Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области) Спасенкова Светлана Владимировна

Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области)
<
Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области) Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области) Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области) Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области) Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области) Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области) Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области) Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области) Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Спасенкова Светлана Владимировна. Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Уфа, 2003 192 c. РГБ ОД, 61:04-22/316

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Система этноконфессиональных ценностей как социологическая проблема.

1.1 Проблема этнических и конфессиональных ценностей в зарубежной и отечественной науке 14

1.2 Социологические перспективы исследования этнических и конфессиональных ценностей 40

Глава 2. Этноконфессиональные ценности в условиях реформ: тенденции и противоречия .

2.1 Возрождение этноконфессиональных ценностей вусловиях общественной трансформации 68

2.2 Особенности этнических и конфессиональных ценностей в культуре русского населения Оренбургской области (на материале эмпирического исследования) 84

2.3 Проблемы оптимизации этноконфессиональных ценностей титульного народа в многонациональном окружении 117

Заключение 137

Список литературы 146

Приложения 162

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что в современном мире национальные, межнациональные и межконфессиональные проблемы приобрели наиболее острый характер. XX век ознаменован межэтническими конфликтами, всё чаще в обществе можно слышать о проявлении та-

^{ ких негативных явлений как ксенофобия, исламофобия, русофобия. В таких ус-

ловиях, сохранение этнополитической стабильности и поддержание спокойных

V межэтнических отношений становится одной из важнейших задач современно-

го полиэтнического общества, каким является и Россия.

Коренные изменения политического строя, государственного устройства России вызвали большие изменения в структуре межэтнических связей, характере межнациональных отношений, в положении и деятельности религиозных организаций в обществе, что нашло выражение в более тесном взаимодействие религиозного и национального.

Современное возрождение национального и конфессионального самосознания, оказывает большое влияние на жизнь и культуру народов, населяющих регионы России, в том числе и Оренбуржье. Южно-Уральский регион в территориальном, конфессиональном и этническом отношении является одним из крупнейших в России. Оренбургский край, несмотря на свою относительную молодость в плане государственно-административной организации (Оренбургская губерния была официально образована 15 марта 1744 г.), в XVIII в. отличался взаимодействием различных этносов, что и обусловило обширность кон-

Y' фессионального пространства региона. Исторический процесс формирования сложной национальной и конфессиональной структуры населения Оренбуржья

j предопределил наличие специфических интересов и ценностей каждой из этно-

национальных и конфессиональных групп, неизбежность противоречий между этими интересами, необходимость их учета и гармонизации.

Этничность, часто выступающая в форме религиозных убеждений и наоборот, религиозные установки, имеющие существенную этническую окраску, стали на рубеже двух тысячелетий важнейшим и опаснейшим фактором соци-

альной конфликтности. Неся, с одной стороны, большую положительную нагрузку посредством возрождения религиозной духовности, процесс возрождения этноконфессиональных ценностей имеет существенный конфликтный потенциал и поэтому требует научного осмысления с точки зрения разработки теоретических и прикладных основ его оптимизации.

Этноконфессиональные ценности, как особый феномен общественного развития в полиэтничном регионе, особенно применительно к русским, до сих пор недостаточно изучен в отечественной науке. В то же время, значительных успехов достигли социологи в исследовании сопредельных проблем, в том числе в исследовании проблем этнического самосознания.

Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной социологической науке исследование проблемы ценностей имеет уже вполне сложившиеся традиции и связано с именами таких авторитетных учёных, как Э. Асп, О. Бауэр, Р. Беккер, А. Босков, М.Вебер, Э. Гидденс, Э.Дюркгейм, У. Колб, Д. Мид, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер, А. Смолл, Э. Фэрис, Р. Шпрингер.

Определенный вклад в разработку проблемы ценностей внесли и представители западной психологической мысли, особенно тех направлений, которые занимаются проблемой ценностей в рамках изучения этнопсихологических особенностей народов: В. Вундт, Ж. Любье, Р. Мандру. К. Юнг.

Интенсивно развивающаяся в 80-е г.г. отечественная этнопсихология совершенствуют категорию национальных и этнических ценностей, выделяя в ней новые компоненты (А.С. Баронин, А.А. Деркач, В.Г. Крысько, Г.У. Солда-това, Г.Г. Шпет).

