Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа трансформации представлений о справедливости 14
1.1. Методология анализа трансформации представлений о справедливости в массовом сознании различных половозрастных и социально-профессиональных групп 14
1.2. Теоретико-методологический потенциал социологической концепции жизненных сил в анализе представлений студентов о справедливости 47
1.3. Студенческая молодежь как социальная группа и методика изучения ее представлений о справедливости 62
Глава 2. Особенности трансформации представлений студентов Алтайского края о справедливости в 80-90-х гг. XX в 86
2.1. Философско-этический и социально-правовой контекст изменения представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости 86
2.2. Трансформация представлений студентов о справедливости политической и экономической жизни общества 101
2.3. Эволюция трактовок студентами проблем справедливости в социально-бытовой сфере, отношениях распределения и потребления 123
Заключение 138
Библиографический список
- Методология анализа трансформации представлений о справедливости в массовом сознании различных половозрастных и социально-профессиональных групп
- Теоретико-методологический потенциал социологической концепции жизненных сил в анализе представлений студентов о справедливости
- Философско-этический и социально-правовой контекст изменения представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости
- Трансформация представлений студентов о справедливости политической и экономической жизни общества
Введение к работе
Актуальность исследования
Последние полтора десятилетия двадцатого века стали для России периодом радикальной трансформации, коснувшейся всех сфер жизни. Значительно изменились не только социальное, но и культурное пространство, мировосприятие и самоидентификация россиян. Необходимость предотвращения дезинтеграции общества, выявления путей его стабилизации предполагает последовательное и всестороннее решение как социально-структурных, так и социально-субъектных проблем. Переживаемый кризис сопровождается изменением личностных приоритетов и поиском новых смысложизненных ориентиров, выдвигаемых как альтернатива окружающему хаосу. Эта духовная работа совершается через обращение к достаточно устойчивым категориям, их переосмысление и новое принятие либо отторжение.
Изменяются представления о свободе, равенстве, добре и зле, справедливости. Критерии справедливого меняются, и этот процесс характеризуется различной интенсивностью и глубиной у разных групп населения. Знания о содержании представлений о справедливости и особенно о характере их изменений являются важными для понимания тех перемен, которые происходят на уровне индивида.
Такие сведения обладают ощутимым прогностическим потенциалом, так как представления о справедливости входят в «глубинные слои» ценностей личности и напрямую связаны с избираемой человеком жизненной стратегией.
Обращение к молодежи как специфическому субъекту - носителю представлений о справедливости - делает такой прогноз более точным, описывая тенденции, которым предстоит реализоваться в ближайшем будущем. Студенческая молодежь как потенциально наиболее активная часть данной группы в этом контексте вызывает особый интерес.
4 Кроме прогностической ценности исследование представлений студенческой молодежи о справедливости имеет и управленческое значение, потому что социально-педагогическое воздействие на данном этапе может способствовать малотравматичной адаптации личности в трансформирующемся социуме.
Степень научной разработанности проблемы
Исследование особенностей духовной жизни субъектов в периоды глубоких социальных изменений ведется социологами, социальными психологами, философами достаточно давно. Однако трансформация представлений о справедливости относится к малоизученной сфере. Сложности их изучения связаны с устойчиво проявлявшейся в социальных науках традицией относить феномен справедливости к области экономического, политического и других видов познания. Справедливость здесь интерпретируется как категория этики, которая может быть применена к различным сферам человеческого бытия и прежде всего правилам устройства общества. Данная тема широко развивалась и зарубежными, и отечественными исследователями: З.А. Бер-бешкиной, М. Вальцером, В.З. Роговиным Д. Роулзом, и др. В русле данной традиции сформировался методологический аппарат, позволяющий анализировать содержательные аспекты категории справедливости, что явилось стимулом для осмысления соотнесенности понятий «справедливость» и «социальная справедливость». Второе понятие было призвано обозначать особенности преломления справедливости в конкретных социально-исторических условиях (А.Ф. Колодий, A.M. Ковалев, В.А. Печенев, О.В. Осипенко и др.).
Дальнейшее развитие научного знания выявило необходимость обращения ко всему спектру интерпретаций социальной справедливости, присущему каждому периоду общественного развития. Признание возможности существенных различий в оценках социальной справедливости привело к распространению в социальных науках категории «представления о социальной
5 справедливости», специально рассматриваемой в работах СИ. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Л.Г. Коваленко, Н.Ф. Наумовой, Т. Хз'да и др.
