Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социокультурной адаптации незрячих людей 14
1.1. Особенности незрячих людей как специфической социальной группы 14
1.2. Адаптации незрячих людей в социокультурной среде 37
Глава II. Особенности адаптации незрячих людей в современной социокультурной ситуации 61
2.1. Ценностные ориентации незрячих людей 61
2.2. Жизненные трудности незрячих людей в процессе социокультурной адаптации 81
2.3.Основные направления повышения эффективности социокультурной
адаптации незрячих людей в современных условиях 101
Заключение 126
Библиография 138
Приложения 164
- Особенности незрячих людей как специфической социальной группы
- Адаптации незрячих людей в социокультурной среде
- Ценностные ориентации незрячих людей
Введение к работе
Актуальность исследования. Одна из целей развития мирового сообщества состоит в сохранении и укреплении физического, социального и духовного здоровья людей. Однако на рубеже тысячелетий человечество встретилось с проблемами глобального масштаба: экологическими, экономическими, социальными, нравственными. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире в настоящее время насчитывается 40 миллионов слепых. В России год от года растет число слепых и слабовидящих граждан. На сегодняшний день по официальным данным в стране насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих людей.
Зависимость незрячего человека от окружающей среды, других людей чрезвычайно велика. Даже, частичная компенсация этой зависимости существенно облегчает ему жизнь.
Резкое нарушение функций зрительного анализатора является для индивида одним из самых тяжелых стрессов, изменяющих физиологию, психику и поведение человека. Потеря зрения оказывает психотравмирующее воздействие, сила и продолжительность которого зависят как от тяжести зрительного дефекта и личностных особенностей ослепшего, так и от причины потери зрения, динамики развития глазного заболевания, стажа слепоты, степени тяжести сопутствующих заболеваний, дополнительных психотравмирующих факторов (внутрисемейные конфликты, бытовые конфликты с соседями, потеря социального статуса, социальное одиночество, социофобия и так далее). В этой связи необходимо проводить мероприятия, направленные на максимально эффективную интеграцию незрячего в общество. Интеграции незрячих инвалидов в общество способствует успешная социокультурная адаптация. Однако существующая в настоящее время в России система адаптации незрячих не способна эффективно помочь реально нуждающимся лицам с ограниченными возможностями зрения.
Важнейшим условием успешной адаптации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Социокультурная адаптация позволяет инвалидам использовать свой потенциал не только для личностной реализации, но и для блага своего ближайшего окружения.
Учитывая место и роль незрячих людей в процессе социально-экономических и других преобразований, особенности их интеграции в общество в России и ее отдельных регионах, степень влияния проводимых реабилитационных мероприятий на процесс интеграции их в общество, полагаем, что обращение к исследованию указанных проблем является важной задачей, обусловленной требованиями времени и науки.
Степень научной разработанности проблемы характеризуется наличием научных работ по различным аспектам адаптации незрячих людей. Анализ этих трудов, их систематизация позволяют оценить общие подходы к проблемам инвалидности как социального явления, убедиться в существовании самой потребности в обновлении системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
В исследовании инвалидности как социального явления большое значение имеют представления о социальной норме, которые сформировались, в частности, в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Бергера, Т. Лукмана. Применительно к социальной и профессиональной реабилитации инвалидов внимания заслуживают исследования социализации, проблем субъектности в социальном процессе (Ч. Кули, Дж. Г. Мид и др.). Их теоретические представления в настоящее время трансформировались в концепцию социализационной нормы, что добавило новый социальный смысл в функции воспитания и самовоспитания личности, в оценку процессов социальной адаптации, освоения индивидом присущих
5 его возрасту и физическому состоянию социальных ролей (А.И. Ковалева, В.А. Луков, Т. Жулковска, М.Н. Реут).
