Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Методологические подходы к изучению особенностей социального взаимодействия в условиях арт-рынка 12
1.1. Арт-рынок как особое социокультурное явление 12
1.2. Особенности взаимодействия основных социальных субъектов арт-рынка 48
ГЛАВА 2. Противоречия становления и развития социальных взаимодействий российского арт-рынка 79
2.1. Воздействие новых социокультурных ценностей на становление отношений между субъектами современного арт-рынка 79
2.2. Противоречия в системе взаимодействия основных социальных субъектов отечественного арт-рынка 109
Заключение 135
Литература 139
- Арт-рынок как особое социокультурное явление
- Особенности взаимодействия основных социальных субъектов арт-рынка
- Воздействие новых социокультурных ценностей на становление отношений между субъектами современного арт-рынка
- Противоречия в системе взаимодействия основных социальных субъектов отечественного арт-рынка
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Арт-рынок- сложное и многогранное социокультурное явление, оказывающее существенное влияние на художественную жизнь современного общества. Переход к рыночной экономике повлек за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новых отношений между создателями произведений искусства и теми, кто выступает в качестве их ценителей. Товарное обращение художественных произведений получило значительное распространение и стало объективно существующей практикой, оказывающей значительное влияние, как на развитие художественной сферы, так и на личность художника и потребителя.
Вновь по-особому возникла проблема материальной оценки того, что относится к продуктам духовной деятельности человека. Творец художественного произведения, с одной стороны, реализует свои яркие творческие способности, нередко создавая уникальное в своем роде произведение. С другой стороны, как производитель некоего продукта, он рассчитывает на определенное материальное вознаграждение. Создается особое взаимодействие между талантливым человеком, создавшим неповторимый, не тиражируемый в массовом количестве продукт, и теми людьми, которые стремятся стать его обладателями. Потребитель готов приобрести особый товар, так как он по своим эстетическим свойствам удовлетворяет его представление о том, что является искусством. Как любой предмет, предназначенный для продажи, произведение искусства нуждается в людях, обеспечивающих отношения обмена между творцом и покупателем. С социологической точки зрения возникает специфическое социокультурное взаимодействие между тремя социальными субъектами, характеризующееся различными представлениями о ценности уникального продукта духовного производства.
В каждую историческую эпоху это социокультурное взаимодействие характеризовалось своими особыми способами формирования представлений о духовной и материальной ценности конкретных произведений искусства. Возникала и функционировала специфическая система побуждения художника к созданию новых произведений, значимость которых, в ряде случаев, существенно возрастала. Они становились в буквальном смысле бесценными, в то же время имея возможность стать предметом продажи. Действуют особые закономерности исторического изменения взаимодействия самого художественного произведения и той массы его ценителей, которые удовлетворяют свои духовные потребности при восприятии подлинника, а не копии, доступной в настоящее время каждому человеку.
В нашей стране арт-рынок имеет свою особую историю становления и развития. Он существовал до революции, и в особой форме- при социализме. Возврат к рыночным отношениям на новом историческом этапе делает актуальным социологическое изучение тех проблем, противоречий, которые возникают в отношениях между основными субъектами рынка произведений изобразительного искусства. Процесс формирования современного арт-рынка осуществляется в условиях разрушения прежних нравственных, эстетических норм, правил, определявших в течение многих веков отношения между творцом и ценителями его творчества.
В настоящее время подвергается пересмотру традиционная система эстетических, художественных ценностей, всегда служившая основой взаимодействия между художником и теми, для кого он создает произведение искусства. Изучение арт-рынка с социологических позиций позволяет выявить те глубинные изменения в восприятии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, которые происходят в сознании большой массы наших современников. Арт-рынок демонстрирует противоречивое сочетание экономических, политических, эстетических, нравственных факторов при оценке различных художественных
произведений, созданных в прошлом и появляющихся в настоящее время. Также следует учитывать роль моды в формировании у потребителей искусства представлений о культурной ценности отдельных произведений художников.
Социологический анализ арт-рынка актуален также с точки зрения выявления роли стихийного и сознательного в утверждении продукта творчества отдельного человека в качестве явления культуры, оказывающем влияние на эмоции, чувства определенной группы. Изучая направленность, содержание ценностей, господствующих на современном отечественном арт-рынке, мы получаем возможность выяснить особенности развития духовного производства в нашей стране, определить сочетание традиционного и новаторского в нем, степень сохранения национального, самобытного в условиях глобализации.
