Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Чабан Светлана Викторовна

Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России
<
Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чабан Светлана Викторовна. Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Ростов н/Д, 2006 161 с. РГБ ОД, 61:07-22/146

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Миграционные процессы как предмет социокультурного анализа 16

1.1. Выявление специфики современных миграционных процессов в российском обществе 18

1.2. Динамика этнической идентичности в процессе социальной адаптации и интеграции мигрантов 40

ГЛАВА 2. Особенности культурной идентификации и социальной интеграции мигрантов 62

2.1. Восприятие культурных различий и отношение к ним у мигрантов и принимающих сообществ 63

2.2. Социокультурные особенности внутренней миграции и порождаемых ею межэтнических противоречий 82

2.3. Культурные аспекты конфликта идентичностей и развития фобий в отношении иммигрантов 102

Заключение 125

Список использованной литературы 136

Приложение 153

Введение к работе

Актуальность проблемы. Изменение территориально-государственного устройства в постсоветском пространстве объективно повлияло на развитие всей совокупности миграционных процессов: как внутри- так и межстрановых, и неизбежно актуализировало проблемы этнической миграции. Суть ее социологически корректно определяется как пространственные «перемещения достаточно крупных групп населения, объединенных этническим признаком»1. Само это определение говорит о том, что в результате этнической миграции должна меняться структура социума на территориях, реципирующих мигрантов, а это в свою очередь порождает социальную напряженность и множественные конфликты.

Действительно, оптимистичные предположения о возможности быстрой ассимиляции этнических мигрантов были очень быстро опровергнуты на практике, и сначала на Юге России, а затем и в других регионах стали развиваться рецидивирующего характера локальные межэтнические конфликты между старожилами и мигрантами. Межнациональная напряженность ярко проявились в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и своими конфликтными формами несомненно повлияла на формирование и распространение негативных гетеростереотипов в отношении этнических мигрантов.

Социокультурные аспекты этих локальных противостояний мигрантов и старожилов в регионах с преимущественно славянским населением играли далеко не второстепенную роль, оказывая влияние на проявления групповой солидарности, практики трудового поведения и процессы социальной адаптации, интеграции мигрантов в принимающее общество.

Динамика иммиграции в Россию в 90-х гг. принесла новую волну этнической напряженности и ксенофобии: «В 1992-1993 гг. это был Таджикистан и республики Закавказья, в 1994-1996 гг. - Казахстан и Узбекистан»2. Немаловажную роль в развитии вынужденной миграции сыграли абхазо-грузинский, грузино-осетинский, осетино-ингушский конфликты, Чеченский кризис и последующая военная фаза урегулирования сепаратистского конфликта, исход русскоязычного населения из Казахстана в конце 1990-х гг. Волны этнической миграции объективно приносили с собой столкновение очень разных моделей группового социального опыта и ценностных картин мира. С социологической точки зрения миграционный конфликт проявлял каждый раз взаимодействие стилей поведения, групповой интеграции и саморегуляции, мигрантов и старожилов, различие их культурных стандартов и типичных психологических установок.

В то же время глубинный социокультурный пласт этнической напряженности и конфликтов в процессе интеграции мигрантов в принимающее общество не был достаточно исследован. К такому объекту, как этнические мигранты и их диаспоры, не применялись последовательно и системно социокультурные подходы исследования. Поэтому нельзя не согласиться с тезисом, что «.. .динамизм миграции как сложного социального явления предполагает дальнейшее более углубленное изучение ее проблем, поиск форм и способов их оптимального решения» .

Обоснованием постановки проблемы и социокультурных методов настоящего исследования служит то, что «.. .в экономических и юридических исследованиях миграции обычно не изучается субъективная сторона столь сложного явления (например, мотивация поведения, развития групповой солидарности субъектов и т.д.)... К тому же недостаточно учитывается влияние миграции как мощного фактора социальной динамики современного общества, развития экономических, политических, социокультурных процессов» . Что же касается редкого для изучения миграционных процессов выбора методологических принципов исследования, следует подчеркнуть: «Игнорирование комплексного социокультурного фактора неправомерно упрощает реальные различия в формах и результатах адаптации мигрантов и приводит к ограниченным выводам... При этом рассматриваемая теоретическая традиция [социокультурных исследований, - Ч.С.] не ограничивается только выявлением субъективных оснований процесса адаптации. Большое значение имеют объективные структурные и институциональные возможности и ограничения, с которыми субъективные феномены (представления, идентичность, диспозиции, знания и т.п.) находятся в неразрывной взаимообусловленности»5.

Именно в свете этих профессиональных оценок специалистами состояния разработанности проблемы и использования потенциала социокультурных подходов нам кажется важным выяснить роль этноидентичности, культурных установок и регуляции социального поведения мигрантов.

Степень разработанности проблемы характеризуется в целом тем, что исследование миграции является актуальным для современного российского общества и в последнее десятилетие изданы монографии, статьи и аналитические отчеты по результатам прикладных исследований процессов миграции, содержащие ценный материал для вторичного анализа. В социальной науке накоплен большой опыт исследования этничности и процессов этнической идентификации и практики кросскультурных взаимодействий. Нам важно было рассмотреть эти пласты анализа в пересечении, при этом выявив причины напряженного и конфликтного восприятия принимающим этносом культурных различий с этническими мигрантами, рассмотреть, как выстраивается социокультурная герметичность диаспор в постмиграционных ситуациях. Для этого в новых исследовательских аспектах были использованы известные в этносоциологии, культурантропологии, этнической психологии теоретические подходы и получены самостоятельные выводы относительно процессов культурной идентификации и перспектив социальной интеграции этнических мигрантов.

Этническая социология как самостоятельная область знания фактически сформировалась лишь во второй половине прошлого века, опираясь на выдающиеся теоретические достижения в области социологии и социальной антропологии - работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, М. Мосса, К. Леви-Строса, Р. Дарендорфа, П.Сорокина и других. В 1960-1970-е годы в мире шел процесс сбора и обработки эмпирических материалов (М. Бэнтон, Г. Кон, Д. Кэмпбелл, Р. ЛеВайн, Г. Сетон-Уотсон, Т. Шибутани и др.). Примерно в это же время были сформированы основы для развития нового научного направления - миграциологии6. Исследования 1980-х гг. позволили сформулировать основы теоретико-методоло-гических подходов к этничности (П. Ван ден Берге, Э. Геллнер, Д. Хоровиц), а 1990-е годы отмечены особым вниманием к проблемам этнической конфликтологии, разработке способов разрешения и профилактики конфликтов (Е. Азар, Дж. Александер, Дж. Коукли, М. Раби, Дж. Ричардсон, М. Росс, Дж. Ротман, Т. Саати, Дж. Толанд, а в России В.А. Авксентьев, Г.С. Витковская, Л.С. Гатагова, Г.С. Денисова, А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов, М.О. Мнацаканян, З.В. Сикевич и др.)

Исследования затрагивали социокультурные аспекты межэтнической напряженности в отношениях старожилов с мигрантами, рассматривали проблемы культурной адаптации, но в то же время глубокая инерционность психоструктуры этнокультурной идентификации и этничности, проявляющаяся в поведенческих и коммуникативных контекстах интеграции мигрантов, не была системно раскрыта.

Поэтому большое значение для настоящего исследования имели работы Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, Л.М. Дробижевой, Н.Г. Скворцова и др. , поскольку в них рассмотрена глубинная связь основ этнической психологии, формирования этноидентичности и воспроизводства этничности как культурного комплекса, порождающего специфику адаптации и интеграции мигрантов в современном российском обществе.

Многие важные теоретико-методологические принципы подхода к исследованию социокультурных проблем анализа этноса и этнической миграции были почерпнуты из ставших научно репрезентативными концепций Ю. Бромлея, Л. Гумилева, С. Лурье, Ю. Арутюняна, В. Агеева, М. Губогло, Г. Мирского, Ж. Зайончковской, С. Рязанцева, В. Тишкова и других9. В работе использованы также результаты многочисленных современных исследований, опубликованные в научной периодике по проблемам региональной трудовой миграции и иммиграции, изучению их этнических особенностей.

Объектом исследования в диссертации выступала этническая миграция в современной России в многообразии ее реальных процессов и форм.

Предметом исследования стали социокультурная обусловленность идентификации этнических мигрантов внутри диаспор и принимающего сообщества, связанные с этим специфические культурные барьеры социальной интеграции мигрантов в современном российском обществе.

Цель и задачи исследования выявить социальную природу культурных различий субъектов этнической миграции, сегментировать их идентификационные комплексы и проанализировать модели социального взаимодействия в постмиграционный период.

При этом решались следующие задачи:

1) проанализировать социокультурную специфику современных миграционных процессов в России;

2) изучить формирование этнической идентичности и ее влияния на последующую интеграцию мигрантов в иноэтничную социальную среду;

3) систематизировать теоретико-методологические подходы к объяснению актуализации внутриэтнической солидарности;

4) проанализировать опыт интеграции этнических мигрантов с точки зрения формирования ими новой социальной идентичности;

5) показать проявление социокультурного аспекта интеграции мигрантов в принимающий социум;

6) выявить содержание этнических стереотипов русского населения принимающих мигрантов регионов;

7) исследовать способы социально-этнической организации мигрантских сообществ;

8) рассмотреть развитие ксенофобии в современном российском обществе;

9) определить субъекты постмиграционных отношений и вектор миграционной политики органов государственного управления.

Теоретико-методологической основой диссертации стали теория глобализации миграционных процессов, теория социальной мобильности, этносоциологические подходы, теория социальной идентичности, основы этнопсихологии и культурантропологии.

Эмпирической базой исследования выступали материалы репрезентативных исследований ВЦИОМа (Аналитического центра Ю. Левады), исследовательских проектов, осуществленных под руководством Л.М. Дробижевой: «Посткоммунистический национализм, этническая идентичность и регулирование конфликтов» (1993-1996 гг.), «Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности» (1997-1998 гг.), «Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации» (1999— 2001 гг.); проекта «Формирование толерантных установок по отношению к мигрантам в Москве» Центра этнической социологии ИС РАН (2003 г.); Аналитического отчета о результатах исследования «Мигранты в вашем городе» (отношение местного населения к приезжим, Краснодар, 2004 год); Аналитического обзора по материалам социологических исследований и опросов общественного мнения в 1999-2002 гг. «Миграция: фактор общественных настроений» и других исследований1 ; официальные документы ФМС МВД России и данные государственной статистики. В работе также использованы данные собственного эмпирического исследования, проведенного автором в июне 2006 г. Методом стандартизированного интервью было опрошено 120 мигрантов с разным уровнем адаптации и интеграции.

Научная новизна диссертации:

У аргументирована актуализация социокультурного подхода к анализу современной миграции и ее этнических форм, порождающих специфику адаптационной и интегративной фаз вхождения мигрантов в принимающее сообщество;

выявлены различные модели интеграции этнических мигрантов в принимающее сообщество, формирование которых определено наличием (или отсутствием) опоры на прошлый опыт межкультурного взаимодействия, приобретенный в советский период, знанием (или незнанием) языка, традиций и ценностей принимающего сообщества;

систематизированы теоретико-методологические подходы к определению этничности и объяснен парадокс роста этноаффилиативных тенденций не только у этнических мигрантов, но и у представителей принимающего сообщества;

показано сосуществование одновременно двух установок в социальной идентичности - этноаффилиативной и интегративной, в процессе вхождения этнических мигрантов в принимающее сообщество;

обоснована необходимость включения в социокультурный анализ миграции изучения гетероэтнических стереотипов, которое позволяет выделить типологический и идентификационный уровни этнического самосознания и показать роль этностереотипов в процессе интеграции мигрантов в принимающее сообщество;

показано проявление этнофобий у населения принимающих регионов, объясняющихся визуально наблюдаемым несоответствием снижения демографической и экономической активности старожильческого населения и сравнительно высокой социально-демографической активности прибывших мигрантов;

охарактеризованы такие новые явления в развитии миграции, как этническая избирательность и сетевая организация диаспор, требующие совершенствования форм социального и культурного регулирования со стороны принимающего сообщества;

выделены субъекты постмиграционных отношений, охарактеризованы их социальные стратегии и обоснованы приоритеты мультикультуральной политики в отношении интеграции мигрантов.

На защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. Современная российская миграция характеризуется ярко выраженной этнокультурной дифференцированностью, что порождает социокультурную напряженность и конфликты в принимающем сообществе. Сохранение социокультурного баланса и снижение конфликтогенности миграции связано с введением селективной иммиграционной политики - т. е. стратегии воспроизводства этнического баланса в процессе миграционного замещения демографического дефицита российского населения.

2. Культурная адаптация большей части иммигрантов, русскоязычных славянского происхождения, облегчена формой реинтеграции, основанной на знании языка общения, обычаев, норм поведения, образа жизни и традиций. Вместе с тем нормативно-ценностная система регуляции внутри мигрирующих этнических групп выступает основой для поддержания идентичности и сохранения этнической границы, обеспечения внутригрупповой социальной интеграции. Первой, формальной, ступенью социального включения мигранта является овладение им языком общения принимающего сообщества. Однако межэтническое напряжение сохраняется до тех пор, пока не становятся прозрачными для взаимодействующих групп (старожилов и мигранов) структуры восприятия и ценностные миры друг друга.

3. Различные теоретико-методологические подходы к анализу этничности по-разному интерпретирует актуализацию внутриэтнической солидарности. Так, неомарксистский подход акцентируют значимость экономических факторов во внутригрупповой интеграции, что соответствует доминирующим мотивациям мигрантов к переезду. В теории ресурсной конкуренции подчеркивается роль государственного строительства, которая обостряет этническое сознание и самосознание и определяет повышение уровня этнической консолидированности. Этим объясняется парадокс роста этноаффилиативных тенденций не только у этнических мигрантов, актуализирующих свою национальную идентичность в иноэтничном окружении, но и у представителей принимающего сообщества. Символико-штеракционистский подход позволяет рассматривать весь комплекс социального взаимодействия как базисный процесс оценивания этногруппами друг друга, что выступает основой для корректировки взаимных действий в конкретных контекстах этноанклавизации и интеграции.

4. Социальный опыт этнических мигрантов рождает одновременно две тенденции в формировании идентичности в новых условиях: усиление этноаффилиативных установок и возникновение установки на региональную идентичность, т.е. на социокультурную интеграцию в принимающее общество. Зрелый уровень этнической идентичности соответствует не аскриптивному, полученному в процессе социализации, а конструируемому причислению и определяется преимущественно социокультурной ориентацией личности.

5. Социокультурный аспект интеграции мигранта в принимающее сообщество проявляется в преодолении мигрантами этнокультурной границы, что выступает важным этапом интеграции в принимающее сообщество. Реальное построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях сообщает интерактивность всему процессу адаптации и социокультурной интеграции этнического мигранта в принимающее сообщество. Этническая идентификация, интериоризация соответствующих авто- и гетеростереотипов тесно связаны с регулятивными аспектами принадлежности мигранта к этнической группе: этническими установками в отношении своей и других национальных групп, стратегиями межгруппового взаимодействия и реальным поведением в ситуациях взаимодействия со старожильческим населением.

6. Вторичный анализ современных эмпирических исследований, проведенных в российских регионах, показывает, что вместе с заметным ростом выраженности этноаффилиативных установок русских россиян в этот период возрастала и этнофобия, направленная преимущественно на кавказских мигрантов. Содержание этнических гетеростереотипов свидетельствует о высокой тревожности русских, вызваной представлениями об экономическом и территориальном экспансионизме малочисленных этносов Кавказа, который рассматривается населением как угроза этническому балансу российских территорий и сложившемуся социально- правовому порядку.

7. Этническая иммиграция в культурном отношении дает непропорционально больший социальный резонанс, нежели репатриация русских: этнические мигранты более заметны, их воздействие на культурное пространство принимающего сообщества сильнее выражено. Динамика этого сегмента в контексте глобализационных процессов порождает предпосылки становления нового этнического порядка, обусловленного сетевым характером социального внедрения этнической миграции и этнической ориентацией миграционных потоков.

8. Фобийные общественные установки конструируют социальную ситуацию, при которой экономическая активность иммигрантов воспринимается враждебно, а реальная конкуренция за соответствующие хозяйственные сегменты со стороны титульного населения в целом невысока. Структура коммуникативного взаимодействия поддерживает культурные ограничения интеграции мигрантов и способствует анклавизации этнических диаспор. Негативные стереотипы культурного сдерживания этнической миграции предполагают ее многочисленность, криминальность, социальную опасность и нежелательность включения мигрантов в общество, - не подтверждаясь на уровне анализа объективных характеристик современной этнической миграции в стране.

9. Субъектами постмиграционных отношений в принимающих территориях выступают этнические диаспоры, в которые включаются прибывающие мигранты и которые представлены компетентными и социально авторитетными лидерами; местное сообщество; субъекты государственного управления и федеральной политики на местах. Доминирующая роль в формировании постмиграционньгх отношений принадлежит государственным органам, в политике которых, с одной стороны, должна определяться желательность мигрантов в конкретных регионах, установлены нормативные и политические требования к их поведению, участию в разных сферах человеческой активности; с другой стороны, должны быть созданы условия для деполитизации этнических различий и реализации принципов мультикультурализма.

Практическая значимость диссертационного исследования. Аналитические результаты и выводы работы могут быть использованы в работе территориальных отделений ФМС МВД РФ, в обосновании направлений совершенствования региональной миграционной политики, в научно-аналитической работе исследовательского и экспертного характера, а также в преподавании ряда дисциплин социально-гуманитарного цикла в системе высшего профессионального образования.

Результаты диссертационного исследования используются в работе Управления по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов Администрации Краснодарского края.

Апробация работы. Результаты исследования опубликованы в материалах Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России», докладывались и обсуждались на совместном заседании кафедры социальных коммуникаций и технологий и кафедры социологии и политологии РГПУ. Результаты исследования опубликованы в научных работах, общим объемом в 3,7 п.л.

Структура диссертации. Текст работы включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, в т. ч. 10 графиков и диаграмм, иллюстрирующих результаты собственного эмпирического исследования, 14 таблиц с материалами статистики и данными социологических опросов, а также заключение и список литературы по теме исследования из 208 источников и приложение.

Выявление специфики современных миграционных процессов в российском обществе

Миграционная динамика населения - один из показателей социальной мобильности, который рассматривается весьма позитивно для общества, переживающего преобразования. В процессах миграции отражается его стремление и способность к гомеостазу, восстановлению и развитию. Недаром большинство экспертов однозначно высказываются о том, что «экономическое и социокультурное развитие страны требует сегодня серьезной интенсификации миграции, повышения мобильности населения»13.

Масштабная общественная трансформация, которую Россия пережила в 1990-е гг., существенно повлияла на социальный характер миграции. Перемещения людей приобрели интенсивно-хаотический характер, часто будучи вызваны насильственными, кризисными причинами. Были ограничены возможности безвозвратной миграции, в силу действия новых политических и экономических факторов (изменения в институте гражданства, в системе государственных границ, понижение жизненного уровня и свободных экономических ресурсов населения). Одновременно с этим другие виды миграции приобретали масштаб, который по своему действию сопоставим с последствиями, вызываемыми безвозвратной миграций. Это стало одной из новых заметных тенденций.

Так, маятниковые миграции в условиях современной российской урбанизации, на фоне возросших экономических и социально-инфраструктурных различий между городом и деревней, по своим масштабам приблизились к объемам ежегодных безвозвратных переселений, превращая крупные городские агломерации в своеобразные «моторы», ритмично перекачивающие действующую и потенциальную рабочую силу (студентов, получающих среднее и высшее профессиональное образование). По оценкам исследователей, в нынешних условиях масштабы маятниковых миграций в целом выросли, и порождают проблемы социокультурной интеграции таких мигрантов, подобно действию процессов безвозвратной миграции. Следует учитывать и то, что челночные миграции часто становятся предтечей безвозвратной миграции, поскольку они подталкивают людей к переездам и смене места жительства на постоянной основе, в уже освоенных ими местах социальной активности, позволяя экономить ресурсы и социальную энергию, затрачиваемые на перманентные перемещения. Поскольку маятниковая миграция захватывает в основном внутрирегиональные перемещения и не всегда связана с пересечением трансэтнических границ (это специфика регионов с полиэтничным составом населения), процессы культурной адаптации мигрантов могут быть относительно сглажены, и носят, скорее, характер интеграции людей в городскую среду и урбанистический образ жизни. Однако в случае включения этнического фактора, например, при иммиграции, «особое значение приобретает фактор разницы «урбанизационных потенциалов» территорий выхода и вселения мигрантских этнических общин. Сложно адаптироваться к российским условиям не только таджикам, но и выходцам из сельской местности других государств Средней Азии, Азербайджана, республик Северного Кавказа. Важно и качество городской среды: традиции и нормы поведения, сложившиеся даже в больших городах Средней Азии, несут печать традиционного общества и кардинально отличаются от российских»1 .

Для регионов с развитым сельхозпроизводством актуальна сезонная миграция, масштабы которой по своему социокультурному влиянию также могут быть сопоставимы с безвозвратной. В случаях безвозвратной этнической миграции относительно низкий уровень урбанизированности территории и специфика сельского образа жизни принимающего населения, его более ограниченный, чем у горожан, опыт этнокультурных контактов существенно влияют на характер развития межэтнических отношений. «Неспроста наиболее сложная ситуация в сфере межэтнических отношений сегодня складывается в наименее урбанизированных регионах Северного Кавказа - Краснодарском, Ставропольском краях»15. В.И. My комель рассматривает проблемы миграции в том числе сквозь призму столкновения городской и сельской цивилизации, где коммуникативно открытый, мобильный, индивидуалистичный мир сталкивается с социально замкнутым, патриархальным, клановым.

Динамика этнической идентичности в процессе социальной адаптации и интеграции мигрантов

Понимание смысла и содержания взаимодействия между людьми требует осознания его собственной природы и контекста происходящего. Поэтому, углубляясь в осознание причин и форм этнической миграции в современной России, ее направленности и социальных перспектив, мы должны обратиться к самому содержанию понятия «этнос» и тем социально-культурным, психологическим факторам, которые определяют характер последующей интеграции мигрантов.

Условия, влияющие на особенности формирования этногруппового самосознания, многообразны Это реальные социально-политические условия в обществе, статусные отношения контактирующих этносов, численность собственной и других этнических групп, ориентации этнической группы на традиционный или современный тип общественного развития и специфические этнокоммуникативные условия, связанные с моно- или полиэтничной средой села или города. На личностном уровне действие этих факторов определяет обретение социального опыта, кристаллизацию внутренней позиции и связанных с ней индивидуальных эмоций, направленных на образование внутренних смыслов и значений. В результате человек обретает собственную систему субъективных этнических смыслов и значений, определяющих формирование позитивной этнической идентичности .

Актуальность анализа проблем формирования и генерализации этнической идентичности в современном российском обществе применительно к исследованию перспектив интеграции мигрантов, объединенных в диаспоры, представляется нам несомненной в свете распространения концепции транспарентнои этничности и культурно-психологической трактовки этноса. На это прямо указывает Ж.Т. Тощенко в своем анализе диаспор, приводя слова Л.Н. Гумилева: «Нет ни одного реального признака для определения этноса, применяемого ко всем известным нам случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда -нет. Вынести за скобку мы можем только одно - признание каждой особью «мы такие-то, а все прочие другие»«

Существенной проблемой для перспектив регулирования процессов социальной интеграции этнических мигрантов в принимающее российское общество выступает то, что этническая, по сути примордиальная, базисная идентичность, актуализирована в гораздо более существенной степени, нежели гражданская, которая формируется в процессе вторичной социализации. Это касается не только мигрантов, но и коренных россиян, и порождает соответствующие трудности на всех этапах вхождения мигрантов в российское общество: при их адаптации, интеграции и натурализации. Глубина проблемы диагностируется на уровне эмпирических замеров и аналитического выявления соответствующих проекций: «В российских дискурсах о мигрантах их гражданская идентичность - определяющая в развитых странах Запада - подменяется этнической идентичностью. Во время... обследования Левада-Центра выяснилось, что % респондентов согласились бы с запретом на пребывание в городе или районе всех приезжих с Кавказа, включая и российских граждан, прибывающих с Северного Кавказа, еще % затруднились в ответе. Во многом такая позиция обусловлена тем, что этничность в обыденном сознании превалирует над гражданской принадлежностью: ксенофобия по отношению к выходцам с Северного Кавказа выше, чем по отношению к мигрантам из Закавказья» .

Надо также понимать, что мигранты только в исключительных случаях ориентированы на то, чтобы манифестировать свою этничность. Это происходит, например, в ситуациях воссоединения (например, современной репатриации русских) или урегулирования юридически признанных последствий геноцида, расовой дискриминации (негры в США, евреи в Германии). В других контекстах мигранты ориентированы на все аспекты мягкого бесконфликтного принятия в местное общество и, осознавая свои этнокультурные отличия от коренных жителей, не подчеркивают их. Таким образом, в процессе пространственных перемещений, или миграции, этническая идентичность не столько актуализирует свое содержание, выражаясь в культурных кодах и символах, языке, традициях, обычаях, мифах, сколько выверяет собственную границу, в первую очередь, в социально-коммуникативном контексте.

Понятие «этнической границы» ввел Ф. Барт в году. Г.У. Солдатова определяет ее как главный структурирующий принцип этноконтактной ситуации, в которой присутствуют и культурные, и социально-психологические составляющие. «Этническая граница - это психологический результат универсальной для всего живого на земле тенденции разделять мир на «чужих» и «своих» на основе этнической принадлежности... Для членов группы становятся актуальными категориями общее название и разделяемая культура, вера в общее происхождение, ассоциирование себя с определенной территорией, общая историческая память и внутригрупповая солидарность» .

Восприятие культурных различий и отношение к ним у мигрантов и принимающих сообществ

Рассмотрение проблем миграции в современной России, несмотря на активную научную разработку этой проблематики, почти не затрагивает основополагающую проблему культурных различий. Даже когда речь идет об этнической миграции, актуализируются лишь вопросы стереотипных отношений старожилов к «чужакам» как к конкурентам на рабочие места, алчным торговцам или носителям криминальных практик, в то время как корень проблем лежит значительно глубже, что выявляют результаты опросов, показывающие весьма лояльное принятие мигрантов славянских национальностей в тех же местных сообществах и в одинаковых конкурентных условиях.

Следовательно, дело часто не в мигрантах и их поведении, а в самом коренном населении, его установках и социокультурной основе толерантности. Эту суть очень точно выразила в своем исследовании проблем интеграции мигрантов О.В. Щедрина: «Для полиэтничных государств, каким является и Россия, проблема интеграции стоит значительно шире, чем включение в сообщество мигрантов. В условиях притока мигрантов, особенно на пограничные территории и в большие города, актуализируется этническая идентичность местного населения. По сути, процесс интеграции заключается в формировании новой идентичности, приемлемой как для этнических меньшинств, так и для доминирующего большинства. Должна ли новая идентичность мигрантов совпадать с общегосударственной идентичностью принимающего общества, каковы пределы допустимых совмещений и расхождений гражданской, локальной, этнической идентичностей и каково должно быть отношение общества к тем, кто сохраняет элементы своей старой идентичности - вот главные вопросы, требующие решения принимающим обществом в рамках интеграционного процесса»81.

Поскольку идентичность - феномен в своей основе социально-психологический, и ее конструирование в современном обществе идет преимущественно по социокультурным основаниям ценностного, символического причисления, является достаточно подвижной, особенно у этнических мигрантов, важно проанализировать сам процесс осознания людьми, включенными в процесс интеграции мигрантов, культурных различий. Это даст возможность глубже понять, почему культурная дифференциация мешает социальной интеграции мигрантов в принимающее сообщество и выявить формы, в которых проявляется в нашем обществе отношение к культурным различиям и происходит этническая интерпретация этих различий.

Корни этого процесса лежат глубоко, беря свое начало в первичной социализации, когда и происходит становление этнического самосознания человека «как относительно устойчивой системы осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса, в итоге формирования которой человек осознает себя в качестве представителя этнической общности»82. Типологический уровень этнического самосознания включает восприятие особенностей своей этнической культуры, а также специфических элементов этнической психологии. Идентификационный уровень этнического самосознания формируется самопричислением, признанием тождественности со своей этнической общностью, принятием собственных этнопсихологических особенностей как нормы принадлежности к этнической группе, чувством группового членства в составе этноса, а также социально-нравственной самооценкой этничности. Этническая идентичность становится поэтому важной частью индивидуального самосознания, раскрываясь как «общая система представлений о составляющих этнокультурного мира, интегрирующих индивида с этнической общностью»83. Как видим, именно этнокультурные представления выступают основой социальной интеграции членов этноса, и они же, по определению, участвуют в выстраивании и осознании в качестве таковой социокультурной границы, лежащей между представителями разных национальностей.

В самом центре системы этнокультурных представлений позиционированы этнические стереотипы - обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные образы этнических групп. Они складываются в исторической практике межнациональных отношений, в которые вовлекался этнос, закрепляются в базальных пластах этнического самосознания и становятся одним из мощных регуляторов восприятия представителей собственной и других этногрупп. Стереотипы влияют не только на образы сознания и социальные ожидания в межэтнических отношениях, но и на реальное поведение людей в гетероэтнических ситуациях.

Этническое самосознание формируется в неразрывной связи с принятием этнических авто- и гетеостереотипов, с одной стороны, и соотнесением своей личности с универсальным этническим субъектом - с другой. Этностереотипы являются, фактически, атрибутами этого универсального этнического субъекта как максимально референтного образа социально совершенного представителя этноса.

В структуре этнических стереотипов выделяются рациональные, ценностные и эмоционально-оценочные компоненты, причем именно последние играют особенно сильную культурно-дифференцирующую роль, катализируя как содержание этнокультурной идентификации, так и наличие внешней культурной границы, за пределами которой оценивание приобретает противоположный знак. Мигранты, попадающие в иноэтничное окружение, в новую социокультурную среду, особенно ярко переживают наличие этой культурной границы, которая на рациональном уровне осознается как Рубикон, что следует перейти в процессе адаптации и последующей интеграции, чтобы влиться в принимающее общество.

Культурные аспекты конфликта идентичностей и развития фобий в отношении иммигрантов

В течение более чем десятилетия основной социальной причиной вынужденных миграций в стабильные регионы России были чрезвычайные обстоятельства и катастрофы, связанные с распадом Советского Союза, межнациональными конфликтами и изменением этнических статусов в социальной структуре новых государственных образований, с появлением очагов военных конфликтов и противостояний. Только одно событие, вызвавшее большую волну миграции - землетрясение в Армении в 1988 г. имеет природный генезис, но если даже кратко перечислить остальные , сомнений в их этносоциальной природе не останется: этнические конфликты в Баку и Сумгаите на переломе 1990-х гг., исход из Узбекистана турок-месхетинцев, война в Приднестровье в первой половине 1990-х гг., межнациональные конфликты в Таджикистане и Киргизии, абхазо-грузинский, грузино-осетинский, осетино-ингушский конфликты, Чеченский кризис и последующая военная фаза урегулирования, исход русскоязычного населения из Казахстана в конце 1990-х гг.

Проблема славянской и русской иммиграции в России тоже изучена далеко не полностью, хотя известно, что конфликт этнических идентичностей в процессе их адаптации и интеграции в общество отсутствует, не становятся они и объектами ксенофобии. Впрочем, есть на этот счет и несколько другая точка зрения: «Перед мигрантами, прежде всего, встает проблема аккультурации, с которой и связаны, в первую очередь, все особенности адаптации переселенцев и проблемы взаимоотношений с местными жителями. Несмотря на то, что большинство вынужденных мигрантов из стран СНГ этнические русские, которые возвращаются на свою историческую родину, имея в России родственников и знакомых, или даже родившись на ее территории, это не снимает напряженности отношений с коренными жителями. Сами мигранты, усвоив культурно-этнические характеристики вытесняющих сообществ, не видят в россиянах «настоящих» русских, но и коренные жители тоже воспринимают приезжих как культурно чужих»142. Тем не менее, иммиграция русских, в первую очередь из стран ближнего зарубежья, положительно влияет и на демографический, и на этнический баланс территорий, где они поселяются на постоянное место жительства.

Выезд значительной части русского и русскоязычного населения из мест, где они не входили в состав титульного населения, также часто носил вынужденный характер и был обусловлен военными конфликтами, сохранением длительной межнациональной напряженности в Нагорном Карабахе, Узбекистане, Грузии, Таджикистане, Казахстане, а внутри России - в Чеченской республике, Ингушетии и Дагестане. Качество миграционного потока и его принудительность, в свою очередь, породили специфические противоречия и трудности постмиграционной адаптации русских иммигрантов в России.

Не во всех случаях иммиграция была обусловлена военными угрозами жизни и безопасности, достаточно часто причиной выступало снижение этнического статуса русских на территориях, где они играли равную или даже более значимую роль по сравнению с коренными этносами. Новая ситуация формировалась даже в российских регионах, и в еще в более яркой степени проявлялась в бывши советских республиках, ставших самостоятельными государствами. «Инвариантом реформ к. 80-х - 90-х гг. на постсоветском пространстве и в национально-государственных субъектах Российской Федерации было резкое снижение статуса русских. Если до перестройки представители русского этноса гарантированно занимали доминирующие позиции в политическом, экономическом, культурном и образовательном «полях» на всем советском пространстве, то со второй половины 80-х гг. русские постепенно вытесняются представителями коренных этносов с занимаемых ранее позиций. В результате в первой половине 90-х гг. в северокавказских национально-государственных образованиях - в той или иной степени - реализовалась неклассическая ситуация: проживающие в регионе титульные этносы, не являясь доминирующими в численном или социально-экономическом отношении, приобрели этот статус в поле политики» .

Статусное позиционирование русских ранее обеспечивалось не только политическими, но и экономическими факторами. Часто именно они составляли основу кадрово-квалификционного состава специалистов системы управления, обеспечения социальной сферы и народнохозяйственного комплекса. Затем политическая ситуация изменилась, и в новых государствах стали делать ставку на национальные силы. «Русские, составляющие основу научных, инженерных, медицинских и других профессиональных кадров, оказались вытеснены со своих позиций в социальной и профессиональной иерархиях» . В определенном смысле они стали жертвой этнической дискриминации, где-то - притеснений с коннотациями «национальности», а в ряде случаев просто испытывали дискомфорт в связи с изменением этнической атмосферы, которая складывалась преимущественно в коммуникативном поле, в сфере обыденного и профессионального общения.

Похожие диссертации на Социокультурная идентификация и интеграция мигрантов в современной России