Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное взаимодействие : исторический и современный аспект социологического знания Карепова, Светлана Геннадьевна

Социальное взаимодействие : исторический и современный аспект социологического знания
<
Социальное взаимодействие : исторический и современный аспект социологического знания Социальное взаимодействие : исторический и современный аспект социологического знания Социальное взаимодействие : исторический и современный аспект социологического знания Социальное взаимодействие : исторический и современный аспект социологического знания Социальное взаимодействие : исторический и современный аспект социологического знания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карепова, Светлана Геннадьевна. Социальное взаимодействие : исторический и современный аспект социологического знания : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Карепова Светлана Геннадьевна; [Место защиты: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН].- Москва, 2011.- 134 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-22/232

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Классики социологии XIX и первой половины XX века о социальном взаимодействии 12

1.1. Теоретические представления ученых XIX века о социальном взаимодействии 18

1.2. Социальное взаимодействие в творчестве П.А. Сорокина 33

Глава 2. Социальное взаимодействие в исследованиях ведущих теоретических школ XX века 46

2.1. Символический интеракционизм 48

2.2. Социальное взаимодействие в теориях «согласия» и «конфликта» 54

2.2.1. Структурный функционализм 55

2.2.2.Теория конфликта 60

2.3. Теория обмена 64

2.4. Драматургический подход 68

2.5. Социальное взаимодействие в социологии повседневности

2.5.1. Феноменологическая социология 71

2.5.2. Теория социального конструирования реальности 74

2.5.3. Этнометология 79

2.6. Социальное взаимодействие в теориях Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, П. Бурдье 81

2.6.1. Теория структурации Энтони Гидденса 82

2.6.2. Теория коммуникативного действия 86

2.6.3. Теория Пьера Бурдье «Габитус» и «Поле» 91

Глава 3. Социальное взаимодействие: классификация подходов. Анализ и синтез в концепциях социального взаимодействия 99

3.1. Классификация теоретического знания 99

3.2. Современное социологическое знание о социальном взаимодействии .. 115

Заключение 122

Список использованной литературы

Введение к работе

I. Актуальность темы исследования Изучение социального взаимодействия носит общественно значимый характер, поскольку это дает понимание основных тенденций, происходящих в обществе. В современной сложной социально-политической и экономической ситуации выхода страны из сложившегося системного кризиса как никогда актуально изучение социального взаимодействия - основы жизнедеятельности общества.

Президент Российской Федерации изложил своё представление о будущем развитии России, сформулировав задачи, которые предстоит решить, «опираясь на ценности демократии, модернизировать экономику и создать стимулы для прогресса во всех областях; воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень; утвердить статус России как мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе» .

Также в своем послании «Россия, вперёд!» Президент РФ отмечает, что «у нас есть шанс построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию» , и в «ситуации, когда мы обновляем страну, обновляем общество,

меняем нашу жизнь, меняемся сами» для достижения этих социально ориентированных целей необходимо изучение социального взаимодействия -фундамента функционирования всего общества. Если степень совершенства социального взаимодействия возрастает, то улучшаются и темпы развития общества.

Актуальность выбранной темы научного исследования также обусловлена:

значимым характером научного изучения социального взаимодействия как основного способа общественных отношений и области социологического знания, лежащей в основе и объясняющей природу многих

1 Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию 30 ноября 2010
года.

2 Статья президента России Д.А. Медведева, опубликованная 10 сентября 2009 года в интернет-издании
Газета.ру.

3 Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию 30 ноября 2010
года.

социальных, политических, духовных и других процессов, происходящих в обществе;

важностью теоретического осмысления функционирования социального взаимодействия, которое позволяет повсеместным и повседневным взаимодействиям межгруппового и межличностного уровня формировать новую социальную реальность, антропоцентристский характер которой находится в непосредственной зависимости от культуры и качества транслируемого в обществе социального взаимодействия;

- познавательной значимостью научных исследований социального взаимодействия, через изучение которого появляется возможность регулирования негативных, разрушительных процессов, происходящих в обществе, а также созидание социально ориентированных форм человеческой жизнедеятельности.