Социология культуры, духовной жизни до сих пор не содержат научных исследований проблем генезиса и современного состояния отечественного арт-рынка. В связи с тем, что арт-рынок сегодня во многом определяет характеристики бытия искусства, играя огромную роль в духовном развитии человека, представляется актуальным изучение его истоков, традиций и тенденций развития в настоящее время.
Степень разработанности проблемы. Арт-рынок, как социокультурное явление, выступает чаще всего объектом исследования либо искусствоведов, либо экономистов. Эта тема менее всего исследована в социологии культуры, духовной жизни.
Культурологическое понимание арт-рынка содержится в работах Т. В. Бадиновой, Д. Е. Барабанова, М. Карасика, монографии О. Д. Балдиной. Философско-культурологические исследования этого явления опубликованы в сборнике статей «Арт-рынок Екатеринбурга 1995-2001: стихия и управление». В трудах отечественных философов С. Н. Булгакова и Н. О. Лосского, посвященных особенностям бытия национальной культуры,
содержится понимание цельности таких далеких сфер, как хозяйство и искусство.
Наиболее развернутое и многогранное исследование арт-рынка представлено в коллективной монографии культурологов и философов Санкт-Петербурга «Художественный рынок. Вопросы теории, истории, методологии», вышедшей в 2004 г. Феномен арт-рынка впервые рассмотрен в ней в совокупности культурологических, искусствоведческих и организационно-практических аспектов. Кроме того, монография содержит раздел, посвященный социологическому пониманию арт-рынка. На сегодняшний день это единственное издание, содержащее комплексный подход к изучению арт-рынка.
Экономико-культурологический подход, раскрывающий вопросы соотношения эстетической ценности и экономической стоимости произведений искусства, рассматривался в трудах классиков экономической науки: Д. Рикардо, А. Смита, а также российских исследователей:
A. Долгова, Е. С. Демидовой, Б. А. Денисова, Д. Я. Смелянского,
Г. Л. Тульчинского, Е. Л. Шековой. Проблемам ценообразования в
художественной сфере, особенностям выявления экономической и
эстетической ценности произведений искусства посвящены исследования
С. Заграевского и Б. Гройса.
В контексте исторического искусствознания отдельные аспекты изучения художественного рынка представлены в работах, посвященных жизни и творчеству отдельных мастеров искусства. Это труды Э. Грабаря,
B. П. Лапшина, С. А. Овсянниковой, А. В. Прахова, Л. Ю. Савинской,
Д. В. Сарабьянова, Г. Ю. Стернина, А. И. Фролова, А. Д. Чегодаева,
А. М. Эфроса. Особенностям становления отношений обмена
неутилитарными ценностями, осуществлявшимся в процессе их
социокультурного формирования, посвящены работы зарубежных
социологов М. Мосса, Л. Хайда, М. Энаффа.
Вопросы функционирования искусства в условиях рыночной экономики привлекли внимание ученых-социологов в связи с экономическими реформами в конце 1980-х гг. Разрабатываются теоретические концепции хозяйственного механизма культурной и досуговои деятельности, впервые формулируются основы экономики искусства в работах В. С. Житкова, В. М. Петрова, К. А. Разлогова, А. Я. Рубинштейна.
Теоретическое и эмпирическое изучение взаимодействия искусства и общества осуществлялось в нашей стране, начиная с середины 1970-х гг., на основе регулярных исследований восприятия публикой различных видов искусства, содержания тех культурных ценностей, которыми руководствовались зрители, читатели, слушатели. Результаты исследований нашли отражение в трудах В. Ю. Борева, В. И. Волкова, Е. В. Грунт, Г. Г. Дадамяна, Л. Н. Когана, М. С. Кагана, Н. Н. Маликовой, В. М. Петрова, А. Н. Сохора, К. Б. Соколова, Ю. У. Фохт-Бабушкина, А. Ф. Шаровой и др.
Социологический анализ современного общества потребления, наполненного «симулякрами», свидетельствующими о дефиците подлинности в культуре постмодерна, осуществлен в трудах Ж. Бодрийяра, П. Бурдье.