В настоящее время понятие «представления о социальной справедливости» замещается понятием «представления о справедливости», что связано с развитием феноменологического подхода к трактовке справедливости, предполагающего принципиальную социальность любого представления о характере общественных отношений (С. Московичи, В.Ф. Анурин, И.Т. Левыкин).
Доминировавшая в течение долгого времени институциональная парадигма в социологии не ориентировала исследователей на изучение процессов становления и использования категории «справедливость» в социальной практике. Однако обращение к внутреннему миру социальных субъектов, который определяет способ упорядочения общественного, внешнего мира, смогло реализоваться в социологическом изучении представлений о справедливости благодаря методологическому потенциалу, заложенному в работах по молодежной проблематике Н.М. Блинова, СИ. Григорьева, В.Т. Лисовского, В.Г. Немировского, Н.С Сыроед, А.И. Шадрина.
Обращение к молодежи как социально-демографической группе, обладающей определенной спецификой представлений о справедливости, происходит в середине 80-х гг. XX в. в исследованиях СИ. Григорьева и В.Г. Немировского. Состояние жизненного мира молодежи как социальной группы, имеющей принципиально иные условия социализации в сравнении с другими возрастными демографическими группами, становится важным показателем реальной глубины изменений в обществе, что обосновано в трудах Н.Д. Ва-вилиной, А.И. Ковалевой, Д.Л. Константиновского, В.А. Лукова, B.C. Магуна
и др.
Современные исследования представлений о справедливости (в том числе и молодежи) происходят в основном в рамках институциональной парадигмы (традиционный подход), а также с применением феноменологических методов. Доказываемая в работах Н.И. Лапина, П. Штомпки и др. необходимость целостного изучения социетальной «ткани» общества, важной составляющей
которой являются социальные представления, предполагает поиск путей интеграции данных методологических позиций.
Как показывают результаты исследований Алтайской социологической школы (под руководством СИ. Григорьева), сейчас данные интегративные процессы получили принципиально новую основу для повышения эври-стичности посредством развития социологической концепции жизненных сил.
Объект исследования: процесс трансформации представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости в 80-90-е гг. XX в.
Предмет исследования: особенности основных направлений трансформации представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости в 80-90-е гг. XX в.
Цель диссертационного исследования: изучение специфики основных тенденций и характера трансформации представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости в 80-90-е гг. XX в.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
Установить эвристические возможности социологического подхода к анализу трансформации представлений о справедливости в массовом сознании различных половозрастных и социально-профессиональных групп.
Определить соответствие изменений представлений о справедливости как феномена духовной жизни россиян, культуры их социального мышления социологическим критериям трансформации.
Выявить связь между трансформацией представлений о справедливости и изменением условий становления социальной субъектности, потенциалом жизненных сил индивида и социальной группы.
Уточнить методологические и сформулировать методические основания исследования молодежи как особого социального субъекта - носителя представлений о справедливости, обосновать возможности со-
7 циологического анализа трансформации представлений о справедливости студенческой молодежи.
Определить основные направления и особенности трансформации представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости за последние два десятилетия XX в.
Исследовать социальный контекст изменений представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости в 80-90-е гг. XX в. и выявить его роль в формировании основных направлений трансформации данных представлений.
Теоретическую основу исследования составляют:
концепция социокультурного поля, лежащая в основе исследования трансформации представлений различных социальных групп о справедливости как составляющей части процесса социальных изменений;
структуралистско-конструктивистская концепция, позволяющая интерпретировать основные характеристики трансформации представлений о справедливости как процесса взаимодействия социальных субъектов и структур общества;
виталистская концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека, при помощи которой раскрывается значение представлений о справедливости для формирования жизненных сил человека;
концепция поколений, применяемая в описании молодежи как социальной группы - носителя представлений о справедливости, служащая основой внутреннего структурирования данной группы для сравнительного анализа.
Методологические основания:
принцип историзма;
системный подход;
деятельностный подход;
- идея концентров жизненного пространства субъектов в контексте фе
номенологического подхода.
Эмпирическую базу исследования составляют:
Данные II этапа лонгитюдного исследования «Пути поколения» и международного российско-американского исследования «Молодежь России - 1997: три жизненные ситуации» по Алтайскому краю; результаты мониторинговых исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (1985-2001 гг.), данные исследований, проводимых Фондом общественного мнения (1994-1999 гг.).
