Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения культурного потребления 18
1.1 Основные социологические теории потребления 18
1.2 Развитие массовой культуры в России 36
Глава 2. Социокультурное пространство крупного города и место досуга в ней 62
2.1 Социокультурные зоны крупных городов 62
2.2 Возрастающая роль досуга в современном обществе 85
Глава 3. Торгово-развлекательны и комплекс как транслятор массовой культуры н образцов культурного потребления 108
3.1 Типы торгово-развлекательных комплексов города 108
3.2 Посещение ТРК как новая повседневная практика 130
Заключение Ї 58
Список литературы 163
Приложение
- Основные социологические теории потребления
- Развитие массовой культуры в России
- Социокультурные зоны крупных городов
- Типы торгово-развлекательных комплексов города
Введение к работе
Последние два десятилетия в России ознаменовались широкомасштабными радикальными изменениями в буквальном смысле преобразившими социальный, экономический, политический и культурный облик страны. Трансформации в обществе приводят к смешению ценностей и необходимости построения, трансляции и стимулированию потребления новых культурных образцов, кодов, стилей жизни.
Социокультурное пространство формируется под влиянием целого комплекса причин: географических, климатических, исторических, социальных, экономических, этнических и т.д. Само возникновение цивилизации в том смысле, как об этом писали Л.Г,Морган, Ф.Энгельс и М Вебер связано с возникновением городов, Именно их генезис и развитие приводят к изменению самого базового принципа, который определяет социокультурную специфику тех или иных территорий, ибо город становится центром возникновения, трансляции и потребления культурных инноваций. Одним из новшеств, с которым столкнулись жители крупных городов России в начале XXI, является появление торгово -разв л е кател ьн ых комплексов.
Актуальность темы диссертационной работы обуславливается
изучением абсолютно нового составляющего социокультурной среды
пространства соврем енного города и реального составляющего
повседневной жизни россиян, за счет которого происходит изменение
номенклатуры досуговых практик - торгово-развлекательный комплекс.
Современная социальная жизнь порождена городом и городской
реконфигурацией социального пространства. В числе моделей «пост
урбанистического» пространства, организуемого згой формой
существования, мы находим торговый цетр. Как полагает Ьодрийяр, «роль гипермаркета выходит далеко за рамки «потребления», и предметы там больше не обладают специфичной реальностью: первично их сериальная, циклическая, зрелищная организация — модель будущих социальных отношений»1.
Первые торговые центры с развлекательными блоками стали появляться в Санкт-Петербурге и Москве только в 2002-2003 годах. Результаты проведения различных социологических и маркетинговых исследований в начале нового тысячелетия очень отчетливо демонстрировали тенденцию к разграничению процесса совершения покупок и проведения своего досуга у населения крупных городов. Прошло всего 6 лет после открытия первых ТРК, и уже можно говорить об укоренении такой повседневной практики, как посещение торговых центров не только с целью приобретения продовольственных или непродовольственных товаров и услуг, но и как способ проведения своего свободного времени.
В настоящее время происходит экспансия культурной индустрии в мир повседневности — коммерциализация культурной жизни приводит к массовому распространению паттернов зарубежного, в первую очередь американского производства, унификации традиций, обычаев и образа жизни городского населения по западному образцу. Торгово-развлекательные комплексы стали транслировать и пропагандировать массовую культуру - помимо магазинов в них открываются кинотеатры, катки, игровые зоны, рестораны, ночные клубы, организуются концерты и спектакли, как для детей, так и для взрослых. Таким образом, ТРК в обеспечивают пространство как для покупок и торговли, так и для социального взаимодействия и массовых культурных мероприятий.
1 BiiudriJlard 1 Simulacra and Simulation. Aim Arbor, 1994. P. 77.
Обладая особыми этнонациональными формами, содержательно массовая культура выступает как универсальный культурный проект, как средство и механизм экспансии западной щшилизации. Актуальность данной проблемы обусловлена той ролью, которую играют ТРК в распространении массоиой развлекательной культуры, индустрии досуга в стремительно глобализирующемся мире. Мнения ученых в настоящее время сходятся л одном— наблюдается сдвиг ценностных ориентации из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений . Одновременно меняется характер развлечений: из камерных и индивидуально ориентир о вашшх они превращаются в публичные, массовые, глобальные.
Можно сказать, что торговые комплексы со своими развлекательными блоками, передающими массовую культуру, частично приходят па смену типовом объектам культурного назначения, уходящим корнями еще во времена античности и определившим будущее западных городов. Наличие театра, библиотеки (позже музея), а также бани, форума и «дворцов» на века стали моделью городского центра как реального и символического публичного пространства- «Объект культуры», таким образом, становился центральным элементом культурного пространства. В административном планировании культурных центров советских городов, помимо вы (неназванных, такими объектами служили дворцы культуры и кинотеатры. К началу 1990-х годов деятельность большинства из них либо вообще завершилась, либо значительно сократилась. В пустующих зданиях стали открываться продуктовые и вещевые рынки, казино или залы игровых автоматов. И вот в начале XXI века им на смену приходят ТРК.