В то же время до сих пор отсутствует целостное социологические изучение арт-рынка как особого социокультурного явления, функционирующего и развивающегося по своим особым законам, изучение которых позволит полнее выявить его роль в становлении и изменении художественных ценностей различных социальных групп нашего общества.
Объект исследования. Объект исследования - арт-рынок как социокультурное явление.
Предмет изучения— особенности и противоречия становления и развития отношений между основными субъектами отечественного арт-рынка в современных условиях.
Цель работы: исследовать особенности становления и развития отечественного арт-рынка как социокультурного явления в современных
условиях, и противоречия, возникающие в системе взаимодействия его основных субъектов.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
дать социологический анализ арт-рынка как особого социокультурного явления;
исследовать основные этапы его становления, выделив основные характеристики современного состояния;
изучить воздействие новых социокультурных ценностей на становление отношений между субъектами современного арт-рынка;
на основе эмпирических исследований выявить и изучить основные противоречия, возникающие между субъектами его функционирования и развития в современных условиях.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды классиков социологической, философской мысли, работы современных социологов, культурологов, посвященных проблемам изменения художественных ценностей в современном мире, особенностей взаимодействия художника и потребителя его творчества. При решении поставленных в исследовании задач был применен системный подход, составивший основу для логического моделирования целостного феномена культуры как системы. Также был использован междисциплинарный подход, что позволило проследить генезис отечественного арт-рынка и раскрыть его социокультурную сущность.
Теоретико-методологической основой исследования являются классические и современные культурологические и социологические концепции возникновения и утверждения представлений о художественных произведениях как особых явлениях культуры. Работа основывается на методологических подходах Т. В. Адорно, С. Булгакова, П. Бурдье, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Л. Н. Когана, Ж-Б. Лиотара, Н. О. Лосского, Ф. Махлупа, А. Моля, М. Хоркхаймера, О. Шпенглера, П. Флоренского.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы социологических исследований, проведенных автором в 2006-2008 гг. в Уральском регионе. Методами сбора первичной информации выступали: анкетный опрос, глубинное интервью, контент-анализ документов. Опрошено 450 человек, периодически приобретающих различные произведения изобразительного искусства на основе случайной выборки. Методом глубинного интервью опрошено 15 художников и 12 менеджеров галерей, арт-салонов, продавцов картин.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии особенностей и основных противоречий в отношениях между основными субъектами отечественного арт-рынка в условиях его становления в настоящее время:
определено социокультурное содержание понятия арт-рынка, понимаемое как система социальных взаимодействий между создателями, распространителями, потребителями продуктов художественного творчества, обеспечивающими выявление и удовлетворение потребности в эстетических переживаниях человека через систему товарно-денежных отношений;
показано, что современный арт-рынок характеризуется ориентацией не на удовлетворение развитых эстетических потребностей различных социальных групп, а на стремление к эмоциональной разрядке, получение кратковременного удовольствия, не затрагивающего глубинные ценностные ориентации индивидов;
дана развернутая характеристика исторических этапов взаимодействия между творцами и ценителями изобразительного искусства на основе символического дара, специального заказа и свободной рыночной продажи;
выявляются особенности культуры взаимодействия основных субъектов отечественного арт-рынка, характеризующейся соединением разных по направленности и уровню развития эстетических ориентации, доверием к другим субъектам при определении ценности произведения,
стремлением установить прямые отношения между творцом и покупателем, минуя посредника;
на материалах эмпирических исследований выявлены противоречия между потребностями населения в знаниях, обеспечивающих квалифицированное приобретение предметов искусства, и возможностью их получения в системе общего и дополнительного образования;
выявлено противоречие в понимании различными социальными субъектами ведущей функции арт-рынка: преобладание представлений об определяющей роли эстетической функции, и одновременное увеличение доли тех, кто на первое место ставит экономическую функцию;
доказано, что среди покупателей художественных произведений, художников, посредников не существует единого мнения о положительных и отрицательных факторах появления рынка произведений искусства. Сложились примерно одинаковые по численности группы, придерживающиеся прямо противоположных позиций;
разработаны рекомендации по организации дальнейшего развития отечественного арт-рынка.