Для осмысления проблемы социализации и ресоциализации лиц с ограниченными возможностями важное значение имеют работы, признающие комплексный характер данных социальных процессов. Значительный вклад в раскрытие этих проблем внесли ученые, стоявшие у истоков формирования науки о социальной работе, в частности, В.И. Жуков, Н.А. Волгин, Г.И. Осадчая, П.Д. Павленок, A.M. Панов, Е.А. Сигида, Н.С. Слепцов, Е.И. Холостова и др.
Социокультурный подход к инвалидности и реабилитационной работе
демонстрируют Е.Л. Луценко, Э.К. Наберушкина, Т.И. Черняева,
Е.Р. Ярская-Смирнова. Институциональные аспекты исследует
И.Б. Кантемирова, контекст социальных действий — О.А. Маслова.
Среди наиболее известных отечественных исследователей, которые разработали понятие социальной адаптации незрячих, необходимо отметить С.С. Лебедеву, Л.Л. Шпак, А.Г. Литвака и др.
Исследованиями социокультурной адаптации инвалидов с ограниченными возможностями зрения занимаются В. Раутен, М. Коксинен, Г.А. Гусев, П.С. Кузнецов, СИ. Розум, О.Р. Веретина, И.А. Дворянчикова, Е.П. Карвялис, В.П. Гудонис и другие. Ценность их работ для исследования заключается в определении гармонизации взаимодействия незрячего человека с окружающим социумом, в выделении типов установок инвалидов по зрению по отношению к нормально видящим людям: выборе незрячим человеком стратегий конфликтного и неконфликтного взаимодействия с его окружением, концепции «независимой жизни».
Несмотря на то, что многие работы носят методический характер, большое внимание уделяется особенностям ценностных ориентации незрячих людей как важнейшему элементу внутренней структуры личности, закрепленному жизненным опытом индивида и отграничивающему значимое, существенное для него от незначимого, не существенного.
Исследования, направленные на изучение особенностей ценностных ориентации незрячих людей, представлены в работах Л.В. Баумгартена, СБ. Бенцианова, А.А. Крогиуса, И.А. Сурина, B.C. Собкина, Л.К. Аверченко, Г.И. Челпанова, Д.А. Леонтьева, B.C. Цукермана, И.П. Волкова, Н.В. Смирнова и др. Проблему жизненных трудностей незрячих рассматривали российские и зарубежные исследователи: П. Харрис, К. Браун, А.Л. Александрова, Р. Лазарус, Ф.Е. Василюк, Дж. Якобсон и др.
Вместе с тем следует отметить, что еще мало фундаментальных исследований причин и путей преодоления трудностей в процессе социокультурной адаптации незрячих людей. Многие проблемы и аспекты их жизненных трудностей остаются неразработанными. Почти нет исследований, рассматривающих причины личностных трудностей. До настоящего момента недостаточно освещен вопрос влияния жизненных трудностей и изменения ценностных ориентации незрячих людей на процесс социокультурной адаптации.
Таким образом актуальность проблемы социокультурной адаптации незрячих людей, ее очевидное научное и практическое значение на фоне явно недостаточного уровня теоретической и практической разработанности, послужили основанием для выбора темы данного диссертационного исследования.
Проблемная ситуация исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью более активного и эффективного использования средств социокультурной адаптации незрячих людей и недостаточной разработанностью вопросов об организационных особенностях, специфике форм и методов воздействия, призванных обеспечить успешность этого процесса.
Осознание этого противоречия явилось ключевым мотивом диссертационного исследования. Им обусловлены выбор объекта, предмета, цели и задач работы.
Объект исследования — незрячие люди как особая группа населения с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования — особенности социокультурной адаптации незрячих людей как специфической социальной группы в российском обществе.
Цель исследования: на основе анализа особенностей социокультурной адаптации незрячих людей разработать предложения по повышению эффективности данного процесса. Поставленная цель достигается на основе решения следующих задач:
представить характерные особенности незрячих людей как специфической социальной группы;
раскрыть основные концептуальные положения изучения проблемы адаптации незрячих людей в социокультурной среде;
выявить особенности ценностных ориентации незрячих людей;
исследовать жизненные трудности незрячих людей в процессе социокультурной адаптации;
разработать предложения по повышению эффективности социокультурной адаптации незрячих людей в современных условиях.