Степень разработанности проблемы. Теория социального взаимодействия развивается в историческом и современном аспектах. Исследования, посвященные социальному взаимодействию, занимают особое место в классических социологических концепциях XIX и первой половины XX века: О. Конта, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера, Г. Зиммеля, П. Сорокина, положивших начало теоретическому изучению социального взаимодействия.

Понимание социального взаимодействия в XX веке претерпело существенное изменение, расширилось и дополнилось рядом теоретических подходов, заключенных в трудах представителей ведущих социологических школ: Дж. Г. Мида, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа, Л. Козера, Дж. Хоманса, Э. Гофмана, А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана, Г. Гарфинкеля, Ю. Хабермаса,

4 См., напр.: Конт О. Курс позитивной философии. Антология мировой философии. - М., 1971; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - Одесса, 1900; Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М, 1956. т. V; Энгельс Ф. Диалектика природы, 1953; Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. - М: Юрист, 1996; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992; Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. - М, Астрель, 2006; Sorokin P. Social and cultural mobility. - N.Y., 1959 и др.

Э. Гидденса, П. Бурдье , которые заложили основной фундамент теоретического знания о социальном взаимодействии.

Современное направление в теории социального взаимодействия представлено трудами отечественных ученых-социологов и социальных психологов, таких как Г.М. Андреева, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Л.Г. Ионин, А.И. Кравченко, С.А. Кравченко, Л.Н. Москвичев, Г.В. Осипов, И.Б. Орлова, Н.Е. Покровский, Ф.Р. Филиппов, С.С. Фролов, В.Л. Шульц, В.А. Ядов и других, которые исследовали теоретические основы социального взаимодействия.

Научные взгляды на социальное взаимодействие современных ученых весьма обширны и существенно разнятся. Авторское понимание взаимодействия доминирует в теориях, но современное научное знание, прирастая новым видением социального взаимодействия, идет по пути синтезирования накопленного теоретического знания. Потенциал социологии в области исследования социального взаимодействия не исчерпан, и его дальнейшее развитие будет идти в соответствии с изменениями и вызовами современной социальной реальности, которая опосредует развитие социального взаимодействия.

5 См., напр.: Мид Дж. От жеста к символу. - М, 1996; Парсонс Т. Система современных обществ. - М:
Аспект-Пресс, 1997; Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / Под ред.
Батыгина Г.С. и Козловой Л.А. - М.: Институт социологии РАН, Институт Фонда «Общественное мнение»,
2003; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.:
«Медиум», 1995; Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2005;
Хабермас. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Скляднева Д.В.,
послесловие Маркова Б.В. - СПб.: Наука, 2000; Бурдье П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. /Pierre Bourdieu.
Choses dites. - Paris, Minuit, 1987. Перевод Шматко H.A./ Текст лекции, прочитанной в Университете Сан-
Диего в марте 1986 г. - М.: Socio-Logos, 1994; Dahrendorf R. Class and Class Conflict - Standford University
Press. 1959; Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs. - N. J.: Prentice-Hall, 1967; Homans G.
С Social behavior: Its elementary forms. - N.Y., 1961 и др.

6 См., напр.: Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2010; Осипов Г.В. Введение в
социологическую науку. - М.: Наука, 2010; Добреньеков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3-х томах. Т.
2. - М.: Норма, 2008; Социология. Основы общей теории. Под редакцией Осипова Г.В., Москвичева Л.Н. -
М.: Норма, 2008. - С. 95. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Ядов В.А. -
Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1979; Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура и
стратификация//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). - М, 1996; Фролов С.С. Социология: Учебник.
3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2001; Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.
Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003; Ионин Л.
Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. 1996, № 3; Кравченко С.А.
Социологическая теория: дискурс будущего // Социологические исследования. 2007, № 3; Орлова И.Б.
Введение в социологию исторического знания. - М.: Наука, 2009; Покровский Н.Е. Феноменологические
ориентиры современного российского общества. Социальные процессы на рубеже веков:
феноменологическая перспектива. Научные труды. - М.: МГИМО, 2002; Шульц. В.Л. Философия Ю.
Хабермаса. - М.: Наука, 2005 и др.