Научно-практическая значимость исследования. Теоретические и эмпирические результаты работы могут быть использованы:
для изучения социологических проблем функционирования и развития современной культуры и феномена арт-рынка в нашей стране;
при изучении характера и направленности изменения эстетических и художественных ценностей в отношении к классическому и современному изобразительному искусству у различных социальных групп;
для выявления и разрешения тех противоречий, которые существуют в системе отношений между основными субъектами современного арт-рынка;
при исследовании вариантов регулирования со стороны государства отношений между субъектами отечественного арт-рынка;
- для разработки учебных курсов и спецкурсов по «Социологии культуры», «Социологии духовной жизни», «Экономической социологии», «Культурологии».
Апробация результатов диссертационного исследования.
Теоретические положения и практические результаты, выводы, содержащиеся в диссертационной работе, нашли свое отражение в выступлениях автора на международных и региональных научно-практических конференциях: «Россия XXI в.: проблемы, противоречия и перспективы обновления». // Межрегиональная научно-практическая конференция. РГГТПУ, Екатеринбург, 2005; «Воспитание духовности: Ценностные основы высшего профессионального образования» // Региональная научно-практическая конференция, Екатеринбург, 2005; «Урал. Православие. Культура» // Научно-богословская конференция с международным участием, IV Славянский научный собор, Челябинск, 2006; «Гармония и хаос: этико-эстетические аспекты» // VIII ежегодная Всероссийская конференция. СПб ГУ, 2007; «Теоретические основы воспитания и развития духовности и субъектности личности в высшем профессиональном образовании» // Межрегиональная научно-практическая конференция. РГППУ, Екатеринбург, 2006; «Актуальные проблемы развития российского общества в начале XXI столетия» // Конференция молодых ученых. Уральский институт бизнеса. Екатеринбург, 2006; «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» // III Всероссийский социологический конгресс. М., 2008; «Современная философия в контексте межкультурных коммуникаций» // Международная научно-практическая конференция. Владивосток, 2008.
Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры
социологии Российского государственного профессионально-
педагогического университета.
Арт-рынок как особое социокультурное явление
Арт-рынок является сложным и специфическим социокультурным явлением, возникшим в связи с переходом художественной сферы к рыночной экономике и формированием новых условий существования искусства. Эти изменения обусловлены взаимодействием значительной части культурных явлений с экономическими процессами: начала формироваться новая модель художественного сознания общества, основанная на совмещении бизнеса и культуры, активизировавшая коммерциализацию искусства. Товарное обращение произведений искусства стало восприниматься объективной реальностью, оказывающей существенное влияние как на развитие современного искусства, так и на личность художника-производителя.
История становления рыночных отношений неотделима от процессов становления художественной сферы и развития самого искусства. Поэтому возникновение арт-рынка связано с потребностями общества в искусстве и основано на формировании специфических механизмов, выработанных обществом для продвижения искусства к потребителю. Система этих механизмов под названием «арт-рынок» начала самоформирование в условиях новых отношений между государством и художественной средой, обществом и художником.
Существует несколько подходов к пониманию арт-рынка как явления: культурологический, экономический, социологический.
Согласно культурологическому пониманию, арт-рынок существует как «художественно-культурный и социально-экономический опыт поколений в контексте истории искусства и культуры, включая способы и технологии, виды и формы рыночной деятельности в сфере искусства» . В основе этого подхода заложена констатация того факта, что на определенной ступени исторического развития появились товарно-денежные отношения. Предметы материальной культуры в первую очередь стали обмениваться на другие, исходя из специфики их производства отдельными социальными группами и наличием потребности в них других общностей и индивидов. Возникла потребительская и меновая стоимость, анализ которых был сделан в классической работе К. Маркса «Капитал».
Исходя из теории К. Маркса, потребительная стоимость товара определяется уровнем потребности в нем тех, кто выступает в качестве потенциальных потребителей. Сами потребности, исходя из теории А. Маслоу, возникают как под воздействием природных факторов, так и социокультурных. Человек как биосоциальное существо имеет совокупность так называемых физиологических потребностей. Они определяют желание приобрести те предметы материального производства, которые обеспечивают существование человеческого организма. Речь идет о предметах питания, одежде, жилище и пр. Различия в потребностях, обеспечивающих жизнь отдельных индивидов, определяются климатическими условиями, наличием в конкретной местности тех растений, животных, которые могут использоваться в пищу, и т.п. Практически в течение многих веков потребительская стоимость этих предметов может не меняться, в то время как меновая подвержена большим колебаниям, так как определяется во многом дефицитом конкретных предметов материальной жизни.