Гипотеза диссертационного исследования. Основная гипотеза заключается в том, что адаптация незрячих людей происходит в достаточно сложных и противоречивых современных условиях, в которых жизненные трудности не дают возможности незрячим воспользоваться адаптационным опытом здоровых людей. В то же время жизненные позиции незрячих, являясь определенным результатом их социокультурной адаптации, характеризуются эклектизмом, который проявляется в одновременном сочетании разнородных оценок, ценностных установок и затрудняет поступательность адаптационного процесса.
Теоретико-методологической основой исследования методы системного, сравнительного, статистического анализа.
Общетеоретическую основу диссертации составляют фундаментальные исследования отечественных и зарубежных социологов, культурологов, философов, психологов, посвященные анализу инвалидности как социального явления. Основами исследования являются положения социокультурного подхода (Ж.Т. Тощенко, А.С. Ахиезер, Н.И. Лапин, Т.И. Заславская и др.), в соответствии с которыми имеющиеся у незрячих людей нарушения рассматриваются в качестве затруднения активной деятельности, препятствующей приспособлению к внешней среде в целом и к социокультурной среде в частности.
Выявление процесса адаптации незрячих людей в социокультурных условиях осуществлялось на основе педагогического, психологического, исторического и социологического подходов, позволяющих анализировать культурную адаптацию незрячего человека (М.А. Кинсбурская, Л.И. Солнцева) и социальную адаптацию как составные части социокультурной адаптации (С.С. Лебедева, Л.Л. Шпак, А.Г. Литвак).
Выявление особенностей ценностных ориентации незрячих людей осуществлялось на основе исследований B.C. Собкина, Л.К. Аверченко, А.А. Крогиуса, Г.И. Челпанова, и др.
Для рассмотрения классификации жизненных трудностей незрячих автором были использованы работы отечественных ученых А.Л. Александровой, Р. Лазарус, Л.И. Анцыферовой, К. Муздыбаева и др.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты социологического исследования: «Социокультурная адаптация незрячих людей г. Курска» (июль-сентябрь 2009 г.). (N - 530). Руководитель Е.В. Лоторева. Научный консультант д.с.н., проф. И.В. Лескова. Анкетирование проводилось на базе первичной организации ООО Производственного предприятия «Магнит» ВОС, Курского музыкального колледжа-интерната слепых, центра реабилитации слепых Курской общественной организации ВОС, областной специальной библиотеки для слепых, офтальмологического бюро г. Курска и Курской
9 области (МСЭК). Тип выборки - квотная.
Метод сбора первичной информации - анкетирование.
Обработка данных проводилась в операционной системе Windows ХР Professional SP3, с использованием пакета Microsoft Office Excel 2007.
Информационной базой исследования являлись данные статистических сборников России, а также статистические данные по Курской области.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
дана характеристика незрячих людей как специфической социальной группы;
на основе сравнительного теоретического анализа уточнено понятие «социокультурная адаптация незрячего человека», которое рассматривается как процесс формирования модели поведенческих реакций и внутриличностных изменений незрячих, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности;
раскрыты особенности ценностных ориентации незрячих людей;
выявлены жизненные трудности незрячих людей в процессе социокультурной адаптации;
по результатам социологического исследования разработан ряд предложений по повышению эффективности социокультурной адаптации незрячих людей в современных условиях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социальная группа незрячих людей представляет собой
многочисленную совокупность взаимодействующих индивидов,
осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей, которая отличается устойчивостью и стабильностыо, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности. Можно выделить такие отличительные черты социальной группы незрячих, как: близость, прочность и интенсивность взаимодействий, устойчивость и продолжительность функционирования и
10 развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм и правил поведения. В силу особенностей своей социокультурной среды данная группа характеризуется трудностями социализации и инкульту рации обычными способами.