В исследовании теоретических взглядов внимание автора сосредоточено не на всеобъемлющих представлениях о социальном взаимодействии, а только на его особых чертах, характеризующих взаимодействие социальных субъектов (индивидов и крупных социальных общностей). За пределами диссертационного исследования остается анализ взаимодействий на макроуровне (государства, нации и т.д.). Также в исследовании не затрагивается современный аспект социального взаимодействия, связанный с техническими способами взаимодействия (телефон, телевидение и т.д.). В центре исследовательских интересов находится «чистое» взаимодействие (между индивидами, крупными социальными общностями), составляющее ядро социального взаимодействия.

Объект исследования: теоретико-методологические подходы по проблеме социального взаимодействия в социологии.

Предмет исследования: эволюция теоретико-методологических подходов к разработке социологических концепций социального взаимодействия в социально-историческом контексте.

Цель исследования. Целью диссертационного исследования является анализ и обобщение теоретико-методологических подходов XIX и XX столетий к разработке социологических концепций социального взаимодействия.

Задачи исследования. В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие научные задачи:

исследовать концептуальные научные подходы к пониманию социального взаимодействия в историческом и современном аспектах;

систематизировать и обобщить научное знание о социальном взаимодействии с точки зрения опосредующих общих объективных (социальных, политических, экономических и т.д.) тенденций и субъективных влияний;

- выделить и обосновать наиболее целостное и доказательное
современное определение социального взаимодействия, синтезирующее и
обобщающее теоретические взгляды различных социологических школ;

сформулировать авторское синтезированное определение феномена социального взаимодействия;

в качестве дальнейшего развития теории социального взаимодействия предложить трактовку способов его развития.

Эмпирическая база диссертационного исследования основана на теориях классиков и современных ученых-социологов, посвященных социальному взаимодействию.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются наиболее важные концепции социального взаимодействия XIX и XX веков, которые в современной социологии считаются классическими.

В проведении диссертационного исследования использован метасоциологический подход, позволивший разработать дополнительные критерии анализа различных, уже существующих в социологии теорий социального взаимодействия в эволюционном аспекте по предложенным автором критериям: особенности (объективные и субъективные), повлиявшие на развитие теории социального взаимодействия; используемые в анализе социального взаимодействия подходы (микро и макро); формулирование определения социального взаимодействия, с точки зрения рассматриваемого подхода; понимание процесса и характера связей в исследуемой теории социального взаимодействия.

Диалектический метод дал возможность соотнести общее и особенное в определении сущности социального взаимодействия в теориях различных социологических школ.

Использование культурно-исторического метода позволило проследить развитие научных взглядов на социальное взаимодействие в контексте исторического, социального, культурного развития общества.

Социальное взаимодействие возможно исследовать только в рамках мулътипарадигмалъного подхода, что позволяет оценить и соотнести особенности разнородных трактовок социального взаимодействия.

Компаративный анализ использован в процессе описания и объяснения этапных глобальных социальных изменений в обществе, важных для дальнейшего анализа социального взаимодействия.

При решении поставленных задач в диссертационном исследовании использовались общенаучные методы: анализ, синтез.

Изучение социального взаимодействия осуществлялось с помощью следующих методологических принципов:

принцип социальной целесообразности позволил придать дальнейшему изучению социального взаимодействия общественно значимый характер, подтверждаемый особенностью его функционирования как основы жизнедеятельности общества и предполагающий соответствие целям общественного развития;

принцип дополнительности позволил отразить взаимовлияние общего и частного, абстрактного и конкретного, объективного и субъективного в теориях социального взаимодействия;

- принцип системности выразился в необходимости из всей
рассмотренной теоретической базы выделить синтезированный вариант
определения социального взаимодействия, наиболее полно отражающий, с
нашей точки зрения, фундаментальный характер и содержательные аспекты
социального взаимодействия;

- принцип комплексности нашел отражение в рассмотрении научных
взглядов социологических школ и создании авторского определения
социального взаимодействия.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем: анализируются детерминирующие социальное взаимодействие объективные тенденции (социальные, политические, экономические и т.д.) и субъективные влияния в историческом и современном контекстах;

