Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальный капитал современной диаспоры в контексте культурных изменений: на примере армянского сообщества Саратовской области Захарян, Инара Эдвардовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Захарян, Инара Эдвардовна. Социальный капитал современной диаспоры в контексте культурных изменений: на примере армянского сообщества Саратовской области : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Захарян Инара Эдвардовна; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т им. Гагарина Ю.А.].- Саратов, 2013.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-22/166

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых подходов к изучению социокультурных последствий миграции, особенностей существования этнических сообществ. Многочисленные миграции, являющиеся неотъемлемым условием существования современного общества, привели к образованию новых групп населения, неизбежному постоянному взаимодействию этнических сообществ, выработке адаптационных стратегий, основанных на доступных мигрантам связях. Помимо процессов, связанных с политическими, экономическими и социокультурными последствиями, миграции вызывают качественные изменения внутри этнического сообщества, связанные с необходимостью адаптации, преодоления сложных жизненных ситуаций и достижения благополучия. В качестве приоритетного ресурса, используемого приезжими на начальных этапах включения в общество, выступают связи внутри группы, основанные на родственных, земляческих отношениях, общей эт-ничности. Социальный капитал сообщества становится гарантированным механизмом доступа к социокультурным благам, он предопределяет возможные адаптационные стратегии, пути решения проблем и включения в общество. Однако возникает ряд противоречий, обусловленных, с одной стороны, ограниченностью внутренних связей, необходимостью выйти за пределы группы с целью включения в принимающее общество, с другой, -стремлением сохранить этнокультуру.

Этнические сообщества формируются на пересечении социокультурных пространств, соответствующих культурным образцам принимающего общества и собственной ценностной системы, что определяет смешение повседневных практик, приводящее к образованию качественно новой идентичности. Социокультурные изменения, связанные как с травматическим опытом переселения, так и с проживанием в инокультурной среде, прослеживаются на протяжении нескольких поколений мигрантов, в частности примером смешения этнокультурных практик является полуторное поколение мигрантов. Процессы трансформации ценностной системы, культурного заимствования, утраты элементов этноидентичности принимают неизбежный характер, отражаясь на целостности сообщества. Стремление к сохранению этнокультуры находит выражение в сознательном конструировании этничности, трансляции семейно-исторической памяти, ее визуализации, организацию деятельности национально-культурного объединения, направленной на воспроизводство идентичности. Диаспора характеризуется наличием внутренних связей, которые становятся ресурсом для её представителей, открывающим доступ к социокультурным и экономическим благам, связей между поколениями, обеспечивающими функционирование этнической группы в пространстве региона. Исследо-

вание социального капитала диаспор обладает особой важностью в аспекте выявления роли общинных связей в социальной интеграции.

Степень разработанности темы. Социальный капитал стал одним из инструментов для изучения общества, приобретая трактовки, отражающие различные подходы к исследованию социальных проблем. Концептуализация социального капитала связана с работами П. Бурдье, который определяет его как потенциальный ресурс, связанный с обладанием устойчивой сетью отношений. Теория Дж. Коулмана, согласно которой социальный капитал характеризуется как ценность, предоставленная социальной структурой акторам, позволяет выявить значения диаспоральных связей в преодолении проблем мигрантами, использовании для достижения собственных целей. Вопросы, касающиеся существования норм и доверия внутри сообщества, исследуются на основе теории Р. Патнема.

Идеи Дж. Тернера относительно существования уровней функционирования социального капитала лежат в основе обозначения макро-, мезо- и микроуровней социального капитала диаспоры. Вопросы классификации форм капитала затрагиваются X. Иссером, который выделил личностный капитал акторов и капитал, предоставляемый обществом индивидам. Социальный капитал как реальный или потенциальный ресурс рассматривается в работах П. Боргатти, К.Джонса и М.Г. Эверета.

Доверие как один из основополагающих принципов накопления социального капитала этнического сообщества рассматривается, исходя из идей М. Пелдема, Ф. Фукуямы. Проблема ограниченности социального капитала сообщества показана в работах Р. Флорида. Роль социального капитала в образовании этнических меньшинств показана В. Кастильоне, М. Фен-нема и Дж. Тилли. А. Портес подчеркивает зависимость социального капитала от включенности индивида в социальную структуру. В рамках сетевой теории (Р. Берт, М. Грановеттер, Н. Лин) становится возможным изучение социального капитала как ресурса в контексте межличностных отношений, сети отношений.

Среди российских ученых значительный вклад в развитие социального капитала внес В. Радаев, связывающий обладание капиталом с членством в группе. В плоскости повседневной жизни роль социального капитала обозначена Р. Роуз. Анализ феноменов российского общества с применением концепции произведен в трудах Е. М. Аврамовой, Г. Градосель-ской, Л. Колесниковой, А. Конькова, В. Римского, П. Шихирева. Типология зарубежных подходов представлена Л. Стрельниковой, методы и перспективы изучения социального капитала рассматриваются О. Демкивым. В основе изучения аспектов социокультурных изменений - теория социокультурной динамики П. Сорокина, подчеркнувшего роль культурных факторов в социокультурных изменениях, идеи Н. Смелзера о зависимости культурных перемен от овладения новыми знаниями и ценностями. Срав-

нение «традиционного» и «современного» представлено в рамках теории Фр. Тенниса, с точки зрения идей М. Мид о типах культурной преемственности возможно изучение изменений в межпоколенческом срезе.

Диссертационная работа предполагает исследование социального капитала этнического сообщества, в связи с этим возникает необходимость анализа источников, касающихся особенностей проживания этнических групп в условиях миграции. В исследовании использованы работы, посвященные трактовке категории диаспора (У. Сафран, X. Тололян, Г. Шеф-фер). Часть работ посвящена классификации этнодифференцирующих признаков (Р. Кинг, К. Пэригаард, Ж. Тощенко, А. Христу, Т. Чаптыкова).

Конструктивистский подход к анализу этничности представлен Б. Андерсоном, Э. Геллнером, В. Малаховым, В. Тишковым. Ф. Барт вводит понятие культурной границы, поддерживаемой этническими маркерами, направляющими социальную жизнь, влекущими ожидаемое поведение, отношения. X. Бхабха исследует вопрос образования культурных гибридов, предрасположенности сообществ к смешению, обусловленной их «пористостью»; проблема гибридизации анализируется в работах Ж. Питерса. В рамках конструктивистской теории рассматриваются особенности проявления идентичности (Р. Барт, Р. Брубейкер).

Исследования этнических сообществ получили развитие как в зарубежной литературе, так и у представителей российского научного сообщества. К. Киссау, Л. Моралес, Л. Джорба, О. Хангер рассматривают повседневную жизнь мигрантов, стратегии адаптации, транснациональные связи, объединяющие приезжих с членами семьи, оставшимися на родине. В. Мукомель, И. Кузнецов, помимо теоретических вопросов, анализируют особенности проживания этнических групп в российском социально-культурном пространстве.

Армянская диаспора стала предметом исследований Э. Мелконяна, В. Дятлова, Е. Фирсова. К. Мокин в результате исследования, проведенного среди представителей армянского сообщества Саратовской области, приходит к выводу о существовании определенных категорий приезжих, принадлежность к которым определяет адаптационные стратегии мигрантов. Н. Шахназарян делает акцент на повседневной жизни представителей армянского сообщества, ею рассмотрены вопросы, затрагивающие стратегии выживания, формирование новых идентичностей. Н. Нагиб на основе анализа фотоархива армянских мигрантов показывает роль визуальных материалов в передаче семейной памяти. Проблема функционирования коллективной памяти разработана М. Хальбваксом, П. Нора.

Концепция социального капитала является в настоящее время одной из актуальных категорий анализа социальных проблем, существуют разработанные теории социального капитала. Социальные феномены требуют более глубокого анализа, разностороннего исследования, чему может спо-

собствовать рассматриваемая концепция. Этнические сообщества не являются исключением. Интерес представляют процессы, происходящие внутри группы, мотивы выбора стратегий адаптации, механизмы сохранения культурной памяти, этнокультуры в условиях миграции. Возможности изучения данных аспектов предоставляет концепция социального капитала. Требуют внимания вопросы, касающиеся причин конструирования этнических сообществ, факторов их развития, процессов, происходящих внутри группы: реконструкция и гибридизация идентичности, соотношение сплоченности и «проницаемости», готовности к принятию норм и ценностей извне.

Цель диссертационного исследования заключается в определении роли социального капитала этнокультурной диаспоры в процессе формирования и сохранения сообщества на примере армянской диаспоры г. Саратова. На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:

систематизировать теоретические подходы к определению социального капитала, на основе теорий выявить особенности социального капитала этнического сообщества; исходя из конструктивистской концепции этничности, рассмотреть характерные черты современных этнических сообществ, факторы их образования и существования в социально-культурном пространстве региона;

проанализировать стратегии адаптации, механизмы воспроизводства семейно-исторической памяти, проблему гибридизации этнической идентичности полуторного поколения, сохранения традиционных норм в условиях миграции, используя материалы биографических интервью с представителями армянской диаспоры г. Саратова;

на основе экспертных интервью с сотрудниками «Армянской общины Саратовской области «Крунк»» определить роль социального капитала национально-культурного объединения в процессе включения мигрантов в социокультурное пространство региона, реконструкции этнической идентичности;

опираясь на результаты опроса, выделить формы социального капитала, способствующие решению первоначальных проблем, которые возникают вследствие переезда; сравнить особенности социального капитала двух поколений армянских мигрантов г. Саратова;

по материалам фото-интервью выявить образы, символы, которые представители диаспоры соотносят со своей этнической группой.

Объектом диссертационного исследования является социальный капитал современной этнической диаспоры. В качестве предмета выступают формы проявления социального капитала диаспоры в контексте культурных изменений.

Основная гипотеза исследования. В условиях социокультурных изменений социальный капитал становится фактором сохранения этнокуль-туры, диаспоры в иноэтнической среде, что основано на взаимном признании собственной этничности ее представителями. Межличностные связи выступают в качестве источника поддержки, используемого мигрантами на первоначальных этапах проживания в регионе. Сохранение этнической культуры представителей диаспоры происходит в рамках семьи за счет воспроизводства культурных практик. Несмотря на сохранение элементов традиционного семейного уклада в семье, идентичность полуторного поколения приобретает черты гибридности. Социальный капитал, предоставляемый национально-культурным объединением, ограничен в связи с отсутствием отлаженного механизма взаимодействия с мигрантами и культурно-просветительской направленностью деятельности.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты авторского исследования, включающего:

  1. Данные анкетного опроса двух поколений мигрантов, проведенного с целью сравнения социального капитала двух поколений мигрантов (N=120, 2012, Саратов). Обработка данных осуществлялась с применением статистического пакета SPSS.

  2. Данные анализа биографического интервью в семьях диаспоры по проблеме реконструкции этнической идентичности и выбора стратегий адаптации и экспертного интервью с сотрудниками национально-культурного объединения «Армянская община Саратовской области «Крунк»» (N=17, 2011-2012, Саратов).

  3. Материалы фото-интервью с представителями армянского этнокультурного сообщества г. Саратова (N=7, 2012, Саратов).

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках специальности 22.00.06 - Социология культуры, тема исследования соответствует п. 2. Культура и социальные взаимодействия. Социальные функции культуры; п. 3. Социальная структура общества и культурные различия; п. 6. Социальная динамика культуры. Социальные механизмы преемственности и инноваций в культуре; п. 7. Проблема субъекта культурных изменений, п. 14 Культурная социализация и самоидентификация личности Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, сформулированными на основе обоснованных социологических теорий, результатов количественного и качественного исследования, корректным применением оснований социологии культуры, соотнесением с данными исследований отечественных и зарубежных ученых и научных коллективов.

Научная новизна диссертации заключается в постановке, обосновании и решении задач анализа социального капитала современной диаспоры в контексте культурных изменений и может быть сформулирована в следующих позициях:

по-новому обоснована роль диаспоральных связей в процессе проживания сообщества в условиях миграции на основе ключевых концепций социального капитала и конструктивистских теорий этничности;

на основе материалов биографического интервью осуществлена авторская интерпретация роли межпоколенных связей в процессе реконструкции этнической идентичности, рассмотрена проблема формирования гибридной идентичности;

по данным экспертного интервью проанализирована деятельность национально-культурного объединения в контексте работы с мигрантами, обозначены перспективные пути развития;

новые данные, полученные в результате опроса, позволили выделить формы проявления социального капитала двух поколений мигрантов;

впервые к исследованию вопроса восприятия диаспоры ее представителями применен метод фото-интервью.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили концепции социального капитала П. Бурдье, Дж. Коулмана, Р. Патнема, Ф. Фукуямы, сетевой подход в определении социального капитала Р. Берта, М. Грановеттера, Н. Лин, конструктивистская теория этничности Б. Андерсона, Э. Геллнера, В. Малахова, В. Тишкова, концепция культурной гибридности X. Бхабха, идея об уровнях социального капитала Дж. Тернера. Роль и значение коллективной памяти в процессе сохранения этнической культуры рассматривается, исходя из идей М. Хальбвакса, П. Нора. Теоретические рамки исследования проблемы включенности мигрантов в принимающее общество составили работы М. Астоянц, И. Россихиной. Социальный капитал как одна из социологических концепций позволяет проанализировать процессы взаимодействия, взаимовлияния индивидов, социальных систем. Методология нарративного анализа, использованного при анализе биографического интервью, представлена в работах Е. Ме-щеркиной, Е. Ярской-Смирновой. Анализ визуальных данных основан на идее П. Штомпки о фотографии как методе исследования, теории фотографии Р. Барта, исследовании семейного фотоархива Н. Нагиб. Сбор и анализ данных произведены в соответствии с инструментарием прикладного исследования, разработанным И. Девятко, В. Ядовым.

В ходе теоретического и эмпирического социологического исследования получены следующие основные результаты, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

1. Социальный капитал диаспоры рассматривается как фактор, который обусловливает формирование и устойчивость этнического сообще-

ства. Современная диаспора характеризуется как сообщество, проживающее вне исторической родины, представляющее собой сети формальных и неформальных связей, основанных на общей этничности. Этничность выражена в осознании членами группы собственной принадлежности к ней, принадлежности других членов к «своему» сообществу. Социальный капитал этнической группы в социокультурном пространстве региона находит выражение в следующих формах: межличностные связи, связи, предоставляемые национально-культурной организацией, межпоколенческие связи.

2. Анализ результатов опроса показал преобладающую роль межлич
ностных связей при выборе места жительства мигрантов (более половины
опрошенных первого и полуторного поколения), диаспоральные связи ха
рактеризуются как ресурс поддержки при решении проблем на первона
чальных этапах проживания в регионе, они являются наиболее эффектив
ными при поиске путей заработка (43 и 36% опрошенных из первого и по
луторного поколения соответственно). Наиболее часто у приезжих возни
кают трудности с получением гражданства (более трети опрошенных обо
их поколений), оформлением регистрации (28% старшего поколения, 17%
молодежи), при этом они преодолевают сложности самостоятельно. В про
цессе проживания утрачивается ресурсность внутридиаспоральных отно
шений, мигранты приобретают связи за пределами этнической группы, ко
торые предоставляют дополнительные возможности, доступ к социально-
культурным, экономическим благам.

3. Конструирование этничности рассматривается как результат вос
производства культурных кодов, коллективной памяти, «рассказывания»
прошлого, обращения к историческим событиям и объединяющим мифам
в повседневности семьи и в контексте работы национально-культурного
объединения. Однако в результате приобщения к отличающимся друг от
друга ценностным системам, принятия новых норм этническая идентич
ность полуторного поколения принимает черты гибридности. Это ведет к
образованию качественно новых форм идентичности, приемлемых в обоих
сообществах и способствующих как сохранению этнокультурных ценно
стей, так и благоприятной адаптации и самореализации в принимающей
среде. Гибридизация идентичности становится показателем снижения сте
пени преемственности социокультурных норм этнической группы в усло
виях миграции.