Предпосылки появления торговых комплексов (и уж тем более
J См.: Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства, М, I9*?f; Хоркаймер М,, Адорно Т. Диалектика просвещения. М., 1997.
развлекательного блока в них, притягивающего дополнительных посетителей, и мест, где люди могли бы проводить свой досуг) связаны с изменением, прежде всего, экономической ситуации в стране и повышением жизненного уровня значительной части ее населения. Когда самые активные и трудоспособные группы перестают тратить большую часть времени, которое могло бы быть свободным, на работу с целью получения дополнительного заработка, когда оплата основной профессиональной деятельности оказывается достойной ее субъекта, тогда у него появятся необходимые условия для удовлетворения социальных, духовных и физических потребностей. С другой стороны, городской образ жизни сам по себе отличается большей интенсивностью, возрастающий комфорт порождают досуг, свободное время, а значит, соответствующую индустрию досуга, развлечений и массовой культуры.
Степень научной разработанности темы
Анализ теоретических и практических исследований по различным отраслям социологии (социологии культуры, социологии города, повседневности и т.д.), атнрополигии, психологии и других, смежных с ними дисциплин, выявил слабую изученность торгово-развлекателькых комплексов через призму культуры. В существующих на данный момент работах по культурному потреблению (особенно это касается исследований второй половины XX — начала XXI вв.), оно в основном рассматривается как пассивное потребление различных культурных мероприятий и продукции через средства массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.).
Начиная с XX в., изучение потребления как особого социокультурного феномена становится весьма актуальным для всех социальных наук. Переход западного общества в эпоху постмодерна (середина 1970-х гг.), сопряженные с этим изменения в экономической,
социальной и культурной жизни, и как следствие, изменение характера потребления, его функций и места в обществе -— все это послужило толчком б развитии новой отрасли знания в общественных науках — «социологии потребления». Интерес социологии к изначально экономической категории «потребление» проявляется в исследовании таких аспектов, как мода; обрЕВДы потребления; культура потребления в рамках определенного образа жизни; характер социальных отношений, воспроизводящихся и развивающихся в процессе потребления материальных, духовных и социальных благ, образующих благосостояние.
Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур социологии XIX-XX вв. Именно классики социологии — М, Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель и др, дают и своих работах теоретическое обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в период с XVIII по XIX в., раскрывая некоторые основные понятия, связанные с потреблением. Американец Т. Веблен, например, в конце XIX в. предложил теорию престижного потребления3- Немецкий социолог Г,3иммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды4. Он обратил внимание на то, что мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выражения и установления статусных отличий. Социолог и экономист В. Зомбарт предложил концепцию роскоши5. М. Всбер формулировал концепцию статусных групп и протестантской этики*.
Т.Адорио, Х.Ганс, П.Бурдье изучают художественные вкусы и культурные предпочтения разных социальных групп, дистанцию между
3 Веблен Т- Теория праздного класса, М., 1984.
А Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996. С. 266-291. * Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духового разки чия современного экономического человека. M.t і'ДОґ. Всбер М. Город //Избранные произведения. M,s 1990.
«высокой» и «популярной» культурой. Результаты теоретических и прикладных исследований позволяют выявить тенденции изменения социальной мотивации и потребительского поведения в сфере культуры. Фактически, они дают основания говорить о формировании аудитории «нового типа»: ее интересы фокусируются на пересечении границ. Это, так называемые, новые культурные почребители. Они одновременно выбирают и предпочитают этническую (местную) и мировую, популярную и высокую, традиционную и современную культуру, в том случае, если она доставляет удовольствие. В один из вечеров они слушают оперу, а в следующий — идут на рок-коицерт или лазерное шоу. Во время отпуска они посещают традиционные музеи и популярные эстрадные представления, выставки современных художников и местные фольклорные праздники. Граница между «элитарной» и «массовой» культурой размывается. Современный культурный ресурс очень динамичен, то, что еще вчера было радикальным, уже сегодня становится классикой.
Следует так же обратить инимание на вклад К, Маркса в становление проблематики потребления, который, изучая характер потребления в капиталистическом обществе, раскрыл значения таких понятии как «товарный фетишизм», «закон возвышения потребностей», «формационные типы потребления».
Особенности этана, связанного с развитием в первой половине XX в. массового производства и массового потребления во всех сферах человеческой жизни (л том числе и сфере культуры), отражены н появившихся в 1950-60-е годы в западной науке концепциях «общества потребления», авторами которых являются Дж, Karon а. У, Ростоу, Ж. Фурастьс, Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Р. Рюйе,
Характер потребления а постсовременных обществах описывается в работах западных ученых второй половины XX века: М. Фезерстоупа,
Ж. Еодрийяра, Д. Лиона, С, Майлза, Дж.Ритцера и др. Большинство авторов отмечают, что в постсовременном обществе усиливается символическая функция потребления. Потребление становится своего рода звеном, частью более широкого символического обмена, в который вовлечены все члены общества.
