Введение к работе
Вторая половина ХГХ века в Англии представляет собой один из самых сложных и противоречивых этапов. В это время происходят значительные изменения в эстетике критического реализма классической поры 40-х годов, связанных с деятельностью Ч.Диккенса, У.Теккерея, Ш.Бронте, Э.Гаскелл. В романистике возникают новые черты, появляются новые эстетические принципы, ставятся и решаются новые проблемы, выходящие за рамки непосредственных задач искусства и литературы. Об этом свидетельствуют лучшие произведения ряда писателей, пришедших в английскую литературу в этот период, - период Дж.Элиот, Дж. Мередита, Э.Троллопа, Т.Харди.
Творчество английской романистки Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс), снискавшей большую славу и признательность у своих современников как в Англии, так и в других странах, - в высшей степени уникальное эстетическое явление. Личная и творческая биография писателышцы сконцентрировала в себе наиболее характерные приметы социальной и литературной истории Анг-лии 50-70-х гг. ХГХ века.
Связанная прочными нитями со своими великими предшественниками -В.Скоттом, Ч.Диккенсом, У.Теккереем, Э.Гаскелл, Дж.Элиот в то же время справедливо считается многими критиками первым английским писателем, предвосхіпившим психологизм и «интеллектуальность» современной прозы, затронувшим проблемы, решением которых озабочен XX век.
Роман «Миддлмарч», написанный в 1871-1872 гг., является произведением зрелого творчества и самым масштабным реалистическим творением писательницы.
В «Миддлмарч» предстает широкая картина английской провинциальной жизни первой половины ХГХ века в ее основных проявлениях. Не случайно поэтому, что подзаголовок романа звучит как «Картины провинциальной жизни». Однако сффа охвата и осмысления бьпия, богатство выведенных в нем типов выходят за рамки сюжета и распространяются на все английское общество того времени, изображенное в своей целостности.
С момента выхода в свет «Миддлмарч» привлекает внимание огромного числа литературоведов, философов, художников, критиков как в Англии, так и ?а ее пределами.
В ХГХ веке в России был проявлен большой интерес к личности и творчеству Дж.Элиот. В XX в. этот интерес в стране заметно снизился, стали редкими «здания ее произведений, а имя стало малоизвестно широкому кругу читате-тей.
В отечественном литературоведении исследование творчества англий-
ской писательницы ограничилось несколькими работами, авторами которых были ЮААндреева, Г.Н.Аникин, М.Н.Гритчук, В.В.Ивашева, Ю.М.Кондратьев, Б.Б.Кузьмин, А.Л.Луйгас. Н.П.Михальская, Л.К.Путыкевич, ТЛ.Се-лшрина, А.А.Федоров. Между тем, в англоязычной критике существует большое количество биографических и текстологических исследований, статей, сборников, монографий, в которых представлено творческое наследие Дж.Элиот. Сюда следует отнести: работы Г.Джеймса, В.Вулф, Л.Стивена, Г.Хейта, Б.Харди, У.Харви, Ю.Кнепфлмахера, КМак Суини, К.М.Ныотона. Число их с каждым годом растет. Немало исследований посвящено и роману «Мидддмарч». Полемика вокруг произведения продолжается. Однако следует отметить, что остается открытым вопрос, связанный с конкретным определением обусловленных жанровым и идейным своеобразием особенностей сюжет-но-композиционной организации «Мидцлмарч» в связях с литературным процессом второй половины XIX века в Англии. Эта важная проблема требует своего разрешения. Анализ романа в литературном контексте - неисследованная область и в отечественном литературоведении. Этим и объясняется актуальность темы диссертации.
Цель исследования - изучение художественного мира романа Дж.Элиш «Миддлмарч» в контексте английской литературы второй половины XIX века.
Основные задачи исследования:
определить особенности художественного мышления Дж.Элиот;
проследить воздействие эстетики и философии писателышцы на характерологию романа;
определить своеобразие создаваемого в романе художественного мира;
объяснить наличие типологических модификаций характеров;
выявить роль рассказчика в повествовательной структуре «Миддлмарч». Научная новизна настоящей диссертации объясняется тем, что она пред
ставляет собой попытку более полного рассмотрения проблематики и поэтша произведения и осмысления его исторического места и значения в общей сие теме опыта литературы Англии второй половины XIX века.
Объектом исследования является роман Дж.Элиот «Миддлмарч» - слож ное полифоническое произведение, в котором сочетаются черты романа психо логического, нравоописательного и философского, содержатся большие соци альные обобщения, решаются серьезные проблемы. В диссертации рассматри вается литературный контекст второй половины XIX в., на фоне которого воз никло произведение.
Научно-практическая значимость работы.
Настоящая работа представляет собой опыт рассмотрения произведени в литературном контексте. Материал диссертации может быть использован :
)бщих и специальных курсах по истории зарубежной литературы, в спецкурсах і спецсеминарах по английской литературе.
Апробация.
Проблемы, поставленные в диссертации, послужили материалом для (окладов на Пуришевских чтениях (1995-1997 гг.). Результаты исследования Осуждались на заседаниях кафедры всемирной литературы МШУ, аспирант-:кого объединения. Основные положения диссертации отражены в публикацией по теме исследования.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объ-м основного текста составляет 249 страниц. Библиография содержит 358 на-менований художественных, научных, литературно-критических работ.