Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Методологические подходы к анализу обнаженности в женской моде 12
1.1 Обнаженность как явление культуры 12
1.2 Особенности детерминации появления моды на обнажающую женщину одежду 40
Глава 2 Социокультурные противоречия ориентации на обнаженность в женской модной одежде 64
2.1 Основные факторы, определяющие появление обнаженности в современной модной одежде 64
2.2. Отношение различных групп населения к обнаженности в женской моде 95
Заключение 120
Литература 125
- Обнаженность как явление культуры
- Особенности детерминации появления моды на обнажающую женщину одежду
- Основные факторы, определяющие появление обнаженности в современной модной одежде
- Отношение различных групп населения к обнаженности в женской моде
Введение к работе
Современный мир характеризуется разрушением прежних нравственных, эстетических норм, правил, определяющих в течение многих веков отношения между людьми. То, что еще сравнительно недавно считалось незыблемым, отвергается, заменяясь на новое, необычное, многими не принимаемое. Одной из причин таких изменений является превращение моды в движущую силу социокультурных преобразований. Она начинает диктовать приобретение не только одежды, но и аудио и видеотехники, средств телефонной связи, автомашин, мебели, косметических средств и т.д. Практически не осталось той сферы повседневной жизни, в которую бы не вторглась мода. Она побуждает людей учитывать не столько потребительские свойства товаров, их стоимость, сколько степень соответствия ее требованиям.
Мода с момента ее широкого распространения стала важнейшим способом развития ценностных ориентации, установок человека. Следуя ей, он уже должен с определенной периодичностью отказываться от прежних своих представлений о прекрасном, полезном, приятном и принимать те взгляды на свойства вещей, поведение людей, которые она утверждает в данное время. С ее помощью происходит смена культурных ориентиров, вызывая неизбежные изменения и в отношениях между индивидами и общностями.
Выделяются те группы, которые сразу принимают модные нововведения, им в разной степени противостоят другие, более медленно на них реагирующие или даже отвергающие. Внутри этих групп и между ними складываются разные отношения, влияющие на общий процесс социальных преобразований, происходящих в условиях дальнейшего ускорения технического прогресса. В связи с этим актуальной социологической проблемой становится изучение различных аспектов моды как социокультурного явления, все более и более активно влияющей практически на все стороны жизнедеятельности современного человека.
Необходимо выяснить как основные факторы, порождающие у индивидов, общностей потребность быть модными, так и противоречивые последст вия подчинения ее требованиям. Мода не имеет однозначно позитивного результата на всех этапах ее возникновения, утверждения и постепенного отмирания. Поэтому важной задачей социологического анализа становится определение тех изменений, которые она вносит в конкретный вид культуры, а в результате и в отношения между социальными субъектами. Такое исследование позволит глубже разобраться в основных механизмах преобразования сознания и поведения современного человека. В частности, более полно исследовать роль потребности в самоутверждении в изменении его жизнедеятельности.
Мода в одежде является самой первой и наиболее заметной формой проявления этого социокультурного феномена. Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с разными ее требованиями к мужчинам, женщинам, взрослым, детям. Он с раннего детства приучается оценивать окружающих по степени соответствия их одежды господствующим в данное время модным тенденциям. Одежда всегда влияла на содержание представлений о прекрасном и безобразном, допустимом и неприемлемом, этичном и аморальном в конкретный исторический период. В результате мода в одежде прямо или опосредовано воздействует на характер отношений между мужчинами и женщинами, представителями разных поколений, ее приверженцами и критиками.
Мода всегда отличалась по тендерному признаку. Наибольшие изменения происходили и происходят в женской модной одежде. Периодически возникают попытки сделать модной ту одежде, которая в большей степени раскрывает достоинства женской телесности. В связи с этим актуальной проблемой становится социологическое исследование особенностей воздействия модной одежды на те нормы, правила, которые регулируют отношения между мужчинами и женщинами. Существуют особенности ее влияния на взаимодействия двух тендерных общностей в прошлом, а также в наше время.
Оно характеризуется отмиранием прежней половой морали и утверждением норм, возникших в период т.н. сексуальной революции.
Произошло не только сближение в способах проявления сексуальных потребностей у представителей разных полов, возникла мода на одежду, которая либо скрывает данные природой отличия женщин от мужчин, либо их специально подчеркивает. С помощью модной одежды регулируется, в конечном счете, проявление сексуального инстинкта. На рубеже веков это выразилось в утверждении особой моды на одежду, повышающую обнаженность женской телесности. Благодаря новым материалам, поиску дизайнеров возникла одежда, которая создает иной в сравнении с традиционными этическими и эстетическими нормами образ привлекательной женщины. Обнаженность того, что почти всегда предписывалось женщине скрывать, стало отличительной чертой этой моды.