Данная идея получает развитие в работах Дж. Ритцера, который рассматривает ее применительно к новым средствам потребления (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карты, супермаркеты), получающим широкое распространение в последние десятилетия XX века. Развитие современных форматов торговли само по себе является настолько значимым явлением, что ряд исследователей, таких как Р, Уильяме, М. Миллер, Дж. Бурс-тин и другие, полагают его основным фактором трансформации потребительского поведения и становления общества потребления.
Американский социолог С. Майлз полагает, что причиной интенсивного развития дизайна в западных странах становится повышение значимости потребления в повседневной жизни людей, потребление становится для человека одним из способов конструирование своего «Я», и в качестве одного из важнейших мотивов потребления выступает стремление человека к самореализации, самоактуализации. Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И. 1 оффмана.
Начиная с 1970-х гг., в отечественной литературе стали появляться исследования, посвященные изучению сферы потребления в СССР. Например, в работах Л.Н.Жилшюй, А.Г. Здрав о мыс лова, В,Д. Патрушева, Г.К. Ашина, Б,Н. Бессонова, В. В, Кортунова, А. Г, Милейковского и других авторов, значительное внимание уделяется изучению структуры потребления, образа жиши, стиля и уровня жизни, характерных для
различных социальных слоев. В этот период данная тема разрабатывалась политэкономами, которые изучали закономерности развития данной сферы общественного воспроизводства под влиянием научно-технического прогресса.
Среди современных российских социологов, занимающихся проблемами потребления, можно выделить целый ряд имен, среди них: И,В. Алешина, BJL Афанасьевский, ЛЛ\ Вызов, А.. Гофман, Д.В. Иванов, В.И. Ильин, М,Д. Красильникова, С.В. Краснов, В.Г, Николаев^ А.А. Овсянников, В.В. Радаев, Н,М. Рнмашевская, Я.М. Рощина, В.П. Терин и др. Среди исследователей, изучающих изменения межкультурного взаимодействия - Л.М. Дробижева, А.И, Куропятник, М.С. Куропятник, З.В. Снкевнч> Н.Г. Скворцов и др.
Тем не менее, несмотря на большое количество работ по феномену потребления, с точки зрения трансформации досуговых практик он остается практически не изученным.
Объектом данного исследования являются торгово-развлекательные комплексы как фактор изменения характера культурного потребления жителей крупного города.
Предметом исследования выступают способы потребления массовой культуры посетителями торгово-развлекательных центров города Санкт-Петербурга.
Целью работы является выявление роли развлекательного блока ТРК в трансформации досуговых практиках горожан.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения маисового культурного потребления.
2. Выявить особенности формирования социокультурного
пространства крупного города и роли досуга в этом процессе.
3, Определить роль торгово-развлекательных комплексов города
Санкт-Петербурга в изменении массовой культуры и образцов культурного
потребления.
Гипотеза: ТРК за последние 6 лет (2003-2009) оказали существенное влияние на изменение культурного потребления и распространение массовой культуры среди жителей г. Санкт-Петербурга
Ко і щ с пі у а л ш а ц ия по ня ти и:
Торгоио-ра.шлекательш.ій комплекс — это крупные тортвыс центры площадью более 20 тыс. кв. м, появившиеся в России в на-тале XXI века и сочетающие под одной крышей торговые площади и развлекательный блок (многоіальньїе кинотеатры, боулинги, бильярды, концертные площадки, фигше с-центры, сопутствующие ресторанные дворики и т.д). ТРК берут свое начало от молловт родиной которых является Америка середины прошлого века. Гиганты американского медиа-бизнеса обживают нептры мегаполисов, размещая на сцене городов огромные развлекательные центры, которые призваны, согласно их официальным стратегиям, "разрушить стену между культурами, развлечением и совершением покупок, удовольствием и доходом, зрителем и зрелищем" .
Культурное потребление - сложившееся в индустриальном обществе массовое потребление предметов духовной и материальной культуры, производство которых поставлено на конвейерный поток и составляет основу всей массовой культуры начиная со второй половины XIX века до настоящего времени.
г Рахимова М, В. О популярной культуре США// Знание. Понимание. Умение.
200S.№4. С. 19.
Культурное изменение — трансформация любого аспекта культуры посредством модификации культурных черт или их комплексов. Культурное изменение может быть результатом как самостоятельного развития данной культуры, приспособления ее к природной среде, так и результатом контакта с другими культурами.
Город — исторически сложившаяся, территориально локализованная форма организации жизнедеятельности общества, в основе функционирования которой лежит механизм городского устройства, выражающий способ взаимосвязи подсистем, составляющих социально-пространственную структуру города: городской социальной инфраструктуры, социальной стратификации населения, городской культуры, городского образа жизни и др. Под крупным городом в данной работе будет подразумеваться городское поселение численностью более 1 млн. человек.
Массовая культура — культурная продукция (в самом широком смысле слова — от произведений искусства до потребительских товаров и кулинарии), создаваемая и распространяемая профессионалами в расчете на потребление на коммерческой основе широкими массами людей вне зависимости от социального положения, пола, возраста, национальности и т.д.
Too р етико -методологические основы исследования
Данная работа основана на социокультурном методе изучения социальных феноменов и процессов. Традиция использования термина "социокультурное1' восходит к П. Сорокину, который показал, что рассмотрение любого социального взаимодействия невозможно вне контекста культурных ценностей. Нормы, регулирующие взаимодействие между индивидами и во многом определяющие суть социальных институтов или организаций, находят свое основание в культуре.
При изучении ТРК как условия трансформации культурного
потребления в городском пространстве использовались: концепция
«определения ситуации» У. Томаса и Ф. Знанецкого, позволяющая на
индивидуальном и групповом уровнях получить представление о нормах и
ценностях; «теория структурации» Э.Гидденеа, где социокультурные
субъект и объект рассматриваются одновременно и как причина, и как
следствие, взаимноформирующие друг друга; теория «репрезентативности
культуры» ЛГ.Ионина, универсализирующая социсиого-
культурологическое теоретизирование и подчеркивающая активную формообразующую ролі, культурных ценностей по отношению к социуму, ибо они служат не просто орудием интерпретации социальных феноменов, но и определяют форму и способ их явления в обществе; теория «глобальной ойкумены» У. Ганнерса, где под «ойкуменой» понимается регион постоянного культурного взаимодействия, обмена и перевода феноменов одной кузіьтурьт на язык другой. При концептуализации наблюдаемых изменений была применена концепция средств потребления в трактовке Дж. Ритцера, согласно которой под новыми средствами потребления понимается весь спектр форм концентрированного и комплексного предложения товаров и услуг, превращающих их приобретение и использование в особый род занятий, в важную составляющую образа жизни.
Эмпирическая база исследования
L Анализ литературы, статистических дшгных и аналитических материалов в специализированных изданиях*; изучение сайтов, порталов маркетинговых компаний и агентств недвижимости ; анализ сайтов
к Деловые гачегы и журналы 2007-2009 гг.: «Деловой Петербург». «РБК», «Эксперт». 4 Бюллетень недвижимости. Сетевой адрес: httpt/Avww.bjLiu: Компания полного спектра
услуг на рынке недвижимости ЗЛО «Сойер и Ко.» . Сетевой адрес: http;/Avw\v.gvasawyerjTi. Агеитсіно коммерческой недвижимости СПб «Бекар». Сеіенои
торгово-разшгекатсльных комплексов, работ в области маркетинга, социологии потребления и рекламы,
Анкетный опрос «Роль торгов о-развлекательных комплексов в повседневной жизни и досуге жителей Саикт- Петер бур га», В 2007-2009 гг. было опрошено 510 посетителей торгово-развлекательных комплексов города Санкт-Пегербурга от 18 до 54 лет, как взрослой и наиболее активной части населения. Выборка респондентов осуществлялась в двух торгово-развлекательных центрах юрода методом случайного отбора, то есть каждый посетитель имел равный шанс попасть в нее. В качестве места проведения опроса были выбраны два типичных и высоко посещаемых торгово-развлекательных комплекса города - «Невский» и «МЕГА Дыбенко».
Пол у стандартизованное глубинное интервью «ТРК как фактор изменения культурного потребления населения Санкт-Петербурга». Исследование проводилось в 2007-2009 гг. За этот период было проинтервьюировано 40 посетителей развлекательной зоны торговых центров - по десть в каждой ныбракной перед проведением анкетного опроса возрастной категории (18-24, 25-34, 35-44, 45-54 лет). В каждой группе было опрошено по пять мужчин и пять женщин. Целью являлась конкретизация данных, полученных в ходе анкетного опроса, и более детальное изучение воздействия появления тортво-развлекательных комплексов в Санкт-Петербурге на изменение культурного потребления. Выборка информантов осуществлялась методом снежного кома. единственным критерием, помимо использования развлекательных услуг в ТРК, было наличие высшего или неоконченного высшего образования.
Положения, выносимые на защиту 1. Торгово-развлекательные комплексы в крупных городах являются
адрес: httpi/Avww-becar ш и т.д.
современным институтом культуры, транслирующим и
пропагандирующим новые ценности и нормы, формы и виды поведения, а также образцы культурного производства и потребления. Посещевще развлекательного блока, построенного целиком я полностью по западному образцу и передающего массовую культуру, притягивает больше половины посетителей, где они проводят часть своего досуга. Женщины в большей степени расемаїривают торгово-развлекательлые центры как места покупки одежды, обуви, посуды и других непродовольственных товаров, а мужчины воспринимают их скорое как развлекательные
2. Потребителями массовой культуры в ТРК в первую очередь являются
наиболее активные и молодые группы населения в возрасте от 18 до 34
лет. причем для части из них этот способ проведения досуга является
одним из основных видов отдыха вне дома. Чем старше становится
индивид, тем меньше его повседневные практики связаны с торговыми
центрами, а если и связаны, то они становятся не такими интенсивными и
являются более узконаправленными,
Появление торгово-развлекательных комплексов особенно сильное воздействие оказало на изменение досуговых практик жителей спальных районов. Произошла частичная переориентация шособои пропедения досуга в сторону развлечении в ТРК, которые, во-первых, стали более доступны территориально, во-вторых, разнообразнее, в-третьих, предлагают возможность совместить несколько видов отдыха под одной крышей.
