Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Даен Дина Витальевна

Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений
<
Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Даен Дина Витальевна. Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Саратов, 2003.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/379-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этничность как фактор социальной идентичности 13

1.1. Объяснительные модели этничности 13

1.2. Теоретико-методологические основания этнической идентичности 38

Глава 2. Социологический анализ этнической идентичности (на примере российских немцев) 56

2.1. Национально-культурные объединения как фактор развития этнической идентичности 56

2.2. Этнический габитус российских немцев: проблемы идентификации 77

Заключение 133

Список использованной литературы 137

Приложение 146

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования обусловлена глубокими переменами в духовной жизни современного российского общества, объединившего в своем составе более ста национальностей. Несмотря на то, что Россия по сравнению с Советским Союзом стала этнически более однородным государством, проблемы этничности не только не утратили свою значимость, но, напротив, приобрели новое звучание во всех сферах жизни общества. Передел и распад государственных границ, миграционные процессы привели к потере прежних идентификаций с титульным этносом республики и, как следствие, к усилению роли этнокультурного статуса на индивидуальном и групповом уровнях. В современных условиях, с одной стороны, актуализируются глобальные процессы, с другой стороны, повышается важность социально-экономических различий регионов и культурного своеобразия местных практик. Знание локальных социокультурных определений этничности необходимо для того, чтобы гуманизировать социальные отношения и сформировать надежную основу социального планирования и управления с целью предупреждения конфликтов и межэтнического противостояния.

Актуальность работы определяется необходимостью понимания и внимательного изучения явлений социальной реальности, связанных с феноменами национальных конфликтов, межнациональных отношений и этнической идентичности. Трансформационные процессы социальной системы приводят к изменениям функциональных особенностей различных элементов культуры как на макроуровне структурных регуляций, так и на микроуровне повседневных социальных практик. В условиях роста национального самосознания, возрождения этнических культур, усложнения межнациональных отношений изучение проблематики этнической идентичности приобретает все большую значимость. Проблема этнического самоопределения индивида как на индивидуально-личностном

4 уровне, так и на уровне группы является одной из центральных в процессе

формирования личности и ее взаимодействия с сообществами. В последнее время с особой силой проявляется феномен включенности индивида в процесс консолидации этнических групп в этнические объединения, этнические организации, ассоциации, автономии. Всплеск интереса к этническим проблемам привел к образованию общественных национально-культурных объединений с ярко выраженной формой социальной солидарности. Изучение процессов формирования и трансформации этнической идентичности в контексте развития национально-культурных организаций российских немцев во многом определяет дальнейший ход развития духовной жизни российского общества и оказывается в фокусе социологического исследования.

Степень научной разработанности проблемы социокультурного
феномена этничности и этнической идентичности определяется научной
традицией в исследованиях культуры и духовной жизни общества, в
социологических, социально-психологических, социально-

антропологических трудах отечественных и зарубежных ученых. Проблемы этничности и этнической идентичности рассматривались в различных методологических концепциях и подходах. Изучению этнических процессов и анализу изменений представлений о теории этноса и этнического самосознания посвящено значительное количество исследований, которые прежде всего связаны с разработкой общетеоретических вопросов этнологии и этнографии в отечественной науке. Необходимо отметить, что в отечественной этносоциологии и этнопсихологии основным предметом теоретических и эмпирических исследований долгое время было этническое самосознание - осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Позднее было выделено понятие этнической идентичности как более широкого явления, содержащего в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах,

5 включая социально-психологические характеристики, установки и

, Понятия этничность и этническая идентичность отличаются

5 6 Л ошли в научный обиход с середины XX века.

\\С \ ственной научной традиции особое влияние на развитие

( (P^gi этногенеза и этнического самосознания оказали работы

и зарубежных ученых (Л.Н.Гумилев, Ю.В.Бромлей,

"озлов, М.В.Крюков, С.А.Токарев, В.А.Тишков).

то изучение национального самосознания в работах

циологов Ю.В.Арутюняна, М.С.Джунусова,

С.Кондратьева, А.А.Сусоколова, В.В.Пименова,

, где рассматривалась структура национального

ные группы и их место среди других общностей,

, включенные в национальное самосознание.

