Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Кокорева Людмила Владимировна

Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект
<
Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кокорева Людмила Владимировна. Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Екатеринбург, 2001.- 136 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-22/30-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические принципы анализа моды как социального явления

1.1. Характеристики и место моды в структуре общественной жизни

1.2. Мода в одежде - подсистема моды 36

Глава 2. Российская мода в одежде на рубеже веков 68

2. 1. Историко-социологический анализ развития отечественной моды в одежде

2.2. Ориентации и установки на современную одежду различных категорий населения

2.3. Роль специального образования в развитии отечественной индустрии модной одежды

Заключение 123

Литература 130

Введение к работе

Актуальность темы

В последнее десятилетие в нашей стране отмечаются существенные; изменения в различных сферах общественной жизни: преобразуется экономика на принципах рыночных отношений, развивается система демократических начал в управлении обществом, происходят преобразования в духовной сфере. Одним из важнейших элементов этого преобразования является существенное изменений поведения человека в сфере быта, межличностного общения. Эти отношения определяются не только элементами духовной культуры, к которой относятся идеалы, нормы, традиции, но и таким важнейшим явлением, как мода в одежде. Веками формировалась система представлений о том, как человек должен одеваться, какие виды одежды годятся для тех или иных случаев жизни.

Изменения материально-технической основы существования общества тесно связано с образом жизни человека, с его потребностями.

Начиная со средних веков стали заметны тенденции преобразования моды. Они находились под влиянием потребности человека в изменениях, которые свойственны ему как существу, всегда стремящемуся к появлению чего-то нового в жизни. В докапиталистическом обществе эти изменения происходили крайне медленно. Когда в результате появления машин и механизмов, а затем крупного промышленного производства эти преобразования ускорились и стали доступны для всех слоев населения, появилось такое явление, как активно утверждающая себя мода в одежде, которая требовала обновления гардероба не только в связи с его физическим износом, но и моральным старением.

С XIX века началась постепенно ускоряющаяся, касающаяся всех слоев населения относительно частая смена моды в одежде. Эта смена характеризует не только появление новых возможностей в промышленном, которые касаются более широких сторон общественной жизни, а именно отношение производстве одежды. Она прежде всего отражает те процессы человека к окружающему миру, к различным людям, с которыми он общается. Через! одежду и в одежде могут быть выражены не только элементы, связанные с: необходимостью защиты тела от внешней среды. В ней реализуются! общечеловеческие морально-эстетические нормы и принципы. Одежда, выступает как знак, символ, обеспечивающий включение индивида в ту или иную форму общения с окружающими людьми. Следовательно, через этот знак, который имеет социальный смысл, человек определяет свое место в системе общественных отношений, форму взаимодействия с разными группами индивидов и, с одной стороны, предлагает через одежду тот или иной способ общения, а с другой стороны, сам вынужден подчиняться тем нормам, которые существуют в обществе и распространяются также на разные виды одежды.

Таким образом, можно говорить о том, что одежда выступает неким опосредующим элементом между индивидом и социальной средой, через который происходит социальное взаимодействие, определяемое не только содержанием общения, но и тем, как человек себя представляет. Одежда одновременно может носить достаточно выраженный национальный характер.

Эту тенденцию мы видим в истории костюма, когда в процессе длительной эволюции формировались различные типы национальной одежды. Сегодня в одежде менее ярко выражен национальный характер, поскольку люди в разных странах, принадлежа к тем или иным культурам, носят примерно один и тот же тип одежды. Благодаря современному образу жизни и развитию массового производства одежда потеряла ярко выраженные национальные черты. Современный модный костюм испытывает влияние всех культур мира - стран Африки, Латинской Америки, Индии, России, и в каждой стране, производящей одежду, сохраняются те или иные отличительные признаки. Элементы костюма теряют узконациональный характер одежды разных стран, при этом элементы национальной одежды становятся достоянием мировой моды. Однако страны - законодатели моды осуществляют производство собственной одежды исходя из уровня развития дизайна, эстетических и нравственных норм своего народа. Мода обеспечивает сохранение его национальных достижений. Если же страна вынуждена ввозить модную одежду, созданную в других странах, или заимствовать идеи, которые несут отпечаток их культуры, выраженный в стиле и форме одежды, характере рисунка и тканей, способе производства и многих других признаках, которые делают ее оригинальной и привлекательной для современного потребителя, то это невольно ведет к ослаблению роли национального фактора в воспроизводстве и развитии культуры.

Конечно, заимствования необходимы, с помощью их определенные культурные принципы распространяются от одного общества к другому. Можно говорить о том, что с помощью одежды происходит определенная форма передачи того или иного мировосприятия от одного народа к другому, от одной культуры к другой. Однако требуется разумное сохранение своего национального через элементы не только духовной, но и материальной культуры, к которой относится мода в одежде. Поэтому очень важным аспектом социологического исследования моды является изучение особенностей формирования отечественной моды, которая отражала бы специфику народа, особенности его культурного развития, тех представлений, обычаев и традиций, которые у него сложились в течение достаточно длительного времени.

К тому же отечественная мода является необходимым компонентом развития промышленности и дизайна, которые связаны с созданием модной одежды. Очень важно в связи с этим отметить наличие конкурентной борьбы, которая существует между странами в создании модной одежды, способной завоевывать потребителей разных стран, создавая возможности для активного развития национальной промышленности, а тем самым и передачу культурных ценностей другим общностям. Эти аспекты в социологическом плане имеют очень большое значение в настоящее время, поскольку при социализме в нашей стране существовал специфический подход к формированию моды.

Дело заключается в том, что Россия, имея закрытый тип общества до последнего десятилетия, не была включена в мировой процесс создания моды в одежде и выступала преимущественно разработчиком идей западной моды. Дефицит и отсутствие конкуренции, характерные для экономики Советского Союза, противоречили самой природе возникновения и развития моды в одежде как особого социального явления. Поэтому система индустрии моды в стране была подменена системой индустрии одежды, а дизайн носил вторичный характер. Эта ситуация стала в последнее десятилетие постепенно меняться.

В связи с формированием внутреннего рынка одежды возникли экономические и социальные проблемы, решение которых в рамках социологии - относительно новое направление и связано с таким явлением, как мода в одежде. Мода в свою очередь связана с отечественными традициями и культурой, которые могут быть активно использованы как на внутреннем, так и на внешнем рынке, так как увеличение конкурентоспособности нашей одежды может привести к определенному подъему экономики в стране. Необходимо исследовать и расширить как понятие моды в одежде, так и сам процесс создания российской индустрии модной одежды с помощью изучения их тенденций и развития с социологической точки зрения.

Социология позволяет рассмотреть этот процесс с позиции взаимодействия различных субъектов, определяющих как формирование моды, так и потребление ее. Поэтому актуальным является рассмотрение современной российской моды, ее состояния с позиций выявления того, какие новые тенденции появляются в ней как особом социокультурном явлении, какие типичные проблемы испытывают те, кто тиражирует ее и потребляет. Реальным потребителем выступает практически каждый человек, поскольку он, пусть и не всегда осознанно, ориентируется на существующие тенденции в моде.

Степень изученности проблемы

Сложное явление «мода в одежде» состоит из понятий «мода» и «одежда».

Мода как явление рассматривалась с разных позиций уже несколько веков. Еще в XVIII - XIX веках ее изучали: И. Блох, Ф. Дишер, Г. Зиммель, В. Зомбарт, А. К. Ключарев, Н. В. Страхов, Э. Тейлор. Они выявили некоторые факторы формирования и распространения моды, указали на возможности ее влияния на развитие культуры личности и разных социальных групп.

В советское время ряд ее важнейших аспектов исследовались философами и социологами - Е. Я. Васиным, И. В. Бестужевым-Ладой, Ю. Р. Вишневским, А. Б. Гофманом, С. Н. Иконниковой, Л. Н. Коганом, В. М. Красиным, В. Г. Лисовским, В. Д. Парыгиным, Б. Ф. Поршневым, 3. Л. Совдагаровой, В. Т. Толстых, Р. Б. Фишманом, А. Г. Харчевым, В. Т. Шапко и др. Этими исследователями изучалась система детерминации модой различных. аспектов человеческой жизнедеятельности и отдельных социальных групп.

Что касается проектирования, создания и производства одежды, ее эстетических свойств, особенностей национального и исторического костюма, то эта сторона широко освещается в трудах Л. В. Архиповой, В. Е. Брун, Р. А. Гузявичуте, О. Н. Жаховой, В. М. Зайцева, Е. В. Киреевой, А. Н. Киселевой, Г. И. Петушковой, М. И. Тильке. В них раскрываются основные противоречия, возникающие у специалистов при создании одежды и ее распространении в современных условиях.

Одежду рассматривали как необходимый предмет быта человека, социальную и эстетическую значимость ее существования в рамках того или иного общества.

А социологический аспект отечественной моды в одежде, позволяющий выделить специфику взаимодействий между субъектами, участвующими в процессе создания моды как особом социокультурном явлении, практически не изучали, как и многие актуальные проблемы формирования отечественной индустрии модной одежды в условиях утверждения рыночных отношений в России. Такое положение осложняет восприятие и анализ дизайнерами, производителями модной одежды основных направлений ее развития, практического решения вопроса о том, какая мода нужна нашей молодежи, другим категориям населения. В какой степени они готовы принять то, что позволит российской моде возродиться и стать ведущей на нашем отечественном рынке. Как и в каком направлении необходимо готовить дизайнеров, которые смогут создать неповторимый, привлекательный вид проектируемой ими одежды.

В данной работе предпринимается попытка выявить с социологических позиций основные тенденции и противоречия в развитии российской моды в одежде на рубеже XX - XXI веков.

ОБЪЕКТОМ исследования является российская мода в одежде, ее нынешнее состояние и тенденции развития.

ПРЕДМЕТОМ исследования выступают основные социальные противоречия ее возрождения и утверждения на отечественном рынке.

ЦЕЛЬЮ работы является исследование специфики системы формирования и развития отечественной моды в одежде как особого социального явления в условиях рыночной экономики, выявление основных тенденций ее развития.

ЗАДА ЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: осуществить методологический анализ состояния современной моды и одного из ее важнейших элементов - моды в одежде; выявить основные, характерные особенности и будущее российской моды в одежде;

исследовать факторы, определяющие перспективы формирования и утверждения отечественной модной одежды в современной рыночной ситуации;

выявить роль профессионального образования в формировании индустрии моды в одежде;

на основе социологических данных определить особенности и характер потребностей в модной одежде у различных групп потребителей Уральского региона.

НОВИЗНА РАБОТЫ:

мода рассматривается как универсальный механизм постоянного обновления общественной жизни, действующий на основе закономерностей создания, затем утверждения нового в социальной жизни, а потом его неизбежной смены другими инновациями; показана изменчивая роль общественного мнения в утверждении и распространении моды: от отрицания нового как чуждого культуре через его восторженное признание до второго отрицания как явно устаревшего. Общественное мнение рассматривается как индикатор ступени утверждения и разрушения модного стандарта; впервые мода исследуется в системе смены субъектов, определяющих ее становление, утверждение и разрушение. Дается описание основных характеристик тех, кто является движущей силой моды на конкретной стадии ее существования;

выделены сущностные характеристики современной моды в одежде как возможной системы формирования и реализации потребности в постоянном внешнем обновлении личности;

выявлено ведущее противоречие моды в одежде как социального явления: между потребностью личности в самореализации с помощью внешнего обновления и реальным внутренним самосовершенствованием;

определены основные социальные характеристики отечественной моды в одежде: открытость в отношении различных влияний, соответствие климатическим, региональным особенностям, учет традиций многонационального государства, творческий характер в переработке прежнего опыта;

выявлены причины деформации в системе становления и развития в России моды в одежде и, как следствие, вторичности дизайна; на материалах конкретно-социологических исследований изучены потребности различных категорий населения в современной одежде Уральского региона.

Теоретической и методологической базой диссертации является когнитивный подход к моде, позволяющий выделить ее основные сущностные характеристики, определить принципы развития моды, ее возрастающую роль в детерминации человеческой жизнедеятельности в условиях быстрой смены стереотипов сознания и поведения, когда наблюдается постоянное обновление технологий производства предметов, вещей, одежды. Используется сравнительный метод, дающий возможность исследовать особенности развития моды в прошлых веках и в настоящее время. Тем самым выделяются как общие черты данного социального явления, так и специфические, связанные с влиянием научно-технического прогресса, ведущего к стиранию национальных границ в распространении моды в одежде.

Выявляются основные объективные и субъективные факторы, обусловливающие возможности развития и утверждения отечественной моды в одежде. Показывается, что наши дизайнеры и производственники в целом готовы к тому, чтобы создать свою оригинальную одежду для различных категорий населения. Используется также принцип системности изучения поставленной проблемы, при котором выявляются основные противоречия современной отечественной моды и проблемы подготовки специалистов для ее создания.

Эмпирическая база исследования

Сбор информации происходил в течение длительного срока - с начала 80-х годов и до сегодняшнего дня в виде контент-анализа, посещаемых автором лекций, семинаров в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту, кустовых совещаний, а также непосредственного участия в создании коллекций моделей одежды разного назначения, которые демонстрировались в нашей стране и за ее пределами.

Социологические исследования методом опроса были проведены в 1997— 2000 гг. среди различных категорий населения. В 1997-1998 гг. было опрошено совместно с Н. Ю. Масленцевой 400 студентов гуманитарных и технических вузов Екатеринбурга по проблемам формирования и развития молодежной моды в одежде и обуви. В 1999 году был проведен опрос 350 учащихся старших классов ряда школ Свердловской области по проблемам особенностей их ориентации на отечественную и зарубежную моду в одежде, также 300 покупателей одежды в возрасте свыше 30 лет. Использованы данные двух экспресс-опросов посетителей выставок модной одежды, созданной отечественными дизайнерами в 1999-2000 годах (всего опрошено 300 человек), а также интервьюирования 50 экспертов, занимающихся созданием и производством отечественной одежды.

В ходе различных социологических исследований были выявлены основные противоречия, возникающие при создании, внедрении в производство, реализации отечественной моды в одежде, характер и содержание предложений по их разрешению. В аналитическом исследовании были установлены связи в области дизайна одежды между процессами создания современной моды в России и в других странах мира.

Научно-практическая значимость работы заключается в дальнейшей разработке методов социологического исследования моды как социального явления, выявлении основных тенденций развития мировой моды в одежде в целом и в нашей стране в частности. Изучены основные объективные и субъективные факторы, обусловливающие возможности становления и развития отечественной моды в условиях рыночной экономики страны. Тем самым определена потребность в ее развитии усилиями дизайнеров, социологов, социальных психологов, производственников.

Изучено мнение различных категорий потребителей модной одежды об основных требованиях, которые предъявляет человек к одежде.

Создается тем самым социологическая база для отслеживания всех этапов создания модной одежды, начиная с ее разработки, апробации на различных этапах демонстрации моделей, выпуска пробных партий, а затем налаживания выпуска отдельных серий.

Материалы работы были одобрены Экономическим комитетом по программам развития Уральского региона. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении таких курсов, как «Социология молодежи», «Социальные технологии», «Отечественный дизайн в одежде», «Концепции моды», а также в работе центров моды, текстильных и швейных предприятий страны.

Апробация работы

Содержание диссертации отражено в выступлениях и публикациях автора на конференциях: «Архитектурно-художественное образование: проблемы и перспективы» - Новосибирск, 1995 г.; «Архитектура и рынок» - Екатеринбург, 1996 г.; «Феномен моды в контексте культуры XX века» - Екатеринбург, 1999 г.; «Шаг в будущее» - Снежинск, 1999 г.; «Актуальные проблемы науки, техники и экономики легкой промышленности» - Москва, 2000 г.

Диссертация обсуждалась на кафедре прикладной социологии в Уральском государственном университете им. А. М. Горького.

Характеристики и место моды в структуре общественной жизни

Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов, связанных с модой в одежде, необходимо понять, что собой представляет мода в целом как особое социальное явление. Эта область деятельности человека довольно активно изучалась различными исследователями. Наша роль сводится к выявлению новых подходов к пониманию сущности моды, особенности ее формирования и развития на рубеже веков, в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса, а также обобщению известных материалов о моде.

Понятие «мода» употребляли с незапамятных времен: историки писали о расцвете моды в императорском Риме, при буржуазном дворе XV в., в кругах европейской знати XVIII в. и т. д. Однако там речь шла о незначительных «островках изменчивости в море неподвижности», которые касались очень узких явлений культуры, социального поведения и социальных слоев (знати), считает А. Б. Гофман, полагая, что это были «зачаточные формы, эмбрионы того явления, которое в последствии развилось в то, что мы сегодня называем модой» [18, с. 21].

Мода, как мы ее понимаем сегодня, существовала не всегда и не везде: она представляет собой продукт исторического развития. Первые ростки моды проявились в средние века. В XVIII веке мода стала влиять на поведение узких кругов знати. В социально значимом масштабе мода возникает в европейском обществе в XIX веке под влиянием промышленной революции, технических нововведений, урбанизации и т. д. Начиная с этого времени существует система моды в социальной системе. В XX веке мода становится одним из социальных регуляторов поведения широких слоев населения индустриально развитых и в определенной степени развивающихся стран. Она становится явлением планетарного масштаба [18, с. 40].

Анализ имеющейся по данной проблеме литературы можно разделить на две части. В одной мода представляется как особое общественное явление, имеющее определенные параметры, форму, функцию, а в другой только как элемент системы детерминации поведения различных индивидов и социальных групп.

Само слово «мода» (от лат. modus - мера, образ, правило) сначала использовалось для обозначения формы социальной регуляции, процесса периодической смены образцов массового поведения. Традиционно областью функционирования моды считалось искусство, архитектура, речевое поведение, сфера оформления внешности человека и предметов быта [17]. В этих сферах человеческой жизнедеятельности происходят определенные изменения, которые ведут к тому, что одни произведения искусства, предметы быта становятся для людей более значимыми, а другие менее. В результате меняется содержание отношения человека к тем или иным предметам, с которыми он находится в устойчивой связи. Важной особенностью моды является то, что эти преобразования определяются не столько новыми свойствами самих предметов, сколько тем, что люди начинают к ним иначе относиться. Меняется ценность предмета в глазах его потребителя [18, с. 12].

Содержание моды обуславливается конкретными ценностными ориентациями социальных групп и отдельных индивидов, отражая вкусы, пристрастия, предпочтения, присущие той или иной группе. Циркулируя от одной группы к другой, мода постоянно испытывает трансформации. С одной стороны, она опирается на традиции, а с другой, ориентирована на современность и в своей эволюции проходит стадии становления, распространения и упадка, что выражается в изменении численности приверженцев конкретной моды на те или иные элементы культуры и духовной жизни.

Первые попытки научного анализа моды относятся к XVI-XVII векам, времени зарождения буржуазных отношений в Западной Европе. Это связано с тем, что именно тогда началось активное утверждение моды как особого явления общественной жизни. В XIX веке мода превратилась в мощный регулятор различных социальных преобразований [18, с. 12].

Научные представления о моде формировались в то время под воздействием работ таких крупнейших философов, историков, экономистов, как Ф. Гегель, Г. Зиммель, В. Зомбарт, И. Кант, У-Т. Самнер, А. Смит, О. Шпенглер. В их работах предпринимались попытки раскрыть основные механизмы человеческого поведения, отмечалась роль подражания в формировании ориентации и установок индивидов на моду, подчеркивалась роль коллективной жизнедеятельности людей в выработке общих форм поведения. В то же время в их работах указывалось на потребность человека в определенном обновлении отдельных сторон своей жизни. Эти положения непосредственно относятся к пониманию роли и значения моды в общественной жизни, а также основных факторов, влияющих на ее становление и изменение.

Исследование моды в XX веке привело к появлению нескольких взаимодополняющих и в то же время относительно самостоятельных подходов к выявлению ее основных сущностных характеристик, механизмов становления и изменения.

Прежде всего, был выделен деятельностный подход (Е. Я. Басин, Б. Д. Барыгин, Л. Н. Жилина, К. М. Кантор, В. М. Красин, Я. А. Масалкова, В. И. Толстых, Н. Т. Фролова, А. Г. Харчев). Его сторонники рассматривают моду как особую форму совместной деятельности людей. Главное внимание обращается на процесс ее распространения. Отмечается, что модная вещь вызывает эффект подражания, который ведет к тому, что люди, чаще всего неосознанно, начинают совершать действия по тиражированию тех предметов, которые приобретают популярность, становятся символами эпохи, принадлежности к определенной группе людей [28].

В рамках этого подхода сложились две различные позиции. Первая основное внимание концентрирует на анализе специфического, культивируемого модой способа поведения, движущим мотивом которого выступает престижно-символическая потребность (Е. Я. Басин, К. М. Кантор). Эта потребность побуждает некоторую часть индивидов приобретать те вещи, предметы, которые позволяют им чувствовать себя принадлежащими к желаемому слою людей. Поскольку длительное время в истории каждое сословие отличалось по одежде, последняя стала символом тех достоинств, которыми данная группа людей обладает. В наше время одежда все еще сохраняет некий знак принадлежности к конкретному слою. Например, выделяются «белые» воротнички и «синие», или одежда бизнесмена и человека со средним достатком. Однако нельзя говорить, что мода жестко предписывает индивиду определенное поведение. Участники моды «не образуют социальную организацию с формально предписанными функциями. Модным стандартам присуща общепринятость, но эта общепринятость не полная, как в обычае, а всегда частичная, более или менее полная» [75].

Сторонники другой позиции склонны считать, что, наряду с потребностью в символах престижа, в поведении последователей моды появляется и потребность в самореализации (3. Л. Совдагарова, А. Г. Харчев).

Мода в одежде - подсистема моды

Общие принципы анализа моды выступают основой рассмотрения становления и развития моды в одежде.

Именно в одежде и через одежду проявилось такое качество моды, как обновление, которое выражалось в изменении цвета ткани, фасона, и декора костюма, вызванном необходимостью создания одежды для разных случаев жизни. Так как одежду носят все, то наиболее обширные наблюдения, касающиеся механизма моды, были накоплены относительно внешнего облика человека и его костюма.

Это привело к тому, что часто мода отождествлялась с тем новым, что возникало именно в одежде. И данные понятия - «мода» и «мода в одежде» -стали рассматриваться как синонимы. Даже в Большой Советской Энциклопедии мода трактуется как «непродолжительное господство определённого вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры, а в более узком смысле - смена форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени» [10].

Думается, что данная точка зрения отражает то время, когда обновление активно проявлялось преимущественно в одежде. В настоящее время оно охватывает, как уже нами указывалось, все сферы жизни человека. Мода в одежде может анализироваться как отдельная, специфическая форма проявления моды в целом. Она, естественно, имеет как то общее, что ее объединяет с модой во всех формах ее существования, так и то, что выделяет данный вид моды.

Рассмотрим, что же представляет собой мода в одежде как особая подсистема моды. При этом, на наш взгляд, выяснить специфику данного образования можно путем анализа генезиса становления и изменения моды в одежде.

В докапиталистическом обществе мода на одежду не привлекала к себе особого внимания исследователей, поскольку одежда рассматривалась прежде всего как знак социальной принадлежности. Люди одевались в зависимости от того сословия, в котором они родились. Одежда указывала на то, что индивид является представителем данного слоя, а следовательно, пользуется соответствующими правами. В частности, поэтому нельзя было осуществлять широкие эксперименты в создании новой одежды. Это могло привести к путанице в определении социального статуса личности.

Естественно, что приоритет социально-экономического фактора вел к ) тому, что в средние века функциональный фактор одежды занимал не ведущее место. Этим объясняется наличие у женщин тяжелых, громоздких платьев, сжимающих грудь корсетов, а у мужчин - узких панталон, светлых чулок и т.п. Одежда в средневековой Европе почти не изменялась на протяжении столетий. В костюме происходили лишь незначительные перемены, «например, удлинение мужской одежды в XII веке... вызывало резкую критику на уровне представителей церкви... Нормандский хронист Ордерик Виталий (1075-1142) сокрушался по поводу «безумцев моды» его времени, когда «старый обычай почти полностью потрясен новыми выдумками» [18, с. 45].

Эволюция костюма происходила очень медленно вплоть до XIX века. Наблюдались различия в национальной одежде, которые возникли и утвердились на долгое время еще в период становления определенного этноса. Это показывает, что прежде одежда позволяла определить не только классовую принадлежность личности, но и национальную. Важным условием сохранения национальной идентичности являлось отсутствие каких-либо заметных преобразований в той одежде, которую сотворили далекие предки. Поэтому одежда передавалась из поколения в поколение до тех пор, пока не истлевала сама ткань.

Позже появилось понятие «модная» и «не модная» одежда, когда одежду стали менять, не дожидаясь ее физического износа.

Модная одежда использовалась только знатью и богатеющей буржуазией. Представители этих слоев имели возможность удовлетворить свою потребность в обновлении внешнего вида. Они были заинтересованы в том, чтобы существовали и работали мастера, способные создавать новую, Привлекательную одежду.

Мода, обладая некими модными стандартами, переводит эти стандарты На объекты материального мира, делая их модными, и превращает в предмет торговли.

Прообразом творцов моды выступали те, кто сумел объединить объекты торговли с модными стандартами того времени.

Творцы моды долгое время были анонимны. Только в XVIII веке стали известны их имена. Так, например, Ани Латур в книге «Волшебники моды» [1] f называет Розу Бертен, которая начинала как «торговка модами» и сделала карьеру поставщика одежды для королевы Франции Марии Антуанетты и многих королевских дворов Европы. Постепенно появились «волшебники моды», «диктаторы вкуса», и мода из предмета торговли галантерейными товарами, которые производились в многочисленных пошивочных мастерских, с развитием капитализма в Европе превратилась в развитое промышленное производство с сетью торговых учреждений. В XX веке появилась индустрия моды - отдельная самостоятельная система, функциями которой стало не только производство одежды, но и формирование облика человека.

Понятие «мода на одежду», благодаря превращению ее в разветвленную сферу жизнедеятельности человека, существенно изменило свое содержание. Оно стало обозначать не только обновление костюма, но и систему формирования постоянно меняющегося внешнего вида человека. При всей своей внутренней устойчивости мода в одежде превращает его в регулярно преобразующего свой облик индивида, обеспечивая тем самым его принятие окружающими и предоставляя возможность для выражения своей индивидуальности. Мода в одежде фактически стала способом не только добровольного, но и вынужденного развития личности. Пока это развитие выражается в преобразовании внешнего вида, но этим самым человек как бы подготавливается к переходу в такое состояние, когда ему придется меняться и внутренне под воздействием информационной революции, ускорения научно-технического прогресса.

Мода в одежде может рассматриваться как система тренировки самой способности человека к постоянным преобразованиям. Они, как известно, всегда начинались с внешних изменений. Например, появление машин и механизмов заставило людей увеличить объем тех сведений, которые нужны в наше время для занятий сложными видами труда. Труд на автоматизированных производствах, в атомной энергетике, в генной инженерии усиливает требования к уровню ответственности работника, развитости профессионального мышления, умению учитывать последующие результаты. Так под влиянием внешнего фактора совершенствуются внутренние качества работника.

Мода в одежде выступает тем фактором, который требует внутреннего умения видеть и понимать то, что наилучшим образом соответствует индивидуальной природе, быть в курсе основных тенденций развития моды, сочетать свою автономность со способностью не отставать от моды и не превращать видимые изменения в единственно осуществляемые. Мода в одежде отражает процессы, проходящие в обществе.

Тем самым моду в одежде можно рассматривать одним из ведущих факторов развития общностей и индивидов в них. Важно подчеркнуть, что модой затрагиваются не только отдельные личности. Одежду меняют большие группы, независимо от возраста, пола, социального положения. Мода в одежде приучает всех людей, даже представителей разных национальностей, к регулярному обновлению своей жизни. Меняются эстетические представления, система общения, поскольку ведущей тенденцией в одежде становится деловитость, практичность, универсальность.

Историко-социологический анализ развития отечественной моды в одежде

Осуществленный в первой главе анализ сущностных" характеристик моды как особого социального явления позволяет перейти к рассмотрению специфики становления и развития отечественной индустрии моды. Как уже отмечалось, мода имеет общечеловеческие факторы своего изменения, вызванные, прежде всего, социально-экономическими процессами, а также воздействием современного научно-технического прогресса. Однако мода традиционно опиралась на национальные особенности, которые возникали и утверждались в течение многих веков, породив так называемый национальный костюм. Отдельные его элементы и в наше время используются дизайнерами при создании современных моделей. При этом законодателями традиционно выступают те страны, в которых уже сложилась и развилась своя индустрия моды.

Россия как государство с большими национальными традициями и обычаями, будучи еще и многонациональным образованием, имеет огромный потенциал формирования отечественной моды, в которой бы учитывались основные специфические черты нашей страны. Поэтому важно осуществить анализ того, как исторически развивалась наша мода и в каком она находится состоянии. Сегодня это позволит выявить факторы, которые будут способствовать решению актуальных проблем ее развития.

Рассматривая исторические особенности возникновения моды в одежде в России, можно выделить три периода, которые связаны со сменой общественных формаций и перестройкой экономической и политической системы: до 1917 года, с 1917 по 1985 гг. и с 1985 г. до наших дней.

Исторически сложилось, что законодатели моды - французские кутюрье -еще в прошлые века одевали коронованных и знатных особ всей Европы, в том числе России. Петр I, «прорубивший окно в Европу», всеми силами старался не отстать от Запада, заставляя придворных одеваться по западному образцу и принимать облик, соответствующий понятиям культурной Европы. Русские портные проявляли большое мастерство при выполнении заказов для знати. Но все-таки большинство модных портных 150-200 лет назад были иностранцами, а двор и знать предпочитали лучшие туалеты заказывать в Париже.

Мода на все иностранное господствовала в одежде высшего общества. В Эрмитаже, в коллекции русского исторического костюма, находятся многие образцы французской моды того времени. Причину предпочтения западного отечественным образцам надо искать в том времени, когда великий преобразователь взял курс на заимствование всего западного, поскольку Россия очень отставала от других стран Европы в XVIII веке. Мода, как и в других странах, у нас была узкоклассовой и практически не влияла на изменение национального костюма простого народа. Он был приспособлен к природным особенностям нашей страны и отличался постоянством формы. Практически никакой моды в одежде среднего и низшего класса в России не было, поскольку воспроизводилось из века в век то, что утвердилось в стране после татаро-монгольского ига. Историки доказали, что некоторые элементы костюма завоевателей были заимствованы русскими: остроконечные шапки, кафтаны, шаровары. Наименьшие изменения произошли в женском костюме, который сохранил облик одежды X - XII веков [69].

Отсутствие моды в одежде простого народа позволяло носить костюмы нескольким поколениям. Так, свадебные платья передавались из поколения в поколение, составляя важнейшую часть приданого. Устойчивость одежды, ее простота позволяли шить платья, рубахи, штаны каждой женщине без специального обучения. Специальные портные в деревнях отсутствовали. Отличия в одежде выражалось лишь в особенностях праздничной вышивки. Только в XIX веке мода стала проникать в среду разночинцев, купцов, нарождающейся интеллигенции, поскольку город быстрее оказался втянутым в процесс капитализации страны.

Однако мода в России до 1917 года находилась под влиянием французских вкусов (как, впрочем, и во всех странах того времени). Все слои общества ориентировались на те изделия, которые создавались во Франции. В это время уже стали производить одежду в зависимости от социального положения человека и его материальных возможностей. Отечественная мода была не самостоятельна и зависела от французской.

После революции 1917 г. общество настроилось на перемены во всем, в том числе и в моде. Первые годы были пронизаны духом разрушения старого мира. Слово «мода» воспринималась как буржуазный предрассудок, воплощающий нечто крайне враждебное новому быту. В одежде отказались от галстуков ярких цветов, костюмов, шляп, от отделки женских платьев кружевами, рюшами. Стихийно сформировалась, хотя и на короткое время, своя «пролетарская» мода, в которой предпочтение отдавалось кожаным курткам, красным косынкам, косовороткам, грубой обуви, кепкам и др. [90, с. 20].

Швейная промышленность была крайне слабо развита по сравнению с европейской. Фабрики в основном выполняли военные заказы и были сосредоточены в нескольких больших городах. Преобладало кустарное, артельное производство весьма простой, без изысков одежды повседневного пользования [90, с. 10]. Поскольку отечественные предприятия были созданы на базе зарубежного оборудования, то оно уже порядком поизносилось к середине 20-х годов, а новое оборудование собственного производства практически отсутствовало.

НЭП, как искусственный симбиоз нескольких экономических укладов, принес в моду безвкусицу и кич. Владельцы небольших предприятий внешне старались всячески выделиться среди окружающих. Одежда рабочих и крестьян практически не была затронута модой, поскольку они не имели для этого необходимых средств. Правящая верхушка, утверждающая идею всеобщего равенства и мировой революции, предпочитала военный костюм. Его носили представители высшей власти в центре и на местах все 30-е годы. Отечественная война сделала военную одежду универсальной и единственно возможной.

Только с середины 30-х годов в праздники стали носить гражданскую одежду, которая в какой-то мере могла быть названа модной, поскольку копировала с большим опозданием то, что появлялось на Западе. В 50-е годы более широкое и открытое общение с другими странами, отход от прямой подготовки к возможной войне привели к тому, что западная мода стала активнее проникать к нам. Источниками явились иностранные кинофильмы, обмен делегациями, поездки наших артистов, писателей за рубеж. В то же время сразу началась идеологизация моды в одежде, ее стали делить на приемлемую для первого в мире пролетарского государства и чуждую. В 50-60-х годах отрицательная позиция государства по отношению к моде выражалась в негативной реакции на «стиляг», на рок, джаз и т. д. [101].

«У нас не было частного бизнеса, огромных капиталов и моды на одежду. У нас была другая мода, тоже благородная, мода на космос, исследование Арктики и Антарктики, ядра атома» [36, с. 9].

Советское общество, став после Октябрьской революции закрытым, сохраняло эту важнейшую свою особенность и в период так называемой «оттепели», и после нее все годы, вплоть до перестройки. «Природа закрытого общества, стремящегося к изоляции от остального мира, несовместима с модой. Возникало опасение, что мода может стать своеобразной формой протеста, сопротивления существующим порядкам, учитывая стихийный характер ее формирования, поскольку любая мода есть форма более или менее радикального отрицания господствующего культурного образца как вариант его возможной альтернативы» [101, с. 12].

Ориентации и установки на современную одежду различных категорий населения

Анализируя проблемы формирования и развития отечественной индустрии модной одежды, важно учитывать не только потребности тех, кто ее создает и затем тиражирует в различных видах одежды в процессе промышленного производства. Ведущим субъектом ее развития всегда выступали потребители. Они представляли собой тех заказчиков, которые выражают представления об изменчивости в формировании новых модных видов одежды. Постоянно изменяющиеся потребности покупателей модной одежды являются фактически одним из основных факторов, определяющих развитие моды в одежде.

Как мы говорили в предыдущих разделах, сегодня потребители меняют одежду не потому, что она достигла степени физического износа, а потому, что она морально устаревает. Этому в большой степени способствует вся индустрия модной одежды. В этом заинтересованы дизайнеры, творческие концепции и разработки которых влияют на изменения моды в одежде, и производители, которые заинтересованы в расширении производства. Поэтому сезонная смена моды, подкрепленная рекламой, больше разжигает аппетит, чем удовлетворяет голод. Мода навязывается потребителю, но все равно выбор остается за ним. В обществе потребления, каким стало современное общество в цивилизованных странах, на прилавки магазинов каждый сезон попадает новая модная одежда, а цена на предыдущую, если она не реализована, подвергается снижению. В обществе потребления стало модно постоянно обновлять одежду.

Можно говорить о причинах в обновлении одежды. С одной стороны, это наличие потребности человека в новом. Этим самым выражается важнейшая характеристика, которая относится к самой моде, проанализированной нами в первой главе. С другой стороны - это потребность в создании новых тканей и форм одежды, творческом самовыражении создателей модной одежды. Для них это чаще всего не столько работа, которой необходимо регулярно заниматься, сколько форма творческого самовыражения, попытка найти нечто новое, подчеркивающее те или иные черты человеческого поведения, формирующего несколько иную форму взаимодействия человека с окружающим миром через одежду, которую он постоянно обновляет.

На сегодня отечественный рынок одежды еще не сформирован. Уровень жизни потребителя в нашей стране очень неравномерен. То, что 70 % населения живет ниже черты бедности, говорит о том, что потребители будут приобретать только необходимые ему вещи, доступные по цене. Потребности нашего покупателя необходимо все время изучать, так как жизнь все время меняется. В обществе формируется своя мода на одежду. В такой большой стране, как Россия, каждый регион имеет особенности - географические, климатические, национальные, промышленные. Потребности и вкусы людей также будут отличаться. Поэтому для формирования индустрии модной одежды необходимы широкие социологические исследования потребительских групп.

Нашей целью опроса разных возрастных групп в г. Екатеринбурге было выявить у них разницу в восприятии одежды. Ведь прежде чем приступать к разработке новой одежды, надо четко себе представлять облик потребителя, его возможности, его ценностные ориентации. Конечно, чтобы создать полную картину, необходимо дать ответ на многие вопросы, где важно абсолютно все: возраст, пол, социальное положение, стилевые предпочтения в одежде и обуви, цвет и характер тканей, необходимый ассортимент одежды, престижность той или иной вещи, место покупки, частота сменяемости покупки, источники информации о моде и многое другое.

Так как подробный анализ потребительских групп выходит за границы нашего исследования, мы ограничились выявлением предпочтений только некоторых позиций.

Мы взяли 3 группы, отличающиеся по возрасту: молодежную - до 30 лет, женщин среднего возраста - 40-50 лет и подростков - 15-16 лет.

Здесь надо сказать, что основным заказчиком модной одежды, чаще всего выступает молодежь, потому что она по своим социально-психологическим характеристикам изначально ориентируется на обновление на новое. Для нее сама возможность предстать каждый раз перед друзьями, знакомыми, окружающими в новом виде выступает одним из важнейших способов существования в социуме. Потому ориентация на модную одежду, создающую имидж, является очень важным условием самоутверждения тех, кто причисляет себя к молодежи, а не только по возрасту относится к ней. Поэтому мы в своих исследованиях уделили особое внимание потребностям молодежи в модной одежде.

Деление на «молодежную» моду и «взрослую» произошло на Западе в 60-х годах, когда молодежь противопоставила свои идеалы в отношениях между людьми в быту, сфере свободного времени тем, которые веками детерминировали жизнедеятельность индивида независимо от его возраста. Молодые попытались, борясь за свою свободу, определить новое отношение к музыке, религии, морали, политике. Тогда же появилась альтернатива взрослой моде. Если прежде, например, в женской одежде лидером моды всегда выступала взрослая женщина, то в 60-е годы ей противопоставили образ девочки-подростка. Разница между ними во многом: в поведении, в социальных ролях, в доходах, в жизненных ценностях. Сначала этот образ был принят группой с 17 до 22-х лет, после этого мода «повзрослела» и снова вписалась в образ «традиционной» моды. Но тут произошло нечто новое, поскольку впервые сама зрелая женщина захотела внешне омолодиться. Она пожелала приобрести тот облик девочки-подростка, который предлагала авангардная мода. В итоге этот образ перешел на подмостки взрослой моды, и его принимали от 17 до 50-ти лет.

Сейчас само выделение молодежной моды весьма условно. Появилось много стилей. Человек принимает стиль, который соответствует его образу жизни. Поэтому необходимо учитывать потребности всех категорий населения, которые также являются покупателями модной одежды. Дизайнерам при проектировании необходимо точно знать, каковы вкусы, потребности, интересы тех, кто, возможно, станет приобретать созданные им образцы. Начальное звено движения продукта связано с его конечным звеном - потребителем. Поэтому так важна та информация, которая дается в материалах социологических исследований о наличии особых потребительских групп в обществе, уровне их платежеспособности, содержании потребностей, определение их ценностных и эстетических установок.

Потребители младшего, среднего и старшего возраста различаются разным темпом жизни, социальным статусом, ролями, которые они выполняют в обществе и т. д. Анализируя материалы различных социологических исследований, удалось в целом выявить специфику потребности в модной одежде у различных категорий населения и показать основные характеристики той одежды, которую хотели бы видеть наши респонденты, и в этом смысле выделить основные черты региональной моды, которая, возможно, сможет наиболее полно выразить их потребности.

Исследовательская работа была проведена совместно двумя кафедрами УралГАХА и УрГУ - дизайна одежды и социологии. Были опрошены студенты 4-х вузов г. Екатеринбурга в количестве 400 человек.

Приведем результаты социологических исследований студенческой молодежи. Они показали, что существует и активно выражается потребность у молодежи осуществлять постоянное обновление своего гардероба, как минимум раз в сезон. 52 % опрошенных указали, что они покупают новую одежду не реже, чем раз месяц. Именно с такой частотой и возникает определенная неудовлетворенность своим гардеробом. Так, на момент опроса 46 % были не удовлетворены своим гардеробом и хотели бы его несколько изменить.

Похожие диссертации на Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития : Социологический аспект