Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект Кац Анна Львовна

Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект
<
Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кац Анна Львовна. Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект : региональный аспект : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Саратов, 2005 146 с. РГБ ОД, 61:05-22/433

Содержание к диссертации

Введение

Социальное содержание культурного национализма

1. Социологическая интерпретация этноса 13

2.Формы этнической идентификации и этнической дискриминации 43

3 .Культурный национализм как одна из форм национализма в глобальном мире 66

Стратегии культурного национализма в работе с населением

1. Проблемы управления в полиэтническом обществе 79

2. Этнонациональная политика в Саратовской области и Поволжском регионе в работе с населением 92

Заключение 124

Список использованной литературы 128

Приложения 144

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное российское общество находится на сложном и ответственном этапе развития, а процессы реформирования общественной жизни затронули интересы практически всех россиян. Глубокие преобразования, коренным образом изменившие систему государственной власти и общественных отношений в России, потребовали новых подходов в национальной политике на региональном уровне. Культурный национализм, его содержание и перспективы развития вызывают сегодня серьёзный интерес. Это обусловлено не только обострением межэтнических отношений в ряде регионов Российской Федерации, но и необходимостью достижения общественного согласия по множеству вопросов межэтнического взаимодействия. Исследование динамики и направленности этнополитических изменений в практиках этнического взаимодействия в современной России актуально, в значительной степени от них и особенностей их взаимодействия с рядом других факторов зависит судьба социальных, политических и экономических реформ, будущее страны. Необходимо также осознание роли глобализации, современных средств массовой коммуникации, оказывающих влияние на характер протекания рассматриваемых процессов.

Пробуждение национального самосознания — явление парадоксальное. С одной стороны, происходит повсеместное утверждение сходных норм общественной жизни, приобщение к общечеловеческим ценностям, с другой -очевидно стремление народов к самоидентификации, а в некоторых случаях — к обособлению, самоизоляции. Однако любое противоречие объясняется, когда более глубоко рассматривают закономерности социального и этнокультурного развития отдельных этносов и народов, их стремление к самостоятельности при ослаблении и даже отмирании традиционных этнических черт. Подобные интенции выражаются и в ориентации на собственную государственность,

расширение политических и экономических прав, и в идеологии этнокультурной общности.

Вместе с тем стремление народов к этнической самоидентификации зачастую сопровождается различными формами этнической дискриминации, которая опасна не только для других этносов, но и тех, кто ее провоцирует. В прошлом, когда народы по своему социокультурному уровню существенно отличались друг от друга, некоторые из них воспринимали социальное неравенство, иерархию власти как естественную систему отношений, не сопротивляясь и не протестуя против нее. По мере сближения народов и преодоления наиболее глубоких социальных различий формируется тенденция выравнивания социокультурных статусов и утверждения в межэтнических отношениях сильно выраженных элементов партикулярности и независимости. В этом состоит суть мнимого парадокса: сходство приводит к размежеванию, либо к столкновению этнических интересов.

Данная проблематика актуализировалась в связи со сменой доминирующих типов общественного развития, сменой уклада общественной жизни. Немало поводов для беспокойства дают методы и результаты осуществления реформ и социокультурного развития, коммуникативная, в том числе информационная, революция. Эти масштабные изменения вызвали обострение проблемы сохранения этнических традиций, социальной защиты духовно-культурных, нравственных основ жизни людей, формирования новых ценностных ориентации.

Между тем национально-культурное разнообразие выступает источником обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует. Поэтому в социологии неизбежен выход за рамки привычного тезиса об идейной нищете национализма и увеличение в литературе о национализме удельного веса исследований общественной мысли в широком значении данного понятия. В конечном счете, именно противоречивое сочетание различных национальных культур, их социальных сил двигало и

двигает общественный прогресс, развивает человечество. Именно культура, понимаемая как продукт социального творчества поколений, является индикатором развития личности, питательной средой, определяющей социальное поведение, систему исповедуемых ценностей, формирование потребностей и интересов.

Актуальность, научно-теоретическая и научно-практическая значимость тематики диссертационного исследования определяется необходимостью всестороннего изучения культурного национализма в социальных практиках этнического взаимодействия, потребностью их социологического анализа, прогнозирования возможных сценариев развития, а также тем фактом, что рассматриваемые проблемы являются ареной политического противостояния и противоборства.