Поход в ТРЦ (порой даже без конкретной цели приобретения товара или использования развлекательной услуги) уже стал одним из способов рекреации и проведения досуга, наряду с прогулками по городу или в парках, походами в музеи или театры.
Научная новизна диссертационного исследования
1. Исследован ранее неизученный в российской социологии феномен
торгово-развлекательного комплекса через призму культурного
потребления.
2. Систематизированы основные социологические подходы к
рассмотрению потребления массовой культуры.
3. Выявлены особенности формирования городского публичного
пространства и возрастающей роли досуга в повседневных практиках
жителей мегаполисов. Сделан вывод, что ТРК, транслирующие массовую
культуру, частично приходят на смену типовым объектам культурного
назначения, уходящими корнями во времена античности, и заменяют
«дома культуры» советского периода особенно для жителей спальных
районов.
4. Дана типологюация торговых комплексов Санкт-Петербурга по
нескольким основаниям: зоне обатуживания, конфигурации и формату, а
также детально проанализирован развлекательный блок. Определено, чго в
настоящее время именно торгово-развлекательный комплекс является
самым популярным видом торговой площади в городе.
5. На эмпирическом материале, собранном автором, доказано» что всего за
несколько лет ТРК стали одним из неотъемлемых составляющих
социокультурного пространства российских мегаполисов и частью
повседневной жизни россиян, за счет которых происходит расширение
досуговых практик.
Теоретическая значимость исследования
Полученные результаты диссертационной работы позволяют сформировать адекватную картину воздействия торгово-развлекательных комплексов на изменение культурного потребления жителями крупных городов. Выводы могут быть использованы для дальнейших исследований по проблематике культурного потребления и его изменений, в анализе ТРК
и их функпий в современном обществе, в том числе при разработке концепции и метода исследования.
Практическая значимость исследовании
Положения и выводы диссертации адоіуг найти применение при разработке и чтении общих и специалвных курсов по социологии, культурологии, а также результаты исследования могут быть использованы при разработке плана социального и культурного развития города.
Апробация работы
Основные положения и результаты исследования представлены на: V Международной научной конференции «Потребление как коммуникация - 2009» (Санкт-Петербург 2009), научной конференции РАН «Социальные проблемы инновационного развития общества» (Санкт-Петербург 2009), научно-практических конференциях «Вторые Ковалевские чтения» и «Третьи Ковалевские чтения» (Санкт-Петербург 2007, 2008).
Структура и объем диесеріацни
Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Основные социологические теории потребления
В настоящее время потребление становится доминирующим социальным процессом, начинает играгь основную роль Б процессе воспроизводства, подчиняя и другие его составляющие (производство, распределение, обмен), выходит за рамки экономической сферы, проявляясь во всех социокультурных практиках. Преобладающая роль потребления в социальных отношениях приводит к изменению этих отношений, что позволяет исследователям описывать современное общество как общество потребления. В данном параграфе хотелось бы изложить основные социологические подходы к изучению данного феномена. Понимание социокультурной сущности потребления невозможно без критического переосмысления подхода классической экономической теории, которая трактует потребление лишь как фазу экономического процесса. К.Маркс в своей критике политической экономии гоиорил, что подлинное, то есть социальное содержание экономический процессов «прячется» идеологией и обыденным сознанием. Вслед за Марксом, выявившим структурообразующую роль производственных отношений, свой вклад в развитие критического подхода внесли теоретики и нео- и постмарксизма. Они обратились к раскрытию социального существа феномена потребления, руководствуясь маркеовой моделью «базис-надстройка», но постоянно се трансформируя. Неомарксистский взгляд на потребление сформировался в 1960-х гг. как следствие анализа трансформации капитализма, произошедшей после второй мировой войны. Экономика свободной конкуренции сменилась организованной экономикой больших корпораций и государсі иенного регулирования. Основой политики корпораций стало достижение максимальной массы прибыли, а не ее нормы, что предполагало массовое производство, ориентированное на потребительский спрос. Основой экономической политики государства стало достижение максимального уровня занятости. Ограничение безработицы и массовое производство обеспечили большинству доступ к основным материальным благам. В конце 1940-50-х годах консьюмеризм стал основой стратегии поведения на рынке и для корпораций, и для масс потребителей. Совокупная продолжительность рабочего времени, необходимая для приобретения материальных благ, постоянно сокращалась. Кроме того, распространение системы потребительского кредита позволяло превышать реальную покупательную способность и не откладывать удовлетворение желаний10. В этих условиях традиционный марксистский тезис об отчуждении как обнищании масс не мог уже служить основой критики капитализма. Новую версию критики предложили неомарксисты, среди работ которых особенно показательна книга Г. Маркузе «Одномерный человек»(1964г). В развитом индустриальном обществе Маркузе констатирует преобладание комфортабельной, благополучной, демократической, но все же несвободы. Экономический и политический гнет в прежней форме исчезли. Расширяется право выбора товаров и политических лидеров. Но диапазон выбора, открытый для индивида, не является решающим фактором в определении степени свободы. Свободный выбор господ не уничтожает господ и рабов. Свободный выбор из широкого ассортимента товаров и услуг не означает свободу, если эти товары и услуги контролируют бытие. Продукты, услуги, развлечения, доставляя удовольствие, одновременно «несут с собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые иптеллектуалЕ.ные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей.., к производителям и через этих последних — к целому» . Контроль посредством потребления интегрирует человека в аппарат производства. Рабочее и свободное время поглощаются этим аппаратом. Бытие человека замыкается в технологическом универсуме. Внутреннее измерение духа3 в котором индивид мог бы быть свободен и критичен по отношению к социальному целому, утрачивается. Как следствие, жизнь человека замыкается в измерении, задаваемом осью «производство-потребление». Технологическая р анион ал ьн ость организует и неэкономические сферы жизни — политическую, культурную, интеллектуальную. Мир замыкается в технологическом универсуме. Монопольное господство в современном обществе технологической рациональности как рациональности контролируемого удовлетворения стало ключевым тезисом, который Маркузе последовательно проводит применительно к экономике, политике? культуре. Замыкание технологического универсума сопровождается замыканием универсума политического. Политическая интеграция развитого индустриального общества происходит за счет унификации позиций, которые в прошлом противостояли друг другу. Основаниями для унификации оппозиций, для одномерного политического поведения являются рост жизненного комфорта и угроза извне. Характерными симптомами явллются неразличимость программ политических партий и альянс между бизнесом и организованным трудом.
