Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Смирнов Сергей Витальевич

Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России
<
Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смирнов Сергей Витальевич. Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Ростов н/Д, 2006 218 с. РГБ ОД, 61:06-22/302

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования социокультурных факторов реабилитации инвалидов 17

1.1. Теоретические подходы к исследованию инвалидов и факторов их реабилитации 17

1.2. Историко-социологический аспект проблемы инвалидов в России как основание трансформации общественного сознания 31

1.3. Социально-правовые гарантии реабилитации инвалидов как условие их доверия к обществу в современной России 52

Выводы 68

Глава 2 Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России: конкретно-социологическое исследование 75

2.1. Ценностно-смысловое содержание общественного сознания от носительно взаимодействия здоровых людей и инвалидов 75

2.2 Информационно-коммуникативная составляющая деятельности общественных организаций как фактор самоактуализации инвалидов 93

2.3. Благотворительность и социальная ответственность бизнеса -социокультурный механизм реабилитации инвалидов 112

Выводы 130

Заключение 135

Список использованной литературы 140

Приложения 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена рискогенным состоянием российского общества, подверженного трансформациям во всех сферах жизни. Потребность вхождения в мировые процессы, являясь объективной, обостряет социокультурную ситуацию за счет субъективных факторов, к которым относятся стремительная смена традиционных норм и нечеткость инновационных ценностей, отразившиеся на углублении разрыва социальных отношений между различными слоями населения (З.Т. Голенкова, М.К. Горшков, В.В. Локосов1). Социологи (А.С. Ахиезер, У. Бек, Э. Гидденс, Е.А. Лав-рухина, О.Н. Яницкий ) утверждают, что современное общество можно охарактеризовать как общество риска, увеличивающее атомизацию акторов. В России распад системы «...привел к утере онтологической безопасности постсоветского человека, породил всеобщее недоверие и страх: повседневная жизнь все более ненадежна и непредсказуема»3. Самыми незащищенными слоями населения в данном отношении являются дети и пенсионеры, в том числе и инвалиды всех возрастных категорий.

Глобальная проблема выживания человечества включает в себя заботу о нетрудоспособных людях, выдвигая ее в качестве гуманитарной задачи развития общества. Экологические, техногенные, военные и другие факторы ухудшают генофонд человечества, приводя к увеличению числа людей, неспособных к автономной жизнедеятельности. Решая модернизационные задачи, общество не должно забывать об этой категории людей, нуждающихся в поддержке. Становится очевидным, что только с помощью политических решений или экономических мер данное противоречие преодолеть не удастся, поскольку в современных российских условиях, как отмечает Л.Д. Гуд-

1 Социальное расслоение и социальная мобильность. / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М., 1999; Горш
ков М.К.
Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). - М., 2000;
Локосов В.В. Трансформация российского общества (социологические аспекты). - М., 2002.

2 Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. От прошлого к будущему. - Новоси
бирск, 1997; Beck U. Risk Society: Towards a New Modernity. - London, 1992; Giddens A. Modernity
and Self-Identity: Self and Society in the Late Modem Age.- Stanford, 1991; Лаврухина Е.А. Трансфор
мация сферы образования: факторы социального риска. // Федеральный образовательный портал.

3 Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи. // Мир России. - 2003. - №1. - С. 15.

4 ков, диффузные (беспричинные) страхи становятся «негативным модусом соотнесения, переоценки частного и других планов существования» и в этом качестве — «элементом постоянной консервативной блокировки институциональных изменений»1. Таким образом, возникает потребность в расширении социальных контактов между здоровым сегментом общества и инвалидами, совместное взаимодействие которых создаст условия для полноценной жизни всего населения. Необходим научный поиск адекватных механизмов социокультурной реабилитации нетрудоспособной части акторов.

Для современной России данная проблема является актуальной в связи с возрастающим количеством людей, имеющих инвалидность. Статистика свидетельствует, что в Российской Федерации насчитывается 11 млн инвалидов, из которых только 40% трудоспособны (4,4 млн человек). В то же время всего 10% из них официально трудоустроено, что составляет 400 тыс. инвалидов. По разным оценкам в РФ реально работает не более 50 тыс. инвалидов, т.е. 1,1% от общего числа трудоспособных инвалидов. Если сравнить эти данные с аналогичными показателями в развитых странах, то в Великобритании трудоустроено 45% инвалидов, в США - 50%, в КНР - 80%.

Поддержка инвалидов и забота о людях, имеющих ограниченные возможности, является международной нормой, зафиксированной в различных документах (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка и др.). На уровне законодательства РФ разработан пакет законов, нормативных актов и программ, направленных на решение проблем инвалидов. В то же время опыт показывает, что принятие нормативных актов не становится автоматической гарантией реабилитации инвалидов. Показателем уровня развития культуры общества, по мнению Й. Хейзинги2, является степень его милосердия. В то же время в советский период отношение к инвалидам не отличалось гуманностью, поскольку их искусственная изоляция в рамках специальных школ, интернатов, медицинских учреждений разъединяла боль-

1 Гудков АД. Страх как рамка понимания происходящего. Власть, общество, личность //
Куда идет Россия?.- М., 2000. С. 436—438.

2 Хейзинга Й. Homo Iudens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992. С. 258-259.

5 шую часть населения и людей, нуждающихся в их поддержке. Все эти обстоятельства детерминировали равнодушие общества к ним.

Социологи отмечают, что и в современной России существует специфическое отношение к людям с ограниченными возможностями, включающее низкую информированность населения о состоянии инвалидности, ограниченный взгляд на их проблемы, несовершенство законодательной базы, недостаточную медицинскую реабилитацию, недоступность внешней среды, практически полное отсутствие социальной реабилитации.