На определенной стадии исторического развития рынка предметом обмена стали произведения духовного производства, в частности, произведения искусства. Возникла принципиально новая ситуация, связанная с формированием и реализацией потребительской стоимости. Она стала определяться не утилитарными свойствами товара, а теми, которые характеризуют качественно иную ступень в развитии человека как родового существа. Люди стали ценить то, что вызывает восхищение, восторг, создает переживание прекрасного, возвышенного. Возникла и стала утверждаться система ценностей, связанная со значимостью сильных чувственно-эмоциональных переживаний, возникающих не при восприятии явлений природы, а при общении с тем, что создано наделенными особыми способностями людьми
Способности к таким эстетическим переживаниям, видимо, возникли у человека еще до появления товарного обмена. Однако именно рынок сформировал у отдельных индивидов и групп потребность иметь в личном пользовании то, что вызывает возвышенные переживания. Они были готовы вступить с создателем произведения искусства в определение меновой стоимости предмета творческой самореализации. При этом важнейшим условием была уникальность, неповторимость приобретаемого произведения и его способность вызывать сильные эмоции и чувства у многих людей. Наличие в личном пользовании такого предмета указывало на статус человека, возвышая его над другими людьми. Тем самым арт-рынок с культурологической точки зрения выработал систему оценки различных произведений искусства, возможность бережного отношения к ним, передачи культурных ценностей прошлого последующим поколениям.
Арт-рынок предстает как система мероприятий по организации художественной и экономической культуры общества, опирающихся на эстетические критерии искусства и прагматику рынка. Кроме того, арт-рынок исследуется как пространство, содержащее художественные предметы в качестве знаковых сообщений, наделенных символической ценностью. Подобный подход, интерпретирующий искусство как символы реальных художественных произведений, позволяет рассматривать художественную сферу как «рынок символической продукции»1. Таким образом, культурологическое понимание арт-рынка предполагает его рассмотрение как сложной системы, вырабатывающей этические и эстетические нормы и критерии, позволяющие регулировать и осуществлять художественно-экономическую практику.
Известный отечественный театровед и арт-продюсер Д.Я.Смелянский утверждает, что цивилизованный арт-рынок у нас отсутствует, а зарождающийся рынок в процессе своего становления вызывает к жизни «новые структуры и новые виды художественной деятельности» . Его взгляды на проблемы современного художественного процесса в России отражают культурологический подход к этой проблеме.
Свой взгляд на феномен арт-рынка предложен культурологом и философом В.Бычковым в работе «Лексикон нонклассики»: «арт-рынок представляет систему механизмов воздействия по формированию различных вкусов» . Автор рассматривает арт-рыночную деятельность как фактор, обеспечивающий влияние создателей и распространителей произведений искусства на потребителя. Подчеркивается одна важная особенность арт-рынка, заключающаяся в том, что он обеспечивает, во-первых, формирование представлений о том, что считать ценным в искусстве у тех людей, которые еще не выработали свои критерии понимания прекрасного. Люди, как известно, имеют индивидуальную специфику восприятия различных явлений природного и социального мира. Поэтому, как утверждает народная мудрость, «на цвет и вкус товарищей нет».
Особенности взаимодействия основных социальных субъектов арт-рынка
О взаимодействии социокультурных элементов социума как обязательном условии существования общества, писал еще П.Сорокин в работе «Родовая структура социокультурных явлений» . Автор отмечал неотделимость друг от друга важнейших компонентов социокультурного взаимодействия: 1 - личность, как субъект взаимодействия; 2 - общество, как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными взаимоотношениями и процессами; 3 - культура, как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.
Таким образом, социокультурная среда представлена в виде трех важнейших составляющих: личность, общество, культура. П. Сорокин также утверждает, что попытки освещения лишь социального аспекта явлений, исключая факторы культуры или личности, являются ошибочными. Без культурных ценностей человеческое взаимодействие было бы чисто биофизическим, а не социальным явлением. Без включения культурного элемента, значения норм и ценностей невозможно изучить факторы, регулирующие взаимодействия между индивидами, составляющими суть любых социальных институтов и организаций.