Развитие массовой культуры в России
Появление первых торгово-развлекательных комплексов в крупнейших городах России в самом начале XX! в, связано с усилением в этот период экспансии культурной индустрии в мир повседневности. Коммерциализация культурной жизни приводит к массовому распространению паттернов зарубежного производства, (в первую очередь американского), унификации традиций, обычаев и образа жизни городского населения по западному образцу. Торгово-развлскательные комплексы стали транслировать и пропагандировать массовую культуру — помимо магазинов в них. открываются кинотеатры, катки, игровые зоны, рестораны, ночные клубы, организуются концерты и спектакли, как для детей, так и для взрослых. Таким образом, ТРК в равной степени начинают обеспечивать пространство как для покупок и торговли, так и для социального взаимодействия и массовых культурных мероприятий. Обладая особыми этнонациональными формами, содержательно массовая культура выступает как универсальный культурный проект, как средство и механизм экспансии западной цивилизации. Что породило массовое общество, массового человека, а значит, и соответствующую массовую культуру? Большинство исследователей сходятся во мнении, что возникновение и развитие массовой культуры обусловлено процессами индустриализации, повышением роли и значения средств массовой информации, бурным развитием современных информационных технологий. Здесь можно согласиїься с мнением X. Ортеги-и-Гассета о роли трех великих достижений 19 столетия: либеральной демократии, экспериментальной науки и промышленности, которые одновременно с положительными последствиями, породили и отри цате ль ные. Ситуация резкой интенсификации образа жизни, ее темпа требует новых методов более эффективного поиска, восприятия, отбора информации, прогнозирования и принятия решений, а также готовности людей работать с такими объемными информационными потоками. Поэтому, помимо освоения новых информационных технологий, современный человек, находящийся в столь динамично меняющемся мире, испытывает обостренную потребность в снятии стресса, хотя бы временной, но психологической разрядке» возможности «отдохнуть» от социальной ответственности и личностного выбора, «убежать от свободы» в мир индустрии досуга. Удовлетворять эти социальные и индивидуальные потребности и стала массовая культура. Нельзя сказать., что массовая культ ра вообще освобождает человека от социальной ответственности. Скорее, она освобождает именно от задачи личностного выбора. Жизнь предстает как набор белее или менее стандартизированных ситуации в которых все уже заранее выбрано, оценено и прокомментировано журналистами, рекламными агентами? публичными политиками, звездами шоу. Все уже известно и задано наперед: правильный политический строй, политические вожди, кумиры, модная одежда, в каком конкретном месте ее можно приобрести и одновременно реализовать потребность в отдыхе. Концепция деления искусства и культуры на элитарное (высокое) и массовое (низкое) имеет не только давние традиции но и весьма авторитетных сторонников. Среди них такие имена, как Т. Адорпо, Ш. Бодлер, Г. Маркузе, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, А.Шопенгауэр, О. Шпенглер.31 Факты профанации интеллекта и морали, подмена убеждения внушением, правды — утешительными и эскапистскими иллюзиями, установка не столі,ко на поиск и выработку ориентиров, сколько на задание готовых стандартов, действительно свойственны массовой культуре. Но не в большей степени, чем любой культуре. Поэтому противники сугубо негативных оценок массовой культуры справедливо обращают внимание на то, что «однозначно отрицательное отношение к массовой культуре как явлению, связанному исключительно с формами бытования псевдокультуры в капиталистическом обществе, ведет к тому, что старый предрассудок, согласно которому массовые виды и жанры искусства уступают в значительности и глубине литературе, музыке, изобразительному искусству, оказывается чрезвычайно живучим,.. В результате «проклятья», висящего над термином «массовая культура», многие важные факты демократизации культуры... оказываются подчас обойденными наукой».
Социокультурные зоны крупных городов
Социокультурное пространство формируется под влиянием целого комплекса причин: географических, климатических, исторических, социальных, экономических, этнических и т.д. Само возникновение цивилизации в том смысле, как об этом писали Л.Г. Морган, Ф. Энгельс и М. Вебер, связано с возникновением городов . Именно их генезис и развитие приводят к изменению базового принципа, который определяет социокультурную специфику тех или иных территорий, так как города становятся центрами возникновения, трансляции н потребления культурных инноваций. Одним из новшеств, с которым столкнулись жители крупных городов России в начале XXI в,5 являются появление торгово-развлекательных комплексов.
Можно сказать, что торговые комплексы со своими развлекательными блоками, передагаищми массовую культуру, частично приходят на смену типовым объектам культурного назначение уходящим корнями еще во времена античности и определившим будущее западных городов. Городское культурное пространство исторически складывалось на пересечении спонтанной социальной самоорганизации в мире искусства и целенаправленных усилий городских властен по развитию культурной инфраструктуры городских поселений. Особый дух «богемных кварталов» Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Москвы и Санкт-Петербурга - этих бурлящих очагов артистической спонтанности не следует путать со сложившейся еще в эллинскую эпоху практикой системагического планирования и возведения «объектов культуры»: цирков, театров, библиотек — в одном архитектурном ансамбле с административными зданиями («белыми домами») и торговыми площадями. Таким образом, уже тогда были заложены основы гармоничного сочетания потреблений товаров и услуг, в равной степени с культурным потреблением. В отличие от общинного сельского уклада, где, безусловно, доминирует народная культура, в городах официальная культура всегда находилась в тесной взаимосвязи с самостоятельными культурными процессами общественной жизни. Так город становился местом, где складывались не только местные, аутентичные городские культуры, но и типовые, модельные образцы их формирования.
Древние Афины и Древний Рим демонстрируют классический подход возведения типовых архитектурных объектов культурного назначения - наличие театра, храма, библиотеки (позже - музея), а также бани, форума, дворцов на века стали моделью городского центра как реального и символического публичного пространства- «Объект культуры», таким обр азом s становится центральным элементом культурного пространства. Мы легко обнаруживаем эту практику, например, в административном планировании культурных центров советских городов («дворцы культуры»). Разумеется, в данном случае речь идет о доминировании официальной культуры и се идеологической ангажированности- И не столь уж важно, сто:тг ли за этим интересы императора, церкви, аристократии, партии, диктатора или демократического президента. Общий принцип остается неизменен: культурное пространство города формируется как символическая проекция власти/господства. Он становится стратегией генерального планирования городов в XX в., когда сетях коммуникаций, землепользования и спекуляций недвижимостью выстраиваются культурные объекты.
Формально-исторически официальная политика на уровне правительственных и муниципальных органов управления культурой возникает в период послевоенного восстановления Европы 40-50-х гг. минувшего века54. Такая культурная политика базировалась на идеях и принципах культурной демократии: культура и искусство трактуются как общественное благо, что предполагает обеспечение широкого доступа к нему силами и государственной политики. Вполне закономерно такой подход приветствует и идею самоценности искусств, что означает искусства ради него самого. Поэтому государство берет на себя обязательства содержать и развивать сферу культуры не только на благо населения, но и на благо искусства как такового. В Европе, Великобритании и СССР культурная демократия утопически понималась еще и как стирание грани между городом и деревней, преодоление вопиющего неравенства в доступе к столь пенным общественным благам. Это, в общем, неудивительно, поскольку в идеях культурной демократии легко обнаружить «материнский» политический дискурс социал-демократии столь важный для развития послевоенной Европы . Однако это лишь одна сторона культурно-политического процесса.