Степень разработанности проблемы. Национализм как социальное
явление привлекает внимание исследователей уже более ста лет, в анализе его
различных аспектов приняли участие социологи, политологи, антропологи,
историки, философы. Заметный вклад в изучение феномена национализма
внесли своими исследованиями и теоретическими разработками Б.

Андерсон, Р. Брубейкер, Э. Геллнер, К. Дейч, Э. Кедури, Э. Хосбаум и другие
исследователи. Это происходит на фоне обновленного интереса к
этнонациональным вопросам, исследованиям межэтнических конфликтов,
динамики этнического самосознания: В. С. Агеев, Ю. В. Арутюнян, В. А. Ачкасов,
А. О. Бороноев, Л. М Дробижева, А. Г. Здравомыслов, В. Н. Иванов, Л. В.

Лесная, B.C. Полянский, М. В. Савва, В. А. Тишков.

В современной России, постсоветских государствах национализм проявил себя активно, это послужило одной из причин резкого увеличения научных работ по проблемам национализма. В примордиалистских и близким к ним исследованиях природы этнического и культурного национализма имеют значение работы А. Аклаева, С. Арутюнова, Р. Галлямова, В. Коротеевой, В. Миллера. Объяснение этнического самосознания связано с разработкой теории

этноса и этногенеза В работах Ю. Бородая, Ю. Бромлея, JL Гумилева, Р. Подольного, С. Широкогорова этносы характеризуются определенными параметрами (язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании) и соответствующими условиями: территориальные, природные, социально-экономические, государственно-правовые.

Не менее важными выступают работы другой методологической направленности - Б. Андерсона, Ю. Арутюняна, Э. Геллнера, Л. Дробижевой, Н. Мухаметшиной, Э. Смита, А. Сусоколова, В. Тишкова, Э. Хосбаума, Н. Чебоксарова, В. Ярской. Данные авторы рассматривают национализм в качестве сложной совокупности взаимосвязанных идеологий и социальных практик, критикуют теории приоритета этноса перед другими формами организации социальной жизни. Работы А.И. Миллера, Н. Е. Покровского, М. В. Саввы, Ю. В. Чернявской посвящены рассмотрению сложной структуры этнического статуса. Многие характеристики, типологии, семантику национализма невозможно расшифровать, не обращаясь к работам Б. Андерсона, Э. Геллнера, 3. В. Сикевич, Г. У. Солдатовой.

Анализ современных межэтнических отношений, их развития и перспектив представлен в работах Ф. Бородкина, В.Виноградского, Е. Дорогонько, Г. Карповой, С. А. Кравченко, В. Лашманова. М. Мартынов специально останавливаются на особенностях подготовки и ценностных представлений учащихся этнонациональных школ. Проблемы культурных автономий и взаимодействия этносов в социальных трансформациях региона разрабатывались в работах С. И. Замогильного, Л. В. Константиновой, М. Э. Муталимова, С. А. Рязановой, Т. А. Сафроновой, Т. Т. Тарасовой, Л. Н. Татариновой, В. Н. Ярской. В трудах П. П. Великого, А. М. Викулова, И. М. Габдрафикова, Ф. А. Рашитова рассмотрены особенности расселения этнических групп на территории Саратовской области.

Проведенный анализ научной литературы по данной проблематике дает основания говорить о том, что проблема, избранная для исследования, сегодня

еще недостаточно проанализирована. Многие вопросы, связанные с ролью культурного национализма в современном российском обществе, пока не получили должной разработки, тема себя не исчерпала и требует дальнейшего осмысления. Это касается собственно культурного национализма и его роли в социальных практиках этнического взаимодействия в полиэтнических регионах, подобный ракурс темы не освещен в социологической литературе в достаточной мере, позволяя сделать вывод об отсутствии работ с акцентуацией привлечения культурного национализма в социальные практики регионов. Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность побудили диссертанта обратиться к ее анализу.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В диссертации используется совокупность методологических приемов и подходов, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, политологии, этнологии и культурной антропологии. Это, прежде всего, принципиальные положения и труды Ф. Броделя, Ван Геннепа, М. Мосса. Методология настоящего исследования определяется тем, что его тема разрабатывается как социологическое обобщение междисциплинарных исследований. Исходные установки автора сформировались под влиянием трудов Б. Андерсона, Э. Геллнера, Л.М. Дробижевой, 3. В.Сикевич, В. А. Тишкова, В. Н. Ярской. Значительную методологическую нагрузку выполняют социологические модели этнической политики - ассимиляторская и мультикультурная - от естественной, мягкой аккультурации до свободной конкуренции.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является презентация культурного национализма в контексте социальных практик этнического взаимодействия крупного полиэтнического региона. Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач: > уточнить категориальный аппарат и методологические основания

