Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теория, методология, методика и организация исследования жизненных сил этнокультуры национальной общности 15
1. Теоретико-методологические основы изучения жизненных сил этнокультуры российских немцев на Алтае 15
2. Организация и методика анализа структурных компонентов жизненных сил этнической культуры 59
Глава II. Основные направления исследований жизненных сил этнической культуры российских немцев в Алтайском крае 96
1. Основные подходы к анализу современного развития жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства на Алтае рубежа XX - XXI веков 96
2. Анализ особенностей изучения этнокультурной специфики экономико- хозяйственного потенциала, социально-бытовых сил, политической активности российских немцев на Алтае рубежа XX - XXI веков 132
Заключение 156
Литература 159
- Теоретико-методологические основы изучения жизненных сил этнокультуры российских немцев на Алтае
- Организация и методика анализа структурных компонентов жизненных сил этнической культуры
- Основные подходы к анализу современного развития жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства на Алтае рубежа XX - XXI веков
- Анализ особенностей изучения этнокультурной специфики экономико- хозяйственного потенциала, социально-бытовых сил, политической активности российских немцев на Алтае рубежа XX - XXI веков
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Современное социокультурное состояние российского общества является сложным и неоднозначным по многим причинам. Одной из специфических черт, характеризующих российское общество, является его поликультурность, связанная прежде всего с полиэтничностью. Актуальность изучения бытия этнических общностей обусловлена наличием многочисленных проблем, связанных с национально-этнической структурой российского общества.
Обращения к проблеме осмысления сущности этнической культуры требует явное обострение межнациональных отношений во многих регионах Российской Федерации, их конфликтность.
Важность научных поисков в изучении сущности этноса как социальной общности также связана с очевидной взаимосвязью между этнической и социально-экономической дифференциацией современного российского общества.
Проблемы, связанные с национально-этнической структурой российского общества вызывают научный интерес в связи с тем, что они связаны с основами бытия человека в обществе, его физического и духовно-нравственного здоровья. В России 1990-х годов вопросы развития национально-этнических общностей, сложные сами по себе, обострились в связи с общей ситуацией кризиса, вызванного сменой парадигмы развития российской цивилизации.
Трудности социально-экономического плана, политическая нестабильность, нерешенность этнических проблем обострили проблемы эмиграции, прежде всего представителей квалифицированных слоев населения из числа национальных меньшинств, имеющих за пределами России свои национально-государственные образования. Это заметно ослабляет интеллектуальный потенциал страны, возможности его воспроизводства, так как в этом потоке за рубеж уезжает и значительное количество русских.
Численность населения России неуклонно сокращается вследствие падения уровня жизни и повышения уровня заболеваемости. Растут показатели смертности, сокращается средняя продолжительность жизни народов России, снижается уровень образования населения. Эти показатели свидетельствуют о том, что существует реальная угроза существования России как самостоятельного государства.
Кроме того, налицо кризис национального самосознания, государственно-патриотических ценностей, нравственных и социальных идеалов.
Все эти явления в качестве первоочередной ставят задачу исследования жизнедеятельности этнических общностей. Основой их дифференциации является этнокультура. Поэтому особенно важным становится изучение культуры как целостной системы, как комплекса взаимодействующих элементов.
Этнокультура российских немцев является одним из элементов общероссийской, и процессы, протекающие в культуре отдельных этносов, важны не только для них самих, но и оказывают значительное влияние на социокультурную ситуацию в целом. Масштабы этого влияния были различны на протяжении более чем двухвековой истории немецкого этноса. В настоящий момент актуальность изучения немецкого этноса, особенностей его культуры обусловлена, прежде всего, проблемой сохранения этого этноса. Доля немецкого населения в составе населения Алтайского края на протяжении последних десятилетий неуклонно сокращается в результате внешней миграции, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии региона.
Алтайский край, как один из регионов, где сформировалась значительная по численности и влиянию на социально-экономическую ситуацию в регионе группа российских немцев должен выработать особую политику по отношению к немецкому населению края. При этом, несомненно, должны учитываться специфика этнической культуры, особенности исторического развития этноса. Исследование этнической культуры российских немцев позволит объективно представить пути развития данной этнической общности и выработать оптимальные принципы политики, как на федеральном, так и региональном уровне.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема этнической культуры и ее структурных компонентов носит междисциплинарный характер. Вследствие данной особенности научную литературу можно разделить на несколько групп.