Наряду с этнопсихологической традицией проблема ценностей вообще и этноконфессиональных ценностей в том числе, последнее двадцатилетие интенсивно разрабатывается в отечественной социологии и этнологии.

В область разработки теории этноса и этнонациональных отношений особый вклад внесли такие ученые, как Р.Г. Абдулатипов, С.А. Арутюнов, Н.И. Аитов, В.В. Амелин, Ю.В.Бромлей, М.Н. Губогло, Дж. М. Гилязитдинов Л.М.

Дробижева, СИ. Замогильный, В.Н. Иванов, П.И. Кушнер, Р.Г. Кузеев, А.А. Сусоколов, В.А. Тишков, Т.Т. Тарасова, О.И. Шкаратан, В.Н Ярская.

В структуре межнациональных отношений и этнических интересов этнические и конфессиональные ценности изучались известными этнографами: В.И.Козловым, П.И. Кушнером, С.А. Токаревым, П.И. Пучковым, Н.Н. Чебок-rf саровым.

Различные подходы к определению сущности ценностей предлагают в
М своих работах Л.А.Беляева, А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин, И.Ф. Наумова,

М.А. Макаревич, Ж.Т. Тощенко. Кроме того, в российской социологической науке существует множество разнообразных типологизаций ценностей, предложенных СВ. Анисимовым, И.М.Поповой, В.П. Тугариновым.

Определенный вклад в исследование конфессиональных ценностей внесли работы отечественных философов М.Н. Ефименко, A.M. Ипатова, М.П. Мчедлова и В.Н. Рагузина по проблемам религиозного сознания.

С начала 90-х гг. в связи развитием процесса демократизации и беспреце
дентным возрождением массового этнического сознания, в отечественной нау
ке стали заметны работы, исследующие проблемы современного этнического
развития и гармонизации межэтнических отношений. Эти и другие аспекты эт
носоциального и этнополитического развития общества рассматриваются в ра
ботах А.И.Доронченкова, Р.И. Ирназарова, В.Ф.Коврова, Н.СМухаметшиной,
В.К.Мальковой, Н.Р.Маликовой, А.А.Нуруллаева, О.СНовиковой,
Э.Д.Понарина, Г.В.Старовойтовой, З.В. Сикевич, В.П. Торукало. Вышли и спе-
г. циальные работы Т.С Гузенковой, Т.Г. Исламшиной, А.Д. Коростылева, А.Э.

Муталимова, P.M. Тухватуллина анализирующие проблему этнических ценно
стей отдельно.
' Вместе с тем, современные процессы возрождения этноконфессиональ-

ных ценностей в полиэтничном обществе нуждаются в более глубоком исследовании.

Только в недавние годы русские стали объектом специального изучения, в результате чего появились коллективные работы по этиосоциологии русского

6 населения: «Русские: этносоциологические очерки», «Русские: «образ» народа», «Национальное самосознание русских». Региональные же особенности этносоциального развития русских, проживающих в иноэтничной среде, остаются мало изученными. Этот вывод в значительной степени относится и к Оренбуржью.

Цель исследования - изучить систему этноконфессиональных ценностей русского населения в многонациональном российском регионе и разработать модель оптимизации этих ценностей в современных условиях. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

провести анализ исследования феномена этноконфессиональных ценностей в социологической и этнологической науке;

разработать авторскую модель сущности и структуры этноконфессиональных ценностей на основе теоретической и эмпирической базы исследования проблемы этноконфессиональных ценностей;

изучить основные тенденции развития этноконфессиональных ценностей в современном российском обществе;

исследовать специфические особенности современных этнических и конфессиональных ценностей русских в условиях многонационального региона;

сформулировать практические рекомендации, направленные на гармонизацию этноконфессиональных ценностей в многонациональном регионе.

Объект исследования - система этноконфессиональных ценностей населения многонационального российского региона - Оренбуржья. Предмет исследования - закономерности эволюции этноконфессиональных ценностей русских на уровне многонационального региона, теоретические и практические проблемы регулирования этноконфессиональных ценностей с целью их гармонизации.

