Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Утрата социальной идентичности на примере нетрадиционных религиозных движений Бляхер, Павел Леонидович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бляхер, Павел Леонидович. Утрата социальной идентичности на примере нетрадиционных религиозных движений : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Бляхер Павел Леонидович; [Место защиты: Тихоокеан. гос. ун-т].- Хабаровск, 2013.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-22/176

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема социальной адаптации различных групп населения к изменяющимся условиям реальности – одна из сложнейших проблем современной социологии. Ее актуализация связана с тем, что сама социальная реальность из стабильной и относительно неподвижной в новом тысячелетии все более превращается в постоянно изменяющуюся среду. Традиционные инструменты социальной адаптации (профессиональное образование, семейные и иные формы социализации, социальная работа) демонстрируют сегодня ограниченную успешность.

Вместе с тем, особенно остро эта проблема стоит перед теми социальными группами, где проблема социальной адаптации осложнена утратой социальной идентичности. К таким группам относятся лица в разное время входившие в нетрадиционные религиозные движения, но покинувшие их. Нетрадиционные религиозные движения (НРД) в постсоветские годы стали одни из заметных и социально значимых феноменов российской действительности. При всем том, что религиозно-мистический бум, приведший к массовому увлечению экзотическими учениями (начало – середина 90-х годов), в России в основном миновал, НРД продолжают оставаться достаточно массовым явлением.

По разным экспертным оценкам число участников НРД в России на сегодня составляет от 300 до 500 тысяч человек. Хотя, в силу специфики методик подсчета, они заведомо неточны. Дело в том, что официально фиксируется только число общин (приходов). При этом, численность каждого прихода не фиксируется. В результате мы, практически, ни по одной конфессии (включая РПЦ МП) не имеем абсолютно достоверных данных. Это тоже становится предметом многочисленных спекуляций. Так, РПЦ приводит численность участников НРД до 6 миллионов человек, но нам не удалось установить способ подсчета.

В Хабаровском крае официальное число участников НРД составляет более 9 тысяч человек. Очевидно, что НРД достаточно многочисленное и, главное, социально неоднозначное явление. Мы далеки от мысли использовать «антикультовую» риторику, «разоблачая тоталитарные секты». Как правило, здесь единичный случай, типа терактов АУМ Сенрикё переносится на все НРД. В то же время значительная часть адептов нетрадиционных религиозных движений, практически, выпадают из социальной жизни, существуют в «параллельном пространстве». Тем самым, из общества вырывается значительное число граждан.

В последние годы возникает еще одна социальная группа, инициированная как нетрадиционными религиозными движениями, так и противодействием им со стороны РПЦ и официальной пропаганды и остро нуждающаяся в изучении и социальной помощи. Это лица, по тем или иным причинам покинувшие НРД. Под действием активной пропаганды со стороны традиционных религий России, прежде всего РПЦ, негативным PR со стороны средств массовой информации и преследованием со стороны государственных структур значительное число людей покинуло лоно нетрадиционных религиозных движений и церквей.

По экспертным оценкам, здесь точные данные тоже оказались недоступны, в первое десятилетие XXI века НРД покинули до 70% адептов. Лишь меньшая часть из них нашли себя в лоне традиционных верований или убежденного атеизма. Большая часть из них остается в состоянии идеологического и социального вакуума, сильнейшей депривации. Более того, за время пребывания в НРД его адепты проходят этапы адаптации (посвящения) в жизнь культа, что чаще всего ведет к социальной дезадаптации.

Нарушаются социальные и профессиональные навыки, исчезает социальная сеть вне общины. Пребывая в растерянности и озлобленности, эти люди легко становятся жертвами суицида, участниками крайних асоциальных объединений. Вместе с тем, социальная работа с адептами НРД завершается в момент, когда они покидают движение.

Исследованию лиц, покинувших НРД, и посвящена настоящая диссертация. Этим определяется ее актуальность.

Степень разработанности проблемы. Решаемая в диссертационном исследовании проблема расположена на стыке нескольких проблемных полей и исследовательских традиций. Во-первых, конечно, эта традиция изучения религии в качестве социального института и, соответственно, религиозных организаций и их места в социальной структуре. Эту проблему мы находим уже в фундаментальных трудах И. Канта и Г.В. Гегеля. Активно обсуждалась она еще на заре социологии в трудах М. Вебера, П. Сорокина и Э. Дюркгейма. Однако расцвет подобных исследований приходится на вторую половину ХХ века, особенно на его окончание. Здесь необходимо указать работы Э.Паина, А. Мак-Грю, Д. Хелда, С.Черняховскго, Р.Робертсона, Ф.Месснера и др. Причина интереса к феномену религии и религиозных организаций в общественной структуре стал рост религиозной нетерпимости и экстремизма, казалось невозможный еще в начале прошлого столетия. Отсюда и интерес к особенности социальной идентификации участников религиозных организаций, влиянию членства в религиозной организации на социальное поведение и повседневность ее участников. Здесь необходимо упомянуть труды Ж.Т.Тощенко, В.И.Гараджи, М.П.Мчедлова, Д.Е. Фурмана, А.В. Логинова, А.А.Красикова, Р.А. Лопаткина, Ю.Ю.Синелиной, Н.Н.Поташинской, Е.Н.Руткевич, И.Н.Яблокова.

Еще более тесно проблема социальной самоидентификации в религиозных организациях анализируется в трудах П.Хилса, Ж.Казанова, П.Бергера, П. Капель, Б. Дюрье, Д. Сюро, Ж.-П. Виллиам, М. Орлова, Н. Н. Поташинской, О.В.Четвериковой, С.Лебедева и др.

Огромное значение для нашего исследования имеют работы М. Бурдо, Р. Лункина, Ю. Синелиной и С. Филатова, содержащие важнейший и крайне тщательно собранный эмпирический материал во Всероссийском масштабе. Именно он дал нам возможность выделить типичные моменты при анализе собственной проблемы, описать своеобразие ситуации в городе Хабаровске и Хабаровском крае.

Определенное значение имеют работы, ориентированные непосредственно на исследования «культов», противодействие им. Здесь можно упомянуть работы А.И. Будова, В.Ф. Гажоса, А.И. Демьянова, А.Н. Ипагова, В.В. Коника, Г.С, Лялиной, И.А. Малаховой, А.Т. Москаленко, Д.М. Угриновича, П.Л. Яроцкого, Д.Г. Коновалова и некоторых других. При всем том, что работы эти носят достаточно ангажированный характер, они содержат важные фактические данные, результаты интервьюирования и анкетирования членов сект и данные об отношении к ним со стороны внешнего окружения.

Определенное методологическое значение в работе имеют труды П. Бурдье и М. Фуко, посвященные языку и полям власти, поскольку религиозный дискурс по отношению к адепту именно, как дискурс власти. Эти работы позволили нам точнее описать процесс вхождения в НРД, ущерб, возникающий у индивида, вследствие покидания НРД.

И, конечно, огромное значение имеют для нас работы посвященные процессу социальной идентификации. З. Баумана, Г. Блумера, П. Бергера, П. Бурдье, И. Гофмана, Ю. Давыдова и многих других.

Все эти работы позволили нам четче сформулировать собственные исследовательские позиции, определить предмет и объект исследования.

Таким образом, объектом исследования выступают нетрадиционные религиозные движения.

Предмет исследования – социальная адаптация лиц, покинувших НРД или собирающихся покинуть его.

Цель исследования – выявить и описать оптимальные условия и организационные формы, позволяющие реализовать «светскую» модель социальной адаптации лиц, покинувших НРД или собирающихся это сделать.

Задачи исследования:

Проанализировать причины и проявления роста численности религиозных организаций и числа их участников в конце ХХ столетии.

Выявить социально-демографический состав участников НРД в России.

Выявить и описать причины, по которым человек обращается к нетрадиционным религиозным культам и движениям.

Описать социальные последствия участия в НРД и социально-психологическое состояние человека, покинувшего НРД.

Описать существующие подходы (РПЦ, общественные организации) к социальной адаптации лиц, попавшим в НРД, и покинувшим его.

Предложить и описать механизм социальной адаптации исследуемой социальной группы в рамках государственной социальной политики.

Методология исследования состоит в использовании общенаучных и специальных научных методов. В число общенаучных методов, использованных в работе, вошли исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод научной экстраполяции. В качестве частнонаучных методов использован метод социально-психологической реконструкции, когнитивные аналитические методы, позволяющие реконструировать мировоззренческие установки социального агента.

Теоретическим основанием работы выступает представления социального конструктивизма, применительно к нашей проблеме изложенные в работахС.И. Каспэ и, в ином отношении, С.Б. Филатовым. Согласно этим положениям, религиозные представления формируют онтологический уровень человеческого мировоззрения, детерминируют разделение мира на «своих» и «чужих». Тем самым, они задают тип социального поведения и направление социальной идентификации личности.

Эмпирическая база исследования:

Данные Всероссийских опросов (ВЦИОМ – 1996; 2010; ФОМ – 2009);

Вторичные данные исследований религиозной ситуации в России, изложенные в фундаментальном исследовании «Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России»;

Данные органов государственной статистики, связанные с численностью НРД и его членов;

Мониторинг социального самочувствия населения Хабаровского края, проводимый ДВСПИ под руководством И.Ф. Ярулина;

Данные формализованного опроса (целеориентированная выборка – респондент участник (бывший участник) НРД, проживающий в г. Хабаровске, n = 200 человек, 2011 г.).

Серия экспертных интервью с участниками НРД, специалистами по религиоведению, государственными и муниципальными служащими (n =27).

Новизна исследования:

Дано описание механизма «светской» социальной адаптации лиц, покинувших НРД или собирающихся сделать это в рамках государственной социальной политики.

Показана роль идеологического воздействия при организации социальной работы с этим кругом лиц.

Выявлены и описаны особенности социальной идентификации человека в рамках нетрадиционных религиозных организаций.

Введен в научный оборот новый массив эмпирического материала.

Положения, выносимые на защиту:

В результате мировоззренческого кризиса, связанного с распадом СССР в России начинается массовое увлечение нетрадиционными религиозными движениями и культами.

Отчасти, эти культы были укоренены еще во времена СССР и имели ореол «мучеников большевизма»; ряд культов был занесен из за рубежа и имел имидж сторонников и провозвестников демократических и приватных ценностей.

В первой половине 90-х годов в СМИ и обществе господствовало позитивное отношение к этим культам, но в следующее десятилетие начинается активное противодействие им со стороны РПЦ, других «традиционных» религий, усиление негативного освещения деятельности НРД в СМИ.

В результате более 70% участников НРД выходят из состава движений, но лишь минимальная часть из них оказывается в лоне традиционных религий. Большая часть прибывает в состоянии растерянности и социальной дезатаптации.

На сегодня социальную работу с этими людьми осуществляют только представители РПЦ (с целью воцерковления) или общественных организаций, связанных с РПЦ. Эта направленность социальной работы наряду с явно позитивными моментами, нарушает конституционное положение о свободе совести, ведет к усилению клерикальных тенденций в обществе.

В диссертации предложена и обоснована светская модель социальной адаптации этой социальной группой в рамках государственных и муниципальных органов социальной работы с населением, позволяющая не только профессионально адаптировать бывших участников НРД, но и восстановить их социальную идентификацию.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении наших представлений о причинах вхождения человека в нетрадиционные религиозные движения, социальных изменениях, происходящих в процессе его участия в НРД, социальных последствиях его выхода из НРД. Важным элементом теоретической значимости работы выступает анализ кризисных форм социальной идентификации, возможности социальной адаптации лиц, чья идентичность подверглась большему или меньшему разрушению.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования состоит в классификации методов работы с лицами, участвующими в НРД и лицами, покинувшими НРД, разработке модели «светской» социальной работы с этой категорией граждан в рамках государственной социальной политики. Положения диссертации могут быть использованы государственными и муниципальными органами социальной защиты, а так же в образовательной практике при чтении различных курсов по социальной адаптации для студентов направления «социальная работа».

Апробация. Основные результаты диссертационного исследования были доложены на межвузовских научных конференциях (Иркутск, 2010; Биробиджан, 2011) и «Школе молодого автора» (Южно-Сахалинск, 2009). Результаты диссертационного исследования опубликованы в четырех научных работах, в том числе в трех работах, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии, политологии и регионоведения Тихоокеанского государственного университета.

Структура диссертационного исследования определяется особенностями темы, подхода и логикой подачи материала. Диссертация состоит из введения, основной части, включающей в себя 3 главы, разделенных на 8 параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертации на Утрата социальной идентичности на примере нетрадиционных религиозных движений