- систематизируются и выявляются векторы эволюции взглядов на
социальное взаимодействие в авторской сводной таблице;

по-новому обосновываются существовавшие ранее взгляды на социальное взаимодействие с определенных точек зрения: наличия общности, и различий во взглядах ученых, с точки зрения общего и особенного, объективного и субъективного;

выделяется и теоретически обосновывается наиболее целостное синтезирующее рассмотренные подходы современное определение и на его основе формулируется авторское синтезированное определение социального взаимодействия;

- в качестве дальнейшего развития теории социального взаимодействия
предлагается трактовка способов его развития, в связи с чем усиливается ряд
теоретических аспектов авторского определения.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Развитие взглядов на социальное взаимодействие детерминируется как
общими объективными воздействиями (социальными, политическими,
экономическими и т.д.), так и частными субъективными влияниями; при этом
само социальное взаимодействие детерминирует развитие социальной
реальности на макро- и микро- уровнях.

- Теории социального взаимодействия отражают как общие объективные
основы, находящие свое место в интерпретации, так и различия. Общими
стали тенденции, влияющие на социальное взаимодействие и отражающие
закономерности развития социальной реальности. Различие прослеживается в
процессе исследования субъективного авторского понимания особенностей
взаимодействия.

- Анализ изученного материала позволяет выделить и обосновать
наиболее целостный синтезирующий рассмотренные теоретические взгляды
современный вариант определения социального взаимодействия и на его
основе сформулировать авторское синтезированное определение.

- Теория социального взаимодействия имеет потенциал развития, зависящий от индивидуальности человека, опосредуемой субъективными факторами и объективными социальными влияниями, что в дальнейшем найдет свое отражение и в развитии синтезированных определений социального взаимодействия.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены в публикациях автора, обсуждались на методических семинарах в МГУ им. М.В. Ломоносова и на заседании отдела «Социология знания» ИСПИ РАН, где были оценены положительно.

Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенного диссертационного исследования могут рассматриваться как теоретический вклад в расширение социологического знания о социальном взаимодействии. Они способствуют более глубокому пониманию специфики социального взаимодействия. Обобщают и анализируют объективные общественные тенденции и субъективные (личностные) влияния, опосредующие развитие теоретического знания о социальном взаимодействии. Отражают эволюцию теоретических взглядов на социальное взаимодействие. Определяют детерминирующие влияния социальной реальности на социальное взаимодействие, которое, в свою очередь, детерминирует социальную реальность. Дают представление о его историческом и современном аспектах, с точки зрения общности и различий научных взглядов и влияний.

Практическая значимость исследования. Собранный и проанализированный теоретический материал может быть полезен в дальнейшей практике исследования социального взаимодействия. Материал диссертационного исследования может быть использован для чтения учебных курсов и спецкурсов по теоретической социологии, социальной психологии.

Объём и структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, развернутой авторской таблицы, заключения и списка литературы.

Социальное взаимодействие в творчестве П.А. Сорокина

На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья а затем трудовая организация.

«В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, индивидуальное сознание во всем следует и подчиняется коллективному. Личность здесь не принадлежит себе, она поглощается коллективом. Напротив, в зрелых обществах, основанных на органической солидарности, оба начала дополняют друг друга, не поглощаясь. Гарантия личности здесь - это не просто словесное признание прав и свобод человека, автономности сознания, но, прежде всего, признание самостоятельной сферы действия за индивидом».19 В действиях проявляется свобода человека. Это означает, что коллективное сознание должно быть открыто для индивидуального. Степень свободы личности от коллектива точно измерить нельзя, она величина условная. Даже в своих профессиональных занятиях, выступая членом той или иной организации, «мы согласуемся с обычаями, навыками, которые нам общи со всей нашей корпорацией. Но в этом случае испытываемое нами иго менее тяжело, чем когда все общество давит на нас».

Механическая солидарность подчеркивается принуждением и насилием. Разнообразие же предполагает терпимость и демократию.

Полемизируя с Г. Спенсером и Ф. Теннисом, он утверждал, что «современное общество, будучи основано на постоянно растущем разделении труда, не может быть понято как простое собрание вольно изолированных индивидов, собрание договоров, основанных на личном интересе. Оно представляет собой органическое единство не меньше, чем предшествующие формы общества». Таким образом, объектом социологии становится, прежде всего, взаимодействие тех или иных центров или взаимодействие, обладающее специфическими признаками и принуждением.

Э. Дюркгейм был одним из первых (после О. Конта) среди социологов, кто сделал попытку интерпретации общества как нечто «своеобразное», со своими законами и связями. Таким образом, Э. Дюркгейм рассматривает социальное взаимодействие: 1. Через призму опосредующих его социальных фактов, которые носят внешний и принудительный характер по отношению к индивиду и его взаимодействиям. 2. Упорядочивание социального хаоса происходит через принудительность, которая предполагает социальное взаимодействие. Например, сложное разделение труда, которое создавало зависимые отношения между людьми. 2. Связи, которые объединяют, притягивают людей друг к другу, носят объективный характер, опосредуемый общественными реалиями. Э. Дюркгейм не выходит на субъективный уровень взаимодействия, используя макроподход в анализе социального взаимодействия. 3. Культура или социальные институты как нематериальные факты справедливо опосредуют этот процесс. Социальное взаимодействие, с точки зрения Э. Дюркгейма, - это связи, которые объединяют и притягивают людей друг к другу и обладают специфическими признаками. Немецкая социология проявила интерес к социальному взаимодействию в творчестве К. Маркса, Ф. Энгельса, а позднее М. Вебера и Г. Зиммеля.

К. Маркс рассматривал проблемы современного мира как неотъемлемую часть общества, и его идеи о необходимости социальной революции находились в противоречии реформизму Э. Дюркгейма, О. Конта и других исследователей.

К. Маркс доказывал, что проблемы современной жизни можно свести к реальным, материальным причинам (например, структурам капиталистического строя) и что решение этих проблем, следовательно, можно найти, только низвергнув эти структуры, с помощью коллективной деятельности большого количества людей.

«Если ранние социологи активно откликались на события эпохи Просвещения, хаос Французской революции и, позднее, промышленный переворот, то К. Маркс относился к такого рода беспорядкам спокойнее. Наоборот, то, что его больше всего интересовало и волновало, - это гнетущий характер капиталистической системы, корни которой уходят в промышленный переворот. Маркса интересовала революция, которая противоречила консервативной обеспокоенности реформами и последовательными переменами».

К. Маркс предложил теорию капиталистического общества, базирующуюся на его видении основной природы человеческих существ. К. Маркс считал, что люди по своей сути - производители; это значит, что необходимость работать, чтобы выжить, заложена в человеческой природе и характере. Действуя таким образом, они производят пищу, одежду, орудия труда, жилье и другие необходимые вещи, позволяющие им жить. Их производительность - совершенно естественный способ, посредством которого они выражают основные творческие порывы. Более того, эти порывы выражаются сообща, во взаимодействии с другими людьми; иными словами, люди изначально существа общественные.

Социальное взаимодействие в теориях «согласия» и «конфликта»

В то же время П. Бергер и Т. Лукманн совместно работали над книгой «Социальное конструирование реальности», которая стала одной из самых читаемых теоретических работ того времени. Она внесла два важных вклада. Во-первых, в этой книге были представлены идеи А. Шюца. Во-вторых, в ней представлена попытка объединить взгляды Шюца с точкой зрения основного направления социологии.

В теории социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана представлена попытка распространить феноменологический подход на макроструктуры».68 По их мнению, «социальная реальность, созданная людьми в процессе экстернализации, затем объективируется и интернализуется в процессе социализации».69

Особую роль в конструировании реальности ученые отводят именно социальному взаимодействию. Все социальное взаимодействие, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, базируется на основе знания повседневной эюизни.

Реальность повседневной жизни, с точки зрения П. Бергера и Т. Лукмана, человек разделяет с другими людьми. Закономерно встает вопрос о том, как эти другие воспринимаются в повседневной жизни? «Опять-таки можно различать несколько способов такого восприятия. Наиболее важно восприятие других людей в ситуации «лицом к лицу», которая представляет собой прототип социального взаимодействия. Все другие случаи -отклонения от нее». В данной ситуации «лицом к лицу» партнер по взаимодействию предстает в настоящем времени, которое переживают вместе все участники социального взаимодействия.

«Мое и его «здесь и сейчас» постоянно сталкиваются друг с другом, пока длится ситуация «лицом к лицу». В результате происходит постоянный взаимообмен моей и его экспрессивности. Каждое мое выражение направлено на него и наоборот; эта непрерывная взаимность актов самовыражения одновременно доступна нам обоим. Это означает, что в ситуации «лицом к лицу» я могу «схватить» множество признаков субъективности другого».

Несомненно, с точки зрения П. Бергера и П. Лукмана, некоторые реакции можно интерпретировать неправильно, но, тем не менее, никакая другая форма социальной взаимосвязи не может с такой полнотой воспроизвести свойства субъективности, как ситуация «лицом к лицу». Только здесь субъективность другого является эмпатически «близкой». Все прочие формы связи с другими людьми в той или иной степени являются «отдаленными».

В ситуации «лицом к лицу» партнер или «другой», как называют его исследователи, совершенно реален. Эта реальность является частью всей реальности повседневной жизни. «Можно даже сказать, что в ситуации «лицом к лицу» другой гораздо более реален для меня, чем я сам».

Несомненно, ученые говорят, что человек знает самого себя гораздо лучше, чем своего партнера по взаимодействию, но это «лучшее знание» самого себя требует рефлексии. Оно не дано человеку непосредственно, тогда как другой доступен таким, «каков он есть». Это понимание непрерывно и дорефлексивно.

Понимание самого себя, по мнению исследователей, происходит посредством отношения к человеку других людей. «Обычно она (рефлексия) является «зеркальной» реакцией на отношение ко мне другого».73 Из этого следует, что отношения с другими в ситуации «лицом к лицу» весьма подвижны, и довольно трудно установить жесткие образцы для взаимодействия в ситуации «лицом к лицу».

Каковы бы ни были образцы, они будут все время меняться благодаря необычайно разнообразному и едва уловимому взаимообмену субъективными значениями. Иными словами, образец не может вместить всего многообразия свойств субъективности другого, доступного индивидуальному пониманию человеком в ситуации «лицом к лицу». Ученые отмечают, что в ситуации «лицом к лицу» возможна неправильная интерпретация значения поведения другого человека, но неправильно интерпретировать и «лицемерить» гораздо труднее во взаимодействии «лицом к лицу», чем в менее «близких» формах социальных связей.

Даже в ситуации «лицом к лицу» человек постигает другого посредством схем типизации. «Однако до тех пор, пока не брошен вызов и нет свидетельств об обратном, типизации будут сохраняться и будут определять мои действия в данной ситуации».7

Схемы типизации, отмечают исследователи, выступающие в качестве составных элементов ситуации «лицом к лицу», всегда взаимны, поскольку партнер по социальному взаимодействию тоже находится в «плену» своих типизации. «Типизации другого подвергаются вмешательству с моей стороны так же, как мои - вмешательству с его стороны. Другими словами, две схемы типизации вступают в непрерывные переговоры в ситуации «лицом к лицу».75 Встречи с другими в повседневной жизни типичны в двойном смысле; человек, с точки зрения исследователей, воспринимает партнеров по взаимодействию как некий тип и взаимодействует с ними в ситуации, которая сама по себе типична. Чем дальше типизации социального взаимодействия удалены от ситуации «лицом к лицу», тем более они анонимны. Тем не менее, исследователи отмечают, партнеры по социальному взаимодействию «прорываются» сквозь сложившуюся типизацию человека и проявляют себя как уникальные и потому нетипичные индивиды.

Важным аспектом восприятия других в повседневной жизни является непосредственность или опосредованность такого переживания. В ситуации «лицом к лицу» у человека есть непосредственная данность партнера, его действий, атрибутов и т.д. Иначе (в случае с современниками) о них у человека есть лишь более или менее достоверное знание.