исследования;

интерпретировать понятие этноса с точки зрения социологии в аспекте культурного национализма;

выявить современное состояние содержания этнической идентичности, идентификации в социальной перспективе;

выявить формы этнической дискриминации в современных условиях;

разработать авторскую интерпретацию содержания понятия культурный национализм, показать его роль в ситуации этнического взаимодействия;

проанализировать эффективность деятельности областных структур в сфере межэтнического взаимодействия;

выявить и исследовать особенности культурного национализма в полиэтническом регионе;

обосновать методы создания эффективной системы взаимодействия различных этнических групп в регионе.

Объект исследования - культурный национализм в этносоциальных процессах региона. Эмпирическую базу исследования составили данные статистических сборников, периодической печати, научной литературы, материалов конкретных социологических исследований, выполненных учеными и институтами в различных регионах; результаты полуструктурированных интервью с руководителя общественных национальных объединений Саратовской области (интервью проводились в марте - апреле 2005 г.). Диссертант использовал обширный нормативный материал, а также политологическую, историческую и юридическую литературу, в которой в той или иной степени рассматривались проблемы этничности, этнической идентичности, культурного национализма.

Предмет исследования - тенденции развития культурного национализма в сложившихся социальных практиках этнического взаимодействия.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что культурный национализм обладает значительным позитивным потенциалом в организации эффективного межэтнического взаимодействия в современном российском

обществе. Однако этот позитивный потенциал не реализуется автоматически, для эффективного взаимодействия разных этносов в рамках полиэтнического региона необходима определенная система мер, способствующая укреплению роли культурного национализма во всех сферах жизнедеятельности региона.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы, тем, что автор впервые предпринимает попытку рассмотреть культурный национализм через социальные практики этнического взаимодействия в регионе. Конкретно элементы новизны состоят в следующем:

в авторском контексте выявлено современное содержание этнической идентичности, идентификации в социальной перспективе;

предложена новая дефиниция культурного национализма с позиций культурного взаимодействия этносов в полиэтническом регионе;

выявлены новые формы этнической дискриминации в социальных практиках современной жизни российского региона;

по-новому интерпретировано понятие этноса с точки зрения социологии в аспекте культурного национализма;

проанализирована эффективность деятельности областных структур в сфере межэтнического взаимодействия;

разработаны методы создания эффективной системы взаимодействия различных этнических групп в регионе.

В результате обобщения полученных данных в ходе диссертационного исследования автором сформулированы основные выводы, которые выражаются как положения, выносимые на защиту:

1. Этнос, или этничность как социальная форма культурных различий имеет культурный, правовой, социальный, экономический, бытовой и политический жизненные контексты. Правовую основу взаимодействия различных этнических групп составляет Конституция страны, гражданские кодексы, система законов и подзаконных актов, регулирующих межэтнические отношения. Специфика конституционного закрепления этих норм, как правило,

детерминирована нормами международного права, особенностями этнического состава населения, спецификой текущего момента, сложившимися традициями межэтнических отношений, представительством этнических групп в различных элементах российского социума.

  1. Особая роль в характеристике этнической группы и ее представителей принадлежит позитивной этнической идентичности, проявляющейся в принадлежности к определенному этнокультурному образованию, соотнесении с определенной этничностъю, приверженностью к культуре, национальной идее, историческому оптимизму, правоте, традиционным формам деятельности, значимости государства, жизнедеятельности. Убежденность, самоуважение, просвещенный культурный национализм, ориентированность на социальные идеалы, представления о справедливости - факторы этнической общности, на их основе возможно корректное отношение к другим этническим группам. Процессы этнической идентификации подвергаются влиянию глобальных тенденций, существует возможность возрастания числа конфликтов в будущем.

  2. Все большее значение приобретает влияние лидеров этнических групп на работу средств массовой информации, информационное, духовно-культурное развитие населения, это позволяет манипулировать массовым сознанием, настроением, транслировать ценности, стиль жизни. Статусные изменения, социальная стратификация, рассматриваемые в контексте этничности, могут привести к межэтническому конфликту, в основе которого -желание преодолеть этническое неравенство в системах власти, престижа и привилегий. Реализация этнокультурной политики в регионах более эффективна, чем на федеральном уровне, но просматриваются резервы -развитие законодательной базы, конкретизация региональных программ на муниципальном уровне, партнерство органов государственной власти и местного самоуправления, проработка финансовых аспектов.

