Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество Юмагузин Роман Сергеевич

Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество
<
Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юмагузин Роман Сергеевич. Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Ставрополь, 2006 159 с. РГБ ОД, 61:06-22/374

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социокультурной интеграции молодой семьи в современное российское общество .

1.1. Социологические концепции социальной и социокультурной интеграции . 16

1.2. Молодая семья как субъект и объект социокультурного интеграционного процесса. 42

1.3. Факторы социокультурной интеграции молодой семьи в современное российское общество . 54

Глава 2. Особенности социокультурной интеграции молодой семьи в современное российское общество .

2.1. Роль ценностно - мотивационных факторов в социокультурной интеграции молодой семьи в современное российское общество . 70

2.2. Социокультурная интегрированность молодой семьи в современном российском обществе . 89

Заключение 120

Библиографический список использованной литературы 126

Приложения 146

Введение к работе

Выдающийся социолог XX века П.А. Сорокин утверждал, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество. В современный период кардинальной социокультурной трансформации российского общества проблемы изменений и совершенствования брачно-семейных отношений становятся особенно актуальными.

В последнее время внимание социологов, демографов, психологов все больше привлекает молодая семья как объект системного исследования. Молодые семьи, закладывая основу воспроизводства и развития российского общества, сегодня испытывают трудности в своем становлении, сталкиваясь с проблемами как внешнего, так и внутреннего характера, объединяющимися условиями трансформирующейся социокультурной реальности. Усиление тенденций распада семьи в первые годы жизни, обострение внутрисемейных отношений и поиск путей устойчивости молодой семьи актуализируют усилия науки и практики в области развития семьи и семейных отношений. Молодая семья является специфической малой группой, в которой существует и развивается особый тип социальных отношений. В первые годы брака, как правило, формируются основы будущих семейных моделей распределения власти и обязанностей, происходит сложный процесс адаптации мужа и жены друг к другу, определяется характер основных конфликтов и способов их преодоления. Часто причины этих конфликтов и трудности их разрешения отличаются двусторонней направленностью. Это отражает дуальность взаимоотношений семьи и общества. С одной стороны, для успешного функционирования общества необходима устойчивая, стабильная семья, с другой - для успешного развития семьи нужны благоприятные социокультурные условия, то есть объективные факторы, воздействующие со стороны общества на семью: культурные ценности поддерживающие статус молодой семьи, экономическая помощь и социальная защита.

4 Исходя из этого, на первый план выдвигается проблема интеграции молодой семьи в современное общество, рассматриваемая как процесс, который обусловливает согласованность и взаимозависимость между элементами социальной системы, обеспечивает ее сохранение, внутреннее единство, гармоничное функционирование, устойчивость и стабильность.

Активное воздействие факторов, дезинтегрирующих молодую семью, обусловливает необходимость выявления возможностей активизации механизмов ее адаптации и интеграции через осмысление и анализ социокультурных аспектов проблемы. Это требует, выхода за рамки общестатистических данных о росте количества разводов, изучение детерминантов, субъективных и объективных сторон этого явления, его нормативных ценностных оснований. На методологическом уровне исследования требуется конкретизация и социологическая интерпретация понятия «социокультурная интеграция молодой семьи», анализ внешних и внутренних факторов, обусловливающих дестабилизацию молодой семьи и механизмов их преодоления.

В современном трансформирующемся обществе значение стабилизирующих семью внешних объективных факторов значительно снизилось, а дезинтегрирующих, в свою очередь, увеличилось, что может способствовать усилению тенденции распада и деформации моделей молодых семей, приводя к росту числа неполных семей. Особого внимания заслуживает системный анализ развития культуры межличностных, семейных отношений, обеспечения совместимости и взаимопонимания между молодыми супругами, оптимизации их отношений с родителями и разновозрастными детьми.

Все это указывает на теоретическую и практическую значимость заявленной темы, в связи с чем проблематизация социокультурной интеграции молодой семьи в современное российское общество имеет несомненную самостоятельную ценность.

5 Степень научной разработанности проблемы:

Комплексный и междисциплинарный характер проблематики социокультурной интеграции молодой семьи определяет разнообразие используемых в работе научных источников.

Уже в работах классиков социологии и социальной психологии (О. Конт, Г. Спенсер, Г. Зиммель, Т. Парсонс, А.Шюц, П. А. Сорокин и др.) осуществлен анализ характера и роли семьи в обществе. Особый интерес в данном отношении представляют идеи Э. Дюркгейма - об изменении функций семьи в процессе социальной эволюции; П. А. Сорокина - о «кризисе современной семьи», зафиксированного им в 20-х г.г. XX века, К. Левина - о предпосылках и характере супружеских конфликтов.