і'ема этничности и этнической идентичности приобрела важное

значение в работах ученых более позднего периода. В конце 1970-х - начале

1980-х появился целый комплекс социально-психологических

исследований, в частности В.С.Агеева, А.О.Бороноева, Л.М.Дробижевой,

А.Г.Здравомыслова, В.Н.Иванова, З.В.Сикевич, Г.И.Старовойтовой,

Н.Г.Скворцова, В.В.Коротеевой, В.АДдова. Этничность и этническая

идентичность являются одним из главных предметов теоретических и

эмпирических исследований школы этнопсихологии. Такие специалисты,

как Г.М.Андреева, В.П.Левкович, Л.И.Науменко, Г.У.Солдатова,

Т.Г.Стефаненко, Ж.Т.Уталиева, Н.М.Лебедева особое внимание уделяют

разработке подходов и методов исследования этнических стереотипов и

установок, построению общезначимой модели этнической

самоидентификации. Представителями этнопсихологической школы

проведен широкий круг исследований, посвященных процессам восприятия

разных народов, сходству и различиям этнических картин мира,

определению места этнической идентичности в системе межэтнических

отношений. К важнейшим достижениям отечественных исследователей относится информационная теория этноса А.А.Сусоколова.

Особый интерес представляют проблематика формирования идеологий и практик национализма, природа и причины возникновения наций, механизмы межэтнических конфликтов. Исследования культурологических, экономических и политических теорий национализма Н.Н.Алексеева, Б.Андерсона, Ф.Барта, Дж.Брейи, Ю.Бромлея, Р.Брубейкера, К.Вердери, Э.Геллнера, Л.Гринфельда, М.Гроха, В.В.Коротеевой, М.Манна, М.О.Мнацаканяна, М.Н.Руткевича, Э.Смита, В.А.Тишкова, Р.Хандлера, Э.Хобсбаума посвящены этническому измерению политической жизни общества.

В отечественной науке проблематика национально-культурных организаций, объединений, ассоциаций, особенности процессов этнической самоидентификации в рамках национально-культурных автономий нашли отражение в работах современных отечественных социологов (О.А.Богатова, О.Бредникова, Б.Винер, В.Воронков, С.К.Жидкова, С.И.Замогильный, О.Калачева, О.Карпенко, И.Освальд, Т.В.Полоскова, П.В.Романов, В.А.Тишков, Е.Чикадзе).

В последнее время проблемы истории и культуры немцев Поволжья активно исследуются этнографами, социологами, историками, филологами и другими учеными Саратова и России. Многие фрагменты социально-культурного развития российских немцев в Поволжье отражены в работах следующих ученых А.Э.Арндт, Н.Э.Башкау, П.П.Великий, П.К.Галлер, А.А.Герман, Я.Е.Дитц, Е.М.Ерина, С.И.Замогильный, А.Н.Кочетов, С.А.Константинова, Л.В.Константинов, Н.А.Малова, М.Ю.Мореханова, С.А.Овчинников, А.С.Ососков, Р.Е.Пашян, И.Р.Плеве, В.А.Русанов, В.П.Санатин, В.Г.Чеботарева, И.И.Шульга.

Следует отметить, что развитие темы этничности, этнической идентичности и межнациональных отношений нашло отражение в работах саратовских ученых (В.Антонова, С.И.Замогильный, Г.Г.Карпова,

7 Н.Г.Козин, Л.В.Константинова, К.А.Крашенниников, В.В.Кочетков,

Н.И.Ловцова, М.Э.Муталимов, Э.К.Наберушкина, П.В.Романов,

Т.А.Сафронова, Т.Т.Тарасова, Л.Н.Татаринова, В.В.Щебланова, Е.Р.Ярская-

Смирнова, В.Н.Ярская). Необходимо также отметить, что многие

исследования общественного мнения в Саратове и Саратовской области

принадлежат В.Н. Ярской, и первые исследования по проблемам

российских немцев в Саратове проходили под руководством В.Н. Ярской.

Этническая идентичность - сложный и многогранный феномен, изучение которого требует целостного, многостороннего подхода. Несмотря на многочисленные исследования по данной тематике и определенную степень разработанности этой темы, до сих пор не выработано единой методологической концепции, позволяющей безошибочно оперировать концепцией этничности и этнической идентичности.

