Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия Копалова Ольга Сергеевна

Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия
<
Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Копалова Ольга Сергеевна. Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Екатеринбург, 2001.- 145 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-22/335-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Театр как социокультурный институт 15

1. Особенности социокультурного института театра 14

2. Специфика социального взаимодействия театра и зрителя 41

Глава 2. Институциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя 73

1. Межинституциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя 77

2. Внутриинституциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя 100

Заключение 124

Литература

Введение к работе

Предметом настоящего исследования является взаимодействие социальных общностей в театре как социокультурном институте. Его функционирование тесно связано с деятельностью политических, экономических и культурных институтов, формирующих социальную среду, в которой театр осуществляет свою деятельность.

Серьезные преобразования, произошедшие в политической и экономической сферах российского общества, не могли не сказаться на сфере культуры. Важной особенностью существования ее институтов в настоящий момент является функционирование в условиях развития рыночных отношений. Произведения культуры становятся предметом купли-продажи, а существование ее творцов связано со спросом на их продукцию на рынке. Современная ситуация принципиально отличается от положения дел в советское время, она характеризуется тенденцией к децентрализации управления культурой, углублением многообразия и состязательности в развитии различных ее направлений, подключением коммерческих механизмов. Все это имеет не только положительные, но и отрицательные последствия.

В новых условиях изменились и театр, и зритель. Исследования показали, что среди населения достаточно много людей отвергают серьезные духовные ценности, для них характерны общественная пассивность и отсутствие ответственности. Культурные потребности отошли на второй план, большинство населения озабочено проблемой выживания, преобладают домашние, пассивные формы проведения свободного времени. Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов, влияющих на развитие личности. Одним из сильнейших в этом ряду является искусство. Но сейчас общение с театральным искусством становится более поверхностным, чем в советскую эпоху, ослабевает его развивающая и усиливается развлекательно-релаксационная роль. Если раньше театр был лидером общественной мысли, то сегодня для публики первостепенное значение имеет театр как место отдыха.

До начала перестройки существовали только государственные стационарные театры, строго определялись репертуар, количество

премьер, спектаклей для детей, по произведениям классиков русской литературы и т.д. В настоящее время существуют не только государственные, но и частные театры; решение о составе репертуара принимается коллективом театра. Появилась новая форма организации театрального дела - антреприза. Театр находится на самоокупаемости, дотации из бюджета не покрывают даже расходов на заработную плату. Работники театра получили большую свободу творчества и самовыражения, но утратили чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне.

Изменение условий деятельности театра требует специального рассмотрения социального взаимодействия общностей в рамках этого социокультурного института, оценки эффективности выполняемых им функций. Отсутствие в отечественной социологической литературе последних лет материалов по этим вопросам делает актуальным рассмотрение современного положения театра. Для дальнейшего использования и углубления его социологического анализа представляется необходимым обратить особое внимание на институциональный подход. Он дает возможность:

охарактеризовать театр как социокультурный институт; рассмотреть театр не в качестве изолированного и самодостаточного феномена, а в его связи с обществом в целом и конкретными социальными институтами;

раскрыть роль внутри- и межинституциональных факторов, регулирующих деятельность театра;

показать влияние социально-политических, экономических, культурных факторов на функционирование и изменение института театра;

проанализировать особенности взаимодействия социальных общностей в рамках данного института;

рассмотреть взаимосвязь элементов процесса культурной коммуникации с различными компонентами социальной макро- и микросреды.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ Дня того чтобы мог реализоваться весь потенциал искусства, в том числе театрального, необходимо обеспечить соответствующие условия для распространения и освоения художественных ценностей, развития системы учреждений культуры. Последние должны способствовать формированию социально-эффективной структуры культурной деятельности населения, повышению качества его досуга. Для со-

вершенствования деятельности института театра, управления его развитием существенную роль играют социологические исследования.

Изучение проблем культуры и искусства имеет давние и глубокие традиции. Большое значение для нашей работы имели общетеоретические и социологические подходы к исследованию культуры и искусства, которые представлены в работах Ю.Р.Вишневского, Б.С.Ера-сова, АФ.Еремеева, М.Е.Илле, Л.Г.Ионина, М.С.Кагана, А.С.Кармина, И.Ф.Кефели, Л.Н.Когана, В.А.Куценко, Ю.В.Перова, С.Н.Плотникова, И.Л.Савранского, А.Н.Семашко, К.Б.Соколова, Л.Н.Столовича, Ю.У.Фохт-Бабушкина, В.Т.Шапко и др.