Современные отечественные исследователи Л. Н. Коган, А. Ф. Шарова и др. развивают несколько иной подход. По их мнению, социокультурная среда — это окружающий человека социальный мир, включающий в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и тип деятельности людей, неразрывно связанных с общественными отношениями, в которые эти люди вовлечены. Таким образом, субъекты социокультурного взаимодействия и средства его осуществления - такие, как язык, система символов, информационно-коммуникационные технологии, элементы искусства и т.п. - могут быть названы социокультурным пространством, в которое помещен человек.
Понятие социокультурного поля, пространства соотносится с социологией повседневности и интерпретируется как явление, постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Поле имеет пространственные и временные характеристики и служит возможным доказательством развития социокультурной системы .
Основываясь на методологической посылке П. А. Сорокина о том, что, моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие, мы рассмотрим арт-рынок через призму значимого человеческого взаимодействия, состоящего из трех компонентов: 1) мыслящие, действующие и реагирующие люди, которые являются субъектами взаимодействия; 2) выработанные и признаваемые в данных сообществах значения, ценности и нормы; 3) материальные носители, артефакты и проводники человеческих взаимодействий (объекты, на которые направлено социальное взаимодействие).
Социальное взаимодействие имеет свою специфику, зависящую от потребностей субъектов отношений. Так, в художественной сфере, субъектами которой являются художник-производитель и потребитель, возникают потребности как созидательного (творческое выражение), так и потребительского (художественное восприятие) характера. Их удовлетворение невозможно в результате однонаправленного, ориентированного «на другого» акта, действия. Они зависят от процесса обмена, основанного на ответной реакции партнера. Взаимность социальной связи содержится в ее природе, так как предполагает обмен социальными действиями. Так, смысложизненная потребность в культовых произведениях инициировала их создание; затем произведения переходили к потребителю согласно принятым в обществе механизмам перемещения. Следовательно, связь есть взаимная зависимость, реализованная посредством взаимонаправленных социальных действий. Поэтому в условиях существования предложения художественной продукции и спроса на нее закономерно возникновение специфических отношений между субъектами.
Воздействие новых социокультурных ценностей на становление отношений между субъектами современного арт-рынка
Как уже было отмечено в первой главе, в процессе своего исторического развития арт-рынок проходил этапы самоформирования: от стихийной, свободной купли-продажи произведений искусства до регулируемого и конкурентоспособного рыночного взаимодействия. Арт-рынок, являясь, прежде всего по своей форме, структуре и задачам экономическим механизмом, не только отвечает на вопросы что, как и для кого производится в художественной сфере, но и устанавливает систему отношений между субъектами в новой системе, опирающейся на иные представления о ценностях и художественном произведении.
Культура второй половины XX века принципиально отличалась от существующей ранее. На смену классическому пониманию искусства пришло новое мировоззрение, отражающее иное состояние человека и моделирующее иную картину мира. Современное искусство объективно свидетельствует о том, что сложившаяся система представлений больше не видит в художнике творца высших ценностей, а в искусстве — духовную ценность. Девальвация духовной культуры, очевидно, связана с утверждением иных ценностей. Относительное изобилие и свободы, которыми обеспечило себя общество потребления, показывают, каковы в действительности желания человека, освобожденного из «плена грубой практической потребности»1. Идеальное не выдерживает испытания комфортом, духовное проигрывает материальному, «вечное» — сиюминутному. Соответственно, искусство утрачивает свое первородство и становится «художественным производством», опирающимся на развлекательную и игровую функции.
Как считают теоретики и практики современного искусства, сегодняшнее состояние художественной сферы обусловлено парадигмальным развитием культуры вообще. Прежняя единая культурная парадигма характеризовалась стратегией, позволяющей упорядочивать реальность: базовая метафора прежней науки - метафора дерева. Его образ предполагает наличие основного ствола и отходящих от него ветвей. Современная же парадигма культуры вместо поиска «структур», иерархически упорядочивающих реальность, предлагает гибкие исследовательские подходы.
Поэтому согласно новой, полипарадигмальной концепции, развитие культуры обусловлено одновременным возникновением и существованием множества равноправных, независимых, и даже полярных друг другу социокультурных явлений.
Образ хаотического, сложного, не поддающегося упорядочиванию мира формирует современная художественная культура в ситуации постмодернизма. Не случайно основной характеристикой этого процесса является плюрализм, множественность, полифонизм.
