Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Панина Елена Александровна

Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений
<
Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панина Елена Александровна. Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений : 22.00.06 Панина, Елена Александровна Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений (на материалах Республики Адыгея) : диссертация... кандидата социологических наук : 22.00.06 Майкоп, 2007 174 с. РГБ ОД, 61:07-22/362

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основания исследования ценностных ориентации среднего класса 14

1.1. Средний класс в стратификационной структуре современного общества 14

1.2. Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» как социологические категории 40

1.3. Классификация и стратификационный анализ ценностей .. 61

Глава II. Формирование ценностей среднего класса как отражение социокультурных изменений в российском обществе 85

2.1. Средний класс как особая социокультурная категория 85

2.2. Ценности среднего класса как мобильное отражение инновационных социокультурных процессов 100

2.3. Ценности среднего класса Республики Адыгея в системе показателей качества жизни 128

Заключение , 145

Список использованной литературы 148

Приложение 164

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Разрушение социалистического строя в России резко изменило структуру общества, что девальвировало значительную часть прежних социально-групповых идентичностей, в том числе - социально-классовых. Последние за время либеральных реформ, подверглись мощному воздействию как экономических, так и идеологических факторов. Традиционный для советского периода классовый подход (рабочий класс, крестьянство и интеллигенция как прослойка) не приемлемы для новых условий. В последние годы складывалась преимущественно иная парадигма изучения социальной стратификации: многомерный иерархический подход, использующий такие критерии, как позиция в сфере занятости, доход, позиция во властной структуре, престиж, а также формирование новых социально-культурных социогрупповых самоидентификаций1.

Вместо одной легитимной схемы классовой структуры в марксистско-ленинском понимании была предложена альтернативная версия о формировании в условиях перехода к рыночной экономике многочисленного «среднего класса», что можно объяснить как снятием идеологических запретов на иное понимание социальной структуры, так и видимыми сдвигами всей стратификационной системы страны, вызванными изменениями в отношении собственности и возвратом на частнокапиталистический путь развития.

Изначально средний класс понимался как совокупность индивидов, расположенных в структуре российского общества между «полярными» маргиналами - наиболее бедными и наиболее богатыми слоями населения России. Принципиальной особенностью является то, что российский средний класс не может быть зафиксирован с такой четкостью, какая характерна для обществ западного типа2.

Однако относительная расплывчатость понятия не снимает

1 Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. - М., 2000. - С. 5. 1 Средний класс в современном российском обществе / Под общ. ред. М.К, Горшкова. - М., 2000. - С. 40.

необходимости рассматривать «средний класс» в качестве возможного

варианта реальных макроуровневых идентификаций современного российского социума, так как социальная идентичность личности оформляется в процессе самоотнесения не только к реальным социальным группам, но и виртуальным («воображаемым», мысленно «сконструированным» по ряду признаков). Поэтому подход, характеризующийся только уровнем благосостояния при вьщелении среднего класса, уже не признается единственно правильным. В условиях современной действительности складывается подход к выделению среднего класса, который включает сложное сочетание различных факторов, создающих высшее качество личности (уровень образования, круг общения, объем властных полномочий, качество жизни и т.д.).

Прослеживается существенная специфика в ценностных ориентациях, в соотношении традиционализма и новаторства. Разная социальная роль в обществе находит воплощение в образе и стиле жизни, круге общения, культуре и психологии. «Буржуазность» старых слоев в определенной мере противостоит «интеллектуальности» новых средних.

От того, какого рода идентификационные социально-классовые модели удается продвинуть в общественное сознание центрам власти и закрепить институционально, во многом зависит будущее страны. Изучение трансформаций социально-классовых идентичностей, произошедших в условиях либеральных инноваций последних лет, необходимо для разработки оптимального варианта социальной части государственных программ.

Многократно возрастает актуальность тщательного анализа представлений российского массового сознания о «среднем классе», востребованности его как идентификационной модели, преобладающих при этом типов ценностных ориентации. Это позволит не только уточнить и дифференцировать реальное содержание понятия «средний класс» в массовом сознании, но и выделить в нем тот вариант идентификации, который при институциональной поддержке способен выступить основой

5 формирования российской модели среднего класса, опирающейся на

национальную культуру и цивилизационно перспективные ценности.

Учитывая вышеизложенное, исследование ценностных характеристик представителей среднего класса, рассмотрение специфики его развития и существования в изменяющихся условиях российского общества приобретает характер насущной необходимости.