Анонимность возрастает по мере того, как происходит удаление от партнера к современнику, так как анонимность типизации, посредством которых человек «схватывает» партнеров в ситуациях «лицом к лицу», постоянно «обогащается» множеством признаков конкретного человека. Своих современников человек воспринимает совершенно по-разному. Некоторых в ситуациях «лицом к лицу» и с надеждой встречаться с ними регулярно. Это пример дружеских отношений.

О других человек вспоминает как о конкретных людях на основе прошлых встреч (спешащий служащий, которого можно встретить на улице), мимолетные, которые, скорее всего, больше не повторятся. Их можно разделить на вероятных партнеров по ситуациям «лицом к лицу» и потенциальных, но вряд ли вероятных партнеров. В зависимости от степени интереса и степени интимности анонимность восприятия может уменьшаться

Теория социального конструирования реальности

В данном случае варианты рассмотрения также будут различны: принудительность, личный интерес, взаимная поддержка, религиозные импульсы и т.д.; - различными будут также подходы к познанию механизмов социального взаимодействия, которые варьируются от направленности на постижение духовного мира взаимодействующих сторон посредством самонаблюдения и изучения своего потока сознания, стремления поставить себя на место другого человека для понимания его действий, использования интерпретации духовных символов и объектов и вплоть до придания решающего значения в социальном взаимодействии чисто внешним факторам, таким как простая физиологическая реакция и простое механистическое действие; - различаются и подходы к пониманию самого процесса социального взаимодействия, которое может в различных теориях варьироваться как исполнение человеком разнообразных ролей или происходящее через конфликт сторон, или решающее значение имеет сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат, или же типовые интерпретации на основе предшествующего опыта участников взаимодействия и т.д.

Таким образом, обозначенный спектр общего и различного в подходах к анализу социального взаимодействия имеет заложенный теоретический потенциал дальнейшего развития научного изучения социального взаимодействия.

Современное социологическое знание о социальном взаимодействии. Современное направление в теории социального взаимодействия представлено научными исследованиями ученых-социологов и социальных психологов, таких как Г.М. Андреева, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Л.Г. Ионин, А.И. Кравченко, С.А. Кравченко, Л.Н. Москвичев, Г.В. Осипов, И.Б. Орлова, Н.Е. Покровский, Ф.Р. Филиппов, С.С. Фролов, В.Л. Шульц, В.А. Ядов и другие.

Научные взгляды на социальное взаимодействие современных ученых-социологов весьма обширны и существенно разнятся с точки зрения авторского понимания сущности данной категории социологического знания.

Рассмотрим некоторые варианты осмысления социального взаимодействия, данные современными учеными-социологами.

Социальное взаимодействие, с точки зрения В.И. Добренькова и А.И. Кравченко, - это «взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе которого передается социально значимая информация или осуществляются действия, ориентированные на другого».96

Установки социального взаимодействия можно рассматривать, основываясь на точке зрения В.А. Ядова. Ядов утверждает, что специфические особенности деятельности индивида определяют социально-конкретные черты личности, особенности его поведения в социальном взаимодействии. Социальное взаимодействие представлено через призму групповой коммуникации. «У человека имеются предварительные установки, как информационные составляющие социального взаимодействия в деятельности. Такие субъективные установки складываются в ходе приобретения индивидуального опыта, вхождения в разнообразные ситуации взаимодействия с окружающими».97

С точки зрения З.Т. Голенковой, социальное взаимодействие - это «любое действие, в ходе которого внешние акты или психологические акты одного социального вектора вызывают ответную реакцию другого социального вектора в виде его внешних актов или психических переживаний».98 Под социальным взаимодействием, с точки зрения Фролова С.С., понимается «система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов».99

Ученые предлагают разные подходы к осмыслению социального взаимодействия и, соответственно, к созданию наиболее целостного синтезированного определения социального взаимодействия.

Синтезирующее и обобщающее теоретические взгляды различных социологических школ определение социального взаимодействия, с нашей точки зрения, сформулировал Г.В. Осипов.