Результаты эмпирического социологического исследования представлений студентов Алтайского края о справедливости, проведенного диссертанткой в 1999-2001 гг.
Методы исследования:
общенаучные: индуктивный, гипотетико-дедуктивный, сравнительного анализа, теоретического моделирования, типологии, экстраполяции;
сбора информации: анализ статистических данных; традиционный анализ литературы; вторичный анализ результантов социологических исследований, интервью и анкетный опрос;
обработки эмпирической информации: дескриптивный, корреляционный и факторный анализ, проведенные с использованием пакета SPSS 8.0.
Основная гипотеза: основными направлениями трансформации представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости в 90-х гг. XX - начале XXI в. являются нарастание противоречивости и усиление эгоистической окраски характеристик.
9 Гипотезы - следствия:
Изменения представлений о справедливости являются частью изменения социокультурного пространства, духовного потенциала населения современной России и имеют трансформационный характер.
Трансформация представлений студенческой молодежи о справедливости в 80-90-е гг. XX в. является следствием изменения условий раскрытия потенциала жизненных сил социально-демографической группы молодежи; в свою очередь, целостные представления о справедливости способствуют развитию индивидуальной и социальной субъектности данной группы. Связь между этими процессами носит характер взаимозависимости.
Представления студенческой молодежи Алтая о справедливости в конце 90-х гг. XX в. характеризуются как более противоречивые по содержанию, чем представления о справедливости студентов середины 80-х гг. XX в.
К концу 90-х гг. XX в. связь представлений студентов Алтайского края о справедливости как с внешними, социально-демографическими характеристиками, так и с внутренними, смысложизненными ориента-циями становится менее устойчивой.
Характеристикой процесса трансформации представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости является увеличение числа трактовок, связанных с потребительским отношением к ресурсам общества.
Социализация в условиях нестабильности социокультурного пространства, изменение условий, факторов и масштабов социальной поддержки студентов привели к распространению представлений о справедливости, сочетающих ожидание справедливости от других -прежде всего государства, и признанию собственной пассивности.
10 Положения, выносимые на защиту:
Изменения представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости в 80-90-х гг. прошлого столетия характеризуются как трансформационные, связанные с глубокими преобразованиями социокультурного пространства современной России.
Связь между изменением условий развертывания социальной и индивидуальной субъектности студенческой молодежи Алтая и трансформацией представлений данной группы о справедливости определяется как взаимозависимость. Отсутствие социальных гарантий в настоящем и будущем побуждает студентов оценивать отношение общества к себе как несправедливое, что отражается на характеристиках потенциала данной социальной группы.
Основными характеристиками трансформации представления студентов Алтая о справедливости являются: увеличение противоречивости, неоднородности содержания интерпретаций справедливого, связанное с тем, что индивидуалистическая интерпретация студентами справедливости дополняется ожиданием обязательной помощи от государства; изменение структуры представлений о справедливости (на рубеже XX-XXI вв. чаще, чем в 80-х гг. XX в. акцентируются экономические аспекты и реже - политические, что коррелирует со значимостью соответствующих сфер в жизненном мире современных российских студентов); ослабление устойчивости связи представлений о справедливости с другими социально значимыми ориентациями.
Справедливость для современной студенческой молодежи Алтая - это значимая категория, поэтому выявленная противоречивость представлений о справедливости может быть смягчена более широким использованием в образовательном процессе технологий социальной педагогики, психологии и логотерапии с учетом специфики новой социальной практики.
Научная новизна работы:
обоснованы методологические возможности виталистской социологии в исследовании направления изменений представлений студенческой молодежи о справедливости;
выявлен трансформационный характер изменения представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости;
определены условия применения концепции поколений в отношении изучения представлений о справедливости людей разных возрастов;
разработаны методические основания проведения сравнительного исследования представлений студентов о справедливости;
выявлены изменения в структуре жизненного мира студенческой молодежи Алтая, проявляющиеся в усилении значимости для субъектов социально-бытовой и экономической сфер;
охарактеризованы основные направления трансформации представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости в течение 80-90-х гг. XX в.;
определена зависимость характеристик представлений студенческой молодежи о справедливости от условий социальной поддержки, предоставляемой студентам как социальной группе (на примере Алтайского края);
Теоретическая значимость диссертационной работы:
определена эвристическая ценность изучения трансформации представлений о справедливости в кризисном социуме с позиции выявления интегрирующего потенциала данных представлений в системе современных смысложизненных ориентации молодежи России;
установлена значимость использования теоретических оснований концепции жизненных сил человека в описании представлений о справедливости современной студенческой молодежи;
разработана стратегия дальнейшего проведения сравнительного исследования представлений студенческой молодежи о справедливости в
12 ситуации неприменимости большого количества лингвистических конструкций, использованных на первых этапах данного исследования;
- внесен вклад в разработку социологической и социально-
психологической теории трансформации молодежных представлений
о справедливости на рубеже XX-XXI вв. в контексте эволюции смыс-
ложизненных ориентации молодого поколения.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты исследования трансформации представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости могут быть использованы:
в совершенствовании воспитательного процесса в высшей и средней школах, влияющего на формирование и изменение представлений о справедливости;
при формировании основ молодежной социальной политики в Алтайском крае и в ряде других сибирских регионов, имеющих аналогичный профиль и условия социокультурного развития;
в преподавании социологических и социально-психологических курсов, а также курсов социально-политического, педагогического и социально-философского характера.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования составили основу выступлений и докладов на Международной летней школе «Социальная статистика и методология анализа данных» (Ташкент, 12-28 июля 2000 г.), рабочем семинаре по созданию учебного курса «Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ» (Варшава, 6 октября 2000 г.), Всероссийской школе-семинаре «Региональные особенности научной деятельности молодежи в современных условиях» (Красноярск, 25-27 ноября 2001 г.).
13 Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы, приложений.
Общий объем текста диссертации- 156 страниц. Объем основного текста- 138 страниц. Библиографический список использованной литературы включает 162 источника.
Методология анализа трансформации представлений о справедливости в массовом сознании различных половозрастных и социально-профессиональных групп
Справедливость - очень сложное и многогранное понятие, которое исследуется в различных отраслях социогуманитарного знания. Соответственно, существует большое количество научных трактовок справедливости. Их различие связанно как со спецификой предмета дисциплин, так и с конкретно-историческим контекстом анализа данной категории. Достаточно типичным является следующее определение: «Справедливость - это нравственно обоснованный критерий для соизмерения действий субъектов, в соответствии с которыми осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий» [148, с. 148]. В качестве основной социальной функции справедливости выделяется то, что она «обеспечивает соразмерность, сбалансированность и... симметричность взаимонаправленных действий субъектов, контролирует качества, которые, собственно, формируют общественное отношение как таковое» [87, с. 28].
В самом общем смысле справедливость понимается как «соответствие между деяниями людей и воздаяниями им же со стороны других людей, между практической ролью в обществе данного человека или группы и их социальным положением в том же обществе» [2, с. 44; 71, с. 7]. Она представляет собой «синтетическую научную категорию..., которая намного теснее по сравнению с другими этическими категориями связана со всей системой экономических и оформляющих их правовых отношений» [110, с. 7]. И призвана выражать «социальное, политико-правовое и нравственное отношение к действительности с позиций должного» [125, с. 8].
Вместе с тем, «справедливость» не является сугубо научным термином, он прочно закреплен в обыденном сознании, публицистике, занимая там важное место. Универсальность, которой он обладает в области характеристики социальных явлений, обеспечивает не только широкое повседневное использование, но и постоянное изменение содержания, в том числе и под действием распространяющихся научных знаний. Приращение (равно как и редукция) его смысла конституируется в ходе повседневных практик, что отражается, в свою очередь, на состоянии научной интерпретации. Одним из наиболее уязвимых мест при исследовании справедливости остается переход между теоретическими построениями и описаниями распространенных в массовом сознании характеристик справедливости.
Стратегия его преодоления строится различными способами: через описание справедливости как ценности и определение ее места в системе ценностей населения [76]; путем выделения уровней философской категории справедливости (общего, особенного и единичного), где первый является теоретическим, а последний- реальным, личностным [116]; декларацией снятия проблемы указанием на одномоментность теоретических и эмпирических исследований [87].