Отечественная социология семьи, как и социология в целом, отличается сегодня определенным парадигмальным плюрализмом. Тем не менее в социологической литературе выделяются два основных подхода в изучении семьи как социального феномена: институциональный (социоцентристский) и социально - психологический (антропоцентристский). Первый был с середины 1960-х годов преобладающим. В нем семья рассматривалась как «ячейка общества», один из главных социальных институтов. Эти идеи отражены в работах К.К. Баздырева, И.А. Герасимова, А.Г. Харчева, Н.Д. Шимина, и др. Несомненен вклад последователей данного подхода в анализ разнообразных функций семьи, в выявлении возрастающей роли внутрисемейного взаимодействия в обеспечении стабильности семьи (Т.М. Афанасьева, Н.Г. Юркевич и др.). В 1970-1980-е годы роль антропоцентристского подхода с его ориентацией на жизнедеятельность семьи значительно возрастал. Семья рассматривается как малая социальная группа и основное внимание сосредотачивается на изучении проблем семейной общности. Такой подход был реализован в работах ряда отечественных (СИ. Голод, Т.А. Гурко, И.С. Кон, М.Ю. Арутюнян и др.).

Плодотворным представляется интегративный подход,

рассматривающий семью в единстве (социальный институт, малая группа,

сфера личной жизнедеятельности), позволяющий описать внутренние и внешние связи, элементную структуру, функции и изменение семьи как системы (Л.Л. Рыбцова, М.С. Мацковский и др.). Данный подход опирается на более общий методологический и системный подход (В.Н. Садовский). Системное понимание семьи и семейных процессов дало возможность исследовать развитие семейных отношений во времени, рассматривать жизненный цикл семьи (Е.Б. Груздева, Л.А.Гордон, Э.В. Клопов и др.).

Определенный интерес представляют работы, в которых исследовались особенности молодой семьи и такой её разновидности, как студенческая семья (В. Бальцевич, Б.И. Говало, , Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева, А.А. Костин, Б.С. Павлов и др.). Предметом дискуссии был уже сам вопрос о критериях выделения молодой семьи, что отражало более общие методологические трудности социологии молодежи в ч попытках зафиксировать границы молодежного возраста (Ю.Р. Вишневский, А.И.Ковалева, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, Б.А. Ручкин, В.Т. Шапко и др.).

Исследователи молодой семьи рассматривали проблемы институциональных и социально - психологических аспектов семейных взаимоотношений в молодежной среде. Особое внимание уделялось формированию у молодых людей качеств семьянина. Выявлялись и серьезные проблемы, в частности, - неготовность многих молодых людей к решению реальных проблем семейной жизни (О.В. Фролов); взаимосвязь основных особенностей брачного выбора и степени неустойчивости молодой семьи в первые годы брака (И.В. Игнатова); повышенная конфликтность в молодой семье (В.А. Сысенко); наиболее сложные периоды жизни молодой семьи (А. Кроутер, А.И. Кузьмин, Б.С. Павлов, С. Макхейл).

Важную роль в изучении молодой семьи сыграли исследования добрачных интимных отношений и изменения молодежной половой морали (СИ. Голод, В. Фридрих, К. Штарке и др.). В зарубежной социологии предприняты были серьезные шаги по изучению различных форм

7 сожительства, его влияния на последующую стабильность молодой семьи (Р. Джонсон, Р. Кейт, К. Келли, Б. Маркей и др.). Но для отечественной социологии характерен определенный пробел в изучении различных форм сожительства среди молодежи и сделаны лишь первые попытки его преодолеть (Ф.Б. Латыпова, А.А. Павлова).

Исторический ракурс анализа тенденций развития современной семьи (в том числе - молодой) определил интерес социологов к проблемам ее устойчивости, стабильности, к факторам ее дестабилизации, дезорганизации, кризиса (М.С. Верб, А.Г. Волков, СИ. Голод, Е.Г. Гукова, В.А. Клишинец, А.Д. Плотников, В.П. Шуман, С.Г. Шуман и др.). В рамках осуществленного анализа была дана классификация супружеских конфликтов, выявлены и определенны факторы дестабилизации молодой семьи, исследована вероятность её распада.

Важный аспект социологии семьи - изучение ее как особой сферы жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семейной общности) (А.И. Антонов, В.М. Медков). Эта ориентация на проблемы культуры семейных отношений особенно присуща работам уральских социологов (А.Е. Гущина, Л.Н. Коган, А.В. Меренков, Б.С. Павлов, Ю.П. Петров, Л.Л. Рыбцова и др.), в которых понимание социокультурной функции семьи и семейного воспитания связано с деятельностной, самореализационной концепцией культуры. Процесс перехода от одного представления (семья - ячейка общества) к другому (семья - самоценность), а точнее — к их сочетанию - процесс сложный, противоречивый. Исследователями (И.Ф. Рековская, Р. Нойберт) ставится задача анализа факторов, повышающих устойчивость внутренних связей, культуры общения супругов и детей, основаную на взаимопомощи, поддержке и опеке, что предполагает взгляд на семью с точки зрение ее интегрированности.

В настоящее время существует множество теорий, непосредственно касающихся проблем интеграции. Это явление исследовали такие западные

8 социологи и социальные мыслители, как П. Бурдье, Э. Гидденс, М. Арчер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и т.д. Однако единой теории, нацеленной на исследование универсальных факторов интеграции, действующих как на отдельного человек, так и общества в целом, еще не создано.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность обозначенных выше вопросов, связанных с социокультурной интеграцией и, в частности, социокультурной интеграцией молодой семьи в современное российское общество, позволили сформулировать проблему исследования, которая отражает необходимость социологической интерпретации, исследования факторов и особенностей социокультурной интеграции молодой семьи в условиях современного российского общества.

Объектом исследования является молодая семья как социокультурный феномен современного российского общества.

Предметом исследования выступают социокультурные факторы и особенности интеграции молодой семьи в современное российское общество.

Цель исследования - определить условия достижения социокультурной интегрированное молодой семьи в современное российское общество.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач исследования:

- раскрыть содержание понятия социокультурной интеграции в контексте
социологии культуры;

- рассмотреть положение молодой семьи в ходе социокультурного
интеграционного процесса в современных условиях;

выявить основные факторы социокультурной интеграции молодой семьи в современное российское общество;

оценить характер влияние ценностно - мотивационного фактора на процесс социокультурной интеграции молодой семьи в современный социум;

9 - обосновать уровни социокультурной интегрированности молодой российской семьи.

Гипотеза исследования - в современном российском обществе потенциал социокультурной интегративности молодых людей в семью детерминирует степень социокультурной интегрированности молодой семьи в общество. Если, создавая семью, молодые люди ориентируются на такие ценности, как дети, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, материальное обеспечение семьи, сексуальная гармония, то семейные функции будут выполняться в полном объеме, что будет способствовать социокультурной интеграции семьи в общество.

Теоретико-методологическая основа диссертации строится с учетом особенностей ее теоретических и практических задач и опирается на фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, психологии, философии и культурологии. Для решения основных задач и достижения цели исследования использовались основные парадигмы социологии семьи, концептуальные положения социологии культуры и социологии молодежи.

Использование системного и структурно-функционального подходов позволило проанализировать имеющиеся стратегии исследования процессов социальной, системной и социокультурной интеграции, рассмотреть и определить основные механизмы социокультурной интеграции молодой семьи в современный отечественный социум, выявить факторы социокультурной интеграции и социокультурной интегрированности, дать характеристику современной молодой семьи как объекта трансформационных процессов в современной России.

Привлечение субъектно-деятельностного подхода обеспечило рассмотрение молодой семьи как специфического субъекта социокультурных интегративных и дезинтеграционных процессов, протекающих в современном российском обществе.

Для рассмотрения и обоснования особенностей ценностных ориентации современной молодежи и представителей молодой семьи были привлечены концептуальные положения теории социокультурной динамики. Сложность и многоплановость избранной темы, недостаточная ее разработка потребовали привлечения широкого спектра материалов и источников, что обусловило междисциплинарный характер исследования и использование комплексного подхода. Это расширило возможности интерпретации изучаемого материала, создало основу для новых подходов в его рассмотрении, обеспечило возможность взглянуть на изучаемую проблему в целостном аспекте.

В работе использовались следующие методы получения социологической информации и ее анализа - анкетирование; анализ документов, анализ вторичных данных социологических исследований, методы классификации, аналитической индукции.

Эмпирическую базу исследования социокультурной интеграции молодой семьи в современное российское общество составляют результаты многочисленных социологических исследований, опубликованных в научной периодике и монографиях последних лет. Наиболее важные среди них: - социологические исследования «Социология семьи, тендерных и сексуальных отношений», проведенные сотрудниками исследовательской группы Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН под руководством СИ. Голода в 1990 и 1999гг.;

панельное социологическое исследование «Наши ценности сегодня», осуществленное в 1990, 1994 и 1998 гг. под руководством Н.И. Лапина, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова;

социологические исследования «Ценностные ориентации населения России», проведенные Фондом «Общественное мнение» в 1995 г., 1998г., 1999-2000гг. под руководством A.M. Ослона;

социально-демографические исследования семьи, осуществленные в 1981-85 гг. и 1999-2001 гг. (в рамках исследовательского проекта «Россия -2000» под руководством А.И. Антонова);

мониторинговое исследование молодых семей в рамках целевой федеральной программы «Молодежь России 2001 - 2005 годы», осуществленное в ряде субъектов Российской Федерации. Под руководством Т.В. Лисовского;

социологические исследования общественных настроений и ценностных ориентации современной молодежи, проведенные Центром социологических исследований Ставропольского государственного университета в 1998-2003 гг. под руководством Н.П. Медведева и А.А. Магомедова.

Собственную эмпирическую основу диссертационной работы составляют опросы студентов вузов старших курсов, жителей города Ставрополя до 30 лет, как представителей молодых семей различного материального уровня и социального статуса, проведенных автором в рамках научно - исследовательской деятельности лаборатории исследования социальных проблем и технологий Северо-Кавказского социального института в 2004-2005 гг. по программе «Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество»

Выборочная совокупность составила 300 человек. Обоснованность выводов исследования подтверждается репрезентативностью выборки по основным характеристикам - полу, социальному и профессиональному составу и пространственной локализации. Исследование проведено в два этапа с отработкой методики и уточнением его программы.

Наряду с результатами социологических исследований, эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические данные Госкомстата Российской Федерации, данные докладов Комитета по молодежной политики при Правительстве Российской Федерации,

12 статистические данные Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения России и Ставропольского края. Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основе социологического анализа категории «социокультурная
интеграция» как процесса достижения культурно - ценностного единства
социальной системы, через устойчивость и стабильность ее элементов,
сформулировано определение социокультурной интеграции молодой семьи.

- определены особенности положения молодой семьи, выступающей в
качестве субъекта и объекта социокультурного интеграционного процесса.

- доказано, что основным фактором социокультурной интеграции является
социально - психологический, который выражается в совпадении
ценностного мира супругов

на основе эмпирической оценки характера влияния ценностно -мотивационного фактора социокультурная интеграция молодой семьи в современной российском обществе определена показателями данного процесса;

результаты проведенного социологического исследования позволили сформулировать уровни социокультурной интегрированное молодой российской семьи и обосновать, их типичность и распространенность.

Основные положения, выносимые на защиту:

І.Под социокультурной интеграцией понимается сложный процесс достижения внутренней координации элементов общества как социокультурной системы посредством конкретезации и интернализации идей и ценностей общества и личности; как характеристика меры совпадения целей, интересов, конвенциональных ценностей и норм различных групп и индивидов между собой.

Социокультурная интеграция молодой семьи осуществляется в рамках жизненного мира личности как социокультурной реальности и является двусторонним процессом. С одной стороны, он направлен на достижение

13 устойчивости и стабильности семьи в социокультурной реальности, с другой - создает социокультурные условия для инкорпорированости молодых супругов в семейный социум.

2. Молодая семья подвергается воздействию трансформирующегося
современного общества и определяется дезадаптивностыо,

дисфункциональностью и неустойчивостью, что обусловлено негативными трансформациями современного общества.

Субъективные стороны молодой семьи в процессе социокультурной интеграции воспроизводятся в ходе ее активного взаимодействия с обществом через ту или иную меру реализации собственного ценностного потенциала, реального выполнения комплекса семейных функций. 3. На процесс социокультурной интеграции молодой семьи решающее воздействие оказывают социально - психологический факторы, которые, в условиях социокультурной реальности, дополняется социально -экономическими, обеспечивающими стабильность и устойчивость молодой семьи.

4. Наиболее значимыми показателями социокультурной интеграции
молодой семьи в современном российском обществе, в контексте ценностно-
мотивационных факторов выступают: семья как приоритетная терминальная
ценность, совпадающие оценки супругами инструментальных ценностей
совместной жизни, осознанный и самостоятельный повод вступления в брак,
совпадающие телеологические представления о семейно - брачной жизни,
общность представлений о семейном счастье и благополучии и другие.

5. Для современной российской молодой семьи характерны три уровня
социокультурной интегрированности. Наиболее распространенным
выступает — средний уровень, характерезующийся: доминированием
социокультурных характеристик в оценке качеств супруга (-и), одобрением
жизненной позиции партнера, уважением к нему как члену общества,
совпадением установок супругов в области распределения семейных
функций, ориентацией жизненных ценностей супругов на взаимопонимание,

14 достижение семейного счастья и благополучия; ведущими ценностями выступают взаимная любовь, материальный достаток и стабильность. Для определенной части семей характерен высокий уровень социокультурной интегрированности - определенный высокой степенью совпадения психофизиологического, психологического, социально - психологического и социокультурного уровня супружеских отношений. И для некоторой части молодых семей в современных социокультурных условиях характерен низкий уровень, - основанный на дисгармонии физиологического и психологического аспекта супружеских отношений, сексуальной дисгармонии, несовместимости в распределении инициативы, власти и главенства, отрицательной оценке качеств супруга, различии иерархии жизненных целей и иерархии средств их достижения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве теоретической и эмпирической основы для дальнейшей разработки данной проблемы в области социологии культуры и других гуманитарных наук.

Материалы диссертационного исследования могут служить теоретической и эмпирической базой для проведения социологических исследований, направленных на изучение устойчивости и стабильности молодой семьи в современном российском обществе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методики исследования и его результаты могут пополнить информационно -методическую базу при планировании целевых программ стабилизации семьи и духовно-нравственного развития молодежи.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут способствовать улучшению механизмов социального управления процессами, происходящими в семейной и молодежной среде; могут быть использованы в практике психологического и брачно-семейного консультирования, организации социальной поддержки молодежи.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на кафедры социологии и социальных технологий Северо-Кавказского социального института и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 -Социология культуры, духовной жизни.

Отдельные положения работы были представлены на межвузовских научно - практических конференциях: «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Ставрополь 2004), «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Ставрополь 2004), «Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития» (Ставрополь 2005).

Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в девяти публикациях общим объемом 2 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы 157 страниц. Список литературы включает 267 наименований, в том числе 15 - на иностранных языках.

Социологические концепции социальной и социокультурной интеграции

Интеграция - одно из основных понятий системного подхода к изучению социокультурной реальности; выражает наличие согласованности и взаимозависимости между элементами системы, обеспечивающее внутреннее единство системы, ее сохранение, гармоничное функционирование, устойчивость и стабильность социума.

Термин «интеграция» означает такую сторону процесса развития, которая связана с объединением в целое ранее разработанных частей элементов. В зависимости от того, какая система рассматривается (социальная, культурная и т.д.), используются термины «культурная интеграция», «социальная интеграция», «социокультурная интеграция». Понятие интеграции имеет давнюю историю, и сам этот термин фигурировал в истории под разными наименованиями («гармония», «всеобщее согласие», «солидарность», «консенсус» и т.д.).

В философской и социологической мысли XVIII - XIX вв. преобладало понимание интеграции как качественной характеристики макросистем (общества, культуры, цивилизации). Культуры (или «цивилизации») рассматривались как замкнутые, тотально интегрированные органические единицы, характеризующиеся внутренней согласованностью составляющих элементов (Дж. Вико, Ш. Монтескье), естественным внутренним равновесием (Э. Берк, Ж. де Местр), воплощающие в себе некие общие принципы, единые «культурные конфигурации», специфические «национальные идеи» «коллективный дух» (Ж.-Ж. Руссо, И. Гердер, П. Чаадаев, О. Шпенглер, Дильтей, Буркхарт и другие.). Несмотря на то, что данное понятие возникло с рождением социологии, в современных академических кругах все чаще обращают внимание на социальную интеграцию как на научный объект. Данный факт можно связать с тем, что социология, особенно прикладная, возникла и развивается в русле реальных проблем социума, где и обнаруживается сегодня востребованость упорядочения отношений между индивидами, группами, организациями, государствами.

Интегративное понимание реальности нашло отражение, как в истории развития социологической мысли, так и в современной социологии. Например, в наследии Огюста Конта, родоначальника науки, отмечается плодотворная работа по поиску факторов социальной интеграции и стабильности социальных систем.

По определению Герберта Спенсера, процесс общественного развития является процессом интеграции и стабилизации социальных систем. В позитивистской социологии О. Конта и Г. Спенсера впервые были ясно артикулированы основы функционального подхода к социальной интеграции. Согласно О. Конту, кооперация, основанная на разделении труда, выполняет функцию по поддержанию социальной гармонии и установлению в обществе «всеобщего согласия» (консенсуса). Г. Спенсер выделял две стороны любого процесса развития: дифференциацию (структурную и функциональную) и интеграцию, обеспечивающую согласованность все более специализированными институтами. Э. Дюркгейм выделил два типа социальной интеграции: «механическую» и «органическую» солидарность. Механическая солидарность характеризует архаичные общества и определяется сходством составляющих индивидов, одинаковостью выполняемых ими функций; органическая характерна для развитых обществ и определяется разделением труда. Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как условие выживания и стабильности общества; основной функцией социальных институтов он считал интегративную. Э. Дюркгейм, исследую феномен самоубийства, ведет поиск социально интегрирующих факторов, которые предохраняют личность от социальной изоляции (одна из причин суицида). На основании результатов своего исследования Э. Дюркгейм установил, что число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид.

Позиция Дюркгейма основывается на представление, согласно которому действия людей по реализации общественных интересов создают основы социальной интеграции и разложения социальных связей, обусловленных рыночным обществом. Дюркгейм нигде детально не разъясняет, каким же образом может возникнуть "солидарное" общество на основе разделения труда. В конце жизни он изменил свои взгляды и уже не надеялся на разделение труда как механизм социальной интеграции, а главным фактором социальной интеграции стал выделять, такие как моральное воспитание и политическое действие.1

Таким образом, Э. Дюркгейм утверждал, что общество есть единый коллектив с поддающимися точному определению, хоть и естественно меняющимся, составом индивидов, который будет объединять, система институционализированных ценностей, то есть общая культура и реализация этих ценностей в обществе. Именно тогда общество будет представлять собой единый коллектив, то, что Дюркгейм назвал моральной общиной. Э. Дюркгейм утверждал что, «моральной общиной, обычно называем церковь»." Из данного высказывания мы можем сделать вывод, что Дюркгейм так же выделял такой фактор социокультурной интеграции общества как религия. Решающую роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям (коллективным представлениям), видя в них главные компоненты религии и морали (нередко их отождествляя). Представляя религию как систему всех верований и практик, санкционированных обществом и обязательных для всех его членов, Дюркгейм значительно расширил рамки привычного понимания религии, включив системы верований, отличающихся по своему содержанию от традиционных, но выполняющих аналогичные обществ, функции, главная из которых -создавать и укреплять солидарность. Побочным продуктом социологического анализа религии являлся анализ содержания человеческого сознания, происхождения основных человеческих способностей: логической классификации и создания общих понятий (концептов). Эти способности объяснялись Дюркгеймом как порождение социальной жизни, религиозной по своей форме и содержанию. Дюркгейм ярко описал крайние проявления кризиса буржуазного общества. Далекий от материалистического понимания причин кризиса, он видел их в отставании культуры от далеко продвинутой экономики, в несовершенстве моральных норм, не соответствующих новым условиям, в ослаблении авторитета традиционной дисциплины. Отсюда возможность преодоления кризиса он видел в сознательном введении новых норм, регулирующих поведение членов общества.

Факторы социокультурной интеграции молодой семьи в современное российское общество

Из всего вышесказанного мы можем построить некую модель - где за основу возьмем идею, что является препятствием к успешной интеграции молодой семьи в современное общество, а какие факторы могут способствовать благоприятному вхождению в общественную структуру.

Так как мы рассматриваем молодую семью как субъект социокультурного интеграционного процесса, то одной из первых препятствий выступает ослабление значимости семьи как ведущей ценности общества. Это проявляется как: ухудшение нравственно-психологического климата в молодежных семьях; растет число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; отрицание принципов совместного проживания старшего поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака: юридически оформленный, гостевой брак, повторный брак, фактический брак, групповой брак и др.

Следующим барьером на пути социальной и социокультурной интеграции молодой семьи является проблема профессиональной идентификации и самореализации супругов. Основная масса молодоженов только недавно приобрела профессию или приобретает ее, таким образом, трудовой опыт невелик, а статусная неопределенность велика. Здесь встает проблема получения образования и последующего трудоустройства молодых людей. И мы наблюдаем такую тенденцию, что возможно молодому человеку проще приобрести образование, не состоя в браке. Так как ему не нужно будет обременять себя лишними проблемами, но если он/она состоит в браке, то в довесок к учебе добавиться и нужда в обеспечении семьи. Следовательно, необходима работа и достойная заработная плата. Здесь мы переходим к следующему препятствию. Самообеспеченность - это такой элемент социальной структуры общества, когда молодая семья не должна быть обузой общества. Она должен выполнять в полной мере свои функции (воспитательную, образовательную и др.) и при этом иметь возможность (финансовую и моральную) качественной исполнять эти функции. Можно выделить несколько общих особенностей молодой семьи в современной России:

1. Объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом 69 % молодых семей живут за чертой бедности.

2. Объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью обустройства семейной жизни: приобретение жилья, организация быта.

3. Время, когда супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.

4. Необходимая психологическая адаптация к семейной жизни. 18 % молодых семей нуждаются в психологическом консультировании.

Ко всему этому нужно прибавить малолетних детей, у которых особые потребности в еде и одежде. Как правило, они нуждаются в эксклюзивном подходе к обучению, воспитанию, укреплению здоровья. Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят к семейным конфликтам, способствующим распаду семьи. 70 % всех разводов происходят в первые пять лет совместной жизни.

Замеры состояния современной семьи показывают, что и в мире, и в России идет процесс изменения типа семьи. Все более широкое распространение получает незарегистрированный брак. Как считают специалисты в данной области М. Мацковский и В. Бодрова, подобные тенденции вызваны в России социально - экономическим кризисом. Согласно результатам исследований НИЦ Института молодежи РФ, 43 % молодежи указывают на недостаток средств как на свою главную проблему; опасение безработицы в той или иной степени испытывают около 70 % молодых людей; глобальной же проблемой современной молодежи является недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. В российском законодательстве не предусмотрен механизм поддержки молодых семей, ввиду чего единственным средством поддержания удовлетворительного уровня жизни является помощь родителей.

Строительство семьи, как правило, молодежь ведет без знания основ нормативно-правовой базы в области семейно-брачных отношений. В стране отсутствует единая правовая база государственной семейной политики. Принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и мало учитывают интересы семьи как социального института.

Религиозный опыт также для большинства молодых россиян не является значимым фактором семейного строительства. Знаменитые христианские теологи, такие как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Блаженный Августин придавали семье основополагающее значение, что было характерно для традиционного общества. "Неустройство семьи расстраивает всю Вселенную", - говорил Иоанн Златоуст. И сегодня глубинные корни массовой наркомании, агрессивности, половой распущенности, кроются в социокультурном, духовном неблагополучии семьи. Распространение психических заболеваний также во многом связано с душевными травмами, полученными в семье.

Роль ценностно - мотивационных факторов в социокультурной интеграции молодой семьи в современное российское общество

Как выше уже было отмечено нами, степень социокультурной интегративности молодых людей в современную российскую семью определяется как степень их осознанной «готовности» к браку, семейным отношениям, воспитанию детей, трудовой и профессиональной деятельности. Именно данное понимание факторов успешной социокультурной интеграции интерпретируется в данном исследовании. Степень социокультурной интегрированности интерпретируется как состояние молодой семьи, сочетающее «устойчивость семьи» (её способности противостоять внутренним или внешним разрушающим силам и сохранить свое существование в определенный момент времени) и «стабильности семьи» (её способности в течение времени сохранять свою устойчивость). Таким образом, мы разводим понятия «социокультурной интегративности» как потенциального к актуализации состояния молодых людей в добрачный период, и «социокультурной интегрированности», как актуализировавшегося состояния, сочетающего устойчивость семьи с ее стабильностью. Соответственно, та или иная степень социокультурной интегративности молодежи в добрачный период, определяет потенциал ее последующей социокультурной интегрированности.

Под операционализацией социокультурной интеграции молодой семьи, мы подразумеваем, тот набор индикаторов (показателей) которые в целом определят молодую семью как малую группу и социальный институт.

В первую очередь, сюда необходимо включит такую группу индикаторов как терминальные ценности, то есть те которые являются базовыми для личности: работа, карьера, деньги, друзья, любовь и т.д., а так же определить какое место этой в этой иерархии занимает семья, дети, брачные узы.

От значения данного набора показателей будет зависеть, какие приоритеты преобладают у человека. То есть для тех, у кого ведущим является создание собственной семьи и рождение детей, будут, стремится к этому, а деньги, работа, карьера, образование, жилье отойдут на второй план. Более того, можно пронаблюдать тенденцию к повышению значимости семьи у всех социальных и возрастных групп молодежи. Ведь если, создавая семью, молодые люди ориентируются на такие ценности, как здоровье, дети, любовь, сексуальная гармония, уверенность в себе, материальное обеспечение, возникает большая вероятность того, что в полном объеме произойдет выполнение семейных функций. Ведь упомянутые ценности тесно связаны с выполнением семейных функций.

Откладывание браков и рождения детей деформирует традиционную модель жизненного цикла человека и семьи. В частности, новым для России является тот факт, что некоторые женщины предпочитают рожать раньше, чем вступать в брак. Наибольшую часть семей, имеющих одного или двоих детей, составляют семьи, где супруги, особенно жена, имеют оконченное среднее специальное или высшее образование. Современные женщины часто откладывают рождение первенца до своего тридцатилетия — «сначала образование и карьера — затем дети». Широко распространенным стало внебрачное материнство в очень молодом возрасте и несознательная многодетность социально неблагополучных семей.

Следующая группа факторов будет связана с добрачным поведением и мотивацией брака. К сожалению, большинство молодых супругов сегодня оказываются совершенно не подготовленными к браку не только в финансовом отношении. Поскольку сейчас личная свобода, а вместе с ней и свобода выбора партнера возведены в «культ», то уже ничто не сдерживает инстинктивных позывов, что в свою очередь провоцирует разводы. Утратив семейные традиции, будущая российская чета пытается копировать американский образ жизни — с ее прагматическими связями, полной материальной независимостью ее членов и тому подобное. Тогда как в американском обществе, обеспокоенном тревожной семейной статистикой, проблемы нравственности и семейности переходят на качественно новый уровень.

Трудно сказать, какой, в конце концов, станет типическая российская семья. Но пока преобладает тип семьи, где положительные составляющие старой модели уже не действуют, а новые нормы еще не сложились.

Сегодня многие современные девушки не представляют себя в роли жены, хорошей матери. Они видят себя моделью, женщиной, созданной для роскоши, мечтают об успешной карьере. Исконно природные функции женщины стираются. Интенсивное формирование понятий, «что такое хорошо и что такое плохо» начинается у ребенка с 7 до 14 лет — время матери, которая отвечает за формирование тонкой эмоциональной сферы. У сегодняшних мам у самих проблема смазанных понятий, нет четкого представления о том, что же хорошо, а что плохо.

Нам необходимо выяснить, что является основным мотивом создания семьи для молодых супругов. Что является определяющим мотивом, любовь и ее роль в молодежной среде, социально-экономические мотивы или какие -либо другие.

Следующие факторы связаны с тем, что ожидают молодые люди от нового брачного союза и своей семьи.

Здесь, казалось бы, есть противоречия между представлениями о важнейших функциях семьи, где на первом месте — рождение и воспитание детей, и оценкой значения семьи для каждого из членов семьи как личности, когда главным они считают любовь. Это можно объяснить тем, что в первом случае проявился определенный социально-психологический стереотип, согласно которому дети занимают главное место в жизнедеятельности семьи. Во втором же случае — реальные установки молодых людей, которые стремятся найти свое место в жизни. Так же необходимо узнать каковы в представлении молодых людей критерии идеальной семьи.

Другая группа индикаторов связана с отношением к формам брака и проблемам связанных с разводом.

Говоря о формах брачных союзов, мы акцентируем внимание на том, что от того какой брак: традиционной формы закрепления семейно-брачных отношений - на основе брака, зарегистрированного в ЗАГСе, гражданский брак, свободные семейные отношения и признающих действенность брачных отношений на основе заключения брачного контракта. Последнее свидетельствует о проникновении ценностей западной нормативной культуры семейно-бытовых отношений в российскую социокультурную среду.

Социокультурная интегрированность молодой семьи в современном российском обществе

В настоящее время многие законы, принятые в субъектах РФ, закрепили следующее понятие молодой семьи: это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка. Но в нашем исследовании мы ориентируемся на молодые семьи, где оба супруга не достигли 30 лет. То есть по международной возрастной классификации (индивид от 14 до 29 лет включительно) являются представителями особой социально -демографической группы - молодежь.

Молодая семья является одновременно и социальным институтом и малой группой в структуре общества. Где социальный институт семья обеспечивает преемственность поколений и выясняет, что теряется и что приобретается при передаче опыта от уходящих к приходящим вновь продолжателям социальной жизни, за счет чего достигается устойчивость социальных структур и механизмов, каким образом происходят радикальные преобразования основ общественного порядка в ходе истории и т.д.

А особенностью молодой семьи как социальной группы заключается в том, что супруги представляют собой первичную малую группу - диаду, где межличностные, глубоко эмоциональные, интимные отношения влияют на существование и сохранность данной группы. Где формируются и проявляются социально-психологической качества супругов влияющие на целостность и обеспечивающие устойчивое функционирование семьи как подсистемы, выполняющей важные социальные функции.

Где связь между молодой семьей (как социальным институтом и малой группой) и обществом, заключается в посреднической роли семьи в согласовании интересов личности и общества (государства). Степень согласованности—рассогласованности этих интересов определяет многообразные последствия для личности, семьи и общества, что и фиксируется в социологии семьи.

Современный этап социокультурного развития накладывает свой отпечаток и на развитие семейных отношений, особенно — на стадии становления семьи.

По данным доклада Ставропольского краевого комитета государственной статистики «Социально-экономическое положение Ставропольского края за девять месяцев 2004 года» в Ставропольском крае наблюдается следующая демографическая ситуация:

В январе-сентябре учтено 21,1 тысячи рождений (за 9 месяцев 2003 г. -20,9 тысячи). Коэффициент рождаемости изменился незначительно: с 10,2 до 10,3 в расчете на 1000 населения. В сельской местности он превышает городской показатель на 5%. Более 67% всех детей рождено женщинами в возрасте 20-29 лет, 605 детей - несовершеннолетними матерями (в т.ч. в возрасте 15 лет и моложе - 52 ребенка). В незарегистрированном браке родились 26%) детей (из них менее половины были признаны отцами), 58% всех рождений приходится на женщин в возрасте 20-29 лет. Коэффициент младенческой смертности составил 11,2 в расчете на 1000 родившихся, что на 4,3%) ниже уровня января-сентября 2003 г.

В январе-сентябре 2004 г. в Ставропольском крае зарегистрировано 13,3 тыс. браков, расторгнуто - 8,1 тысячи. Более четверти мужчин и женщин вступили в повторный брак. Индекс разводимости составил 61 развод в расчете на 100 браков против 73 в январе-сентябре 2003 г. Наибольшее число женщин (62% ) и мужчин (65,2%) вступают в брак в возрасте 20-29 лет. Брачные союзы не всегда стабильны. Третья часть всех разводов приходится на браки, длившиеся от 1 до 5 лет. Наименьший удельный вес разводов (11,9%) приходится на семьи, прожившие 15-19 лет. Из распавшихся в январе-сентябре текущего года семейных пар 4,5 тысячи (55,5%) имели детей до 18 лет, из них двоих или более - 992 пары. В результате число детей в неполных семьях возросло на 5680 человек.38

Из анализа вторичных данных, приводимых в данном источнике, можно сделать вывод: несмотря на нестабильность, молодая семья является функциональной и репродуктивной основой института семьи и брака, что подтверждается показателями брачности и рождаемости в половозрастной категории 20-29 лет.

Похожие диссертации на Социокультурная интеграция молодой семьи в современное российское общество