В связи с этим, становится актуальной социологической проблемой изучение влияния повышенной обнаженности в современной женской модной одежде на изменение некоторых норм и правил культуры взаимодействия мужчин и женщин в повседневной жизни. Важно выяснить направленность преобразований в системе регулирования культурой природных инстинктов человека под воздействием существенного раскрытия модой тех частей тела, которые всегда специально закрывались одеждой. Социологический анализ этой проблемы также позволяет выяснить изменение самого содержания представлений человека о свободе проявления его индивидуальности в современном социуме. Вновь обостряется противоречие в самоутверждении личности на основе внешних или внутренних достоинств. Обостряется в специфической форме проблема тендерного равенства в современной модной одежде.
Актуальной задачей становится исследование тех противоречий в культуре взаимодействия различных не только по полу, но и возрасту общностей, которые возникают в результате активного распространения обнажающей женщину моды в одежде. При этом важно изучить особенности ее утверждения в нашей стране, быстро копирующей многие нововведения в моде, создаваемой известными дизайнерами мира.
Социологический анализ указанных противоречий позволит выяснить возможности регулирования тех отношений между различными индивидами и общностями, которые возникают в процессе появление и распространении новой моды в одежде.
Степень изученности проблемы
Социологический анализ обнаженности в женской моде как социокультурного явления, прежде всего, опирается на работы таких исследователей культуры, как М. Вебер, Ю.Р. Вишневский, Л.Г. Ионин, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.И. Курбатов, К. Поппер, П. Сорокин, Ж.Т. Тощенко, Г. Тард, В.Т. Шапко. В их трудах раскрываются методологические подходы к анализу культуры и факторов, вызывающих ее изменение.
Важную методологическую роль в исследовании указанной проблемы выполняют работы, посвященные вопросу выяснения сущности телесности человека и форм ее проявлениях в разнообразных видах деятельности. Эти вопросы изучались Г.А. Ариной, Р.К. Баландиным, К. Визе, А. Гагановой, А.И. Коркошко, Р. Кюн, О.В. Лавровой, Э. Мичаурд, Н. Нарицыным, В.Н. Никитиным, В.В. Николаевой, А.Б. Орловым, В. Подорога, И.А. Серовой, Б. Тернером, Л. Этинген.
Так как повышенная обнаженность телесности влияет на проявление сексуальных потребностей человека, то следует специально выделить работы о роли полового фактора в регулировании поведения мужчин и женщин. Этот вопрос изучался СИ. Голодом, Е.А. Здравомысловой, В. Джонсон, А. Кинзи, О. Кифер, И.С. Коном, У. Мастере, А.В. Меренковым, М. Мид, Ю.И. Новоженовым, М.Н. Никитиной, Т.А. Пичугиной, Л.Л. Рыбцовой, А.Г. Со-сновским, А. Темкиной, 3. Фрейдом.
В последние годы выделилась особая отрасль социологического знания -социология тела. В рамках ее исследований анализируются разнообразные философские, психологические, социологические проблемы тела как социокультурного образования. В связи с этим следует отметить работы С. Велби, И.С. Кона, Д.В. Михель, Д. Моргана, В.А. Подорога, П.В. Романова, Б. Тернера, Д. Твигг, М. Фуко, Е.Р. Ярской-Смирновой.
Поскольку объектом изучения является мода в одежде, то при ее исследовании опирались на труды Л.В. Архиповой, Л. Бенаима, А.Б. Гофмана, 3. Бархатовой, А. Васильева, И. Доброхотовой, В.А. Зайцева, Г. Зиммеля, А.К. Зиновьева, В. Зомбарта, Р. Кеннинга, Е.В. Киреева, Л. Орловой, Л.В. Петрова, С. Рей, З.Л. Совдагаровой. В их работах изучены основные объективные и субъективные факторы, определяющие направленность изменения моды в разные эпохи.
Социологический анализ тенденций развития современной моды дан в работах Андреевой А.Ю., Васильева А., Володина В., Гофмана А.Б., Зелинг Ш., Кокаревой Л.В., Коркошко А.И., Курбатова В.И., Липовецкого Ж., Мас-ленцевой Н.Ю., Пармен Ф.М., Херсонской Е.А.
Проведенный нами анализ социологической литературы показал, что практически не исследована проблематика, влияния повышенной обнаженности в современной женской модной одежде на изменение моральных, эстетических норм, регулирующих взаимодействие двух полов, представителей разных возрастов. Появляется необходимость специального теоретического и эмпирического анализа тех проблем и противоречий, которые характеризуют обнаженность в современной женской моде как особое социокультурное явление.
Методологической основой исследования являются тендерный, исторический, структурно-функциональный, междисциплинарный подходы, позволяющие раскрыть направленность и особенности изменений в женской моде как в прошлом, так и в настоящее время. Выделяются основные причины, которые вызывали в отдельные эпохи потребность в повышенной обнаженности в женской одежде. Исследуется роль тех факторов, которые породили на рубеже веков очередную моду на повышенную обнаженность в женской одежде.
Использование тендерного подхода позволило обнаружить ту роль, которую выполняет повышенная обнаженность в одежде в регулировании отношений между мужчинами и женщинами. При этом изучаются особенности восприятия различными общностями проявления этой моды не только в женской, но и в мужской одежде. Междисциплинарный подход помог выяснить специфику философского, психологического, социологического анализа человеческой телесности и форм ее проявления с помощью модной одежды. Выделены основные противоречия, которые характеризуют утверждение современной моды на повышенную обнаженность в женской одежде.
Объект исследования - современная мода на повышенную обнаженность в женской одежде как социокультурное явление.
Предмет исследования - изменения, происходящие в нормах культуры, регулирующих отношение различных общностей к повышенной обнаженности в женской одежде.
Целью диссертационной работы является анализ основных противоречий, возникающих в культуре и отношениях между различными общностями в процессе утверждения моды на повышенную обнаженность в женской одежде на рубеже веков.
Задачи:
1. Осуществить анализ человеческой телесности как социокультурного явления.
2. Исследовать основные факторы, определяющие периодическое возникновение в истории западной культуры моды на повышенную обнаженность в женской одежде.
3. Изучить основные противоречия становления моды на повышенную обнаженность в современной женской одежде.
4. Выяснить общее и особенное в восприятии и оценке данной моды как ее создателями, распространителями, так и потребителями.
5. Изучить влияние данной моды на эстетические и нравственные нормы, регулирующие взаимодействие между различными общностями в современных условиях.
Эмпирической базой работы послужили материалы исследований, проведенных автором в 2002-2004 гг. Методом анкетирования по квотной выборке было опрошено 600 жителей г. Екатеринбурга, представляющих все основные социальные группы. Также методом анкетирования по двухступенчатой квотной выборке опрошено 300 подростков в возрасте 15-17 лет. Методом углубленного интервью было опрошено 15 известных в городе дизайнеров одежды, а также 15 моделей, постоянно представляющих модную одежду на различных конкурсах и выставках.
Научная новизна работы заключается в следующем:
-раскрыты особенности современной телесности как социокультурного явления. Они характеризуются ориентацией на конструирование всегда молодого, привлекательного тела с помощью использования последних достижений биотехнологий, медицины, косметологии, а также других способов обеспечения необходимых его характеристик;
- исследованы основные причины формирования современной моды на требуемые свойства телесности. Они связаны в первую очередь с появлением в последние годы многоотраслевой индустрии создания разными способами красивого и привлекательного тела;
-исследованы факторы, вызывающие потребность в повышенной обнаженности женской телесности. Рассматривается противоречие между реальной и желаемой обнаженностью;
-дано понимание обнаженности как атрибута телесности, так как мера ее раскрытия определяется господствующими в данной культуре моральными, эстетическими, правовыми, религиозными нормами и правилами. Исходя из этого, раскрываются основные тендерные особенности обнаженности;
-выявлены основные противоречия, характеризующие современную культуру обнаженности женского тела. С одной стороны, утверждаются об
щие с мужчинами нормы поведения на производстве, в быту, в интимной сфере. С другой стороны, обостряется потребность в стимулировании женщинами интереса к себе с помощью повышенной обнаженности в одежде;
- показаны исторические особенности изменения потребности в одежде, меняющей степень обнаженности женщины. Доказывается спиралевидный характер развития моды на такую одежду в западной культуре;
- исследовано противоречивое воздействие сексуальной революции на развитие женской моды. С одной стороны, идеология равенства с мужчинами формирует моду на «унисекс», с другой - появляется и развивается особая женская мода на повышенную обнаженность;
-на материалах конкретно-социологических исследований выявлены противоречия в оценке создателями моды и ее потребителями различных вариантов проявления обнаженности в женской одежде. Показано, что дизайнеры, независимо от тендерной принадлежности, возраста, позитивно оценивают большинство форм утверждения повышенной обнаженности в одежде, в то время, как у различных групп населения при ее восприятии и оценки четко проявляются тендерные и возрастные различия.
Практическая значимость работы
Результаты как теоретических, так и эмпирических исследований диссертационной работы могут быть использованы в процессе организации просвещения различных групп населения по поводу основных тенденций развития современной моды в одежде.
Они важны при подготовке будущих дизайнеров одежды в различных учебных заведениях региона и страны в целом. Они могут быть применены в работе тех специалистов, которые занимаются созданием современной женской и мужской одежды.
При чтении курсов: «Социология культуры», «Гендерная социология», «Социология молодежи», «Социология телесности».
Апробация диссертационной работы
Положения и выводы настоящей работы нашли свое отражение в выступлениях автора на практических конференциях: «Социальные и психологические аспекты профессиональной ориентации и адаптации учащейся молодежи». // Российская научно-практическая конференция, Екатеринбург, 2004; «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса, власти».// XX Международная научно-практическая конференция. Челябинск, 2004; «Возрождение России: общество-управление - образование, культура -молодежь» // 5 Всероссийская конференция, Екатеринбург, 2004; «Политическая культура и политические процессы в современном мире». // 7 Международная конференция памяти Л.Н. Когана, Екатеринбург, 2004; «Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» // 8 международная конференция памяти Л.Н. Когана. Екатеринбург, 2005.
Основные положения диссертационной работы были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. A.M. Горького.
Обнаженность как явление культуры
Социологический анализ обнаженности требует предварительного рассмотрения этого явления с позиций других наук. Прежде всего, обнаженность можно исследовать как биологическое явление. Природа наделила только человека телесной обнаженностью. Все животные имею защитный покров, обеспечивающий им не только возможность существовать в разных климатических условиях. Наличие шерсти, чешуи, особой кожи дает защиту от перепадов температур в течение суток, предохраняет от некоторых болезней, зубов хищников и т.д. Также природой дана разная окраска кожного покрова, что позволяет успешно прятаться от врагов, а также заниматься охотой. Необходимость создание специальных способов изменения поверхности тела у животных не возникает.
Лишив человеческое тело многих защитных свойств, природа фактически создала необходимость формирования целой совокупности искусственных способов регулирования его обнаженности. На организм действуют температурные изменения, существует потребность защиты его от болезнетворных воздействий. Возникает потребность в различной по функциям одежде. Также сами отношения между людьми разного возраста, пола, состояния здоровья осуществляются с учетом телесного фактора. Человек, являясь биосоциальным существом, все свои целенаправленные действия осуществляет с помощью работы различных органов тела. Оно является материальным носителем социальной деятельности. Одежда должна обеспечивать условия для успешной трудовой деятельности.
В процессе социализации индивидов происходит не только накопление знаний о нормах, правилах культуры. Каждый новый шаг в развитии ребенка сопровождается формированием новых способностей его организма. Руки учатся держать разные орудия труда, совершать сложные действия с приборами, механизмами. Ноги тренируются для выполнения каких-то операций с соответствующими частями машин, «учатся» находиться в определенной обуви, красиво двигаться и т.д. Если человек занимается специальными упражнениями, то возникает особая гибкость тела, повышенная координация движения, меняется внешний облик. Он также оформляется с помощью соответствующей одежды.
Следует говорить о том, что в процессе приобщения к культуре формируется особое «искусственное тело». Тело, которое создано для выполнения норм и правил, предписанных культурой конкретного социума. Оно может весьма существенно отличаться от того, что дано человеку от рождения. Он способен под влиянием культуры сделать его более сильным или же слабым, сопротивляющимся внешним воздействиям или легко на них реагирующим, с высоким потенциалом здоровья или же низким. «Отношение к телу - одна из важнейших ценностных ориентации любой культуры. Тело - непросто физическая, природная данность, а сложный социальный конструкт.»1
Фактически в процессе приобщения к культуре человек постоянно теряет свою естественность. Осознанно или не осознанно он конструирует тот организм, который позволяет ему функционировать и развиваться в конкретных жизненных условиях. Поэтому требуется различать естественное тело и созданную телесность. «Тело - физическая форма индивидуального человеческого бытия...».2 Телу дана способность менять свои свойства в процессе приобретения культурных навыков. При философском анализе тела чаще всего используют понятие «телесность». Данная категория вводится для того, чтобы выделить качественные изменения, происходящие с телом под влиянием культуры.
Американский исследователь Р. Кюн отмечает, что следует различать тело и телесность, когда идет речь о человеческом теле.3 Тело, это то, что обладает физическими характеристиками. Оно дано нам в ощущениях, может подвергаться расчленению. Его можно изучать с биологической, медицин ской точки зрения. Телесность отражает иное состояние тела. Телесность возникает в результате собственного опыта человека, когда он приспосабливается к определенной культуре. Она есть непосредственный опыт жизни. Поэтому включает в себя психическое переживание тела, а не только его физическую конструкцию. «Телесность есть сама душа, как Я субъективной личности».2 Эта душа раскрывается в каждом движении органического тела, которое само по себе становится некой субъективной реальностью.
Исследователь в этих рассуждениях отмечает то, что, во-первых, человек является единственным существом, которое способно взглянуть на свое тело со стороны. Ребенок в 1,5-2 года, смотря на себя в зеркало, впервые начинает выделять себя из окружающего мира и оценивать какие-то внешние данные. При этом у него сразу возникает свое собственное видение данного ему от природы тела. Оно никогда не оценивается как неуклюжее, плохо сложенное и т.п. Психическое конструирование тела всегда начинается с положительного взгляда на себя.
Во-вторых, создаваемый образ не отражает реальности. Он сразу становится субъективно значимым для индивида, чтобы человек чувствовать себя комфортно. Такой образ создается в подсознании для обеспечения активного взаимодействия с окружающим миром. Воспринимая на основе личного опыта свое тело как способное к различным действиям, индивид приобретает ту смелость, уверенность, которая необходима при освоении постоянно возрастающих требований к его телесности. «Отраженная телесность или образ тела - это особая ментальная форма, результат чувственного опыта человека, явленного в телесном (эмпирическом) и в душевном (ментальном, возможном) измерениях».3
Особенности детерминации появления моды на обнажающую женщину одежду
Мода как особое социокультурное явление создает третью форму регулирования телесности. Первая заключается в системе социальных требований к человеческому телу. Общество вырабатывает критерии приемлемой телесности, выделяет способы ее достижения и производит соответствующую оценку индивидов. Вторая форма регулирования выражается в нормах отношения к самой обнаженности. Определяются допустимые границы обнаженности, способы взаимодействия с теми, кто нарушает установленные для каждой социальной группы правила демонстрации телесности в типичных ситуациях. Мода создает третью форму, так как в своих инновациях она всегда опирается на существующие моральные, эстетические нормы и только частично варьирует их проявление, выделяя какие-то новые способы реализации потребностей различных индивидов в обнаженности.
Поэтому вполне обоснованно может возникнуть мода на одежду, обувь, способы поддержания привлекательного тела, с помощью которых обнаженность получает новые варианты своего проявления. Женская мода становится особым фактором управления как культурой возникновения потребности в обнаженности, так и способами реагирования на нее различных общностей. При этом мода не сводится только к фасону платья, высоте каблука, длине юбки. Она включает в себя и иные способы влияния на телесность. Это конструирование внешних параметров тела с помощью оздоровительных, медицинских процедур, косметических средств, физкультурно-спортивных занятий и т.д. В связи с этим, модную одежду необходимо рассматривать в современных условиях как элемент целой системы активного воздействия на тело с целью повышения его привлекательности в обнаженном виде.
Прежде, чем проанализировать особенности детерминации проявления обнаженности в женской моде, рассмотрим основные характеристики самой моды в целом. «Мода понимается как одна из форм, один из механизмов социальной регуляции человеческого поведения: индивидуального, группового и массового», - отмечает А.Б. Гофман». В данной характеристике моды, во-первых, подчеркивается социальная сущность моды. Во-вторых, выделяется ее регулирующая функция. Она проявляется в том, что с помощью моды на те или иные вещи, способы общения, меняется как сознание, так и поведение людей. Данная способность моды вытекает из того, что она создает определенные стандарты, которым должны следовать значительная масса людей. Как отмечал американский исследователь- Г. Блумер, мода «способствует коллективному приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей».2
Стандарты являются особой формой нормативности в жизни общества. Оно не может существовать без установления общих правил поведения разных по своим желаниям, склонностям, личных характеристикам индивидов. Соблюдение норм большинством людей обеспечивает саму возможность их совместной жизни. Человек ожидает соответствующего правилам поведения от других, также ориентируясь на их выполнение в конкретной ситуации. Стандарты отличаются от норм тем, что они возникают в конкретных исторических условиях и обеспечивают разную форму реализации одних и тех же по содержанию норм. В течение длительного периода времени могут существовать и отмирать разные стандарты, не затрагивая сущность давно выработанных социумом норм и правил. Так, например, в рамках обязательного ношения длинного женского платья менялись стандарты, предъявляемые к форме юбки: она могла быть более или менее широкой, одеваться на специальный каркас, или же свободно спускаться вдоль ног.
Эти стандарты, действующие в определенный период времени и сменяющее друг друга, представляют собой содержание моды. Мода, следовательно, представляет собой возникший в конкретных пространственно-временных рамках новый стандарт реализации определенных эстетических, нравственных, гендерных, потребительских и иных норм жизнедеятелъно emu человека. Она возникает на таком этапе исторического развития, когда, во-первых, появляются материальные возможности для создания иных спо собов реализации конкретных норм. Во-вторых, требуется готовность самого общественного сознания к тому, чтобы принять новые способы осуществле ния уже устоявшихся норм. Когда же мода возникает в самом процесса смены содержания норм и правил, тогда она выполняет роль катализатора существенного обновления содержания конкретного вида человеческой деятельности.
Так, например, смена в ходе сексуальной революции моральных норм, регулирующих правила добрачного общения мужчин и женщин, сопровождалась и усиливалась модой на очень короткую юбку. Она указывала на раскрепощение женщины в сексуальном поведении. Почти полная обнаженность ног выполняла роль сигнала готовности к реализации мужского варианта поведения в интимной обстановке.
Сущностная характеристика моды как формы стандартизации поведения индивидов и общностей признается ведущими исследователями этого явления.1 Однако не выделяется связь моды с нормами, что ведет к возникновению представлений о произвольном возникновении конкретного модного явления. Модные стандарты, видимо, появляются тогда, когда формируется стремление разнообразить реализацию конкретных норм определенной социальной группой. Это отмечал еще Г. Зиммель, утверждая, что «всякая мода есть классовая мода...».2 Проявляется присущая людям потребность в некотором обновлении привычной для них жизни. Если для этого имеются необходимые технические средства, материальные, финансовые ресурсы, заинтересованные в этом индивиды, то тогда происходит смена стандартов в результате появления и распространения новой моды. Г. Зиммель выдвинул теорию «просачивания» моды, объясняя ее движение из одной группе, в другую, еще не охваченную новые веяниями.3
Основные факторы, определяющие появление обнаженности в современной модной одежде
С 60-х годов XX века началась сексуальная революция, которая существенно изменила систему регулирования отношений между полами в интимной сфере. Если прежде женщине предписывалось быть пассивной в сексуальных отношениях, ожидающей проявление к ней внимания мужчины, и подчиняющейся его воле, то новая мораль сняла запреты на ее поведение с представителями другого пола. Принцип всеобщего социального равенства полов был механически распространен и на те отношения, которые регулируются не только культурой, но и природой. Женщине не только позволялось, но и предписывалось проявлять ту же сексуальность, которая характерна для мужчин.
В частности, испытывать такое же влечение и реализовывать его, не ожидая готовности к взаимности со стороны представителя «сильного» пола. В самом половом контакте обязательно доводить себя до оргазма, ориентируясь не столько на природные особенности, сколько на требования сексуальной моды.
Можно говорить о том, что сексуальная революция не только отвергла прежнюю половую мораль, те традиционные нормы, которые определяли поведение представителей «слабого» пола. Она фактически посягнула на саму женскую природу. Она, как отмечают исследователи, характеризуется менее выраженной сексуальной возбудимостью и способностью к обязательному переживанию высшего наслаждения при каждом половом контакте.1 Мужчины самой природой наделены возможностью к постоянному получению удовлетворения при каждом половом акте. Этим объясняется их ведущая роль, инициативность в сексуальном общении.
Сексуальная революция требует изменения самих природных характеристик половой системы женщины. Устанавливается специфическая мода на схожее с мужчинами поведение в интимных отношениях.
Она, как и любая мода, носит характер демонстративности, показывая принадлежность индивида к авангардной группе. А.Б. Гофман отмечает, что всегда модными ценностями являются «современность, универсальность, демонстративность и игра».1 Женщина в половом контакте должна обязательно продемонстрировать схожую с мужчиной сексуальность, способность испытывать такое же, как у него восхищение, радость от общения с партнером. Так как от природы ей это не всегда дано, то надо играть, изображать восторг. Иначе, мужчине она покажется несовременной, ограниченной. В следующий раз по этой причине он может не захотеть с ней интимной близости. Как и любая мода, эта заданность на нужное поведение принуждает человека быть таким, как референтная для него группа. Однако важнейшая специфика этого вида моды заключается в том, что она не только меняет прежние культурные предписания, впервые осуществляется попытка преобразовать саму природу человека как биосоциального существа.
Видимо, какой-то части женщин удается изображать то, что предписывается нормами сексуальной революции, когда их половые контакты носят случайный характер. Происходит демонстрация внешних ценностей, а не внутренних, как и в любой моде. Женщине можно периодически сыграть образ сверхсексуальной партнерши для привлечения к себе мужчины, но даже среди проституток только каждая шестая имеет повышенную сексуальную возбудимость . Вступая в брак, подавляющее большинство женщин возвращается к своей изначальной природе. Она всегда оказывается сильнее той культуры, которая пытается ее существенно преобразовать. Как отмечает
А.Б. Гофман: «Модным стандартам присуща общепринятость, но...не полная, как в обычае, а всегда частичная...» .
Этим, в частности объясняется то, что в последнее время отмечается постепенный отказ от культуры, порожденной сексуальной революцией. Многие ее нормы и правила реализуются в наше время преимущественно в поведении отдельных групп подростков, молодежи до 30-ти лет. Одновременно происходит частичный возврат к тем ценностям интимного общения, которые господствовали в течение многих веков.
Сексуальная революция, ориентируя на новые сексуальные отношения, создала свою моду в женской одежде. В конце 60-х годах XX века она выразилась в резком сокращении длины юбки. Если в начале этого века уменьшение длины юбки до колена была вызвана необходимостью приспособления женщины к требованиям новой производственной, бытовой жизни, в которой появилось много машин и механизмов, то обнажение ног в моде последней трети столетия вызвана иными причинами. Надо было показать готовность женщины к отказу от прежней половой морали, предписывающей ей быть скромной, не вызывающей повышенный сексуальный интерес мужчин.
Очень открытые ноги всегда трактовались как самый сильный внешний сексуальный возбудитель. Мужская природа требует в этом случае полного их обнажения, формируя готовность к половому общению с данной женщиной. При этом речь не идет о какой-то влюбленности, а тем более любви. С помощью такой одежды приводятся в действие лишь половые инстинкты. Только культурные ограничения заставляют мужчину как-то сдерживать свою активность.
Поэтому данная мода на повышенную обнаженность ног была вызвана, в первую очередь, необходимостью уравнять в сексуальной сфере женщин с мужчинами. Фактически утверждалась особая ценность полового влечения, как того природного фактора, которому нужно обязательно подчиняться и мужчине, и женщине. Прежняя мораль требовала его ограничения и в большинстве случаев подавления инстинктов.
Конечно, люди ко всему сравнительно быстро привыкают, и многие мужчины через какое-то время перестали остро реагировать на данную форму усиления их полового влечения. Но в общественном сознании четко сформировалось мнение о том, что длина юбки женщины указывает на степень ее сексуального желания вступить в половые отношения со многими мужчинами. «Прилично» ведущие себя девушки контролируют длину юбки.
Так как любая мода не может быть долговечной, то уже к концу 70-х годов стала возвращаться мода на длинную юбку. Степень обнаженности женского тела существенно понизилась, что не повлияло в целом на уровень сексуальной активности мужчин. Данный факт только подтверждает ведущую роль природного начала в отношениях между двумя полами, а не каких-то культурных нововведений. В то же время следует отметить и роль идеологии женского равенства в изменении той моды, которая господствовала с начала 80-х годов до середины 90-х.
Борцы за равенство стремились к тому, чтобы не только в образовании, на производстве, в политической жизни женщине были предоставлены равные права с мужчинами. Одежда должна была, по их мнению, перестать дискриминировать женщин. Поэтому следует носить то же, что и представители другого пола. Так было обосновано появление моды на брюки, свитера, рубашки, очень схожие с мужскими. Возникла мода под названием «унисекс».
Отношение различных групп населения к обнаженности в женской моде
Мода всегда вызывает разное к себе отношение у простых ее потребителей в зависимости от многих социальных факторов. Прежде всего, сказывается степень сохранения у тех или иных социальных групп стереотипов привычного для них стиля одежды. Отношение к моде в одежде формируется еще в раннем детстве. Если она на протяжении длительного периода жизни представителей определенного поколения характеризовалась конкретным сочетанием открытости и закрытости, то человеку очень сложно воспринимать те нововведения, которые ведут к существенному обнажению женского тела. В то же время, когда в подростковом возрасте данная мода оказывается вполне естественной, то степень адаптации к ее требованиям оказывается значительно выше.
Однако, говоря о влиянии социально-демографических факторов на отношение к женской моде в нашей стране, следует отметить определяющее влияние качественных преобразований в духовном мире наших соотечественников в результате краха коммунистической идеологии и утверждения новых моральных и эстетических норм, вызванных рыночной экономикой. В настоящее время ее становление характеризуется не только отказом от прежней половой морали, но и более широким и глубоким преобразованием в системе моральных регуляторов в жизнедеятельности человека. Даже те нравственные правила, которые в других странах с этим же типом экономики принимаются большинством населения как нужные для повседневной жизни, в нашей стране в настоящее время реализуются сравнительно небольшой частью населения.
Речь идет о том, что воспринимается в качестве прекрасного и безобразного в человеческом поведении, что считается вполне допустимым в отношениях между представителями двух полов. Так, например, существенно понизилась ценность таких моральных качеств, как скромность, целомудрие, честность, принципиальность, чувство собственного достоинства и т.д. Эти и многие другие моральные факторы являются ведущими при оценке тех изменений, которые происходят в моде в связи с возрастанием степени обнажения женского тела.
Следующим фактором, который определяет оценку обнаженности в женской моде различными группами населения, является отношение к таким важнейшим социальным характеристикам человека, как женственность и мужественность. Традиционно мужчине приписывались такие качества, как высокая активность, готовность к демонстрации силы, стойкости, смелости в сложных ситуациях, готовность защитить женщин и детей, когда создается угрожающая ситуация для их здоровья и жизни. При этом считалось, что мужчина должен быть менее эмоциональным, открыто не показывающим свои чувства и переживания.
Женственность включает в себя умение быть мягкой, чувственной, эмоциональной, обязательно привлекательной, стремящейся к созданию приятного для окружающих внешнего облика. Та или иная степень обнаженности тела в первую очередь призвана показать именно эти женские качества, а не силу, стойкость характера того, кто носит соответствующую одежду.
Влияние указанных факторов нами было изучено в ходе социологического исследования, проведенного среди различных по возрасту, полу, социальному положению групп населения крупного промышленного центра. Оно позволило выяснить как отношение к современной моде в целом, так и к ТЄНГ денции повышения степени обнаженности в женской одежде. Исследование показало следующее отношение к модной одежде мужчин и женщин.
Ответы респондентов показывают, что модная одежда, прежде всего, выступает фактором повышения привлекательности внешнего вида человека. Значит, эстетический компонент модной одежды вышел на первое место. Он стал важен для любого человека, независимо от его принадлежности к тому или иному полу, а также возрастной группе. Мужчины перестали быть равнодушными к своей внешности. Они фактически усвоили то отношение к ней, которое всегда господствовало среди женщин. В этом смысле можно говорить о некотором изменении тендерных характеристик мужчин. Они в чем-то копируют отношение женщин к модной одежде, считая, что она делает их более привлекательными.
Такое отношение к одежде когда-то было свойственно только представителей высшего общества. Оно требовало от каждого мужчины красивой, модной одежды. Простые люди вообще не имели представления о моде. При социализме быть модными могли только те, кто имел доступ к дефициту. Рыночная экономика позволило почти всем группам населения, независимо от пола, пытаться в своей повседневной одежде выражать основные тенденции моды. Мужчины получили возможность с помощью специальных жур налов следить за модой, некоторые из них посещают презентации модной одежды. Включение в бизнес требует от многих из них обязательно носить современную, стильную одежду.
Формируется потребность быть красивым, привлекательным, чтобы утверждать у окружающих людей представление о достигнутом успехе. Он непосредственно связывается с наличием самой возможности постоянно приобретать самую модную одежду. Рыночная экономика, создавая высокий интерес к моде, по материальному признаку существенно разделяет людей в зависимости от возможности свободно реализовать установку на приобретение соответствующей одежды. Однако пока большинство людей, как показало наше исследование, не рассматривают материальный фактор как очень значимый в удовлетворении потребности быть модным. Считается, что сравнительно небольшие доходы все-таки позволяют приобретать соответствующую модным тенденциям одежду.
Главное заключается в том, что она указывает на современность человека. Этот фактор был поставлен респондентами на второе место в системе тех факторов, которые побуждают их следить за модой, покупать соответствующую одежду. Никому не хочется выглядеть принадлежащим к тем, кто представляет собой прошлое, устаревшее. Быть современными хотят не только молодые, но и люди старше 50 лет.
Разное мнение обнаружилось в отношении к моде, как фактору обновления внешнего вида человека. У женщин потребность в обновлении выражено сильнее. Это вызвано тем, что с момента широкого распространения моды в одежде, она стала практически самым главным способом преобразования их внешних характеристик. Прежде, когда простые люди десятками лет практически носили одну одежду, и им не требовалось менять с ее помощью свой внешний вид, мода вообще не могла существовать. Она появляется тогда, когда возникает реальная возможность и потребность в изменении различных сторон существования человека. Поскольку женщина во все времена стреми лась обратить на себя внимание мужчин, то она и прежде пыталась как-то украсить свою обычную одежду.
Мода позволяет ей более полно удовлетворить потребность в привлечении к себе внимания с помощью внешнего обновление. Новое всегда вызывает повышенное внимание окружающих. Им необходимо привыкнуть к тому, что непривычно. Если же новое усиливает привлекательность облика, то могут возникнуть с кем-то более близкие отношения.
Следовательно, с одной стороны, глубинная потребность человека в новизне становится двигателем развития самой моды. С другой стороны, само существование модной одежды побуждает всех периодически что-то менять в своем внешнем облике. Она приучает окружающих оценивать человека не только на основе видимых его физических характеристик, а в первую очередь тех, которые сформированы с помощью модной одежды, обуви, различных аксессуаров.
Особенно выражена эта установка у женщин. Они хотят выработать у мужчин умение оценивать их как людей, способных управлять своим внешним видом. При этом таким образом, что он всегда будет вызывать у представителей другого пола приятное удивление, восхищение. Женщина с помощью обновления своей одежды как бы создает у мужчины представление о том, что он с ней будет постоянно испытывать только положительные переживания. Восхищение ею со временем у него не ослабнет.