Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурная идентичность русских студентов как объект социальной регуляции Комарова, Анна Алексеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комарова, Анна Алексеевна. Этнокультурная идентичность русских студентов как объект социальной регуляции : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08 / Комарова Анна Алексеевна; [Место защиты: Гос. ун-т упр.].- Москва, 2012.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-22/145

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

За последние два десятилетия произошли глубинные изменения в идеологии российского общества, что обусловило серьезные изменения в ценностно-мотивационной сфере российской молодежи. На смену ценностям советского патриотизма и интернационализма, коллективизма, приходят капиталистические ценности личного успеха, практицизма, индивидуализма. Процесс становления российской молодежи протекает под влиянием двух противоборствующих парадигм, ведь старшее поколение, являясь транслятором традиций и опыта, получило воспитание в условиях Советского Союза и, соответственно, является хранителем традиционных ценностей. А с другой стороны, современные экономические, политические реалии, появившиеся «свободы», вынуждают молодежь искать иные жизненные ориентиры. Нынешнее поколение 17-29 летних людей в силу своего возраста плохо помнят жизнь при Советском Союзе, соответственно не могут сравнивать условия жизни и национальную государственную политику двух стран, они уже полностью воспитывались в российских услових. По мнению Павловой О.Н, «Глобальная» проблема современной молодежи - это недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. Большое количество молодых людей не имеют уверенности в завтрашнем дне. Изменения в обществе, как определила Г.М.Андреева, привели к ломке социальных стереотипов, изменению ценностных ориентации и кризису идентичности.

Этнокультурная идентичность занимает в России отдельное место. Наша страна многонациональна, и кроме того, прошла через суровые испытания смены общественных формаций. В Советском Союзе была сформулирована надэтническая концепция «советского человека», что повлияло на этническую и культурную идентичность русских. Были утеряны многие традиции, обычаи, забыт целый культурный пласт. Именно в ситуации постоянно меняющихся условий, когда происходит изменения значимости многих социальных институтов, когда меняется культурная среда, ценностно-нормативные ориентиры, человек обращается к ценностям этнической культуры, которые остаются относительно стабильными, и отождествление себя с определенным этносом должно давать молодым людям необходимую уверенность и устойчивость в жизни. Поэтому в настоящий момент наблюдается процесс, который условно можно назвать «возвращением к истокам». Русские начинают заново переоценивать и переосмысливать свое культурное наследие, а государство занятно поиском национальной идеи, которая объединит нации, входящие в Российскую Федерацию на новой основе, связанной государственной идеологией. Но есть также и обратный процесс, открытие границ и новые современные интернет - технологии приводят к «размыванию» границ национального поведения, утрате позитивных представлений о своей ин-группе.

По словам З.Баумана, «впечатляющее возрастание интереса к "обсуждению идентичности" может сказать больше о нынешнем состоянии человеческого

общества, чем известные концептуальные и аналитические результаты его осмысления». За самосознанием своей этнокультурной принадлежности стоят социальные нормы поведения, нравственные нормы. Принадлежность к определенной культуре очерчивает рамки нормативного поведения и позволяет оценивать поведение других людей, социальных групп. Американский социолог, один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер писал: «Миллионы индивидов напряженно ищут свою собственную идентичность или некоторую магическую терапию, которая облегчает приобрести целостность личности, чтобы победить хаос, внутреннюю энтропию, сформировать собственный порядок».

Молодежь вообще и студенческая молодежь, как наиболее образованная ее часть, ответственна за сохранение и развитие страны, за преемственность истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений. Она играет особую роль в обществе, не замещаемую и не реализуемую никакой другой социально-демографической группой. Сегодня для большинства исследователей становится очевидной проблема трудности «выживания» этносов в условиях глобализации, бурного научно технического развития, экологических кризисов, роста информационных нагрузок и т.п. Для сохранения и защиты неповторимого духовного облика и сущности этноса необходимо создание особой стратегии и комплекса мероприятий, что невозможно без углубленного изучения и раскрытия сущности одной из важнейших составляющих этноса - этнокультурной идентичности. Формирование, поддержание и сохранение этнокультурной идентичности обеспечивается совместными действиями семьи, школы, средств массовой информации и других социальных институтов, деятельность которых должна носить планомерный и скоординированный характер, чтобы возникающая в результате этническая идентичность носила характер позитивной этнокультурной идентичности.

Проблема исследования. Сохранение целостности современной студенческой молодежи, невозможно без изучения ее этнокультурной идентичности. Необходимо выяснить, каким образом регулируется процесс этнокультурной идентификации, чтобы с одной стороны не ущемлять прав и свобод представителей других национальностей, а с другой стороны обеспечить процесс культурного и этнического воспроизводства русского населения. Таким образом, в настоящее время в российском обществе сложилось реальное противоречие между потребностью регуляции этнокультурной идентичности, (с целью формирования позитивной этнокультурной идентичности) и отсутствием системного научного исследования, представляющего собой социологическое решение проблемы, имеющей важное теоретическое и практическое значение.