4. Реконструкция этнической идентичности происходит в повседнев
ности семьи благодаря межпоколенческим связям, обеспечивающим взаи
модействие представителей двух поколений мигрантов. В рамках семьи
транслируются этнокультурные ценности, исключающие влияние ино-
культурных элементов. Следование традиционным представлениям про
слеживается в сохранении после переезда принятого в семье распределе
ния тендерных ролей и системы воспитания (у более половины опрошен-

ных), отрицательном отношении к межэтническим бракам (более 70%). В качестве механизмов реконструкции идентичности в пространстве семьи выступают семейно-историческая память, визуализация памяти, воссоздание привычной среды. Элементы гибридной идентичности в большей степени прослеживаются у представителей полуторного поколения, для которых характерно преимущественно приобщение к конфигуративным пространствам культуры, соответствующим полиэтническому обществу региона, представленному в большинстве институтов, в том числе в образовательных.

  1. Национально-культурное объединение является институциальным путем включения в принимающее общество. Среди направлений деятельности общины культурно-просветительская является приоритетной, поскольку нашла поддержку со стороны представителей молодого поколения, участвующего в развитии общины. Национально-культурная община воспринимается как транслятор традиций, социальный капитал общины востребован преимущественно в контексте национально-культурной деятельности, возможности общины не используются большинством мигрантов. Общине свойственна неформальная закрытость, связанная с разницей диалектов, устойчивостью уже сложившегося окружения. В качестве перспективы развития деятельности обозначены участие в социальной жизни сообщества, установление связей с социальными службами.

  2. Исследование методом фото-интервью показало, что в понимании представителей этнической группы диаспора выражается в символах, событиях, играющих роль объединяющего мифа, несущих в себе травматический опыт, консолидирующий членов группы независимо от места их происхождения, возрастной категории. В социокультурном пространстве региона мигранты создают свое символическое поле, включающее памятники, сооружения религиозного, повседневного характера.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в неуменьшающемся интересе исследователей к концепции социального капитала, который применяется для изучения особенностей функционирования различных систем. Исследование может быть рассмотрено в качестве расширения предметного поля концепции социального капитала. Выводы диссертационного исследования способствуют пониманию процессов, происходящих внутри этнической группы, адаптационных стратегий, особенностей реконструкции идентичности, и, как следствие, - сохранению сообщества в инокультурной среде. В рамках концепции социального капитала возможно выявление качественно новых свойств современной диаспоры, проявляющихся в уровнях и формах социального капитала. Диссертационное исследование позволяет определить одну из проблем многонационального общества в рамках концепции социального капитала, расширяя предметное поле самой концепции и социологической теории.

Теоретико-методологические аспекты темы применены в разработке курсов, спецкурсов по общей социологии, социологии культуры, социальной антропологии, этносоциологии. Кроме того, возможно использование результатов исследования для разработки программ социокультурного развития этнических групп, направлений деятельности национально-культурных объединений.

Апробация. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на городских, научных, международных научно-практических конференциях, семинарах: Международной научно-практической конференции «Общероссийская и национальная идентичность» (Пятигорск, 2012), семинаре «Социология социальной политики: между академическим интересом и общественным запросом» (Москва, 2012), Международной научно-практической конференции «Социальная работа в поликультурном обществе» (Ижевск, 2011), Российской научной конференции «Социальное время культуры: культурная политика и социальная память» (Саратов, 2011), городской научной конференции «Современное общество перед лицом социальных и гуманитарных проблем» (Саратов, 2010), на курсах «Миграционные процессы и миграционная политика» (Москва, 2011).

Публикации. По теме диссертационного труда опубликовано 8 научных работ общим объемом 4 п.л., в том числе три публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации включает введение, три главы (шесть параграфов), заключение, список использованной литературы, приложения.

Похожие диссертации на Социальный капитал современной диаспоры в контексте культурных изменений: на примере армянского сообщества Саратовской области