Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения патриотизма современной российской молодёжи как социокультурной категории
1.1. Сущность патриотизма в контексте социально — гуманитарных наук 13
1.2. Патриотизм как социокультурное явление 30
1.3. Место патриотизма в системе ценностей современной российской молодёжи 45
Глава 2. Общественные организации как средство формирования патриотизма молодёжи
2.1. Молодёжные общественные организации: понятие, структура и функции 64
2.2. Система формирования личности патриота в условиях молодёжных общественных организаций 82
2.3. Состояние и перспективы развития патриотических настроений у современной российской молодёжи 101
Заключение 123
Библиографический список 127
Приложение
- Сущность патриотизма в контексте социально — гуманитарных наук
- Патриотизм как социокультурное явление
- Молодёжные общественные организации: понятие, структура и функции
- Система формирования личности патриота в условиях молодёжных общественных организаций
Введение к работе
Актуальность исследования. В современной России на фоне социально — экономического кризиса разразился и духовный, в частности, кризис патриотических чувств, сознания и поведения. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, упадок духовных ценностей, которые не могли не повлиять на сознание разных социальных и возрастных групп населения. В большей степени под влияние этих процессов попало молодое поколение россиян, особенно учащаяся молодёжь, не освоившая формы жизнедеятельности людей в период реформирования экономической и социально-политической основ общества. Налицо проблема и нравственного воспитания молодёжи. В сложившейся ситуации очевидна неотложность решения острейших проблем духовно-нравственного становления нового поколения и создание условий для воспитания у молодёжи общественно-значимых идеалов и ценностей. Одной из основополагающих ценностей, способствующих полноценному и всестороннему развитию личности, является патриотизм. Данная ценность формируется под влиянием ряда факторов как традиционных (семья, школа, вуз и другие), так и новых, недавно появившихся. К новым факторам можно отнести и молодёжные общественные организации.
В этой связи с позиции социологической науки рассмотрение деятельности молодёжных общественных организаций, которые способствуют формированию патриотизма у современного подрастающего поколения, не только достаточно актуально, но и является одной из важнейших задач трансформирующегося российского общества.
Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью общества в патриотической деятельности молодёжных общественных организаций и отсутствием целостного представления о
4 системе формирования личности патриота в данных организациях и её эффективности.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена
следующими причинами: во-первых, малой освещенностью в
отечественной социологической литературе материала по процессу
формирования личности патриота в условиях молодёжных общественных
организаций; во-вторых, недостаточностью социологических
исследований участников молодёжных общественных организаций; в-третьих, необходимостью четко сформулировать практические выводы и рекомендации по процессу формирования патриотизма в молодёжной среде.
Гипотеза исследования. В условиях кризисного состояния традиционных социальных институтов (семьи, школы) формирование патриотизма как ценности у молодежи возможно посредством включения молодых людей в интерактивную социальную среду, в качестве которой выступают молодежные общественные организации, в которых обеспечивается реализация патриотически направленной социально полезной деятельности, активными субъектами которой являются они сами.
Степень научной разработанности проблемы. Для раскрытия темы диссертационной работы проанализирован ряд подходов к выявлению социокультурного феномена патриотизма, которые отражены в трудах Ю.К. Бегунова, А.В. Беляева, И.Ф. Бондаренко, А.А. Козлова, А.Ф. Лосева.
Вопросы состояния и развития духовных и социальных ценностей граждан в условиях современного российского общества представлены работами В.М.Артемьева, Б.Н. Бессонова, Е.В. Бондаревской, Рёделя А.И.
Для рассмотрения вопросов влияния социальной стратегии и геополитического развития современной России на процесс формирования патриотизма и национальной идеи в обществе, были применены основные положения из исследований И.И. Антоновича, Г.В. Осипова.
Анализ особенностей ценностных ориентации современной молодёжи отражены в трудах В.Е. Семёнова, Б.А. Ручкина, Т.А. Панкова, М.А Ядова, Р.Г Гуровой, Ю.Р. Вишневского, В.Т. Лисовского, В.П. Горленко.
