Введение к работе
м І
ми І
(Актуальность проблемы. При изучении творчеств художни-
ЦкйіІ проблема традиции и новаторства никогда не теряет і актуальности. Однако особый смысл она приобрела в коч-е мировой культуры хх аека, одновременно эодущэп поиск іипиально новых форм и возвращающейся к своим корням. Немало существенного и интересного для обобщения по щ вопросу содержит поэтическое творчество ҐИЙ0К8 \їїО' ж, зо многом поке.^а'-елыюо с этой точка чрпния. В ряду іу^ских поэтов у Гийока Аполлинера с особой иагляднобтьа ияятся оба еостапллэдие этого единства: к шсрсчая, пда» ірная приверхоингеть традиции, и постоянний, иеистодаккй : нового. Проблояу эту повозмоаио обойти, с апкой г", стс-к*і ни рассматривал!- творчество Аполлинере. В ргарвзз .ции и новаторства, при леей гпз?кэрвчкэостн пер їди,
ІІТрИЗБЮТ TBOp4JCTP0 Лі'ІОЛЛКИврЛ И ШШЗДНЫб, И COSQTCXKd
(доватоли.
После смерти поэта прочло сравиитвдь'іо неилаго apsii??ir.-у гв сю значение з кптории #ра:н$.'Ез«гой :шор:;туры з іЛ гчаввдкоо~ч і нрзлгл-ози s vo^> посте віорУЛ ?'чр;воУ і, когда и ;:ач' иось so Фршшив сі;зтенати'!зоксс кослрдо-I его творчества, до последних хот предъявят появляться іпацімі нечздаикого даегздая Аполлпг.ора, йо!..-вптир<іь&н:ів лвдоваиаэ вг*о текстов пегтгпекво soft полісе» схЕатывг-от-нш. Кране ?іож?кк, сіжпмьино иооа.:дсч,ег.ья позшіггш и драматургия, зурнзаяотггі», гзтатако» &йшздргшту*«яп інйера. Поскольку а ого таорчеотеэ всэ аг::ры язакмоезя и проясняют- друг друга, то и мы естественно, будєи ірать прхмэпцтольнс к поэзии весь этот цвіїяі'Й "ооладове-зшй материал. Довольно далеко продвннулеоь вперед иселе--"!L' собственно поэтического наежэция Аполлинера. Осяс: -:апраалоккя этого ис*іадованяя» ярочтошіа па урошг тая-рсчлмфооэкы и хсмг?:ггиоо?акио обравшого -їтрок, про е-нг> генезиса -?го емхов, их соотношения с биографией ло-тентеястсм пшета, 'ікроотм кругом чтэяия Акилгаера.глс-;с-тго г.сиогнш ocutoraooTeft ь занокогирисстоіі аго соо-
- A -
тики. Интересующий нас аспект затрагивается многократно, иако объектом амоотоятельного и систематического иссле^ ния по отношения ко всему поэтическому корпусу Аполлинеї eaje не становился. Имаино проведение такого нсследоваї является нашей эадачеи.
11а современном этапе развития общественной хизші в актуальность поставленной в работе задачи обусловлена | обстоятельств. Как извести", на протяжении ряда десяти; картина развития современной европейской литературы чаотзіоста, тая Кбаываемух тоидэнцкп иэдаршзхз, была і ст&вдзаа в са%эгсвоу ллтерйтуроведен» вздостатачна m nopoa - в uciKixeJiMou вида. На ряд (актов н лвлекай бчг: лозй'іо табу, ы сии сйхэдалиг-:. кэзчаннек, Зачаетуо ййед» и одг/гстороииса ваглядега, в результате доп&атичезхог^ sosv н-згаріі«"за/;оаг;гайїї. Ёо?итарош№ творчсоюіа ye'm Алоляшмра її их рьаА5«аада в еро лсзимі вд;ш: сущэзтв' есат&ваой' чаоті'л ь ст.'етдау 2'К ве;;а. йээтецу лиясглиио с лиши его.взаимоотношения с оточествліасР ь* мировой ш. Ч^ригй тр"70іаіда;"8ктуьлі-аа м зря ооьжлі'ті' сгл^Афро, акя иа его' осш^слвтеа. итак;. ДядчоеслілсЗ |Ч'.ллнатмБ оигтриваемая проблематика иагхзт оказать? *'*w .т.злез; для углубления, и уточнения характєристіш от/. ;,.:,, х с развития'литературного процесса иынеахегс тс^откя ео < цші. Лишь'в результата-учета различных составлявших с; ценного искусства и -"итературЫ . возможна разработка : йодожи творчеакого.процесса и; рбьектнвнеч' оцзкиа общччо. ;г.«вих ценностей. '.'..' .' ;' «.
Цоль сэдгтк іізаледоааіоїК: В целях иийййичеиия ді го.шиотн и возкожнсП по'жноііі исслодоїшішя сод>от о оі Hfuia " тко разграничить основной оомиіт рагседтреші. явхяотоя отноионие nouaffii Аполляпора к $ранцуес-ш поз' свой традиции. "*то - костяк, ядро яоой ноззни Аясшиявр; пак извзсті..л эрудиция и интересы Аіюллшюра і. .редхо buxi додает aa предали йралцуздішй культурні d отороііу Гері. Ипшіі., славянского мара, ограі! Йаетока. Из этих аоіі:
- ? -
э5о выделено отношение Аполлинера к славянскому миру и к аназу.
Очевидным с самого начала представлялось и построение 5оты на скрещении вертикали дігхроиии и горизонтали син-эиии. Помимо французской поэтической традиции, о днахрони-зіеом и синхронном рядпх учитываются и явления изобрази-вьного искусства.
8 спектр рассматрип&з(,'е.1 диахронической преемственности зяан и образаый строя язшп. Несходно французской поэзии герачиваотся к читатели стэяыши дотолз но осознанными їкями, сколько кошк, «опройВйяеивых зопрс-ів задают оиу в зцессе творчества внопъ вып;ет5"э кя чеэтичосков попрящо зрцы.В этси смь«ле иахдый поэт я* ."олый» Н.'чгтель нового, и плодотворный читатель прямого. Прочтем скупне поэтов зкда случаев рзяпло иовыо пезтичоскио ц«ии ,"* пек порам эдлииера. Воссоздание цепи этих ооярсеоз озгетйт '«гтгрсс-з грань взаимоотношения созданного ч соэдги-^го'-я, явят іч^нне cor/n*p»Hcrt поколении и кзгрлрыэкссти гу*еЕ;.*"тичо-зй миссии че.'лвсэстпа.
'ЛТ'.)ДО.".ОП.!Л0СГіуТ) CCIIOtiV рабОТН СОСТЛЇШМ? ЯКаЯСЭТНЧО-
э-материх-нст^ски;? подход it нзу.шии ЛїТй.ютур.тнх прой-л. \втер руководствуется марксистсга-.тегмгссЗ {.илсссбиоЯ зстетимг*. ;:сстйжєи;їямі сопро».'энного согзтсгого и зг.рубог.-"о ««торлгуройодеїшл, обракзтзл и йсторичзгко-гсясткпз-)»у чаге.'}' меслояопаяия. В раСото шпатам р"злй'пгмэ агы
ІИ'ОДСЙСТ'іїіЯ Ч[»І;ТОРИОП ТраДИЦИ»! И К<Ж"»ТС*К!ТЕ 1 СС0Т20Т-
:аіш з ргпрезах содержания я 'агмм, "ч ет да/се вязь п а'роїійи-з Е.г-'їтамр'ггся, t:.i-v,"/"J-"CT"';,;'»c5"^.i борьба к, исходя' йтог-і, /йгорй'.'ссид P>?f<rJ7?w;3e?f» кТ'Т-'туртгс pcsr;i-:. S ос!!ог;у іу.'>тод!(({?« Л'»'дг ;n,43^CKC!ttулххъг, к яперагур- позцже*;.:, родсрулщиЯ сг.смзктм мтаркім-гктераїурпего, "сг:гз-т-»(-:іг;і*іосі:ого, 'с^сиінтожгсгс ;і ' ГЕГШопг-гзеяаго -1^:2. г! т«з*к -«тобіг яр^дгт!",:г:г:ь азр.«моя?йятп.'о трпявдяі п .хретвп 1-: г>и> троим яр<тяггор1'п;-оиз сдакстсо.