Социокультурная адаптация незрячих людей - это процесс взаимодействия их с окружающей социокультурной средой, в результате которого происходит формирование модели поведенческих реакций и внутриличностных изменений незрячих, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности. В ходе социокультурной адаптации незрячие вступают в процесс социального взаимодействия и коммуникации как с членами своей социальной группы, так и со здоровыми людьми. В результате успешной адаптации устанавливается соответствие незрячего человека внешнему социокультурному пространству, происходит гармонизация его отношений с социокультурным пространством, достигаются внутренние и внешние состояния равновесия. Полученные в результате социокультурной адаптации навыки и знания незрячие смогут применить для удовлетворения собственных жизненных потребностей и запросов.
Система ценностных ориентации незрячих людей выражает содержательное отношение незрячего человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. В иерархии ценностных ориентации незрячих людей доминирует здоровье, семья, работа, материальное благополучие. Меньше всего ценятся предприимчивость и практичность.
4. Жизненные трудности незрячих людей затрагивают их сущностные
силы, они создают тот фундамент, на котором покоятся сугубо личные
ожидания, надежды и важнейшие ценности. Жизненные трудности не всегда
травмируют инвалида, хотя ситуации, когда он может почувствовать себя
незащищенным, могут нанести немалый вред развитию психики человека с
11 ограниченными возможностями зрения и существенно навредить процессу его адаптации. Жизненные трудности возникают в виде проблем в семейно-бытовой, профессиональной сферах, в контактах с другими людьми. Это способствует превращению дефекта в ядро личных переживаний и препятствует успешной социокультурной адаптации. Однако вместе с тем трудности способствуют развитию инвалида, потому как в результате их преодоления происходят изменения конструктивного характера, стимулирующие успешный поиск новых форм сбалансированности отношений с внешней средой. Трудности возникают в случае неуравновешенности в системе отношений незрячего человека и его окружения или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации.
5. Основные направления повышения эффективности социокультурной адаптации незрячих людей включают в себя широкий диапазон мер, направленных на восстановление или компенсацию утраченных функций, консультирование инвалидов и членов их семей, развитие самообеспечения и предоставление, по мере необходимости, медицинских и социальных рекомендаций; меры по восстановлению потенциала инвалидов в получении доходов, организация, развитие и финансирование профессионально-технического обучения и оказание содействия такому обучению, расширение спектра услуг по социальной и культурной адаптации; оказание помощи в профессиональной ориентации, профессиональном обучении и трудоустройстве незрячих с целью преодоления и профилактики их жизненных трудностей; развитие сети общественных организацией, занимающихся адаптацией инвалидов по зрению, совершенствование форм и методов их деятельности; расширение сети адаптационно-культурных центров; повышение уровня удовлетворения потребностей инвалидов в технических тифлосредствах; создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам социальной, транспортной и рекреационной инфраструктур; создание централизованной базы данных инвалидов по
12 зрению с целью повышения эффективности оказания адресной помощи незрячим; внедрение специальных программных комплексов и обучение компьютерной грамотности; совершенствование системы кадрового обеспечения в области адаптации незрячих, организации социального обслуживания инвалидов по зрению; законодательным органам следует принять закон, предусматривающий налоговые льготы для предприятий, нанимающих и создающих соответствующие условия для незрячих людей.
Научно-практическая значимость исследования. Полученные результаты диссертационного исследования могут послужить основой для дальнейшего изучения проблемы адаптации незрячих людей, разработки социальных программ, направленных на поиск адекватных путей социокультурной адаптации инвалидов к современным социально-экономическим условиям.
Теоретические и практические результаты диссертационного исследования можно использовать при разработке программ социологических исследований по проблемам влияния жизненных трудностей на незрячих людей и изменений их ценностных ориентации в процессе адаптации к современным условиям жизни, и для разработки рекомендаций по активизации данного процесса.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке программ по социологии, социальной антропологии, социологии культуры и др.