Методологическую и теоретическую основу диссертации представляют положения историко-эволюционного примордиалистского подхода к изучению этничности, представленные в работах В.Берге, Ю.В.Бромлея, К.Гиртца, Л.Н.Гумилева, Э.Шилза, конструктивистские объяснительные модели Б.Андерсона, П.Бергера, П.Бурдье, М.Вебера, Э.Геллнера, В.Ильина, В.А.Тишкова, Э.Хобсбаума, Э.Смита, работы Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой, А. А. Су соколова по социологии этничности, П.В.Романова и Е.Р.Ярской - Смирновой по качественной методологии, антропологии организаций и социальной идентичности. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные следующими методами: 10 этнографических наблюдений, 25 полуструктурированных, неформализованных интервью и вторичный анализ данных массовых опросов, проведенных отечественными социологами.

Достоверность и обоснованность результатов работы определяются обоснованными теоретическими положениями и созданием на их основе

концептуальных особенностей этничности, обоснованием роли этнической идентичности в системе социальных практик и социальных изменений; комплексным использованием теоретических и прикладных методов исследования; корректным применением известных достижений социологии, социальной психологии и социальной антропологии. Результаты проведенных эмпирических исследований соотнесены с известными эмпирическими данными других исследований.

Объект исследования - этническая идентичность российских немцев. Предметом исследования выступает этническая идентичность российских немцев в контексте развития немецких национально-культурных объединений.

Целью диссертационного исследования является изучение этничности и этнической идентичности российских немцев в контексте социальных изменений. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

провести анализ основных теоретических подходов и моделей объяснения этничности, исследовать теоретико-методологические традиции изучения этнической идентичности, раскрыть смысловое содержание этничности в контексте полипарадигмального подхода в социологии;

проанализировать основные механизмы развития и функционирования этнической идентичности, выделить и проанализировать наиболее существенные структурные компоненты этнической идентичности; с опорой на вторичный анализ данных социологических опросов определить социальную значимость и социальные функции этнической идентичности в современных условиях;

выявить особенности формирования и трансформации этнической идентичности в контексте возникновения и эволюции общественных форм самоорганизации граждан по принципу национально-культурных организаций, национально-культурных автономий, обосновать и

9 разработать типологию национально-культурных объединений по

следующим основаниям: организационная структура, социальные

функции, социальные роли, социально-культурная политика;

представить особенности интерпретации этнической идентичности в системе социального взаимодействия; поддержании солидарности этнических групп, создании и расширении социально-этнических сетей, конструировании этнической идентичности личности в современных условиях; на эмпирическом материале продемонстрировать особенности этнической идентичности и символический контекст поведения современной личности в рамках национально-культурных объединений;

раскрыть специфику процессов этнической самоидентификации в немецких национально-культурных объединениях; по авторской программе провести исследование этнической идентичности в изменяющемся обществе социологическими методами: этнографическое наблюдение и интервью.

Положения, выносимые на защиту:

Этничность выступает как особая форма социальной организации культурных различий. Этническая идентичность как составляющая социальной идентичности личности предполагает прежде всего осознание собственной этнической принадлежности, которое происходит на основе выделения объективных признаков, характеризующих этногруппу, - языка, общности происхождения, культуры, религии. Объяснительные модели этничности необходимо рассматривать в системе конвергенции противостоящих друг другу подходов - примордиализма, конструктивизма, инструментализма.

Этническая идентичность несет особую функциональную нагрузку в переходный период жизни личности и общества, когда социальные структуры ослабевают или трансформируются. В кризисной, нестабильной ситуации социально-культурного развития общества значимость этнической идентичности существенно повышается,

10 выполняя функции социально-психологической поддержки личности.

Этническая идентичность, проходя разные этапы развития, находит свое отражение в системе диспозиций современной личности и является важным инструментом в очерчивании социальных границ этнической группы. Этническая граница, в свою очередь, определяет когнитивно-эмоциональные и мотивационно-поведенческие компоненты этнической идентичности.

Этничность как наиболее важный и устойчивый элемент социокультурной системы часто становится мобилизующим средством в обретении преимуществ на социально-политической арене, а также в стремлении определить особенности национального самосознания. Реформирование социальной жизни влияет на характер межэтнических отношений и национальную идентичность многих народов России. Наличие общеразделяемой системы ценностей является необходимой предпосылкой стабильности общества. Механизмом обеспечения этой стабильности в социальной реальности являются национально-культурные объединения как общественная форма самоорганизации граждан определенной этнической группы.