- б -
Научная поввзеп работы. Значительный интерес к те ству Гийсма Алоллинора и к его взаимодействию с разли квлгпкяггя литературы и эстетики подтверждается ыногочи вдми исследованиями, посвященными этим вопросам как в С ском Союзе, так и за рубежом. Проблемы взаимоотношения дй. ,ли І5 козаторства в поэзии Аполлинера, в силу их сущос кого оначеиия в творчество данного автора, рассиатривг под рачным углом, во множестве работ, обогативших каше стсалени.е о вопросе ценным новый материалом и наблюдет:
Не тесную связь проблем традиции із новаторства в чозтаэ Аподлшора указывает в своих работах такие иосле тзли па;: И.Докоден, 'М. Адена, С.Бейтс, Г.-Ф.Биль. Е .Беллас, U. -И.Беллели, П.Бвргман, А.Бхйи, М.Буассон, S. нэ, А.Боояэ, - Л. Брйниг, ІК.Бургое, П.Кезерг, М.-А. К. -К. Зіва іьв, Р. Куффиньял, !>!. Дэвис, К. Добон-Тур 3.-А. Юбэр, Р.йая, Й.Кшггковаки, С. -И. їїокзрби, К.Мораия-її.СрвК4.^0ЕЯ, П.ІЗяе. Н.Подрааа-КЕЛтк-локп, Р.Пуйяр, М.Г П.-Ф. Р»ід, Ф.Рэко, А.Рувзр, З.Рилко, А.Сальмои, М.Сг Л.СоййКль, Ф. Суш, А.Сгори, С.Цоппк к др., а из cone рокаяистов - Н.Я.Балашов, Л.Г.Андреев, Т.В.Балашова, В. дшэь, С.й.ВаяикозгыШ, .М.Ваксиахер, И.К,Голоиищов-Куі 5а.Кь'"iHomi'j, Т.71. Мэтылоза, Ф.С. Керлирьер, Л. Д.Сблошеї Г. Г. Орагго-тдсо, Е.Г.Зтгжнд я др.
Из райи-, касающихся рассматриваемого вопроса и or яазаккда аа пооледкю вро^я советским:; ромаяистьми ос шзкшшя заслуживает наиболее 'основзтокьное, по сегоді ; «ь, чесгэдоэание творчества Аполлвнора, пргаїадлегзїіее
Н. И.Б5Л1.'!ГОЕГ: - "АПОЛЛКНЭр V. ЄГО tSC'CTO Do ЙрчпітуясКОЙ п:
(. книго: Аполлкнэр, Стихи, ),(.,1567). Результаты зте ряда других исследований автора,посіттаг.нж творчеству лклорг,, ш'лгоко колонизуются в данной работе. Развш аргу*'іі!т:'.рогп; мь наблюдения И. И. Беликова, касаян'Лься ; j . *ч* ^:тт. сторон творчества Anojusmopa, с тячх» - на» глс "?і аирашілк:-; в русской лктирйтурэ. Много цоияогс г.осиа'^кчеамоя проблеиа^жеи содержит раъ'отн Л. Г. Аид; ;і„Б. Голачгц.зда- Кутузове, СИ. Ьо/.жонзкого, Т. 3. Над;
святившей Аполлинеру отдельную главу в книге "Французская зия XX века", Н. ,1982). Т.В.Балашовой осуществлен,в част-ти, интересный сопоставительный анализ отдельных аспвктоз зии Аполлинера и Маяковского.
Из зарубежных исследователей работа многим обязана дам ведущего аподлщероведа профессора Мишеля Декодг а, ожившим основу, для. исследования, различных сторон творче-а Аполлинера, в. том числе вопросов традиции и новаторства го поэзии. Значительный подспорьем в работе явилось трвх-:ное исследование М;-3. Дюрри сб ' "Алкоголях" (Парик, 19, J-A)t нсвзйшю работ?: Ч.Лсбон-Турнадр, подняганэ новые пда-! тьорчмтпа Аполяшерз и давшие им, в ряде случаен, новое е.-аяиэ. Сьоеор.аз:'ое толкование ополлиноровскзгл фовснана 'оржит исследование Ф.Роно ("Прочтение Апотш;гзра", Лован-1969). Полезный опитом глубинного анализа аполдиноров-іго текста является книга К.І.'.оранж-Бега ("Песнь чесчестно-и любси'.спыт структурального и стилистического аь-ліаа", иг», 1970).
Научная новнрна представленное диссертации сссточт п і, что в лей uzepzvo п советской літорятуроиодслл'и прове-[о систематическое иоомдоааииэ тесно-Еааиноспяягтаи ком-;еитсэ традуц;ї;і и - исзз'.мрства э- коэзли Аполлннэрз. При этом їлия ведется с "учетом .накопленного, по' '.данной проблеиа-:о богатого фактического, материала. ,
Несмотря на то, что очерченный в диссзргации круг воп-ов постоянно привляхдл-':с. себе BH!!wa;ii!9 есгдєдсв.ітєлвіі, блема от!!Сшэн.:я поэтического творчества Аполлинера " пу-I становления и развития $р"шцузокой поазик д.в зпрубетіюи єратурокедепии не становилась объектом ігсшеловательн. . о ївзносторсндего рас*«отровая.
Ноеизнг рЙ5оты заключается и в тон, что d и 1 на перзд-I п/.ан шведами но частина случаи литература, л ваинствова-1 или более или не-зо доказуемых влияний,, а - просимы гчцішналько.го отношения Апо линера к теы или иным „ лічктвм оріеньл или оііновїония традиции. Икопно комплексное рас-
смотрение различных компононтов проблемы позволяет Iipiif к новым выводам относительно участия отдельных факторої процесса творчества.
Наконец, книга является первой советской монографій цэ~''ком посвященной творчеству Аполлинера.
Практическое значение работы. Результаты исследована; обобщенные выводы, полученные в диссертации, могут быть 1 пользованы для дальнейшего изучения проблемных вопросов і тории современной французской поэзии, ее истоков и тендет ее развития. Материалы диссертации использовались и испо; зуются автором при чіении курса и спецкурсов по исто; французской и зарубежной литературы на факультете инострг ны>. языков и литератур Тбилисского государственного унивс сатета им. И.Дхавахишвилн. Работа может быть испмьзов; при создании учебника по истории французской или зарубеж) литера^ ры хх вэка, а также - в пре-одаванин этих курсов.
Апробация диссертационной работы. Основные положи преде шлейной диссертации опубликованы в монографии -"Агк динар и пути развития французской поэзии (К проблеме тра; цил и новаторства)" (1989), а также в статьях - "Аполлино; Грузия" (15иб), "Аполлинер" (1969), "От крокусов до Колхи; (І98іи, "Золото ангелов" (1989).
Работа обсуждалась на заседании Лаборатории Тбилисск: университета по исследованию актуальных процессов в заі бежной -.тературе (1? октября 1984 г.) и на заседании каф> р1' истории зарубежной литературы Тбилисского государств ного университета (30 мая 1989 г.). Отдельные положения д се"тации в виде докладов были представлены на Республик ской научной ::с;;^орокц'ни, писияцонной 60-летию созда СССР (Тбилиси, 1982; тезисы доклада - "Звуковой и зритель обрго у Аполлинера* - опубликованы в сборнике "Актуаль проблемы зарубежной литературы, Изд-во ТГУ, 1982), и мозд, scpo ,иом коллоквиуме,посвященном творчеству Аполлине a Яегмик, в г.Ставло (2 сентября 1938 г. ;.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух астей ("Темы" и "Средства") и заключения. Первая часть со-ержнт двенадцать г. jb, вторая часть - пять глав. К работе риложены список использованной литературы, рэзю..,з на фр"'-,узском языке, указатель произведений Аполлинера, именной н редметный указатель.