Известно, что с медицинской точки зрения инвалид лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Фундаментальным направлением данного процесса традиционно считается помощь инвалидам, связанная со всем комплексом их медико-фармакологического обслуживания. В то же время известно, что решение только этих вопросов не снижает остроту проблемы, представляя собой лишь частичную поддержку данной группы населения со стороны здоровой части общества. В странах с развитой экономикой динамично развиваются и другие формы реабилитации инвалидов, такие как педагогическая, психологическая, культурная, профессиональная. Поскольку реабилитация включает весь спектр действий, направленных на полное или частичное восстановление функций здоровья и трудоспособности человека1, социокультурной задачей современного общества является реабилитация инвалидов, способствующая их личностной самореализации.

С социологической точки зрения, инвалидность социальная недостаточность, т.е. социальные последствия нарушения здоровья, вследствие его нарушения со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Социальная реабилитация людей с инвалидностью должна ориентироваться на ос-

1 Российский энциклопедический словарь: В 2 т. Т.2. - М, 2001. С. 1305.

новные показатели их жизнедеятельности, включающие способности: к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, трудовой деятельности, ориентации во времени и в пространстве, общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации), контролю своего поведения и пр. Следовательно, общество должно использовать все средства, которые обеспечат права инвалидов на полноценную жизнь и установление контактов с другими людьми.

В настоящее время возрождаются различные формы социальной поддержки инвалидов через благотворительные фонды и организации, однако их деятельность недостаточно известна и законодательно оформлена. В 2004 г. на съезде Союза благотворительных организаций России было представлено 306 организаций из всех субъектов РФ1. Становясь заметной социокультурной тенденцией, благотворительность ждет своего научного осмысления.

Трансформация социальной жизни заставила инвалидов адаптироваться к условиям рыночной экономики, поставив перед ними проблему объединения, основными задачами которого стало выживание и реализация их гражданских прав и обязанностей. Так, начиная с 90-х гг. XX в., появились различные Общественные организации, которые пытаются совместными усилиями реализовать гражданские права их участников (Омская общественная ассоциация тяжелых инвалидов «Лювена», Общероссийская общественная организация инвалидов «Благотворение», Совет по делам инвалидов, Всероссийское общество слепых, Санкт-Петербургская Лига помощи людям с проблемами развития, Барнаульская городская общественная организация инвалидов «Правовая защита», Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», Межрегиональная общественная организация инвалидов - незрячих специалистов (МООИНС) «Камерата», Ростовская городская общественная организация инвалидов «Эльга», Ростовское региональное отделение общероссийской организации инвалидов «Российский союз

7 инвалидов» и другие ). Небольшой опыт самостоятельной деятельности этих организаций требует своего научного осмысления в ракурсе решения задач по реабилитации инвалидов в современной России.

Реабилитация инвалидов зависит от профессиональной (медицинской, социальной, образовательной и пр.) поддержки, а также от оказания им помощи со стороны здоровых людей. Эффективность совокупности данных факторов может быть увеличена за счет расширения базы ее участников, т.е. более широкого привлечения здорового сегмента общества. Однако общественное сознание, опираясь на стереотипы относительно проблемы инвалидов как проблемы «Другого», становится культурным барьером для проявления милосердия. Преодоление заблуждений такого порядка поможет более полноценно взаимодействовать здоровому сегменту общества с инвалидами. В связи с этим необходимо изучить, насколько широко распространены стереотипы общественного сознания по проблемам инвалидности.

Проведенный анализ социокультурной ситуации позволил выделить противоречия между:

правом инвалидов на равноправную социальную жизнь и его неполноценной реализацией в условиях повышенной рискогенности трансформирующегося российского общества;

развитием гражданского самосознания инвалидов в рамках деятельности общественных организаций и несформированностью социально-правовых и социокультурных механизмов их взаимодействия с другими социальными институтами и управленческими структурами;

потребностью инвалидов в реализации их социокультурных функций и разобщенностью факторов реабилитации, общим равнодушием к их проблемам со стороны здорового сегмента общества.

Существующая реальность в данной сфере обусловливает потребность анализа социокультурных факторов реабилитации инвалидов, что будет спо-

1 .ru/zak/index.html

8 собствовать повышению эффективности государственной социальной политики в современной России.

Степень разработанности проблемы. Анализ социокультурных факторов реабилитации инвалидов предопределил поиск методологических оснований, прежде всего, в «социологии риска»1, в которой разработаны: культурно - символическая концепция (М. Дуглас, И. Нойманн2, М. Фуко3), фокусирующаяся на проблемах взаимоотношения «Личности» и «Другого» с особым интересом к тому, как человеческое тело символически и метафорически используется в дискурсе и практиках вокруг проблемы риска; теория «общество риска» (У. Бек, Э. Гидденс), концентрирующаяся на макросоци-альных изменениях, порождаемых производством рисков при переходе к высокой модернизации с последствиями разрушения традиционных ценностей и норм; подход «калькулятивной рациональности» (М. Фуко4), исследующий, как различные концепции риска порождают специфические нормы поведения, которые могут быть использованы для мотивирования индивидов к участию в процессах самоорганизации в рискогенных ситуациях.

Профессиональная поддержка инвалидов рассмотрена в трудах по социальной работе с населением (В.И. Курбатов, Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, Е.И. Холостова, В.В.Чешихина). Историко-культурологический анализ социальной работы позволяет представить истоки коллективной идентичности акторов относительно проблемы инвалидов, к которым на Руси причисляли лишь тех, кто получил увечья во время различных войн. В связи с этим особую актуальность приобретают работы, связанные с освещением проблемы нищих, так как отсутствие разграничения между инвалидами с детства и людьми, нетрудоспособными, привело в русской культуре к такому феномену как юродство, на что указывает в своей работе А.С. Лавров . Ученые Л.В. Бадя, Л.Г. Гуслякова, Л.И. Демина, В.Н. Егошина, П.И. Нещеретный, А.

1 Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи. // Мир России. - 2003. - № 1. - С. 3.

2 Нойманн И. Использование «Другого». - М., 2004.

3 Foucalt М. The Birth of the Clinic: An Archaeology of Medical Perception. - New York, 1975.

4 Foucalt M. The History of Sexuality. V. 1. - New York, 1980.

5 Лавров А.С. Колдовство и религия в России: 1700-1740 гг. - М., 2000.

9 Спицкая, В.А. Сущенко, М.В. Фирсов, П.Я. Циткилов останавливаются на исторических корнях нищелюбия и благотворительности в России. Историческая проблематика, связанная с раскрытием понятий «социальная справедливость», с организацией управления социальной работой в России рассматриваются в работах В.И. Жукова, В.Е. Давидовича, А.И. Лященко.

Особое место среди современных работ, посвященных проблеме инвалидов, занимает исследование Е.Р. Ярской-Смирновой, Э.К. Наберушкиной, в котором представлена не только теория социальной работы, но и социокультурный портрет современных инвалидов1.

Медицинский аспект проблемы инвалидов связан с концепцией развития национальной системы охраны здоровья населения, моделирования и подготовки целевых программ в области здравоохранения (публикации А.С. Ако-пяна, О.В. Андреевой, В.В. Власова, Н.Р. Герасименко, Ю.П. Лисицына, В.И. Стародубова, A.M. Таранова, Е.А. Тишука ). Различные социологические аспекты здравоохранения рассматривают Е. Гонтмахер, П.А. Гучек, Л.Н. Кара-сева, Г.Н. Котова, Е.Н. Нечаева, В. Трубин3.

Анализ теоретических источников показывает, что социокультурное основание реабилитации инвалидов в современной России практически не рассматривалось. Таким образом, актуальность и научная неразработанность проблемы в социологии культуры, духовной жизни обозначили потребность в ее изучении и определили тему исследования.

Объект исследования: реабилитация инвалидов в современной России.

1 Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2005.

2 Акопян А.С, Лисицын Ю.П. Панорама охраны здоровья. Реструктуризация медицинской помощи
и нерешенные вопросы приватизации в здравоохранении. - М., 1998; Андреева О.В. Показатели
эффективности и качества медицинского обслуживания населения. // Здравоохранение РФ. - 2001.
- № 5. - С. 24-25; Стародубов В.К, Таранов A.M., Гончаренко В.Л., Шиляев Д.Р., Дубинина Е.И.,
Лакунин К.Ю.
Актуальные вопросы организации здравоохранения и обязательного медицинского
страхования в современных социально-экономических условиях. - М., 1999; Власов В.В. Медицина
в условиях дефицита ресурсов. - М., 1999; Герасименко Н.Р. О состоянии и перспективах форми
рования кодекса закона об охране здоровья граждан. // Здравоохранение РФ. - 2002. - № 1. - С. 9-
12; Тишук Е.А. Особенности обращаемости за медицинской помощью в современных условиях.
//Здравоохранение РФ. - 2002. - № 1. С. 25-26.

3 Гонпшахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения. // Общество и
экономика. - 2000. - № 5-6. С. 110-122; Котова Г.Н., Нечаева Е.Н., Гучек П.А., КарасеваЛ.Н Со
циологическая оценка качества медицинской помощи //Здравоохранение РФ - 2001 - №4 - С.22-26.

Предмет исследования: факторы реабилитации инвалидов в ракурсе социального взаимодействия со здоровым сегментом общества в трансформационных условиях современной России.

Цель исследования - выявление специфики действия социокультурных факторов реабилитации инвалидов в современной России - конкретизирована в следующих задачах:

  1. Определить теоретические и историко-социологические подходы к исследованию инвалидов и факторов их реабилитации в России.

  2. Выявить ценностно-смысловое содержание общественного сознания относительно взаимодействия здоровых людей и инвалидов как социокультурный фактор их реабилитации.

  3. Выделить информационно-коммуникативную составляющую в деятельности общественных организаций как фактор самоактуализации инвалидов.

  4. Проанализировать позиции современного бизнеса, ориентирующегося на поддержку нетрудоспособных людей и благотворительную деятельность как социокультурный механизм реабилитации инвалидов.

Теоретико-методологической основой исследования стали: социологическая теория общества риска (А.С. Ахиезер, У. Бек, Э. Гидденс, Е.А. Лавру-хина, О.Н. Яницкий) и виталистско-социологическая концепция (СИ. Григорьев, Л.Д. Демина1), позволившие определить социокультурное содержание рискогенной ситуации для населения в современной России; историко-социологический подход и идеи понимающей социологии (М. Вебер), которые подчеркивают сущностную сторону культуры как феномена человеческого общения (Н. Дензин), методологически обосновывают социологический дискурс проблем содержания реабилитации инвалидов.

Для теоретического анализа принципиально важными явились труды отечественных авторов, посвященные вопросам социальной работы (В.Д. Аль-

1 Григорьев СИ., Демина Л.Д. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической парадигмы). - М., 2000.

11 перович, В.И. Курбатов, Т.В. Зозуля, А.Н. Савенов, Е.Р. Ярская-Смирнова1), информационным теориям (Ю.С. Борцов, Д.В. Иванов, В.В. Миронов2), социокультурным аспектам трансформации России (В.И. Болгов, Г.И. Гера-симов, Г.С. Денисова, О.М. Штомпель ), влияния общественного сознания и духовности на социальные взаимодействия акторов (Т.И. Власова, Ю.Г. Волков, Г.В. Драч, И.И. Камынин, М.Р. Радовель4), а также проблемам общественных и благотворительных организаций. Историко - социологический ракурс проблемы инвалидности сквозь призму российского менталитета рассмотрен в работах Л.В. Бади, А.С. Лаврова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана5.

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические - анализ, синтез, интерпретация, концептуализация и моделирование; эмпирические - социологический опрос, экспертные оценки, анализ правовых и нормативных документов, реинтерпретация исследовательских данных. Мы стремились исключить субъективизм, предвзятость и односторонность в выводах и оценках, в подборе социальных факторов и их интерпретации.

Эмпирической базой исследования стали социологические опросы, проведенные автором исследования, в которых приняли участие 1040 человек.