Ведущий теоретик постмодерна Ж.-Ф.Лиотар считает, что переход общества в эпоху, называемую « постиндустриальной», а культуры - в эпоху постмодернизма, обозначился с конца 1950-х гг. В своей работе «Состояние постмодерна» (1979) Лиотар описывает особенности этого мировоззрения, ориентированного на разногласие, «паралогию», но не на согласие, консенсус и устранение различий. По его мнению, постмодерн не является антитезой модерну, «он, конечно же, входит в модерн»1. Постмодерн представляет собой то, что имплицитно содержится в нем, ибо модерн содержит в себе побуждение описать себя, увидеть различные свои положения, считает автор. Поэтому постмодернизм - это не новая эпоха, продвигающая кардинальные изменения и обозначающая фундаментальные сдвиги, а продолжение развития, вошедшее в стадию очередного обновления.
Концепцию Лиотара разделяют многие западные философы и социологи, отмечающие, что «пост» следует понимать не столько исторически, «сколько качественно, как супермодерность, достигшую нового критического осознания собственного прошлого и своих новых и сложных экономических, экологических, политических, социальных, культурных задач уже на планетарном уровне»1.
При этом постмодерн, являясь отрицающей частью модерна, отличается и от Нового времени, считает Лиотар. Он дистанцируется от преимущественно технического ориентирования в целом, поскольку это ведет к поглощению разнообразия и стандартизации мира.
Свободное от стереотипов прошлого современное искусство сегодня выступает как художественная характеристика, художественное осмысление изменяющегося мира. И мир, в свою очередь, обозначает необходимые направления для его развития. Ускоряющийся социальный и технологический прогресс, процессы информатизации и тотальной урбанизации оказывают свое решающее воздействие на искусство. Современное искусство кардинально отличается от искусства классического. Произошел распад традиционных языковых систем (изобразительной, пластической, музыкальной), границы и жанры искусства утратили свои конкретные очертания. Это неизбежно меняет отношения между создателями произведений искусства и их потребителями на арт-рынке.
Изменяются представления о том, что считается «высоким» искусством, которое хочется иметь многим для своего духовного потребления. Соответственно художник получает иной заказ на проявление своих творческих возможностей. Также преобразуется содержание художественных произведений, предлагаемых для продажи. В них уже выражен сложный, противоречивый мир отношений человека с природой, созданной им техникой, человека со своими страданиями, вызванными трудностями самореализации и самоутверждения в динамично меняющемся обществе.
Противоречия в системе взаимодействия основных социальных субъектов отечественного арт-рынка
Реальное значение, смысл понятия «арт-рынок» в российском общественном сознании и, следовательно, в жизненной практике россиян определяется тем, в какой мере оно выступает в качестве социального представления. Понятие социального (коллективного) представления заимствовано из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Одним из устоявшихся определений этого понятия является трактовка данного феномена как специфической формы знания здравого смысла1.
С. Московичи указывает на то, что социальные представления черпают своё содержание во многом из научных представлений и оказывают на них существенное влияние, являясь своеобразным проблемным полем для научных изысканий2.
Мы изучили представления основных субъектов об арт-рынке и выявили целый ряд противоречий в ориентациях, установках, мотивах, определяющих поведение индивидов.
Прежде всего, обратимся к существующей сегодня практике продажи произведений изобразительного искусства. В условиях крупного промышленного центра этот вид искусства представлен наиболее открытыми и разнообразными формами (художественные и антикварные салоны, арт-галереи, арт-аукционы). Все они возникли при переходе страны к рыночной экономике и достаточно известны на рынке арт-продукции. В нашем выборе имеет значение и тот факт, что в масштабах типичного областного центра найти 10 скульпторов или музыкантов, имеющих постоянную практику продажи своих произведений, достаточно сложно. Мы осознанно не обращались к системе шоу-бизнеса, имеющей сегодня мощную индустрию по производству и продаже своего продукта, как и многочисленную аудиторию.
По нашему убеждению, арт-индустрия не имеет ничего общего с творческим процессом, а его продукт - с искусством в традиционном его понимании. Поэтому выявление специфики взаимодействия субъектов шоу-бизнеса не является предметом нашего исследования, так как может представлять интерес для отдельного изучения в рамках массового искусства. Кроме того, подтверждением обоснованности нашего выбора служат данные нашего опроса: 58% приобретающих произведения искусства отдают предпочтение именно изобразительному искусству.