В работах В. И. Лутовинова, А.Ф. Лосева, В.К. Левашова, З.Т. Гасанова, А.В. Зубараева, В.И. Руденко, В.В Гаврилюка патриотизм рассмотрен в контексте ценностных ориентации современной молодежи.
Теоретический анализ понятия, функций, видов молодёжных общественных организаций отражен в трудах Е.А. Здравомыслова, В.Г Игишева, И.М. Модель и Б.С. Модель, А.Ю Сунгурова.
Характеристика основных принципов и методов, связанных с построением управленческой структуры в социальных организациях, приведена в трудах В.И. Шуванова, А.И. Пригожина, А.В. Мудрика.
Автором диссертационного исследования была предпринята попытка систематизировать изученный материал и выявить систему формирования личности патриота в молодёжных общественных организациях.
Следует отметить, что до настоящего момента недостаточно был освещен вопрос формирования патриотизма как духовно-нравственной ценности в условиях молодёжных общественных организаций. В данной работе нами предпринята попытка систематизировать изученный материал и выявить систему формирования личности патриота в данных организациях.
Объект исследования - патриотизм как духовно-нравственная ценность молодёжи.
Предмет исследования — социокультурные особенности процесса формирования патриотизма у молодёжи в условиях общественных организаций.
Цель исследования: выявить систему формирования личности патриота средствами молодежных общественных организаций.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) проанализировать основные подходы, рассматриваемые в
социально-гуманитарных науках, к определению сущности
патриотизма;
2) охарактеризовать патриотизм как социокультурное явление;
3) определить место патриотизма в системе ценностных
ориентации современной российской молодёжи;
4) рассмотреть понятие, структуру и функции теоретический
анализ молодёжных общественных организаций;
5) выявить систему формирования личности патриота в
молодёжных общественных организациях.
6) на основе проведённого исследования показать состояние и
перспективы развития патриотических настроений у российской
молодёжи.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составили труды отечественных общей социологии, социологии организаций, социологии молодёжи: В. А. Ядова, Иконникова С.Н., Б.А. Исаева, А.И. Пригожина.
Диссертационное исследование опирается на общенаучные принципы познания социокультурных процессов, реализует междисциплинарный подход в области социологии, педагогики, истории, культурологии. Междисциплинарный подход обусловил обращение к источникам, относящимся к различным областям знания. При его осуществлении и составлении практических рекомендаций использовались
7 документальные источники: материалы федеральных законов, постановлений РФ, других законодательных актов, публикации в специализированных научных журналах и периодической печати.
Диссертационное исследование базируется на принципах сравнительного социально-философского и логического анализа и синтеза. В работе использовались методы систематизации и классификации, теоретического обобщения и другие общенаучные методы. Использовался сравнительный метод, позволяющий проанализировать и сопоставить различные подходы к определению понятий «патриотизм» и «молодежная общественная организация». Применялся также комплексный метод, дающий возможность, рассмотрения системы формирования личности патриота в условиях молодёжных общественных организаций.
Эмпирической базой диссертационной работы являются результаты социологического исследования, проведённого автором в июле - ноябре 2007 года на территории г. Курска и Курской области, с общим объемом стихийной выборки 508 человек на базе молодёжных общественных организаций и образовательных учреждений, предприятий и фирм г. Курска. В качестве номинальной группы были выбраны участники 5 молодежных общественных организаций, учащаяся и работающая молодёжь в возрасте от 14 до 30 лет.
Основная эмпирическая информация была получена методом сбора первичной информации — опросом.
Инструментарий исследования включил в себя опросный лист (анкета), цель которого - выявление мотивационных, поведенческих механизмов деятельности респондентов, включающие его потребности, интересы, мотивы, ценности.
База данных создавалась на основе программы Microsoft Office Excel 2003. Обработка данных проводилась в оперативной системе Windows ХР.
8 Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
— выявлена социокультурная сущность понятия «патриотизм» как
духовно-нравственной ценности молодёжи.
— на основе проведенного социологического исследования
определено место патриотизма в системе ценностных ориентации
современной российской молодежи. Показано, что патриотизм
современной российской молодежи формируется объективно под
воздействием социальной практики и конкретно-исторических условий
жизнедеятельности общества, а также в результате планируемых
целенаправленных процессов обучения и воспитания, которые
реализуются в рамках деятельности молодежных общественных
организаций. Существенными препятствиями для процессов
формирования патриотизма являются аполитичность молодежи, ее
ориентация на потребительство, прагматизм и утилитарность ценностных
ориентации, неуважительное отношение к государству и социальным
институтам;
в рамках определения институциональных условий формирования патриотизма российской молодежи, проведено эмпирическое исследование нескольких молодежных общественных организаций, на основе которого раскрыта система формирования личности патриота на региональном уровне, представляющая собой совокупность таких направлений патриотической работы, как: духовно-нравственное, гражданское, поисковое, военно-прикладное, спортивно-оздоровительное;
установлено, что система формирования личности патриота имеет специфическую структуру, в которую входят: субъект (молодёжная общественная организация) и объект (молодежь) социального взаимодействия, цель и задачи, которые определяют основные направления патриотической работы молодёжных общественных
9 организаций (духовно — нравственное, воєнно — прикладное, гражданское, поисковое, спортивно — оздоровительное) и предполагаемый результат;
— показано, что перспективы развития патриотических настроений у российской молодежи неотделимы от экономических и социокультурных процессов, происходящих как в регионе, так и в целом по стране. В связи с этим, перспективы развития патриотизма автор связывает: с повышением общего уровня культуры молодежи; усилением влияния и роли государства, государственных учреждений, различных социальных институтов на процесс формирования чувства патриотизма у российской молодежи; в активной государственной поддержке молодежных общественных организаций и в вовлечении в их патриотическую деятельность.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Патриотизм как социокультурное явление представляет собой
качественную характеристику социального субъекта, свидетельствующую
о принятии им ценностей национального государства, ценностей культуры
своего народа и страны в качестве ведущих элементов его ценностно-
нормативной системы, обусловливающих направленность и интенсивность
его деятельности в различных сферах бытия.
2. Молодёжная общественная организация - это целевая
некоммерческая и неполитическая формализованная группа людей,
способствующая изменению положения молодёжи в социуме путём
саморазвития, самообразования и самореализации.
3. Таким образом, система формирования личности патриота в
условиях молодежных общественных организаций представляет собой
совокупность направлений общественно-полезной деятельности,
предполагающих в конечном результате воспитание патриотических
качеств и ценностей молодежи.
На базе проведенного исследования выявлены отличия в нравственных ориентирах и поведенческих установках между двумя группами респондентов. Большинство участников молодежных общественных организаций - это личности, наделенные патриотическими чувствами и убеждениями, с активной гражданской позицией и ответственностью, приветствующие здоровый образ жизни. Представители учащейся и работающей молодёжи аполитичны, ориентированы на потребительство, прагматизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. При этом они воспринимают патриотизм как выражение любви к малой родине, окружающему социуму.
В современных условиях российского общества молодёжные общественные организации представляют собой социокультурную среду, которая способствует формированию патриотизма как ценности у молодежи через реализацию патриотически направленной социально полезной деятельности.
Апробация работы. Отдельные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и российских научных конференциях: на Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 29-31 октября 2007г.) «О развитии и совершенствовании учреждений органов по делам молодёжи»; на Республиканской научной конференции «III Адлеровские социологические чтения» (Альметьевск, 20-21 марта 2008 г.); на Всероссийской научной конференции «Проблематизация человеческого бытия в современном мире» (Курск, 15-16 мая 2008 г.); на межвузовской научной конференции «История, теория, практика российского права» (Курск, 2008 г.); на XXXVI межвузовской научно-технической конференции «Молодежь и XXI век» (Курск, 2008 г.); на Всероссийской научной конференции «Россия: общество, власть, государство» (II казанские социологические чтения) (Казань, 22-23 мая 2008 г.); на межвузовской научной конференции «Общие теоретические проблемы современных научных
исследований. Актуальные проблемы государства, права и управления в российском обществе: материалы межвузовской научной конференции» (Курск, 3 декабря 2008 г).