1 Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. - М., 1998; Савенов А.Н.,
Зарембо Т.Ф.
Организация работы органов социальной защиты. - М., 2001; Социальная работа
/Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов/н/Д, 1999; Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика со
циальной работы. - М., 1998.

2 Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии
обучения. - М., 1997; Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб., 2000; Миронов В.В. Современ
ное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии.
//Вестник Российского философского общества. - 2005. - № 3. С. 9-22.

3 Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни. // Проблемы социо
культурной динамики. - М., 2001; Герасимов Г.И., Денисова Г.С, Чеботарев Ю.А. Школа: рефор
мы и социальные трансформации 90-х годов. (Социологический очерк). - Ростов/н/Д, 2002;
Штомпель О. М. Социокультурный кризис (Теория и методология исследования проблемы).
Дисс... -Ростов/н/Д, 1999.

4 Власова Т.И. Духовность человека как предмет русской философии. - Ростов/н/Д, 1998; Волков
Ю.Г.
Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). - М., 2000; Борцов
Ю.С, Камынин И.И.
Ориентации и потребности. - Ростов н/Д, 1995; Денисова Г.С, Радовель М.Р.
Этносоциология. - М., 2000; Дран Г.В. Культура и разум: конвергенция или дивергенция?
//Вопросы философии. - 2003. - № 8.

5 Бадя Л.В. Благотворительность и нищенство в России: Краткий исторический очерк. - М., 1993;
Лавров А.С. Колдовство и религия в России: 1700-1740 гг. - М., 2000; Лихачев Д.С. Панченко A.M.
Понырко Н.В.
Смех Древней Руси.-Л., 1984; ЛотманЮ.М. Дурак и сумасшедший. //Культура
и взрыв. - М., 1992. С. 64-103.

12 Структурно респонденты представлены двумя группами: 1) инвалиды - 520 человек, из них - основная подгруппа (больные сахарным диабетом 1-го типа) - 370, промежуточная («пограничная») подгруппа (больные сахарным диабетом 2-го типа) - 150; 2) здоровый сегмент - 520 человек, из них: родители детей-инвалидов - 124, взрослые респонденты от 25 до 50 лет - 188, сотрудники фармацевтической компании - 61, социальные работники - 86, врачи - 61 человек. Опросы были проведены в течение 2003 - 2005гг. в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Баку, Ереване, Тбилиси.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем впервые проанализирован процесс реабилитации инвалидов в современной России на основе теории общества риска. В результате:

  1. выявлены объективные факторы (модернизационные риски) и субъективные причины {ментальные основания общественного сознания) неэффективности социокультурной реабилитации инвалидов;

  2. уточнено понятие «реабилитация инвалидов» в ракурсе гуманитарного подхода, акцентирующего внимание на индивидуальных проявлениях вита-генной, культурогенной и социогенной функций в качестве принимаемой обществом нормы для конкретного человека. Определено соотношение факторов, условий и средств реабилитации инвалидов с выделением базового социокультурного механизма - установление равноправных, на основе доверия, отношений между ними и здоровым сегментом общества, от которых зависит ее эффективность в трансформирующейся России;

  3. в ракурсе историко-социологического анализа выявлены особенности отношения общества к инвалидам сквозь призму духовно - религиозного, историко-культурного и социального содержания российского милосердия (Бог оберегает нищих духом, что становится основой для процесса взаимодействия общества и юродивых, постепенно вытесняя их из сферы общинной соборной жизни в церковно-монастырские формы духовного служения или в «социокультурную сегрегацию»);

  1. выделены признаки повышенной социальной рискогенности трансформирующегося общества - когнитивные стереотипы, аффективная неустойчивость, конативная непоследовательность, которые являются сдерживающим культурным механизмом процесса реабилитации инвалидов. Обнаружена тенденция зеркального отражения социальных установок здорового сегмента и инвалидов, углубляющая недоверие инвалидов ко всем направлениям социокультурной реабилитации;

  2. определена роль информационно-коммуникативной составляющей деятельности общественных организаций как системообразующего социокультурного фактора в процессе реабилитации инвалидов, который обеспечивает информационный прорыв, их творческую самореализацию, равенство интерактивного социального взаимодействия, в результате чего у акторов разрушается синдром иждивенчества;

  3. сформулирована зависимость гражданской и творческой самореализации инвалидов от правовой защищенности и государственных гарантий, информационной обеспеченности и коммуникативной открытости, благотворительности и социальной ответственности развивающегося бизнеса.

Положения, вынесенные на защиту:

1. Модель социального анализа социокультурных факторов реабилитации инвалидов включает следующие уровни изучения: макрообъективный (мировая экологическая ситуация, глобальные экологические кризисы, техногенные катастрофы), микрообъективный (экономическая и политическая рискогенность социальной ситуации богатых и бедных), макросубъективныи (гуманитарный кризис, духовное обнищание, снижение качества жизни), микросубъективный (диспозиционная установка сознания «Мы» и «Другие», недоверие инвалидов к обществу и государственным законам).

Эвристический потенциал теории атрибуции позволил выявить взаимообусловленность ментальной репрезентативности здоровых людей, не позволяющей им распознавать витагенные риски в ракурсе динамических характеристик инвалидности (дефект - инвалидность - нетрудоспособность), и

14 когнитивно-аффективных стереотипов сознания, которые становятся барьерами для проявления реального милосердия.

2. Реабилитация инвалидов является процессом реализации витагенных,
культурогенных и социогенных функций человека как проявления индивиду
альной нормы,
несоотносимой со здоровыми людьми. Полноценность реаби
литации зависит от здорового сегмента общества, включая следующие на
правления: медико-физиологическое (медико-фармакологическая поддержка,
самостоятельное передвижение, самообслуживание, ориентация во времени и
в пространстве, контроль своего поведения), культурное (полноценное обу
чение, профессиональное образование, равноправное общение, установление
контактов между людьми, свободный доступ к переработке, накоплению и
передаче информации, культурное сотрудничество) и социальное (трудовая
деятельность в соответствии со способностями и реализацией права на труд и
отдых, привлечение в сферу доступных видов спорта).

Эффективность реабилитации зависит от доверия инвалидов к здоровому сегменту общества, что может быть обеспечено возрождением культурных традиций милосердия, социально-правовой защищенностью инвалидов, их гражданской и личностной самоорганизацией, расширением информационной базы общественных организаций, благотворительности и социальной ответственности бизнеса.

3. Культурные традиции милосердия россиян детерминированы менталь
ным восприятием феномена юродства («во Христе» и «ради Христа»), социо
культурный континуум которого включает постепенную трансформацию со
циальных взаимоотношений: от полноценной поддержки обездоленных до
абстрактного (виртуального) милосердия, закрепленного и усиленного клас
совой идеологией в советский период.

Восстановление доверия между здоровыми и инвалидами станет возможным на основе трансформации общественного сознания в ракурсе культурных традиций реального милосердия. Мировоззренческая переориентация общественного сознания посредством преодоления оппозиции «Мы» и «Дру-

15 гие» является фактором конструктивного и равноправного взаимодействия здоровых акторов и инвалидов в современной России.

  1. Гуманитарная направленность (равноправие, взаимоуважение, доверие) общественного сознания, являясь социокультурным фактором реабилитации инвалидов, в современной России блокируется когнитивным стереотипом: здоровье человека - личная проблема, поскольку не представляет собой социальную ценность. Профессионально ориентированное сознание агентов здорового сегмента общества (врачей, социальных работников, сотрудников медицинских учреждений) становится источником реального милосердия и профессиональной помощи инвалидам в процессе их реабилитации.

  2. Гражданское самосознание инвалидов формируется в рамках общественных организаций, расширяющих свою деятельность посредством современных информационно-коммуникативных технологий, предоставляющих инвалидам средства публичного контроля и самоконтроля, развивающих их личностную позицию и социальную активность.

  3. Процессы расширения благотворительности, как социокультурный фактор реабилитации инвалидов в современной России, базируются на идеях культурного меценатства и принципе социальной ответственности бизнеса, специфика которых проявляется во взаимосвязанности гуманитарности, экономической целесообразности и ориентации на социальную стабильность в обществе.

Практическая значимость: научное осмысление полученных данных позволило выявить социокультурные факторы реабилитации инвалидов, в том числе больных сахарным диабетом, что позволит государственным органам использовать практические рекомендации для совершенствования социальной политики, а органам управления здравоохранением полнее осуществлять процесс реабилитации инвалидов и социальную поддержку их семей. Разработанные анкеты по изучению мнения различных групп населения относительно проблемы инвалидов являются диагностическим инструментарием,

который можно использовать в проведении мониторинга социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Собранные и проанализированные материалы (приложения диссертации) реабилитации инвалидов используются различными управленческими структурами для совершенствования данного процесса, в рамках преподавания соответствующих направлений, учебных курсов и спецкурсов в социологии культуры, духовной жизни, в политологии.

Достоверность и обоснованность обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной опытно-экспериментальной базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, практическим подтверждением основных положений гипотезы.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и региональных научных конференциях, форумах диабетических организаций, совещаниях фармацевтических компаний (2000 -2006 гг.), опубликованы в научных и учебно-методических работах (8,65 п.л.).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (160 источников, 8 документов, 14 Интернет-сайтов) и 7 приложений. Общий объем работы составляет 150 страниц машинописного текста. Работа содержит 11 рисунков, 3 таблицы.

Историко-социологический аспект проблемы инвалидов в России как основание трансформации общественного сознания

Историко-социологический подход к изучению проблемы требует рассмотрения, прежде всего, отношения здоровой части общества к людям, имеющим инвалидность. Не всегда история была благосклонна к ним. При переходе от животного состояния к человеческому действовал естественный отбор: выживали только здоровые особи. В дальнейшем люди стали осознавать, что не только природные законы влияют на продолжительность жизни, постепенно стали добавляться культурные механизмы.

Всякая культура покоится на принуждении к труду и на отказе от влечений, следовательно, отказ, запрет и принуждение использовались для станов 32 ления человеческого общества. В первую очередь запрету подверглись каннибализм, инцест и убийство. Б.М. Бим-Бад отмечает, что отношение культуры к этим импульсивным древнейшим желаниям не одинаково. Лишь каннибализм представляется всеми отвергнутым и для неаналитичного рассмотрения вполне преодоленным. Силу инцестных желаний мы еще можем почувствовать за соответствующим запретом, а убийство нашей культурой (война, казни) до сих пор практикуется, даже предписывается. Возможно, нашей культуре предстоят фазы развития, на которых удовлетворение еще и других, сегодня вполне допустимых желаний будет казаться таким же неприемлемым, как сейчас каннибализм1.

Уже в этих древнейших отречениях дает о себе знать психологический фактор, сохраняющий значение и для всех последующих. Неверно, что человеческая психика с древнейших времен не развивалась и, в отличие от прогресса науки и техники, сегодня все еще такая же, как и в начале истории. Внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, интериоризируется. Психическая инстанция, человеческое сверх-Я (сознание себя как социального существа), включает внешнее принуждение в число своих заповедей. Каждый ребенок демонстрирует нам процесс подобного превращения, благодаря чему приобщается к нравственности и социальности. Это усиление сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры. Личности, в которых оно произошло, делаются из противников культуры ее носителями. Чем больше их число в том или ином культурном регионе, тем обеспеченнее данная культура, тем скорее она сможет обойтись без средств внешнего принуждения.

Постепенно человечество приближалось к пониманию, что все люди имеют равные права от рождения, независимо от их состояния здоровья. В то же время рабовладельческий строй в Древнем Египте базировался на труде подневольных, которые должны были быть, прежде всего, здоровыми и трудоспособными. Торговля рабами подразумевала ту же ориентацию. В античной

Греции действовали такие же мировоззренческие установки с небольшими модификациями, как-то: в Спарте старались «избавляться» от нездоровых детей несвободных граждан, а в Афинах - демократия подразумевала опору на трудоспособное и физически развитое население.

Появление христианства дало надежду всем живущим, что они находятся под защитой единого Бога. Человечество получило историческую точку отсчета культуры, в которой было актуализировано личностное начало человека как творца, который создан по образу и подобию Божия, а, следовательно, при всех различиях люди имеют равные права перед Всевышним. В то же время средневековье стало ярким примером фанатической борьбы традиционной религии против ересей, которые неизбежно должны были возникать в условиях развития человеческой культуры, науки, политики, экономики и других сфер жизни. Несовершенство земной жизни становилось одним из факторов появления больных людей, которые, с одной стороны, использовались в качестве средства для заработка, с другой, подвергались остракизму, поскольку объяснялась такая ситуация с точки зрения греховности инвалидов, которые наказаны таким образом. Двойственное отношение к инвалидам порождало мифы общественного сознания, который отражался в социальном взаимодействии. Таким образом, целесообразно провести историко - социологический анализ отношений здоровых людей с инвалидами для выявления культурных тенденций и содержания общественного сознания в России.

На основе изучения древнерусской и художественной литературы учеными (В.Е. Ветловская, В.В. Иванов, Р.Я. Клейман, А.С. Лавров, Д.С. Лихачев, СМ. Нельс, A.M. Панченко1 и др.) выделено такое явление общинной жизни как юродство в качестве социально маркированного поведения. Происхождение слова «юродивый» вбирает его разнообразную семантику. Так, древнерусские «юродивъ, оуродивъ, юродъ, оуродъ» употреблялись для перевода греческих слов «простой, глупый» и «глупый, безумный»1. В русском языке слово «оуродъ, юродъ» происходит от родъ, означающего «плод, рожденный». Как синонимичные слову юродъ приводятся слова: выродок, ублюдок, недород. В слове уродиться приставка у- носит усилительный характер.2 Этимология слова юродъ как «неуродившийся», «нерожденный» наводит на мысль о недовоплощенности юродивого в земном миру. В связи с этим становится очевидным, что это не просто социальное явление, но и врожденное несоответствие физическим нормам, детерминирующее нетрудоспособность человека.

Социально-правовые гарантии реабилитации инвалидов как условие их доверия к обществу в современной России

Рассматривая методологические проблемы исследования социокультурной реабилитации инвалидов, необходимо проанализировать правовые аспекты их жизнедеятельности, поскольку это влияет на организационно-управленческую и финансово материальную сторону реализации ими гражданских прав в обществе. В XX веке стало особенно очевидно, что людей с инвалидностью необходимо поддерживать в силу их особого жизненного статуса, поэтому данную функцию в первую очередь призвано осуществлять государство. Анализ нормативных документов в историко-культурном и международном социально-правовом пространстве позволит определить тенденции в данном процессе.

На уровне международного сотрудничества были приняты различные документы, в которых прописываются гражданские права, в том числе и людей с инвалидностью. Среди них фундаментальными принято считать Декларацию о правах человека, о правах ребенка, которые ратифицированы и Российской Федерацией, в том числе.

Организация Объединенных Наций в декабре 1982 года объявила следующий год (1983) годом инвалидов, а также на заседании Консультативного комитета приняла Всемирную программу действий в отношении инвалидов. Консультативный комитет для Международного года инвалидов рекомендовал, чтобы Генеральная Ассамблея приняла программу1, в которой были подчеркнуты и актуализированы проблемы нуждающихся в социальной реабилитации людей с инвалидностью.

Основной целью Всемирной программы действий в отношении инвалидов было определено содействие эффективным мерам в целях предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации целей «равенства» и «полного участия» инвалидов в социальной жизни и развитии. Это означает создание таких же условий жизни, что и для всего населения, и равной доли в улучшении условий жизни в результате социального и экономического развития. Эти концепции должны применяться одинаковым образом и иметь равную первоочередность во всех странах, независимо от их уровня развития.

В Программе была представлена история вопроса, в которой описываются различные трудности, с которыми сталкиваются инвалиды. Так, было отмечено, что в мире свыше 500 миллионов человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию. В результате этого миллионы детей и взрослых во всех частях мира зачастую вынуждены вести такой образ жизни, который ведет к их сегрегации и унижению их достоинства.

Понятно, что анализ положения инвалидов следует проводить в контексте различных уровней экономического и социального развития и различных культурных традиций. Вместе с тем повсеместно основная ответственность за устранение условий, ведущих к появлению дефектов, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности, возлагается на правительства. Это не умаляет ответственности ни общества в целом, ни отдельных лиц или организаций. Правительства должны проявлять инициативу в более широком ознакомлении населения своих стран с теми выгодами, которые могут получить отдельные лица и общество в результате вовлечения инвалидов во все сферы социальной, экономической и политической жизни. Правительства должны также обеспечить, чтобы лица, становящиеся зависимыми в результате серьезной инвалидности, имели возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни. Неправительственные организации могут оказывать правительствам различную помощь путем выявления нужд, предложения приемлемых решений и предоставления услуг, дополняющих услуги, оказываемые правительствами. Важное значение для инвалидов мог 54 ло бы иметь распределение финансовых и материальных средств среди всех слоев населения, включая сельские районы развивающихся стран, поскольку это способно привести к расширению услуг общины и улучшению экономических возможностей.

Серьезными мероприятиями, которые можно использовать в качестве поддержки инвалидов, для государств являются борьба с недоеданием, загрязнением окружающей среды, антисанитарией, недостаточным предродовым и послеродовым уходом, заболеваниями, вызванными загрязнением воды, и различными несчастными случаями. Посредством расширения программ иммунизации международное сообщество могло бы добиться крупных достижений в борьбе с инвалидностью, возникающей вследствие заболеваний полиомиелитом, корью, столбняком, коклюшем, дифтерией и, в меньшей степени, туберкулезом. Практически речь в данном разделе Программы идет о медицинской реабилитации, основанной на социологическом подходе.

Во многих странах предпосылками для достижения целей Программы является экономическое и социальное развитие, расширение услуг, предоставляемых всему населению в гуманитарной области, перераспределение средств и доходов и улучшение уровня жизни населения. Необходимо прилагать всемерные усилия для предотвращения войн, приводящих к разорению, катастрофам и нищете, голоду, страданиям, болезням и массовой инвалидности людей и поэтому на всех уровнях принять меры по укреплению международного мира и безопасности, разрешению всех международных споров мирными средствами и по искоренению всех форм расизма и расовой дискриминации в странах, где они до сих пор существуют.

В Программе особое внимание уделено рекомендациям всем государствам по максимальному использованию своих ресурсов в мирных целях. Международное сообщество должно взять на себя часть ответственности в данном направлении посредством поддержки развивающихся стран всеми формами технической помощи, которые помогут осуществить сформулированные цели Программы. Тем не менее выполнение этих задач потребует усилий в течение длительного времени, за которое число инвалидов может увеличиться. Без эффективных мер по исправлению такого положения последствия инвалидности создадут дополнительные препятствия на пути развития. Следовательно, всем странам следует включить в свои планы общего развития срочные меры по предупреждению инвалидности, восстановлению трудоспособности инвалидов и созданию равных возможностей.

Для того чтобы полноценно осуществлять гарантированную поддержку людей с инвалидностью, необходимо иметь четкое правовое определение данных категорий людей, что является условием для социокультурной реабилитации их в обществе. В контексте опыта обеспечения здравоохранения Всемирная организация здравоохранения проводит следующие различия между дефектом, инвалидностью и нетрудоспособностью:

Ценностно-смысловое содержание общественного сознания от носительно взаимодействия здоровых людей и инвалидов

В рамках понимающей социологии М. Вебера изучение социокультурных факторов реабилитации инвалидов предполагает анализ общественного сознания современных россиян, в котором отражаются взаимоотношения между здоровым сегментом общества и инвалидами, обусловленные цикличностью социокультурного развития, свойственной человечеству на протяжении всей его истории. Данная тенденция, наиболее полно исследованная в работах П.А, Сорокина, отчетливо проявилась в последней трети XX века как ускоряющаяся цикличность. При этом всякий новый цикл сопровождается в определенном смысле новыми формами социокультурной жизни и развития, о чем пишет В.И. Болгов в своих исследованиях1. Поскольку ускоряется смена циклов, они становятся короче, быстрее происходит и изменение, обновление указанных форм. В последней трети XX века в России застойная форма социокультурного развития, несмотря на попытку перевести ее в режим ускорения, сменилась кризисной формой.

В условиях кризисной формы социального развития России в 90-е годы XX века устойчивая, динамичная форма социокультурной жизни сформировалась пока у небольшой части населения. Этот процесс является одним из оснований выхода России на новый виток развития. Он базируется на освоении мировой культуры во всех сферах жизни, использовании в жизнедея 76 тельности систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов, форм, возникших в разных культурах, цивилизациях, странах при доминировании отечественных, как современных научных, так и проверенной вековой практикой народной жизни.

Необходимость новых социокультурных форм жизни связана с обострением проблем гармонизации развития структуры социума (начиная от микросоциума, каким является человек, до глобального, планетарного социума) в ее взаимосвязи с внешней жизненной средой (социальной, природной, космической), которые становятся глобальными многоуровневыми проблемами современности. Именно в данном ракурсе и происходит формирование общественного сознания в новых социокультурных формах жизни в России.

Различные аспекты, связанные с социологией новых форм жизни, разрабатываются в современной социологии. В ней идут процессы интеграции микро- и макроуровней, теоретического синтеза, повышения внимания к развитию мета-теории, стремление осмыслить функционирование и развитие социума путем полного учета совокупности факторов, опираясь на несколько теорий, особенно на интегральные парадигмы. Социология новых форм жизни опирается на наследие П. Сорокина: концепцию истинной и абсолютной реальности, чувственного, интегрального социокультурных типов, интегральную теорию человеческой личности, теорию воссоединения Истины-Добра-Красоты в интегральном строе, закон поляризации, теорию любви, ее созидающей, творческой, умиротворяющей и гармонизирующей роли в жизни и деятельности человека и человечества, анализ и синтез систем, методов и технологий адаптации и развития социальных субъектов.

В отечественной социологии 80-х-90-х годов XX столетия и начала XXI века получила развитие социология жизни. В ней определилось несколько концепций. В первую очередь следует выделить разработки проф. Ж.Т. То-щенко1, в которых автор ставит человека и его реальные заботы, тревоги, пе 77 реживания и действия в центр анализа социальной жизни, «...социология -это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей»1. В концепции Ж.Т. Тощенко человек выступает как многомерный субъект: как экономический, профессиональный, технологический, социально - психологический, управленческий, политический, парадоксальный человек и т. д.

В настоящем исследовании анализ ценностно-смыслового содержания общественного сознания осуществлялся в рамках указанных концепций посредством опроса респондентов, условно разделенных на два сегмента - здоровых и инвалидов, количество которых было равным (по 520 чел).

Для получения наиболее достоверной информации и выявления корреляционных связей в структуре общественного сознания были выбраны люди с однотипным хроническим заболеванием - сахарным диабетом. Не останавливаясь подробно на медицинских аспектах болезни, которые важны при медицинской реабилитации и не являются задачей настоящего исследования, следует дать некоторую уточняющую информацию относительно данной группы людей. Сахарный диабет - это хроническое заболевание, не имеющее в настоящее время механизмов для его полноценного преодоления. Основным компонентом жизни данных больных является их зависимость от постоянного приема инсулина, недостаток которого приводит, как правило, к катастрофическим последствиям. Во всех странах мира существует практика государственного бесплатного снабжения этих больных лекарственными пре 78 паратами, содержащими инсулин. В то же время следует отметить, что в зависимости от уровня развития страны возникают различные проблемы с реализацией данной социальной функции. Данный фактор анализировался нами в рамках политико-правовых основ социокультурной реабилитации инвалидов в современной России (третий параграф первой главы), а также будет проанализирован в контексте деятельности фармацевтических компаний (на примере Ново Нордиск), бизнес которых связан с реализацией препаратов, содержащих инсулин (третий параграф второй главы).

Благотворительность и социальная ответственность бизнеса -социокультурный механизм реабилитации инвалидов

Анализ деятельности общественных организаций инвалидов в современном обществе показывает их институциональное становление в процессе реформирования социокультурного пространства, которое способствует формированию субъектной позиции участников различных объединений. Одной из главных функций общественных организаций является благотворительность. Учитывая, что на постсоветском пространстве в Российской Федерации насчитывается более 300 общественных организаций (приложение 1), целесообразно проанализировать данный аспект их деятельности в рамках соотношения ее с эффективностью оказанной помощи и реабилитации инвалидов.

В первую очередь необходимо отметить тот факт, что основное количество общественных организаций, являющихся членами Благотворительного Союза, зарегистрировано в г.Москве. Вместе с Московской областью они составляют 50% от общего числа, т.е. 140 организаций расположено в г. Москве, 7 находятся в области. Если учесть, что население Российской Федерации составляет 146,3 млн. человек (1999г.), на территории общей площадью в 17 075,4 тыс.кв.км. насчитывается городов 1091, поселков городского типа -19221, то на один город, Москву, в которой проживает около 9 млн. человек, приходится их 0,16% от общего числа. Такое неровное распределение свидетельствует не о том, что в субъектах Федерации проблем у людей, нуждаю 113 щихся в помощи настолько меньше, чем расположенных в них организаций, а о традиционной ориентации населения, долгое время проживающего в условиях распределительного режима, тоталитарного государства и патерналистской политики.

С другой стороны, цифры свидетельствуют, что инвалидов в РФ насчитывается около 11 млн. человек, которые рассредоточены по всей территории страны. Они зачастую не получают никакой помощи от государства, а общественные организации в таком количестве и при таком расположении не способны полноценно поддерживать всех нуждающихся в силу их разноплановой деятельностной ориентации. Так, из 140 общественных организаций, которые зарегистрированы в г. Москве, к общему благотворительному профилю относятся 32, детские фонды - 6, работа с профильными ветеранами и инвалидами, например, ветераны и инвалиды, бывшие военнослужащие, геофизики, космонавты и другие профессии - 32, культурно-образовательные организации - 22, сохранение культурных и национальных особенностей - 5, экологической направленности - 9, связанных с вопросами материнства и реализацией социальных программ - 13, правозащитные - 2, благотворительность, направленная на людей с инвалидностью и пенсионеров - 19. При чем из них только две организации в своем названии определяют реабилитацию инвалидов в качестве своей задачи - это Региональный общественный фонд «Реабилитация и развитие» и Фонд реабилитации инвалидов и пенсионеров «Вера, Надежда, Любовь» (некоммерческая организация).

Такая частотность направленности на общую благотворительность общественных организаций подтверждает нашу гипотезу о том, что, выстраивая взаимоотношения с людьми, нуждающимися в помощи, люди дееспособные и финансово обеспеченные в основном ориентируются не на общую установку социума на благотворительность в конкретно исторический период, а на субъективное восприятия таких ситуаций, в которых может оказаться любой «здоровый» человек, т.е. на ментальную репрезентативность.

Аналогичная картина по распределению деятельности (примерно в такой же пропорции) наблюдается и по другим регионам Российской Федерации, например, с общей благотворительной направленностью в субъектах зарегистрировано 91 организация, а непосредственно работой с инвалидами заняты 43 объединения от общего числа. Особо необходимо остановиться на тех организациях, которые непосредственно в своих названиях обозначают профиль инвалидности, например, это Общественный фонд «Помощи детям с аллергическими заболеваниями» г. Йошкар-Олы, зарегистрированный в Республике Марий Эл; Общественная благотворительная организация «Добровольное общество помощи онкологическим больным» г. Саранска (Республика Мордовия), а также Санкт-Петербургская региональная благотворительная общественная организация помощи инвалидам - душевно больным «Невский Родительский Дом». Такая избирательность организаций, с одной стороны, показывает, что достаточно трудно выделить какую-то категорию людей с инвалидностью по их численности в каком-то определенном регионе, с другой, такая сегментация может свидетельствовать об увеличении тех или иных хронических заболеваний в тех или иных территориях. Материалы таких мониторингов могут использоваться управленческими структурами для определения приоритетности социальных программ и проектов.

Возрождение благотворительной деятельности общественных организаций в современной России базируется на культурных традициях, которые были искажены в условиях социальной политики советского периода. Определение доли благотворительности в общем процессе реабилитации инвалидов в настоящее время станет возможным на основе анализа исторических этапов данной социокультурной сферы общества.

Ученые (Л. Бадя, Н. Ефимова, Т. Ефремов, Н. Лучинский, В. Межов, А. Роговцева, А. Селиванов, В. Степанов), рассматривая способы помощи и взаимопомощи в их культурно-историческом развитии, отмечают то особое социальное поле, где намечаются различные типы взаимодействия между субъектами со своими принципами и законами. Призрение нищих и юродство, организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование - эти явления имеют собственную логику исторического развития, систему существования. Каждый этап изменения парадигмы помощи связан с изменением субъекта и объекта, которые могут расширяться или сужаться, институтов поддержки, идеологии помощи, с изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса и обусловлен пандемическими процессами, такими как смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, глобальные эпидемии, региональные, этнические, социально - экономические войны и конфликты, массовый голод.

Похожие диссертации на Социокультурные факторы реабилитации инвалидов в современной России