Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического исследования коммуникативной культуры сетевых Интернет-сообществ
Сетевая коммуникация как предмет социологического анализа
Сетевые Интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики
Коммуникативная культура сетевых Интернет-сообществ: операционализация понятия
Глава 2. Коммуникативная культура в сетевых Интернет-сообществах Рунета
Сетевые Интернет-сообщества в коммуникативном пространстве Рунета
Коммуникативные практики российских сетевых Интернет-сообществ
Влияние культуры Интернет-коммуникаций на формирование реальных социальных практик в современном российском обществе
Заключение
Список использованной литературы
- Сетевые Интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики
- Коммуникативная культура сетевых Интернет-сообществ: операционализация понятия
- Коммуникативные практики российских сетевых Интернет-сообществ
- Влияние культуры Интернет-коммуникаций на формирование реальных социальных практик в современном российском обществе
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одной из основных характеристик современного общества является развитие и активное распространение информационных технологий, неизбежно сопровождающееся становлением новых форм социальности и способов жизнедеятельности. Наиболее яркой манифестацией внедрения этих технологий является глобальная компьютерная сеть Интернет, которая начинает играть роль значимого культуросозидающего фактора. Интернет, пользователями которого являются более трети населения планеты, способствует перемещению жизнедеятельности человека в киберпространство. Эта особая социокультурная реальность, предоставляя человеку уникальные возможности взаимодействия и развития, одновременно требует от него освоения особых знаний, норм и поведенческих навыков, порождает новые проблемы.
Ярким проявлением возможностей социокультурного конструирования в виртуальном пространстве является факт возникновения различных сетевых сообществ. Они, с одной стороны, являются продолжением и новым измерением традиционно сформировавшихся общественных структур, а с другой, - представляют собой социокультурное пространство, в котором развивается особое качество повседневной жизни. Интерес к Интернет-сообществам обусловлен не только тем, что в них появляются новые типы социальности, получают апробацию гибкие горизонтальные связи, релятивизирующие прежние коммуникационные структуры и плохо поддающиеся централизованной координации, но и тем, что здесь формируется особая культура, обеспечивающая стабильность и эффективность сетевой коммуникации. Вполне очевидно, что данные обстоятельства стимулируют исследовательский интерес к коммуникативной культуре в сетевых Интернет-сообществах.
Дополнительную актуальность данному исследованию придают особенности интеллектуальной ситуации в современной отечественной социологии. Несмотря на то, что дискуссии об Интернет-коммуникациях активно ведутся в социогуманитарном знании на протяжении последних десятилетий, в российской социологической традиции пока не сложись устойчивые ракурсы ее осмысления, отсутствуют четкие представления о сущности и особенностях сетевых комьюнити, не охарактеризованы коммуникативные практики в сообществах Рунета. Можно сказать, что проблемы коммуникаций в виртуальном пространстве «бросают» определенный вызов современной науке, поскольку новые формы социальности зачастую невозможно осмыслить с помощью традиционных социологических концептов. Поэтому остро встает вопрос о новых методологических концепциях, теориях и понятиях, способных описать и объяснить специфику социальных форм в киберпространстве.
Таким образом, актуальность темы, заявленной в диссертационном исследовании, имеет как практические, так и теоретические основания. Изучение коммуникативной культуры Интернет-сообществ является необходимым и важным направлением социологических исследований, которое позволяет не только получить объективную информацию о значимых феноменах современного общества, но и выявить перспективы развития самих комьюнити, оценить влияние способов взаимодействия, складывающихся в сообществах Рунета на реальные социальные и культурные практики.
Степень разработанности проблемы. Проблемы коммуникации в Интернет сообществах, благодаря своей актуальности, привлекают внимание исследователей из различных областей знания – социологии, философии, культурологии, психологии. В силу новизны и дискуссионности проблематики говорить об устойчивых традициях социологического анализа коммуникативной культуры Интернет-сообществ нельзя, однако в настоящее время существует достаточно большое количество исследований, в которых освещаются те или иные аспекты темы диссертации.
В работах ведущих западных социальных теоретиков ХХ столетия Д. Белла, Г.Бехманна, П. Бурдье, Э. Гидденса, Н. Лумана, М. Маклюэна, И. Масуды, Т. Стоуньера, Ю. Хабермаса общество концептуализируется как пространство коммуникаций, а развитие технологий, обеспечивающих расширение коммуникативных возможностей, рассматривается в качестве важной детерминанты социального развития. В отечественной традиции данная тематика разрабатывается в трудах Р. Н. Абрамова, А. В. Бегиина, Б. З. Докторова, В. А. Емелина, В. Л. Иноземцева, В. Н. Костюка, И. С. Мелюхина, Ю. Ю. Перфильева, А. И. Ракитова, В. В. Тарасенко, А. Д. Урсула и др.
Вопросы культурного потенциала коммуникаций поднимаются в работах К.-О. Апеля, М. Бахтина, У. Бека, Ж. Бодрийяра, М. Бубера, Ю. Лотмана, Д. Серля, Ю. Хабермаса. Роль коммуникации в конструировании социокультурного порядка охарактеризована в произведениях П. Берегера, Т. Лукмана, А. Шюца.
Наиболее проработанное обоснование понятие социальной сети получило в теории сетевого общества М. Кастельса, который использует его для метафорического описания особенностей современного социума. Исследованиями Интернета как пространства сетевых коммуникаций занимались также такие зарубежные авторы, как М. Грановеттер, Б. Латур, Дж. Урри и др. Теоретико-методологические основы исследования феномена сетевой коммуникации изложены в трудах отечественных исследователей М. А. Василика, Е. П. Белинской, Г. В. Градосельской, А. В. Назарчука, Л. В. Нургалеевой, И. Г. Пригожина, В. М. Сазонова, В. М. Сергеева, И. Е. Штейнберга.
Исследованиям особенностей виртуальной реальности и виртуальной коммуникации посвящены работы Д. В. Галкина, Э. Дайсона, В. А. Емелина, Д. В. Иванова, А. И. Каптерева, Н. В. Корытниковой, В. М. Розина. В. В. Тарасенко, Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна, в трудах которых изложены основы теории виртуализации и выявлены специфические характеристики компьютерно-опосредованной коммуникации в виртуальной среде.
Эмпирические социологические исследования Интернета в России, затрагивающие социальные, культурные и политические аспекты его функционирования, становятся все более актуальными по мере его распространения и роста влияния. Они периодически публикуются в отчетах компаний Gallup Media, ВЦИОМ, «Комкон-2», Фонд «Общественное мнение».
Важное значение в рамках исследуемой проблематики имеет классическая теория социальной общности, разработанная такими западными социологами, как М. Вебер, Р. Мертон, Р. Парк, Т. Парсонс, Ф. Теннис. Вопросы становления и развития Интернет-сообществ отображены в работах Дж. Подольны, К. Пэйджа, Г. Рейнгольда, Р. Скобла, Б. Уэллмана и др. Среди отечественных исследований в данной области примечательны работы следующих авторов: С. В. Бондаренко, И. А. Быкова, В. В. Зайонц, Р. В. Кончаковского, В. Ю. Нестерова, С. А. Паринова, В. Н. Поправко, И. Н. Розиной, А. Б. Скуратова, А. А. Стриженко, А. Н. Чуракова, В. Н. Щербиной. В этих работах описывается разнообразие Интернет-сообществ, специфика коммуникации их членов, формирующаяся в их пространстве онлайн-культура. Проблематике социокультурных и социально-психологических аспектов сетевого общения посвящены исследования А. В. Бахмина, Е. П. Белинской, Т. Ю. Виноградовой, А. Е. Войскунского, В. И. Тищенко и др.
Важное место в рамках исследуемой проблематики занимает осмысление концепта коммуникативных практик. Большой вклад в развитие социологической теории практик внесли такие зарубежные исследователи, как П. Бурдье, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, И. Гофман, Дж. Сёрль, М. Фуко, А. Шюц и др. В российской социологии тематизация социальных практик в структуре современного жизненного мира содержится в произведениях В. В. Васильковой, В. С. Вахштайна, В. В. Волкова, Л. Г. Ионина, Е. М. Порецкиной, И. Б. Пржиленской, О. В. Хахордина и др. Проблематике собственно коммуникативных практик в виртуальной среде посвящены работы А. А. Дьякова, В. В. Зотова, Н. К. Иконниковой, А. Л. Радкевича и др.
Возрастающий научный интерес к информационной и коммуникативной культуре в целом, стимулирует и ее осмысление с точки зрения социологии. Этой проблематике посвящены исследования А. Е. Жичкиной, Е. Н. Комарова, В. П. Конецкой, Е. С. Ляшенко, И. А. Негодаева, Э. К. Погорского, Г. Г. Почепцова, Л.А.Прониной, В. В. Щербины.
Богатый эмпирический материал относительно исследований культурных практик на региональном уровне собран в работах Т. И. Афасижева, С. А. Ляушевой, А. П. Федоровского, Р. А. Ханаху, Р. Д. Хунагова, А. Ю. Шадже.
Анализ перечисленных работ показал недостаточную исследованность темы коммуникативной культуры сетевых Интернет-сообществ Рунета, что может быть объяснено как ее сравнительной новизной, так и стремительностью социальных изменений пространства Интернет-коммуникации.
Актуальность темы и ее научная разработанность определили выбор проблемы, объекта, предмета исследования и обусловили постановку его цели и задач.
Объектом исследования являются сетевые Интернет-сообщества современного российского социума.
Предмет исследования: коммуникативная культура в сетевых Интернет-сообществах Рунета.
Цель исследования – выявить особенности коммуникативной культуры в сетевых Интернет-сообществах пространства Рунета и проследить ее влияние на реальные социальные практики. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
определить методологические особенности социологического анализа сетевой коммуникации;
выявить сущность и обрисовать социокультурные характеристики сетевых Интернет-сообществ;
произвести структурную операционализацию понятия «коммуникативная культура сетевых Интернет-сообществ»;
охарактеризовать сетевые Интернет-сообщества в коммуникативном пространстве Рунета;
на основе анализа коммуникативных практик показать особенности коммуникативной культуры сетевых Интернет-сообществ Рунета;
проследить влияние культуры Интернет-коммуникаций на реальные социальные практики в современном российском обществе.
Гипотеза исследования. В современном обществе коммуникативные практики сетевых Интернет-сообществ становятся необходимыми разновидностями культурного взаимодействия социальных акторов. Основываясь на традиционных образцах социокультурной коммуникации, сообщества Рунета создают свою собственную культуру виртуального взаимодействия пользователей, которая распространяется посредством диффузии и носит шаблонный характер, нивелируя уникальность каждой группы. Влияние культуры сетевых сообществ на реальные практики современного российского общества ограничивается сферой повседневности, не выходя за рамки рутинных структур жизненного мира.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют концептуальные положения целого ряда классических и современных социологических теорий, имеющих эвристическую значимость при исследовании заявленной проблематики. В качестве теоретико-методологического фундамента работы использовались исследования в области социологии культуры (Н. И. Лапин, Л. Г. Ионин, П. С. Гуревич, П. Сорокин), дающие более полное представление о роли культуры в социальных изменениях современного общества. Социокультурный и аксиологический подходы к пониманию коммуникативных процессов позволили представить коммуникацию как процесс конструирования смыслов, лежащий в основе воспроизводства социальности.
Для выявления сущности и характеристик коммуникации в сетевых Интернет-сообществах использовались концептуальные положения теории информационного общества, теории сетевого общества М. Кастельса, теории медиа М. Маклюэна. Механизмы образования и функционирования сетевых сообществ исследовались с опорой на теории социальных общностей, представленные в современной социологической науке.
Коммуникативные практики в Интернет-комьюнити Рунета изучались на основе положений теории социального действия М. Вебера и Ю. Хабермаса и концепций социальных практик, выдвинутых П. Бурдье, Э. Гидденсом, Г. Гарфинкелем, А. Шюцем. Для более полного понимания специфики культуры коммуникативных практик в виртуальной среде использовались концепты и методологические принципы теорий коммуникативного действия и структурации. Корректное сочетание перечисленных методологических принципов и подходов дало возможность обеспечить репрезентативность диссертационного исследования.
Методы и информационная основа исследования:
- анализ результатов исследований российских и зарубежных ученых: «Динамика аудитории онлайн-видео в России», проведенного компанией TNS-Россия в 2014 году, «Чего ждут люди от групп в соцсетях», проведенного Агентством «Progression» совместно с компанией «Online Market Intelligence»в 2014 году, «Развитие Интернета в регионах России», проводимого компанией «Яндекс» за 2012-2014 годы,
- исследование методом статистического наблюдения в течение 2011-2014 годов коммуникативных процессов в сообществах Рунета;
- опрос «Чего Вы ждете от сообществ в социальных сетях?» среди участников Интернет-сообществ (N=485), проведенный в 2014 году,
- опрос «Вы в Интернете», методом интервью через личную переписку 480 участников сообществ из различных социальных площадок Рунета в течение 2012-2014 годов;
- опрос «Интернет-сообщества и реальная жизнь» среди пользователей социальных сетей (N=406) в 2013 году;
- мониторинг контента сообществ Рунета (N=567 тысяч) с использованием поисковых инструментов компании «Яндекс», а также специализированного программного обеспечения Buzzler, Wobot, Poppler.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем.
-
Обосновано, что теория сетевой коммуникации, трактующая понятие социальной сети как совокупности акторов и горизонтальных связей между ними, дает возможность произвести новую интерпретацию классических социологических концептов и применить их к исследованию проблем социального взаимодействия в Интернет-пространстве.
-
Осуществлена авторская интерпретация понятия «сетевое Интернет-сообщество», дана его социологическая характеристика как особого вида социального объединения пользователей коммуникационных сетей; показано, что эти сообщества создают новые конфигурации социокультурных интеракций, недоступные для традиционных общественных институтов.
-
Раскрыта сущность коммуникативной культуры как комплекса ценностей и норм, принятых в Интернет-сообществе, а также умения их реализовывать в конкретных коммуникативных ситуациях; предложена социологическая операционализация этого понятия через концепт коммуникативных практик и эмпирически наблюдаемые индикаторы в виде правил сетикета и Интернет-дискурса.
-
Определено, что основными видами сетевых Интернет-сообществ Рунета являются публичные группы, созданные на базе социальных сетей и различающиеся по типу контента и степени доступа к нему; показано, что превалирующей мотивацией вхождения в комьюнити является удовлетворение потребностей в поиске информации.
-
В процессе социологического анализа выявлено, что коммуникативные практики членов Интернет-сообществ Рунета представляют собой квазиреальные формы общения, отличающиеся групповым характером, анализом предмета коммуникации и внешнего фона, созданием особого дискурса и специфической коммуникативной культуры, нормы и ценности которой, благодаря механизмам культурной диффузии, являются инвариантными для большинства групп.
-
На основе полученных эмпирических данных показано, что влияние культуры сетевых Интернет-сообществ на реальную жизнь зависит от степени включенности пользователей в виртуальные коммуникативные практики; обосновано, что основными сферами воздействия являются бытовые и повседневные процессы жизнедеятельности и лишь в малой степени фиксируется влияние, оказываемое Интернет-практиками на иные области общественной активности членов комьюнити.
Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие положения.
1. Социологическая теория сетевой коммуникации носит интегративный характер и нацелена на анализ нового формата социальных взаимодействий в информационном обществе. Единицей методологического анализа этой теории является сеть как основа формирования многообразных коммуникативных пространственно-временных, субъект-субъектных и субъект-объектных конфигураций, она релятивизирует традиционно выработанные коммуникативные порядки и порождает новые социальные практики, основанные на гибких горизонтальных взаимодействиях. Социальными акторами в сетевой теории могут выступать различные субъекты (индивидуальные и коллективные), поэтому она применима для анализа социальных явлений на микро-, мезо- и макроуровнях.
2. Сетевые Интернет-сообщества представляет собой особый вид социального объединения пользователей коммуникационных сетей, интеграция которых возникает на основе общего дискурса в виртуальном пространстве при длительной и эмоциональной вовлеченности в процесс коммуникации. В качестве критериальных признаков Интернет-сообщества можно выделить: наличие определенного информационного ресурса; возможность членов группы взаимодействовать между собой и владеть информацией об общей истории; совокупность предписанных ролей; «сетикет» или нормы, которые регулируют поведение членов комьюнити; способность членов сообщества в процессе коммуникации реализовывать свои личные и общие цели. С одной стороны, сетевые Интернет-сообщества являются продолжением традиционно сформировавшихся структур общественной жизни, а с другой, они представляют собой особое социокультурное пространство, в котором развиваются новые качества повседневности.
3. Коммуникативная культура Интернет-сообществ представляет собой комплекс мотивов, знаний, ценностей, норм и навыков, принятых в данном комьюнити, а также умений выстраивать эффективное взаимодействие с использованием вербальных и невербальных средств. Первым уровнем в структурной операционализации понятия «коммуникативная культура» может служить концепт коммуникативных практик. Коммуникативные практики в Интернет-сообществах представляют собой вид социальных практик, связанных с получением и передачей информации и воспроизводством коммуникации, представляющие собой симуляции реальных социальных действий и отражающие специфику виртуальной сетевой коммуникации. Следующим структурным уровнем в иерархической системе операционализации являются эмпирически наблюдаемые индикаторы, в качестве которых выступают такие конкретные инструменты осуществления коммуникативных практик, как правила (нормы) поведения и язык (дискурс) членов Интернет-сообществ.
4. Активное расширение российской зоны Интернета привело к появлению большого количества сетевых сообществ, подавляющее число которых расположено на платформах социальных сетей, использующих технологии WEB 2.0. Новые технологии открыли широкие возможности для создания принципиально нового типа коммуникаций и привели к дифференциации Интернет-сообществ по различным основаниям: степени открытости, основному контенту, типу контента, целям. Каждая из групп комьюнити имеет свои культурные ценности, нормы, образцы поведения и правила общения. Результаты проведенных прикладных исследований показывают, что основными мотивами вступления в Интернет-сообщество являются рекреационные, познавательные, коммуникативные, при этом большинство пользователей Рунета используют сообщества, в которых состоят, не столько для реализации потребности в общении, сколько для получения новой информации.
5. Виртуальный характер взаимодействия членов сообщества, отсутствие физического контакта и повышение плотности общения привели к созданию особых коммуникативных практик, представляющих квазиреальную форму социального взаимодействия. Коммуникативные практики сетевых Интернет-сообществ обладают рядом социально-культурных характеристик, среди которых можно отметить повторяемость и рутинизацию коммуникативных действий, постоянный анализ членами сообщества предмета коммуникации и внешнего фона, групповой характер взаимодействия и невозможность его осуществления без базовых знаний в области коммуникационных технологий, создание особого дискурса. Нормы и ценности коммуникативной культуры Интернет-сообществ представляют собой совокупность формальных и неформальных правил поведения и общения, которых придерживается большинство. Они не имеют юридической силы, достаточно «мягко» задают эталонную культуру коммуникации и распространяются благодаря механизмам культурной диффузии.
6. Расширение круга пользователей, доступность Интернет-трафика, нестандартные формы преподнесения информации увеличивают привлекательность социальных медиа и превращают Интернет-сообщества в значимые формы социальной самоорганизации. В результате коммуникативные практики в киберпространстве становятся одним из значимых детерминантов трансформации традиционных форм реализации социальных практик. Однако сфера влияния культуры Интернет-коммуникации ограничивается рутинными структурами жизненного мира и не распространяется на другие формы гражданской инициативности. Согласно проведенным исследованиям, члены Интернет-сообществ готовы активно обсуждать события политической, культурной и общественной жизни, но не принимать в них активное участие.
Теоретическая значимость исследования состоит в приращении социологического знания о сетевых Интернет-сообществах Рунета, специфике распространенных в них коммуникативных практик, культуре виртуальной коммуникации, формирующейся в сетевых комьюнити.
Положения и выводы диссертации способны выступить теоретическим материалом для дальнейших исследований проблематики коммуникативной культуры Интернет-сообществ и ее влияния на реальные социальные практики, использоваться при разработке методологии социологических исследований в области Интернет-коммуникации, учитываться при разработке понятийного аппарата современной социологии культуры.
Практическая значимость исследования состоит в определении социальной значимости Интернет-сообществ как форм общественной самоорганизации, в выявлении позитивных возможностей влияния культуры взаимодействий в виртуальной сфере на реальные социальные практики.
Выводы и обобщения, полученные в диссертации, могут использоваться государственными структурами и общественными организациями при разработке программ по информатизации, применяться в практической деятельности телекоммуникационных компаний, предприятий рекламной индустрии и средств массовой информации.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в образовательной деятельности для разработки базовых и факультативных курсов по социологии, философии и культурологии.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК РФ. Диссертационное исследование соответствует области исследования специальности 22.00.06 – Социология культуры в следующих ее пунктах: пункт 2. Культура и социальные взаимодействия. Социальные функции культуры; пункт 5. Социальная морфология культуры: структура, форма и уровни культурной деятельности; пункт 11. Культурная коммуникация. Современные коммуникативные технологии и их влияние на духовную жизнь общества; пункт 12. Глобальные системы коммуникации (телевидение, Интернет) и духовная жизнь общества; пункт 13. Субъектная структура культуры общества.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры общей социологии и политологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 – Социология культуры.
Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на ряде внутривузовских, российских и международных конференций: международный молодежный научный форум «ЛОМОНОСОВ-2013» (Москва, 2013); международная научно-практическая конференция «II Северо-Кавказские социологические чтения» (Ставрополь, 2013); международная научно-практическая конференция «Правовые, экономические и эко-культурные проблемы России и СКФО» (Ставрополь, 2012); всероссийская научная конференция «Общество знаний и проблема инновационного развития региона» (Ставрополь, 2012); всероссийская научно-практическая конференция I Северо-Кавказские социологические чтения (Ставрополь, 2012); межрегиональная научно-практическая конференция «Современные проблемы управления образовательными и социально-экономическими системами» (Сургут, 2013); научная конференция студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону, 2012); региональная научно-практическая конференция «Социально-политическая реальность начала XXI века: проблемы и перспективы» (Ставрополь, 2011); 57-я научно-методическая конференция «Университетская наука – региону» (Ставрополь, 2012).
Основные положения диссертационного исследования отражены в 15 публикациях общим объемом 5,7 п.л., в том числе в 3 статьях, опубликованных в ведущих научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 228 наименований. Общий объем работы составляет 160 страниц машинописного текста.
Сетевые Интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики
Наиболее проработанное обоснования понятие социальной сети получило в теории сетевого общества профессора Калифорнийского университета М. Кастельса . Он использует понятие сети для метафорического описания особенностей современного социума. Ученый констатирует кардинальные изменения форм социальности, связанные с глобализацией и внедрением информационных технологий. Если раньше основу социальности составляли семья, работа, место жительства, то теперь на смену им приходят сетевые экстерриториальные связи. Ресурсы, которыми обменивается сеть, представлены в виде виртуального пространства, а местоположение акторов определяется удаленностью от центров перераспределения того или иного вида ресурсов. Общество, формируемое такими структурами, М. Кастельс называет информациональным. Фундаментом этого общества являются информационные технологии, особенности применения которых характеризуются следующим образом: - эффекты новых технологий охватывают все виды человеческой деятельности; - важной характеристикой информационно-технологического обеспечения является конвергенция различных технологий в высокоинтегрированной системе (например, объединение микроэлектроники, телекоммуникации и компьютеров в единую систему); - способность к гибкости и реконфигурации становится главным конкурентным преимуществом; - технологии приводят к формированию сетевой логики социальной системы.
В результате этих изменений не только претерпевают трансформацию экономические и политические институты, но и формируется новая культурная среда, модифицируются характеристики социального пространства и времени, распространяются новые виды социальных практик.
Понятие социальных сетей используется не только для описания современного общества, но и в качестве методологического инструмента анализа. Г. В. Градосельская, в частности, отмечает, что сетевой анализ является жесткой социологической методологией, опирающейся на математические методы . Его основным преимуществом является применимость для описания социальных структур на разных уровнях анализа (микро-, мезо- и макро-). Особенность этого подхода заключается также в его междисциплинарном характере, учитывая то, что социальный объект может обладать различными атрибутивными характеристиками требующими различных исследовательских стратегий.
И. Е. Штейнберг, отмечая солидную методологическую рефлексию в исследовании феномена социальных сетей, считает возможным выделить четыре методологических подхода к осмыслению природы социальных сетей в современном социокультурном пространстве . Первый из них, условно называемый «внеинституциональным», принадлежит М. Кастельсу, который утверждает, что в современную эпоху отношения между обществом и государством, а также внутри самого общества будут строиться по новым принципам, которые по сути своей являются сетевыми отношениями. Представители второго подхода – П. Бурдье и Дж. Коулман – рассматривают социальные сети как форму социального капитала . Социальный капитал – это понятие, введенное для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсами получения выгод. Наиболее распространенными индикаторами социального капитала выступают ценности (доверие, уважение к окружающим, готовность помогать, толерантность), членство в ассоциациях и клубах по интересам (например, профсоюзах), благотворительность, волонтерство, развитость некоммерческих организаций. В целом можно сказать, что социальный капитал является характеристикой жизнедеятельности общества, отражающей стремление людей к сотрудничеству, к объединениям, к созданию общественных отношений, построенных на взаимности и доверии. Социальный капитал, с одной стороны, служит источником развития сети, т.к. может проявлять себя в качестве особого вида реальных и потенциальных ресурсов; свойств и информационной направленности сети (виды социального капитала, которые определяют вид социальной сети – контакты, профессиональные интересы и т.д.). С другой стороны, социальные сети мобилизуют социальный капитал, поскольку именно доверие является наиболее значимым фактором создания социальных сетей, особенно если речь идет о социальных сетях с плотной структурой, предполагающих высокий уровень надежности.
Третий подход к изучению социальных сетей, по мнению Штейнберга, можно назвать «взаимообменным» или «реципроктным». Его авторы обосновывают представление о социальной сети как устойчивой совокупности взаимосвязей и отношений между участниками по обмену различными ресурсами, включая подарки и прочие символы причастности и солидарности. Сюда включены различные формы ресурсов для обмена – материальные и не материальные, в том числе доверие, взаимопонимание, симпатия. С помощью этого эмоционального «тепла» в сетях создаются особые «поля притяжения», «круги своих» и т.д. В рамках этого подхода можно отметить теорию сильных и слабых связей М. Грановеттера .
Коммуникативная культура сетевых Интернет-сообществ: операционализация понятия
Как отмечает М. Кастельс: «Техномеритократическая культура превращается в культуру хакеров путем внедрения соответствующих правил и обычаев в кооперативные сети, нацеленные на определенные технические проекты. Культура виртуальной общины привносит в техническое сотрудничество социальный аспект посредством трансформации Интернета в среду, характеризующуюся избирательным социальным взаимодействием и символическим единением друг с другом. На основе культуры хакеров и общинной культуры формируется предпринимательская культура, которая занимается получением прибыли от распространения Интернет-технологий во всех сферах общества. Без техномеритократической культуры хакеры представляли бы собой всего лишь специфическое контр-культурное сообщество компьютерных фанатов. Без культуры хакеров общинные сети в Интернете ничем бы не отличались от остальных альтернативных общин. Аналогичным образом, без культуры хакеров и общинных ценностей, предпринимательскую культуру нельзя было бы охарактеризовать как специфическую для Интернета» . Характеризуя собственно культуру сетевых сообществ, Кастельс указывает на ее изначальную связь с контркультурой и альтернативными формами образа жизни. Увеличение масштабов Интернет-сообществ и расширение их влияния привели к ослаблению этой связи и формированию особой мозаичной культуры, основанной на ценностях свободы и самоорганизации. В виртуальной среде создается особая социокультурная реальность, которая в наибольшей степени создает условия для свободной самореализации личности и признания аналогичного права на свободу за другими субъектами Интернет-коммуникации. По словам Кастельса «самопубликация, самоорганизация и самостоятельное построение сетей образуют модель поведения, которая внедряется в Интернет, а затем распространяется из него по всему социальному пространству. Таким образом, хотя общинный источник культуры Интернета по своему составу является весьма разношерстным, он, тем не менее, идентифицирует Интернет как технологическую среду, обеспечивающую горизонтальную коммуникацию, и как новую разновидность свободы слова» . Другое дело, что данная ситуация ставит на повестку дня вопрос о путях и перспективах распоряжения этой свободой. По меткому замечанию О. А. Волосатовой «небезынтересен вопрос, как участник Интернет-комьюнити распорядится обретенной свободой: пойдет ли он путем "упрощения" поля культуры или предпочтет ее "цветущую сложность"» .
Что касается именно коммуникативной культуры, то это понятие изначально появилось в педагогике и психологии общения и означало знание законов межличностного общения, а также умений и навыков их использовании в различных ситуациях . Важность этой категории обусловлена тем, что коммуникативная культура в современном обществе лежит не только в основе профессионализма, но составляет ядро социокультурной компетентности любого человека. В условиях распространения информационных технологий коммуникативная культура предполагает не только умение слушать и говорить, но и такие новые навыки, как способность создавать новые контекстные связи на основе анализа различных источников информации, умение использовать компьютерные технологии для формирования и развития социальных взаимодействий.
В современном научном дискурсе это понятие зачастую трактуется как синонимичное с такими категориями, как «культура общения», «культура речевого поведения», «коммуникативная компетентность». Употребление данного термина для социологического анализа коммуникации в Интернет-сообществах предполагает не только его новую концептуализацию, но и операционализацию.
Для социологической концептуализации этого понятия уместно рассмотреть основные парадигмы изучения культуры в рамках современной социальной теории. Акцентируя внимание на предельной общности понятия культуры, современные исследователи отказываются от попыток его формального единого определения и сосредоточиваются на выявлении интерпретаций культуры в зависимости от аспектов ее анализа. Можно выделить четыре наиболее часто встречающихся подхода к исследованию культуры.
Коммуникативные практики российских сетевых Интернет-сообществ
Развитие Интернет-технологий позволило к настоящему времени создать разветвленную сеть виртуальных сообществ, внутри которых осуществляются множество коммуникативных процессов, причем не все из них находятся исключительно «внутри» сообщества. Сетевые сообщества зачастую выносят обсуждение вопросов как в более широкую сферу Интернета, так и в реальный мир. Появление новых коммуникативных систем происходит в связи с возникновением новых потребностей участников общения и усложнением технической составляющей самого процесса взаимодействия. Современные технологии ушли далеко за рамки обмена текстовыми сообщениями и предоставляют возможности аудио- и видео-общения большим группам пользователей одновременно.
Использование мощных вычислительных комплексов и систем приводит к появлению компьютерно-опосредованного типа коммуникативных практик пользователей сети. Традиционные межличностные формы общения трансформируются в цифровые форматы и позволяют существенно «сократить» пространство между участниками диалога или же создать пространство для одновременного общения тысяч и более участников, находящихся на значительном расстоянии друг от друга в реальном мире, но близких – в киберпространстве. Особенностью такого типа практик является возможность сохранения информации на заданное время или же бесконечно, что предоставляет возможность возвращения к предмету общения или же использования как хода диалога, так и его результатов для всех будущих участников коммуникаций. Таким образом, даже время начинает приобретать свойства эластичности, поскольку само киберпространство предоставляет гибкие возможности использования информацией.
Виртуальный характер взаимодействия создает иллюзию внутренней ограниченности такого типа коммуникации, особенно в Интернет-сообществах, поскольку, по мнению отдельных исследователей, поддержание стабильности сообщества зависит от интенсивности общения в реальном пространстве. Однако мы не согласимся с таким мнением, поскольку современные технологии позволяют полностью исключить физическое взаимодействие участников коммуникационного процесса и перенести его в виртуальную среду. Имеющиеся сетевые формы взаимодействия социальных субъектов проникли к настоящему времени во все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру и т.д. Мало того, социальные сети в Интернете значительно повысили плотность межкультурного взаимодействия, поскольку технологии позволяют отдельному человеку участвовать в процессах общения с множеством других людей, что в принципе невозможно в реальном пространстве.
В настоящее время в коммуникативных практиках виртуальных Интернет-сообществ участвуют сотни миллионов людей по всему миру. Данные виды взаимодействия осуществляются в группах, сформированных и существующих в киберпространстве. Сами же виртуальные Интернет-сообщества представляют собой объединения людей, которые многократно в течение какого-нибудь промежутка времени посещают один и тот же ресурс для общения.
В связи с огромным множеством и разнообразием Интернет-сообществ, о которых мы писали во предыдущем параграфе, существует и множество коммуникативных практик, в которых реализуются интересы и происходит процесс общения их членов. Типологизация самих практик может быть произведена по следующим критериям.
1. Общение в сети посредством моментального получения ответа от собеседника (онлайн, в режиме реального времени) и общение, когда собеседника в реальном времени в сети нет, но технологии позволяют оставлять ему сообщения, задавать вопросы и прочее (офлайн, в режиме, когда собеседник «вне сети», отключен). Данное разделение имеет своим основанием интерактивность коммуникативных практик.
2. По численности активных участников можно выделить следующие виды практик: монолог, трансляция текста, аудио- или видеотрафика посредством Интернет-технологий в сообщество без получения ответной реакции получателя, диалог – участие в коммуникативном процессе двух субъектов-членов сообщества, полилог – одновременное участие многих пользователей.
3. По основанию «доступность» мы можем фиксировать открытые коммуникативные практики – пользователи, даже не входящие в члены сообщества могут просматривать и наблюдать за ходом общения и закрытые – частные, предназначенные исключительно для общающихся внутри комьюнити. Открытые сообщества доминируют на пространстве Рунета как по количеству, так и по числу членов.
Согласно российскому законодательству, участие в Интернет-сообществах может быть полностью анонимным, и основные платформы предоставляют такую возможность – пользователь может оставаться инкогнито. Нужно отметить, что такая практика распространена не повсюду – имеются страны, законодательно устанавливающие обязательную авторизацию и идентификацию пользователя Интернета и особенно – при создании аккаунта в социальных сетях. Регистрация в основных социальных сетях Рунета предоставляет возможность оставаться анонимным пользователем, уйти под маску аватарки (изображения) и никнейма (придуманного сетевого имени).
Влияние культуры Интернет-коммуникаций на формирование реальных социальных практик в современном российском обществе
Такой исследовательский интерес является вполне закономерным и объяснимым. Происходящая в современном мире глобальная трансформация современного общества сопровождается проникновением Интернет-коммуникации во все сферы жизнедеятельности социума, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, обладающих признаками сети. При наличии достаточно небольших ресурсов любой пользователь может включаться в жизнь почти безграничного количества виртуальных сообществ. Растет и доля людей, включенных в активные формы социального поведения в сети. Вполне очевидно, что данные явления стимулируют переосмысление коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли сетевых коммуникаций в развитии общества. Сетевая теория, несмотря на сравнительно недавнюю тематизацию в социологии, является узловой при рассмотрении проблем и тенденций развития современного общества. Специфика ее методологического аппарата заключается в следующем: - социальная сеть понимается как горизонтальное гибкое и одновременное взаимодействие множества узлов; - сетевая теория объясняет социальные явления и процессы через систему отношений (связей) социальных акторов; - социальными акторами в сетевой теории могут выступать субъекты различной степени общности, поэтому она применима для анализа социальных явлений на микро-, мезо- и макроуровнях; - сетевые структуры предполагают наличие не только субъектов взаимооношений, но и ресурсов, которыми они обмениваются, поэтому кммуникацию между сетевыми акторами можно рассматривать с позиций теории сетевого капитала.
Интернет, представляя собой универсальную коммуникативную среду, является одним из основополагающих факторов современной социокультурной динамики и способствует активному распространению принципов сетевой коммуникации в современном обществе. Можно выделить ряд характерных особенностей коммуникации, опосредованной социально-сетевыми технологиями: виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, креативность, анонимность, мозаичность. Одним из следствий развития Интернет-коммуникации является возникновение широкого спектра сетевых сообществ, формирование которых было невозможно в рамках функционирования традиционных социальных институтов. Сетевые Интернет-сообщества можно рассматривать как особый вид социального объединения пользователей, интеграция которых базируется на основе общего дискурса в виртуальном пространстве при длительной и эмоциональной вовлеченности в процесс коммуникации. Итоговой целью коммуникации в Интернет-сообществах является обеспечение социальной общности коммуникантов при сохранении их индивидуальности, дающее возможность достижения их собственных инструментальных целей, в качестве которых могут выступать решение повседневных задач, обучение и сбор информации, профессиональный или игровой интерес, общение с другими членами сообщества. Интерес к Интернет-сообществам обусловлен не только тем, что в них появляются новые типы социальности, получают апробацию гибкие горизонтальные связи, но и тем, что здесь формируется особая культура, обеспечивающая стабильность и эффективность сетевой коммуникации. Коммуникативная культура Интернет-сообществ представляет собой комплекс мотивов, знаний, ценностей, норм и навыков, а также умения их реализовывать в конкретных коммуникативных ситуациях, выстраивать свое поведение с использованием вербальных и невербальных средств взаимодействия. Социологическое исследование коммуникативной культуры предполагает процедуру операционализации этого понятия, предполагающую построение иерархии понятий, связывающих концептуальную модель с наблюдаемыми показателями изучаемых феноменов. Таким «посредником» в структуре операционализации понятия «коммуникативная культура» может служить концепт коммуникативных практик. Коммуникативные практики представляют собой опривыченные социальные действия, основанные на коллективном опыте и нацеленные на поддержание и развитие коммуникаций. Эвристический и методический потенциал этого понятия заключается в следующем: - коммуникативные практики являются системообразующими для формирования сетевых Интернет-сообществ, поскольку рутинизация действий способствует институционализации сообщества, формированию его статусно-ролевой структуры; - они представляют собой конкретные действия, производимые в типичных ситуациях, а поэтому являются доступными для наблюдения; - коллективный характер практик означает то, что они регламентируются определенными правилами, также доступными для анализа и наблюдения за их выполнением; - орудием осуществления коммуникативных практик в Интернет-сообществах является язык. Исходя из этого в качестве следующего структурного уровня в иерархической системе опреционализации понятия «коммуникативная культура» стоит выделить такие эмпирически наблюдаемые индикаторы, как нормы сетикета и дискурс Интернет-коммуникации.
Активное расширение российской зоны Интернета привело к появлению множества сетевых сообществ, подавляющее число которых расположено на платформах социальных сетей, использующих технологии WEB 2.0. Это открыло широкие возможности для создания принципиально нового типа коммуникаций, предоставляющих не только текстовый обмен информацией, но и позволяющих осуществлять аудиовизуальные контакты. Такие технологии значительно увеличили количество участников Интернет-сообществ, привели к их дифференциации по различным основаниям: степени открытости, основному контенту, типу контента, целям и т.д. Каждая из групп обладает целым рядом социально-культурных характеристик, которые позволяют осуществлять коммуникацию внутри сообщества, имеет свои культурные ценности, нормы, образцы поведения, правила общения и идеалы. При этом большинство норм и ценностей, регулирующих общение членов сообщества, через механизмы культурной диффузии являются практически одинаковыми для множества типовых групп. Результаты проведенных прикладных исследований показывают, что пользователи Рунета используют сообщества, в которых состоят, прежде всего для получения новой информации (78% опрошенных), нежели для реализации потребности в общении (21,8% респондентов).