Этническая идентичность играет роль катализатора социальных отношений, создания и расширения социальных сетей, вносит вклад в конструирование социальной идентичности личности. Общественная инициатива индивидов в деятельности национально-культурных организаций, в этнических движениях является способом конструирования этнической идентичности, формой поддержки социальных сетей, индикатором значимости для индивида каналов перераспределения ресурсов. Формирование и развитие национально-культурных организаций способствует усилению роли этнического фактора в социокультурной системе общества, очерчивая границы этногруппы и определяя этническую принадлежность современной личности.

Немецкие национально-культурные организации - это социальные сети людей, объединившихся в поисках идентичности, где роль немца носит символический характер. Национально-культурные объединения - одно из немногих мест реализации себя как немца, сохранения немецких культурных и исторических корней и как результат - конституирования этнической идентичности. Коллективная память о репрессиях, представления об общности исторического происхождения этногруппы, современные социальные практики в стратегии реализации личности как немца являются основаниями немецкого габитуса. Габитус немца воспроизводится через диспозиционную систему примордиальности традиции и культуры и посредством конструирования социальных практик в национально-культурных организациях.

Главными основаниями для осознания этнической принадлежности оказались социально-культурные и аффективные особенности немецкой этногруппы. Для немцев актуальной сферой осознания этничности являются также религиозные чувства. Этничность для немца - это во многом дополнительный ресурс для развития эффективных стратегий выживания, эмиграции, реализации возможностей в России. В настоящее время менее всего этничность осознается немцами в политической активности, что отлично от идентичности немцев в прошлом десятилетии. Для национальной самоидентификации немца существенным является доминирование категории этничности над понятием гражданственности.

Научная новизна исследования определяется полипарадигмальным подходом к изучению феномена этнической идентичности в контексте развития национально-культурных организаций. Новизна исследования представлена следующими моментами:

с современных теоретических позиций социологии, социальной
психологии и социальной антропологии осуществлен
полипарадигмальный анализ концепции этничности, теоретических

12 подходов и моделей объяснения этничности, раскрыто смысловое

содержание этничности в контексте конвергенции примордиализма и

конструктивизма, инструментализма;

обобщены различные концепции развития и функционирования этнической идентичности, выделены и обоснованы наиболее существенные структурные компоненты этнической идентичности в системе диспозиций современной личности; определена социальная значимость и социальные функции этнической идентичности личности в современных условиях;

выявлены особенности возникновения и эволюции общественных форм самоорганизации граждан в контексте национально-культурных организаций, национально-культурных автономий; представлена авторская типология национально-культурных объединений по следующим основаниям: организационная структура, социальные функции этнических объединений, социальные роли, социально-культурная политика.

представлены особенности интерпретации этнической идентичности в системе социального взаимодействия; поддержании солидарности этнических групп, создании и расширении социально-этнических сетей, конструировании этнической идентичности личности в современных условиях; на эмпирическом материале продемонстрирован символический контекст поведения этнофоров в рамках национально-культурных объединений;

раскрыта специфика процессов этнической самоидентификации; по авторской программе проведено исследование этнической идентичности в изменяющемся обществе методами интервью, этнографического наблюдения; на эмпирическом материале продемонстрирован социологический анализ этнической идентичности российских немцев.

Объяснительные модели этничности

Этническая социология относительно молодая научная дисциплина, которая начала развиваться в Советском Союзе в 1960-е годы. В результате долгих поисков предмета и объекта изучения этносоциология нашла свое достойное место в системе научного знания. По мнению Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой и А.А.Сусоколова, предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействия этнических групп, а также взаимосвязей личности, включенной в эти группы и социальные среды1. Однако современные события после распада СССР привели к тому, что в научном категориальном аппарате, так же как и в политическом регулировании национальных отношений, не существует общепризнанной и ясной теоретической парадигмы в области межэтнических отношений, полноценно объясняющей современные события.

При анализе категории этничности в полипарадигмальном аспекте необходимо, в первую очередь, определить содержание понятий этноса, нации, национализма, расы. По мнению В.В.Коротеевой, большинство специалистов, даже тех, кто признает древность деления человечества на этнические общности, сходится во мнении об исторической новизне нации и национализма . Очень часто синонимично употребляют понятия этнос и нация, возводя два понятия в одно - этнонация для определения этнокультурной общности. По мнению Э.Хобсбаума, очевидным историческим фактом является то, что в процессе эволюции в одних случаях слово нация означало место или территорию происхождения, в других случаях подчеркивалась общность происхождения группы (общие родовые корни), и таким образом значение слова нация приобретало этническую характеристику. По мнению Л.М.Дробижевой, в России четкости в использовании данного понятия не было и в начале XX в., хотя за ним все же закрепилось этническое значение4.

Многие государственные деятели под нацией понимают высшую форму этнической общности, сложившейся в период становления капитализма на основе экономических связей, единства территории, языка, особенностей культуры и психики5. Сторонники использования термина нация в значении согражданства, одним из которых является В.А.Тишков, считают, что употребление понятия нации в его этническом значении для лидеров республик и активистов национальных общин вполне приемлемо, но «федеральная власть обязана оставить некоторое доктринальное пространство для процессов гражданского нациестроительства, без чего не может существовать ни одно государство»6. Мы позволим себе согласиться с вышесказанным, так как нация, на наш взгляд, непременно нуждается в государственном и юридически - правовом оформлении.

Интерес также представляют объяснительные модели нации и национализма Э.Геллнера и Б.Андерсона. Для Э.Геллнера национализм -политический принцип, требующий совпадения национальной общности и государства. Неизбежность появления национализма выводится им из особой роли культуры в индустриальном обществе в отличие от предшествующих эпох7. Мы думаем, что, если отводить культуре столь значимые позиции, очень важным признаком нации будет считаться наличие многослойной культуры определенного государства, в той или иной степени претендующего на высокий социальный и политический статус в мире. Б.Андерсон исходит из того, что группа людей осознает свое единство и «воображает» себя как нацию через средства массовой информации, что является основополагающим конструктом чувства принадлежности к этнической общности8. На наш взгляд, основной признак нации - это наличие общей национальной идеи, идеального образа, способного сплотить массы и повести народ на войну и гибель за родину - нацию, а не за класс или имя.

Таким образом, под нацией мы понимаем совокупность индивидов, говорящих на общем языке, идентифицирующих себя с определенным государством и общей национальной культурой. Нация нуждается в государственном и правовом оформлении действующих институтов, тогда как раса - совокупность наследуемых природных характеристик.

В последнее время особенно возрастает интерес к теме этничности и этнической идентичности в социальной науке. В связи с этим, изучение этнической идентичности - явления, отличающегося "современным происхождением , представляется актуальным.

Этничность - по сути заимствованный термин из западной антропологии и социологии. Как и многие заимствованные термины, он имеет неоднозначную трактовку. Неопределенность понятия делает проблематичной его интерпретацию. В Соединенных Штатах Америки термин этничность впервые вошел в употребление в 1941 году. В более ранний период, он появился в научных трудах Ллойда Варнера и Пола Лунта «Социальная Жизнь Современного Общества» (1941) и «Социальная Система Современного Общества» (1942). Как отмечают Н.Глейзер и Д.П.Мойнихан10, впервые употребление термина этничность отмечена в Оксфордском словаре английского языка в 1972 году.

По мнению В.Соллорса, Л.Варнер во многом предвидел парадоксальность дальнейшего определения и толкования термина этничность. При исследовании стратификационной системы американского общества Варнеру потребовалось существительное для аналогии с категориями пола, возраста, религии и класса; существительное, которое помогло бы концептуализировать различия этнических групп в более широком смысле, чем «национальное происхождение»11. Таким образом, Варнер употреблял термин этничность в значении определенных черт, которые отделяют индивида от одного класса и идентифицируют его с другим классом.

Теоретико-методологические основания этнической идентичности

Следуя логики объяснительной модели этничности, необходимым представляется теоретико-методологический анализ концепции этнической идентичности, изучение структуры, функций и компонентов этнической идентичности. Мы также считаем необходимым рассмотрение концепции этнической идентичности в междисциплинарном аспекте: с точки зрения социологии, социальной психологии, социальной антропологии.

Понятие этничность является достаточно емким и включает в себя множество аспектов рассмотрения. Очень часто синонимично употребляются понятия этничность и этническая идентичность. По мнению О.Л.Романовой, категория этничности прежде всего социологична и относится к определению этнической принадлежности человека по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, используемому языку и т.д. Этническая идентичность -психологическая категория - часть социальной идентичности личности. Этническая идентичность предполагает прежде всего осознание собственной этнической принадлежности55. Этническое осознание происходит на основе выделения объективных признаков, характеризующих этногруппу - языка, общности происхождения, культуры, религии, физиологических признаков.

Этническая идентичность очень редко бывает доминирующей. Обычно она уступает место другим более значимым социальным идентичностям. По мнению З.ВСикевич, в кризисной, нестабильной ситуации значимость этнического «Я» существенно повышается, а в период социальной устойчивости как бы «замирает», уступая свое место сугубо социальным характеристикам5 . В социологии и социальной психологии широко используется тест Куна — Макпартленда. Результаты опросов, массового интервьюирования по проекту «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов» в Российской Федерации, в Татарстане, Саха (Якутии), Туве, Северной Осетии в 1994 и 1995 гг. показали, что упоминание национальности среди самоидентификаций встречалось нечасто - не более чем у 12-13% респондентов57.

Вполне естественным является, что в условиях нестабильного функционирования социальной структуры общества человек ищет психологическую опору в наиболее устойчивых социальных общностях, какими и являются этнические группы. По мнению Т.Стефаненко, именно этническая общность лишена всех тех недостатков, которые свойственны многим другим группам, так как этническая группа - это межпоколенная группа, отличающаяся устойчивостью во времени, характеризующаяся стабильным составом, где каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, который невозможно «исключить» из этноса.

По мнению Г.У.Солдатовой, этническая принадлежность - одно из средств приспособления, лучшей ориентации и достижения определенных социальных целей в современном мире. Принадлежность к этнической группе — это также способ выделиться, обратить на себя внимание, через этничность повысить свою ценность . Действительно, советская система социальных отношений, исповедуя идею всеобщего социального и национального выравнивания, испытывала определенный дефицит в стремлении национальных меньшинств к выражению этнических интересов. Поэтому в настоящее время поиск этнических корней является актуальным решением многих людей.

По утверждению Ф.Глисона, термин «идентичность» являлся производным от латинского корня idem, и вошел в словарный состав английского языка в 16 веке. В Оксфордском Английском Словаре понятие идентичность рассматривается как «схожесть вещи и индивида во все времена и при всех обстоятельствах»; «условия, при которых индивид или вещь остаются самими собой и не приобретают черты другого индивида или другой вещи».

Первое употребление понятия «идентичность» в психологической науке датируется 1914 годом в работах З.Фрейда. Он рассматривал идентификацию как важный механизм взаимодействия между индивидом и социальной группой . Э.Фромм включал идентичность в число универсальных человеческих потребностей. Он считал, что она «вырастает из самих условий человеческого существования и является источником наиболее сильных стремлений. Он также вводит понятие «выживаемости»62, определяя идентичность необходимым психобиологическим принципом поведения, обусловленным необходимостью выжить.

В современной социологической и социально-психологической теории потребность в изучении этнической идентичности с каждым годом приобретает более важные и значимые позиции. В социальной и социально-психологической науке существует целый ряд исследований по проблеме этнической идентичности, со своеобразием которых необходимо разобраться. Важно пояснить, что долгое время в общественных науках употреблялось понятие «этническое самосознание». Мы употребляем понятие «этническая идентичность», так как оба эти понятия - этническое самосознание и этническая идентичность - несут один и тот же смысл.

Национально-культурные объединения как фактор развития этнической идентичности

Формирование, трансформация этнической идентичности в процессе развития национально-культурных объединений российских немцев оказываются в фокусе эмпирического исследования. В данном параграфе мы считаем необходимым рассмотрение проблем национально-культурной автономии, раскрытие механизмов по воплощению в жизнь принципа национально-культурной автономии и анализ функционирования разных национально-культурных организаций в России численно возросших за последнее время.

Прежде всего необходимо обозначить, что ряд исследователей используют термин «национально-культурные организации» в отечественной научной литературе. Этот термин считается общепринятым, тогда как термин "этнические организации" пока не получил распространения. По мнению Б.Винер, необходимо употреблять понятие «этнические объединения», так как сам термин «национально-культурные организации» может вводить в заблуждение неспециалистов. Прилагательное «национальный» и производные от него слова несут двойную нагрузку. Прилагательное «национальный» может выступать синонимом как к слову «государственный» (например, в словосочетании «национальные интересы России»), так и к слову «этнический» (к примеру, во фразе «национальный состав России»)101. И западная, и отечественная литература по этническим организациям довольно скудна, по мнению ученого. Мы позволим себе согласиться с данным утверждением и добавим, что во время научной стажировки в США нами не было обнаружено почти ни одной полноценной работы по тематике национально-культурных объединений. Мы согласны с Б.Винером и в том, что термин «национально-культурные организации» может ввести в заблуждение своим двояким толкованием, однако в рамках нашей работы мы видим необходимость в использовании термина национально-культурные объединения, так как это понятие заимствовано из языка государственных и официальных документов.

Образование национально-культурных организаций за последнее время на территории Российской Федерации было бы невозможно без агентов социального действия как пассивного, так и более активного характера, без инициативы снизу, без активного характера тех, кто стоял и стоит у руля их создания и функционирования.

Возникновение общественных национально-культурных объединений, культурных автономий, центров, ассоциаций приводит нас к пониманию этничности как мобилизационной категории, где социально активные агенты социального действия изменяют социальную реальность посредством регулярных и долговременных практик.

В ходе национальной политики в СССР, которая не уделяла должного внимания национальному вопросу в многонациональной среде, на фоне образования гражданского общества возникла резкая необходимость этнических меньшинств в формировании и выражении определенных этнических потребностей. Как следствие, в настоящее время оформление этнического интереса осуществляется в рамках организационных структур, приобретающих форму национально-культурных объединений, ассоциаций со своей собственной организационной структурой, правилами, нормами поведения, ценностными ориентациями и социальными функциями.

Основная тенденция для всех национальных меньшинств связана с ростом их политического участия, поэтому российское правительство, желающее контролировать политическую активность культурных элит, ввело программу о национально-культурном возрождении этнических меньшинств.

«Несмотря на широко распространенное мнение, что восходящая социальная мобильность зависит от этнической ассимиляции, и часто скорее индивидуальные, нежели этнические критерии связаны с достижением статуса, сегодняшнее этническое возрождение нацелено на рост социального статуса представителей меньшинств»102. Возрождение национальных культур и формирование иных идентичностей неразрывно связано с принятием демократического характера национальными меньшинствами в социально-политическом развитии общественной системы. Л.М.Дробижева отмечает, что для выражения этнических интересов россияне сегодня «идентифицируют национализм с демократией»103.

Социальная первопричина формирования новой идентичности в посттоталитарном обществе - разрушение прежних иллюзорных представлений об общности интересов индивида и государства, осознание обособленности интересов многообразных социальных слоев; этнонациональных, этнокультурных, региональных, территориальных, профессиональных и других при убежденности в отсутствии какой-либо социальной институции, способной создать механизм справедливого согласования этих многообразных интересов . Характерной особенностью человека является потребность соотнести себя с определенной структурой социальных ценностей, с точки зрения которых он может оценивать как свои, так и чужие действия. Такое соотнесение себя и структуры дает человеку возможность адекватно ориентироваться в социальной среде, подсказывает, чего следует опасаться, на что ориентироваться, а что не принимать во внимание.

Этнический габитус российских немцев: проблемы идентификации

Следуя логики полипарадигмального подхода, а именно предложенной концепции структуралистского конструктивизма П.Бурдье, в рамках данного параграфа мы видим необходимым рассмотрение процессов формирования и трансформации этнической идентичности российских немцев. Выбор этнической группы российских немцев как эмпирического объекта исследования обусловлен тем, что российские немцы были одними из первых кто занялся вопросами возрождения, после закона о репрессированных народах, что позволит более точно проследить эволюцию организационного начала, а также и потому что Поволжье является исторической Родиной российских немцев, где в начале 20 столетия существовала республика немцев Поволжья, После 1994-1995 гг. в Саратове не проводилось крупномасштабных эмпирических социологических исследований по данной проблеме, что также определяет актуальность выбранной нами проблемы.

В понимании П.Бурдье, являясь продуктом истории, габитус производит практики, как индивидуальные, так и коллективные, а, следовательно - саму историю в соответствии со схемами, порожденными историей. Он обеспечивает активное присутствие прошлого опыта, который дает гарантию тождества и постоянства практик во времени131. Мы знаем, что ядром этнической идентичности является процесс идентификации, основанный на процессе габитуализации - опривычивания, первичной социализации, в следствие чего индивид приобретает первичный опыт (опыт говорения на родном языке, празднование традиций, знание культуры этногруппы), который лежит в основе последующих социальных действий и конструирования социальных практик.

