Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России Васнева Антонина Михайловна

Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России
<
Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Васнева Антонина Михайловна. Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. - Москва, 2006. - 292 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Зарождение детской периодики в России последней четверти XVIII -30-х гг. XIX в.: проблемы религиозно-нравственного образования и воспитания на страницах детских журналов

1.1. Религиозно-нравственное образование и воспитание на страницах журнала «Детское чтение...» Н.И.Новикова 13

1.2. Литературная деятельность Н.М. Карамзина на страницах «Детское чтение...» Н.И.Новикова 39

1.3. Жанрово-тематическое содержание юношеских литературных сборников «Растущий виноград», «Распускающийся цветок», «Полезное упражнение юношества», «Утренняя заря» и др 53

1.4. История, мировоззренческая основа и художественно-педагогическое содержание детских

и юношеских журналов первой трети XIX в 70

ГЛАВА II. Традиции православной культуры в детских журналах России конца первой половины XIX — начала XX в .

2.1. Детская периодика в 40-50-х гг. XIX в. Журналы «Звездочка» и «Лучи» А.О. Ишимовой как первые журналы, обратившиеся к традиционным национальным духовно-нравственным ценностям 98

2.2. От «Звездочки» и «Лучей» до журналов начала XX в. («Библиотека для воспитания», «Семейные вечера», «Задушевное слово», «Игрушечка», «Родник» и др.) 123

2.3. Традиции православной культуры в детских журналах начала XX в. «Светлячок», «Путеводный огонек», «Мирок», «Пчелка», «Тропинка», «Для наших детей» и др 156

2.4. Собственно православные детские журналы «Божия нива» и «Зернышки Божией нивы» Никона (Рождественского), «Маленький христианин» Евдокима (Мещерского), «Незабудка» протоиерея A.M. Темномерова: духовно-нравственное содержание и художественно-эстетические принципы работы с детской аудиторией 171

ГЛАВА III. Детские журналы для детей и юношества конца 10-х гг. XX -начала XXI в. и формы наследования в них традиций православной культуры

3.1. Эмигрантские детские православные журналы 20-40-х гг., продолжавшие классические традиции русской дореволюционной детской периодики 191

3.2. Отечественные православные детские журналы, выходившие в Москве в постсоветское время: «Пчелка», «Купель», «Божий мир», «Зорька», их жанрово-тематическая структура 197

3.3. Современная региональная детская православная периодика (специфика и способы преодоления «трудностей роста» в полиграфическом и художественно-эстетическом планах) 223

Заключение 231

Библиография 237

Приложение 280

Введение к работе

Культура - понятие емкое и многогранное. К области духовной культуры относят традиции, мировоззрение, нравственные законы, по которым живет человек. Со временем культура меняется и по ее изменению можно судить о духовном и нравственном здоровье народа или, напротив, о болезненном состоянии, драматических процессах. Латинскому слову cultura, которое можно перевести как и «возделывание, обрабатывание, воспитание», родственно слово cultus, что значит «культ, служение Богу», Религиозная культура, как и искусство, литература и философия, относится к духовной сфере. Ее составляющими являются собственно религия, религиозная этика, традиции в искусстве и литературе, связанные с религией. Предмет религиозной культуры включает в себя изучение влияния религии на нравственность, творчество и быт человека.

Православие является традиционной и культурообразующей религией в нашей стране. Православная христианская вера и государственное устройство России оказывали решающее влияние на формирование характера русского человека, его мировоззрение, традиции и образ жизни. Для русских людей защита своей веры, отчизны, христианских святынь всегда считалась священным дол гом.

По мысли Ф.М. Достоевского, «кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа иашего»\ В традиционной православной культуре каждый вид искусства оказывает свое воздействие на душу человека, вызывая богатую гамму важных для духовного и нравственного роста переживаний и размышлений. Художественная литература в России всегда оказывала сильнейшее влияние на духовное воспитание читателя, в том числе и на ребенка, через произведения словесности, публиковавшиеся в периодических изданиях.

1 Достоевский Ф.М. Дневник писателя 1881 // Поли. собр. соч: В 30 т. Т. 27. Л., 1984. С. 19.

Проблеме «участия» христианской культуры в развитии художественной словесности посвящены труды Вяч. Иванова, А.Ф. Лосева, о. П. Флоренского; современных ученых В.А. Воропаева, М.М. Дунаева, И.А. Есаулова, A.M. Любомудрова, И.Г. Минераловой, Ю.И. Минералова, К.В. Мочульского и др.

Исследователи истории русской литературы в последние два десятилетия вновь обратились к изучению различных составляющих аспектов православной культуры (библейских образов, православного календаря, различных жанров и художественных форм, какими, например, являются святочный рассказ или пасхальная история, стихотворная молитва или исповедь). Переизданы труды философов и филологов, позволяющие методологически адекватно и научно обоснованно толковать о значении элементов православной - и шире -христианской культуры в различных сферах художественной словесности1.

Детская художественная периодика в России, в том числе и собственно православная периодика для детей, является своего рода летописью нашей культурной жизни, связанной с развитием нравственно-педагогической, эстетической мысли, с решением задач разностороннего воспитания и развития юного поколения Отечества. Рассмотрение детской художественной периодики в ее историческом развитии с точки зрения востребованности в ней собственно православной религиозной составляющей позволит:

расширить наши представления о динамике идеологического, нравственного и эстетического воспитания посредством художественной и научно-популярной литературы для детей;

1 См.: Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Собр. соч. Т.1: У водоразделов мысли. М, 1985; Котельников В.А. Язык церкви и язык литературы // Русская литература. 1995. №1; Булгаков С.Н. Философия имени. СПб., 1998; Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. М., 1999; Прохватилова О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. Волгоград, 1999; Саблина Н.П. Органичное православие русской поэзии // Христианство и русская литература. СПб., 1999; Афанасьева Э.М. «Молитва» в русской лирике XIX в. // Русская стихотворная «Молитва» XIX века: Антология. Вып.З. Томск, 2000; Романов Б. Псалмопевец Давид и русская поэзия // Псалтирь в русской поэзии. М., 2002; Николаева СЮ. Пасхальный текст в русской литературе. М., 2004; и др.

понять, как меняется жанровый репертуар детских периодических изданий, какие жанры остаются доминантными на протяжении всего рассматриваемого нами времени;

определить, насколько важна при этом роль православной культурной составляющей.

Актуальность темы исследования. Как детская периодика в целом, так
и особенно детская православная периодика в России всегда были важными
духовно-эстетическими, духовно-нравственными компонентами традиционной
культуры, которая наряду с художественной, житийной и православной детской
литературой способствовала духовно-нравственному воспитанию

подрастающего поколения. В ней апробировались не только новые жанры, формы, темы и образные средства; по вниманию детей и родителей к тем или иным авторам и произведениям можно было судить и о наиболее подходящих для детской аудитории художественных способах «внушения» важнейших нравственных и эстетических «основ». Сегодня изучение художественного материала детских журналов — важный для понимания развития русской детской литературы этап, поскольку до сих пор весь корпус произведений не просто недостаточно полно разработан, но в подобном объеме современной литературоведческой наукой и исследователями русской детской литературы и журналистики еще не рассматривался.

Детская периодика является естественной и органической частью детской литературы. Исследователи детской литературы будут иметь значительно большие, чем сейчас, возможности для основательного описания и характеристики философской, нравственной, эстетической, социально-политической и собственно художественной стороны творчества, адресованного детям и юношеству. Мы стремимся не просто описать состояние детской художественной периодики за довольно обширный отрезок времени, но рассматриваем ее под тем углом зрения, который не мог быть избран в силу известных обстоятельств: духовно-религиозная «часть» детской периодики

учеными-филологами и критиками начиная с 20-х гг. XX в. освещалась фрагментарно и эпизодически.

Специально особенности функционирования компонентов христианской православной культуры в детской периодике в литературоведческих работах до последнего времени практически не разрабатывались (систематически исследован пасхальный текст и святочные жанры в многочисленных статьях и монографии СЛО. Николаевой, в книге А.С. Матвеевой анализируются евангельские образы и мотивы и их образные соответствия в художественном наследии Лидии Чарской), хотя мировоззрение того или иного известного автора, публиковавшегося в детских журналах, представляется, изучено глубоко.

Литературоведческие работы по детской литературе и периодике, выходившие в советское время, едва касались этой темы, а если давалась ее оценка, то практически всегда она была негативной. Детская религиозная периодика изучалась только узким кругом специалистов.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть «формы присутствия» черт православной культуры в детской периодике с конца XVIII по XXI в.

Особый интерес к изучению названной темы возник в постсоветское время. После принятия закона «О свободе совести и религиозных организаций» стало возможным появление и собственно религиозной детской периодики, в том числе православной1.

Прежде всего необходимо отметить труды на ниве религиозного детского просвещения А.Н. Стрижева. Результаты его исследований опубликованы в разных изданиях2. А.Н. Стрижев продолжает последовательно разрабатывать эту тему, результаты своих находок он регулярно публикует в журналах «Купель» и «Москва» и озвучивает в выступлениях на радио в программе

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1990. 2 См.: Стрижев А.Н. Православная Русь // Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918-1940. Т. 2. М., 2000. С. 329—330; On же. Школа православного воспитания. М., 1999; и др.

«Радонеж», а также в многочисленных лекциях. Работы А.Н. Стрижева, посвященные православной детской периодике, расширили и углубили знания об этом основательно забытом, но таком необходимом направлении в детской литературе.

Большим подспорьем для всех исследователей, работающих в этой области, является уникальное издание — библиографический указатель Г.И. Андреева «Христианская периодическая печать на русском языке 1801-1917 гг.» в трех томах, изданный в 1998 г.

Роль православной культуры и ее составляющих в изданиях для детей рассматриваются в публицистике и в различных выступлениях писателя В.Н. Крупина; протоиерея Артемия Владимирова; журналиста и писателя, председателя Российского детского фонда и президента Международной ассоциации детских фондов А.А. Лиханова; профессора, исследователя детской литературы Е.Ф. Рыбиной; психолога И.Я. Медведевой; публициста Т.Л. Шишовой и др.

В ходе подготовки диссертации была просмотрена практически вся доступная детская религиозная периодика за последние 200 лет, а также многочисленные журнальные и газетные публикации, критические статьи, реферативные журналы. Работа проводилась в библиотеках страны: РГБ, ГПИБ, ГНПБ, МДА, ФГУ РГБ, РГДБ, Синодальной библиотеке и др.

Были изучены детские православные журналы и газеты не только Москвы, но и других городов России, в частности «Пчелка», «Игрушечка», «Купель», «Божий мир», «Зорька», «Купава» - в Москве, «Отрок» и «Вертоград» — в Киеве, «Купель» и «Светлячок» — в Уфе, «Колокольчик» — в Пскове, «Православная радуга» — в Самаре, «Лучик» — в республике Марий Эл и «Лучик» — в Казахстане, «Богдан» — в Виннице, «Свет Рождества» — в Черновцах и т.д.

Показательны с избранной нами исследовательской точки зрения газеты «Воскресная школа», «Светлый отрок», «Православная юношеская газета» — в

Москве, «Чадушки» — в С.-Петербурге, «Воскресение» — в Полоцке» «Колокольчик - на радость детям» - в Мордовии, «Свечечка» - в Таганроге, «Православная Удмуртия» - в Удмуртии, «Подарок детям» - в Екатеринбурге, «Чадушки» - в Харьковской епархии, «Православная школа» и детское приложение к ней «Купель» - в Кировограде, «Светлячок!» и «Вифлеемская звезда» - в Татарстане, «Наш храм» — в поселке Двинский Березник Архангельской области и др.

Однако тираж этих журналов и газет, как и всех православных изданий, явно недостаточен. Тираж каждого из названных журналов не превосходит 6 -7 тыс. экз., исключением является «Божий мир», издающийся тиражом около 20 тыс. экз.

Издаются и православные журналы для детей, дублирующие по своей тематике и названию варианты русских детских дореволюционных журналов: «Пчелка» (М., 1991), «Светлячок» (Уфа, 1992), «Детское чтение для сердца и разума» (М., 1997), «Зорька» (М., 1997), «Игрушечка» (М., 1997) и др. Следует отметить, что некоторые из них, например «Родничок» (Пермь, 1996), «Детское чтение для сердца и разума» (М., 1997), «Родник» (Минск, 2001) и др., оставаясь интересными и полезными журналами для детей, не несут сугубо нравственно-религиозной направленности.

Актуальность данного исследования определяется осознанием современной общественностью того, что духовно-нравственные проблемы воспитания - часть важнейших государственных задач защиты и обеспечения безопасности российской культуры. Изучение истории детской периодики под избранным нами углом зрения, с одной стороны, вводит в исследовательский оборот значительный художественный материал, а с другой - возвращает нас к формам идейно-художественного воспитания и развития детей.

Потенциально большие возможности духовного возрождения России заложены в воспитании подрастающего поколения на основе традиционных,

художественных и национально-религиозных ценностей, на изучении многовековой православной культуры.

В данной работе мы выявляем с отечественных православных позиций достойные художественные образцы детского чтения за все время существования детской периодики.

Объект исследования диссертации - художественная периодика для детей и подростков, охватывающая период с конца XVIII в. до наших дней. В работе комплексно изучаются становление, развитие и современное функционирование детской религиозной печати как единый во времени процесс. При этом особое внимание уделено наиболее значимым изданиям, оставившим глубокий след в истории детской периодики, существенно повлиявшим на формирование современной детской периодики,

Многие из тех изданий, которые проанализированы в работе, сохранили свою актуальность и в наши дни. Заботясь о престиже журнала, редактор, авторы, редакционная коллегия стремятся к постоянному совершенствованию их содержания. Ведется поиск новых форм работы с детской аудиторией, поэтому рассматривать современные детские журналы вне их связи с опытом, например, журнальной продукции XVIII-XIX вв. - значит обеднять наши представления о наиболее существенных явлениях и направлениях развития детской периодики. В ходе многолетней практики сформировались формы, жанры периодической печати, учитывающие особенности восприятия, интересы и потребности детской аудитории, определились тематика и место данной периодики в системе СМИ России, адресованной юной аудитории.

С учетом вышесказанного целью данной работы явилось комплексное исследование детской художественной периодики как сложного социально-эстетического и литературно-художественного феномена, становление, развитие и функционирование которого обусловлено закономерностями общественной жизни, потребностями педагогической системы, доминантными

формами развивающейся художественной словесности. Для реализации этой цели автором решались следующие задачи, а именно необходимо было:

определить основные периоды в развитии детской художественной периодики для детей и подростков и эволюцию присутствия в ней христианской православной культурной доминанты;

найти и изучить с возможной полнотой различные виды источников появления «культурного православного компонента»;

выявить, какими способами авторы старались обратить внимание читателя на православное содержание публикаций, выраженных в художественных жанрах, представленных у различных писателей в русских детских периодических изданиях.

В диссертации выделены следующие основные периоды развития детской художественной периодики с учетом изменения статуса и функции православной культурной составляющей:

  1. последняя четверть XVIII - 30-е гг. XIX в.

  2. вторая треть XIX - начало XX в.

  3. конец 10-х гг. XX - начало XXI в.

При этом учитывались важнейшие вехи в истории нашей страны, а также события и процессы, непосредственно относящиеся к истории детской художественной периодики и русской детской литературы.

Предметом исследования определено: выявление форм и способов наследования традиции православной культуры в историческом развитии русских детских литературно-художественных журналов.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые русская детская художественная периодика XVIII- XXI вв. рассматривается с точки зрения традиции православной культуры.

Практическое значение работы заключается в возможности использовать результаты и эмпирический материал работы при чтении систематического курса детской литературы, спецкурсов и спецсеминаров по

вопросам поэтики отдельных исторических периодов русской литературы, а также в различных курсах, преподаваемых по специальности «Журналистика» и специализации «Русская православная культура».

В диссертации делается акцент на православной детской периодике, так как история России и воспитание молодого поколения всегда были тесно связаны с православием. Советская культура (исключая, может быть, 20-30-е гг. XX в.) всегда строилась на основе классического русского искусства и литературы, которые своим высоким уровнем, признанным во всем мире, обязаны прежде всего своей русской духовной традиции. Советский народ не отрешился от привитого веками православного миросозерцания; так, проблема добра и зла и в советскую эпоху решалась в установках многовековой традиционной нравственности русского народа. Поэтому мы стремились выявить, какие характерные формы и способы находит каждая эпоха для реализации православной культурной составляющей в образном строе, стиле художественных произведений, адресованных детям и представленных в детской периодике. Опыт создания русских детских журналов, их деятельность на протяжении двух веков могут быть полезны в процессе совершенствования возродившихся православных детских журналов, а также в улучшении работы в светской художественной периодике сегодня.

Источники и методы исследования. В ходе подготовки диссертации были изучены многочисленные и разнообразные источники. Исследования по истории детской периодики начали выходить с середины XIX в. Первым основательным трудом в этой области был указатель Н.М. Лисовского «Русская периодическая печать 1703—1900 гг.», изданный в Петрограде в 1915 г. Он является настольной книгой, так как в нем приведена с наибольшей полнотой вся русская периодика почти за двести лет. Нами изучены и другие работы на эту тему1.

1 См.: Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М.;Л., 1952; Бессонов П.А. Максим Иванович Невзоров // Русская беседа. 1856. Т. 3. С. 87; Добролюбов К А. Обзор

В советское и постсоветское время этой теме уделяли внимание такие известные авторы, как Г.В. Абросимова, М.И. Алексеева, И.Н. Арзамасцева, А.П. Бабушкина, Н.А. Бекетова, В.М. Дзядевич, Е.Е. Зубарева, Л.В. Кашинская, И.Н. Колесова, С.А. Николаева, И.Г. Минералова, Т.Д. Полозова, М.Ф. Попова, Е.П. Привалова, Н.И. Пряхин, И.А. Руденко, Е.Ф. Рыбина, Ф.И. Сетин, И.Н. Тимофеева, М.И. Холмов и др. Собственно литературоведческую методологическую базу составили труды В.В. Виноградова, А.Ф. Лосева, А.А. Потебни и их научных последователей в современной филологической науке.

Научная апробация работы. Результаты исследовательской работы, предпринятой в рамках кандидатской диссертации, были представлены в публикациях различных журналов; на Глинских чтениях в 2004 г.; на XIV ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского института 21-14 января 2004 г.; в докладе на научно-практической конференции в МГУ «Журналистика в 2004 году: СМИ в многополярном мире», Москва, 2-5 февраля 2005 г.; на III Пасхальных чтениях в МПГУ, 2005 г.; в докладе на научно-практической конференции «Журналистика в 2005 г.: Трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве», Москва, 3 февраля 2006 г.; и др. Эта же тема затронута в выступлениях по местному радио в Сергиевом Посаде в 2003 г.

В заключении подводятся итоги исследования.

детских журналов // Поли. собр. соч: В 6 т. Т. 3. М, 1936. С. 536—546; Круглое А.В. Литература «маленького народа». М, 1897; Корольков А.Е. Что читать детям? Сб. рецензий на лучшие детские книги и журналы (указано 2 325 названий). М., 1908; Неустроев А.К Историческое розыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703-1803 гг. СПб., 1875; Родников В.П. Детская литература. Киев, 1916; Смирнов-Сокольский Н.П. Русские литературные альманахи и сборники ХПІ-ХІХ вв. М., 1965; Соболев М.В. Указатель статей, помещенных в детских журналах и сборниках. СПб., 1875; Толль Ф.Г. Наша детская литература. СПб., 1862; Чехов КВ. Детская литература. М., 1909; Холмов М.И. Библиографический указатель русских периодических изданий для детей (1785-1817 гг.). Л., 1973; и др.

Религиозно-нравственное образование и воспитание на страницах журнала «Детское чтение...» Н.И.Новикова

Обратимся к рассмотрению отечественных детских журналов, издававшихся в России в последней четверти XVIII — 30-х гг. XIX в. Возьмем самые известные из них - те, в которых религиозно-нравственной проблематике отводилось значительное место и в которых общее направление культурной мысли выражено наиболее полно.

Детская периодика в истории России - одна из важных духовных составляющих в становлении образования и воспитания. Наряду с житийной и православной детской литературой она должна была способствовать духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Без сомнения, «Детское чтение...», привлекавшее внимание историков литературы, историков журналистики, еще не удостоилось должного рассмотрения под избранным нами углом зрения.

До XVIII в. практически вся русская культура, включая детскую литературу, была духовного содержания, воспитание детей велось на таких книгах, как «Домострой» Кариона Истомина, «Первое учение отроком» Феофана Прокоповича, «Синопсис» Федора Грибоедова, и на аналогичных книгах духовного содержания. Духовные книги сыграли выдающуюся роль в воспитании детей и юношества нашей страны в XVI-XVII вв., на что уже обращалось внимание

Но начиная с конца XVII в., и особенно в петровское бурное время, в культурной жизни образованного русского общества были расставлены иные мировоззренческие акценты, содержащие позитивистские начала, коснувшиеся основ мировидения (философская сторона), но не особенно затронувшие правила уклада жизни, соответствующие материальной и духовной культуре, укоренившейся в России. Понятно, что меняется план материальной культуры, ее духовно-нравственная сторона консервативнее в хорошем смысле, способы ее выражения в художественной словесности вообще и в литературе для детей в частности динамичны и разнообразны. Новое лишь в определенной своей части конфликтно по отношению к традиционному. Новое и устоявшееся, взаимодействуя, создают прецеденты бесконфликтного взаимопроникновения и взаимообогащения, создают новые формы и жанры.

Россия становилась оснащенной технически и технологически, заимствуя у Запада многое из научных достижений, привнося на нашу почву идеи прогресса и просвещения. Болезненность «прогресса» обсуждалась и историками, и философами, но спустя три века мы можем исследовать этот вопрос применительно к истории детского чтения, детской периодики спокойно и взвешенно. С другой стороны, восторг от впечатляющих побед русского оружия при явно нарастающей мощи России (особенно в екатерининское время) вывели на первый план собственно гражданское воспитание, на периферию было отодвинуто прежнее религиозное воспитание - это привело к тому, что вслед за Западом в России произошла быстрая секуляризация жизни русского общества.

Известная деятельность императора Петра I по уменьшению влияния церкви на общественную жизнь всегда сознавалась церковью; назовем имена наиболее любимых народом святых конца XVI - начала XIX в., особо потрудившимися для исправления нравов русского человека, которые привнес XVIII в.: св. Митрофана Воронежского, св. Димитрия Ростовского, св. Иосафа Белгородского, св. Тихона Задонского, преп. Серафима Саровского. Обращаясь к русскому обществу, скорбя об упадке его духовной жизни, святитель Тихон Задонский так говорил о целях воспитания: «Неразумно поступают родители, научая детей воспитании» . Со словами Тихона Задонского перекликаются слова преподобного Серафима, сказанные им в 1829 г. жене ротмистра А.В.Т., посетившей его в Сарове со своей семьей: «Матушка! Матушка! Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее все приложится им потом»2. Эти мудрые наставления двух великих святых нашей церкви можно считать завещанием на все века всем православным родителям и педагогам на ниве духовного воспитания юного поколения. Но упоминания об этих наставлениях отсутствуют на страницах газет и журналов того периода, включая детскую литературу и периодику.

Система детской религиозной периодики в России начала складываться в конце XVIII в., во время правления Екатерины II. Первыми детскими изданиями, положившими начало созданию детской периодики в России, стали журнал «Детское чтение для сердца и разума» (М., 1785-1789) Н.И. Новикова, сборники «Растущий виноград» (СПб., 1785) Е.Б. Сырейщикова, «Распускающийся цветок» (М., 1785) и «Полезное упражнение юношества» (М., 1785), издаваемые питомцами учрежденного при Императорском Московском университете Вольного Благородного пансиона и др.

Появление детской периодики связано прежде всего с именем Н.И. Новикова, основавшего первый детский журнал - «Детское чтение для сердца и разума». Журнал выходил в Москве с 1785 по 1789 г. по субботам как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости» (М., 1756) и был адресован детям, в основном среднего и старшего возраста.

Литературная деятельность Н.М. Карамзина на страницах «Детское чтение...» Н.И.Новикова

Литературная деятельность Н.М. Карамзина (1766-1826) для детей началась на страницах журнала «Детское чтение...» в 1785 г. В это время он уже подвергся идейному влиянию московских масонов и лично был знаком с Н.И. Новиковым, известным просветителем и общественным деятелем .

С 1787 г., когда основными сотрудниками журнала стали А.А. Петров и Н.М. Карамзин, в «Детском чтении...» по преимуществу стали печататься длинные переводные повести Н.М. Карамзина, так, например, двенадцатая часть журнала состоит только из двух произведений: продолжения нравоучительной сказки «Альфонс и Далинда» (занимающей 190 страниц) и очерка «Зима» (14 страниц). Исчезают естественнонаучные и исторические статьи, прекращается печатание библейских текстов, не встречаются ранее довольно известные многочисленные театральные пьесы. В общем, характер издания столь несхож в эти два периода его существования, что исследовательница Н.А. Бекетова пришла к выводу: «Журнал распадается на две половины, которые нельзя рассматривать вместе, так как они настолько различны, что кажутся двумя различными журналами»2.

Эту же точку зрения разделяла исследовательница 40-50-х гг. прошлого века, историк русской детской книги Е.П. Привалова. В кандидатской диссертации «Детское чтение для сердца и разума» Новикова - первый русский детский журнал» она пишет по интересующему нас вопросу следующее: «В журнале отчетливо различаются два периода. «Детское чтение...» 1785—1786 годов осуществляло программу, развернутую Новиковым, и являлось коллективным органом, одушевленным одним мировоззрением и одной целью. Журнал 1787-1789 годов разрешал задачи, интересующие редакторов - Петрова и Карамзина, интересы в первую очередь литературно-художественные... подобная эволюция совершалась под влиянием правительственных гонений, которым подвергались масоны, в частности молодежь педагогической и переводческой семинарии» .

Различие это состоит в том, что адресат журнала, кажется, не имеет значения для редакции, иначе объем публикаций, их жанровая принадлежность, тематическое и информационное разнообразие было бы иным.

Во всех частях «Детского чтения...» значительное место отведено быту и нравам разных народов, много рассказов посвящено фактам из жизни знаменитых людей всех веков, даются сведения по географии, этнографии, истории. Для разнообразия форм изложения в «Детском чтении...» помещались маленькие драмы и повести «пасторального» характера, рассказывавшие о добродетельной и нравственной жизни простого народа, которая противопоставлялась отрицательным представителям правящего сословия. Примером такой публикации является драма «Дамон и Пифиас», где наряду с рассуждением о нравственности и справедливости рассматривался вопрос о власти. Это был перевод с французского об известном тиране Дионисии Сиракузском. Интересно подстрочное примечание к драме, где приводилась характеристика правителя, как законченного тирана: «Он присвоил себе царскую власть незаконным образом, и употреблял ее весьма худо».

В драме приводятся необходимые условия хорошего правителя: он должен быть гуманным, окружать себя справедливыми и добродетельными советчиками, вовремя распознавать своих врагов.

Образ такого достойного советчика, верного своему правителю и оклеветанного врагами, довольно часто можно встретить на страницах журнала. Уже в первом номере редакция в «Повести о Селеме и Ксамире» затронула этот вопрос, который был знаком и русскому обществу, когда богатые могли откупать своих близких от воинской службы.

Авторы напоминали своими публикациями на эту тему правящей императрице об истории ее прихода к власти, чтобы она всегда оставалась справедливой и благодетельной в отношении своего народа.

На страницах «Детского чтения,..» Н.М. Карамзин опубликовал 26 переводных и оригинальных произведений. В них он прежде всего раскрывает внутренний мир молодого человека, стремящегося к самопознанию. В его произведениях воспевается природа, дружба, братская любовь. В частности, этим темам посвящены повести «Евгений и Юлия», «Евгения и Леоне», «Пустынники», «История герцогини Ч.», «Анакреонтические стихи», автобиографический рассказ «Прогулка» и рассказ «Благодеяние», драма «Дафнис и Пандроза», нравоучительная сказка «Альфонс и Далинда» и др.

Детская периодика в 40-50-х гг. XIX в. Журналы «Звездочка» и «Лучи» А.О. Ишимовой как первые журналы, обратившиеся к традиционным национальным духовно-нравственным ценностям

Первыми детскими журналами, которые стремились следовать критериям, предъявляемым к периодическим детским изданиям православной педагогикой, были популярные «Звездочка» (СПб., 1842-1863) и «Лучи» (СПб., 1850-1860). Эти издания были детищем журналистки, прозаика, переводчицы А.О. Ишимовой (1804-1881). Она была лично знакома с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, К.П. Вяземским, в 1833 году издает книгу «Семейные вечера», перевод с английского, тем самым впервые познакомив русских детей с английской детской литературой. До нее переводили в основном с немецкого и французского. После возращения ее отца из ссылки, которую он отбывал за сочувствие к декабристам, А.О. Ишимова в его имении открыла сельскую школу для детей, которая стала известна во всей округе. Приезжая к соседям-помещикам, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский и К.П. Вяземский слышали о молодой учительнице и ее школе. Как пишет А.А. Федоров-Давыдов, «Пушкин посоветовал ей не ограничиваться одним учительством, а приняться еще за издание детского журнала» . Совет великого поэта она выполнила через несколько лет, основав детский журнал «Звездочка».

До конца своей жизни, А.О. Ишимова все свое внимание уделяла воспитанию детей - от непосредственного обучения детей в школе до составления детских книг и журналов. В 1837 г., за пять лет до выхода журнала «Звездочка», А.О. Ишимова издает первую часть «Истории в рассказах для детей», вторую - в 1841 г. Содержание книг легко усваивается детьми, так как написаны они «в форме беседы - одной из древнейших форм преподавания ребенку знаний вообще и исторических, об истории родного Отечества, в частности... Автор («Истории») обладает и педагогическим, и художественным, и историческим видением материала»1.

Современные исследователи детской литературы прошлого рекомендуют книгу Ишимовой для домашнего чтения и в настоящее время. Журнал «Звездочка» был адресован детям младшего возраста и посвящен благородным воспитанницам институтов Ее Императорского Величества, а журнал «Луни» предназначался для девочек старшего возраста и ставил своей задачей воспитание будущих матерей, хозяек дома.

«Звездочка» и «Лучи» учили детей добродетели, чтению душеполезной литературы и пониманию духовной музыки, одним словом, старались просветить настоящую и будущую их жизнь добрым светом православия.

В первые годы издания каждая книжка журнала делилась на две части (отделения) - для старшего и младшего возраста. В первой части помещались духовные повести, рассказы и стихи, притчи, захватывающие очерки и зарисовки из Отечественной истории, статьи научного содержания, увлекательные сказки, сказы, загадки, шарады, забавы.

Вторая часть была адресована детям младшего возраста, в ней была постоянная рубрика «Бабушкины рассказы», в которой в форме беседы детям прививались христианские добродетели: добро, любовь к родителям и ближним, уважение к старшим, сострадание к бедным и больным. Также публиковались небольшие статейки о жизни животных и растений, рассказы и стихи на английском, немецком и французском языках.

После нескольких лет раздельного издания - для старшего и младшего возраста, журнал сливается в один, с отделом для маленьких читателей.

Последние годы каждый номер имел такие отделы: словесность (художественная литература), науки (очерки по истории, естествознанию, географии), новые книги, смесь, страничка для младших читателей.

В отделе «Словесность» публиковались оригинальные и переводные повести и рассказы, лучшие стихотворения русских авторов, кроме того, помещались стихи на английском и французском языках, что приносило пользу детям для более глубокого их усвоения.

В отделе «Науки» печатались статьи, которые можно рассматривать в качестве дополнительного материала для школьных уроков по географии, истории, естественным наукам. Наряду с другими авторами, в журнале помещались статьи и самой А.О. Ишимовой под рубрикой «Бабушкины рассказы», за эту великолепную работу она удостоилась особого внимания Ее Величества Государыни Императрицы, позволившей ей посвятить свою книгу великой княгине Марии Александровне.

Необходимо сказать, что кроме «Бабушкиных рассказов», которые были рассчитаны в основном на детей младшего возраста, содержание всех остальных рубрик, предназначенных для детей старшего возраста, в той или иной степени соответствовало утверждению: «Которым все, и мы Им» (Кор. 8.

В отделе «Новые книги» редакция рекомендовала для чтения только те книги на русском, английском и французском языках, которые своим высоким эстетическим и нравственным уровнем и вкусом способствовали бы пробуждению любви к чтению юных читателей.

В отделе «Смесь» помещались интересные разнородные материалы: о встречах любимых народных праздников - Рождества, Прощеного Воскресенья, Пасхи, Троицы; записки путешественников; рассказы об экзотических животных, птицах, деревьях; биографии знаменитых людей.

Эмигрантские детские православные журналы 20-40-х гг., продолжавшие классические традиции русской дореволюционной детской периодики

По этому закону церковь получила право юридического лица и возможность самостоятельно заниматься издательской деятельностью. С этого времени стали появляться многочисленные издания, включая детские, разных уровней и направлений. Религиозная литература в основном распространяется в больших городах и монастырях, где на нее существует устойчивый спрос, правда, довольно узкого круга лиц, в основном полностью определивших свое отношение к конфессиональной и содержательной их стороне.

После опубликования закона «О свободе совести и религиозных организациях» стало возможным появление религиозной православной святоотеческой литературы, включая и детскую периодику .

Отметим труды на ниве возрождения детского православного просвещения А.Н. Стрижева, сотрудничающего с журналом «Купель», А.А. Лиханова, издающего журнал «Божий мир», протоиерея Артемия Владимирова с его «Зорькой»\ журналы: «Пчелка», выпускавшийся издательством Московской Патриархии (в настоящее время издается сестричеством во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы), «Школьный вестник» для незрячих и слабовидящих детей; газеты: «Воскресная школа», «Православная юношеская газета», «Светлый отрок», издание воскресной школы при храме Троицы Живоначальной в Борисове и другие издания.

В настоящее время издаются детские православные журналы и газеты не только в Москве, но и в других городах России, такие, как «Чадушки» - в С.Петербурге, «Колокольчик - на радость детям» - в Мордовии, «Православная радуга» - в Самаре, «Подарок детям» - в Екатеринбурге, «Свечечка» - в Таганроге, «Чадушки» - в Харьковской области, «Чадо» - в Маимаксанском округе Архангельска, «Светлячок» и «Купель» - в Уфе, «Отрок» - на Украине, «Лучик» в Казахстане и «Лучик» в Республике Марий Эл, «Богдан» - в Виннице, «Воскресная школа» - в Полоцке и др. Однако тираж этих журналов, как и всех православных изданий, явно недостаточен. Тираж каждого из названных журналов не превосходит 6-7 тыс. экз., исключением является журнал «Божий мир», издающийся тиражом около 20 тыс. экз.

Издаются и православные журналы для детей, дублирующие по своей тематике и названию варианты русских детских дореволюционных журналов: «Детское чтение для сердца и разума», «Пчелка», «Зорька», «Светлячок», «Зернышко», «Игрушечка», «Тропинка», «Ванька-Встанька», «Подарок детям», «Родничок», «Родник» и др. Следует отметить, что некоторые из них (к примеру, «Детское чтение для сердца и разума», «Ванька-Встанька», «Подарок детям»), оставаясь интересными и полезными журналами для детей, утратили свою прежнюю нравственно-религиозную направленность.

В настоящее время издаются православные журналы и газеты для взрослых, имеющие постоянные рубрики для детей: «Наши дети» — в «Русском доме», «Зернышко» — в журнале «Православная беседа», «Радуга» — в газете «Православная Москва» и др.

Необходимо признать, что в связи с многолетним отсутствием практики создания подобной духовной литературы потеряна преемственность и забыт духовный опыт общения редакции и читателей. С другой стороны, следует заметить, что периодические издания вообще сейчас переживают не лучшие времена, а потому накопление опыта, восстановление внутренних духовно-нравственных связей в обществе пойдет во благо укрепления детской периодики вообще, православной периодики - в частности.

Современное состояние детской периодики таково, что с ее образцами не могут иногда познакомиться даже те, кто профессионально в этом должен быть заинтересован. Например, в Российской государственной детской библиотеке в Москве отсутствуют издающиеся в настоящее время православные детские журналы; в РГБ доступ к православным детским журналам и даже к известному «Русскому дому» ограничен. Но к прокатолическому и неообновленческому журналу «С нами Бог» доступ открыт, в каталоге представлены все выходившие номера этого журнала.

Отметим, что во всех православных детских изданиях явно недостаточно уделяется внимания такой насущной современной проблеме, которая не была настолько актуальна еще 50-60 лет назад, как современное состояние окружающей нас природы.

Хотелось бы даже в вышеназванных журналах наконец-то увидеть новые рубрики, посвященные анализу выходящих в настоящее время детских православных книг и журналов.

Общим упущением этих изданий является недостаточное разнообразие авторов и мнений по насущным проблемам православной жизни. Педагоги, занимающиеся воспитанием детей в общеобразовательных школах и имеющих интерес к ее духовной составляющей, хотели бы познакомиться с аналогичным опытом в православных гимназиях и воскресных школах.

Православный детский журнал «Купель» — лучший среди современных православных детских журналов России, он быстро завоевал популярность у читателей, несмотря на то что выходит всего лишь с 1997 г. Тематика журнала разнообразна, главной целью журнала является духовное просвещение подрастающего поколения, поэтому всякий материал, помещенный в журнале, в обязательном порядке содержит в себе духовно-нравственную составляющую. Высокий уровень публикаций и внушительный объем подаваемого материала позволяет редакции надеяться на то, что журнал будет интересен детям всех возрастных групп, а также учителям и воспитателям детских садов, школ, лицеев и гимназий.

Похожие диссертации на Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России