  3. В полиэтническом сообществе, пережившем множество потрясений и конфликтов, реформирование сферы социального управления лучше

осуществлять максимально осторожно, с опорой на единую концепцию межэтнических отношений внутри и за пределами государства. Основные направления этнокультурной политики включают важные контексты: гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности российского государства; развитие этнических культур и языков народов и одновременное укрепление духовной общности россиян; обеспечение политической и правовой защиты малых народов, этнических меньшинств; создание комфортных условий жизни всех народов России.

5. Национализм как социально-политическое явление общественной
жизни имеет сложную семантику, существуя как государственный и как
этнический национализм, в свою очередь, этнонационализм имеет культурную
и политическую форму. Если традиционный национализм выступает
принципом тождества политических и этнических субъектов, то культурный
национализм направлен на сохранение целостности культуры, поддержание и
развитие языка, исторического наследия. Его положительная роль возможна,
во-первых, если в нем нет идеологии культурной замкнутости, сепаратизма,
изоляционизма, негативной направленности против других культур, а, во-
вторых, если отсутствует стремление культивировать архаические элементы,
препятствующие нормальному развитию этноса.

6. Национально-культурные организации имеют сходные характеристики
организационной структуры, способов деятельности, проблемы в сфере
финансирования, обеспеченности помещениями, оборудованием, транспортом,
квалифицированными кадрами. Большинство национально-культурных
объединений слабо используют возможности самофинансирования, поддержки
этнической общины, спонсорской помощи. Отсутствует научное обоснование,
учет специфики региона, ответственность принятия политических решений в
сфере межэтнических отношений.

Научно - практическая значимость исследования определяется его актуальностью для формирования успешной этнонациональной политики.

Полученные автором результаты являются определенным приращением социологического знания, материалы и выводы диссертации найдут применение в чтении курсов и спецкурсов по социологии, этнологии, социальной антропологии. Выводы диссертанта о современном статусе культурного национализма могут использоваться региональными властями, органами местного самоуправления в формировании мер по стабилизации этнических взаимодействий, социального самочувствия жителей региона.

Апробация работы. Теоретические и методологические положения диссертации обсуждались на методологических семинарах кафедры социальной антропологии и социальной работы СГТУ, ежегодных конференциях аспирантов и молодых ученых, общероссийских, межрегиональных и международных конференциях: Взаимовлияние культур и цивилизаций (Саратов, 2003); Толерантность и межэтнические отношения в России (Саратов, 2004); Работа общественных организаций по правовому просвещению иммигрантов из числа этнических меньшинств в Приволжском федеральном округе (Саратов, 2004,); Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности (Саратов, 2004). Результаты, полученные автором, отражены в четырёх публикациях, общим объемом 2 печатных листа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Социологическая интерпретация этноса

Социологическая интерпретация этноса Современный этап развития российского общества предъявляет к его исследователям задачи повышенной сложности, поскольку смена вектора развития страны с тоталитарного на демократический обусловила серьезные изменения во всех сферах жизни страны, затронула интересы россиян. В их числе особое место занимают проблемы взаимоотношений представителей различных этносов, населяющих нашу страну, живущих и работающих вместе, стремящихся освоить реальности возникающего демократического общества и правового государства и эффективно адаптироваться к ним.

Этнос как исторически сложившаяся устойчивая социокультурная общность людей, характеризуется, как правило, органической связью с определенной территорией (хотя этническая принадлежность, разумеется, данным признаком не ограничивается). Этноинтегрирующая роль природно-территориального комплекса выражается во многих моментах. Он составляет общую среду хозяйственной деятельности, определяет быт людей, характер жилища, особенности пищи, одежды. Иными словами, он формирует то, что принято называть материальной культурой данного этноса.

Известна теория этнической границы, понимаемой как субъективно осознаваемая и переживаемая дистанция в контексте межэтнических отношений. Об этнокультурной границе писали в отечественной науке П.И. Кушнер и М.М. Бахтин. В мировой науке широко известны работы Ф. Барта.1 По Барту, этническая граница определяет группу. Первично значимы культурные характеристики, которым группа придает значение маркера. Эти маркеры могут быть единичными или представлять набор, систему. И значение. и набор маркеров могут меняться. Изучение этнопсихологами культурной различительности на личностном уровне расширено социологами. Опыт этносоциологических исследований в постперестроечное десятилетие позволил предположить, что разграничителями могут становится политические представления-маркеры, вокруг которых концентрируется этническая солидарность, более массовая и мощная, чем та, которая обеспечивается культурными символами. Были основания предположить, что этническими маркерами могут стать ценности, сформировавшиеся не только на культурной основе, например, демографическое воспроизводство народа, его экологическая безопасность, социальное неравенство1.

Дискуссия вокруг понимания этничности стала развертываться с начала 70-х годов. Обычно ее связывают с ситуацией в мире - распадом колониальной системы, образованием новых государств, обострением межэтнических отношений в самих индустриальных странах. Проблемы этничности обсуждались в рамках объяснительных моделей в различных теориях, в том числе в теориях социальных изменений, межгрупповых отношений, дискриминации, этнической идентичности, ассимиляции. Все эти теории сводят, как правило, к трем подходам к пониманию этнического феномена -примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому2.

В теориях примордиалистского подхода выделяются два направления: социальное и социально-историческое. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, изначальную (примордиальную, т.е. исконную) характеристику человечества. Они объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических идей, интерпретируя ее как «расширенную родственную группу», «расширенную форму родственного отбора и связи. Примордиалисты подчеркивают в этничности глубокую аффективную привязанность людей. Объяснение этому наука пытается дать лишь в последнее время, когда социальные психологи стали разрабатывать теорию аф филиации (потребности в принадлежности к группе).

Авторы и последователи другого - эволюционно-исторического направления этого же примордиалистского подхода, рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, связанные с социально-историческим контекстом.

Проблемы управления в полиэтническом обществе

На протяжении многих десятилетий советское государство и входящие в него этносы функционировали как бы в разных плоскостях. Государство, его главная управленческая структура - коммунистическая партия, действовали так, как будто различий между нациями, народами и национальными меньшинствами не существовало. Хотя существовали определенные правила регулирования в этносоциальной сфере.

Регулирование межнациональных отношений было государственной функцией. Межнациональные конфликты гасились силовыми методами и замалчивались, общественности о них ничего не было известно. Однако постепенно социалистический тип социального механизма управления стал давать сбои, эйфория единого «советского народа» развеялась под ветрами националистических движений. Процесс этот характерен для всего мирового сообщества. Даже такие благополучные страны, как Бельгия, Канада, Испания не избежали негативных последствий игнорирования межэтнических различий. В России, постоянно терзаемой войнами и разного рода социальными экспериментами (коллективизация, индустриализация, ускоренное строительство коммунизма, перестройка), потенциал социальной напряженности был гораздо выше. Когда борьба за власть в высшем руководстве страны привела к провозглашению фактической не зависимости бывших союзных республик (Беловежское соглашение), это вызвало обвальное прогрессирование межнациональных конфликтов. Татарстан и Якутия, Башкирия и Хакасия - все эти автономные республики, области, округа стали декларировать свой суверенитет и независимость от России . Прежние, унифицированные методы государственного управления стали неприемлемыми.

Следует учитывать также, что многие субъекты федерации, не имеющие статуса республик, также несут в себе взрывной потенциал межэтнических конфликтов, поскольку редкая российская губерния сейчас хотя бы относительно является гомогенно русской, что предполагает приемлемый уровень лояльности федеральной российской власти. Государственное управление в этих условиях превращается в постоянное лавирование на грани конфликта. Это требует чрезвычайного напряжения в работе органов власти, силовых структур и грозит истощением материальных и социально-гуманитарных ресурсов всего общества.

Выработка, формирование новой управленческой парадигмы осложняется экономическим трудностями, снижением жизненного уровня и маргинализацией значительной части общества. Однако принципы и механизмы нового государственного управления, тем не менее, формируются, немедленно проверяются на практике и постепенно образуют новую управленческую систему общества2.

Отправным пунктом в формировании управленческой подсистемы является, несомненно, признание того, что в основе национального самосознания лежит, прежде всего, противопоставление (я - мы — они). Обычаи, обряды, традиции, религиозная принадлежность лишь выявляют, материализируют, символизируют это противопоставление. Почему же социум так противится стиранию различий между этносами? Причина, вероятно, прежде всего, в том, что социальная эволюция, сменившая у человека эволюцию биологическую, также нуждается в мутационных факторах, которые во всем своем разнообразии обеспечивают появление новых и новых социальных групп, структур, т. е. поступательное развитие. Поэтому, где-то на глубинных горизонтах человеческого сознания, индивид противится удобной унификации, одинаковости ради обеспечения общечеловеческих интересов. Таким образом, приняв как аксиому перманентность и даже полезность межнациональных различий, государственная власть опять же в общесоциальных интересах старается обеспечить системность и гомеостаз общества.

Этнонациональная политика в Саратовской области и Поволжском регионе в работе с населением

Национальные аспекты, как составная часть, присутствуют во все экономических, социальных, политических и духовных процессах. Вместе с тем, национальные отношения обладают относительной самостоятельностью, автономностью, собственной логикой развития, в силе чего их необходимо рассматривать как специфический объект управления культурными процессами. В Российской Федерации вообще сложилась довольно сложная ситуация в сфере межнациональных отношений. Кроме русских, составляющих 82 % населения страны, ее населяют еще свыше 100 народов общей численностью 27 млн. человек. Следует также учитывать тот немаловажный факт, что субъекты Российской Федерации при формально провозглашенном равенстве находятся далеко не в равных условиях. Парады «суверенитетов» начала 90-х годов и привели к появлению на карте России 21 автономной республики вместо имевшихся ранее 16. Волюнтаристская политика, проводившаяся в течение довольно длительного времени политическим руководством бывшего СССР, неоднократно приводила к изменениям административно-территориального положения отдельных территорий. Сложилась вообще довольно парадоксальная ситуация, когда из почти 20% нерусской части населения России более трети являются выходцами из других стран и республик, еще около трети живут за пределами своих автономий и только немногим более одной трети, а именно 35,5% нерусских, живущих в России, являются носителями национальных устремлений, что составляет всего 6,6% от общего числа населения страны1.

Таким образом, выходит, что 21 автономная республика обслуживает в значительной мере интересы этой части населения России, тогда как все остальное население страны, в том числе и все русское население, проживает в субъектах федерации, имеющих более низкий статус, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.

Саратовская область — один из многонациональных субъектов Российской Федерации. Этнический состав области представлен 134 национальностями. Русские составляют 85,94% населения, их 2293129 человека. Вторых по численности - этнических казахов- в области 78320 человек (2,94%), украинцев -67257 человек (2,52%), татар - 57577 человек (2,16%), мордвы - 16523 человек (0,62%), чувашей - 15956 человек (0,6%), белорусов - 12675 человек (0,48%), немцев - 12093 человек (0,45%), азербайджанцев - 16417 (0,62), армян - 24976 человек (0,94%). Численность представителей других народов, проживающих на территории области, превышает 73 тыс. человек (2,7%): среди них и диаспоры российских этносов и народов СНГ, и западноевропейцы, и представители народов Центральной и Юго-Восточной Азии1.

Характерной особенностью современного этапа развития межэтнических отношений, стало заметное пополнение этнических групп во всех регионах России. Не стала исключением и Саратовская область. Став после распада Советского Союза приграничной территорией, она приняла более 200 тыс. мигрантов, это не удивительно - люди здесь добрые, земля плодородная, цены на недвижимость относительно невысокие. Особенно важно, что область испытывает постоянный растущий дефицит рабочих специальностей, по словам заместителя руководителя Департамента Федеральной службы занятости населения по Саратовской области С. Преображенского, уровень безработицы в области в настоящее время более 10%, что выше среднего показателя по России, и составляет около 172 тыс. человек. В основном это служащие, спрос на которых ограничен, а слесарей, сварщиков, сельскохозяйственных и других рабочих явно не хватает, если бы не мигранты, экономике региона грозил бы глубокий кризис. Существует и характерная для Европы проблема старения населения, а миграция, если не способна ее решить полностью, то хотя бы смягчить. В рамках реализации концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации и концепции демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года Правительством Саратовской области совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области проводится работа по анализу спроса и предложения рабочей силы. Создана межведомственная комиссия по миграционной политике, основной задачей которой является выработка согласованных действий органов исполнительной власти по реализации миграционной политики. В целях реализации комплексных мер, направленных на привлечение рабочей силы, и с учетом, что эти меры являются неотъемлемой частью региональной миграционной политики, Постановлением губернатора области № 245 от 28 августа 2003 года на межведомственную комиссию по миграционной политике возложены дополнительные функции. Они определены Порядком подготовки рассмотрения предложения по определению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешения - на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

Похожие диссертации на Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект