Введение к работе
Актуальность темы исследования. После распада СССР в 90-х гг. XX в. в российском обществе с новой силой разгорелись дискуссии по поводу определения места и роли России в мировом сообществе. Либералы, пришедшие к власти, взяли курс на интеграцию страны в европейское культурное пространство и модернизацию социальных отношений в обществе по европейскому образцу. Однако в начале XXI века выяснилось, что различий между западным и российским обществами больше, чем сходств. В этот момент в российской общественной мысли начала обретать популярность идея евразийства, утверждавшая, что Россия - это независимая самобытная цивилизация, которая исторически больше связана с Азией, чем с Европой.
Эти противоречия не являются новыми в российской общественной мысли, они, скорее, представляют собой продолжение той дискуссии, которая разгорелась еще два века назад между западниками и славянофилами.
Западничество и славянофильство зародились в 40-е гг. XIX в. Критикуя сложившиеся в российском обществе социальные отношения, западники и славянофилы по-разному представляли будущее своей страны. Несмотря на то, что славянофилы критиковали современную им российскую действительность, они не считали правильным для России выбор европейского пути развития. По их мнению, западный мир уже тогда изжил себя и будущего не имел. В отличие от славянофилов, западники русскую самобытность расценивали как отсталость. С их точки зрения Россия, как и большинство других славянских государств, долгое время отставала в своем цивилизационном развитии. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра I, по мнению западников, положили начало вхождению России во всемирную историю.
Такие противоречия, будоражившие российскую общественную мысль около двух веков, не могли не сказаться на общественной мысли народов, включенных в социокультурное пространство России. К их числу относятся и адыги.
Адыги с середины XVIII в. начинают входить в социокультурное пространство Российской империи и становятся одними из множества народов, объединенных под властью российской короны. С этого времени культурные, экономические и политические контакты адыгов с Россией заметно усиливаются. Многие выходцы из дворянской среды получают образование в российских гражданских и военных учебных заведениях, строятся школы, гимназии, первые адыгские просветители приступают к работе по созданию алфавита, введению письменной культуры. Все это знаменует начало адыгского Просвещения.
Получая образование в российских учебных заведениях, адыгские просветители воспринимали и те идеи, которые тревожили умы общественных деятелей российского государства. Среди них были и те, кто симпатизировал западникам, и те, кто симпатизировал славянофилам, но все они горячо любили свою родину и свой народ. Адыгские просветители порицали феодальные пережитки, царившие в адыгском обществе, пытались распространить грамотность среди населения, строили школы. Их неоценимой заслугой является создание адыгской письменности, что способствовало сохранению родного языка и культуры.
В настоящее время, после распада СССР, образовался идеологический вакуум, который оказал влияние на все народы, живущие в России. Адыги, являясь народом, который исповедует ислам, исходя из данных социологического опроса, проведенного диссертантом, все же не относят себя к народам Востока, но в то же самое время они не считают себя и частью Запада. Это состояние неопределенности является благоприятной почвой для проникновения в Северо-Кавказский регион новых идеологических течений, чуждых коренным народам и служащих основой дестабилизации обстановки в республиках Северного Кавказа. В такой ситуации необходимым является возрождение адыгского самосознания, основой которого могут быть труды адыгских просветителей.
Степень научной разработанности проблемы. Для изучения такого явления, как просветительство, необходимо прибегнуть к помощи различных направлений научного знания, а именно - дискурс этой проблемы в социологии, истории, культурологии, философии и этнологии.
Эпоха Просвещения достаточно хорошо изучена как зарубежными, так и отечественными учеными. Иммануил Кант в своей работе "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" высказывал свои идеи о роли Просвещения в процессе изменения социальных отношений в обществе. Месту и роли Просвещения в становлении европейской общественно-политической мысли посвящены специальные труды А. Моруа ("От Монтеня до Арагона"), Ж.Б. Лерон Д'Аламбера ("Элементы философии"), Ж. - Ж. Руссо ("Трактаты") и т.д.
Однако следует отметить, что Просвещение у разных народов проходило по-разному. Это явление породило идею о существовании различных цивилизаций, которая достаточно полно разработана такими учеными, как А.Дж. Тойнби ("Постижение истории"), С. Хантингтоном ("Столкновение цивилизаций").
В середине XVIII в., с началом эпохи Просвещения в России, стало очевидно, что многие ценности, проповедуемые европейскими просветителями, не приживаются. Начались споры западников и славянофилов о месте и роли России в мировом сообществе. Данной проблеме посвящены труды А.И. Герцена, Т.Н. Грановского, П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, И.С. Аксакова.
Л. Гумилев достаточно глубоко изучил особенности возникновения этносов, в том числе дал достаточно развернутую характеристику происхождения русского этноса. Н. Бердяев в своей работе "Русская идея" объединил труды своих предшественников и предложил свое видение места и роли России в мировом сообществе.
Конец XVIII - начало XIX вв. знаменуется появлением первых адыгских просветителей. Они провели значительную работу по сохранению и развитию адыгской культуры. К ним можно отнести Шору Бекмурзовича Ногмова, Султана Хан-Гирея, Султана Казы-Гирея, Султана Адиль-Гирея, Крым-Гирея Интова, Кази Атажукина, Адиль-Гирея Кешева, Лукмана (Дмитрия) Кодзокова, Умара Берсея и многих других. Большинство из них получили образование в российских учебных заведениях и, впитав идеи европейского Просвещения, транслировали их народу через свои произведения.
Значительный вклад в изучение культуры адыгов внесли современные ученые - Л.Х. Сабанчиева, К.А. Мальбахов, В.Х. Кажаров, К.Ф. Дзамихов, Б.Х. Бгажноков, С.А. Ляушева, Р.А. Ханаху, Х.М. Думанов, Х.М. Казанчев, А.Ю. Шадже, А.Х. Боров, А.Х. Нагоев, З.Я. Емтыль и многие другие. Большой интерес в плане изучения идей адыгских просветителей представляют труды Т.И. Афасижева, Р.Х. Хашхожевой, Т.Х. Кумыкова, З.М. Налоева, Р.Б. Унароковой, Ш.Х. Хута, А.М. Гутова, Б.Ч. Бижоева.
Следует отметить, что слабо изученными до сих пор остаются вопросы, связанные с тем, каким образом включение адыгов в социокультурное пространство России повлияло на формирование их мировоззрения; какую роль в этом процессе сыграли российские и адыгские просветители. Это обстоятельство и предопределило выбор темы диссертационного исследования.
В качестве объекта диссертационного исследования выступает этнос как социокультурное образование.
Предмет исследования - особенности влияния идей просветительства на модернизацию социальных отношений в адыгском этносе.
Гипотеза исследования. Процесс интеграции адыгов в социокультурное пространство России посредством просветительской деятельности российской интеллигенции европейской (западнической) и восточной (мусульманской) ориентации привел к расколу в адыгском общественном мнении относительно цивилизационной самоидентификации. Цель работы - исследовать явление просветительства и определить значение идей просветителей в модернизации социальных отношений адыгского этноса.
Настоящая цель обусловила постановку следующих задач:
1) раскрыть особенности становления эпохи Просвещения и влияния идей просветительства на модернизацию социальных отношений европейского общества;
2) проанализировать преломление идей европейского просветительства в социокультурном пространстве России;
3) выявить особенности включения адыгов в социокультурное пространство России;
4) изучить влияние российской общественной мысли на формирование идей адыгского просветительства;
5) провести анализ этнорелигиозных и этнокультурных воззрений современного адыгского этноса.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют структурно-функциональный и системный подходы к изучению явления просветительства. При проведении исследования диссертант также использовал методологию мир-системного анализа, позволяющую исследовать просветительство как взаимосвязанное и взаимозависимое явление различных социумов.
В работе используются исследования отечественных и зарубежных философов, историков, социологов, политологов, этнографов, которые внесли весомый вклад в изучение феномена просветительства.
В соответствии с поставленными задачами в диссертации использовались следующие методы исследования:
- общенаучные: дедукция, анализ, аналогия, индукция, синтез;
- специальные социологические методы: анкетирование.
При обработке полученных данных применялся статистико-математический метод.
Эмпирическую базу составили результаты собственного исследования, проводившегося с марта по апрель 2012 года и в мае 2013 года, охватившего 1200 респондентов в двух регионах РФ: Кабардино-Балкарской Республике и Республике Адыгея. Опрос проводился в высших учебных заведениях этих регионов: Адыгейском государственном университете, Кабардино-Балкарском государственном университете и Кабардино-Балкарском аграрном университете. Респондентами этого исследования явились студенты и преподаватели высших учебных заведений в силу того, что именно данные социальные группы наиболее глубоко и осмысленно воспринимают новые социальные идеи и являются активнейшими трансляторами их среди остальной части населения. Применялась сплошная выборка.
Научная новизна исследования
1. Выявлены факторы, оказавшие влияние на преломление идей европейского просветительства в социокультурном пространстве России.
2. Исследованы особенности включения адыгов в российское социокультурное пространство.
3. Выявлено, что на становление адыгского просветительства оказывали влияние как западная (светская), так и восточная (мусульманская) культуры.
4. Введен в научный оборот новый эмпирический материал, отражающий общественное мнение жителей Кабардино-Балкарской Республики и Республики Адыгея по вопросу о роли идей национальных просветителей в современном обществе и цивилизационной идентичности народов двух регионов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эпоха Просвещения детерминировала трансформацию социально-политических идей российских просветителей, что привело к появлению различных течений просветительства.
2. Со второй половины XVIII века начинается процесс включения адыгов в социокультурное пространство России, оказавший значительное влияние на демографическую карту Северо-Кавказского региона, а также на материальную и духовную культуру адыгского народа.
3. Современная адыгская общественная мысль сформировалась под влиянием двух направлений просветительского движения, а именно западной (светской), в его российском выражении, и восточной (мусульманской).
4. Противоречие, возникшее два века назад между западниками и славянофилами, ставшее следствием несоответствия российской действительности идеалам европейского Просвещения, актуализируется на современном этапе развития российского общества в целом и адыгского общества, в частности, особенно остро проявляясь в сфере развития духовной культуры, ценностных предпочтений и этнорелигиозных приоритетов.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут способствовать более полному пониманию той роли, которую играли идеи просветительства в процессе модернизации социальных отношений в адыгском обществе. Материал диссертации может быть использован федеральными и региональными органами власти, общественными организациями в процессе разработки концепции национальной идеи, что позволит заполнить идеологический вакуум, образовавшийся после распада СССР. Для республик Северного Кавказа этот вопрос стоит очень остро, так как в последние годы населению регионов навязывают чуждые им ценности и идеалы, которые влияют на общественно-политическую стабильность в регионе.
Представленные в диссертации результаты теоретических и эмпирических исследований ценностных ориентаций населения двух регионов РФ (Кабардино-Балкарская Республика и Республика Адыгея) окажутся полезными при написании научных работ по социологии культуры, для разработки учебных программ и спецкурсов по истории и теории социологии, в преподавании дисциплин социогуманитарного цикла и воспитательной работе.
Апробация работы
Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета. Также результаты проведенного исследования нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях, проводившихся в разные годы в Кабардино-Балкарии и Адыгее.
По теме диссертации опубликовано 8 статей общим объемом 2.8 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.