Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования экологической культуры с.11
1.1 Сущность, функции и структура экологической культуры с.11
1.2 Экологическое сознание как основание экологической культуры с.25
Глава 2. Формирование экологической культуры в современной социокультурной ситуации с.56
2.1 Состояние экологической культуры в современных условиях с.56
2.2 Экологическое поведение. Типы экологического поведения жителей города Курска с.88
2.3 Формирование экологической культуры как целенаправленный процесс с.111
Заключение с.138
Литература с.148
- Сущность, функции и структура экологической культуры
- Экологическое сознание как основание экологической культуры
- Состояние экологической культуры в современных условиях
- Экологическое поведение. Типы экологического поведения жителей города Курска
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Актуальность избранной темы определяется особой остротой взаимоотношений между человеком и природой, характерной для конца XX - начала XXI века, когда хозяйственно-преобразовательная деятельность человечества по масштабам и интенсивности сравнялась с природными геологическими процессами и фактически поставила земную цивилизацию на грань экологической катастрофы. В последние десятилетия воздействие производственной, культурной, информационной, коммуникативной и других видов деятельности общества на природное окружение достигло планетарных масштабов. Углубляющееся разрушение планеты стало основой эволюции. Соответственным образом возросло и «сопротивление» природы, которое выражается в признаках экологического кризиса, угрозе истощения невозобновляемых природных ресурсов, демографической, энергетической и продовольственной проблемах. И если раньше «сопротивление» природы создавало лишь частные научно-технические или локальные географические кризисные и тупиковые ситуации, то теперь оно воздействует на жителей планеты в целом, заставляет вырабатывать долговременную стратегическую установку во взаимоотношениях человечества с природой, изыскивать наиболее рациональные пути и формы отношений с природой.
Общество не может осуществлять преобразовательную деятельность, не расширяя сферу взаимодействия с природой. Но дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Представления о прогрессе большинства людей преимущественно опираются на данные экономических наук, а не на данные науки в целом. Спад производства, рост цен, безработица и другие типичные для крупных промышленных центров проблемы делают опасные для жизни человека последствия не столь заметными. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самоценности природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями. Угроза экологического апокалипсиса свидетельствует об исчерпаемости возможностей саморегуляции биосферы при условии возрастания интенсивности человеческой деятельности в природе. Функцию регулятора должно теперь выполнять общество. Но с экологическим кризисом невозможно справиться с помощью одних лишь технико-экономических средств. Необходима коррекция изменения ориентации развития человечества с целью сохранения в природе экологического равновесия. Решение экологической проблемы невозможно без ее теоретико-методологического обеспечения и развития экологической культуры населения1. Процесс формирования экологической культуры и экологизации сознания связан с повышением общекультурного уровня современного общества. Жизненно важно становление индивидуального самосознания отдельного человека, воспринимающего современное экологическое положение как свое собственное. Выход из экологически затруднительного положения , предполагает модификацию отношения к миру со стороны каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе - формировании экологически позитивного отношения к природе. Именно поэтому существует острая необходимость в концептуальном анализе экологической культуры, экологического сознания и поведения.
Таким образом, побудительным мотивом исследования сложных процессов развития экологической культуры общества являются интересы современного общества в разрешении экологической проблемы посредством формирования экологического сознания населения и, как следствие, проявления проэкологической деятельности людей.
Степень разработанности проблемы. Масштабность и острота экологических проблем обусловили возрастающий интерес к исследованию различных аспектов проблемы взаимоотношения общества и природы как отечественных, так и зарубежных авторов.
Особого внимания заслуживают работы Е. Гирусова, А. Горелова, Л. Губерского, М. Киселева, А. Лоя, Д. Мамедова, П. Олдака, А. Печчеи, М. Реймерса, Г. Риккерта, А. Урсула, В. Хесле и других, в которых анализируются философско-методологические основания экологической тематики.
Значительное влияние на выработку содержания и основных направлений формирования экологической культуры имели футурологические работы (И. Алексеенко, Р. Аллен, Е. Арабоглы, Д. Белл, Л. Браун, В. Лейбин, Д. Медоуз, Е. Пестель, А. Печчеи, А. Тоффлер, А. Урсул) и социоэкологические (Е. Гирусов, В. Комаров, А. Кочергин, М. Рейсмерс, Г. Ягодин).
Существенный вклад в этом плане вносят исследования таких явлений, как экологическое образование и воспитание (И. Зверев, Ю. Злобин, А Кочергин, М. Филипповский и другие). В. Гайденко в своих работах доказывает, что человек не способен произвольным образом менять свое отношение к природе. Автор устанавливает зависимость экологического поведения человека от выбранного им в результате образования и воспитания способа бытия в мире.
В трудах В. Вернадского, В. Казначеева, Н. Моисеева, А. Печчеи, Ф. Сен-Марка, П. Тейяра де Шардена, С. Шварца и других изложены научные концепции взаимоотношения общества и природы, природы и человека. В их работах решались принципиальные проблемы состояния биосферы и роли в ней антропогенного фактора, но такой вопрос, как соотношение экологического сознания и деятельности, специально не ставился, хотя еще В. Вернадский считал гармонизацию человеческих отношений необходимым условием нормального функционирования ноосферы.
В работах С. Артановского, Р. Баджиева, Э. Бербашина, Н. Васильева, А. Кочергина, Ю. Маркова данная проблема рассмотрена в категориальном поле социальной философии и социологии.
Современные исследователи В. Краснобородько, Е. Попов изучают составляющие экологической культуры. М. Нугаев, Р. Нугаев, И. Райманов особое значение в экологической культуре отводят экологическому сознанию, считая его ведущей детерминантой радикальных изменений современной экологической ситуации. О. Яницкий сосредоточил свое внимание на экологическом поведении личности и его зависимости от пола, возраста, образования, типа личности и ее ценностных установок.
Взаимоотношения природы и цивилизации исследуют Р. Баландин, Л. Бондарев, Л. Гумилев, А. Данилов. А. Горелов определяет методологические варианты разрешения проблемной ситуации развития экологической составляющей культуры. Проблема установления гармонии между природой и обществом разрабатывается в трудах А. Урсула, который пишет об «эконосферной революции», становлении экобезопасного общества в глобальном масштабе, об устойчивой экоцивилизации.
Более частные вопросы экологической культуры разрабатываются В. Глазычевым, Л. Коганом. Эти ученые изучают отношение горожан к проблемам окружающей среды, вопросы социальной регуляции экологического поведения горожан.
Проведенный в работе анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной экологической культуре, позволяет сделать вывод о том, что наряду с определенными достижениями в ее разработке сохраняется немало спорных и нерешенных вопросов. Так, в недостаточной мере исследовано место экологической культуры в духовной жизни общества, ее взаимодействие с другими формами культуры, недостаточно четко определены основные тенденции развития экологической культуры в современном обществе. Все это обусловливает необходимость дальнейшей разработки проблемы экологической культуры.
Представление об актуальности темы и степени ее разработанности в научной литературе позволяет сформулировать основную проблему исследования. Она вытекает из следующих противоречий:
• между наличием обеспокоенности, повышенной тревожности мирового сообщества за экологическое состояние мира в целом, региона проживания в частности и реальным утилитарно-потребительским поведением человека;
• между большим объемом накопленных знаний в экологической области и недостатком четких концептуальных основ формирования адекватной экологической культуры населения.
В силу данных обстоятельств научная проблема исследования заключается в разработке научных оснований и путей разрешения этих противоречий. Острота этой проблемы и недостаточная ее изученность обусловливают выбор объекта, предмета, цели и задач данного исследования.
Объектом исследования является экологическая культура как явление духовной жизни современного общества.
Предметом исследования является специфика формирования и функционирования экологической культуры в современной российской социокультурной среде.
Гипотеза исследования. Современных горожан отличает невысокий уровень экологической культуры, проявляющийся в утилитарно-потребительском экологическом сознании и поведении, что обусловливает необходимость целенаправленного формирования экологической культуры в процессе образования и воспитания россиян.
Цель диссертационной работы - выявление особенностей формирования экологической культуры в современных российских условиях.
Общей цели подчинены следующие задачи:
— уточнить содержание исследуемой проблемы в контексте социологии культуры;
- определить место экологического сознания в системе экологической культуры;
- проанализировать состояние экологической культуры в современном российском обществе;
- выявить основные типы экологического поведения в современных условиях;
- показать роль экологического образования, экологического воспитания и практической экологической деятельности в формировании экологической культуры.
Научная новизна диссертационного исследования:
- уточнена сущность экологической культуры, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также кодов поведения и способов деятельности человека, направленных на обеспечение сохранения природной среды; обосновано понимание экологической культуры как органического компонента трансформации социокультурной реальности, обусловленной техногенными условиями современного общественного развития;
- на основе анализа эмпирических данных социологического исследования показано, что современное состояние экологической культуры горожан характеризуется преобладанием в ней утилитарно-потребительских элементов, что готовность населения к экологической деятельности на вербальном уровне значительно выше, чем частота аналогичных реальных действий и поступков.
- определены основные типы экологического поведения городского населения (идеальный проэкологический, неполный положительный, неполный отрицательный и антиэкологический), связанные с его возрастными, демографическими, профессиональными и ментальными установками, в основе которых лежит структурированная система ценностей.
Методологической основой исследования являются принципы материалистического понимания природы духовных образований, единства логического и исторического, системности, объективности в исследовании изучаемого явления. В диссертации использовались методы социально-философского анализа и синтеза, классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания и другие общенаучные методы, а также методы конкретных социологических исследований: анализ документов, анкетный опрос, корреляционный и факторный анализ первичных эмпирических данных, вторичный анализ результатов различных социологических исследований, опубликованных в научных монографиях и периодической печати.
Общетеоретическую основу диссертации составляют работы известных исследователей теории культуры, экологической культуры, экологического сознания (В. Вернадский, Д. Гвишиани, Л. Гумилев, Н. Моисеев и другие). При этом основным источником диссертации явилась современная философская, социологическая и культурологическая литература. Решению конкретных задач исследования способствовали философские идеи мыслителей прошлого и современности по проблемам природы, сущности и роли экологической культуры, материалы научных конференций, монографии, диссертации и авторефераты диссертаций, публикации в научных и общественно-политических журналах, средствах массовой информации.
Эмпирическую базу исследования составили материалы социологического исследования, посвященного изучению особенностей формирования экологической культуры населения г. Курска. В исследовании, проведенном автором в 2003-2004 годах, приняли участие 500 человек. Кроме того, автором был проведен анализ работы средств массовой информации (периодические издания) по формированию экологического сознания городского населения в период 2003-2004 годов.
Кроме результатов, полученных в ходе исследования, автором использовались нормативно-правовые акты высших органов государственной власти РФ и других стран, в которых содержатся нормы, регулирующие взаимоотношения общества и природы, публикации о результатах массовых социологических опросов различных групп населения по отношению к экологическим проблемам и другие фактологические данные, содержащиеся в отечественной и зарубежной научной литературе и периодической печати.
Практическая значимость результатов исследования заключается, прежде всего, в возможности использования выводов и предложений, сформулированных в диссертации, в качестве теоретических оснований для выработки и реализации государственной политики в сфере взаимодействия общества и природы. Основные положения диссертации могут быть учтены в процессе подготовки законодательных актов, определяющих характер такого взаимодействия. Ряд положений и выводов имеет значение для повышения эффективности функционирования систем изучения и выявления общественного мнения на различных уровнях формирования государственной политики в области формирования экологической культуры населения.
Отдельные положения работы могут быть использованы при чтении учебных курсов «Социология», «Философия», «Культурология».
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Социальная работа в XXI веке» (Курск, май 2003 г.), на Всероссийской научной конференции «Россия на рубеже веков: история и современность» (Курск, ноябрь 2004 г.), на заседании кафедры философии и социологии КурскГТУ, отражены в публикациях автора.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Сущность, функции и структура экологической культуры
Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд. Конец XX - начало XXI века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже веков. Человек никогда ранее не оказывался так уязвим перед мощью, которую создал сам. Произошло обострение отношений человека с природной средой, причем главным фактором этого обострения явилась преобразовательная деятельность самого человека. Последствия этой преобразовательной деятельности резко и ощутимо проявляются в последние годы, отрицательно воздействуют не только на природу, но и на самого человека, заставляя ученых серьезно исследовать возможности обретения гармонии с природой. В конце XX -начале XXI века российские и зарубежные исследователи всерьез заговорили об экологическом неблагополучии, об обострении экологической проблемы.
В философии и социологии культуры [150; 1005] под экологической проблемой понимается комплекс вопросов, возникающих во взаимодействии природы и общества и касающихся сохранения системы биосферы, рационализации ресурсопользования, распространения действия этических норм на биологический и неорганический уровни организации материи. Зачастую в социологических исследованиях [120] экологическая проблема понимается как проблема выживаемости человечества на современном этапе. Экологическая проблема — это во многом проблема развития уровня культуры, духовности общества, человека, личности, то есть проблема социологии культуры, духовной жизни. Социологические исследования экологической проблемы однозначно подтверждают ее глубокую связь с сущностью человека, особенностями его культуры. Экологическая проблема - это следствие недостаточной экологической культуры людей. Экологический кризис является частью системного кризиса, и он в значительной мере обусловлен низким уровнем экологической культуры населения. Экологический кризис всегда коррелировал с уровнем, природопользования. Глобальный экологический кризис является результатом действий многих причин. Это и нерегулируемый рост народонаселения, и потребительский подход к природе, и природоразрушительный тип индустриального развития. Но наиболее существенной причиной экологического кризиса является глубокое падение духовности и нравственности, низкий уровень экологического образования и воспитания, в целом экологической культуры большей части жителей планеты. Именно поэтому человечество должно пересмотреть свои моральные парадигмы и снова ощутить себя неотъемлемой частью природы.
В настоящей работе экологическая культура понимается как важнейший социокультурный ресурс общества. Сегодня в российском обществе существует искаженное представление о значимости экологической культуры, поэтому необходимо целенаправленное формирование экологической культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Мы понимаем экологическую культуру как противовес культу техники, сформировавшемуся за последнее столетие в России. Сегодня человек поднялся на вершину биосферы, претендуя на роль организатора условий жизни. Экологическая культура в противовес технической призвана сохранить человека, общество, природу, гармонизировать их взаимоотношения. В настоящее время единого общепринятого определения экологической культуры не существует. Это, видимо, связано с тем, что нет однозначной трактовки культуры вообще, на основе которой могло бы даваться понятие экологической культуры. В отечественной науке можно выделить два основных подхода к определению культуры: ценностный и деятельностный.
Первый подход, ценностный (аксиологический), определяет культуру как «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» [42; 12]. Отметим, что чаще всего сторонники ценностного (аксиологического) подхода к определению культуры определяют ее как совокупность всех категориальных и духовных ценностей, созданных человечеством в ходе его истории. При таком понимании культура предстает как величественный итог предшествующей деятельности человека, являющий собой сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований. Как отмечают многие исследователи, и мы присоединяемся к этому мнению, слабой стороной ценностного подхода к определению культуры является то, что из понятия «культура» фактически исключается деятельное начало, мысль концентрируется не на самой деятельности человека как на движущей силе развития культуры, а на конечных ценностных результатах этой деятельности.
Экологическое сознание как основание экологической культуры
Формирование экологической культуры личности возможно только в том случае, если человек придет к действительно экологической деятельности через осознание экологических проблем и их последствий для него самого и человечества в целом. Ключевую роль в формировании экологической культуры личности и общества играет экологическое сознание личности. Экологическое сознание вырастает на основе экологической образованности, то есть логической переработки знаний и превращение их в убеждения (именно убеждения обусловливают ценностные ориентации и установки людей, их сознательное, ответственное отношение к природе). Таким образом, экологическое сознание представляет собой следующую, качественно новую, ступень экологической культуры. Все части структуры экологической культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Очевидно, что высокое экологическое сознание, в свою очередь, стимулирует познавательную активность личности, побуждает к овладению- новыми экологическими знаниями и их использованию в целях улучшения окружающей природы. Таким образом подтверждается тенденция взаимовлияния рассматриваемых элементов экологической культуры (экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности), хотя эта связь не всегда является однозначной. В частности, повышение уровня экологической образованности не ведет автоматически к высокому уровню экологической сознательности, поскольку позитивный настрой от приобретенных знаний может нивелироваться негативными качествами личности: пассивностью, равнодушием, слабоволием, безответственностью - поэтому судить об уровне экологического сознания человека можно только, выяснив степень развития таких черт, как чувство ответственности за сохранение природы, озабоченность состоянием окружающей среды, нравственное отношение к природе.
Существует немало определений экологического сознания. В целом их объединяет понимание того, что экологическое сознание подразумевает осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий (социально-экологических конфликтов) в системе «общество-природа-человек» как несоответствие природных и социальных законов, осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Многие определения экологического сознания развивают мысль о том, что если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развить себя.
Сегодня по-прежнему актуальным остается вопрос об определении дефиниции «экологическое сознание». Существующие определения зачастую слишком узко, или наоборот, слишком широко трактуют это понятие. Рассмотрим некоторые из них. Довольно точное, на наш взгляд, определение предлагает Э.В. Гирусов: экологическое сознание - это «совокупность взглядов, теорий, эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям» [27]. Часто в современных исследованиях экологического сознания используется определение С.Д. Дерябо и В.А Левина [40]: под экологическим сознанием эти авторы понимают «совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней». Как видим, приведенные определения почти идентичны, они оба говорят о взаимосвязи экологического сознания с практической деятельностью человека. Эту мысль о необходимости соединения экологического сознания с экологической деятельностью далее развивает О.Н. Яницкий: «под экологическим сознанием понимается массовая озабоченность населения состоянием окружающей среды. В действительности экологическое сознание, которое правильнее называть осознанием, то есть пониманием, экологической ситуации, есть элемент триединого процесса: «восприятие-понимание-действие», каждый элемент которого социально, политически и культурно опосредован. Между вербальным выражением экологической озабоченности и участием в социальном действии обычно существует значительная дистанция» [162;122-131]. Данное дополнение является важным потому, что оно отражает деятельностный аспект экологического сознания: в нем показано, что экологическое сознание проявляется через деятельность людей. Актуальность данного дополнения состоит в том, что важнейший аспект экологического сознания на современном этапе -практическое экологическое сознание. Понятие «практическое сознание» обозначает такое сознание, которое неотделимо от повседневной жизни широких масс, по своему содержанию и функциям практическое сознание ближе всего к научному познанию. В системе природоохранного образования и воспитания практическое экологическое сознание является своеобразным связующим звеном между обыденным и научным экологическим сознанием, развитие массового практического сознания даст возможность решению проблем, связанных с формированием экологического сознания у различных слоев населения. Именно такого понимания экологического сознания мы будем придерживаться в настоящей работе.
Состояние экологической культуры в современных условиях
Приступая к анализу состояния экологической культуры в современных условиях, необходимо выделить следующие аспекты ее рассмотрения. Во-первых, это состояние озабоченности, тревоги, неудовлетворенности передовой части населения проблемой экологического воспитания как составной части культуры социума. Во-вторых, современное состояние экологической культуры находится в стадии становления, оформления, что характеризует ее как сложный и противоречивый процесс. В-третьих, экологическая культура современного общества неотделима от современной экологической ситуации и порожденной ею экологического кризиса. В-четвертых, истоки экологического кризиса и современного состояния экологической культуры обнаруживаются в логике развития фундаментальных основ человеческой цивилизации - ее технико-технологического базиса.
К концу двадцатого века в результате научно-технической революции, под влиянием процессов глобализации сложилось сложно организованное общество с рядом специфических особенностей, не имеющих аналогов в мировой истории. Глобальная система рыночных связей, превращение информации в один из наиболее важных товаров, кризис культурных ценностей и религиозного сознания, широкое распространение деструктивных и радикальных движений, вылившееся в проблему международного терроризма, проблемы перенаселения, загрязнения окружающей среды, истощение запасов невосполнимых ресурсов,
дифференциация уровня жизни на планете — все это обусловило появление в глобальном экологическом сознании ряда признаков, отличающих его от экологического сознания предыдущих эпох. Появление сверхпотребностей, или избыточных потребностей удовлетворение которых в той или иной степени облегчало жизнь людей, трактовалось до недавнего времени как показатель прогресса, ведь это приносило человеку все больше материальных благ. Человек направил свое творчество не только на создание более благоприятных технизированных условий жизнедеятельности, но и на разрушение природы. Сверх потребности оказались лишними с точки зрения экологии и, в конечном счете, антигуманными. Вывод о том, что человечество в XXI в. ждет неминуемый крах, если оно будет развиваться по модели развитых стран, был сделан главами государств на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. Таким образом, сейчас находит эмпирическое подтверждение мысль Л.Г. Моргана, что погоня за богатством, если она останется законом для будущего, угрожает гибелью общества, ибо историческое поприще, целью которого является богатство, содержит элементы собственного уничтожения [88; 176]. Рост материальных потребностей, на который до сих пор ориентируется экономическое развитие, видимо, подошел к своему экологическому пределу.
Как известно, субъектом и объектом экологического кризиса является человек. Именно человек, в конечном счете, является определяющим фактором в установлении рациональных взаимоотношений с природой. Следовательно, ответственность за хищническое использование природы необходимо возложить на то специфическое преимущество человека, каковым и является присущая ему форма рациональности. «Во всяком случае, как пишет В. Хесле, баланс между различными формами человеческой рациональности в течение нескольких веков расшатывался. Некоторые формы рациональности, в особенности техническая рациональность, развиваются достаточно быстро, они нарастают по экспоненте, тогда как другие, традиционно называемые мудростью, иными словами, связанные с усмотрением ценностей, ныне не развиваются совершенно и даже претерпевают регресс» [Хесле В. Философия и экология. M., 1994. — С. 40]. Несоответствием целевой и ценностной форм рациональности определяется современная технологическая эпоха, что считается глубочайшей причиной экологического кризиса и вообще кризисом управленческих проблем современных обществ.
В настоящее время существует немалая трудность на пути выхода человечества из того экологического тупика, в который оно себя загнало. Президент Римского клуба Аурелио Печчеи о ней пишет так: «Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить, прежде всего, и главным образом изнутри его самого» [Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 43]. В связи с этим основную задачу человечества А. Печчеи формулирует как «совершенствование своего качества», то есть человеческой культуры и, прежде всего, таких ее составляющих, как чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию.
Во второй половине XX века весь мир стал осознавать всю пагубность экологического невежества, творимого человеком во имя погони за все расширяющимся потреблением, развитием промышленного и сельскохозяйственного производства. Низкий уровень экологической культуры проявился практически во всех аспектах: в экологическом просвещении (в отрывочных знаниях о природе, о ее взаимосвязи с обществом, об изменении окружающей среды в процессе производственной деятельности, о взаимодействии системы «общество - природа — человек»), в экологическом воспитании (неуважительное отношение к природе, отсутствие личной ответственности за ее судьбу, слабое понимание ее красоты и гуманистической сущности) и в экологическом поведении (ориентация не на гармонизацию отношений человека с природой, не на активное содействие сбережению и приумножению ее богатств, а на то, г чтобы взять от природы побольше, не считаясь с ее ресурсами и возможностями). Трагичность многих экологических проблем высветила одну стратегическую идею: экологическая культура человека не может быть сформирована случайным образом, она нуждается в целенаправленном развитии, побуждающем людей к активным действиям по защите окружающей среды. В современных условиях состояние природной среды критерий культурного уровня не только государства в целом, но и каждого гражданина в частности. Экологическая культура и экологическое сознание в российском обществе характеризуется в основном теми же свойствами, что и экологическое сознание мирового сообщества. В значительной мере состояние экологической культуры России является наследием прошлого. Экстенсивное развитие и сверхмилитаризация промышленности, игнорирование экологических последствии принимаемых хозяйственных решений, слабость исполнительных природоохранных органов и практически полное отсутствие законодательства в области охраны природной среды - вот те причины, которые за многие десятилетия привели Россию на грань экологического бедствия. В настоящее время экологическая ситуация в России не имеет тенденций к улучшению. В процессе становления рыночных отношений экологические проблемы не стали приоритетными. Состояние экологической культуры населения в целом или отдельных социальных групп - одна из проблем социологических исследований, проводившихся в последние 10-15 лет в разных регионах России, а также в зарубежных странах. Эти исследования носили как широкий, так и частный характер и были связаны как с изучением экологической культуры в целом, так и отдельных ее составляющих.
Экологическое поведение. Типы экологического поведения жителей города Курска
Последствия преобразовательной деятельности человека, которые резко и ощутимо проявляются в последние годы, отрицательно воздействуют не только на природу, но и на самого человека, заставляя серьезно исследовать возможности обретения гармонии с природой. В настоящее время решение политических, экономических и социальных проблем, проведение реформ в России часто реализуется за счет окружающей природной среды. Экологическое возрождение, включение России в мировой процесс, который ориентирован на устойчивое развитие, сопровождается движением вперед. Такое развитие предполагает удовлетворение жизненных потребностей современного поколения людей, которое не будет достигаться за счет ущемления условий существования природной среды для потомков. Стратегия устойчивого развития требует системной оптимизации не только экономических и экологических условий, но и остальных параметров социоприродной системы эволюции, достижения гармонии как между людьми, так и между обществом и природой. «Главным принципом всей деятельности людей должны стать постепенное снижение антропогенного давления на природу, переход на путь сбалансированного экономического развития, не разрушающего окружающую среду» [145; 128].
Люди, населяющие планету, ощутили на себе изменения окружающей среды, в течение одного поколения, что просто обязывает по-настоящему задумываться над сложным, серьезным характером взаимоотношений человека и природы. Уверенность в растущем господстве человека над природой сменилась рождением убеждений, которые часто связаны с собственным индивидуальным опытом, что преобразовательные изменения могут быть губительны и необратимы. «Самое незначительное на вид новшество открывает доступ опасностям, оно может развязать враждебные силы, вызвать гибель новатора и тех, кто с ним связан... всякое изменение, вносимое рукой человека в состояние почвы, новая постройка, земляные работы, закладывание шахты, сооружение железной дороги, разрушение здания или просто изменение его внешнего вида, какая-нибудь пристройка -всё это может послужить причиной величайших несчастий» [73; 33].
Произошло обострение между человеком и природной средой, причем главным фактором этого обострения явилась преобразовательная деятельность человека.
При рассмотрении реально функционирующего экологического сознания мы обращали внимание на весьма высокую степень его операционализации, хотя и до сих пор мы встречаем утверждение, что изучение общественного, группового и индивидуального сознания является прерогативой только философии, психологии и естествознания. Несмотря на кажущуюся трудность (с чего начать?), общественное сознание состоит из (и соответственно исследуется в социологии при помощи) таких его компонентов, как знания, убеждения, взгляды (когда социолог выясняет, что люди знают, насколько они информированы, насколько «научно» их понимание тех или иных процессов и явлений), ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения), мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей), установки (ценностные отношения к социальному объекту, психологически выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).
Вместе с тем очевидно, что при изучении социальной реальности нельзя ограничиваться только анализом состояния общественного сознания. Его компоненты (знания, идеи, мотивы, ценности, установки) становятся только тогда реальной силой, когда они воплощаются в деятельности, в действиях людей. Как известно, общественные намерения, желания, ориентации по тем или иным причинам не всегда реализуются в поступках, в акциях, в реальных делах. Что мешает их претворить в жизнь — в этом состоит одна из важнейших задач любого социологического исследования.
Поэтому для социологии важно познать процесс «превращения общественного сознания в общественную силу» (К. Маркс). Процесс реализации прогностической функции социологии, живое сознание и поведение - гораздо более богатые по содержанию специфические состояния общественной жизни, в которых переплетаются как научно, обоснованные знания, суждения и умозаключения, так и стихийное, продиктованное практическим опытом, непосредственное восприятие действительности и соответствующее ему действие. Иначе говоря, живое, практическое сознание и поведение — это реально функционирующая общественная жизнь во всем сложном переплетении как закономерных связей и отношений, так и случайных, единичных, а иногда и противоположных социальному прогрессу взглядов, идей и представлений. Именно такой подход к реальному сознанию и поведению - как к живому, полному противоречий и драматизма общественному явлению, функционирующему на эмпирическом уровне, в условиях непосредственно практического опыта, способному предвосхитить (или включить в себя) теоретическое сознание — позволяет объяснить на языке социологии многие процессы, выявить общее, присущее им не только во всех сферах общественной жизни, но и в условиях различных социально-экономических систем.
В этой связи можно напомнить характеристику социологии, данную П.А. Сорокиным как «науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных». Следовательно, вторым базовым понятием является поведение людей, которое выступает ступенью реализации всех или отдельных компонентов реально функционирующего общественного сознания. Сознание и поведение неразрывно связаны между собой, обусловливают друг друга, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга и конфликтуют между собой. Поэтому их нужно анализировать в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Когда речь идет об экологической деятельности, это значит, что существует и особый вид социальных норм, регулирующих эту деятельность (поведение). Решение экологических проблем невозможно без превращения природоохранной деятельности в норму поведения. Ученые-экологи приходят к мысли, что для осуществления экополитики нужен новый социальный фактор - «критическая масса осознающих ситуацию людей». Можно добавить - не просто осознающих, но правильно оценивающих.
Однако в структуре индивидуального экологического сознания ценностный компонент оказывается зачастую самым слабым звеном. Дело в том, что экологическое знание диктует нормы поведения поэтапно. Это довольно долгий путь, что подтверждается данными социологических исследований.