Гипотеза исследования. Этнические и конфессиональные ценности личности, являясь и когнитивным и поведенческим феноменом, оказывают определяющее влияние на развитие межнациональных отношений в условиях

многонационального региона и обладают существенной спецификой применительно к различным этническим группам.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным исследованием теоретических и эмпирических методов социологии. Основные выводы исследования лежат в контексте базовых положений современной социологии и социологии культуры.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступают достижения современной этнологической и социологической мысли по проблемам ценностей и различных их видов, в том числе, важные теоретические положения, содержащиеся в работах, М.Вебера, У. Колба, А.Г. Т. Парсонса, Здравомыслова, Н.И. Лапина, А.Д. Коростылева, P.M. Тухватул-лина. В качестве теоретической основы были использованы элементы структурно-функционального, системного, факторного анализа, диалектический подход к исследованию социальных процессов.

При разработке методологии прикладного инструментария использованы труды В.А.Ядова, Э.М. Виноградовой.

Эмпирическую базу исследования и выводов, полученных в диссертации составили материалы государственной статистики по этноконфессио-нальным проблемам. Одновременно, проанализирована информация, накопившаяся за последние годы в Администрации Оренбургской области в ходе разработки Комитетом по межнациональным отношениям программ реализации модели региональной национальной политики и опубликованная малыми тиражами.

Для вторичного анализа использовались данные многочисленных социологических исследований, проведенных в Оренбургской области и в некоторых других пограничных многонациональных регионах (Башкортостан, Татарстан, Казахстан) в 90-е годы по этническим, а также конфессиональным проблемам, при этом, использовались не только опубликованные данные, но и сводные таблицы, материалы отчетов.

На основе методики В.К. Мальковой и З.В. Сикевич, автором проведен контент-анализ массовой региональной прессы и прессы национально-культурных объединений и центров Оренбургской области.

В работе использованы материалы двух социологических исследований, проведенных при участии автора как соразработчика методики и исполнителя по проблеме эволюции этноконфессиональных ценностей русских в регионе на современном этапе: социологическое исследование «Этноконфессиональные отношения в оценках и представлениях массового сознания оренбуржцев», проведенное в 2001 г., где в качестве респондентов выступили 1200 жителей Оренбургской области - представители различных национальностей; социологическое исследование «Русские в полиэтническом регионе: процессы духовно-нравственного возрождения и развития, особенности межнационального взаимодействия», проведенное в 2002 г., в рамках которого было опрошено 850 человек.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа этноконфессиональных ценностей, выявлении основных факторов, способствующих возрождению этноконфессиональных ценностей русских в условиях общественной трансформации на региональном уровне. Новизна работы представлена в следующих позициях:

по-новому проанализированы и обобщены социологические подходы к изучению проблемы социальных ценностей; раскрыто теоретическое содержание ведущих исследовательских направлений в изучении этнических и конфессиональных ценностей в зарубежной и отечественной науке;

разработана авторская модель сущности и структуры этноконфессиональных ценностей и предложено собственное определение центральных понятий диссертации, в том числе таких как «этнические ценности», «конфессиональные ценности», «этноконфессиональные ценности»;

определены ведущие тенденции в системе современных этноконфессио-нальных ценностей в России;

- выявлены и подробно описываются специфические особенности форми
рования и современной эволюции системы этноконфессиональных цен
ностей применительно к русскому этносу в условиях многонационально-

Y?l го российского региона;

- разработаны теоретические проблемы и предложены конкретные реко-
^ мендации для оптимизации этноконфессиональных ценностей русского

населения в условиях периферийного многонационального российского

региона — Оренбуржья.

В ходе проведения теоретического и прикладного социологического исследования получены следующие основные результаты, формулируемые автором диссертации как положения выносимые на защиту:

1. Нормативистскии подход, наиболее явно детерминировавшийся в запад
ной науке, исходит из отнесения понятия ценностей к природе и функциям
нормативных правил при осуществлении социального порядка, социальной ин
теграции и социальных изменений. В то же время в западной социологии раз
вивается и культорологический подход, исходящий из того, что ценность явля
ется основным и имманентным элементом культуры, притом, что на индивиду
альные ценности более сильное влияние оказывает специфика той или иной
культуры. Под влиянием западных концепций в отечественной социологии
наиболее четко выделяются нормативистскии, психологический подходы и

^ культурно-нормативистская концепция: нормативистскии подход исходит из степени усвоения индивидом богатства человеческой истории; психологический подход основывается на личностном смысле явлений действительности;

'Г:

' культурно-нормативистская концепция в качестве основного признака рассмат-

ривает групповой интерес или общественно-социальный компонент.

2. Этнические ценности представляются как значимые для данного этноса
ориентации, установки, нормы и интересы, направленные на саморазвитие и
поддержание определенных условий существования этноса; конфессиональные

ценности определяются как нормы поведения и опыта, присущего данному вероисповеданию на основе признания его догматики; синтетическое понятие системно-сложенное из двух предыдущих, т.е. этноконфессиональные ценности, определяется как непрерывно развивающаяся системная совокупность социальных интересов, прошедшая процедуру общественного осознания, выра-

ri зившаяся в общепринятые нормы и проявившаяся в соответствующих установках по поводу отнесения себя к какой-либо конфессии, при том, что это высту-

$ пает ведущим определителем в идентификации со своей этнической общно-

стью.

Проблема этнических и конфессиональных ценностей в зарубежной и отечественной науке

Проблема этноконфессиональных ценностей представляет собой обширную и многоплановую тему, прежде всего в связи с тем, что социологическое понятие «ценности» в целом остается до сих пор дискуссионным в мировой и отечественной науке.

В западной социологии, как известно, «ценности» интерпретируются либо как нормативный аспект «коллективного сознания» (Э.Дюркгейм), либо как «интерес» и «принадлежность» (А.Смолл) и определяются посредством понятий: а) общественная значимость предмета, объекта; б) установки, ориентации отдельной личности, группы на положительную или отрицательную значимость данного предмета, объекта1.

Одну из самых известных концепций смысла понятия «ценности» и изменение его значения в современной социологической теории предложил классик западной социологии Уильям Л.Колб. Развивая и уточняя понятие «ценности», У.Колб подвергает анализу теорию ценностей, представленную У.Томасом и Ф.Знанецким, изложенную в известной работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». Ценности определяются авторами на основе психологического понятия установок (attitude) и на основе противопоставления с ним. Ценностью для авторов является любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установками считаются элементы субъективной ориентации членов группы по отношению к ценностям. Нормативные элементы общественной жизни считаются ценностями для

У.Томаса и Ф.Знанецкого не потому, что они нормативны, а потому, что они являются данными человеческого опыта, обладающими содержанием, поддающимися определению и обладающими значением для человеческой группы.

По мнению У.Колба, «... авторы книги «Польский крестьянин в Европе и Америке» строят свою теорию общественной организации скорее на правилах, чем на ценностях вообще. От определения ценностей как предметов, обладающих значением для субъектов с подчеркиванием правил в качестве ценностей, важных для социологов, произошло постепенное изменение понятий ценности для социологов так, что элемент нормативности, характерный для правил, превратился скорее в критерий определения, чем в элемент объективности. При обсуждении развития этого понятия необходимо в целях ясности использовать слово «ценность» для обозначения этого нормативного элемента...»1.

После опубликования работы «Польский крестьянин в Европе и Америке» начался период значительного развития теории ценностей в западной социологии. Большой вклад в эту теорию внесли Эллсуорт Фэрис и Джордж Герберт Мид. Заслугой этих социальных теоретиков, как считал У.Колб, было то, что они поняли, что «некоторые из социальных установок личности были субъективным аспектом объективных ценностей и что интернализация этих ценностей являлась функцией процесса социализации внутри человеческой групп»2. Причем, если Э.Фэрис был «выдающимся» защитником ценностей как установок, то Д.Мид был теоретиком, который сформулировал принципы, согласно которым нормативные установки стали центром человеческой личности.

Другой классик социологии, известный французский учёный Эмиль Дюркгейм, пришёл к тому же теоретическому выводу, который предложили

Э.Фэрис и Д.Мид: «Моральные ценности являются центральными составными частями человеческой личности и, таким образом, по существу, нормативными установками1».

Продолжая развивать и уточнять понятие «ценности», У.Колб обращается к теориям, где основное внимание уделяется функции контроля, осуществляемого ценностями в общественной жизни. Наиболее серьезная попытка тщательно систематизировать эту точку зрения, определения понятия «ценности», была предпринята выдающимся современным западным социологом Толкоттом Парсонсом. Он считал, что если социальная система составляет интегративное «ядро» системы действия («единичного акта»), то «ядро» самой социальной системы представлено системой «социетальной общности» - системой нормативных образцов, посредством которых упорядочивается и организуется совместная жизнедеятельность индивидов. Главными чертами этой системы, как считает Т.Парсонс, выступают упорядоченность отношений между индивидами и коллективность существования людей. Поэтому, как упорядоченная система, «социетальная общность» содержит ценности и дифференцированные и специализированные нормы и правила, наличие которых предполагает культурную референцию, способствующую их означению и легитимизации .

Социологические перспективы исследования этнических и конфессиональных ценностей

Анализ разнообразных подходов к определению ценностей и таких ее конкретных проявлений как этнические и конфессиональные ценности, позволяет нам следующим образом определить центральное понятие нашего исследования. Мы понимаем этноконфессиональные ценности как непрерывно развивающуюся системную совокупность социальных интересов, прошедшую процедуру общественного осознания, выразившуюся в общепринятые нормы и проявившуюся в соответствующих установках, по поводу отнесения себя к какой-либо конфессии, притом, что это выступает ведущим определителем в идентификации со своей этнической общностью.

Как видно из приведенного нами определения, оно исходит, в первую очередь, из нормативистского подхода считающего, что ценности являются особыми прошедшими процедуру общественного признания социальными интересами. В тоже время, наш подход, несомненно, является социологическим так как исходит не из принципа субъективно-личностого осознания интересов, а из общепризнанного в данном социуме признания правомерности этничности и значения ее в тех или иных нормах поведения и оценки окружающих. Одновременно, наше определение лишено недостатков чисто культурологического подхода, так как делает акцент на поведенческих элементах сознания.

Естественно, что система этноконфессиональных ценностей имеет свою специфику структурного содержания из- за: во-первых, отнесения себя к какой-либо конфессии, притом, что это выступает ведущим определителем в идентификации со своей этнической общностью; во-вторых, с одной стороны, с более широким, с другой - более узким соотношением с этноконфессиональным самосознанием в целом.

В отечественной социологической литературе существуют различные подходы к структурализации ценностей, например, М.Макаревич считает1, что в структуру ценностей входит: требования_(пожелание, чтобы нечто было осуществлено); оценка социальных явлений (или поступков людей) с точки зрения присущих ценностных критериев (моральных, экономических, политических, эстетических и др.); цели, которые сообщают о том, что должно быть, к чему следует стремиться; средстваі с помощью которых возможно достичь желаемого. В данном подходе авторов энциклопедического словаря явно прослеживается деятельностный подход.

Однако за пределами этой точки зрения остаются когнитивные и мировоззренческие элементы социальных ценностей, тем более, упускаются из виду, имеющие очень важное значение для этноконфессионального вида ценностей условия предопределяющие саморазвитие, самосохранение этноса как особого социального организма, в том числе - через конфессиональную нишу.

Оригинальный подробный анализ этнических ценностей был предложен казанским социологом Т.Г.Исламшиной2. Этнические ценности она понимает как значимые для данного народа установки, ориентации, направленные на создание и поддержание определенных условий, при которых обеспечивается сохранение равновесия в этнической экологии, саморазвитии этноса. В системе этнических ценностей, по мнению Т.Исламшиной, выделяют установки на: - употребление этноязыка с первых лет и до конца жизни человека — как средств внутриэтнического общения и этнической консолидации; раннюю этнизацию личности (на этнической почве, этноязыке, этнофольклере, этнокультуре, искусстве); потребление "і этической культуры; народное творчество (утверждение в общественной жизни этнорелигиозных обычаев, обрядов, праздников); воспроизводство этноспецифической материально-бытовой культуры (закрепление этничности в орудиях труда, интерьере жилья, одежде, структуре питания и т.д.); этнические символы; идентификацию со «своим» народом, «присвоение» этнического самосознания «своего народа»; эндогамию (однородные, гомоэтические браки), которая рассматривается как необходимое условие устойчивого существования этноса; государственную или территориальную организацию этноса для его стабильного существования и саморазвития; политические традиции общественной жизни этноса; этнопатриотизм.

Специалист по проблеме ценностей в сфере национальных и межнациональных отношений - Р.М.Тухватуллин считает, что «классификацию национальных и межнациональных ценностей можно провести по двум основаниям. Первое основание, когда в основу классификации берется значение, роль этих ценностей, которые способствуют или не способствуют складыванию, нормальному гуманистическому протеканию национальных отношений. Второе основание - классификация национальных и межнациональных ценностей по принятому в аксиологии делению ценностей на материальные, социальные, политические и духовные, то есть по сферам общественной жизни»

Возрождение этноконфессиональных ценностей вусловиях общественной трансформации

По признанию ученых, в начале 90-х гг. становятся актуальными такие процессы, как бурный рост этнического самосознания различных этносов, динамика межнациональных отношений, сопровождающиеся нередко их осложнением, возникновением конфликтов на национальной почве. Отечественные историки и социологи Л.М.Дробижева, А.Р.Аклаев, В.В.Коротеева, Г.У.Солдатова назвали настоящее время периодом «взбунтовавшейся этничности»1.

Различные авторы выдвигают разные причины этого сложного процесса. В том числе, В.Тишков2 утверждает, что в большинстве случаев это стремление устранить исторические, социально-политические несправедливости, накопившиеся за долгие годы. Другая причина заключается, по его мнению, в реакции этнокультурных общностей на некоторые объективные процессы, связанные с научно-техническим процессом, урбанизацией, распространением нивелирующих тенденций массовой культуры и быта. Этническая специфика, культурное своеобразие, перейдя из сферы материальной в сферу духовную, стали все чаще служить своего рода охранительной реакцией на отчуждение и дегуманизирующее воздействие некоторых сторон современной цивилизации.

Крушение официальной идеологии, социалистической системы ценностей повлекли за собой заметные изменения в общественном сознании, мировоззренческих ориентациях различных групп населения, в их отношении к религии. В России сформировалась новая религиозная ситуация, характеризующаяся нормализацией государственно-церковных отношений, ростом общественной роли и престижа религии, активизацией деятельности религиозных организаций в различных сферах общественной жизни, повышением уровня религиозности населения.

Свобода вероисповеданий получила адекватное правовое закрепление1, а религия становится все более заметным фактором процессов, происходящих в реформируемом российском обществе.

На фоне современного преобразования общества происходит возрождение этноконфессиональных ценностей, причем, активным образом возрождаются как этнические ценности, так и конфессиональные ценности. В литературе даже существует понятие этнического «ренессанса», которое понимается как развитие и воссоздание незаслуженно утраченных этнических ценностей в новых условиях существования этноса2.

Таким же, приблизительно, образом оценивается учеными и тенденция развития и возрождения религиозных ценностей, с той лишь разницей, что в литературе отмечают основные факторы возрождения этнических и конфессиональных ценностей в смысле доминирования. Например, философ В.Рагузин пишет, что «актуализация этнических ценностей в российской политической культуре последнего десятилетия стала свершившимся фактом. Причины этого явления кроются в утрате советских и коммунистических нравственных ценностей, утрате большинством населения собственной культурной идентичности»

Казанский социолог Т.Исламшина считает, что «возрождение этнических ценностей в полиэтничном обществе имеет объективные и субъективные предпосылки»1. Среди объективных предпосылок исследователь выделяет глобальные и региональные. Глобальными объективными предпосылками востребования этнических ценностей явились этносоциальные последствия НТР, которая: усилила урбанизацию и миграцию населения, при которых стало неизбежно отчуждение людей от традиционной этносреды и известное инарушение этноэкологии (этникоциноз); углубила неравномерность экономического развития государств, способствуя осознанию народами искусственной сконструированности политических типологий стран мира, показала, что социальный прогресс не является монополией какой-то одной отдельно взятой общественно-политической системы: приобщенность многих стран к мировому капиталистическому сообществу с высокоразвитым научно-техническим потенциалом для их народов не оказалась менее благотворной, чем для народов коммунистических стран, бывших субъектов «мировой социалистической системы»; вызвала изменения в стратификации общества, привела к возрастанию численности интеллектуальных слоев общества, потенциально способных более других страт к осознанию места, роли, перспектив эволюции своего народа в числе других народов. Интеллектуальный слой выдвинул из своей среды идеологов общественно-политических движений.

Особенности этнических и конфессиональных ценностей в культуре русского населения Оренбургской области (на материале эмпирического исследования)

Изучая особенности этнических и конфессиональных ценностей той или иной этнической общности, мы исследуем, в конечном счете, фактор этничности и конфессиональных пристрастий в массовом сознании.

Актуализация национального самосознания имеет различные формы проявления, в частности, в вопросах требующих конкретного соотнесения себя со своей национальностью, этническое самосознание проявляется в максимальной степени. В инонациональной среде особенно остро проявляются компоненты и составляющие национального фактора. Здесь, более чем где-либо они являются ценностно-ориснтационным фактором, обостряющим национальное сознание.

Большинство исследователей выделяют два уровня межнациональных отношений:

а) институциональный - между государственно-территориальными образованиями определенных этносов в лице их государственных органов и других институтов, между общественными, культурными, экономическими и другими институтами, выражающими их интересы и образованными по этнонациональному признаку;

б) межличностный — в быту, на производстве, в бизнесе, в семье, к . соседско-поселенческой общности, то есть в процессе непосредственного общения

Компоненты, входящие в эти уровни, во многом определяют типы мотиваций в этноконфессиональном поведении русских и главные факторы, воздействующие на формирование современных этноконфессиональных ценностей в инонациональном окружении.

Проведенные социологические исследования по проблеме этноконфессиональных отношений в регионе в 2000 и 2001 гг. и социологическое исследование «Русские в полиэтничном регионе» (2002г.), показали, что значительная часть респондентов ощущают себя россиянами. На вопрос анкеты: Кем вы себя считаете прежде всего: гражданином России; представителем своей национальности; жителем своего поселка, города; большинство отметило свою гражданскую принадлежность, а среди русских этот процент особенно высок (81%). Такое совпадение этнической и гражданской идентичности можно считать закономерным, так как русские -титульная и самая многочисленная этническая группа в регионе. Территориальная идентичность заняла у русских второе место - (20%).

Вместе с этим, следует иметь в виду, что значительная часть респондентов-башкир (49%) отдает предпочтение этнической принадлежности. Видимо, данная часть респондентов, считая приоритетной этническую принадлежность, идентифицирует себя как граждан соседней Республики Башкортостан (см. табл. 3).

Вероисповедание стало еще одним признаком, в определенной мере оказавшим влияние на мнение респондента в вопросе приоритета гражданства и этнической принадлежности. По результатам исследования 2001г., подавляющая часть респондентов (83%), исповедующих православие, считают себя гражданами России и только 11% - представителями своей национальности. По сравнению с православными, в два раза большее число респондентов (22%), исповедующих ислам, отдают предпочтение этнической принадлежности.

В материалах того же социологического исследования по проблеме этноконфессиональных отношений в регионе, представлены компоненты этнической идентификации, которыми руководствуются представители разных национальностей Оренбургской области. Для русских, как и для татар, казахов, чувашей, главным индикатором национальной идентичности является язык. Известно, что некоторые авторы, например, Д. Хоровитц , отмечают, что в условиях динамичных социальных изменений язык часто играет особую роль. Впрочем, у русских его значимость выражена несколько меньше, чем у перечисленных этносов. Культура, обычаи как идентифицирующий национальный признак стали доминирующими у немецкого и особенно у башкирского населения. Заметим, что русские, как и казахи, мордва, судят о национальности человека по религиозному признаку несколько реже, чем другие. Религии как фактору этнической идентификации важное значение придают татары и башкиры (см. табл.4).

Похожие диссертации на Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном российском регионе (На примере Оренбургской области)