Представление об арт-рынке складывается из нескольких параметров, которые мы выявляем, анализируя полученные в ходе эмпирического исследования данные. Кроме того, анализ мнений различных групп потребителей произведений искусства позволяет получить не только представление об арт-рынке, но и обозначает особенности отношения к нему, проблемы и противоречия этих отношений.
Следуя логике - каковы представления, таково и отношение, рассмотрим субъект-субъектные отношения в системе современного российского арт-рынка.
Каждую группу субъектов, взаимодействующих на арт-рынке, мы рассматриваем в следующих направлениях: отношение к другим субъектам и отношение к самому художественному произведению. Опрос потребителей выявляет особенности их отношений с художником, посредником, что позволяет говорить о том, что именно он ценит в произведении искусства.
Прежде всего, рассмотрим отношение основного участника арт-рынка - потребителя - к искусству как важной ценности, влияющее на чувственно-эмоциональное состояние человека, его нравственно-эстетическое развитие.
Исследование показало, что 48% предпочитают живопись другим видам искусства, при этом среди людей старше 30 лет, таковых 67%. Далее идет музыка — 45% по всему массиву, а среди молодежи до 30 лет — 56%. Театр предпочитают 24% молодежи и 33% - людей среднего и старшего возраста. Сразу выявляется роль первичной социализации в отношениях человека к искусству. Старшее поколение сформировала ценностное отношение к искусству в то время, когда считалось обязательным условием досугового поведения посещение картинных галерей, концертов, театральных спектаклей. Люди постоянно обменивались своими впечатлениями, демонстрируя свою принадлежность к образованному слою людей — интеллигенции. Цены на билеты были сравнительно низкие, а посещение музеев - бесплатным.
Престижность общения с искусством выступало главным побудительным фактором. Одна из респондентов выразилась так: «В наше время, если человек не читал толстые журналы, не ходил в театр, картинную галерею, считался необразованным. С ним было не интересно. В компании ему нечего было сказать, поддержать разговор об очередном модном спектакле» (жен., 57 лет, высшее образование).
Мода, престиж, а также референтная группа выступали теми объективными факторами, которые вызывали сравнительную высокую потребительскую активность многих людей. Сегодня молодежь, особенно студенческая, является самой активной частью тех, кто считает приобщение к искусству важнейшим условием своего эстетического, художественного развития. При этом само искусство не связывалось с особым арт-рынком. Оно для многих было только проявлением высокого таланта, фактором гармоничного развития человека, а не предметом купли-продажи.
В настоящее время в общественном мнении отсутствует побуждение человека, в частности, молодежи, к постоянному приобщению к возвышенному искусству. В лучшем случае в этой среде положительно оценивается посещение концертов популярных эстрадных певцов. 80% опрошенных студентов посещают концерты, дискотеки, и только 33% -картинные галереи, выставки произведений изобразительного искусства. Ходят в театр хотя бы раз в году 20% получающих высшее образование. При этом основными ценителями искусства являются женщины. Среди них 69% постоянно посещают концерты, театр, картинные галереи.
Становятся ли эти люди после окончания вуза носителями духовной культуры, как это было прежде? Ответ очевиден. Мода побуждает молодых людей посещать концерты, а стремление к новым знакомствам, общению, «расслаблению» - побуждающий мотив к посещению дискотек. Но встречаются ли там молодые люди с настоящими образцами музыкального искусства? Это не то место, где наслаждаются возвышенной музыкой. Для полноценного восприятия искусства нужна особая обстановка, готовность включить свои чувства в восприятие прекрасного (таблица 5).
Исследование выявило существенные различия во мнениях двух групп респондентов. Их объединяет только представление о важности наличия какой-либо подготовки к восприятию искусства. Человек при первом посещении картинной галереи, естественно, будет испытывать некоторые трудности в оценке того, что и как изображено художником. Поэтому в школах и предусмотрены такие образовательные курсы, как «изобразительное искусство», «музыка», «мировая художественная культура», позволяющие приобрести минимальные знания, необходимые человеку для понимания творчества композиторов, скульпторов, художников.