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии Российского государственного торгово-экономического университета.
Основные положения диссертационной работы отражены в 11 печатных публикациях общим объемом 4,35 п.л., в том числе 2 статьи в научно-образовательном издании «Социально-гуманитарные знания» и 1 статья в научном журнале «Вопросы культурологии», которые входят в Перечень ведущих научных журналов и изданий, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки РФ.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Данное исследование может послужить основой для дальнейшего изучения проблемы формирования патриотизма в молодёжной среде. Теоретические и практические результаты диссертационного исследования можно использовать при разработке программ социологических исследований по проблемам влияния молодёжных общественных организаций на духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, для разработки рекомендаций по активизации данного процесса. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке проблем общей социологии, социологии культуры, социологии организаций, социологии молодёжи.
Положения диссертационного исследования были применены в практической деятельности Комитета по делам молодёжи и туризма Курской области (справка № 102 от 15.01.2010 г.), Курского регионального отделения Мерегиональной детско-юношеской общественной организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию молодёжи «Ассоциация Витязей» (справка № 7 от 23. 11. 2009г.), Курского филиала Академии права и управления (справка № 17 от 4.02.2010 г.)
12 Структура диссертации. Решением основных задач исследования обусловлена структура данной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Сущность патриотизма в контексте социально — гуманитарных наук
Для осмысления сущности патриотизма необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis — происхождение) этого явления связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий.
Понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой французской революции 1789 — 1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.
Выдающийся грузинский педагог Я.С. Гогебашвили в статье «О воспитании нового человека - патриота» идет далее и достаточно широко раскрывает понятие «патриот»: «Кого называют патриотом? Того, кто основной целью своей жизни считает счастье и благополучие своей родной страны; кто самоотверженно и неустанно борется со всякими препятствиями на пути к преуспеванию своей Родины; кто считает напрасно потерянным каждый миг, не использованный для блага отечества; у кого болит душа при страданиях родины; кто радуется её достижениям и кто готов с улыбкой на устах принести себя в жертву для блага своей Родины» [25, 40]. Патриот - это, прежде всего, самостоятельная личность, стремящаяся к благу своего народа и к собственному тоже, а благо проявляется в самосовершенствовании, самовыражении, полезной жизнедеятельности в пользу своей Родины. Подобную мысль высказал выдающийся русский историк Н.М. Карамзин в своём труде «О любви к Отечеству и народной гордости». Автор отмечает, что «...мы должны любить пользу Отечества, ибо с ней связана наша собственная; ...и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного Отечества...»[11, 59]. Однако Н.М. Карамзин предупреждает: «Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою!...Патриот спешит присвоить Отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе человеку и народу, который будет всегдашним учеником!...» [11, 60].
Также в русском языке есть такое слово, как «патриотичный», которое означает «пронизанный патриотизмом» [65, 496].
Приведенные определения понятий «патриот» и «патриотичный» позволяют нам ближе подойти к осмыслению самого понятия «патриотизм». Обратимся же к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [72, 358].
С точки зрения философии, патриотизм определяется как онтология целостной самобытности русского самосознания, складывающейся из единства славянского генофонда, православного вероисповедания, оригинальной традиционной культуры и нравственности.
Философ С.С. Аверинцева определяет патриотизм как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [73, 151]. Особая российская ментальность, по мнению многих современных российских философов, является специфическим социально — психологическим феноменом, основой которого выступают трудноопределимые «русский дух» и «соборное сознание». О существенном отличии русского мироощущения от европейского Н. Бердяев писал: «Русскому народу ... свойственна большая коммунитарность, чем народам Запада, ему мало свойственен западный индивидуализм» [19, 85].
Представители исторической науки патриотизм определяют как «...чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради народа, защиты его интересов» [160, 92]. В общепринятом смысле патриотизм понимается как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране. В жизни это отношение проявляется в сложном комплексе чувств, знаний, ценностных ориентации, установок, действий, обычно артикулируемом как любовь к Родине. Под любовью к Родине следует понимать «заботу об интересах и исторической судьбе своей страны; гордость ее достижениями и критика недостатков; сочувствие к страданиям и социальным нуждам народа; уважение к историческому прошлому и традициям своей Родины, готовность к самопожертвованию, борьбе с врагами Отечества, защита интересов Родины» [117, 64].
С позиции психологии патриотизм представляет собой чувство, выступающее как надсознательный процесс в том смысле, что его содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может уместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими компонентами, они как целое находятся за её пределами. Патриотизм, разворачиваясь в форме длительной и напряженной работы сознания человека в готовности к суровому ратному труду, тяготам и лишениям воинской службы, самопожертвованию и подвигу [см.: 127, 72]. Деятели искусства и культуры прошлого и современности указывают на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины.
Социологическая наука определяет патриотизм как любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения, месту жительства [см.: 196,28].
Русский писатель и мыслитель А.Н. Радищев отмечал, что «не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример, неблагонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть, прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...» [142, 205].
Патриотизм как социокультурное явление
Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия для единения граждан, социальных групп и т.д., составляющих структуру этого общества. Являясь субъектом патриотического сознания и патриотического действия, человек имеет полное право пользоваться благами созданной им социальной ценности - патриотизма.
По мнению исследователя В.И. Лутовинова, «патриотизм проявляется, прежде всего, в духовно - нравственной сфере жизни общества. Его роль и значение возрастают, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (война, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация жизни в стране и т.п.). Такой этап общенационального испытания переживает нынешнее российское общество. Возникла обострённая необходимость в его возрождении, выздоровлении и нормальном развитии. Поэтому именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируются готовность и способность граждан к активным действиям для блага Отечества» [100, 34].
Существует ряд подходов к интерпретации развития феномена патриотизма в культуре: натуроцентрический, теоцентрический, социоцетрический и антропоцентрический подходы формирования патриотизма используют совершенно ясные и неоспоримые аргументы в защиту своих позиций.
Сторонники натуроцентрического подхода (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский) объясняют появление патриотизма с позиций естественных природных причин. Данная позиция спорна, поскольку как естественная природная причина может выступать привычка, привязанность к тому месту, где проживает человек, к тем людям, с которыми постоянно он общается, взаимодействует. Так же желание находиться в одном и том же обществе, подчиняться его правилам, чтобы получить необходимую защиту и опеку, имеет в своей основе инстинкт самосохранения [см.: 99,32]. Патриотизм, с нашей точки зрения, формируется не как привычка, а как ценность через воздействие социокультурной среды на личность. Поэтому данный подход можно принять отчасти. С той позиции, что естественные природные причины лежат в основе социальных причин, формирующих патриотизм граждан.
С позиций теоцентрического подхода (В.И. Лутовинов, И.М. Клименко) патриотизм трактуется как вершинное духовное служение Родине, сочетающееся с деятельным богослужением и совпадающее с благочестием. Естественная любовь к Отечеству решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям божественного высшего универсального порядка [см.: 101,32]. Сторонники этого подхода отмечают нравственную природу патриотизма, с чем мы согласны. Но подход односторонний, поскольку только одна церковь, по нашему мнению, не способна обеспечить патриотический подъём нации в данное время. Для этого необходимы также и государственные институты и механизмы.
Социоцентрический подход (В. Ф. Шаповалов, В.И. Толстых) к формированию патриотизма на практике означает государственный патриотизм. Благотворная сущность российской государственности проявлялась в периоды больших европейских войн. Россия, неоднократно спасающая Европу от тиранов, доказала на деле, что ее евразийский цивилизационный тип обладает жизнестойкостью и динамизмом. Социоцентрический подход органично включает в себя два новых составных элемента формирования патриотизма - конструктивный критицизм по отношению к своему народу, государству и уважение к другим народам и государствам, стремление овладеть лучшими достижениями их культуры. Социоцентрический подход признаёт самоценность каждой культуры [см.: 170, 73].
Представленные составные элементы формирования патриотизма имеют свои отрицательные стороны. Преувеличенная неконструктивная, бездеятельная критика недостатков своего народа и своего государства может привести к отвержению национальных и государственных идеалов, ценностей, традиций, к стремлению перенять чужеродные нравы и обычаи, ущемляющие интересы родной страны и народа. Значение патриотизма нужно оценивать не только в государственных масштабах, но и для конкретной личности.
Выход из этого замкнутого круга необходимо искать, на наш взгляд, в прорыве из социоцентрического подхода к проблеме формирования патриотизма в антропоцентрический. При объективном рассмотрении предпосылки своеобразного развития народов, в том числе особенностей чувств и оценок, идеалов и целей, объединенных в патриотизме, заложены в природной сфере, человеческом потенциале и в особенностях материального производства. Различия в природной среде накладывают своеобразие на развитие различных народов в сочетании с их демографической спецификацией. Возникают локальные цивилизации, о которых писали Данилевский, Шпенглер, Тойнби и другие выдающиеся мыслители.
Антропоцентрический подход (Ю.К. Бегунов, А.В. Беляев) к формированию патриотизма означает также, что национальные интересы государства необходимо тесно увязывать с интересами личности. В политической сфере это означает всемерную демократизацию общественной жизни и становление правового государства. В духовной сфере это означает создание «прочных условий для свободного развития и проявления индивидуальности каждой личности»[16, 27].
На наш взгляд, данный подход к формированию патриотизма у граждан, в частности у молодёжи, более эффективен и приемлем в современных социокультурных условиях, поскольку в нём учитываются индивидуальность личности, демократические принципы, позволяющие свободно развиваться и утверждаться ей в обществе. Процесс социализации в рамках государственных институтов способствует формированию патриотизма граждан, то есть уважения к историческому прошлому своей страны. А сегодняшнее отношение народа к своей стране зависит уже от того, в какой степени сочетаются интересы отдельно взятой личности и государства. Если они созвучны в полной мере, тогда государство заслуживает уважения к себе со стороны этой личности. Ведь философом А.Ф. Лосевым было уже сказано, что «Родина ... не есть только территория, она не есть только национальность, она не есть только социальная жизнь. Родина есть Родина. Я знаю, что это нечто большое, великое, нечеловеческое; я знаю, что это что-то прекрасное, желанное и возвышающее» [98,150].
Молодёжные общественные организации: понятие, структура и функции
Одним из факторов формирования личности патриота в современных условиях является социальная организация. Социальная организация - в социологии понимается как организованная группа людей, объединенных общей целью и задачами (такими, как производственная, политическая, культурная), имеющие определенную иерархию [см.: 114, 47]. В нашем исследовании эта цель - культурная. Термин «социальная организация» тесно связан с термином «молодёжная общественная организация».
Для того чтобы защитить свои специфические интересы и найти «выход» в сферу общественных отношений, молодые люди создают союзы, объединения и организации, которые могут быть различными по характеру и сфере деятельности, обладать большей или меньшей устойчивостью. Многие из них являются, как правило, многофункциональными и затрагивают все или основные сферы социальных интересов подрастающего поколения, оказывают влияние на другие формы молодежного движения, имеющиеся в стране, стимулируя или ограничивая их развитие. Специфика этой деятельности - в степени осознания социальных проблем, своеобразной реакции на них, предлагаемых путях их решения и формах реализации.
Актуальность изучения общественных организаций в современных исследованиях во многом обусловлена резким ростом их числа в западных странах во второй половине XX века. В качестве причин такого роста можно выделить следующие: 1 .Экономическая, культурная и правовая эмансипация личности, связанная с расширением пространства самостоятельных личных решений и ответственности, расширением нормативных рамок и отсутствием необходимости тратить подавляющее количество времени на поддержание собственной жизнедеятельности.
2. Возрастающая активность личности, не желающей мириться с относительно пассивной ролью представителя партии, скованного навязанными партийными элитами ограничениями прямого участия и рутинными политическими процедурами.
3. Укреплением демократических традиций, сближением позиций большинства населения по основным политическим вопросам, что снижает ценность самого партийно-политического дискурса, выводя на передний план иные проблемы. Достижение гражданского равенства, решение ключевых проблем демократии, обеспечение гарантий основных прав и свобод не только не удовлетворили всех требований обделенных групп общества, но и повысили уровень общественных ожиданий в сфере социальной справедливости, свободы, равенства возможностей. Рост гражданской ответственности людей, осознание множественности проблем, стоящих перед человечеством в целом и в отдельных обществах [см.: 61, 15].
Ассоциированная общественная активность граждан осуществляется в разнообразных формах и вызывает различные социальные эффекты. Исследователи, занимавшиеся изучением общественных организаций, обобщая разнообразный эмпирический материал, сформировали три основных течения в проблематике общественных организаций.
Одним из первых социологических подходов к изучению общественных организаций стала концепция, основанная на теориях «коллективного поведения» и «массового общества», представленная такими учёными, как Э. Фромм, У. Корихаузер, Г. Блюмер, С. Липсет и другими [см.: 66, 88]. Общественные организации представляются феноменом, опосредованным особым состоянием массового сознания тех групп, которые попали в изоляцию от демократических институтов, отстранены от непосредственного участия в политическом процессе. Изоляция от политических институтов формирует вне институциональную активность представителей отстраненных групп. Эти группы, как правило, формируются из части населения с низким уровнем образования, политической и правовой культуры, не умеющей использовать возможности демократического механизма.
Однако практика студенческого, правозащитного, антиядерного, феминистского и других движений в 70-е гг. XX века заставила иначе оценить роль общественных организаций в обществе, механизмы их формирования, социальный состав участников, организационные особенности. В качестве новых признаков общественных организаций исследователи выделяли разнообразие и дробность поставленных целей, антииерархическое организационное строение, ненасильственный характер деятельности. Изменилась и структура взаимоотношений между организациями благодаря развитию электронных коммуникаций, установились структуры взаимосвязей сетевого типа. В качестве импульса к созданию ассоциированных форм общественной активности исследователи выделяли «относительную депривацию» - ощущение недовольства, расхождения между потребностями и возможностями их удовлетворения. Смысл общественных организаций сводился на данном этапе, в основном, к протесту.
К середине 70-х гг. XX века возникает принципиально новый подход к объяснению общественных организаций - теория мобилизации ресурсов. Среди её представителей - Дж. Маккарти, М. Зальд, М. Асим, К. Вильсон, А. Обершол и другие [см.: 66, 93]. Данный подход социологически анализирует тактику и стратегию движений, проблемы их роста, упадка и изменения. Общественные движения рассматриваются не столько как форма коллективного поведения, типичная для массового общества, сколько как один из видов организации, имеющий внутренние и внешние факторы и ресурсы развития. Среди внешних выделяются такие, как степень правового развития общества, наличие демократических традиций, развитость инфраструктуры, СМИ, достаточный уровень финансовых возможностей общества. Внутренние ресурсы - это люди, занятые в движении, время, затраченное на организацию, деньги, находящиеся в ее распоряжении.
Система формирования личности патриота в условиях молодёжных общественных организаций
Деятельность многих молодежных общественных организаций направлена на формирование личности патриота. Так как личность представляет собой продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств, необходимых для существования в условиях современного общества, процесс этот представляет большую методическую сложность и сопряжён с немалыми практическими трудностями.
Необходимо отметить, что в современных условиях государство выступает в качестве социального института, определяющего специфику деятельности молодёжных общественных организаций, придающего им социально-значимый статус. Для того, чтобы выявить систему формирования личности патриота, на региональном уровне, нам необходимо проследить организационно-законодательную деятельность государственных органов РФ и Курской области, направленную на поддержку молодежных общественных организаций, занимающихся патриотической деятельностью.
Существует достаточно проработанная нормативная база взаимодействия, во всяком случае, на федеральном уровне; качественно сформирован Федеральный реестр молодежных и детских объединений, имеющих право на государственную поддержку; сложились плодотворные рабочие отношения практически всех наиболее значимых молодежных организаций с Госкомитетом РФ по молодежной политике, с Министерством образования и науки.
Сегодня в России действует «61 общественное объединение, которые пользуются государственной поддержкой. Из них 44 молодёжных и 17 детских, по статусу 29 из них относятся к общероссийским, ЗО — к межрегиональным и 2 -к международным» [135, 96]. Современное общественное движение демонополизировано, вариативно по направленности деятельности, разнообразно по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Сохраняется неравномерное распределение детских и молодежных общественных организаций по стране. Их большая часть сосредоточена в крупных экономических центрах, столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. Определяющей стала тенденция объединения общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, «круглых столов».
В 1992 г. был создан Национальный совет молодежных и детских объединений России. На сегодняшний день Совет является зонтичной структурой для 43 общероссийских и 6 межрегиональных общественных организаций, а также 29 координационных советов (круглых столов) молодежных и детских объединений регионов Российской Федерации [см.: 135, 98].
В нашем исследовании мы рассматриваем неполитические молодежные движения и организации, которых сегодня в России насчитывается достаточно много. Устойчивые ниши заняли такие общероссийские неполитические молодежные движения как Российский союз молодёжи (РСМ). Объединяет около 220 тысяч индивидуальных членов от 14 до 30 лет; 70 территориальных организаций в 70 субъектах РФ. Детские и молодёжные социальные инициативы (ДИМСИ) - 40 структурных подразделений в 36 субъектах РФ с численным составом в 10,7 тысячи человек. «Идущие вместе» объединяет 57 тысяч членов и действует в 57 субъектах РФ. Союз пионерских организаций Федерация детских организаций (СПО - ФДО) - более 300 тысяч. «Национальная организация скаутского движения России» (НОСД), «Организация
российских юных разведчиков» (ОРЮР), «Русский союз скаутов», Ассоциация девочек скаутов» (АДС). Численность всех этих скаутских организаций составляет 9 000 человек из 58 субъектов. «Союз эмжековцев России» (МЖК), Молодежный союз юристов, ассоциации студенческих организаций и учащейся молодежи РСМ [см.: 89, 3]. Все эти организации имеют четкую структуру, достаточно подготовленные управленческие кадры, стремление к конструктивному взаимодействию, социально значимые программы. Практически во всех социальных группах молодежи растет интерес к объединению в общественные организации на равноправной основе.
В Курской области насчитывается 29 молодёжных общественных организаций с численностью 26 343 человека. По виду деятельности они делятся на организации, направленные на формирование личности с активной гражданской позицией (например, «Монолит») - 5, военно-спортивные (железногорский клуб «БУ-ДО») - 4, спортивные (футбольный клуб «Рубикон») - 8, спортивно-информационная -«Федерация компьютерного спорта», творческие («Курская областная танцевальная организация») - 3, профильные («Студенческий отряд проводников») - 5 и патриотические (например, Центр «Поиск»)» - 4 [144, 2].
Целью молодёжных общественных организаций является помочь молодёжи найти применение своих сил и возможностей, заполнить имеющийся вакуум, который не заполняют другие государственные институты [35,17]. При этом общественная организация должна сохранить своё лицо, а не замещать государственные институты.
Реализация данной цели предполагает: полное включение молодых людей в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь области и реализацию их интеллектуального потенциала в интересах общественного развития и развития самой молодёжи; содействие социальному, культурному, нравственному, гражданско патриотическому и физическому развитию молодёжи» [201, 2]. Основываясь на закон Курской области «О государственной молодёжной политике в Курской области» следует отметить, что проблема социализации молодёжи в нашей области является одной из приоритетных задач молодёжной политики Правительства Курской области. А сама молодежная политика - это ещё и «деятельность государственной власти, направленная на ... развитие молодёжных и детских объединений...» и «ведение реестров молодёжных объединений и осуществление государственной поддержки деятельности молодёжных объединений» [201, 3].
28 июня 1995г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» Настоящий федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений и организаций Российской Федерации.