Данные варианты объяснения связи между теорией и практикой имеют давнюю историю и уходят корнями в философский дискурс природы справедливости. К естественному для человека «врожденному чувству справедливости» апеллировали Ф. Бэкон, Д. Дидро, И. Кант, эту идею в правовом русле развивал И. Ильин. При этом «чувству» в скрытой или явной (как у Канта) форме противопоставляется «понятие» справедливости, которое человек приобретает значительно позже, а то и не приобретает вовсе. То есть фактически учреждается разделение на тех, кто производит смыслы, и тех, кто их практикует.
Эта позиция часто подвергалась критике, прежде всего в контексте ее не-эвристичности [33, с. 36-43]. Вместе с тем, поиск решения проблемы разрыва может лежать в качественно ином русле. Отказ модерна от версии Просвещения, согласно которой можно преобразовать мир «сверху», распространяя знания, несущие доброту и гуманизм, вызвал к жизни достаточно много ревизионистских в прямом смысле идей, в том числе и пересмотр атрибутики знания.
Социология знания, инициированная К. Мангеймом, положила начало качественно иной интерпретации знания. Принципиальным ее положением явился уход от рассмотрения знания только как знания научного и обращение к механизмам возникновения и функционирования различных форм мышления. Вненаучное, и, прежде всего, обыденное знание, таким образом, получило новую характеристику. Оно стали интерпретироваться как «фабрика значений», без которого не может существовать ни одно общество [10, с. 31].
Изучение механизмов совместной жизни людей предполагает выделение нескольких пластов взаимодействий по различным основаниям. Значительный интерес на протяжении веков вызывают те «невидимые нити», которые делают жизнь человека в обществе само собой разумеющейся, позволяют оценивать происходящее и координировать собственное поведение. Важность их учета и понимания для развития социологии убедительно доказывается в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Лукмана и других.
В современном научном дискурсе существует целый ряд понятий, с помощью которых объясняется функционирование структур обыденного сознания в обществе. «Взгляды», «репрезентации», «ментальность», «ценности», «представления» - только их часть. Одновременно здесь наличествует достаточно большое количество выражений, ставших клише и «представления о справедливости» одно из наиболее устойчивых и распространенных.
Теоретико-методологический потенциал социологической концепции жизненных сил в анализе представлений студентов о справедливости
Сопоставление методологических оснований изучения трансформаций представлений о справедливости не только позволило выявить эвристические возможности распространенных в современной социологии концепций, но и обнаружило лакуны, которые не могут быть заполнены при помощи рассмотренных ранее подходов. Справедливость, будучи принципиально социальной категорией, конструируется и воспроизводится в представлениях - как индивидуальными, так и коллективными субъектами. Реализуясь в деятельности, она выступает в роли одного из механизмов, регулирующих социальные взаимодействия. Процессуальная природа как представлений о справедливости, так и отношений, в которых она проявляется, предполагает, что и субъект - «носитель» представлений, отнюдь не статичен (именно его действия являются движущей силой процессов). Динамичность, в свою очередь, имманентна субъекту в силу не только социальных характеристик и условий, но и его физиологической, психической, биологической природы.
Развертывание деятельности происходит при постоянном взаимодействии социальных и индивидуальных потенциалов, и учет обеих сторон весьма важен при исследовании трансформации представлений о справедливости. Соответственно, его адекватная методологическая основа подразумевает вита-листскую нагруженность как конструктивистских, так и структуралистских компонент базовой теории. Оптимальный, на наш взгляд, способ сочетать данные понятия предлагается в рамках концепции жизненных сил, развиваемой Алтайской социологической школой.
Исходной категорией здесь признается «первичное социальное отношение как взаимозависимость субъектов индивидуальной и социальной жизни, обладающих определенными жизненными силами» [40, с. 27]. Этот постулат позволяет, с одной стороны, подчеркнуть обусловленность действий (социальной) средой и среды - действиями, а с другой - уйти от необходимости описывать деятеля в терминах социальности, либо биологичности.
Первая часть утверждения весьма значима еще и потому, что констатирует наличие неразрывной связи между субъектом и теми социальными пространством и временем, в которых он действует. В исследовании трансформации представлений о справедливости данный момент снимает часть проблем, связанных с поиском объяснений причин изменений. Субъекты творят свое пространство и время, и подчиняются действующим в них правилам. Социальный порядок ограничивает (или развивает) не только социальные, но и индивидуальные возможности субъекта, налагая на его деятельность своего рода «отпечаток» среды. Справедливость как социальный механизм призвана, в этом случае, создать такие условия, в которых наилучшим образом могли бы быть проявлены способности индивидов (или их групп). В то же время и реализация субъектами своих потенциалов постоянно изменяет характеристики социального пространства.