Актуальность исследования заключается также и в том, что данная тема, особенно ее региональная составляющая, является малоизученной областью в социологии и требует особого внимания.

Степень разработанности темы. Различные аспекты выбранной темы рассматриваются многими научными дисциплинами. Этот факт и обусловил широкий круг источниковой базы исследования.

Использовались труды античных мыслителей, у которых уже в IV веке до нашей эры мы встречаем рассуждения о составе и значении среднего класса. По мнению Аристотеля, лучшее общество формируется из среднего класса, который зарабатывает на жизнь своим трудом, но не беден, выполняет в обществе стабилизирующую функцию, избегает экстремумов и заинтересован в развитии государства, в том числе экономическом.1.

Большое внимание среднему классу уделяли в своих трудах и классики социологической науки. Так, М. Вебер говорит о целом спектре средних классов, располагающихся между высшим классом собственников и классом люмпен-пролетариев, не имеющих ни собственности, ни квалификации2. Средний класс у Вебера - это мелкие бизнесмены и торговцы, люди свободных профессий, технические специалисты и «белые воротнички» - администраторы и менеджеры. А. Тойнби утверждал, что современная западная цивилизация - это прежде всего цивилизация среднего класса и что западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный средний класс3.

1 Аристотель. Политика. Сочинения.- М., 1983. - T.4.

2 Вебер, М. Основные понятия стратификации // Социс. -1994. - № 2. - С. 147-156.

3 Тойнби, А. Постижение истории. - М., 1998.

Весьма интересными в свете исследования современных теорий среднего класса представляются подходы к изучению возникновения среднего класса в западном обществе, рассматриваемые X. Ортега-и-Гассетом, М Лернером, которые в своих трудах намечали прямую связь между эволюцией капитализма и появлением современного среднего класса, утверждая, что средний человек - это тот стержень, вокруг которого вращается история1. В свою очередь, Э. Гидценс отмечает не только его многочисленность, но и неоднородность, выделяя старый, высший и низший средний класс2.

Что касается российской практики, то в настоящее время на основании экономико-статистических данных и материалов социологических опросов активно ведется разработка моделей российского «среднего класса» («средних», «срединных слоев»). Наиболее значимые в теоретико-методологическом отношении работы в этой области принадлежат Л.А.Беляевой, А.А.Галкиной, З.Т. Голенковой, Т.И. Заславской, В.В. Радаеву, Т.М. Малеевой, О.И. Шкаратану. Труды Г. Костиной и Д. Медовникова посвящены анализу потребительского поведения, а работы М.К. Горшкова -анализу политического и экономического поведения представителей российского среднего класса.

Критерии идентификации среднего класса развили в своих работах Г.М.Андреева, М.А. Урнов, Е.М. Авраамова и Л.Г. Ионин. Так, М. Урнов разделяет критерии идентификации среднего класса на две группы: стратификационные (например, статус, круг общения и уровень дохода) и нестратификационные (например, ценности, установки, представления, стереотипы поведения и т.п.). В свою очередь, Л.А.Беляева настаивает на комплексе критериев социальной стратификации, выделяя социально-политические, социально-экономические и социокультурные критерии.4

1 Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры/X. Ортега-и-Гассет. - М., 1991,

2 Гидценс, Э. Социальная стратификация / Э. Гидденс // СОЦИС. - 1992. - № 9. - С.122.

3 Костина Г., Медовников Д, Замечен из-под прилавка // Эксперт. -1997. - №27.

а Беляева, Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России. 10 лет постсоветского развития / Л.А. Беляева.-М.,2001.-С. 128

7 А.Ю. Чепуренко утверждает, что в центре внимания нового среднего

класса находятся интеллектуальные достижения и стремление не к деньгам, а

к самореализации1, и критериями могут быть ценности, мотивация

экономической и социальной активности и жизненные стратегии.

Круг работ, посвященных анализу ценностей и ценностных ориентации, весьма широк. Основы современного понимания данных категорий заложены в работах И. Канта, Г. Гегеля, С. Кьеркегора, В. Виндельбанда, Г. Рикккерта, Э. Дюркгейма. Так, источниками ценностей, по мнению Э. Дюркгейма, являются идеалы, причем коллективные идеалы связывают поколения и способны удержать общество от морального кризиса, когда старые нормы и ценности уже не выполняют своей роли, а новые еще не утвердились . Субъективистский характер имеют более современные концепции Т. Парсонса и К. Клукхона, признававшие в качестве ценностей «концептуализацию желаемого» (conceptions of the desirable)3.

Существенным дополнением классических теорий ценностей и ценностных ориентации, является их анализ, представленный в трудах Р. Инглехарта, П. Сорокина, В.Я. Ядова, А.Г. Здравомыслова4, М. Рокича и Н.И. Лапина. В частности, в исследованиях, проведенных под руководством Н.И. Лапина, были выделены терминальные и инструментальные ценности, также было отмечено, что как периферийные и резервные социальные ценности, так и ценностное ядро претерпевают заметные изменения у различных социальных слоев в процессе коренных перемен в современном российском обществе5.

Влияние инновационных социокультурных процессов на ценностные ориентации среднего класса раскрывается в работах Р. Дарендорфа,

1 Чепуренко А.Ю. Средний класс в российском обществе: критерии выделения, социальные особенности //

Средний класс в современном российском общества. - М., 2000. - С. 9

1 Дюркгейм, Э. Социология; ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М, 1995.

J Parsons, Т. The structure of social action/T. Parsons.-N.-Y., 1937. -P.248.

4 Инглехарт, P. Ценности в кризисном обществе I Р. Инглехарт// Психологический журнал. - 1991. - Т.12. -
№ 6. - С. 129; Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. - М., 1997; Здравомыслов,
А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. -М-, 1986.

5 Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин // Социологические исследования. -
1996.-№5.-С.10.

8 С.В.Горюновой1, Е.М. Авраамовой2, Г.Г Дилигенского3. Авторы утверждают,

что одной из важнейших функций среднего класса является высокая

адаптивная способность и стремление к освоению инновационных образцов

социокультурного и экономического поведения.

Для исследуемой в диссертации проблематики важны также работы С.А.Айвазяна, СИ. Попова, М.Н. Алферова и др., посвященные анализу качества жизни населения и методикам измерения данного показателя.

Необходимо отметить вклад ученых Республики Адыгея в разработку вопросов этнокультурных ценностей и традиций. Так, профессор Х.М.Казанов отмечает, что в полиэтническом обществе национальные ценности должны выполнять, кроме всего прочего, и социально-коммуникативные функции, иметь высокую способность к контактам, позволяющим вырабатывать общие консолидирующие ценности. Такие свойства не обязательно должны противостоять базовым национальным ценностям, они выступают как одна из сторон этих ценностей, как их способности адаптироваться к новациям5.

Национальные ценности формируются из условий общественной жизни, изменяются и развиваются вместе с нацией. Вместе с тем, как отмечает Р.А. Ханаху, они соответствуют в базовых составляющих общечеловеческим ценностям, и именно поэтому отмечается их толерантность по отношению к инновациям и прогнозируется их относительное сохранение в будущем.6 Национальные ценности равноценны, их противопоставление неминуемо ведет к обострению межнациональных отношений в обществе. А их интеграция (но не обезличивание) выступает

1 Горюнова, СВ. Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе / СВ. Горюнова // Общественные науки и современность. - 2006. - №4. - С. 61.

1 Авраамова, Е.М. Появился ли средний класс в России? / ЕМ. Авраамова // Средний класс в современном российском обществе. - М., 2000. Дилигенский, Г.Г. Люди среднего класса / Г.Г. Дилигенский. - М., 2002.

4 Попов, СИ. Проблема «качества жизни» в современной идеологической борьбе / СИ. Попов. - М., 1977.
Алферова, M.H., Бабинцев, В.П. и др. О возможном подходе к разработке региональной концепции и
программы улучшения качества жизни населения / M.H. Алферова, В.П. Бабинцев // Технологии качества
жизни. - Белгород, 2002. т. 2. - № 2.

5 Казаков, Х.М. Ценностные ориентации в современном российском обществе / Х.М. Казанов. - Ростов н/Д, 2004.
-С. 12-13.

6 Ханаху, Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский
анализ) / Р.А. Ханаху. - Майкоп, 1997. - С. 47.

важным условием сохранения уникальной культуры российского

государства, считает А.Ю. Шадже1.

Несмотря на активное обсуждение проблемы формирования среднего класса и повсеместное использование понятия «средний класс», до сих пор отсутствует единый подход к критериям его выделения.

Зачастую средний класс рассматривается не как социальная группа, существующая в единстве всех составляющих критериев, а ограничивается исследованием одного из составляющих (чаще всего, финансового критерия). При этом часто не учитываются другие элементы этой системы - культурные особенности, факторы мотивации индивида, общественное устройство государства, определенные черты психологии, характера, поведения, которыми должны обладать люди, к этому классу принадлежащие. Иными словами, как утверждает Г.Г. Дилигенский, к материальным и иным «объективным» критериям (образование, квалификация, характер выполняемой работы и т.д.) добавляется критерий нормативно-ценностный.

Вопросы среднего класса в такой плоскости теоретически ранее не рассматривались, а региональный аспект проблем ценностных ориентации среднего класса пока остается менее разработанным, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является средний класс в современном реформируемом российском обществе.

Предметом исследования выступает специфика ценностных ориентации среднего класса и их влияние на социокультурные процессы.

Целью исследования является изучение ценностных ориентации среднего класса в стратификационной структуре современного российского общества.

Достижение данной цели обусловило решение следующих задач:

1. Систематизировать теоретико-методологические основы

исследования категорий «ценность» и «ценностные ориентации» применительно к ценностным ориентациям среднего класса.

1 Шадже, А.Ю. Национальные ценности и человек / А.Ю. Шадже. - Майкоп, ] 996. - С. 40 - 44.

2. Изучить существующие подходы к выделению среднего класса в

стратификационной структуре современного общества.

  1. Проанализировать ценностные ориентации среднего класса в Республике Адыгея как фактор мобильного отражения инновационных социокультурных процессов.

  2. Рассмотреть ценности среднего класса Республики Адыгея в системе показателей качества жизни.

В процессе диссертационного исследования была выдвинута следующая основная гипотеза: средний класс - это показатель цивилизационного, экономического и духовного уровня развития общества, Смена культурно-исторических типов российского общества способствовала появлению обширного протосреднего класса, который является базой для пополнения рядов среднего класса. В характеристике российского среднего класса, в отличие от аналогов западных, социокультурные, идеологические и ценностные аспекты, наряду с экономическими, выражены наиболее ярко и отчетливо. Формирующиеся в среде среднего класса ценностные установки и модели поведения присущи и другим группам населения, но наибольшая значимость придается таким ценностям, как труд, самореализация, профессионализм, здоровье, успех, семья.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области философии, социологии, аксиологии, этнокультуры, истории, культурологии, теории стратификации.

При реализации поставленных задач автором использовались следующие методы исследования: комплексный, аксиологический и сравнительный анализ проблемы, анкетирование; интервьюирование; наблюдение; экспертный опрос; анализ статистических данных.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют официальные документы, статистические данные, результаты социологических исследований. В той мере, в которой основные идеи и

гипотеза исследования потребовали эмпирической проверки, были использованы данные конкретно-прикладных социологических исследований (в том числе и исследования, проведенные автором).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка систематизации и осмысления накопленного в последние годы теоретического и эмпирического материала об особенностях формирования и развития среднего класса в России в целом и в Республике Адыгея в частности, проявляющихся на фоне общественных, культурных, политических, экономических преобразований современной России.

В научный оборот включены также материалы, отражающие специфику формирования ценностных ориентации представителей среднего класса Республики Адыгея.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Существование среднего класса в обществе выступает гарантом стабильности, интеграции и развития социума. В современных условиях применение многомерного стратификационного подхода для идентификации среднего класса позволяет учитывать объективные процессы социального расслоения и субъективную идентификацию респондентами своего места в общественной иерархии. При этом социальное расслоение будет представлять собой не только имущественную (доходную), но и социокультурную дифференциацию.

  2. Формирование системы ценностей среднего класса происходит на основе традиционных ценностей российского общества и частичного заимствования западных ценностей, но их полному «переносу» противостоит культурная и национальная специфика российского общества.

  3. Представители среднего класса ориентированы на поиск и внедрение новых технологий в промышленном производстве, на транспорте и связи, в здравоохранении, образовании, торговле и финансах, сфере услуг, области культуры и т.д., нацелены на инновационный поиск и внедрение инновационных практик во всех сферах жизни.

12 4. В настоящее время в Республике Адыгея можно наблюдать процесс

формирования среднего класса, ценностные ориентации которого имеют

определенную специфику, отражающую особенности традиционных и

национальных ценностей, в том числе и через систему показателей качества жизни

Теоретическая значимость диссертации в том, что ее теоретические положения и основные выводы можно рекомендовать как методический инструментарий дальнейшего анализа проблем становления среднего класса.

Практическая значимость. Положения и основные выводы исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем формирования и развития среднего класса в российском обществе.

Результаты проведенного эмпирического исследования можно рекомендовать как методический инструментарий дальнейшего анализа проблем развития среднего класса в самостоятельно рассматриваемом регионе.

Материалы диссертации могут использоваться при разработке и преподавании учебных курсов по социологии, аксиологии, экономике.

Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета, где получило положительную оценку и было рекомендовано к защите.

Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию в ряде региональных и всероссийских научно-практических конференций в 2003-2007 гг., проводившихся в г. Пензе и г. Майкопе, в частности, в Адыгейском государственном университете и Майкопском государственном технологическом университете, и отражены в публикациях общим объемом 3 п. л.

Сформулированные в диссертационном исследовании положения проверялись и уточнялись в ходе социологических исследований, проведенных автором в 2004-2006 гг.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,

13 включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной

литературы и приложения.

Средний класс в стратификационной структуре современного общества

На протяжении семидесяти лет культурная среда российского общества характеризовалась редкостной устойчивостью и консерватизмом. У населения существовала единообразная система ценностей, которая успешно формировалась через общегосударственную систему пропаганды и идейного воспитания. Крушение тоталитарной идеологии заставило пересмотреть традиционный для советского периода классовый подход и трехчленную модель социальной структуры (рабочий класс, крестьянство и интеллигенция) и единую для всех систему ценностей. В настоящее время современное российское общество находится в сложных условиях перехода от традиционного общества к современному, находясь при этом в промежуточном состоянии. Резкая смена социально-экономической модели И стратификационной структуры общества, а также разрушение привычных ценностных ориентиров породили кардинальную смену иерархии ценностей, метание от одних ценностей к другим, усиление дифференциации, или поляризации, образа жизни разных социальных групп, приводящих порой к социальной нестабильности.

В снятии социального напряжения, проявляющегося в противостояний интересов «верхушки» и «социального дна», важное место отводится формирующемуся среднему классу, который в развитых странах на протяжении уже многих лет выступает как гарант социальной стабильности.

Как известно, новое, постсоциалистическое общество не строится на пустом месте. Многие граждане, известные в советское время как «стодвадцатирублевая интеллигенция», смогли адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, воспринять новые веяния, переквалифицироваться и не остаться за чертой бедности, как многие соотечественники во время реформ. В настоящее время эту относительно успешную и стабильную группу людей российские социологи и определяют как средний класс. Это понятие в российской социологии обладает многозначностью смыслов, поэтому исследовать его необходимо, опираясь не только на реальные экономические данные, но и на социокультурные параметры.

Необходимо выяснить, что отличает представителей среднего класса от остального населения, каковы его границы и численность, какими ценностями руководствуется современный средний класс, столь разнородный по социальным, экономическим, демографическим, профессиональным, конфессиональным и другим характеристикам.

Становление среднего класса можно отнести к числу фундаментальных социальных процессов, находящихся под влиянием многочисленных социально-экономических и политических факторов. Особенно болезненно и неоднозначно этот процесс протекает в обществах, чья социально-экономическая и политическая жизнь находится в трансформационном состоянии и претерпевает глобальные изменения, как это происходит в нашей стране.

В социальной структуре современных западных обществ средний класс выделяется как достаточно сложное социальное образование, имеющее свою логику исторического развития, внутреннюю структуру и определенные отличия от других социальных образований.

Исторически термин «средний класс» или «средний слой» возник в XIX веке. Им обозначали совокупность социальных групп, занимающих промежуточное положение между крайними общественными классами. Но как социальное явление средний класс появился задолго до перехода западных стран к постиндустриальному обществу. Многие исследователи полагают, что полюсов без середины не бывает, и во все времена существовали не только высший и низший классы, но также один или несколько промежуточных. Более того, если рассматривать общество как сложную биосоциальную систему, то слоевая иерархическая триада -«высший», «средний» и «низший» - представляет собой морфоструктуру, с момента складывания которой и начинается по-настоящему организованное общество, происходит его оформление в рамках государственности. Вся дальнейшая, более тонкая стратификация социума и усложненные структурные и ценностные взаимодействия развиваются и стабилизируются внутри нее. Соответственно деформация данной опорной конструкции ведет на практике к нарастанию социального хаоса, распаду организованного общества, т.е. государства. Именно состояние «среднего класса» самым наглядным образом демонстрирует степень успеха или неуспеха самоорганизации общества.

Рассуждения о составе и значении среднего класса встречаются уже в V - VI веках до нашей эры у философов античности. Впервые понятие среднего класса появилось у Аристотеля. Философ дифференцирует свободных граждан, исходя из их экономического состояния, одновременно давая нравственную характеристику каждого класса. Уже он предостерегал от ошибки определять средний класс только по уровню дохода - просто как часть общества, располагающуюся между богатыми и бедными. Философ предложил сделать акцент на ином качестве среднего слоя общества -рациональном и адекватном поведении его представителей. В «Политике» он писал, что «ныне во всех государствах есть три элемента: один класс очень богат, другой - очень беден, третий же - средний. И этот третий -наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие»1. Платон предлагал установить в государстве четыре класса граждан.

Класс в данном случае соответствует имущественному положению граждан. В государстве, по мнению Платона, не должно быть ни «тяжелой бедности», ни богатства. Государственное устройство всегда должно придерживаться середины, тем самым философ подчеркивает стабилизирующую функцию среднего класса, не позволяющую столкнуться интересам богатых и бедных слоев общества1. Таким образом, из социально-политического опыта античные мыслители делали вывод о том, что оба крайних класса - «высший» н «низший» - служат преимущественными источниками смуты и государственного неустройства, тогда как «средний класс», наоборот, выступает гарантом социального и государственного развития.

Многие из последующих версий «среднего класса» в своей основе восходят к античному пониманию социума, разделяющегося по имущественным и властным параметрам в ходе развития на три основных слоя - верхи, срединную часть и низы. Подобная слоевая триада, зафиксированная в государствах древности, при всей ее кажущейся архаичности сохраняет и не утрачивает присущей ей функциональной роли на протяжении многих веков.

Классификация и стратификационный анализ ценностей

Современное российское общество как сложное социокультурное образование является единой, интегрированной системой ценностей. Именно ценности определяют принципы организации и структуры общества, а также являются фактором стабилизации и успешного функционирования общественного организма.

Ценностную структуру любого общества схематично можно представить в виде усеченной многослойной пирамиды, составляющими которой являются общечеловеческие ценности, ценности цивилизаций, ценности конкретных обществ, ценности различных социальных слоев, групп и, наконец, ценностные ориентации индивидов. Каждый последующий слой такой иерархической структуры во многом определяется предыдущими слоями, служащими для них фундаментом формирования ценностей.

Прежде чем анализировать отдельные виды ценностей необходимо подчеркнуть, что ценности - экономические, политические, нравственные - в рамках отдельно взятого общества представляют собой не произвольную комбинацию, а целостность, в которой отдельные ценности сопряжены друг с другом. Выражением этой целостности является менталитет, который проявляется как в общей логике, характерной для данной системы ценностей, так и в специфике набора ценностей, их иерархии. В рамках одного общества базисные ценности большинства людей едины. Этими исходными ценностями по праву можно считать представления о смысле жизни, добре и зле, жизни и смерти, которые впервые были осмыслены в религии. Эти представления нужны каждому человеку независимо от его социального статуса. Именно эти конечные истины, составляя фундаментальный уровень ценностей, скрепляют воедино данное общество, определяя его своеобразие. В современном обществе таким фундаментом являются нравственные ценности, отражающие предпочтительные варианты социального взаимодействия. Нравственные ценности пронизывают всю систему ценностей, апеллируют к свободному выбору человека и подкреплены внутриличностными, более глубокими формами контроля (совесть, покаяние и т.д.).

В рамках одного общества базисные ценности большинства людей едины. Механизмом же сохранения, воспроизводства и развития желательных для большинства членов этого общества ценностей является культура. Вместе с тем, целостность системы ценностей отнюдь не означает принципиальной невозможности возникновения в рамках одной культуры различий, а вместе с ними - противоречий и даже конфликтов ценностей.

Важным представляется и тот факт, что многоаспектность социальной жизни, а также функциональная дифференцированность институтов обусловливают постоянное усложнение системы ценностей по мере усложнения организации общества. Структура ценностей постепенно обогащается, возникают и утверждаются в рамках уже сложившихся классов новые ценностные критерии, и, что еще более важно, появляются целые новые классы ценностей. Так, например, с расширением человеческой деятельности упорядочился класс экологических ценностей, более осмысленное значение приобрела ориентация на управленческие ценности. Такое обогащение системы ценностей способствует более точному, более глубокому восприятию индивидом (обществом) окружающего мира, способствует развитию общества при сохранении целостности .

В социологическом измерении структуру ценностей можно представить следующим образом:

1. Требования (пожелания, чтобы нечто было осуществлено);

2. Оценка социальных явлений (или поступков людей) с точки зрения присущих ценности критериев (моральных, экономических, политических и др-);

3. Цели, которые сообщают о том, что должно быть, к чему следует стремиться.

4. Средства, с помощью которых достигается желаемое.

Классифицировать многообразие ценностей по одному типу и уровню не представляется возможным, так как всякая классификация является условной в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. Не существует и единых признаков, по которым можно разделить по классам такие многозначные ценности как, например, семья или качество жизни.

Существующие в философии и социологии классификации и иерархии ценностей не взаимоисключают друг друга, а взаимодополняют и обогащают общую теорию ценностей.

Средний класс как особая социокультурная категория

Изменения в социальной структуре российского общества неизбежно привели к трансформациям в общественном мнении, мировоззренческих установках и (пока еще в достаточно незначительной степени) в архетипах сознания и поведения. Иначе говоря, при рассмотрении российского среднего класса необходимо учитывать эти социально значимые подвижки, оказывающие непосредственное и опосредованное воздействие на формы общественного сознания и трансформацию социальных ценностей представителей среднего класса.

Как отмечается в современной политологической литературе и подчеркивается в программных выступлениях ряда российских руководителей, решение таких задач, как создание устойчивой базы социально-политической поддержки современной российской власти, консолидация и стабилизация российского общества невозможно без опоры на средний класс. Это подтверждает, что средний класс перестает быть только экономической категорией, становясь также категорией идеологической1. Помимо этого, средний класс приобретает характеристики особой социокультурной категории, что можно быть подтверждено рядом обстоятельств.

В первую очередь, вопреки своему названию, средний класс может быть представлен не просто как социальная группа, занимающая срединные позиции в профессиональной, статусной или имущественной иерархии. Как правило, в России под средним классом подразумевают верхний срез массовых групп, которые преуспевают по отношению к основной массе населения, но при этом явно не дотягивают до узкого слоя элиты. Средний класс - это фронтир массовых слоев населения. По существу, речь идет о «высшей средней» группе.

Во-вторых, «средний класс» - это не чисто позиционная характеристика, понимаемая как набор мест в сложившейся структуре общества. Это в сильной степени динамическая характеристика. Она указывает ориентиры, по направлению к которым, как предполагается, будут двигаться дееспособные в экономическом и социальном отношении группы в некоем обозримом будущем. «Средний класс» - это то, чем должна стать основная масса активного населения1.

Наконец, по нашему мнению, категория «средний класс» очень сильно нагружена в ценностном отношении. Этому классу приписываются чуть ли не все позитивные черты в части его экономических, политических и социальных установок. Средний класс, таким образом, представляет идеализированный образ будущих членов общества, то, каковыми бы их хотелось бы видеть с определенных ценностных позиций2.

Таким образом, в современном российском обществе средний слой вполне может стать основой образа интегрированного, единого общества, солидарность которого действует как бы поверх территориальных, национальных, конфессиональных и прочих барьеров.

В процессе работы над диссертационным исследованием автором было проведено прикладное социологическое исследование «Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса в Республике Адыгея». Также использовались наработки социологический исследований журнала «Эксперт»3. Целью представленного исследования является выявление общих тенденций и закономерностей возникновения и развития среднего класса, анализ их ценностных предпочтений и ориентации.

Анализ эмпирических данных, полученных автором в ходе проведенного исследования ценностей среднего класса, поможет также определить структуру и специфику поведения данной социальной группы в условиях формирования рыночных отношений.

В нашем исследовании по изучению ценностно-ориентационного потенциала, проведенном в городе Майкопе в период с 2004 по 2006 год1, 59,27% опрошенных отнесли себя к среднему слою в социальной иерархии. Но это не дает основания считать их представителями среднего класса. Особенно, если учитывать переходное состояние российского общества, периодически подверженного острым экономическим кризисам, когда социальные крайности остро ощущаются постсоветским человеком, который стремится к самопознанию через символы социокультурной середины, пусть даже и в логике повседневного суждения. В любом случае сегодняшний дискурс срединности, возможно, отражает стремление людей не выпасть из категории «нормальности».

Для общей характеристики выборочной совокупности необходимо отметить следующее: 53,6% объема выборки составили женщины и 46,4% -мужчины, при этом возраст респондентов варьировался от 18 до 60 лет (в случае работающих пенсионеров возрастной порог был выше). По результатам исследования, 22,3% респондентов, обладающих всеми тремя признаками (ядро средних слоев республики), были отнесены к среднему классу. 35,94% выборки составили респонденты, обладающие двумя критериальными признаками (полуядро или протосредний класс); остальные 41,76% - это респонденты, обладающие одним критериальными признаком. Данные группы респондентов объективно не «дотягивают» по различным параметрам до среднего класса, хотя и не исключается, что в будущем смогут пополнить его ряды. Далее, протосредний класс и респонденты, обладающие одним признаком, будут определяться как остальное население.

Ценности среднего класса Республики Адыгея в системе показателей качества жизни

Как было отмечено выше, для формирования среднего класса помимо экономических предпосылок необходимо формирование определенных стереотипов поведения, установок, системы ценностей; самоидентификация, самоорганизация как общности; капитал или интеллектуальный ресурс, позволяющие обеспечивать относительную устойчивость в социальном статусе, экономическую и гражданскую независимость. Помимо этого, важным представляется такой фактор, как обеспечение определенного качества (не уровня, а именно качества) жизни (медицинское обслуживание и охрана здоровья, рациональное питание, добротное н перспективное образование детей и т. д.).

Качество жизни имеет в своей основе определенный уровень материального благосостояния, развития экономики, науки, культуры, находящий отражение в понятии «уровень жизни». Если уровень жизни характеризует реализацию нужд членов общества во благах, то качество жизни - степень удовлетворения потребностей с достижением определенного личностно-психологического состояния. Кроме того, понятие качества жизни отражает реализацию непосредственных личных потребностей, раскрывающихся в ощущении своего здоровья, безопасности, социальной гарантированное, самовыражения, свободы и т.д. Потребности в материальном обеспечении себя и своей семьи, в определенном уровне образования также являются личностными потребностями, обусловленными системой ценностей конкретного общества.

Говоря о качестве жизни западных средних слоев отметим, что разрыв между уровнем запросов и их реализацией у них значительно меньше, чем у представителей низшего класса. Экономическая политика на Западе проводится, как правило, в интересах среднего класса. Создаются условия для того, чтобы количество предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса росло. Деятельность профессионального адвоката, юриста, профессора вуза, врача достаточно высоко оплачивается. Экономический эффект, достигаемый за счет создания благоприятных условий для среднего класса, заключается, прежде всего, в политической стабильности, а также в потенциально высоких темпах экономического роста в обществе в целом.

Что касается России, то приходится констатировать, что за прошедшее десятилетие практически все усилия правительства и государства были направлены на становление и развитие институтов рыночной экономики, и это осуществлялось в ущерб развитию качественных условий жизни населения. В результате, по оценкам ЮНЕСКО, по качеству жизни населения в 2001 году Россия оказалась на 56-м месте в мире1.

По нашему глубокому убеждению, в настоящее время необходимо преодолеть последствия очевидного перекоса, допущенного в ходе реформ, т.е. усилить социальную направленность экономики. Но сделать это необходимо очень взвешенно, на основе научно-обоснованного, точно и тщательно выверенного подхода, уравновешивающего интересы всех основных социальных групп в обществе, позволяющего найти точку широкого социального компромисса и способ балансировать вблизи этой точки.

Важнейший ориентир, которым необходимо пользоваться при поиске решения этой задачи, указан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, который отметил, что «основной чертой нового века станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс».

В 1977 году профессор СИ. Попов отметил, что «понятие качества жизни имеет аксиологический, оценочный аспект. Чем выше качество жизни, тем лучше, гуманнее данный общественный строй, тем в большей степени он удовлетворяет потребности человека»1. Сейчас, в начале XXI века эта мысль звучит как никогда актуально и значимо.

Повышение качества жизни должно рассматриваться как важнейший приоритет всех уровней власти, как общечеловеческая идея, способная существенно повлиять на весь ход развития России в XXI веке. Приоритетом в обществе и государстве должны стать каждый конкретный человек и его семья. Ясно, что необходимы целенаправленные действия со стороны государства по повышению уровня благосостояния населения, поддержке семьи, материнства и детства, укреплению здоровья населения, его уровня образованности, по возрождению нравственности и духовности. Единый интегральный показатель успеха такого курса - это повышение качества жизни населения.

В настоящее время не существует общепринятого научного определения понятия «качество жизни», и каждый автор акцентирует внимание на одной из сторон этого понятия.

По свидетельству американского социолога Сторса Макколла, выражение «качество жизни» было впервые употреблено в 1964 году президентом США Л. Джексоном, который заявил, что цели американского общества не могут быть измерены «размером банковских депозитов. Они могут быть измерены качеством жизни наших людей»2.

Похожие диссертации на Ценностно-ориентационный потенциал среднего класса как фактор современных социокультурных изменений