Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные функции института Русской православной церкви Капалин Алексей Михайлович

Социальные функции института Русской православной церкви
<
Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви Социальные функции института Русской православной церкви
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Капалин Алексей Михайлович. Социальные функции института Русской православной церкви : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Капалин Алексей Михайлович; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2009.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/302

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 13

1.1. Русская православная церковь как социальный институт 13

1.2. Социальная роль Русской православной церкви в современном российском обществе 26

1.3. Институционализация Русской православной церкви в Сибири 37

ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 49

2.1. Влияние Православия на семейно-брачные отношения 49

2.2. Православное образование в регионе 60

2.3. Роль Тобольско-Тюменской епархии в решении социальных проблем

региона 70

2.4. Социальное партнерство государства и Русской православной церкви 80

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА 90

3.1. Религиозная ситуация на юге Тюменской области 90

3.2. Оценка населением роли Русской православной церкви в социальном развитии региона 110

3.3. Перспективы взаимодействия Русской православной церкви и государства 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

БИБЛИОГРАФИЯ 153

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Русская православная церковь (далее — РПЦ) в конце XX — начале XXI в. оказалась в центре процессов духовного, нравственного и культурного возрождения народов, традиционно исповедующих Православие. Кризис атеистической идеологии и стремление народов к восстановлению утраченных духовных и культурных традиций побудили многих обратиться к РПЦ. С начала 90-х гг. XX в. религиозная ситуация в нашей стране коренным образом изменилась, многие православные люди осознали значимость веры и православно-христианской системы ценностей для своей жизни.

Исследования религиозной ситуации, проводимые автономной некоммерческой организацией «Левада-центр», за последние десятилетия фиксируют положительную динамику общественного сознания россиян относительно степени их доверия к институту религии, а также высокий уровень религиозной самоидентификации: 94% населения России высказывают «очень хорошее» и «хорошее» отношение к Православию.

Существенно изменился статус РПЦ как социального института: рейтинг церкви по степени доверия на протяжении последних лет находится на достаточно высоком уровне и колеблется около отметки в 37%, опережая Государственную думу, МВД, органы государственного управления Российской Федерации [135].

При этом следует отметить различия в методологии определения показателей «православности» населения. Критики РПЦ с помощью своего социологического инструментария относят к «настоящим» православным всего несколько процентов россиян, указывая на то, что лишь крайне незначительная доля населения знает Священное Писание и демонстрирует высокую активность в своем религиозном поведении. Тогда сколько бы получилось «настоящих» православных в дореволюционной России, если учесть, что многие крестьяне не умели читать, откуда им было знать текст

Библии?! Однако по официальной статистике в 1897 г. в категорию религиозных людей попадали почти 100% населения страны. При этом в конце XIX в. православных было 70%, в 1989 г. в Советском Союзе (по рождению) — 65%, а в 2000-е гг. в России — 76% [135].

В настоящее время в массовом сознании глубоко укоренилось представление о тождественности национальной и конфессиональной принадлежности. В силу того что народы исторически тесно связаны с конкретными религиями, сами эти религии, их таинства и обряды, традиции и праздники воспринимаются как национальное достояние, как неотъемлемая часть исконного духовного богатства народов. Веками существуют следующие стереотипы: «русский — православный», «татарин — мусульманин», «поляк — католик» и т. д. При этом следует отметить, что народам России традиционно присущ достаточно высокий уровень религиозной терпимости практически ко всем конфессиям.

Подобное положение можно констатировать и применительно к Тюменской области, являющейся сложной территорией по этническому и конфессиональному составу. В период освоения нефтегазовых месторождений сюда приехали люди практически со всего бывшего Советского Союза. Сегодня в Тюменской области наиболее крупными национальными группами являются русские, украинцы, татары, белорусы, башкиры. В регионе созданы равные условия для сохранения и развития национально-культурных традиций представителей всех малых и больших народов России, люди живут в мире и согласии. Сбалансированная межконфессиональная политика исключает конфликты на религиозной почве и способствует укреплению мира и согласия.

Изменения, происходящие в обществе за последние пятнадцать лет, позволили РПЦ с помощью прихожан и государства восстановить и построить несколько тысяч православных храмов, подготовить для служения в них священников. В нашей стране имеется ряд проблем, обусловленных реформированием политической, экономической и социальной сфер жизни, а

также экономическим кризисом. Это способствует появлению определенной напряженности в обществе, росту социальных конфликтов, возникновению угрозы социальной безопасности. История подтверждает тот факт, что в трудные годы возрастает роль социальной деятельности РГЩ, в связи с чем и возникает актуальная потребность в оценке и прогнозировании возможностей ее участия в этом процессе.

Степень разработанности проблемы. Научное и религиозное познания имеют различный характер. У них разные исходные посылы, цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой. Поэтому РПЦ и светская наука призваны к сотрудничеству во имя должного устроения жизни. Их взаимодействие способствует созданию здорового творческого климата в духовно-интеллектуальной сфере, тем самым помогая созданию оптимальных условий для развития научных исследований социального института РПЦ [43, с. 398].

Вместе с тем необходимо отметить, что в современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне РПЦ рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом уровне исследуются религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и ценности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, условия существования религии (сохранения) в обществе.-Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием выступает изучение РПЦ в качестве специфического социального института.

Анализируя степень изученности рассматриваемой темы, можно выделить несколько направлений исследований. Прежде всего, необходимо отметить, что в зарубежной социологии проблемами религии в разные

исторические периоды занимались такие ученые, как Д. Белл, Р. Белла, П. Бергер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Т. Лукман, Б. Малиновский, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс, А. Р. Редклифф-Браун, Г. Спенсер и др.

В отечественной социологии и философии тема религии была предметом анализа в работах Ю. П. Андреева, В. И. Гараджи, Н. Я. Данилевского, В. И. Добренькова, М. С. Комарова, Б. К. Малиновского, Д.Е.Мануйловой, А. А. Радугина, "П.Флоренского, А.С.Хомякова, И. Н. Яблокова и ряда других авторов.

Анализу социальных функций религии, а также ее роли в обществе посвящены работы таких зарубежных и отечественных авторов, как М. М. Акулич, П. Бергер, М. Вебер, Ю. А. Гаврилов, Э. Дюркгейм, Ю. П. Зуева, Дж. М. Йингер, Е. Н. Кофанова, И. С. Мавляутдинов, Р. Мертон, М. П. Мчедлов, А. А. Нуруллаев, Ф. Г. Овсиенко, А. Р. Редклифф-Браун, Г. Спенсер, Н. А. Трофимчук, С. Хантингтон.

Значимость конфессионального фактора в развитии российского общества подчеркнута в работах Дж. Билингтона, Г. Гловели, Е. В. Жижко, М. М. Жунина, Н. Н. Зарубиной, В. О. Ключевского, Т. Б. Коваль, О. А. Платонова, В. Фальцман.

Проблемы взаимоотношений религии и власти рассматриваются в
трудах Е. М. Амелина, Л. А. Андреевой, О. Г. Большакова, Л. С. Васильева,
А. М. Верховского, В. И. Гараджи, А. В. Митрофановой, Л. Н. Митрохина,
Е. Н. Салыгина, Р. Р. Сикоева, Ж. Т. Тощенко, С. Хантингтона,

И. Н. Яблокова.

Рассмотрению роли РПЦ в духовном и нравственном развитии
общества уделено внимание в работах таких философов и социологов, как
Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, Л. Н. Митрохин,

П. А. Сорокин, В. С. Соловьев, Д. М. Угринович, С. Л. Франк, И. Н. Яблоков, а также в современных докладах Патриарха Московского и всея Руси

Кирилла, «Основах социальной концепции РПЦ» и трудах многих других православных публицистов.

Эмпирическими исследованиями религиозности, а также изучением отношения населения к религии и РПЦ занимались такие авторы, как Ю. А. Гаврилов, К. Каариайнен, Н. Г. Каргина, Р. Н. Лункин, М. П. Мчедлов, И. В. Налетова, Л. В. Намруева, Ю. Ю. Синелина, С. Б. Филатов, Д. Фурман, А. Г. Шевченко.

Проблема исследования состоит в необходимости научного обоснования роли РПЦ в современном обществе и разработке на этой основе методологии социального партнерства РПЦ и государства.

К сожалению, научных исследований и публикаций о роли РПЦ в социальном развитии, а тем более о социальной деятельности Тобольско-Тюменской епархии (ТТЕ) недостаточно. В основном сведения по этой теме размещаются на страницах религиозных изданий. На наш взгляд, степень разработанности проблемы находится на самом начальном исследовательском этапе. Требуется дальнейшая наработка опыта и нормативно-правовой базы для социального партнерства Тобольско-Тюменской епархии РПЦ с региональными властями. В связи с этим необходима разработка методики подбора объектов социального служения для православных приходов применительно к современной действительности. Требует изучения и проведения социологических исследований восприятие обществом тенденции возвращения РПЦ в социальной деятельности к рубежам начала XX в. Актуален вопрос подбора и подготовки церковных кадров, занимающихся социальной деятельностью, переподготовки специалистов и руководителей социальных учреждений, разработки программ по их обучению.

Системное решение перечисленных проблем возможно при изучении накопленного опыта, разработке методологии для реализации намеченных преобразований. Это позволяет нам утверждать, что проблемы научного обоснования роли РПЦ в современном, обществе и практического

осуществления социального партнерства РПЦ и государства являются актуальными и определяют необходимость представленного исследования.

Объект исследования — Русская православная церковь как социальный институт.

Предмет исследования — реализация социальных функций Русской православной церкви в современном российском обществе.

Цель исследования — определение влияния Русской православной церкви на российское общество (на примере Тобольско-Тюменской епархии).

Цель исследования обусловила следующие задачи:

  1. определить теоретические и методологические основания изучения РПЦ как социального института;

  2. проанализировать основные институциональные взаимодействия РПЦ на уровне региона;

  3. показать роль РПЦ в решении актуальных социальных проблем;

  4. провести социологическое исследование роли РПЦ в жизни общества и развитии региона;

  5. разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности реализации социальных функций Тобольско-Тюменской епархии РПЦ;

  6. разработать концепцию программы «Духовное развитие Тюменской области».

Гипотеза исследования состоит в том, что одной из основных первопричин многих социальных проблем современного российского общества является утрата его духовных и нравственных основ. Это требует от РПЦ участия в социальной деятельности, реализации социальных функций и расширения сфер ее взаимодействия с государственными и общественными учреждениями социальной направленности.

В качестве методологической и теоретической базы исследования взяты фундаментальные концепции классиков социологии и труды современных ученых. Исследование основано на методологических установках, сформулированных в: рамках социокультурного анализа явлений

и процессов; принципах функционального и структурно-функционального анализа; идеях и положениях, обоснованных российскими исследователями религии.

В работе также использовались общефилософские и общенаучные методы исследования и подходы: анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, герменевтика и т. п.

Эмпирическую базу исследования составили нормативные акты, статистические, отчетные аналитические публикации Госкомстата РФ, Управления статистики Тюменской области, архивные материалы Тобольско-Тюменской епархии.

В работе использованы материалы исследования, проведенного под руководством автора в 2008 г. Исследование проводилось в городах и сельских населенных пунктах юга Тюменской области, всего в нем приняли участие 1169 человек старше 18 лет. Выборка — многоступенчатая, квотная, строилась пропорционально половозрастной структуре городского и сельского населения юга Тюменской области. Метод исследования — прямой анкетный маршрутизированный опрос.

Помимо этого, автором был осуществлен вторичный анализ социологических исследований, проведенных различными исследователями по проблемам религиозности населения. Особое внимание при этом уделялось методикам проведения исследований, а также отношению населения к РПЦ и мнению о ее роли в обществе.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— рассмотрен процесс институционализации РПЦ (на примере
Тюменской области) и раскрыта ее сущность как социального института;

проанализирована роль РПЦ в современном российском обществе, выделены и изучены ее основные социальные функции;

выявлены взаимодействия РПЦ на уровне региона (на примере Тобольско-Тюменской епархии) с политическими, образовательными и семейно-брачными институтами;

— определена роль Тобольско-Тюменской епархии в решении
социальных проблем региона, выделены основные направления ее социально
значимой деятельности (духовное, нравственное и патриотическое
воспитание молодежи; милосердие и благотворительность; психологическая
адаптация лиц, попавших в трудные жизненные ситуации; поддержка
институтов материнства и детства);

осуществлен анализ религиозной активности населения региона, его отношения к религии, а также оценок населением роли РПЦ в социальном развитии региона. При этом выявлено в целом положительное отношение к институту религии и осознание роли РПЦ в обществе;

обоснована методология социального, партнерства государства и РПЦ.

Теоретическая значимость заключается в разработке методологии изучения роли РПЦ в современном обществе.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования использованы в работе администрации Тюменской области и Тобольско-Тюменской епархии РПЦ, а также муниципальных образований и приходов. Главные теоретические выводы доведены до руководителей, специалистов и научных кругов в регионах Уральского и Сибирского федеральных округов.

Кроме того, теоретические разработки автора и фактический материал диссертационной работы могут быть использованы >в курсах «Социология», «Социология религии», «Социология духовной жизни».

Научные результаты диссертационного исследования, выносимые автором на защиту:

1. Социальные функции института РПЦ можно определить как способы ее
воздействия на общество в целом и его институты, К числу социальных
функций РПЦ автор относит: интеграционную, идентификационную,
адаптационную, социализирующую, культуротранслирующую,

легитимирующую (нормативную), коммуникативную, регламентации и

социального контроля. Вся совокупность функций РПЦ определяет ту социальную роль, которую играет данный институт по отношению к обществу. Эта роль состоит в том, что РПЦ несет в общество идеалы нравственности, гуманизма и толерантности, способствует укреплению в обществе законопослушности, патриотизма, уважения к закону и власти, способствует возрождению традиционной русской культуры, решению актуальных социальных проблем.

  1. Одной из основных причин многих социальных проблем, затрудняющих развитие современного российского общества, является утрата духовных и нравственных основ, складывающихся в российском обществе на протяжении многих веков и свойственных нашему народу. Развитие социального института РПЦ, использование новых форм вовлечения молодежи в социально полезную деятельность способствуют созданию надежной базы для развития Православия в Тюменской области, что, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии региона.

  2. Анализ практической деятельности Тобольско-Тюменской епархии показывает, что реализация основных функций РПЦ предполагает развитие следующих главных направлений деятельности: духовное, нравственное и патриотическое воспитание молодежи; милосердие и благотворительность; психологическая адаптация лиц, попавших в трудные жизненные ситуации; поддержка институтов материнства и детства.

  3. Эмпирический анализ социологических данных позволяет отнести к разряду первостепенных функций РПЦ культуротранслирующие, нормативные, социализирующие, интеграционные и адаптационные: сохранение и возрождение культурного наследия; воспитание уважения к окружающим; формирование и поддержание в обществе важнейших социально-нравственных качеств; объединение российского общества; участие в реабилитации пострадавших от тоталитарных сект; воспитание чувства патриотизма; оказание социально-психологической помощи в

больницах, хосписах, домах престарелых; оказание помощи в решении проблем нищенства и беспризорности. 5. В настоящее время необходимы: переход в иное качество сотрудничества РПЦ и государства; выработка программ социального партнерства; их нормативное закрепление и создание специальных общественных фондов. В частности, имеется необходимость в создании общественного фонда «Духовное развитие Тюменской области», главными задачами которого станут разработка, материальное обеспечение и реализация программ духовно-нравственного характера.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях: «III Рождественские образовательные чтения» (всероссийская, г. Тюмень, 2004 г.); «V Рождественские образовательные чтения» (всероссийская, г. Тюмень, 2006 г.); «Традиция Духовность Правосознание» (всероссийская, г. Тюмень, 2006 г.); «Наследие Сибири: мировоззрение, духовность, культура» (всероссийская, г. Тюмень, 2008 г.); III Всероссийский социологический конгресс (г. Москва, 2008 г.); «Современное общество и социология» (всероссийская, г. Туапсе, 2008 г.); «Глобализация: мифы и реальность» (международная, г. Тюмень, 2008 г.).

Результаты исследования отражены в 16 публикациях, в том числе в одной монографии, семи статьях, восьми тезисах научных докладов.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, библиографического списка, приложений. Основное содержание работы изложено на 167 страницах. Библиография состоит из 179 источников. В приложениях представлены: характеристика выборочной совокупности, образец авторского инструментария и таблицы, отражающие результаты проведенного исследования.

Русская православная церковь как социальный институт

В истории развития социологической мысли понимание сущности религии и различных форм ее функционирования в обществе осуществляется посредством рассмотрения ее в качестве социального института. Социологическое изучение религии начинается с работ О. Конта и активно продолжается К. Марксом, Э. Дюркгеймом, М. Вебером и многими другими известными социологами. Негативное отношение к феномену религии наблюдается в трудах К. Маркса, который считал религию «опиумом для народа», средством эксплуатации одного класса другим, антиподом науки. В марксистской концепции религия трактуется «как социальный институт, воздействующий на людей подобно любому другому социальному институту. Причем это воздействие не прямое (не самостоятельное), а опосредованное общественными (прежде всего экономическими) отношениями, которые религия не создает, а лишь интерпретирует, оправдывая или осуждая. Главная функция религии — компенсаторная» [25, с. ПО]. Концепция религии К.Маркса во многом была практически реализована в нашей стране и странах социализма и имела губительные последствия не только для функционирования института религии, но и для свободного развития всех сторон жизни общества в этих странах.

Используя категории позитивного и негативного, можно сказать, что положительное отношение к институту религии выражается в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера. Э. Дюркгейм исходил из того, что религиозная деятельность способствует формированию социальной сплоченности, интеграции и стабильности в обществе, таким образом, он акцентировал внимание на социальном значении религии. «Значение концепции религии Дюркгеима состоит, прежде всего, в теоретическом и эмпирическом обосновании в качестве наиболее значимой интегративной функции этого социального института. Отсюда вытекала необходимость не борьбы с ним, а его всесторонней (в том числе и государственной) поддержки» [53, с. 419].

М. Вебер провел сравнительный анализ мировых религий, дал их классификацию и определил влияние религий «на характер и способ осуществления экономической деятельности, на формы ее мотивации и на то, как те или иные типы ведения хозяйства изменяют религиозно-этические принципы» [53, с. 420]. В исследовании М. Вебера значительное внимание уделено осмыслению влияния религии на мировоззренческие установки представителей различных социальных групп, проведен сравнительный анализ отношения к религиозной деятельности городского и сельского населения. Исследуя религию, М. Вебер различает церковь и секту, определяет институциональные характеристики религии, при этом он приходит к выводу о том, что секта не обладает необходимыми институциональными характеристиками. В целом, «социология религии М. Вебера предстает в качестве определенной альтернативы марксистской концепции религии. У него этот феномен оказывается самодостаточным, играя вполне самостоятельную роль в творчестве социального бытия... В интерпретации М. Вебера религия — это всегда определенная концепция человека и его жизненного мира, конкретный способ отношения к нему» [25, с. 113]. Веберовская концепция религии оказала значительное влияние на последующие социологические представления об этом социальном институте.

Осмысление религии и РПЦ как социальных институтов требует обращения к дефиниции социального института. Я. Щепаньский предложил следующее определение социального института, которое может быть применено как к религии, так и к РПЦ. Социальный институт — «система учреждений, в которых определенные люди, избранные членами группы, получают полномочия для выполнения определенных функций, для удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения членов групп» [177, с. 96-97]. Современное определение социального института, приведенное в «Социологической энциклопедии», звучит так: социальный институт — это «совокупность устойчивых формальных и неформальных норм и правил, регулирующих круг общественных отношений... Совокупность организаций, представляющих конкретную сферу общества» [149, с. 370]. Данное определение вполне применимо к социальному институту религии в целом и к РПЦ в частности, поскольку они имеют как устойчивые формальные и неформальные правила и нормы, регулирующие общественные отношения в отдельных областях социальной жизни, так и различные религиозные организации.

Согласно социологической науке появление религии как социального института означает формирование определенного типа социальной деятельности — религиозной. Эта деятельность появляется тогда, когда складываются необходимые и достаточные условия для ее возникновения, имеется социальная потребность в религиозной деятельности, связанная с обеспечением стабильного и устойчивого существования общества. В том случае, когда социальная потребность в данной религиозной деятельности угасает, то существование института перестает влиять на развитие общественной жизни и постепенно такой институт утрачивает свои функции и исчезает, а общество видоизменяется.

Институционализация религии, как и любого другого социального института, происходит при наличии соответствующих условий. Используя классификацию предпосылок институционализации, приведенную в «Социологической энциклопедии» [149, с. 373], рассмотрим предпосылки возникновения религии как социального института:

1. Возникновение потребности в социально-религиозной деятельности, наличие социально-экономических и политических условий для реализации этих потребностей. Появление религиозных обществ, обеспечивающих удовлетворение социальных и индивидуальных религиозных потребностей.

2. Возникновение и развитие необходимых организационных религиозных структур и связанных с ними религиозных норм и регуляторов социального поведения.

3. Интернационализация индивидами религиозных норм и ценностей как новых социальных, формирование на их основе системы религиозных ценностных ориентации и ожиданий личности.

Влияние Православия на семейно-брачные отношения

Важнейшим социальным институтом, с которым взаимодействует РПЦ, является институт семьи и брака, традиционно изучаемый социологами. Современная демографическая ситуация в России и основные тенденции в развитии семейно-брачных отношений свидетельствуют о кризисных явлениях этого социального института.

В православной традиции семья является значимой ценностью, «горнилом любви», где «непостижимым для внешнего человека образом происходит единение с Богом и жертвенном служении ближним» [140, с. 3]. В Православии «семья есть первая малая домашняя церковь, где люди учатся знать и почитать Бога. Семья есть первая школа, где воспитываются добрые характеры и подготавливаются будущие общественные деятели. Семья есть источник добрых радостей, тихих удовольствий, мирного счастья и общего благополучия. Если корень испортится, то и все дерево погибнет. Так, если и семья разрушится, погибнет и все общество, состоящее из семей» [127, с. 510].

С. С. Аверинцев, изучая восточнославянское Православие, выделил две модели семьи: семья «домостроевского типа», с жесткой регламентацией уклада и строгой регламентацией отношений, в которой сформировались следующие ценности и убеждения — «безусловное уважение к другому и убеждение в абсолютной значимости отношений между людьми»; модель «советской семьи» как «экономической единицы», в которой есть совместное ведение хозяйства и которая предстает в качестве «ячейки общества», варьируется «в зависимости от идеологической потребности государства — от «свободной семьи» .начала 20-х гг. XX столетия до «крепкой семьи» сталинского образца» [140, с. 161-164]. Модель «советской семьи» основывалась на идеологии, хотя и в этот период базовые ценности семьи не противоречили Православию.

С. С. Аверинцев обращает внимание на то, что семья — это «знак встречи и солидарности с другим» и только в семье можно увидеть абсолютность этой другости» [140, с. 165]. К этому можно добавить: увидеть и познать «другость» и в антропологическом, и в социальном плане, ибо только в семье человек раскрывается во всех своих ипостасях. Именно в семье наиболее ярко проявляется жертвенность, забота, солидарность и ответственность за другого.

В этой связи актуальным становится вопрос о том, какая модель семьи имеет место в современном российском обществе и как она согласуется с православными представлениями о семье.

В Православии мужчина и женщина созданы «для целостного единения друг с другом в любви. «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2.24)» [115, с. 324]. По бытийному существу, можно сказать, что семья во все времена оставалась и остается именно таковой. В социальном же плане менялись модели и функции семьи, особенно в аспекте приоритетов их реализации. В современном российском обществе нет четкой, устоявшейся модели семьи, условно ее можно назвать моделью «трансформирующейся семьи». В эту модель включены личностные и социальные представления о семье с учетом современных социальных реалий, в том числе и реалии возрождения православных традиций.

Семья как социальный институт выполняет ряд специфических функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, рекреационную, придания статуса и регулирования сексуального поведения [33, с. 209-210].

Рассмотрим более подробно взаимодействие между РПЦ и институтом семьи в связи с реализацией сущности и данных функций семьи. Репродуктивная функция семьи связана с воспроизводством населения, деторождением. Современное российское общество характеризуется сложной демографической ситуацией. В XX в. было несколько периодов, когда численность населения России снижалась. Это случилось в 1920-е гг., в годы коллективизации, в годы Великой Отечественной войны и в 1990-е гг. Демографический кризис последних лет затронул и Тюменскую область, особенно ее южные районы. Уменьшилась рождаемость, выросла смертность, сократилась продолжительность жизни.

В Тюменском регионе предстоит активизировать работу по преодолению этих негативных демографических тенденций. Для решения данных задач епархии предстоит определить вектор и ориентиры разработки и реализации программ, способствующих сбережению населения региона. Приведем анализ сложившейся демографической ситуации, как с социологической, так и с духовно-нравственной точек зрения, а также попытаемся предложить возможные пути решения определенных социальных проблем.

Религиозная ситуация на юге Тюменской области

В последние десятилетия Россия переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. В поисках путей выхода из этого кризиса в общественном сознании все в большей степени укореняется идея, что основополагающим средством преодоления этого кризиса является совершенствование духовного мира человека. Социальным институтом, оказывающим первостепенное влияние на духовный мир людей, является институт церкви, и для реализации этой функции за многовековую историю церковь накопила огромный потенциал.

За сравнительно короткий срок религиозная ситуация в нашей стране изменилась, существенно вырос общественный авторитет, престиж как религии в целом, так и РГЩ в частности. Изменилось в их пользу и общественное настроение. Поддержку и одобрение органов власти и общественности все чаще вызывает деятельность религиозных организаций в сфере социальной деятельности, благотворительности и милосердия. В средствах массовой информации все чаще встречаются публикации о деятельности традиционных конфессий, а иногда даже ведется религиозное просвещение. Значительно выросло число посещающих православные храмы, отмечающих церковные праздники, причем среди их участников немало людей еще малоцерковных и порой нерелигиозных. В различных слоях общества наблюдается обращение к церкви людей, которые ранее были неверующими или даже атеистами.

Социологический анализ религиозной ситуации требует некоторой интерпретации. Место религии в обществе, среди других социальных институтов, ее влияние на общественную жизнь находит свое выражение в тех религиозных отношениях, которые складываются в процессе социальной жизни. Именно поэтому наиболее важной характеристикой религиозной ситуации является религиозность населения, которую и следует в данном случае изучать в ходе эмпирических исследований.

В социологии религии принято выделять три фактора, характеризующих уровень и степень религиозности определенной совокупности людей:

- самоидентификация себя с верующим;

- принадлежность к определенной конфессии;

- религиозное поведение (соблюдение предписаний церкви, посещение богослужений, совершение обрядов и т. п.).

Проводимые в России в течение последних двух десятилетий социологические исследования динамики религиозности показывают, что в стране проявляется достаточно заметный рост религиозности. Одновременно с этим исследователи констатируют некоторый разрыв между верой в Бога как состоянием сознания и поведением как выражением этой веры.

Проведенные к настоящему времени исследования [см., например: 66; 97; 98; 103; 141] свидетельствуют о том, что накоплен довольно богатый опыт изучения религиозности. Тем не менее, для того, чтобы осуществить объективный анализ религиозной ситуации в Тюменском регионе и выявить мнение населения о роли РПЦ в развитии региона, безусловно, необходимо проведение самостоятельного эмпирического исследования.

В феврале — мае 2008 г. под руководством автора диссертационной работы проведено социологическое исследование, целью которого было выявление роли РПЦ в современном российском обществе (на примере юга Тюменской области).

В ходе данного исследования были поставлены и решены следующие задачи, непосредственно касающиеся вопросов, рассматриваемых в рамках настоящей работы:

- выявление отношения населения к религии и роли религии в современном обществе; - оценка социальной роли религии и социальных институтов, социальной деятельности религиозных организаций;

- выявление характера и глубины религиозности, уровня религиозной активности респондентов;

- анализ проблем, с которыми сталкиваются верующие при удовлетворении своих религиозных потребностей;

- анализ представлений о социальных функциях РПЦ.

Похожие диссертации на Социальные функции института Русской православной церкви