I. Изучение этноса и его сущности.
Социологический анализ (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Ю.В. Арутюнян, СИ. Григорьев, Л.М. Дробижева, В.И. Матис, М.О. Мнацаканян, Ю.В. Попков).
Этнографическое изучение этнической общности (Л. Фробениус, Р. Бенедикт, СВ. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Е.М. Колпаков, СВ. Лурье СЕ. Рыбаков, Г.Т. Тавадов)
3. Этнопсихологические исследования (Г.Г. Шпет, A.F. Асмолов, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинед).
II. Теоретические работы, посвященные вопросам теории и методологии исследования культуры (Л.Н. Гумилев, Ю.М. Лотман, Л.Г. Ионин, Н.В. Исакова, В.М. Межуев, Е.М. Скворцова, Т.А. Семилет, А.Я. Флиер, А.С. Фролов). Проблема межкультурного взаимодействия освещена в работах М. Бубера, М.М. Бахтина, B.C. Библера, М.С Кагана.
III. Работы этнографов, культурологов, философов, лингвистов, искусствоведов, посвященные отдельным вопросам изучения тех или иных явлений социокультурной действительности, рассматриваемых в качестве структурных компонентов жизненных сил этнической культуры.
1. Проблемам изучения менталитета посвящены работы Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, П.И. Новгородцева, С.Л. Франка, Б.А. Душкова, З.И. Левина, А.И. Пальцева. Взаимосвязь языка и культуры рассматривается в работах А.Г. Агаева Ю.А. Бельчикова, В.Г. Гак, А.А. Леонтьева, В.А. Масловой, Н.Б. Мечковской, Т.М. Николаевой, С.Г. Тер-Минасовой, Н.И. Толстого, Н.В. Уфимцевой, Ф.П. Филина, В.Н. Ярцевой.
Место и значение мифа в культуре рассматривается в работах отечественных исследователей - И.М. Дьяконова, Л.Г Ионина, А.Ф. Лосева, С.А. Токарева, С.Л. Утченко, В.А. Шнирельмана, а также зарубежных - К. Хюбнера, М. Ферро, М. Элиаде.
Этническая идентичность как культурный и социальный феномен анализируется в работах Л.М. Дробижевой, Ю.П. Платонова, В.Ю. Хотинец. Этнические стереотипы рассматриваются в работах СВ. Лурье, А.В. Павловской, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатовой.
Картина мира как компонент этнической культуры рассматривается в публикациях СВ. Лурье, В.А. Масловой, Ю.С Осаченко, З.И. Резановой.
IV. Изучение вопросов, связанных с историей, культурой и современным состоянием этнической общности российских немцев (В.И. Бруль, Н.Ф. Бугай, А.А. Герман, Т.С Иларионова, Л.В. Малиновский, В.И. Матис, Л.И. Москалюк, И.Р. Плеве, Т.Б. Смирнова), разработка отдельных вопросов, связанных с изучением истории и культуры российских немцев: по проблемам языка российских немцев (работы В.А. Дятловой, Л.И. Москалюк, Т.Б. Смирновой), анализ картины мира немцев Алтая (публикации Е.Э. Кригер), исследование ценностно-нормативного комплекса этнической культуры российских немцев (работы Ю.В. Виль, Г.В. Коротченко, Е.Э. Кригер, Д.В. Матиса), вопросы этнической идентификации немцев Алтая, особенности этнических стереотипов (труды Э.Р. Барбашиной, Ю.Л. Борисовой, Т.Б. Смирновой).
Таким образом, накоплен обширный теоретический и эмпирический материал по вопросам изучения жизнедеятельности и этнокультуры немецкого этноса. Вместе с тем остаются нерешенными задачи проведения социологического анализа материала, его систематизации, синтеза с целью целостного осмысления этнокультурного потенциала современного развития этнической общности немцев Алтая. Социологический анализ современной этнокультуры немцев Алтая позволит объединить и синтезировать результаты разнообразных научных исследований и представить целостную картину ее развития.
Объектом диссертационного исследования является современный научный анализ жизненных сил этнокультуры российских немцев на Алтае рубежа XX - XXI веков.
Предмет исследования - основные направления научных исследований специфики жизненных сил культуры российских немцев на Алтае рубежа XX - XXI веков.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать специфику основных направлений исследования жизненных сил современной этнокультуры российских немцев на Алтае.
Задачи исследования:
выявить содержание и оценить познавательный потенциал теоретико-методологических оснований анализа основных направлений исследований жизненных сил культуры этнонациональной общности;
охарактеризовать особенности взаимосвязи жизненных сил этноса и жизненных сил этнической культуры в основных направлениях изучения этнокультуры российских немцев Алтайского края на рубеже XX - XXI вв.;
разработать основания анализа основных направлений изучения компонентов жизненных сил этнической культуры;
выделить и охарактеризовать особенности изучения жизненных сил этнической культуры российских немцев Алтайского края;
определить основные направления научного анализа современного развития жизненных сил этнокультуры немцев Алтая рубежа XX - XXI вв.;
выявить особенности изучения этнокультурного контекста политической деятельности этнонациональной общности российских немцев Алтайского края;
охарактеризовать специфику изучения этнокультурных аспектов экономико-хозяйственной деятельности российских немцев Алтайского края;
определить специфику изучения современного этнокультурного потенциала развития социально-бытовых сил этнонациональной общности российских немцев Алтайского края.
Теоретико-методологические основания диссертационного исследования.
Принципы культуроцентричности, детерминизма, историзма.
Системный подход (П.А. Сорокин, Н. Луман, Ю.М. Лотман) и принципы структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Б. Малиновский, А Рэдклифф-Браун).
Деятельностный подход в понимании культуры (Э.С. Маркарян).
Социологическая концепция жизненных сил, виталистская социология (СИ. Григорьев, Ю.Е. Растов, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина), концепция культурвитализма (Т.А. Семилет, О.Т. Коростелева, Л.М. Ануфриева, Е.А. Попов).
Комплексное применение социологической концепции жизненных сил, і деятельностной концепции культуры, системного и структурно-функционального подхода в трактовке культурвитализма имеет существенную эвристическую значимость, поскольку позволяет изучать широкий спектр социальных феноменов, логически объединять разнообразные компоненты жизнедеятельности этноса в структурные ряды и способствует проведению эффективного междисциплинарного исследования культуры.
Эмпирическую базу решения диссертационных задач составляет информация, полученная путем традиционного и вторичного анализа данных этнографических, этносоциологических, этнолингвистических, исторических, политологических и экономических исследований, данных государственной статистики.
Методы исследования:
а) общенаучные методы: типология, классификация, сравнительно- сопоставительный анализ, экстраполяция, дедуктивный метод, индуктивный метод, концептуальный синтез;
б) методы сбора информации: вторичный анализ данных социологических исследований, анализ материалов государственной статистики;
в) методы обработки информации: качественный типологический анализ, интерпретация, концептуализация.
Гипотезы исследования:
Социологическая концепция жизненных сил человека может служить адекватной теоретико-методологической базой для анализа основных направлений исследований этнической культуры.
Состояние жизненных сил этнической культуры является социокультурным выражением жизненных сил этнической общности.
Теоретико-методологическим основанием модели исследования основных направлений развития жизненных сил этнокультуры может служить принцип выявления функциональной значимости каждого ее элемента.
Ведущим принципом анализа современного развития жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства на Алтае рубежа XX-XXI вв. может выступать структурно-функциональное исследование отдельных компонентов жизненных сил.
Анализ основных направлений изучения жизненных сил этнокультуры российских немцев Алтая на рубеже XX - XXI вв. позволят сделать вывод об их кризисном состоянии, являющемся предпосылкой масштабной трансформации.
Важным направлением научного анализа развитости жизненных сил этнокультуры немцев Алтая является изучение хозяйственно-экономической деятельности, социально-бытовой активности, политической деятельности с позиции выявления их этнокультурной специфики.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
Выявлен эвристический потенциал и обоснована возможность применения концепции жизненных сил в качестве теоретико-методологического подхода для анализа исследований этнической культуры.
Углублены и конкретизированы положения концепции культурвитализма в контексте анализа жизнедеятельности этнической общности.
Определены основные методологические принципы изучения жизненных сил этнокультуры национальных меньшинств в современном российском регионе;
Обоснована взаимозависимость жизненных сил этнической культуры и жизненных сил этнической общности.
Выделен в качестве ведущего принцип структурно-функционального анализа отдельных элементов системы жизненных сил этнокультуры.
Систематизированы и проанализированы данные об основных направлениях исследования жизненных сил этнической культуры немцев Алтайского края на рубеже XX-XXI вв.
Охарактеризовано состояние проблематики и уровень исследований экономико-хозяйственной деятельности, политической культуры, социально-бытовых сил российских немцев Алтайского края с позиции выявления их этнокультурной специфики.
Выявлена в качестве ведущей тенденция изучения состояния жизненных сил этнокультуры российских немцев Алтайского края на рубеже XX-XXI вв. как кризисного, являющегося предпосылкой их трансформации.
Основные положения, выносимые на защиту:
Социологическая концепция жизненных сил человека, положения культурвитализма позволяют определять этническую культуру как транслируемый из поколения в поколение способ организации совместной деятельности членов этнической общности, возникающий в процессе взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства этноса и выступающий формой реализации жизненных сил этнической общности.
Ведущим методологическим принципом изучения этнокультуры является рассмотрение ее в качестве основного способа реализации жизненных сил этнонациональной общности, имеющего особую структуру жизненных сил.
Важнейшими структурными компонентами жизненных сил этнокультуры выступают менталитет, знаково-символический комплекс, этническое чувство «Мы», религия, картина мира, ценностно-нормативный комплекс, механизмы трансляции культуры, единая национально-культурная идея.
Анализ основных направлений исследований политических, социально-бытовых, экономико-хозяйственных сил немецкого национального меньшинства Алтая необходимо проводить с учетом этнокультурной специфики, развитости жизненных сил культуры немцев Алтайского края.
Ведущим подходом анализа современного развития жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства на Алтае рубежа XX-XXI вв. является структурно-функциональное исследование отдельных компонентов жизненных сил.
Применение при рассмотрении направлений исследования в качестве основного методологического принципа социологической концепции жизненных сил, культурвитализма позволяет сделать вывод о кризисном состоянии жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства Алтайского края рубежа XX-XXI вв., являющемся предпосылкой их трансформации, что зафиксировано во всех направлениях изучения его жизнедеятельности.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования основных направлений научного изучения специфики жизненных сил культуры российских немцев на Алтае рубежа XX-XXI веков вносят определенный вклад в развитие понимания их состояния, позволяют определить основные тенденции развития. Принципиальным для данной работы является определение структурных компонентов этнокультуры в качестве ее жизненных сил, имеющих особую степень развитости. Разработанная схема анализа жизненных сил этнокультуры дает дополнительные возможности для дальнейших исследований в области жизнедеятельности национально-этнических общностей.
Практическая значимость результатов исследования. Выводы и обобщения диссертационной работы могут быть использованы:
преподавателями социологии, социальной философии, антропологии при разработке учебных курсов по этнической проблематике, а также студентами, изучающими данные курсы;
в работе региональных органов власти при разработке и корректировке национальной политики;
специалистами, занимающимися управлением при разработке специальных программ по развитию этнической культуры российских немцев;
в деятельности общественных организаций, участвующих в жизни немецкого населения Алтайского края и России.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
Практические пути решения задачи воспитания патриотизма в современном школьном образовании // Образование и социальное развитие региона. 1999. № 3-4. С.117-131; 1 п.л., (в соавторстве), в т.ч. 0,5 - авторский вклад Патриотическое воспитание в цикле школьных гуманитарных предметов // Духовное и социальное развитие России 1990-х гг.: проблема сохранения жизненных сил русского народа // Материалы научно-практической • конференции 1999 г. «Формирование патриотического самосознания русского народа». Барнаул, 1999. С. 155-157; 0,1 п.л.
3. Немецкая интеллигенция и немецкоязычная пресса как основа возрождения немецкой национальной культуры на Алтае в 40-50-е гг. XX в. // История и культура немцев Алтая. Выпуск I. (по материалам этнографических экспедиций). Барнаул, 1999. С. 53-65; 0,1 п.л.
• 4. Самоидентификация личности и роль школьного гуманитарного образования II Образование и социальное развитие региона. 2000. № 3-4. С. 174-176; ОД п.л.
Роль этнической культуры в системе жизнеобеспечения этнической общности // Жизненные силы славянства (Материалы международного конгресса). Ч.І Барнаул, 2001. С. 160-165; 0,3 п.л.
Исторические основы этнической культуры российских немцев // Образование и социальное развитие региона. 2001. № 3-4. С. 210-214; 0,2 п.л.
Роль диалога в актуализации жизненных сил культуры // Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века. - М., 2003. С. 273-278; 0,3 п.л.
Немецкоязычная пресса в 50-60-е гг. XX века // Немцы Сибири: история и культура: Материалы Четвертой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2003. С. 63 - 68; 0,3 п.л.
Особенности анализа этнических стереотипов как структурных компонентов жизненных сил этнокультуры // Сибирский социологический вестник. 2004. № 1. с. 176-181; 0,5 п.л.
Теоретико-методологические основы изучения жизненных сил этнокультуры российских немцев на Алтае
Изучение жизнедеятельности этнонациональных общностей чрезвычайно актуально в современной науке. Научные поиски ведутся в направлении определения стержня этничности, механизмов, обеспечивающих воспроизведение жизненных сил представителей этнических общностей, определения специфики этих механизмов. Рассмотрение вопроса о том, что является основой жизнедеятельности этнической общности, ее системообразующим компонентом требует обращения к анализу такого феномена, как этническая культура. Понятие этническая культура выражает сущность особого явления, образованного на стыке двух составных частей, двух компонентов: этноса и культуры. Оба эти понятия могут быть выделены как самостоятельные, но изучение феномена, представляющего собой их синтез, их слияние, делает необходимым рассмотрение их не вообще, а под определенным углом зрения.
Этнос должен быть рассмотрен как особый тип социальной общности, выделяемый на основе фиксации объективных интегрирующих и дифференцирующих компонентов. Культура, в свою очередь, должна быть рассмотрена в этнической определенности, как феномен, имеющий специфику именно в таком типе социальной общности как этническая.
Интегрирующие и дифференцирующие компоненты, составляющие основу этнической общности, многочисленны и разнообразны. Вопрос о приоритетной роли того или иного компонента является в науке дискуссионным. Для определения среди этих элементов места этнической культуры необходимо провести комплексный теоретический анализ проблемы определения механизмов, обеспечивающих существование этнических общностей.
В современной научной мысли существует плюрализм научных подходов к определению сущности феномена этничности. Такая вариативность объясняется тем, что изучение данной проблематики занимает важное место в проблемном поле таких наук как этнография, этнология, культурология, социология, психология, философия, и каждая из них рассматривает этническую проблематику под собственным углом зрения, и это существенно влияет на расстановку акцентов. Тем не менее, представляется возможным выделить ряд продуктивных идей.
Теория этноса, сформировавшаяся в советской этнографии под руководством Ю.В. Бромлея, в качестве ведущей выдвинула идею о том, что в основе этнических общностей лежит комплекс черт, в совокупности составляющих так называемые этнические определители. По мнению представителей этой школы, этносом является «...исторически сложившаяся на территории устойчивая многопоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» [24, с. 58].
К этническим признакам (определителям) относят следующие компоненты: единая территория, единое самосознание и самоназвание, язык и культура. Они, по мнению этнографов, и являются теми компонентами, наличие которых является обязательным для существования этноса. Этнография проделала огромную работу, с тем, чтобы выделить и описать эти компоненты. Особое внимание в этих исследованиях уделяется такому компоненту, как культура.
Этнографы подробно характеризуют в своих работах функции культуры, которые она выполняет в качестве этнического определителя. Описание данных механизмов, посредством которых явления культуры становятся неотъемлемой частью жизни этносоциального организма, детально изложено в трудах Ю.В. Бромлея и развито в работах его последователей [25]. Ю.В.
Бромлей подчеркивает особую значимость культуры для существования этнической общности и связывает ее с совокупностью этнодифференцирующих и этноинтегрирующих свойств культуры. Подчеркивая значение культуры как этнодифференцирующего признака, Ю.В. Бромлей определяет сами этносы как «... пространственно ограниченные «сгустки» специфической культурной информации...» [25].
Выполнение культурой этноинтегрирующей роли непосредственно связано с ее коммуникативной функцией, которая обеспечивает характерные для каждого этноса информационные связи в сфере культуры, то есть передачу этнокультурной информации. К.В. Чистов, подчеркивая функциональную значимость явлений культуры, при определении их этнических свойств, предлагает выделять функцию в качестве основного признака. Если явления культуры объективно объединяют членов этноса или различают этносы между собой, то они могут быть отнесены к явлениям этнической культуры. Важными при этом являются не только реальные признаки, но и субъективное восприятие этих явлений членами этноса [187].
Организация и методика анализа структурных компонентов жизненных сил этнической культуры
Для характеристики этнокультуры, представляющей собой систему взаимосвязанных элементов - жизненных сил, необходимо рассмотреть развитие каждой из жизненных сил. Этого требует принципы структурно-функционального и системного подходов, а также один из основных постулатов культурвитализма, утверждающий единство всех элементов системы, их органическую, естественноисторическую по происхождению взаимосвязь [140, с. 58]. Сложность социологического анализа жизненных сил этнокультуры определяется его предметом: предстоит выявить, проанализировать и представить целостную характеристику внутренних, глубинных компонентов, познание сущности которых требует погружения в контекст изучаемого культурного организма.
Для характеристики состояния каждой из жизненных сил этнической культуры может быть применена система следующих показателей: 1. форма и характер проявления жизненной силы культуры в социальной действительности; 2. выполнение основных функций жизненной силы в социокультурной действительности; 3. связь жизненной силы культуры с другими составляющими комплекса жизненных сил культуры.
Предложенная теоретическая схема рассмотрения жизненных сил культуры позволит определить их сущность, черты и роль в социокультурной системе. Выявленные особенности жизненных сил этнокультуры имеют универсальный характер, что дает возможность применять данную методику анализа при изучении каждой конкретной этнокультуры. Менталитет.
Характеристику жизненных сил культуры, понимаемых как каналы осуществления жизненных сил этнической общности, необходимо начать с рассмотрения сущностных, глубинных компонентов, оказывающих влияние на другие структурные элементы.
В качестве базового компонента этнической культуры, представляющего собой ее жизненную силу, должен быть рассмотрен менталитет. Принимая во внимание исследования психологов, историков, антропологов по проблемам менталитета, ведущиеся с конца XIX века, необходимо определить место менталитета в системе жизненных сил этнической общности и сделать вывод о сущности данного явления в контексте социологического витализма.
Менталитет представляет собой такую жизненную силу этнической культуры, которая, являясь интегральной характеристикой этнической общности, обусловливает структурную целостность и качественную определенность коллективного сознания на различных этапах развития. Он является интегральной характеристикой представителей конкретной культуры, которая позволяет описать своеобразие видения мира этими людьми и специфику их реагирования на окружающий мир. Менталитет задает культурный «код» или «шифр» культуры, ее качественные характеристики.
Менталитет представляет собой систему надындивидуальных устойчивых, преемственных представлений, образов и образцов поведения и мышления, эмоционально-психических проявлений, установок, стереотипов реакции членов социальной общности. Менталитет накладывает отпечаток на все продукты культурной деятельности и тем самым определяет своеобразие той или иной культурной системы. Это некий умственный строй (когнитивный тип) и психический склад (сенсотип) народа, находящие свое выражение в любых проявлениях социокультурной жизни [60, с. 50]. По образному выражению А.И. Пальцева, менталитет - это та кристаллическая решетка, которая определяет содержание формирующихся на ней элементов этнической психологии [121, с. 10]. На ментальной матрице возникает совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного этноса.
Для характеристики сущности менталитета как жизненной силы культуры необходимо остановится на свойствах, определяющих его качественные характеристики. Ведущими среди них являются следующие: традиционность, надындивидуальный характер, деятельностный характер.
Важнейшим свойством менталитета является его традиционность. Говоря о традиционном характере менталитета, прежде всего мы имеем в виду, что в его состав входят те элементы, которые сохраняют определенную культурную систему, обеспечивают ее качественное своеобразие, самовоспроизводимость, самотождественность в истории, непрерывность жизни культуры вопреки прерывности жизней отдельных ее представителей и смене людских поколений.
Другой отличительной чертой менталитета является его надындивидуальный характер. Национальная жизнь индивидуума в социуме и выполняемые им социальные функции обеспечивают формирование и закрепление свойств, которые образуют его психологический склад. Именно в процессе движения индивидуума в социуме происходит превращение психических процессов в ментальные образы личности. Надындивидуальный или социальный характер менталитета дает основание для объединения индивидов в общность, для обеспечения устойчивого существования данной общности.
Основные подходы к анализу современного развития жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства на Алтае рубежа XX - XXI веков
Основные направления исследования менталитета как компонента жизненных сил этнической культуры российских немцев Алтайского края.
Менталитет, как совокупность тех компонентов сознания, которые обусловливают его структурную целостность и качественную определенность на различных этапах развития этнической общности, проявляется в форме готовностей, предрасположенностей и установок действовать, мыслить и чувствовать.
Исследования менталитета российских немцев немногочисленны. Можно отметить лишь отдельные публикации в периодической печати. Необходимо отметить, что выводы о содержании основных направлений исследования менталитета как жизненной силы культуры, содержащиеся в диссертационном исследовании, представляют собой одну из первых попыток такого рода анализа, поэтому нуждаются в дальнейшем уточнении и конкретизации.
Анализ основных подходов к изучению менталитета российских немцев необходимо, на наш взгляд, начать с того, направления, которое представляет теоретическое основание. Таким теоретическим построением, объединяющим отдельные черты менталитета и объясняющим целесообразность их присутствия в ментальных установках российских немцев, способна выступить идея, выдвинутая авторитетным западным лингвокультурологом А. Вежбицкой [36]. Развивая эту идею и применяя ее к анализу ментальных установок, можно утверждать, что в основании ментальносте немцев лежит ряд принципов, которые определяют все остальные составляющие. Остановимся на их характеристике.
Определяющим компонентом ментальных установок российских немцев является стремление к обретению особого состояния - «Geborgenheit» (от нем. geborgen - «укрытый»), то есть нахождение в месте, где можно чувствовать себя в безопасности и защищенным. Потребность в таком состоянии на уровне ментальных установок возникла вследствие необходимости избавления от экзистенциального чувства страха. Оно стало преобладать в мировосприятии немцев вследствие широкого распространения идей Реформации. Именно с Реформацией было связано появление немецкого перевода Библии, выполненного М. Лютером. Библии на родном языке, была читаема, изучаема и заучиваема наизусть в течение четырех последующих столетий более, чем какая-либо другая немецкая книга и поэтому оказал глубокое воздействие на формирование особенностей менталитета. Среди исследователей биографии и творчества М. Лютера является общепризнанным, что - подобно большинству своих современников - он верил в то, что надвигается конец света и «Страшный Суд», и жил в постоянном ожидании этого. «Великие эсхатологические тревоги» этой эпохи оказали глубокое воздействие на общественное сознание и отразились на страницах Библии в переводе Лютера. Таким образом, определяющая особенность менталитета немцев сложилась под влиянием специфики исторического развития.
С точки зрения психологии состоянии постоянной неуверенности угрожает целостности человеческой психики. Неуверенность в основных вопросах бытия угрожает самой жизни. Поэтому необходимо было выработать механизм снятия этой тревожности и неуверенности. Инструментом такого снятия стало представление о наличии особого места или особых условий, где человек может не чувствовать страха. Это состояние уверенности, в свою очередь, связано со специфическим немецким понятием «Heimat» - родина, или родная сторона, рассматриваемая как место, где человек вырос и где он мог чувствовать себя в безопасности. Как указывается в литературе, посвященной понятию «Heimat», само слово предполагает что то вроде потерянного рая, единственного места, где можно было ощущать «Geborgenheit»(3ainHiu,eHHOCTb, уверенность) и быть свободным от «Angst»(cTpaxa) [36, с. 132]. Если Angst, как это формулировал М. Хайдеггер, представляет состояние nicht-zuhause-sein (нахождение вне дома), то Heimat представляет метафорическое и метафизическое «zuhause-sein», т. е. дом. В состоянии защищенности и уверенности не страшны превратности судьбы и жизненные опасности. Самое плохое, что может случиться с немцем - это быть лишенным своей Heimat. Тогда у него возникает ощущение, что рухнули основы бытия. Такое понимание особенностей менталитета российских немцев делает возможным объяснение и других его составляющих. Понятие Sicherheit, в котором совмещены идеи уверенности, безопасности и защищенности, имеет широкое значение и может обозначать укрытие, дорогу, рабочее место, доход. На наш взгляд, это связано с тем, что через эти понятия и реализуется потребность в уверенности и безопасности.
Анализ особенностей изучения этнокультурной специфики экономико- хозяйственного потенциала, социально-бытовых сил, политической активности российских немцев на Алтае рубежа XX - XXI веков
Этнокультура, являясь сущностной, субстратной основой этноса, способом реализации его жизненных сил, напрямую влияет на их состояние в каждой конкретной сфере жизни общества. Поэтому анализ состояния той или иной жизненной силы этнонациональной общности необходимо проводить с учетом влияния этнокультурных компонентов.
Особенности изучения современных этнокультурных аспектов хозяйственно-экономической деятельности российских нем це в Алтайского края.
Формирование жизненных сил человека в социально-экономической сфере является постоянным во времени процессом и может осуществляться в различных видах и формах. Их конкретное выражение зависит от того, какие виды потребностей человека они удовлетворяют. Система потребностей, несмотря на существующие универсальные закономерности, формируется в соответствии с ментальными установками, системой ценностей этнонациональной общности, то есть испытывает непосредственное воздействие со стороны компонентов этнической культуры. Исходя из этого, необходимо вести поиск оснований того или иного типа экономико-хозяйственной деятельности в содержательном наполнении компонентов этнической культуры. Отдельные типы потребностей, в процессе удовлетворения которых происходит реализация жизненных сил представителя этнонациональной общности, имеют различное содержание, которое зависит от этнокультурных установок. В соответствии с этими индивидуальными для каждой этнонациональной общности потребностями будет организован экономико-хозяйственный цикл.
К социально-экономическим характеристикам формирования жизненных сил человека в социально-экономической сфере относятся характеристики доходов и собственности, уровня и качества материального и духовного потребления социальных благ и услуг и др.
Использование жизненных сил человека в социально-экономической сфере включает в себя процессы их реализации в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Результаты использования можно оценить с помощью количества и качества, осуществленных в единицу социального времени социально-экономических общественно значимых действий в виде единичных операций производства, распределения, обмена и потребления и в свою очередь результатов этих действий. Объяснение же особенностей экономического цикла, тех или иных показателей следует искать в сфере этнокультурных особенностей.
Основной формой использования жизненных сил в социально-экономической сфере является занятость в экономике, в сфере социально-трудовых отношений в виде труда и предпринимательства. Труд выступает в качестве средства удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, развития человека, производительного потребления его сил и возможностей. Отношение к труду, определение его места в системе ценностей, наполнение процесса трудовой деятельности смыслом задается такими компонентами системы жизненных сил культуры, как менталитет и ценностно-нормативная система. Этническая культура также задает способы трудовой деятельности, формирует представление о том, каким образом достигается необходимый результат труда. Здесь особую роль играют такие компоненты ее жизненных сил, как религия, картина мира, ценностно-нормативный комплекс.
Характер использования жизненных сил человека значительно различается по сферам экономики (материальное и нематериально производство), секторам (государственный, муниципальный, частный), по отраслям экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.).
Кроме прямого использования жизненных сил в экономике, следует выделять такие косвенные формы их использования, как реализация потенций в сферах домашнего и личного подсобного хозяйства. Жизненные силы человека в значительном объеме тратятся в сфере домашнего хозяйства. Здесь также определяющее значение имеют этнокультурные модели ведения домашнего хозяйства. Они включают представление о видах труда в домашнем хозяйстве, о половозрастном распределении ролей, о желаемых результатах ведения домашнего хозяйства. Указанные особенности будут проиллюстрированы примерами этнокультурной специфики экономико-хозяйственной деятельности российских немцев Алтая. Исследование проблемы этнокультурных особенностей хозяйственно-экономической деятельности осложняется тем, что работы, рассматривающих экономику немцев Алтая единичны.
В качестве самостоятельных направлений исследований экономико-хозяйственной деятельности немцев Алтая можно выделить следующие: работы В.И. Матиса [98; 99; 101]; исследование, проведенное в 90-е гг. XX в. группой исследователей под руководством Л.Н. Азанова [138].