира поэта.
Теоретика-методологической основой данного диссертационного исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам художественного произведения как целостной системы, исторической поэтики, эстетики немецкого романтизма, Категории гротеска, образа автора. Среди них труды Р. Барта, Н.Я.Берковского, Ю.Борева, А.Н.Веселовского, В.В.Виноградова, Л.Я.Гинзбург, В.И.Грешных, В.М.Жирмунского, В.Кайзера, Г.Клюге, Д.С.Лихачева, С.Львова, Ю.В.Манна, Е.М.Мелетинского, 0.Л.Мещанской, D.E. Осовского, Л.Е.Пинского, М.Я.Полякова, Б. А. Пуришева, М.Л.Тройской,В.А.Фортунатовой, 0.М.Фрейденберг, Э.Эльстера.
- A -
Определяющей теоретической базой для работы стала теория народной смеховой культуры,разработанная М.М.Бахтиным в книге "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса"(1965).Эта теория,сформировавшаяся на основе творчества Ф.Рабле,имеет универсальный характер и не исключает возможности ее экстраполяции на иной литературный материал.Данный аспект "прикладного" использования концепции карнавальной культуры,а также его опыты в американском и канадском литературоведении рассматриваются в работах О.Е.Осовского1,исследовавшего наиболее актуальные вопросы научного наследия М.М.Бахтина в контексте философской и литературоведческой мысли XX века.
В процессе диссертационного исследования были использованы историко-литературный, сравнительно-типологический и аналитический методы.
В художественном наследии Генриха Гейне "Романсеро"(1851) занимает особое место.Это последний сборник,отредактированный самим поэтом, своеобразное художественное подведение итогов.В стихотворениях, входящих в "Романсеро",усиливается эпическое начало,разрабатаннее становятся сюжеты,повествование обогащается новыми выразительными средствами.Данные произведения отличает многозначность,смысловая емкость . Подобная полисемангичносгь позволяет вести свободный диалог с творческим наследием поэта,используя различные методологические подходы.
Целью работы является исследование различных форм проявления традиций народной смеховой культуры в художественном мире "Романсеро" Генриха Гейне.
Отсюда вытекают конкретные задачи диссертации :
определить ведущий принцип организации поэтического материала в "Романсеро" и выявить его связь с поэтикой народной смеховой культуры.
рассмотреть представленные в позднем творчестве Гейне специфические смеховые жанры (смеховое прение,пародийное завещание).
изучить функционирование элементов карнавальной образности в художественной системе "Романсеро". Выделить формы проявлений низовой смеховой культуры и определить степень их авторской редуцированности.
провести анализ образа автора как объединяющего начала в поэтическом мире "Романсеро" и проследить влияние на него традиций шутовства.
І.Осовский О.Е.Человек.Слово.Роман. Саранск,1993.
- определить своеобразие образа истории,созданного поэтом в его последнем сборнике стихотворений.
Практическая ценность диссертации.Полученные результаты и фактический материал могут быть использованы в лекциях и на практических занятиях по курсу истории немецкой литературы, истории зарубежной литературы XIX века, а также специальных курсах и семинарах.
Апробация работы.Основные положения диссертации нашли отражение в материалах YI международной конференции преподавателей английской литературы (Киров,1996 г.), IX Пуришевских чтений (Москва,1997 г.)по результатам исследования были сделаны доклады на юбилейной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Генриха Гейне в РГПУ им.А.И.Герцена (Санкт-Петербург,1997г.) и на международной конференции "Нормы человеческого общения" при НГЛУ им.Н.Добролюбова (Нижний Новгород, 1997г. ) .Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры всемирной литературы и научных конференциях преподавателей НГПУ им.М.Горького. Основные положения работы нашли отражение в 7 публикациях.
Структура диссертации определяется поставленными задачами и исследуемым материалом.Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 240 наименований,в том числе 67 на иностранных языках.Общий объем работы составляет ХО страниц.