По определению П.Бурдье стремление групп сохраниться в своем бытии, которым они, помимо прочего, обязаны тому факту, что составляющие данные группы агенты наделены устойчивыми диспозициями, способными следовать экономическим и социальным условиям своего производства, может стать основой как дезадаптации, так и адаптации, как протеста, так и смирения . Мы полагаем, что каждая этническая группа стремится к самосохранению, в первую очередь, посредством межпоколенной передачи этнической идентичности. Агенты этнической группы, способные адекватно отвечать на изменения экономической и социальной системы, служат основой социальных трансформаций. Одним из важных процессов социальных изменений российского общества является процесс консолидации этнических групп в рамках национально-культурных объединений, ассоциаций, центров, организаций. Таким образом, габитус немца, передающийся от отца к сыну, воспроизводится как на индивидуальном уровне, так и на уровне национально-культурного объединения.

В соответствии с этим, нас интересуют вопросы о том, каким образом происходит формирование, трансформация и межпоколенная ретрансляция этнической идентичности российских немцев, какие формы принимает идентичность этнофоров на индивидуально-личностном уровне. Нам также интересно исследовать принципы построения этнической солидарности и коллективной идентичности немцев, понять как, когда и почему актуализируется и мобилизуется этническая идентичность, раскрыть специфику идентификации в немецких организациях и определить каким образом формируется этническая граница немецкой этногруппы. Занимаясь связями, которые объединяют людей в общество, Э.Дюркгейм конкретизировал их как проблему природы и функции социальной солидарности1 3. В современной ситуации, когда для многих главной референтной группой стала этническая, внутриэтническая солидарность может оказаться одной из важнейших характеристик состояния общества и перспектив развития межнациональных отношений.

Изучение национально-культурных объединений российских немцев в Москве и в Саратове стало также исходным пунктом нашего исследования. Мы попытались ответить на вопросы о том, что представляют собой сегодня национально-культурные объединения немцев, какова организационная структура этих объединений и, прежде всего функциональные особенности.

Этническая идентичность изучается нами посредством феноменологического анализа через длительное общение с информантами, а также посредством этнографического метода в виде включенного наблюдения за индивидами в национально-культурных организациях. Здесь мы солидарны с Э.Гидденсом, который различает дискурсивное (способность облекать мысли в слова) и практическое (способность облекать мысли в действия) сознания134. Таким образом, способность индивидов облекать свои мысли в слова исследуется нами как дискурсивная стратегия говорения о себе, способность облекать мысли в действия рассматривается нами как групповая деятельность этнофоров, в национально-культурных организациях.

Нами был выбран метод неформализованного полуструктурированного интервью с последующей стратегией редактирования и систематизирования полученных данных при авторском комментировании135. В ходе исследования нами было взято 25 глубинных интервью у информантов, номинально идентифицирующих себя с российскими немцами методом, а также 10 этнографических наблюдений в 8 национально-культурных объединениях. «Уникальность опыта России для этнопсихологического исследования состоит в настоящее время в том, что биографии многих респондентов являют собой своеобразный «естественный эксперимент» культурного и психологического выживания личности, сохранение самоидентичности в течение десятилетий»136.

Нами были исследованы следующие объединения российских немцев: «Федеральная национально-культурная автономия», «Молодежное объединение российских немцев», «Международный союз российских немцев», а также не входящая в состав Немецкого Дома евангелическо-лютеранская община имени святых Петра и Павла, организация «Фройндшафт - Freindschaft», «Землячество немцев Поволжья», «Клуб друзей немецкого языка», «Клуб Синьоров».

Исследование проходило дома у информантов и на рабочих местах респондентов. Как правило, поиск респондентов шел через неформальные связи - через сети личных знакомств и далее методом снежного кома. Для поиска информантов, включенных в формальные объединения немецкого движения, поиск осуществлялся через формальные немецкие организации. Исследование опиралось на серии проблемно-ориентированных интервью как с активистами и членами организаций, так и с «неорганизованными» представителями российских немцев, а также с экспертами немецкого движения.

Похожие диссертации на Этническая идентичность в контексте развития национально-культурных объединений