Типы торгово-развлекательных комплексов города
Изначально торговый комплекс был всего лишь местом для быстрого и удобного приобретения товаров, потом он стал воплощением мироустройства, носителем шшых рыночных ценностей и ключевым понятием философии постиндустриального общества. Сейчас супермаркет и торговый центр — не просто понятия из современной культурологии, социологии культуры и социологии потребления, но и пространство, в котором разворачиваются культурные действия. Универсальный магазин, супер-рынок, начиненный фабричными продуктами, обрастает кинотеатрами, ресторанами и всем тем, что обеспечивает культурный досуг жителя крупного города XXI века. На смену функциональному походу к магазинам пришел шшииг - развлечение, имеющее психотерапевтическое воздействие, В выходной день население планеты скорее предпочтет посетить торговый центр, нежели отправиться в музей или церковь. Неудивительно, что в современный ТК перемещается и культура, отражающая реальность и алчущая зрителя. В Лондоне в музыкальном супермаркете выступает Мадонна, в Южной Корее владелец супермаркета завлекает посетителей скульптурой Дэмиана Херста, а в Петербурге компания «Светлая музыка» уже начала серию концертов западных исполнителей в супермаркетах города. Перейдем к анализу торговых центров Санкт-Петербурга. По зоне обслуживания их можно подразделить на следующие основные типы: Микрорайонный торговый центр (neighborhood center): стандартная площадь от 3 000 до 15 000 кв. м, зона обслуживания — территория, с которой приезжают покупатели, обеспечивающие 60-80% объема продаж торгового центра, до 5 км. Как правило, основной - причиной посещения покупателями данных торговых комплексов является быстрое совершение покупок, поэтому товары, представляемые в микрорайонных ТЦ - это товары повседневного спроса. Якорным арендатором данного типа центров является супермаркет, который может занимать от 30 до 50% арендопригодной площади торгового центра. Помимо супермаркета в микрорайонпых торговых центрах обычно присутствуют аптека, универсальный магазин, предприятия представляющие бытовые услуги (т.е, те услуги, и которых возникает регулярная потребность у покупателей прилежащей торговой зоны: химчистка, салон красоты, фото услуги, копирование, специализированные медицинские учреждения, банки, страховые компании и прочие). Такими комплексами в Санкт-Петербурге являются ТРК «Maxi Сойот» общей площадью 9500 кв.м., состоящий из продуктового супермаркета «Сойот», магазина «Компьютерный мир», универмага распродаж «Фамилия», супермаркета InterSport и в развлекательном блоке - клуб-ресторан Zanzibar; ТРК «Бада-Бум» на пр. Энгельса, д. 113 — на площади в 4 755 кв. м расположились: магазины «Снежная Королева» и «Пактор», «Яшма Золото», «Sela», «Soda», «Эконика», «Дипломат», ресторан «Bada-Boom», зал игровых автоматов «Maxbet». Необычным является архитектурное решение комплекса — согласно общей концепции внешний вид здания играет роль архитектурной доминанты района. Поэтому было выбрано сочетание стиля high tech и «виртуальной архитектуры». Окружной торговый центр (community center): площадь - от 15000 до 35000 кв,м. зона обслуживания — от 6 до 10 км. Окружной торговый центр может включать в себя от 2 и более «якорных» арендаторов, в качестве которых могут выступать: универмаг-дискаунтер, детский универмаг, супермаркет, товары для дома, большие специализированные и дисконтные магазины. Эти центры наиболее трудно классифицируемые, так как они сочетают в себе черты микрорайоняых и региональных торговых центров и легко могут перерастать из первого в последний. В таких больших мегаполисах как Санкт-Петербург эта категория торговых центров является наиболее уязвимой с точки зрения конкуренции, так как они слишком большие для обслуживания только близрасположенных кварталов и слишком маленькие для обслуживания всего района. ТРК «Академический» общей площадью 28 300 кв. м состоит из: супермаркета электроники "Эльдорадо", супермаркета товаров для дома "Домовой", фитнес-клуб «Sport Life», «McDonald s», зоны отдыха и развлечений, баров, солярия «Sun Point», химчистка «Немецкая марка», отделение «Петро АэроБанка». «Варшавский экспресс» первый и па данный момент единственный в городе не торгов о-развлекательный, а развлекательно-торговый комплекс, где досуговая функция поставлена на первое место. На 34 000 кв. м на наб. Обводного канала расположились: премиальный гастроном «Глобус Гурме», спортивный клуб «Sportiife», боулинг-клуб «AMF», большой развлекательный центр «Game Zona», мультиплекс «Каро-Фильм», кафе и рестораны, а также галереи магазинов. Уникальность РТЦ состоит еще и в том, что комплекс разместился в исторически сложившемся центре города, в реконструированном здании одного из старейших вокзалов России - Варшавском вокзале. В планировке и внутреннем дизайне был использован опыт возведения современных многофункциональных центров, но все новаторские идеи гармонично вписаны в исторические интерьеры здании. Региональный торговый центр (regional center): площадь от 35000 — 75000 кв. м. зона обслуживания — от 8 до 25 кв. Обычно региональный торговый ідеї rip включает «мол л», крытую торговую галерею типа «пассаж» с искусственным климатом, бары, рестораны, а также 3 и более «якорных» арендаторов. В качестве якорных арендаторов могут выступать: универмаг с полной линией товаров, универмаг детских товаров, большое сосредоточение ритэйлеров модной одежды, универмаг-дискаунтер. В Санкт-Петербурге: ТРК «Атлантик Сити» на ул. Сапушкина, д. 126, лит. А, площадью 75 000 кв. м, включающий продовольственный супермаркет «Виктория», фитнес-клуб «World Class», детскую игровую комнату, кафе, рестораны, зона food-court, салон красоты «МОНЕ», SPA. Расположение: в Приморском районе Санкт-Петербурга на улице Савушкина, которая является одной из основных транзитных артерий города, связывающей 4 района города: Василеостровский, Петроградский, Курортный и Приморский. Комплекс расположен в 20 минутах езды от центра города и в непосредственной близости от Приморского шоссе. Другой пример — ТРК Атмосфера» на Комендантской площади, д. 1. На площади в 47 500 кв. м расположились как большая торгован, так и развлекательная зоны: гипермаркет электроники "Те хно сил а", развлекательный центр Fun City, мультиплекс "Каро Фильм", бильярдный клуб Термес", одежный универмаг TopShop, парфюмерный магазин "Рив Гош", кафе, бар, ресторнаны, зона food-court.