Социальное взаимодействие,100 с точки зрения Осипова Г.В., - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющее значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом как в данный момент, так и в потенции. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т.д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует

Современное социологическое знание о социальном взаимодействии

Символический интеракционизм Дж. Мида позволил «осмыслить» объекты, значения которых определяется в ходе интеракции между людьми, тем самым, становясь символами, поскольку в процессе символической интеракции люди интерпретируют эти символы и основывают на этом свои действия. Также этой школой впервые был сделал акцент на изучение лингвистической или предметной стороны коммуникации, особенно на роль языка в формировании человеческого сознания. Взаимодействие, таким образом, рассматривается как непрерывный диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Во втором параграфе рассмотрены теоретические взгляды на социальное взаимодействие влиятельных школ современности: структурного функционализма Т. Парсонса и конфликтологического направления Л. Козера и Р. Дарендорфа, в исследованиях которых социальное взаимодействие исследуется через призму «согласия» и «конфликта».

Социальное взаимодействие, с точки зрения структурного функционализма, рассматривалось как первый и основной шаг к понятию социальной системы. Конфликтологическое направление позволило заложить основы правильного понимания сути конфликтов и управление ими, поскольку именно конфликты, по мнению Л. Козера, несут в себе обновление системы социальных взаимодействий и являются «страхующим клапаном» любой социальной системы. Конфликтное направление позволяет понять социальное взаимодействие как взаимодействие через конфликт.

В третьем параграфе рассмотрена теория обмена Дж. Хоманса, которая отделила социальное взаимодействие от просто действия, поскольку любое взаимодействие есть обмен, а обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами и т.д.

В четвертом параграфе рассмотрен драматургический подход Э. Гофмана к исследованию социального взаимодействия, который представлен в концепции управления впечатлениями. Социальное взаимодействие в этом теоретическом направлении основано на наличии созданного о себе впечатления, воспринимаемого другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям.

В пятом параграфе социальное взаимодействие рассмотрено с точки зрения социологии повседневности. В феноменологической социологии А. Шюца и Э. Гуссерля проанализировано, как люди организуют окружающий мир в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общими характеристиками и воспринимают внешний мир через «типизации». Социальное взаимодействие в феноменологической модели рассматривается через общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимодействия.

В теории социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана социальное взаимодействие представлено как общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимодействия. Единство интерпретации обеспечивается общностью жизненного мира. Социальное взаимодействие является той скрепой, которая позволяет существовать интерсубъективному миру, конструктировать его и разделять его с другими людьми. Этнометодология Г. Гарфинкеля также базируется на исследованиях повседневного мира, где социальное взаимодействие понимается как форма социальной коммуникации, которая сводится к речевой коммуникации, к повседневным разговорам.

В шестом параграфе отражены взгляды на социальное взаимодействие ученых представителей агент структурного направления в социологии. Рассмотрена и проанализирована специфика современного этапа исследования социального взаимодействия. Социальное взаимодействие рассмотрено через призму современной социальной реальности, которая детерминирует его развитие и сама испытывает воздействие социального взаимодействия.

В теории структурации Э. Гидденса взаимодействие рассмотрено с точки зрения повторяющихся социальных практик, упорядоченных во времени и пространстве. Социальное взаимодействие определено как повторяющиеся социальные практики, формирующие структуру и дающие возможность конструировать социальную реальность.

Ю. Хабермас в теории рационального действия сводит действие к взаимодействию. Эволюционные универсалии, определенные Хабермасом, — это взаимодействие на основе правильного языкового понимания партнера. Рациональность - «особая форма взаимодействия» и средство оправдания действия. Целью эволюции пути является достижение универсальной рациональности, ситуации, в которой взаимодействие индивидов ничем не искажается.

В теориях Пьера Бурдье «Габитус» и «Поле» рассмотрен синтезированный структуралистский подход, который не упускает из виду человека. П. Бурдье исследует взаимосвязь между объективными структурами и субъективными явлениями. Проблема действия-структуры преобразуется в интерес к соотношению между габитусом и полем. Социальное взаимодействие - это наличие типовых когнитивных структур,

Похожие диссертации на Социальное взаимодействие : исторический и современный аспект социологического знания