При реализации институционального подхода мы обращались к работам Ю.П.Андреева, Т.Веблена, Г.Е.Зборовского, С.Г.Кирдиной, М.С.Комарова, Г.Б.Кораблевой, Н.М.Коржевской, Н.Б.Костиной, Н.Смелзера, С.С.Фролова, Я.Щепаньского и др. Концепции данных авторов раскрывают основные методологические принципы рассмотрения социальных институтов, их структуры, функций, типологии и могут быть применены к институциональному анализу театра.

В ходе исследования процессов коммуникации и взаимодейст
вия, происходящих в театре, существенное значение для нас имели
теории социального взаимодействия, социальной и культурной ком
муникации, представленные в работах Г.М.Андреевой, М.Вебера,
АВ.Дмитриева, Г.Зиммеля, В.П.Конецкой, Р.Мертона,

Ю.И.Мирошникова, А.Моля, Т.Парсонса, П.А.Сорокина, Ю.Хабермаса, Дж.Хоманса, Т.Шибутани и др.

Необходимо отметить, что исследования непосредственно в области театрального искусства имели место в России уже в прошлом веке, но более или менее систематическими они стали после революции 1917 года. В 20-ые годы регулярные исследования театра стали проводиться в театре РСФСР под руководством В. Мейерхольда и в Театре юного зрителя в Ленинграде. Полученные данные использовались для повьппения эффективности работы со зрителем. С середины 20-х годов изучением зрителей стали заниматься научно-исследовательские учреждения и организации. Отличительной чертой первых исследований театра была их практическая направленность на изучение зрительского восприятия спектакля.

После долгого перерыва изучение функционирования искусства возродилось у нас в период общественной "оттепели" конца 50-х годов. Социологи ставили перед собой задачу- определить виды искусства и произведения, итересующие те или иные категории населения,

выявить социально-демографические признаки, влияющие на отношение людей к культуре. На этом этапе развития социологии искусства удалось расчленить избранный объект исследования (взаимоотношения искусства и публики) на составные элементы и описать их.

В 70-ые годы исследователи обратились к построению социально-психологической типологии публики. К концу 70-х - началу 80-х годов стало постепенно расширяться поле исследовательской деятельности. Функционирование искусства рассматривалось в контексте происходящих социальных процессов, при этом исследователи обращались к таким темам, как искусство и образ жизни, социальная эффективность искусства и т.п.

При анализе специфики театрального искусства, его места в обществе, при описании взаимодействия публики, актеров, режиссеров, администрации театра, при характеристике современного положения театра, экономической стороны его деятельности мы опирались на работы А.Н.Алексеева"; Е.В.Бавриной, В.И.Волкова, В.Н.Головановой, И.Гофмана, Г.Г.Дадамяна, В.А.Диановой, В.Н. Дмитриевского, Т.Е.Зудиловой, Ю.С.Калашникова, ТАКлявиной, И.Л.Куличкова, Г.Лебона, ЕАЛевшиной, А.Я.Рубинштейна, А.П.Свободина, К.С.Станиславского, Г.Д.Суворовой, Г.Тарда, НАХренова, С.П.Хршановской и др.

Для анализа состояния и перспектив развития сферы культуры и искусства Свердловской области использовались результаты исследования сферы культуры Большого Урала, проведенного коллективом Института экономики УрО РАН в 2000 году.

Работы, посвященные проблемам театра, публикуются в журналах "Литературное обозрение", "Маркетинг в России и за рубежом", "Общественные науки и современность", "Социологический журнал", "Социологические исследования", "Театр", "Театральная жизнь". Они также стали предметом нашего внимания.

Названные выше источники дают определенную информацию о театре. Признавая большое значение работ упомянутых выше авторов, необходимо отметить, что фронт социологического изучения театра в настоящий момент значительно сократился. Исследования носят единичный характер, практически отсутствуют публикации по данному вопросу. В сложившихся условиях перехода современного российского общества к рыночным отношениям необходим специальный анализ социокультурного института театра и такой острой проблемы как взаимодействие социальных общностей в ею рамках.

ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ состоит в теоретико-методологическом и эмпирическом анализе взаимодействия социальных общностей в рамках социокультурного института театра.

  1. Определить основные теоретико-методологические подходы к изучению взаимодействия социальных общностей в рамках социокультурного института театра.

  2. Раскрыть содержание понятия «театр как социокультурный институт», выявить особенности развития театра в современной России, осуществить его содержательный и структурный анализ.

  3. Охарактеризовать функции театра как социокультурного института.

  4. Проанализировать взаимодействие социальных общностей в рамках социокультурного института театра на материалах конкретного социологического исследования.

5. Выявить специфику культурной коммуникации и взаимодействия,
осуществляющегося между социальными общностями в театре.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области социологии культуры и искусства, социологии театра, социологии личности, социологии коммуникаций, а также в области социальной психологии, философии, культурологии, искусствоведения, касающиеся данного вопроса. В работе использовались законодательные акты Российской Федерации в сфере культуры и театрального дела. Диссертант опирался на теории социальной коммуникации, социального взаимодействия, социальных общностей. Ведущее теоретическое значение в нашей работе имела методология институционального анализа.

ЭМПИРИЧЕСКОЙ БАЗОЙ РАБОТЫ послужили результаты конкретно-социологических исследований художественной жизни современного общества в 90-ые годы. Основной эмпирический материал был получен в ходе исследования, проведенного автором совместно с Центром Социальных Технологий «Оптима» под руководством Н.Н. Маликовой, по заказу Министерства культуры Свердловской области в ноябре 1998 года. С помощью выборочного метода было отобрано и опрошено 972 зрителя 10 государственных театральных и концертных организаций г.Екатеринбурга, г.Нижнего Тагила и г.Каменск-Уральского. Кроме того, был проведен опрос экспертов, представляющих директорский корпус (13 человек) 9 творческих коллективов города Екатеринбурга. Для сравнения результатов нашего исследова-

ния с ситуацией в других городах России использовались материалы исследований, проводившихся Ю. Фохт-Бабушкиным, Г.Дадамяном и др., посвященных изучению художественной жизни современного российского общества 90-х годов.

В своей работе автор опирался как на общенаучные теоретические, так и на специальные качественные и количественные методы, используемые при проведении конкретно-социологических исследований: анализ документов, фокусированное интервью, анкетный опрос.

, Положения диссертации, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, определяются совокупностью поставленных исследовательских задач и состоят в следующем.

В диссертации осуществлена попытка социологического (теоретического и эмпирического) анализа театра как социокультурного института, позволяющая раскрыть его содержание, структуру, функции, определить методологические подходы к исследованию данного феномена. Театр рассматривается как особым образом организованный социокультурный институт, представляющий собой устойчивую форму организации и регулирования взаимодействия между социальными общностями на основе сложившихся формальных и неформальных норм, правил, образцов поведения. Основной целью театра является производство и трансляция духовных ценностей, реализующиеся через эмоционально-художественную коммуникацию.

Обоснована актуальность анализа социального взаимодействия общностей в рамках социокультурного института театра, обусловленная: институциональными трансформациями современного российского общества; дисфункциями в сфере культуры, требующей системного (институционального) регулирования; изменениями социальной роли театра в жизни личности и общества; сменой типов взаимодействия театра с другими социальными институтами - политическими, экономическими, образовательными, культурными; обретением им новых социальных функций в условиях становления социокультурных отношений нового типа.

Выявлены особенности взаимодействия социальных общностей в рамках социокультурного института театра (зрителей, руководителей театров, художественного и артистического персонала, технических исполнителей) путем анализа его специфики и социальных

функций. Доказывается, что в этом взаимодействии представители общностей работников театра играют более активную роль, сознательно воздействуя на зрителей, последние же принимают пассивное участие в его процессе, опосредованно, косвенно влияя на создание спектакля. Показана конфликтная сторона взаимоотношений между художественным персоналом и администрацией, между актерами, между актером и режиссером.

Институциональное взаимодействие общностей раскрывается и конкретизируется посредством анализа понятия «культурная коммуникация». Проанализировано, как в процессе коммуникативного взаимодействия общностей в социокультурном институте театра осуществляются воспроизводство и трансляция духовных ценностей, процессы социализации, индивидуализации и, вместе с тем, ценностно-нормативной дифференциации.

В работе анализируются функции социокультурного института театра, реализующиеся через социальное взаимодействие. Наряду с выполнением универсальных функций, присущих всем социальным институтам, удовлетворяющим потребности общества в целом - регулятивной, интегративной, социального контроля, в работе выделяются и анализируются специфические функции театра: коммуникативная, развлекательная, познавательная, ценностно-нормативная, творческая, гедонистическая, социализации.

Автор доказывает, что социокультурный институт театра, удовлетворяющий ряд социальных потребностей общества и определенных социальных групп, выполняющий важные социальные функции, нуждается в общественном регулировании, в поддержке со стороны государства, в разработке закона о театре, в формировании новой системы найма актеров, в разработке социальной политики, касающейся всех участников взаимодействия «театр - зритель».

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ Результаты, полученные в ходе исследования, были переданы в Министерство культуры Свердловской области. На основе этих результатов была проведена коллегия, где обсуждалось состояние зрительской аудитории государственных профессиональных театральных и концертных организаций Свердловской области, перспективы их развития, пути помощи учреждениям культуры области. Полученные данные могут служить основой для выработки государственной политики в отношении театров Свердловской области.

Результаты исследовательской работы могут быть использованы при подготовке лекций и практических занятий по курсам «социология культуры», «культурология», «социология личности» для студентов социологических факультетов и отделений.

Основные положения и выводы диссертационной работы были представлены на заседаниях кафедры социологии Уральского государственного профессионально-педагогического университета, в докладах на V научно-практической конференции молодых ученых и специалистов УГППУ (Екатеринбург, 1999 г.), на VI региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов УГППУ (Екатеринбург, 2000г.), в материалах Уральской школы молодых социологов (Екатеринбург, 1998 г.), межрегиональной научной конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана (Екатеринбург, 1999 г.), во Всероссийской научно-методической конференции (Екатеринбург, 2000 г.), научно-практической конференции, посвященной 80-летию УГТУ-УПИ (Екатеринбург, 2000 г.), IV Всероссийской научной конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана (Екатеринбург, 2001 г.). Основные идеи и положения диссертационного исследования нашли отражение в 8 публикациях автора.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ

Особенности социокультурного института театра

Каждая из этих общностей выполняет определенные функции, имеет свою собственную систему взглядов и субъективные представления о целях и средствах своей деятельности. Как показывают исследования, цели деятельности этих общностей часто несогласованны, что является основной причиной конфликтов между руководителями театров и художественным персоналом.

Результаты ряда исследований показывают, что режиссер и директор одного и того же театра в половине случаев дают противоположную оценку деятельности руководимого ими театра1. При противоположных позициях успех дальнейшей совместной работы становится весьма проблематичным. Взаимоотношения директора и главного режиссера - источник многих конфликтов в театральной среде. Директор должен создавать режиссеру условия для творческой работы, освобождая от массы нетворческих обязанностей, он несет ответственность за все, что происходит в театре. Но реально ситуация складывается так, что почти все вопросы решаются с участием режиссера.

Режиссер должен помнить об экономических аспектах театрального дела, а директор - учитывать творческие и художественные параметры. В большинстве театров существует противостояние художественного персонала и руководителей. Такая ситуация возникает из-за различия приоритетов. Для одних самым важным является самовыражение и самореализация, для вторых -успешное функционирование театра, получение доходов. Эта несогласованность часто вызывает конфликты.

Оценивая деятельность своего театра, режиссер и директор руководствуются различными критериями. Для режиссеров отношение к своему театру значимо связано с различными аспектами собственно театральной ситуации. Это, к примеру, уровень драматургического материала, профессиональность труппы, сбалансированность ее состава. Отношение к театру массового зрителя, органов управления всех ступеней и даже мнение коллег практически не влияет на самооценку деятельности главного режиссера. Большинство главных режиссеров игнорирует такой фактор, как интересы массового зрителя. А для директоров этот фактор является самым значимым. У них удовлетворенность деятельностью театра теснейшим образом связана с отношением к нему массового зрителя. Директорская оценка деятельности своего театра в большой мере зависит также от мнения вышестоящих организаций1.

Перевод театров на демократические принципы самоуправления, расширил творческие права театра, поднял его на другой уровень хозяйственной самостоятельности и в какой-то мере способствовал улучшению взаимопонимания между директорами и режиссерами - на смену затяжным конфронтациям постепенно приходит опыт совместного делового решения проблем.

Ведущее значение в осуществлении взаимодействия театра и зрителя принадлежит, бесспорно, актерам (исполнителям), т.к. они в своем творчестве объединяют голоса всех - драматурга, режиссера, художника и вступают в прямое и непосредственное общение с публикой. Поэтому остановимся подробнее на их деятельности. Несмотря на то, что спектакли, концерты и их сценическая жизнь - результат труда не отдельных артистов, постановщика или продюсера, а всего творческого коллектива как единого целого, артистический персонал имеет важнейшее значение в осуществлении коммуникации.

Актеров, следуя за И. Гофманом, можно определить как команду, т.е. как «некий круг индивидов, чьё тесное сотрудничество требуется в случаях, когда необходимо поддержать данное запланированное определение ситуации. Команда - это группировка, но группировка не в контексте отношений социальной структуры или социальной организации, а скорее в контексте взаимодействия или ряда взаимодействий, в которых удерживается нужное определение ситуации»1.

Профессиональное мастерство актеров прямым образом влияет на доходы театра, т.к. деятельность исполнителей непосредственно направлена на зрителей и слушателей, средства которых в виде платы за билеты поступают в организации исполнительских искусств. «Именно исполнители, качество и интенсивность их работы в значительной степени определяют художественный уровень спектаклей и концертов, объем предложения услуг организаций исполнительских искусств и, тем самым, уровень их посещаемости, цен на билеты и, в конечном счете, доходов»2.

Новые условия функционирования театра, с одной стороны, предоставляют актеру много новых возможностей, с другой - делают его профессию более рискованной, а актера - социально незащищенным. В среде актеров нет однозначного отношения к произошедшим изменениям, к новым принципам формирования труппы.

Одним из основных факторов, влияющих не только на профессиональную, но и на общую удовлетворенность человека жизнью, является социально-психологический климат в коллективе. Оценки его актерами неутешительны . В среднем более половины актеров склонны полагать, что творческая атмосфера в их театре оставляет желать лучшего, что свидетельствует о неудовлетворенности социально-психологическим климатом в коллективе. Такая ситуация характерна для больших стационарных театров. Можно предположить, что актеры новых частных театров больше удовлетворены отношениями в коллективе, так как такие театры создаются коллективом единомышленников.

Специфика социального взаимодействия театра и зрителя

Оркестр народных инструментов в основном дает выездные концерты, но отсутствие необходимой материально-технической базы делает практически невозможным эти поездки.

Однако интерпретация статистических показателей требует определенной осторожности, так как госстатистика фиксирует работу только государственных учреждений культуры и не отражает даже в самом общем приближении ту часть театральной аудитории и аудитории концертных организаций, которая посещает негосударственные театры, концерты, устраиваемые различными коммерческими и общественными организациями, составляющими сегодня уже достаточно серьезную конкуренцию государственным учреждениям.

Материалы социологических исследований способны дать более полную и надежную информацию относительно характеристик аудиторий разных учреждений культуры и искусства, установить детерминанты, определяющие активность населения в потреблении культурных ценностей.

Результаты социологических исследований, наблюдения экспертов-практиков (директоров и заместителей директоров ряда театральных и концертных организаций г.Екатеринбурга) подтверждают, что за последние два года произошла стабилизация аудитории учреждений культуры и искусства, более того, в некоторых из них обнаруживается тенденция к её росту.

Ситуация не изменилась и в 1999г. По словам директоров некоторых театров, они не потеряли своего зрителя, публика не изменяет им, несмотря на массовые заезды антреприз, гастроли именитых театров и другие причины1.

Не случайно директорский корпус практически единодушен в оценке успехов труда своих коллективов в 1998 году по сравнению с 1997 годом: 85% из их числа считают текущий год успешным, 15% затруднились дать однозначную оценку, и не было ни одного эксперта, у которого преобладала бы негативная характеристика. Сравнение показателей, полученных нами, с исследованием 1993 года демонстрирует рост удовлетворенности населения положением в сфере культуры и искусства г.Екатеринбурга в целом (коэффициенты удовлетворенности составляли - 0.34 и + 0.25 соответственно по годам).

Показатели удовлетворенности населения в городах Нижний Тагил и особенно Каменск-Уральский несколько ниже (+ 0.16), чем в Екатеринбурге (сравнительный их анализ во временном аспекте не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующих данных по 1993 году). Резкое отличие в оценке положения в сфере культуры и искусства присутствует у зрителей каменск-уральских театров, 50% зрителей оценивают положение культуры и искусства в их городе как неудовлетворительное, что можно объяснить небольшим количеством театральных организаций в целом в городе и качеством их работы.

Оценивая отдельные стороны деятельности своих коллективов, эксперты отметили, что они в целом удовлетворены профессиональным уровнем творческого коллектива, культурой обслуживания посетителей. Существует определенная неудовлетворенность репертуарной политикой, организацией творческой деятельности, качеством работы административного аппарата, состоянием материально-технической базы, но большая часть директоров полностью не удовлетворена финансово-экономическим положением коллектива.

По мнению экспертов, приоритетными направлениями финансирования должно быть финансирование наиболее крупных учреждений культуры и целевых программ. В первую очередь из бюджета должны финансироваться такие статьи расходов, как зарплата, коммунальные платежи, новые постановки. В настоящее время бюджетного финансирования не хватает даже на регулярную выплату заработной платы. Отчисления из бюджета составляют в среднем около 45% всего бюджета данных учреждений культуры. Постоянную помощь от спонсоров получают только три наиболее известных коллектива города: театр оперы и балета, театр драмы, филармония. В 1999г. в театре музыкальной комедии был образован попечительский совет, это во многом способствовало выпуску большого количества премьер в прошедшем сезоне. Для остальных коллективов помощь спонсоров - это единичные случаи. В такой ситуации театр вынужден сам заниматься предпринимательской деятельностью, повышать цены на билеты, что, несомненно, сказывается на успехе его взаимодействия со зрителем. Падает престиж театра, изменяется его образ. Зритель, приходя на спектакль и видя в фойе магазины, выставки мебели и т.д., перестает относиться к театру как к «храму искусства». Это мешает созданию определенного настроения, необходимого для серьезного и глубокого восприятия спектакля.

Доходы от аренды помещений и предпринимательской деятельности театра составляют мизерную часть от его общего дохода, основная доля которого приходится на бюджетное финансирование, которое при этом очень мало и нерегулярно.

Экспертам и зрителям было предложено выделить те факторы, которые, по их мнению, влияют на успех взаимодействия театра и зрителя. Среди важнейших факторов, определяющих посещаемость театральных и концертных организаций, почти все директора отметили материальное положение зрителей и театра. Кроме того, успех взаимодействия зависит также от эффективности рекламы и кадрового состава театра. Подробное рассмотрение влияния этих факторов дается ниже. По общему признанию экспертов, посещаемость театров зависит также от времени года. Всплеск зрительской активности приходится на осень и зиму, весной наполненность зрительных залов уменьшается. Некоторыми директорами упоминались также такие внепшие факторы, как общая политическая ситуация, отсутствие государственной политики в театральном деле, престиж театрального искусства, местоположение театра. Из числа зрителей, составляющих аудиторию театральных и концертных организаций городов Свердловской области и г.Екатеринбурга, 87% хотели бы ещё чаще, чем теперь, посещать их (см.диаграмму 1).

Интересно, что система факторов, препятствующих росту посещаемости, примерно та же, что и пять лет назад. Исключение составляет лишь фактор криминогенное обстановки: если в 1993 году его отметили 34% горожан, и по своей значимости он был вторым (после нехватки денег), то в 1998 году на эту причину указали только 4% опрошенных, отодвинув её на одно из последних мест в рейтинге указанных причин (см. табл.3).

Как можно заметить, большинство из указанных факторов являются внешними по отношению к самой культуре (исключением являются причины, указанные в п.п. 5 и 7 и суммарно составляющие около 10%).

Межинституциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя

Это подтверждается и нашими интервью с актерами. Находясь на сцене, актер начинает чувствовать зрительный зал в первые минуты спектакля. Иногда зал воспринимается как единый, а иногда он разделен на определенные группы.

Выбирая средства для установления контакта со зрителем, актер оценивает зал, готовность зрителей воспринимать спектакль, ориентируется на реакцию зала. Существует два способа контакта актера со зрителями: 1) сознательное постоянное соотнесение своей игры с реакцией зала; 2) отвлечение от зрителей.

Актеры стремятся реализовывать вторую стратегию. Они не ориентируются на зрителя, а выполняют задачу, поставленную режиссером. Даже в тех случаях, когда контакт со зрительным залом не устанавливается, актер имеет очень узкий коридор импровизации, обозначенный режиссером. И актер практически ничего не может сделать, кроме как ускорять или замедлять темп спектакля.

Актер творит в рамках особого сценического времени. Каждое движение на сцене имеет не обычную жизненную длительность, а сценическую. Сценическое время корректируется публикой, динамикой ее реакций. Одна и та же пьеса в разные дни исполняется в различных темпах и ритмах в зависимости от публики.

Актеры предъявляют зрителям определенные требования. Они хотели бы видеть на своих спектаклях зрителей подготовленных, знающих основы этикета, имеющих определенные знания о театре. Зритель должен быть готов работать, думать над спектаклем, а не просто отдыхать.

Рассмотрим на основе высказываний актеров, как они представляют себе цель своего творчества.

Из интервью с актерами можно сделать вывод, что цель их творчества -самореализация, развитие собственной личности. Возможно, этот фактор иногда является причиной непонимания между актерами и зрителями. Ведь актеры не считают главной целью своей работы развитие зрителя, повышение его культурного уровня, формирование его художественного вкуса и потребностей.

В отличие от актеров, представители директорского корпуса театра в определении целей своей деятельности в большей степени ориентированы на зрителей. Большая часть экспертов в качестве главной цели своей деятельности и деятельности своего коллектива рассматривают духовное и нравственное развитие детей и взрослых, подъем культуры России, формирование любви к русской культуре. Треть экспертов в качестве цели выделяет стремление доставить удовольствие зрителю. Именно эта группа работников театра, скорее всего, играет важнейшую роль в нахождении взаимопонимания с аудиторией. Этому активно способствует также работа со зрителями. Эффективность взаимодействия социальных общностей во многом зависит от единого понимания цели их деятельности. Как мы видим из результатов исследования, представители всех общностей видят цель своей деятельности по-разному, что сказывается на их взаимопонимании.

Оценки компонентов спектакля экспертами распределились следующим образом: наибольшее значение, по их мнению, принадлежит мастерству актеров, режиссуре и музыкальному оформлению, которое создает настроение спектакля, затем идут костюмы и декорации, сюжет же занимает только пятое место. Тем не менее, значение сюжета для зрителей нельзя отрицать, поэтому так важна репертуарная политика учреждений культуры. Мнение рядовых горожан и специалистов - экспертов по вопросу значимости репертуара совпало в том, что ведущие рейтинговые позиции зрительских симпатий занимают именно те коллективы, репертуарная политика которых, по мнению экспертов, наиболее эффективна: Театр Оперы и Балета, Филармония, Театр Драмы. Анализ репертуаров перечисленных коллективов показывает, что они отличаются динамизмом (сравнительно высокая доля новых постановок), ориентированностью на различные сегменты зрительской аудитории (подготовленной и не подготовленной, детской, юношеской, взрослой и т.д.).

Вместе с тем в адрес некоторых театров и концертных организаций достаточно определенно высказано пожелание зрителей провести работу по изменению репертуара. Так, если по массиву опрошенных в целом эта рекомендация собрала лишь 8,4% голосов, то для ряда коллективов она звучит значительно более весомо и определенно; среди них: Детская филармония (21,3% опрошенных), Нижнетагильский Молодежный театр (17,1% опрошенных), Уральский оркестр народных инструментов (16%), Театр Музыкальной Комедии (15,5%), Каменск-Уральский Театр Драмы (13,5%).

Регулярное изучение зрительских предпочтений различных социальных групп в сфере театрального и музыкального исполнительского искусства путем проведения массовых опросов, выполняемых на высоком профессиональном уровне, могло бы во многом содействовать разработке грамотной репертуарной политики творческих организаций, подбору репертуара, затрагивающего потребительские ориентации различных сегментов аудитории.

Исходя из рассмотренных ранее социально-демографических и социокультурных характеристик аудитории творческих организаций, а также, основываясь на изучении сложившихся у них стереотипов восприятия произведений театральных и музыкальных жанров, можно сделать вывод о том, что сегодняшняя театральная публика, в отличие от концертной, в большей степени интересующейся классикой, ориентирована на восприятие «зрелищных» спектаклей, прослушивание популярных, «узнаваемых» музыкальных произведений, нежели на элитарное искусство, экспериментальные стили и формы. Последнее находит отклик только у сверхподготовленного, сверхувлеченного зрителя. Хотя численность этого сегмента зрительской аудитории в общем её составе невелика, театральные и концертные организации не должны игнорировать его интересы.

Ориентация на зрелищность и отдых замечена и другими авторами. Так, например, А. Смелянский говорит о том, что сегодня распространена утешительная форма искусства, когда идут в театр просто за радостью, за утешением, за успокоением, за тем, чтобы «стряхнуть» с себя улицу, минувший день. Есть времена, когда театр помогает тем, что обличает и разоблачает. Есть времена, когда театр просто лечит искалеченное общество. Утешительные функции театра чрезвычайно существенны \

Исследователи обращают внимание и на отрицательные последствия данного явления. «Общение с искусством становится более поверхностным, ослабевает развивающая роль искусства и усиливается развлекательно-релаксационная. Искусство продолжает достаточно широко проникать в общество, но все меньше на него влияет. Актуальность этой проблемы представляется тем более острой, что особенно сдали в своем личностном развитии самые молодые поколения, а это чревато стратегическими потерями для будущего страны» .

По мнению А. Смелянского, сдвиг потребностей массовой аудитории в сторону преобладания ориентации на отдых и развлечение отражает реальность жизненной ситуации, в которой находится население, составляющее реальную и потенциальную аудиторию театра. Зрители нуждаются в компенсации, отключении от повседневных забот и трудностей, психофизической разрядке. Повышенная эмоциональная и интеллектуальная нагрузка приводит к повышению потребности в полноценном отдыхе. Руководители же театров воспринимают эту потребность как извращение подлинных ценностей искусства. Люди искусства склонны обвинять публику в неразвитости и стремлении к развлечению, но в тоже время сами театры активно поддерживают эту тенденцию, так как ради выживания они вынуждены любыми путями стремиться к коммерческому успеху.

Внутриинституциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя

Изучение данной темы позволило сделать ряд методологических и практических выводов. Анализируя понятие «театр», автор обосновывает преимущества институционального подхода по сравнению с ценностным, деятельностным, культурологическим и др. Театр рассматривается как социокультурный институт, в рамках которого осуществляется взаимодействие социальных общностей.

Институциональный подход позволяет раскрыть структуру, функции, выполняемые театром, социальные нормы, а также проанализировать процесс взаимодействия между социальными общностями, включенными в функционирование института театра, оценить эффективность его функционирования в современных условиях.

В работе доказывается, что театр правомерно рассматривать как особый социокультурный институт, поскольку он обладает всеми признаками социального института, и его деятельность направлена на духовное производство, создание духовных ценностей и идей, развитие преемственности культуры в обществе, что характеризует его как институт культуры.

Деятельность театра социально опосредована, он включен в систему всех существующих в обществе социальных институтов, театр активно взаимодействует с ними и в своих проявлениях обусловлен общесоциальными закономерностями. Функционирование театра напрямую связано с деятельностью института государства, рынка, образования, семьи и др.

Театр как социокультурный институт выполняет ряд важнейших функций, специфика которых заключается не столько в их содержании, сколько в способах их реализации. Все функции, реализуемые институтом театра, можно разделить на два класса. Универсальные функции, характерные для любого социального института, направлены на удовлетворение общественных потребностей. К ним можно отнести функцию регулятивную, интегративную, социального контроля, для театра они являются латентными.

В качестве явных функций театра, которые он осуществляет непосредственно и целенаправленно, можно назвать коммуникативную, развлекательную, ценностно-нормативную, познавательную, творческую, компенсаторную, функцию социализации. Центральное место в этом ряду принадлежит эмоционально-художественной коммуникации.

Все перечисленные выше функции театр актуализирует через воздействие художественного образа. Через художественные образы человек усваивает необходимые ценности, нормы, стереотипы поведения, принятые в данном обществе. Разделяя или, наоборот, отвергая определенные ценности, люди интегрируются в группы. Театр проводит идеологию, выступает своеобразным средством социального контроля. И, вместе с тем, живое общение актера и зрителя способствует самопознанию, развитию творческих качеств личности, самореализации.

В социокультурном институте театра реализуется кратковременная, ограниченная рамками социальных групп непосредственная культурная коммуникация. Театр сформировался как коммуникативная система, использующая сложные коммуникативные средства, язык театра включает в себя языки всех других искусств и потому является самым сложным для восприятия. В системе «театр - зритель» выделяется субъект духовного производства, создатель ценностей духовной культуры (коммуникатор) -актеры, режиссеры, драматурги, художественный персонал, технические исполнители. Кроме того, выделяются потребители ценностей культуры - это зрители, слушатели, имеющие определенные духовные потребности, одновременно участвующие в духовном производстве.

В театре происходит непосредственное, преходящее, формальное и неформальное институционализированное взаимодействие социальных общностей. Оно реализуется в нескольких социальных пространствах: на сцене в зрительном зале, в театре в целом. Сущность взаимодействия заключается во взаимном влиянии сторон друг на друга. Во взаимодействии «театр - зритель» театр оказывает сознательное воздействие на зрителя, пытаясь повлиять на его мысли, чувства, поведение. Зритель же занимает менее активную позицию, он ориентирован на восприятие.

Общности работников театра и зрителей отличаются друг от друга условиями своего существования и основными характеристиками. Так, работники театра составляют продолжительно существующие, групповые, формальные, институализированные, официальные общности, в то время как зрители представляют собой кратковременные, массовые, неформальные.

В работе были проанализированы причины непонимания, возникающего между различными социальными общностями в театре. Несмотря на то, что цель театра видится одинаково представителями всех общностей, администрация и художественный персонал выбирают для ее реализации различные способы. Так, для директорского корпуса и администрации важны, прежде всего, экономические механизмы, а для режиссеров и актеров на первое место выходит художественная сторона. Это вызывает некоторые проблемы и несогласованность в их взаимодействии. Кроме того, возникают конфликты между актерами, ими и режиссером. Распределение ролей, занятость в репертуаре часто оставляет кого-то неудовлетворенным, поэтому отношения в труппе, как правило, сложны.

Взаимодействие рассмотренных выше общностей осуществляется в определенной культурной среде. Каждая из социальных общностей, участвующих во взаимодействии театра и зрителя, подвержена влиянию ряда внешних и внутренних факторов, действие которых во многом определяет степень активности, устойчивости и эффективности указанного взаимодействия.

В работе раскрываются условия функционирования театра в советское время, а также особенности его существования в современной России. До реформы театрального искусства для театров было характерно централизованное управление и финансирование, существование только государственных театров, контроль за репертуаром, хорошая материально-техническая баз, гарантии для артистов, фиксированные цены на билеты и т.д.

Функционирование театра как социокультурного института в современной России имеет свои особенности. Произведения культуры становятся товаром, используется гибкая система цен на билеты, театр получил право решать вопросы репертуарной и эксплуатационной политики, организации режима работы. Творческие коллективы получили гораздо больше прав и в области финансовой политики, ценообразования, распоряжения своими доходами, формирования профессионального состава работников, оплаты и стимулирования их труда, развития творческо-производственнои и социальной сферы. Театры получили возможность привлекать внебюджетные источники финансирования, появились новые муниципальные и частные театры, антрепризы, что свидетельствует о децентрализации и демократизации театрального дела, но в то же время театр столкнулся с рядом серьезных проблем:

Похожие диссертации на Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия