Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений Шевченко Александр Михайлович

Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений
<
Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевченко Александр Михайлович. Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.06 : Ростов н/Д, 2004 294 c. РГБ ОД, 71:04-22/50

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. «Теоретико-методологические основы исследования социокультурных аспектов процесса социальных изменений» 28

1.1. Теория социальных изменений, изучение их особенностей в переходном обществе 29

1.2.Социокультурные характеристики социальных процессов , способы их изучения 44

1.3.Культурные аспекты социальной аномии и девиаций в переходном обществе 61

Выводы к главе 1 7 5

ГЛАВА 2. Процессы ресоциализации в контексте кризиса преобразования общественной системы 77

2.1. Социокультурный кризис в переходном обществе и потребность ресоциализации 78

2.2.Социокультурное содержание процесса ресоциализа ции 93

2.3.Субъекты ресоциализации,'их потребности, мотивы и цели 108

Выводы к главе 2 ->?!

ГЛАВА 3. Социокультурная обусловленность стратегий социальной адаптации различных общественных групп 124

3.1. Социокультурные факторы формирования дезадаптивных общественных групп . 12 5

3.2.Социальная и культурная специфика адаптационных стратегий людей в переходном обществе 139

З.3.Особенности социальной адаптации при нарушенной системе микросоциальных связей Выводы к главе 3 17 0

ГЛАВА 4. Социокультурные аспекты социальной реабилитации девиантов и дезадаптантов в обществе 173

4.1. Роль социальной реабилитации в переходном обществе и ее институциональное обеспечение 174

4.2.Создание благоприятных- социокультурных условий общественной реабилитации девиантов и дезадаптантов 189

4.3.Особенности социальной реабилитации бывших заключенных

Выводы к главе 4 220

ГЛАВА 5. Социокультурные особенности ресоциализации людей с опытом девиантного и делинквентного поведения 222

5.1.Специфика ресоциализации-девиантов в период общественных преобразований и аномии 223

5.2.Отличие моделей ресоциализации делинквентов в переходном обществе 240

5.3.Делинквентное поведение и социализация молодежи в переходном обществе 2 56

Выводы к главе 271

Заключение 273

Литература 279

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глубокие социальные преобразования в России, затронувшие все стороны жизнедеятельности общества, его экономику, социальную организацию, политику, культурную регуляцию, создали новый тип переходного общества, в котором решение проблем технологической, социальной и других видов модернизации обусловлено вопросами не столько объективного отставания, сколько социокультурной адаптации. Советское общество, находившееся под властью определенных идеологических иллюзий, было тем не менее экономически конкурентоспособным, интеллектуально и духовно просвещенным. В его основе лежали устойчивые ценности, которые транслировались всеми социальными институтами, система социальной регуляции была гомогенной, общественный порядок - устойчивым, а возможности социальной мобилизации - высокими.

На нынешнем этапе перед российским обществом стоят те же задачи: достижение внешней конкурентоспособности, социальной устойчивости, экономического роста, политической стабильности, эффективной работы системы общественного управления. Ко-рень всех этих проблем, видится в социокультурной сфере. В обществе постепенно распространяются новые ценности, образцы социального взаимодействия, устанавливаются институциональные нормы, осуществляется процесс их легитимизации.

При этом ключевыми проблемами являются осознание личностью своего места в новой социокультурной реальности и формирование стратегий адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Адаптационные модели складываются под влиянием

множества социальных и психологических факторов. Они зависят от культурного кругозора личности и ее нормативных стандартов . Почти двадцатилетняя практика российских реформ и объективные показатели развития социальной структуры свидетельствуют о том, что эффективные адаптационные стратегии выработала достаточно небольшая часть населения, а миллионы людей все еще реально дезадаптированы и нуждаются в социальной поддержке и защите. Их адаптация тесно связана с процессами ресоциа-лизации, качественного изменения социальных представлений, стратегий активности, образа жизни.

Большинство граждан современной России, родившихся до середины 70-х г. прошлого века, выросли при советском социалистическом строе. Параметры процесса их социализации жестко и однозначно детерминировались•социалистической идеологией и культурой, носившими целостный, всеобъемлющий характер. При всех неизбежных вариациях социалистическая культура формировала тип «советского человека» с такими родовыми чертами, как коллективистское мышление, ориентация на государственный патернализм и слабую личную активность, настороженное отношение к богатству и предпочтение духовных ценностей, признание приоритета общественных интересов над личными, и целым рядом других. В большинстве случаев социализировавшаяся и лояльная личность чувствовала себя в условиях советского строя вполне комфортно.

Крупномасштабные общественные преобразования начала 90-х г. качественно изменили ситуацию. Начался переход от советского социалистического строя к отношениям либеральной демократии и рыночной экономики, причем если в сфере политики и

экономики реформы произошли необычайно быстро, то в гораздо более инерционной сфере кудьтуры изменения продолжаются до сих пор. Социокультурная сфера общественной жизни находится в неопределенном, аномическом состоянии, что вызываетtрастерянность, фрустрацию и апатию массовых слоев населения.

Каждый человек должен заново переосмысливать для себя базовые жизненные ценности и нормы поведения, определять свое желаемое и реальное место в обществе, формировать и осуществлять стратегии адаптации, позволяющие приспособиться к новым условиям жизнедеятельности. В целом речь идет о необходимости тотальной ресоциализации, в .стабильных общественных условиях необходимой только ограниченному числу социальных групп.

Особенно актуальной и сложной является ресоциализация девиантов и дезадаптантов, чьи культурные установки находятся в наибольшем расхождении с образцами нового общества. Пожалуй, самая характерная группа девиантов - это бывшие заключенные, явно противопоставившие себя общественным нормам поведения и за время пребывания в местах лишения свободы утратившие социальные связи и навыки нормальной жизнедеятельно-сти. Однако в целом девиация,охватывает значительно более ши-рокие слои населения, поскольку в условиях рыночной экономики бедность также трактуется как девиация, а лишенные поддерживающих связей бедняки подвергаются социальной эксклюзии.

В теоретическом плане эта проблема рассматривается социологами как актуальная, однако ее анализ и поиск решений ведутся в сфере проблематики социальной структуры, стратификационных противоречий, исследований бедности, изучения преступности. Связывая процессы аномии и развития девиаций (в

том числе делинквентности) , отчасти рассматривая в этом контексте вопросы социальной адаптации, большинство авторов не исходят из гипотезы об определяющей роли социокультурных условий ресоциализации дезадаптивных и девиантных субъектов в

к

переходном российском обществе.

А между тем эффективное решение проблем переходного общества настоятельно требует теоретического анализа и практической разработки комплекса мер по социальной реабилитации девиантов и дезадаптантов, включая как социокультурные условия, так и развитие институциональной базы. Здесь также возникают практические и теоретико-методологические проблемы. К сожалению, в теории не все исследователи, даже занимающиеся разработкой данной темы, четко - различают социальное содержание понятий ресоциализации и реабилитации. Если ресоциализа-ция - процесс, происходящий при высокой субъективной включенности в него самой личности под влиянием поддержки и сопровождения социальных институтов, под их контролем, что связано з том числе с интериоризацией новых ценностей и норм, то реабилитация направлена на создание особой социальной среды, внеш-них условий, способствующих восстановлению важнейших функций социальной жизнедеятельности личности, ее социальной адекватности, нормальной включенности -в систему общественных отношений. Здесь особо важную роль играют институционально-нормативные факторы, протежирующие ресоциализации, а не социально-психологические факторы освоения и принятия новых ценностей, норм и моделей социально-адаптивного поведения в обществе. Однако и в том, и в другом процессах доминирующими, на наш взгляд, являются социокультурные аспекты, что опять таки не учитывают многие исследователи данной проблемы.

Научная актуальность разработки темы определяется в целом несформированностью теоретико-методологического аппарата, включающего социокультурные подходы к анализу процессов ресо-циализации дезадаптивных и девиантных групп в ходе глубоких общественных преобразований, неизученностью проблем социокультурной обусловленности стратегий социальной адаптации, ресоциализации и социальной реабилитации девиантов и дезадап-тантов в современном российском обществе.

Объектом исследования в работе выступают процессы ресоциализации и социальной адаптации.

Предметом исследования является социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в обществе переходного типа.

Проблемная область исследования охватывает изучение социокультурного содержания процессов ресоциализации, стратегий социальной адаптации и реабилитации, особенностей реабилитации и ресоциализации лиц с опытом девиантного и делинквентно-го поведения.

Степень разработанности проблемы отчасти определяется тем, что в современной социологии сложилась теоретико- методологическая основа, позволяющая верифицировать гипотезу о социокультурной обусловленности ресоциализации дезадаптантов и девиантов - парадигма «понимающей» или «культурно-аналитической» методологии, заложенная в трудах М.Вебера и Г.Зиммеля, ставивших на первый план активность человеческой личности в обществе. Содержание «культурно-аналитического» направления в социологии определяют символический интеракцио низм (Дж.Г.Мид, Ч.Х.Кули, Р.Блумер/ У.Томас, П.Бергер, Т.Лукман), феноменологическая социология (А.Шюц), этнометодо-логия (Г.Гарфинкель), драматургический подход (И.Гофман), когнитивная микросоциология (К.Кнорр-Цетина) и ряд других направлений.

В становление социокультурного подхода большой вклад внесли работы П.Сорокина (разработка проблем социальной и культурной динамики), К.Манхейма (работы в области социологии знания, концепция идеологии), Ф.Тенбрука (введение концептуального понятия репрезентативной культуры), Ж.Бодрийяра (исследование роли символов в обществе), М.Фуко (концепция власти) .

В России социокультурный подход, теоретико-методологические принципы которого использованы в данной диссертационной работе, активно развивают Н.Лапин (теория ценностей, социетальный анализ), А.Ахиезер (социокультурный смысл циклов российской истории), С.Кирдина (институциональные матрицы) , Л.Ионин (теория идентификации и инсценировки) , С.Кравченко (концепция «играизации» общества), В.Болгов (социология новых форм жизни), Ж.Тощенко (социальные настроения, парадоксы в сознании и поведении) и ряд других социологов.

Важные методологические наработки имеются в области анализа социальных изменений, которые определяют не контекст, а содержание изучаемого процесса ресоциализации в том смысле, что концептуально в данной работе мы рассматриваем глубинную причинно-следственную зависимость между общественными преобразованиями современного российского общества и состоянием аномии и деструкции системы (и собственно функций) социальных

институтов, а также возникающей в этих условиях общественной потребностью в ресоциализации представителей многочисленных социальных групп с низкой адаптивностью и опытом девиантного / делинквентного поведения.

Теория социальных изменений, изучение их особенностей в переходном обществе

Социальные изменения воздействуют на культуру и в то же время являются ее продуктом. В действительности все общественные явления имеют культурную обусловленность.

Американский антрополог У.Гуденау выделил четыре элемента культуры:

1) понятия, которые содержатся главным образом в языке и упорядочивают человеческий опыт. Очень интересный пример по этому поводу приводит Л.Ионин: в немецком языке, языке Реформации, слово Beruf имеет три совершенно различ- ных значения - долг, призвание и профессия. Это лингвистическое совпадение позволяет протестантам толковать свою профессиональную деятельность одновременно как священный долг., и обеспечивающее самореализацию призвание;

2) отношения, определяющие связь понятий между собой. Например, в традиционных обществах родители заботятся о детях до глубокой старости, когда те уже сами становятся родителями. В буржуазном же обществе принято развивать в детях самостоятельность вплоть до прямого отказа им в помощи, даже если они действительно в ней нуждаются;

3) ценности - общепринятые понятия относительно достойных целей и норм поведения (религиозные, познавательные, моральные ценности);

4) правила - нормы, регулирующие поведение людей (правила уличного движения, правила техники безопасности, правила этикета, психологические правила общения и т.д.).

Гуденау дает следующее определение: «Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи) , как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как делать (нормы)»20.

Важной составляющей культуры является так называемая идеология. Введение этого понятия в обиход иногда относят к работам английского мыслителя Ф.Бэкона, хотя и с определенными оговорками. Как писал немецкий культуролог К.Манхейм: «Учение Бэкона об идолах может в известной сте-пени рассматриваться как предвосхищение современной концепции идеологии. Для Бэкона идолы - «призраки», «предрассудки». Они являются источниками заблуждений... Однако ут зерждать, что здесь существует реальное соотношение, прямая связь с современным понятием идеологии, которую можно рассматривать в рамках истории идей, мы не считаем возможным»2 . Более существенный вклад в изучение идеологии внес французский ученый А.де Траси.

Определяя сущность идеологии, ростовские исследователи выделяют следующие характеристики: - идеология дает целостную картину мира, уделяя особое внимание месту в нем человека; і - идеология интегрирует знания, выработанные предшествующим опытом; - идеология выступает стимулятором и интегратором человеческого поведения; - идеология организует общественную жизнь и побуждает - программно-целевая - выработка целей общественного оазвития и способов их достижения; - футурологическая - предсказание путей развития общества в будущем;

Социокультурный кризис в переходном обществе и потребность ресоциализации

Переход социума от одного типа устройства к другому, совершаемый в исторически краткий промежуток времени, неизбежно порождает дисфункциональные, травмирующие последствия и может быть охарактеризован как социокультурный кризис общества. Этот кризис по своей сути является комплексным, затрагивающим все стороны жизнедеятельности общества. Представляется возможным выделить следующие составляющие этого комплексного кризиса: 1)утрата самоидентификации массовых социальных групп; 2)крушение идеологии и морали;; 3)упрощение, примитивизация системы ценностей; 4)снижение престижа науки, массовое распространение антинаучной идеологии; 5)внешняя культурная интервенция; б)усиление криминальной субкультуры; 7)социальная ностальгия; 8)изменения в образе жизни крупных слоев населения; 9)как итог всех названных изменений - тотальная аномия общества.

Решение проблемы самоидентификации является неотъемлемой частью процесса социализации личности. В ходе самоидентификации индивид определяет свое отношение и причастность к ряду разнотипных социальных групп, осознавая свою тендерную, этническую, профессиональную, гражданскую и целый ряд других принадлежностей. Самоидентификация имеет иерархическую природу, поскольку является упорядоченной по уровням и видам, а также относительной значимости различных атрибутов.

С социально-психологической точки зрения в указанном процессе можно выделить две взаимодополняющие стороны: идентификацию и индивидуализацию. По словам психолога Я.Рейковски: «При индивидуализации формируется образ социального мира, состоящий из ряда дифференцированных объектов (индивидуумов); этот процесс способствует развитию у субъекта дифференциации системы Я - Они. Идентификация же, напротив, стирает границы между объектами и способствует формированию концепции индивидуального Я как схожего или идентичного с другими. Если понятие группы формируется как категория, организующая когнитивное пространство, то социальный мир делится на групповой, т.е. те, кто похож на меня или идентичен мне, и внегрупповой, создающий дифференциацию Мы - Они»60.

В стабильном обществе действуют отлаженные, непротиворечивые механизмы идентификации, осуществляемые социализирующими институтами. Принадлежность индивида к каждой социальной группе из широкого набора определяется вполне однозначно и не подвергается сомнению ни самим индивидом, ни другими членами общества. Определяемая таким образом социальная позиция обладает четкими характеристиками статуса и соответствующим ролевым наборЗзміереходном обществе основания для самоидентификации размываются, и трактовка социальной позиции теряет определенность. Так, при распаде государственных образований становится неясной гражданская принадлежность индивида. Возникают противоречия и в трактовке национальной принадлежности, маскируемой ранее самоотнесением к более широкому национально-государственному образованию.

Профессионально-квалификационные характеристики также фактически девальвируются, поскольку общественная оценка определяемого ими трудового вклада перестает соответствовать ранее действовавшим представлениям. Если инженер или учитель не в состоянии обеспечить семью, то он по сути перестает быть таковым, переходя в разряд полностью или частично «деклассированного» элемента. Более того, релятиви-руются даже тендерные характеристики, так как оказывается невозможным поддерживать традиционные представления о ролях мужчины и женщины в семье и обществе в целом.

Важнейшую роль в общественной интеграции играют представления о макроидентичности, обеспечивающие культурную целостность общества. В этом смысле идентификация понимается как «механизм отождествления личности с определенной социально-значимой целостностью, воспринимаемой на эмоциональном и сознательном уровне в общих символах и категори-ях»

Социокультурные факторы формирования дезадаптивных общественных групп .

Адаптация представляет собой приспособление к изменению условий внешней среды. Необходимость в социальной адаптации возникает либо при различных вариантах мобильности, перемещающей отдельного индивида или социальную группу в новые условия жизнедеятельности, либо при изменениях общественного устройства, требующих пересмотра жизненных установок и стратегий всех без исключения членов общества.

Адаптации первого типа суть нормальное явление в любом обществе, члены которого изменяют свое социальное положение в результате вступления в брак, повышения образовательного уровня, успешной или неудачной карьеры, эмиграции, старения и следования по множеству иных каналов социальной мобильности. Как правило, эти адаптации носят индивидуальный характер, хотя могут также быть связаны с более широкими институциональными изменениями.

Качественно иную природу имеют адаптации второго типа, необходимость в которых возникает при изменении общественного устройства. Это изменение, необходимо представляющее собой смену культурной парадигмы, требует приспособительных реакций со стороны абсолютно всех социальных групп и слоев, поневоле становящихся объектами «социокультурной мобильности». Понятно, что реакция различных социальных групп на радикальное изменение условий жизнедеятельности не может быть равномерной и одинаково успешной. Она порождает как успешных адаптантов, так и не сумевших приспособиться дезадаптантов.

Применительно к российскому переходному обществу представляется возможным говорить о трех группах факторов, обусловливающих формирование дезадаптивных общественных групп. Во-первых, это резкое ухудшение материального положения массовых слоев населения в связи с негативными последствиями реформ (инфляция, рост цен, потеря сбережений, невыплаты зарплат и т.д.). Помимо объективной экономической природы, эти факторы имеют также социокультурное содержание, опосредуясь в сознании индивидов через нормативно-ценностную систему.

Во-вторых, воздействие отказывает ряд собственно социокультурных факторов: половозрастные характеристики, различия в уровне образования, наличие социальных связей и опыта, ценностные предпочтения, индивидуально-психологические особенности, маргинализация широких слоев населения.

В-третьих, дезадаптацию ряда общественных групп можно трактовать как социальное конструирование, посредством которого общество навязывает своим членам представление о самих себе как о дезадаптантах.

Крупномасштабные социально-экономические реформы начала 1990-х годов, проводимые в исключительно короткий срок и далеко не во всем подкрепленные научным анализом и прогнозом, неизбежно привели к ряду негативных последствий в экономике на макро- и микроуровнях. В этот период объем валового внутреннего продукта сократился не менее чем в полтора раза, что послужило очевидным объективным условием ухудшения материального положения большинства населения страны.

Дополнительно к непреложному объективному фактору сокращения ВВП на ухудшение материального положения граждан и соответственно снижение их адаптационных возможностей повлияло сокращение доли оплаты труда в составе ВВП (таблица 3.1.1)93.

Роль социальной реабилитации в переходном обществе и ее институциональное обеспечение

Переходный период в развитии общества характеризуется развертыванием ряда неблагоприятных для большинства населения процессов. Во-первых, это ослабление нормативно-ценностной системы, «размывание» основ доминирующей в прежнем периоде общественного развития культуры, оказывающее обескураживающее воздействие на массовое сознание. Исчезает соответствие между многими поступками и ожидаемой реакцией общества на них: добросовестный и квалифицированный труд не находит адекватного вознаграждения; доминирующие социальные позиции занимают явно не достойные их люди; антиобщественное поведение не наказывается, а, напротив, поощряется; прежде уважаемые профессии ныне презрительно третируются, а маргинальные выходят на первый план, и т.д. Эта аномическая ситуация вызывает у многих членов общества растерянность, апатию и уныние, лишает их уверенности в будущем и ориентиров для активной деятельности.

Во-вторых, происходит резкое ухудшение материального положения массовых слоев населения, затрагивающее в первую очередь работников бюджетной сферы. Еще совсем недавно вполне обеспеченные люди едва находят средства к существованию, перемещаются на границу бедности, а зачастую и переходят ее. При этом наибольшее значение имеет не абсолютная, а относительная величина материального благосостояния: советское общество было более гомогенным в этом отношении, не имея (по крайней мере на поверхности) разитель ного разрыва между кричащим богатствам «новых русских» и откровенной бедностью большинства населения в постсоветском обществе. Этот разрыв с учетом выхода на первый план нормативно-ценностной системы материального благополучия как критерия успеха усиливает настроения фрустрации и де-привации, вызывает социальное недовольство и усиливает протестный потенциал.

В-третьих, происходит массовая маргинализация, обусловленная экономическими, политическими и социокультурными причинами. Ухудшение материального положения, вынужденные миграции в результате административно-политических изменений, падение профессионально-квалификационного престижа приводит к нисходящей социальной мобильности, в результате которой массовые слои населения хотя еще и не относятся к «социальному дну», но уже и не могут быть названы вполне благополучными. С другой стороны, определенная часть населения испытывает стремительное восхождение в социальном пространстве, не имея к этому достаточных социокультурных предпосылок и также фактически находясь в маргинальном положении.

В-четвертых, ослабление «стержневой» культуры общества неизбежно ведет к усилению и повышению агрессивности различных субкультур, имеющих в основном негативный характер. Наиболее опасно здесь упрочение криминальной субкультуры, охватывающей все более широкие слои общественного сознания и социетальные сферы. Язык, манера поведения, образ мышления многих, казалось бы, вполне добропорядочных членов общества все меньше отличается от соответствующих образцов уголовного мира. Обогащение Злобой ценой, презрение ко всем, кроме членов своей группы, допустимость любых средств для достижения своих корыстных целей, пренебрежение культурным опытом большинства, - вот характерные черты криминальной субкультуры, широко распространенные в постсоветском обществе.

Сказанное обусловливает чрезвычайную важность и актуальность социальной реабилитации в переходном обществе. Под реабилитацией следует понимать восстановление социальных позиций членов общества, подчеркивая при этом, что субъектом реабилитации является не сам пострадавший в правах индивид, а внешние по отношению к нему институты государства и всего общества. Таким образом, в содержательном плане реабилитация представляет собой социальное управление, а в плане формально-организационном требует серьезного институционального обеспечения. Поскольку объект управления - массовые слои населения переходного общества, то для достижения целей социальной реабилитации необходимо выстроить целостную систему управления реабилитацией, отличающуюся достаточным разнообразием и соответствующими функциональными возможностями.

Главную роль в процессе социальной реабилитации играют институты производственно-трудовой сферы, социальной защиты, семьи и религии. Проанализируем действие этих институтов в переходном обществе в основном на примере бывших заключенных как социальной группы, наиболее нуждающейся в реабилитации.

Похожие диссертации на Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений