Содержание к диссертации
-
Этнокультурная идентификация социума 18
Глава И. «Русская идея» как модель духовной жизни российского социума
Системное социокультурное строение «Русской идеи» 101
Эмпирические исследования этнокультурных особенностей общественно-
духовной практики россиян в аспекте модели «Русской идеи».. 122
Список использованных источников 171
Приложение 1. Современная этнокультурная ситуация в России 189
Приложение 2. Этнокультурная идентичность (понятийный аппарат) 195
Приложение 3. Национальный состав России. 200
\ -
Приложение 4. Индикаторы этнической самоидентификации 203
Приложение 5. Результаты исследований характера русских 205
Приложение 6. Классификация качеств личности русских 206
Приложение 7. Списки характерных качеств русских, выявленных
американскими исследователями 210
Приложение 8. Содержание опросника «Ценностные предпочтения россиян» 213
Приложение 9. Осознанный выбор общечеловеческих ценностей 214
Приложение 10. Ценностные предпочтения людей различных возрастов
«глазами респондентов» 215
Приложение 11. Символичные фигуры - национальные архетипы 217
Приложение 12. Разновидности аспектов и функций жизнедеятельности
человека / социума и идеологии 219
Прилжение 13. Партии конца XIX - начала XX веков 220
Введение к работе
Настоящее время характеризуется процессами трансформации базовых ценностей, реформированием прежней институциональной структуры образования и культуры, плюрализацией форм и позиций массовых коммуникаций, резкой сменой жизненных стратегий и ориентиров, общественных мнений, а также общей проектно-концептуальной неготовностью гражданского общества к стратегическому идеологическому самоопределению, отсутствием согласия по основным направлениям социокультурного развития.
Современная социокультурная ситуация в России актуализирует необходимость фундаментального рассмотрения и анализ изменений современной культуры и духовной жизни, ведущих к формированию новых социальных связей, трансформирующих характер этнической идентичности в российском обществе переходного периода. Вследствие того, что в обществе, охваченном экономическими, политическими и другими противоречиями, используются «старые системы-схемы, чужие ценности» (из речи В.В. Путина в Берлине 25 сентября 2001 г.), происходит разрушение одного из главных регуляторов социокультурной действительности - этнического, и прежде всего архетипов и структуры этнической идентификации, выраженных, в том числе, в идеологических установках. Современный российский социум стремительно осваивает многоуровневое пространство международных отношений, в силу чего актуализируется потребность в знании этнонациональных особенностей поведения, так как сложившиеся традиции перестают соответствовать новой ситуации, и целостные этнокультурные системы начинают испытывать кризис на индивидуальном и групповом уровнях (приложение № 1).
Современная интеграция России в международное сообщество способствует стандартизации социальной и культурной жизни, что в то же время приводит к стиранию этнонациональных особенностей. Именно поэтому на. первый план выходят проблемы толерантности и терпимости, этнических интересов и стереотипов, национализма и установок на межэтническое общение. При отсутствии традиционных ценностных установок данного этнокультурного сообщества отношение различных категорий населения к происходящим изменениям приводит к социальной дифференциации, деструкции российского социокультурного пространства. Ведь идейно- мировоззренческие, нравственно-ценностные ориентации всегда играют существенную роль в любых социальных системах, а особенно в системах переходного, кризисного типа, к которым относится и современное российское общество.
Таким образом, с целью выявления и сохранения российской социокультурной идентичности, консолидации различных политических сил и общественных движений и мнений на первый план выдвигается задача выявления этнокультурных и идеологических ценностей, сближения различных мировоззренческих позиций различных общественных групп и партий по вопросам выхода из кризиса, достижения национального согласия. В этих условиях также важно учитывать и сочетать этнокультурные и общецивилизационные тенденции культурно-ценностного роста, инновационные потоки в сфере массовой коммуникации, образования и социально выраженной культуры.
Поиск социокультурных основ идентификации видится нам в русле концепции идеологического возрождения России. Восстановление ее духовных культурно-ценностных ориентиров предусматривает установление связей родовой сущности человека, его национального характера, самосознания и социальных стереотипов со свободой творческой деятельности во всех областях жизни. Таким образом, совокупное этнокультурное саморазвитие личностей через свободное, творческое участие в сохранении и накоплении ценностей культуры, признание их стабилизирующего значения в повседневной жизни будет способствовать воспроизводству и регулированию базовых ценностей духовной жизни социума, сохранению и дальнейшему развитию
России.
В связи с этим оказывается очевидной теоретическая и практическая актуальность социологического анализа этнокультурной идентичности, ее идеологических оснований. Социокультурные стереотипы и процессы, находящиеся в контексте социокультурных трансформаций истории, культуры, искусства и философии, актуализируют дискуссию о культуре и духовной жизни, ее идеологии, помещая в центр социологического анализа феномен идентичности социальной культуры, духовной жизни.
Степень разработанности проблемы
Специфика определения этнической идентификации культуры социума, ее идеологии предусматривает рассмотрение данной проблемы с привлечением не только доминирующей в данном исследовании социологии культуры и духовной жизни, но и этносоциологии, этнологии, этнографии, социальной психологии, социальной философии и т.д. Поэтому основная методологическая задача данного исследования состоит в учете и использовании различных подходов к проблеме и носит интердисциплинарный характер.
К рассмотрению и разработке теоретико-методологических аспектов проблемы идентификации культуры социума применимы различные теории и методики как зарубежных, так и отечественных социологов, философов, психологов и политологов. Представления о социологии народа как науке о народном духе были разработаны Г. Штейнталем, М. Лацарусом, В. Вундтом, Г. Лебоном, Г.Г. Шпетом. Э. Дюркгейм разработал теорию о первооснове устойчивости и единства общества, проявляющуюся в «коллективном сознании», Р. Мертон - теорию «фундаментальных ценностей», Э. Шилз - теорию «общей власти». К. Маркс первоосновой идентичности социума считал социальные отношения, М. Вебер - социальные взаимодействия, Т. Парсонс - социальные роли. Р. Бенедикт разработала концепцию модели культуры, А. Кардинер, Р. Линтон - теорию базовой структуры личности, А. Инкелис, Д.
Левинсон, X. Дьюкер и Н. Фрайда создали концепцию модальной личности.
Социокультурное развитие рассматривается с позиций эволюционизма (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс), теорий циклического развития (О.Шпенглер, А. Тойнби), теории социального изменения (Т. Парсонс). Понятие социального и массового сознания в социологической теории рассматривали Г. Блумер, Э. Дюркгейм, Г. Лебон, Дж. Мид, С. Московичи, Э. Ноэль-Нойманн, Б. Грушин, Л. Кесельман, Ю. Левада, Б. Фирсов. Особого интереса заслуживают теории социокультурных стереотипов У. Липпмана, Т. Шибутани, Р. Таджурна, В. Дуаза, Г. Тэджфела, А.К. Байбурина, Л.Д. Гудкова, З.В. Сикевича, Г.Д. Гачева. Отождествление социальной культуры и этнокультуры с идеологией рассматривали Э. Дюркгейм, В. Блюм, Дж. Бейкер, Н. Кофеле-Кале, Т. Рошон, М. Митчелл, Р. Соломон, Р. Фаген, К. Маркс, М. Вебер, К.П. Касьянова. В. Хелльпаг и П. Хофштеттер разработали теорию географических факторов, А. Фарнхам и С. Бочнер разработали теорию культурного шока, Р. Брислин, Е.Т. Холл работали в области межкультурного взаимодействия, М. Аргайл, Р.Л. Бервистелл, А. Кендон, Дж. Раш, П. Экман, В. Фризен исследовали особенности невербальной коммуникации представителей разных культур, С. Хантингтон создал теорию столкновений цивилизаций.
В настоящее время число этнокультурных исследований в России быстро растет, накапливаются эмпирические факты в области трансформации этнической идентичности, динамики проявления этнического самосознания, проблемы этнических групп, составляющих Россию, проблемы аккультурации. Наиболее активно используются зарубежные и наиболее известные отечественные концепции: модель культурных измерений Г. Хофстеде; культурных синдромов Г. Триандиса; теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона; концепция культурного шока А. Фарнхама, С. Бочнера; информационная теория этноса A.A. Сусоколова; теория этногенеза Ю.В. Бромлея; биолого-географическая концепция этноса Л.Н. Гумилева, Г. Гердера, О. Шпенглера. Большой вклад в изучение социологии пространства внесли работы А. Ахиезера, В. Каганского, В. Клименко, А. Филиппова, И. Яковенко, в которых анализировалась проблема связи и взаимовлияния пространства, занимаемой той или иной социальной общностью, с качествами самой этой общности. Сюда же примыкают исследования процессов формирования и развития этнических групп как культурной, территориальной и политической идентичности: Э. Геллнер, С. Лурье, Р. Кузеев, С. Маркедонов, М. Полубояринова, С. Токарев. Выделился круг наиболее заметных исследователей: в области этносоциологии - это Ю.В. Бромлей, JI.M. Дробижева, И.С. Кон, Г.В. Старовойтова, A.A. Сусоколов; в области этнопсихологии - Г.М. Андреева, A.A. Велик, Б.А. Душков, Г.У. Кцоева- Солдатова, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, Н.Б. Андрущак, A.A. Леонтьев, В.Ф. Петренко, E.H. Резников, Т.Г.Стефаненко, A.B. Сухарев, П.Н. Шихирев, Е.И. Шлягина, С.Н. Еникополов. Ранее Г.П. Федотов, а в настоящее время Г.В. Осипов, A.C. Панарин, B.C. Степин, В.И. Толстых предприняли попытки анализа предназначения и выбора путей будущего развития России. Намеченной тематической перспективе близки работы в области национальной русской идеи Т.Т. Тарасовой и Д.В. Чернышевского, выводы З.В. Сикевич о соотношении этнического и социального, представления В.А. Тишкова об антропологии российских трансформаций.
В исследованиях русского национального характера на современном этапе выделяются, помимо изучения «классического» или «исконно русского» характера (H.A. Бердяев, В. Вейдле, К.П. Касьянова, Д.С. Лихачев, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский И. Ричмонд, X. Смит, С. Клухохн, Ф. Стродтбек, Т. Кнутсон), также исследования особенностей «советского человека» - психологические (Р. Бистрицкас, Р. Кочюнас, Л .Я. Гозман, И.Г. Дубов, Т.И. Краснопевславская, Ю.А. Левада, В.В. Кочетков) и «новых современных русских» (Л.Г. Бледнова, В.Н. Кузнецов, В.Е. Потапов, С.А. Ушакин, В.Э. Червяков, В.А. Чередниченко, В.Д. Шапиро, М.О. Шкаратан).
В последнее время к проблемам разработки национальной идеи обращались фонд «Реформа» («круглый стол» на тему «Национальная идея и идеал нации» в 1994 г.), общественно-политический клуб «Реалисты» (19951997), «Российская газета» (дискуссия под рубрикой «Национальная идея и идеал нации» в 1994 году), «Московские новости» (круглый стол в марте 1997 году совместно с философским клубом «Волхонка, 14»), парламентские слушания в Государственной Думе на тему «Русская идея на языке законов России» (1996 г.) и «Русский вопрос - пути правового решения» (1997 г.), в Совете Федерации - «круглые столы» на тему «Общенациональная идея России в реалиях сегодняшнего дня» (1996 г.) и «Политическая стабильность и общенациональная идеология» (1997 г.).
Семинары, посвященные проблемам разработки российской национальной идеологии, были проведены в Администрации Президента РФ, Фонде Карнеги, Институте философии РАН, ряде других научных учреждений и вузов страны. Многочисленные статьи, материалы дискуссий и «круглых столов» были опубликованы в последние годы (М.Я. Гефтер, К.П. Касьянова, Э.С. Кульпин, A.C. Панарин, О.И. Генисаретский, С.Е. Кургинян, В.В. Малявин, Г.О. Павловский, Б.Г. Капустин, С.Б. Чернышев, A.B. Фадин, B.JI. Каганский, A.A. Кара-Мурза, В.Л. Цымбурский, П.Г. Щедровицкий, Д.Е. Галковский, В.В. Радаев, С.А. Медведев, а также саратовские социологи, философы и психологи: В.Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова, A.A. Понукалин, Н.Г. Козин, A.B. Волошинов, П.П. Великий, A.C. Борщов, Д.И. Заров, В.Н. Гасилин, A.C. Папшев, В.В. Кочетков и многие другие).
Необходимо, однако, уточнить, что, как правило, поиски национальной идеи ведутся в русле повторения, с возвратом к православной концепции (ряд работ Е.С. Троицкого и членов руководимой им Ассоциации по комплексному изучению русской нации) или к концепции 1917 года.
Однако, с точки зрения социологии, социологии культуры, этносоциологии, этнологии проблема этнокультурных характеристик далека от завершения как в теоретическом, так и в экспериментальных планах. Мало разработаны проблемы, связанные с прогнозированием поведения этнических групп и отдельных представителей этноса обобщающего уровня, где наиболее фундаментальной проблемой является изучение структуры этнокультурных характеристик народа, выявление этносоциокультурных стереотипов, этноидеологических особенностей культуры социума, знание которых способствует формированию социогуманистической политики государства, направленной на сохранение и поддержание этнокультурных приоритетов России.
Теоретические и методологические основы исследования
Диссертационное исследование построено на методологических принципах системно-структурного, сравнительно-исторического, диалектического и деятельностного подходов, позволяющих осуществить анализ духовной жизни общества, идеологии как условий структурирования общества, его мировоззренческой и культурно-нравственной идентификации.
В диссертационной работе исследована идеологическая структура этнокультурных характеристик с применением социологических подходов к личности и этнокультурным особенностям интеллекта. Диссертант опирался на обширную традицию социологии этноса и культуры, в том числе и на ряд идей, важных для разработки теоретических оснований и методологии программы исследования, находящихся в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Э. Шилза, П. Бергера, Т. Лукмана, Р. Будона, JIM. Дробижевой, К.П. Касьяновой, JI.H. Гумилева, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Л.Н. Столовича, О.И. Генисаретского, A.A. Понукалина, Н.Г. Козина, Ю.Г. Волкова, Л.Г. Ионина.
Понимая развитие этноса и нации как многофакторный процесс самоорганизации неравномерной нелинейной сложной общественной системы, мы считаем необходимым сочетать социопсихологическое и социокультурное понимание идеи, идеологии, где история представляется как целостный поток социальных изменений, охватывающих весь спектр человеческого существования и как область единичных событий, набор культурных символов, в которых существуют и через которые проявляются общие и особенные черты социальной организации. Поэтому в ходе исследования, наряду с синтетическими обобщающими построениями, осуществлялся анализ индивидуальных интерпретаций социопсихологических, социокультурных и политических реалий, поведения и мотивов действия одного или группы непосредственных или опосредованных объектов и субъектов социальной действительности, духовной жизни.
Цель и задачи исследования - формирование научного подхода к разработке проблемы идеологической идентификации социокультурного развития этноса в применении к России и «Русской идее». В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи: анализ и обобщение классических и современных отечественных и зарубежных исследований междисциплинарных источников по проблемам идеологических особенностей этнических общностей; разработка методологических принципов и понятийного тезауруса социокультурного исследования духовной жизни этноса; установление механизмов и принципов социокультурного развития духовной жизни этноса; теоретический анализ концепта идеологии как фактора регуляции социокультурных процессов духовной самоидентификации этноса; исследование социокультурных особенностей основ духовной жизни российской действительности, опосредованной «Русской идеей», выступающей в качестве социокультурной модели этнокультурного общежития; разработка проблемы системного строения «Русской идеи» как духовной основы социокультурной самоидентификации россиян; эмпирическое исследование этнокультурных особенностей идеологической регуляции массовых проявлений населения России с позиций «Русской идеи»; анализ применения положений идеологии всеединства в различных областях общественно-духовной практики россиян.
В качестве объекта исследования рассматриваются идеологически обусловленные факторы социокультурного развития духовной жизни общества в целом и России, в частности. В качестве основного объекта идеологической обусловленности выступает «Русская идея» как социокультурное явление - один из компонентов массового сознания духовной жизни россиян.
Предмет исследования - особенности и закономерности этно- идеологических процессов социокультурного развития духовной жизни общества и России.
Эмпирической базой выдвинутых теоретических положений послужили данные статистики, социологических исследований, в том числе проведенных в форме анкетирования студентов СГТУ и ПИ СГУ имени НХ. Чернышевского г. Саратова в 1999-2001 годах (общий массив выборки 334 человек).
Центральные гипотезы исследования. Анализ и обобщение исследований, посвященных идеологическим особенностям механизмов и принципов социокультурного развития этноса в условиях образовавшегося идеологического вакуума России, послужил основанием для формулирования следующих гипотез: существует идеологическое регулирование процессов социокультурного развития духовной жизни; социокультурный идеологический концепт является миссией оправдания своего существования в масштабах идентификации и сохранения этнокультуры духовной жизни социума. духовная жизнь российского социума имеет системное социокультурное строение; «Русская идея» является одним из факторов социокультурного развития духовной жизни россиян.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена постановкой проблемы идеологического регулирования этнокультурными процессами духовной жизни социума, недостаточно разработанной в отечественной литературе: к анализу процессов и механизмов идеологического регулирования социокультурного развития применены принципы социального моделирования этноса в социальном контексте жизнедеятельности; обосновано определение идентичности духовных основ той или иной культуры через концепцию оправдания существования - миссию; обобщены и проанализированы особенности этнического самосознания россиян в условиях трансформации культуры социума и полиэтнической среды, и определена константа - миссия его существования; концепт «Русской идеи» рассмотрен как модель духовной жизни этнокультурной действительности России, с артикуляцией её ведущих категорий; изучены локально-специфические особенности проявления модели «Русской идеи» на материале русского искусства; получены результаты социологического исследования духовных основ идентификации населения России в студенческой среде, анализ которых проведен в аспекте модели «Русской идеи»; обоснована необходимость культурно-ценностного применения характеристик идеологии всеединства в различных областях общественно- духовной практики России.
Достоверность и обоснованность результатов работы определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и прикладных методов исследования, корректным применением известных достижений социологии. Результаты проведенных эмпирических исследований соотнесены с известными экспериментальными данных других исследований.
Научные положения, выносимые на защиту:
В духовной жизни современного российского социума важнейшую роль играет этнокультурная составляющая, которая в обобщенном виде определяется как этническая реальность. В свою очередь этническая реальность представляет собой социокультурную модель, в которой логика коллективного действия и межиндивидуального взаимодействия образует идеологически обусловленную (бессознательно или осознанно раскрывающуюся) идентичность духовной жизни культуры. К основным социально-историческим факторам формирования этнической идентификации относятся масштабы физического пространства, природных ресурсов и естественного прироста населения.
Этническая идентификация обусловлена механизмами сохранения, воспроизводства традиций, трансляции своеобразия стереотипов аутентичной культуры, а также статусом этнической группы в социальной структуре. Принципы социокультурного развития духовной жизни этноса включают интенсивность этнической идентификации, институациализацию этнокультурных практик, интернализацию этнокультурных образцов, проникновение этнокультуры во все социальные структуры общества и манифестность этнокультурных особенностей.
Исследования этнической идентификации показывают наличие доминирующих элементов этнокультурных ценностей, выраженных в мировоззренческих позициях, идеологиях, обеспечивающих творческую идентичность социуму. Идеология выступает как модель человеческой жизнедеятельности, и ее моделирование зависит от социального времени и пространства.
Национальная идеология возникает как форма легитимации этнокультурной практики, утверждая господство ценностей доминирующей группы. Национальная идеология одновременно отражает и стимулирует конфликт властных интересов и социальных групп, а также конфликт ирреальной и реальной действительности. Конфликт возникает по поводу как материальных, так и символических ресурсов, и может принимать явную и латентную форму. Национальная идеология призвана обеспечивать интеграцию общества вокруг системы значимых ценностей.
Националистическая идеология способствует разделению общества, социальной дезинтеграции и межэтнической нетерпимости и росту социальных проблем, тогда как национальная идеология в условиях государства-нации обеспечивает мобилизацию и интеграцию общества. Если этническая идентификация выражается в отдельных социальных практиках и институтах, то общенациональная идентичность получает свое выражение в национальной идеологии государства. «Русская идея» - социокультурная модель российского социума, актуализирующаяся на уровне духовной жизни этноса. «Русская идея» основана на принципах коммунитарности, ограниченности социального времени и креативности, которые коренятся в исторической памяти россиян. Идеология всеединства, соборности в условиях ценностного кризиса базовых экзистенциальных и социальных ценностей переходного периода способна объединить конфессиональные, этнические и многие другие противоречащие друг другу группы вокруг построения идеального социального государства и гражданского общества, способствует появлению наднациональной политики.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется целевыми установками и методологическими принципами, обусловившими как своеобразие авторского подхода, так и возможность использования полученных результатов в различных отраслях знаний и жизнедеятельности россиян, что позволяет, например, спрогнозировать культурно-ценностную политику будущего России; в частности, ввести и укрепить культурно-ценностные ориентиры в сфере образования высококвалифицированных специалистов как будущих граждан и патриотов своей страны.
Концепция, предложенная автором, может служить новым аспектом для дальнейшего исследования феномена этнокультурной идентичности. Основные материалы могут быть использованы в учебных курсах по социологии, философии, психологии, культурологии, искусствоведению для студентов специальностей «Социология», «Философия», «Политология», «Культурология» и «Искусствоведение», для всех, кто интересуется выявлением этнокультурной идентичности и будущего социокультурного развития России.
Апробация диссертации. Материалы диссертации были доложены на межвузовской научной конференции молодых ученых «Человек в творчестве познания» (Саратов, 1999 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества» (Саратов, 1999 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Акмеология в образовательных процессах» (Саратов, 2000 г.), на межвузовской научной конференции «Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества» (Саратов, 2000 г.), на Всероссийской научной конференции «Эволюция человека и общества» (Саратов, 2000 г.), на научно-практической конференции «Мост в будущее», проходившей в рамках II Московского международного молодежного форума (Москва, 2000 г.).
Результаты исследования обсуждались на заседаниях «Института русской