Знания социологов обыденных представлений о справедливости в различных сферах социальной жизни с этой точки зрения должны дополняться информацией о значимости данных сфер для субъектов. Такая позиция предполагает обращение к области, объединяющей определенные социальные отношения, не только как к занимающей известное место в структуре общественной жизни, но и как к определяемому субъектом по отношению к его жизненном пространству концентру. Иными словами, концепция жизненных сил позволяет определить методологическое основание изучения представлений о справедливости, позволяющее органично интегрировать и исследуе мое с позиций структурализма распределение характеристик проявления справедливого/несправедливого в социальных сферах и актуальный феноменологический поиск способов их конструирования.
Повседневные практики субъектов общественной жизни могут как целенаправленно менять представления о справедливости (например, в случае создания, распространения и, особенно, воспроизводства идеологий), так и делать это «само собой» в результате ежедневных действий и оценки их результата.
В отношении справедливости как одного из социальных механизмов, регулирующих деятельность субъектов, речь, скорее, может идти о поиски разумного баланса движений «снизу» и «сверху». С одной стороны, значимость представлений о справедливости в мировоззрении личности, системе ее смысложизненных ориентации очень велика [32, с. 114]. Это позволяет предположить, что стихийные индивидуальные («снизу») представления о справедливости весьма заметно влияют на состояние социокультурного поля. Воплощаясь в требованиях, предъявляемых к действиям, оценках результатов актов, представления о справедливости выполняют свою характерную для норм функцию, интегрируя людей в группы.
С другой стороны, важное место представлений о справедливости может способствовать не только их трансформации, но и редукции. Как показывает СИ. Григорьев, в условиях массового длительного неверия в возможность защитить справедливость происходит снижение чувствительности общественного и индивидуального сознания к несправедливости [32, с. 62-63]. То есть, постоянная невозможность удовлетворить потребность в справедливости становится одним из условий развития «социального астенического синдрома», который Ю.А. Левада диагностировал у россиян в середине девяностых годов [71, с. 521-529]. Сочетание явной и латентной природы трансформации представлений о справедливости усиливает значимость их функции, призванной способствовать интеграции общества.
Философско-этический и социально-правовой контекст изменения представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости
Выявление основных тенденций трансформации представлений студенческой молодежи о справедливости произошедших за полтора десятков лет имеет ряд трудностей. Наибольшая из них - определение реальной социальной ситуации в начале двадцать первого века. С одной стороны, расхожим стало определение последних двух-трех лет как «пореформенной эпохи», «преодоления кризиса и стабилизации». С другой - озвученная стабилизация отнюдь не является равномерной ни по сферам общественной жизни, ни по регионам субъектов Российской Федерации. То есть состояние общественной жизни уже не может быть обозначено как острый кризис, однако констатация выхода из него возможно преждевременна. Это отчетливо вырисовывается в длящемся сохранении социальной версии «астенического синдрома» (когда всерьез воспринимаются только личные проблемы, а общественное как важное для всех не существует), фиксируемого исследованиями ВЦИОМ на протяжении второй половины девяностых годов [71, с. 528].
Фактически, речь может идти о реальной дезинтеграции общества, попытки объединить которое (например, с помощью выработанной национальной идеи) предпринимаются пока в основном «сверху», со стороны власти. Вхождение молодежи в социальную структуру, таким образом, оказывается дополнительно затруднено состоянием этой структуры. Соответственно, принципиально иной, чем в начале 80-х гг. может быть и картина мира у молодых людей, а значит и представления о справедливости, являющиеся неотъемлемой частью мировоззрения.
Вторая сложность определения параметров трансформации представлений о справедливости связана с их положением в общественном сознании -после пика научных и популярных публикаций по этой теме, пришедшихся на годы перестройки и начала реформ, теме справедливости уделяется сравнительно немного внимания. Причины данного обстоятельства лежат в разных плоскостях, наиболее значимыми из которых, на наш взгляд, являются следствия описанного ранее астенического синдрома (социетального уровня) и частое смещение политического курса - от построения социализма с человеческим лицом до укрепления властной вертикали.
Таким образом, «книжные» нормы и стандарты справедливости, отстающие от реалий на пять-десять лет, уже не рассматриваются молодыми людьми как современные и заслуживающие доверия. Как свидетельствуют проведенные диссертантом интервью, основой для выработки собственных представлений о справедливости, по мнению студентов, являются суждения, бытийствующие в родительской семье и обстоятельства, в которых эти установки пересматриваются и проявляются как интернализованные. «Нет, скорее не люди, а ситуации... особенно в которых к тебе отнеслись не так, как рассчитывал... конечно, в основном они» /Светлана С, студентка 4 курса, Барнаул/. Данное высказывание сопоставимо с частью интервью, приведенного в Приложении 2. В целом, молодые люди в полагают, что они и их сверстники могут «обоснованно судить о справедливости» (90%), однако только треть от этого числа уверенны в этом полностью. Две трети выбрали альтернативу «лишь отчасти».
В такой ситуации анализ изменений представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости может быть проведен по различным основаниям, однако, прежде всего, он нуждается в определении социального контекста (background), в котором состоялись трансформации. Важным моментом интерпретации полученных данных является их структурирование, в данном случае оно совпадает с методологически обоснованным распределением представлений молодежи о справедливом/несправедливом в сферах общественной жизни по степени важности происходящего в них по мнению субъекта. Результаты интервью не дают оснований отказаться от гипотезы об эвристичности принципа концентрического строения жизненного мира, который подробно разработали в середине восьмидесятых годов и проверили на примере характеристик жизненных миров нидерландских и советских подростков (youth) исследователи V. der Linden & D. Baake [161].
Ближе всего к «ядру» жизненного мира молодого человека, как правило, располагаются социально-бытовые отношения, включающие в себя, прежде всего, семейные (и сексуально близкие) и дружеские. Затем следуют экономические (в том числе карьерные), правовые и политические, переходящие в социетальный контекст. Нужно отметить, что анализ современных российских исследований показывает постепенное перемещение политических взглядов ближе к «ядру» с одновременным некоторым отдалением от него правовых [67, 71, 97]. Кроме того, значительная дифференцированность молодежи как группы накладывает ограничения на четкость разделения концентров и порядок их соотнесения, который можно было бы экстраполировать с высокой степенью достоверности. Соответственно, планомерное решение задач данного исследования предполагает начать анализ представлений алтайских студентов о справедливости с их взглядов на справедливое/несправедливое в максимально удаленной - общесоциальной и социально-правовой сферах.
Описание контекста в данном случае принципиально несводимо лишь к характеристике произошедших в СССР-России перемен: во-первых, они раз-нонаправлены и достаточно противоречивы. Во-вторых, даже преодолев методологические проблемы и получив условно однородную «карту фона» формирования представлений о справедливости современной молодежи, придется помнить о том, что данный фрейм сконструирован не самими молодыми людьми, а иными акторами, действующими в этом пространстве и времени. То есть то, что людьми «поколения родителей», занимающихся проблемами транзиции российского общества воспринимается как дестаби лизация, упадок либо «прорыв» к иным формам социальной жизни, «детьми» может пониматься совсем иначе - нормальной и единственно реальной ситуацией. Соответственно, выстраивание контекста в данном случае предполагает аккуратное сопоставление актуального научного дискурса с отраженным в опросе мироощущением молодых людей.
Десятилетие «восьмидесятых годов» стало нарицательным обозначением времени значительных перемен во всех сферах жизни, в социальном самочувствии и самоидентификации людей. В этот период, как свидетельствуют результаты исследований под руководством Ю.А. Левады, достаточно монолитный «советский простой человек» начал постепенно ощущать свою диф-ференцированность, неоднородность [71, с. 414]. Учитывая, что тема различия/одинаковости и равенства были тесно связаны в массовом сознании с помощью идеологических клише, естественным можно считать и наметившаяся к концу восьмидесятых годов потеря популярности идеи всеобщего равенства [109, с. 364-365].
Трансформация представлений студентов о справедливости политической и экономической жизни общества
Безусловно, все социокультурное поле нашей страны значительно трансформировалось. Однако, как показывают исследования социологов, занимающихся проблемами транзиции стран Восточной Европы и бывшего СССР, принципиально иными стали прежде всего политические и экономические условия (и тесно сопряженные с ними социально-бытовые) [158]. Остальные меняются с не меньшей болезненностью, но эти процессы не так очевидны.
Как отмечает Н.С. Сыроед, социально-экономическое толкование справедливости традиционно осуществляется, в основном, в ракурсе распределительных отношений. Здесь можно обнаружить ряд доминирующих направлений: справедливость как простое социальное равенство, распределение благ по принципу «от каждого - по способностям, каждому - по труду», либерально - рыночная концепция справедливости [133, с. 17].
Различным граням представлений о справедливости, сопряженных с экономическими отношениями, выступали в эмпирической части нашего исследования следующие альтернативные утверждения: - справедливость есть равное распределение благ между людьми; - справедливость- это полное и повсеместное соблюдение принципа «от каждого - по способностям, каждому - по труду»; - справедливость - это воплощение принципа «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям»; - справедливость- это реальное обеспечение социального равенства, когда все имеют равные права и обязанности, а также возможность их реализации; - справедливость - это воздаяние каждому по заслугам.
Последние два суждения не являются в чистом виде «экономическими», они отражают установку на определенный способ деятельности- в любой сфере общественной жизни. Вместе с тем, ясна и их экономическая нагру-женность: ориентация либо на либерально-рыночные, либо на командные отношения. В первом случае объектное самоощущение не устранено полностью (поскольку есть кто-то, задающий ситуацию), однако минимизировано. Во втором - оно преобладает, поскольку нет никакой возможности заранее определить какова зависимость «заслуг» от реального поведения и по какому критерию они будут оценены. То есть, кроме генетической связи с равенством (всех представленных выражений), последние два имеют корреляцию с понятием свободы.
Поскольку сравнительный характер исследования требовал повторения условий заданий первичного измерения, при проведении нашего исследования описываемые суждения были предложены респондентам среди иных трактовок справедливости, имеющих отношений к различным сферам общественной жизни. Распределение ответов приведено в Таблице 5. Количество процентов в последней колонке несколько превышает 100, поскольку респонденты в базовом исследовании иногда выбирали по несколько альтернатив.
Эти характеристики были составлены руководителями Алтайской части лонгитюдного проекта в середине восьмидесятых в результате контент-анализа ответов студентов на открытые вопросы о справедливости [29]. В принципе, сущность каждой подпадает под ту или иную грань научного осмысления справедливости, рассмотренную в первой главе исследования. Отражение большинства из них можно найти в научной литературе указанного «пикового периода». Опишем коротко содержание.
Справедливость как законность, или правовая характеристика справедливости является компонентом правового сознания. Убеждение в том, что именно законы должны регулировать отношения людей в обществе, присуще достаточно большому количеству респондентов, когда-либо участвовавших в исследованиях по данной проблематике [88; 23].
Справедливость как явление морально-этического порядка. В основу данной трактовки положены понятия о должном, сформировавшиеся под влиянием базовых ценностей и вытекающих из них норм социального взаи модействия. Справедливость здесь представлена также и как моральное требование к личности и ее поведению. В русле указанного подхода служит критерием моральной оценки поведения индивида или группы как нравственный идеал.
Справедливость как социальное равенство, при котором все имеют одинаковые права и обязанности. Это одна из многих старых социальных утопий, подвергавшаяся неоднократным видоизменениям, однако до сих пор достаточно популярная, причем помогающая в достаточной степени мифологизировать прошлое нашей страны [71, с. 326].
Справедливость как экономическое равенство, или уравнительная справедливость также может быть рассмотрена как стереотип, порожденный идеологической доктриной советского государства. Требование равного распределения благ между людьми часто провоцируется неконтролируемым неравенством, чрезмерным, необоснованным экономическим расслоением общества, криминальным происхождением богатства части населения и ростом бедности. Исследования экономистов и социологов дают основания предположить, что в уравнительных ориентациях массового сознания подразумевается равенство в бедности или даже в нищете [109].
Справедливость как следование принципу распределения по труду является категорией, характеризующей прежде всего социально-экономические отношения. Распределение по труду было одним из основополагающих лозунгов социализма. Он был принят советским обществом как справедливый, и, что немаловажно, понятный и простой. Явно упрощенное понимание действия данного принципа во многом объяснялась отсутствием института частной собственности, когда доходы основной части населения составляли лишь заработная плата и доля каждого члена общества в общественных фондах потребления. Следует отметить, что привлекательность данного принципа для населения не была утрачена за годы реформ [109].