Степень разработанности проблемы. Проблематика этнокультурной идентичности исследована достаточно глубоко. Вопросы идентичности в качестве проблемы научного знания были впервые поставлены З.Фрейдом. В ряду тех людей, которые работали в психологической парадигме можно назвать Фрейд А., Лакана Ж., Хорни К.и т.д. В контексте социальной психологии проблема

идентичности рассматривается в работах В.Вундта, Ч.Кули, Г.Лебона, Э.Эриксона, У.Макдугалла, Дж.Мида, К.-Г.Юнга и др.

В рамках социологических наук проблемы идентичности разрабатывались представителями классической западной социологии М.Вебером, Ф.Гиддингсом, Э.Дюркгеймом, К.Марксом, Г.Спенсером, Г.Тардом и др. Подробный анализ процессов идентификации проведен в современной зарубежной социологии Х.Абельсом, З.Бауманом, П.Бергером, П.Бурдье, Т.Лукманом, Р.Мертоном, С.Московичи, Т.Парсонсом, П.Призом, Н.Смелзером, П.Сорокиным, Э.Фроммом, Ю.Хабермасом, А.Шюцом и др.

В отечественной социологии проблема идентичности была поставлена представителями субъективной школы Н.И.Кареевым, Н.К.Михайловским уже в начале XX века. В советский период проблематика социальной идентичности в большей степени рассматривалась психологами Г.М.Андреевой, А.Г.Асмоловым, М.И.Бобневой, Л.С.Выготским, И.С.Коном, А.Н.Леонтьевым и др.

В настоящее время вопросы этнокультурной идентичности рассматривают такие отечественные учёные, как В.Г.Крысько, Т.Г.Богатырёва, Е.А.Гришина, Е.Н.Данилова, О.Н.Дудченко, А.Г.Здравомыслов, Ю.Л.Качанов, С.Г.Климова, А.ИКовалёва, Т.З.Козлова, Н.И. Лапин, В.А.Луков, А.В.Мытиль, Н.Н.Федотова, А.И.Чупров, НА.Шматко, В.А.Ядов и др. Этнокультурная идентичность в контексте этнологии, этносоциологии рассматривается в работах таких исследователей, как. Ю.В.Арутюнян, О.Н.Астафьева, В.Г.Бабаков, В.А.Баринов, А.О.Бороноев, Ю.В.Бромлей, В.А.Горбов, Л.М.Дробижева, В.К.Егоров, А.Я.Зарипов, К.Касьянова, В.И.Козлов, Ю.А.Серебрякова, Г.У.Солдатова, Ф.С.Файзуллин, В.Ю.Хотинец и др.

Проблемы этнокультурной идентичности волновали и представителей русской философской мысли, прежде всего, Н.О.Лосского, А.С.Хомякова, К.С.Аксакова, Н.Я.Данилевского, Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, К.Н.Леонтьева, Н.С.Трубецкого, Г.П.Федотова.

В работах М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса заложена теоретическая база изучения социальной регуляции как социокультурной системы, регулирующей жизнедеятельность индивидов социальными условиями и создаваемой культурой.

В отечественной социальной философии проблему социальной регуляции затрагивают Г.В.Атаманчук, О.Г.Дробницкий, Л.Я.Дятченко, В.Г.Игнатов, В.Н.Иванов, В.И.Патрушев, А.И.Пригожий, Е.Я.Режабек, Г.В.Франчук, Р.Д.Хунагов, Г.П.Щедровицкий, В.А.Ядов и др. Они рассматривают социальную регуляцию как применение и использование различных социальных технологий при управлении общественными процессами, определяют ее в качестве составной части социального управления в процессе урегулирования общественных проблем. В работах указанных авторов намечены общие контуры изучения социальной регуляции, ее специфики и значения как социокультурного образования, влияющего посредством институциональной организации на сознание и поведение индивидов. Проблематика социальной регуляции в приложении к этнокультурной идентичности не разработана:

  1. Отсутствует определение социальной регуляции этнокультурной идентичности.

  2. Не определены основные агенты, воздействующие на процесс этнокультурной идентификации.

  3. Не разработаны механизмы регулирования этнокультурной идентичности русской студенческой молодежи.

Таким образом, в настоящее время в российском обществе сложилось реальное противоречие между потребностью регуляции этнокультурной идентичности, и отсутствием системного научного исследования, представляющего собой социологическое решение проблемы, имеющей важное теоретическое и практическое значение.

Объект исследования русская студенческая молодежь

Предмет исследования этнокультурная идентичность русской студенческой молодежи как объект социальной регуляции.

Цель диссертации исследовать современное состояние этнокультурной идентичности русских студентов как объекта социальной регуляции.

Задачи исследования:

  1. Выделить теоретико-методологические основания изучения этнокультурной идентичности. Разработать теоретическую модель этнокультурной идентичности русской студенческой молодежи как объекта социальной регуляции

  2. Эмпирически исследовать состояние этнокультурной идентичности русских студентов.

  3. Определить этнокультурную идентичность как объект социальной регуляции, рассмотреть опыт управления процессом этнокультурной идентификации, определить воздействие на процесс этнокультурной идентификации студенческой молодежи в современной России.

Основная гипотеза исследования:

Этнокультурная идентичность представляет собой сложную систему, представленную тремя уровнями, имеющими специфические черты и регулирующуюся во взаимосвязи с социальными институтами, политикой государства, референтными группами, политическими партиями и общественными объединениями, а так же определенными социальными условиями.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили труды зарубежных и отечественных ученых в области проблем этнокультурной идентичности: в своем исследовании диссертант опирается на конструктивистский подход в понимании этничности, установки системного подхода и теории представлений. Для диссертанта базовой является также та совокупность выводов и положений, которая содержится в работах Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой, Г.У.Солдатовой, В.А.Ядова, Э.Геллнера, В.А.Тишкова, С.Московичи.

Методы исследования: анкетный опрос, интервью, тестирование, анализ документов. Эмпирические данные были обработаны с помощью программ SPSS, EXEL.

Эмпирическую базу составили исследования, проведенные автором:

1. Анкетный опрос «Этнокультурная идентичность русских студентов (на
примере студентов города Москвы)», которое проводилось с февраля по июнь
2011г. Опрошено 384 человека. В исследовании участвовали студенческие группы
из следующих ВУЗов города Москвы: Государственный университет управления,
Московский гуманитарный университет, Военный университет министерства обо
роны, Московский Государственный агроинженерный университет им. Горячкина,
Московский технический университет им. Баумана, Московский институт эконо
мики, менеджмента и права. Российский государственный институт туризма и сер
виса.

2.Интервьюирование. Использован метод фокусированного индивидуального интервью. Опрошено 30 человек, (июнь - сентябрь 2011г.) В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся в следующих следующих ВУЗах: МГУ им. М.В.Ломоносова, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Московский государственный медико-стоматологический университет, Московский государственный академический художественный институт им .В .И. Сурикова, Высшая школа экономики, Московский государственный строительный университет, Российский государственный социальный университет, Московский энергетический институт, Московский государственный университет прикладной биотехнологии, Московская государственная юридическая академия,

3.Вторичный анализ результатов общероссийских опросов, осуществленных Институтом социологии РАН, Фондом Общественное мнение, ИКСИ РАН, Институтом этнологии и антропологии РАН, Левада-центром.

Научная новизна исследования: 1. Уточнено понятие этнокультурной идентичности, как сложной системы представлений, ценностей, отношений, связанных с отождествлением себя с этнической общностью на основе самоопределения личности (при условии признания идентичности этнической группой), включающее в себя понимание, оценивание и переживание своего членства в данной этнической общности.

  1. Дано авторское определение социальной регуляции этнокультурной идентичности как системы воздействий, упорядочивающих процессы воспроизводства и изменения уровня этнокультурной идентичности на основе социокультурной самоорганизации и саморегуляции индивидов, социальных групп и общностей во взаимосвязи с социальными институтами, деятельностью государства и социальными условиями.

  2. Определены уровни этнокультурной идентичности: первичный, средний и глубинный.

  3. Разработан авторский опросник для определения уровня этнокультурной идентичности русской студенческой молодежи и основных факторов, влияющих на этот уровень.

  4. Выявлено, что русская студенческая среда дифференцирована по уровню этнокультурной идентичности. Первичным и средним уровнем этнокультурной

идентичности обладает примерно равное число респондентов, в то время как глубинным уровнем обладает менее 10 % респондентов.

6. Выделены основные агенты, регулирующие уровни этнокультурной идентификации, такие как институт семьи, институт церкви, государственная национальная и молодежная политика, политические партии и общественные объединения, социальная среда ВУЗа, референтные группы, а также глобальные мировые процессы.

Теоретическая значимость

  1. Определено понятие этнокультурной идентичности как отождествление себя с этнической общностью на основе самоопределения личности, (при условии признания идентичности этнической группой) включающее в себя принятие ценностей культуры этноса, понимание, оценивание и переживание своего членства в ней.

  2. Введено понятие социальной регуляции этнокультурной идентичности как системы воздействий, упорядочивающей процессы воспроизводства и изменения уровня этнокультурной идентичности на основе социокультурной самоорганизации и саморегуляции индивидов, социальных групп и общностей во взаимосвязи с социальными институтами, деятельностью государства и социальными условиями.

3. Выделены уровни этнокультурной идентичности русской
студенческой молодежи: первичный, средний, глубинный.

4. Регуляция этнокультурной идентичности происходит под действием
социальных институтов, таких как институт семьи, институт церкви, средств
массовой информации, государственной национальной и молодежной
политики, политических партий и общественных объединений, социальной
среды ВУЗа, референтных групп, а также глобальных мировых процессов. В
зависимости от процессов, происходящих в самих этих структурах, от
вовлеченности индивида во взаимодействие с ними, воздействие на
этнокультурную идентичность может варьироваться от очень слабого до очень
сильного. Однако, даже низкий уровень воздействия может способствовать
саморегуляции системы, например, для понижения уровня этнокультурной
идентичности. Для поддержания среднего (позитивного) уровня
этнокультурной идентичности необходимы скоординированные действия
действиями семьи, ВУЗа, средств массовой информации и других социальных
институтов, деятельность которых должна носить планомерный и
скоординированный характер.

Практическая значимость исследования

Разработан авторский опросник для определения уровня этнокультурной идентичности русской студенческой молодежи и основных факторов, влияющих на этот уровень. Опросник содержит следующие блоки: блок для прояснения социального самочувствия; блок вопросов для выявления факторов, служащих основанием для этнического самоотнесения; блок вопросов, посвященных отношению к русскому языку; методика семантического дифференциала для выяснения эмоционального отношения респондентов к своему этносу; тест для определения степени этнической афиллиации; блок вопросов для изучения

толерантности респондентов; блок вопросов для изучения оценки респондентами процессов, происходящих в русской культуре и России. Также опросник содержит вопросы для изучения семьи респондента, оценок студентом социальной среды своего ВУЗа, вопросы для изучения роли телевидения в формировании представлений студентов о своем народе, блок вопросов о социально-политической активности студентов, социально-демографический блок.

Результаты анализа теоретико-методологической базы и эмпирические данные диссертационного исследования могут повысить информативность в образовательном процессе при преподавании учебных курсов по этносоциологии, основам социологии, социологии молодежи, политологии. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в разработке государственных программ, направленных на формирование позитивной этнокультурной идентичности русской студенческой молодежи, в деятельности молодежных организаций, в формировании планов воспитательной работы ВУЗов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Опираясь на конструктивистский подход к пониманию этничности,
системный подход и теорию социальных представлений, можно определить
этнокультурную идентичность как сложную систему представлений, ценностей,
отношений, связанных с отождествлением себя с этнической общностью.
Этнокультурная идентичность обладает определенной структурой и состоит из трех
уровней: первичного, среднего, глубинного.

Этнокультурная идентичность является неотъемлимой частью личности человека, выступает способом самоорганизации личности и социальных групп. Процесс отождествление индивида с этнической общностью происходит на основе самоопределения личности, (при условии признания идентичности этнической группой) включающий в себя изначально индивидуальные представления о критериях самоидентификации. Такими критериями выступают представления, объединенные в категории «территория и гражданство», «фактор крови», «принадлежность к русской культуре», «эмоциональная привязанность», «черты характера». В дальнейшем происходит принятие ценностей культуры этноса, понимание, оценивание и переживание членства в данной этнической общности.

  1. Более 40% русской студенческой молодежи имеет первичную степень этнокультурной идентичности, наблюдается тенденция ослабления этнической солидарности русских. Основанием для самоидентификации служат факторы российского гражданства, проживания на территоррии Российской Федерации. Показатели этнокультурной идентичности не зависят от пола и возраста респондентов.

  2. Идентификация по культуре является доминирующей в системе определения этнической принадлежности среди русской студенческой молодежи. Русским по оценкам студенческой молодежи является тот, кто усвоил русскую культуру и русский язык. Для 60 % студенческой молодежи членская группа «русские» не является референтной, студенты не ориентируются на русские референтные личности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы отражены в 6 публикациях. Результаты исследования были изложены на Всероссийских научных конференциях: 26 Всероссийская конференция молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ 18-19 мая 2011), секция «инновационная среда ВУЗа»; Социальные науки в трансформирующемся обществе (Ижевск, Удмуртский Государственный Университет 20-21 октября 2011 года) секция Социальное управление: теоретические модели и практика, Актуальные проблемы Управления 2011 (Москва, ГУУ 26-27 октября 2011) секция социология и психология управления.

Похожие диссертации на Этнокультурная идентичность русских студентов как объект социальной регуляции