Введение к работе
Актуальность настоящего исследования.определяется особой'значимостью проблематики, активно и плодотворно разрабатываемой.советскими литературоведами: национальная специфика произведений зарубежной ліїтературц, традиции и новаторство в художественном произведении, вопроса становления и оволюции творческого мышления авто- . рс, жанровая специфика отдельных произведений и вопросы их повествовательной формы.
Художественное мировоззрение,Кэсер формирует особенности и способы отражения реальной действительности в той конкретно-художественной фооме, которая определяется понятием жанра. Именно анализ жанра как явления синтетического, форшердержательного способ* отвует созданию прочной основы для. углубленного постижения природы романа "О, пионеры!". Наличие несомненной взаимосвязи между ромагэм "О, пионеры I" и более поздшя "Моя Антония" позволяет не. только проследить черты сходства художественного мышления Кэсер, характерные для раннего периода творчества, но и выявить новые черты, прежде всего,' в области художас*ввнгоЙ формы, которые свидетельствуют об эволюции ее творческого метода. Поэтому в исследования выделяются два основных аспект а - жанр и повествователь-
пая форма, что определяет диалектический подход к литературе как явлению синтетическому.
Цель диссертационной работы - восполнить существующий в советской литературоведении пробел в исследованиях, посвященных становлению художественного мышления Уиллы Кэсер, проследить истоки формирования философско-эстотических взглядов писательницы, рассмотреть вампе аспекта эстетической системы автора на примере анализа жанровых особенностей романа "О, пионеры!" и повествовательной формы романа "Коя Антония". Рассмотрение перечисленных вопросов может способствовать решению вопроса об особенностях творческого метода Кэсер раннего периода, поставить зоп-рос о напревлошш ее творческой эволюции.
' Научная новизна исследования определяется тем, что оно представляет первую в советском литературоведении попытку детально проанализировать наиболее значі/глтлше романы Кэсер раннего периода, акцентируя внимание на ряде вопросов, до этого времегаї но нашедших освещения в критических работах о писательнице: преемственность традиций в ее творчестве, своеобразие филссофс.чо-эс-тетических и отчасти этических поодставлешй, жанровое своеобразие, анализ ловоствоваїольной формы отдельных произведений.
Методологической основой исслздованля является системный подход к явлениям литературы, предполагающий сочетание историко-литературного принципа со структурно-типологическим.
В основе методики исследования - сочетание конкретно-текстового анализа с изучением теоретических аспектов '/ворчества американской писательницы.
Научно-практическая ценность диссертации заключается в том, что представленный в ней материал монет' быть использован для дальнейшего изучения как творчества У.Кэсер, так и белее широкого круга вопросов развития литоратуры США на рубеже ХІХ-ХХ веков. Материал диссертации может быть привлечен для чтения курсов по зарубежной литературе конца ЛХ- начала XX гзков, при чтения спецкурсов по истории американской прозы, при проведении спецое-минаров.
Апробация научных результатов. Основные положения исследования обсуядаляоь на шли Всесоюзных научных конференциях по проблемам американистики (Москва, І98В-І990 года), на межвузовских научных конференциях в ИГО", им. А.И. Герцена (1990 и 1991), ВГУ
(1989 и 1990), на межвузовском семинаре, посвященном проблемам повествовательной прозы в ОГУ (1989), на областных конференциях молодых ученых по актуальним существенно-политическим и научно-техническим проблемам (Иваново, 1988, 1990), на итоговых научных конференциях ЯХТИ (1989, 1990), а также на итоговых научных конференция:: кафедры зарубежной литературы ИвІУ (І9С6-І99І).
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав и заключения и библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 397 источников.