Апробация диссертационной работы. Отдельные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и российских научных конференциях: XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2009), на I Международной молодежной научной конференции «Молодежь и XXI век» (Курск, 2009), на IV Международном студенческом форуме «Образование, наука, производство» (Белгород, 2008), на Региональной научно-практической конференции «Наука и гуманизм: взгляд
в будущее» (Курск, 2008), на Региональной научно-методической конференции «Современные проблемы высшего профессионального образования» (Курск, 2009), на Межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы государства, права и управления в российском обществе» (Курск, 2008). Положения диссертации обсуждалась на кафедре философии и социологии Курск ГТУ.
Основные положения диссертационной работы отражены в 11 публикациях общим объемом 2,8 п.л., в том числе в 3 статьях в научных журналах, входящих в перечень журналов и изданий, рецензируемых ВАК РФ, 1 статья в научном журнале «Вопросы культурологии», 1 статья в научно-информационном журнале «Аспирантский вестник Поволжья» и 1 статья в электронном научном журнале «Ученые записки».
Основные положения и результаты работы отражены в отчете о НИР в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (грант НК-310П, Государственный контракт №П670).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной антропологии Российского государственного социального университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Особенности незрячих людей как специфической социальной группы
На современном этапе любое общество не является однородным, а подразделяется на различные социальные группы, которые находятся в состоянии объективно обусловленных связей и отношений.
Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определённых личных, коллективных и общественных интересов и целей, например рассматриваемая нами социальная группа незрячих. Социальная группа незрячих людей отличаются устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости.
Социологи по-разному определяют понятие «социальная группа». Так отечественный социолог Г.С. Антипина рассматривает социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности [58, 11]. Американский социолог Р. Мертон выделил три отличительных признака социальной группы - взаимодействие, членство и идентичность, определяя ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей [86, 5]. Давая аналогичное определение, американский социолог Н. Смелзер замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение [222, 191].
Социальные группы могут классифицироваться по различным основаниям. По своей величине, численности они подразделяются на малые и большие. Социальная группа незрячих относиться к многочисленным социальным группам. Отличительными чертами социальной группы незрячих является близость, прочность и интенсивность взаимодействий, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм и правил поведения. Это подтверждает и отечественный социолог Г.М. Андреева, определяя малую социальную группу следующим образом: «Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [11, 37]. В больших социальных группах связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. Социологи пришли к выводу, что размеры социальных групп существенно влияют на их функционирование и развитие.
Социальный психолог Ч. Кули подразделял малые социальные группы на «первичные» и «вторичные» [109, 5]. Через первичные группы, к которым и относится социальная группа незрячих людей, осуществляется адаптация входящих в неё индивидов (освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей, идеалов). В противоположность первичной группе вторичная группа образуется из людей, в основе союза которых лежит безличностное взаимодействие для достижения политических, экономических, социальных целей (партии, профсоюзы, секты). Объединяет вторичные группы совместное выполнение специфических функций. Первичная группа незрячих людей играет роль связующего звена между обществом и личностью незрячего.
Сложность рассмотрения личности слепых и слабовидящих заключается в том, что контингент лиц, подпадающих под данное определение, весьма разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функции (например, острота зрения). Для дальнейшего рассмотрения личности незрячих приведем определение понятий «острота зрения», «зрячий человек» и «незрячий человек».
Врач Е.М. Белостоцкая под остротой зрения подразумевает «способность глаз видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними». За нормальную остроту зрения принимается «способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте». В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) выделяются:
1. слепые - острота зрения в очках не превышает от 0 до 0.04 (от 0 до 4 на лучше видящем глазу;
2. слабовидящие - острота зрения от 0.05 до 0.2» [151,9].
Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять:
1. абсолютно или тотально слепых;
2. частично или парциально слепых, имеющих либо светоощушение (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04 [134,15]. «Немалое значение уделяется времени наступления слепоты:
1. слепорожденные — к этой группе относят людей, потерявших зрение до становления речи, примерно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений;
2. ослепшие - потерявшие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мере зрительные образы памяти» [150, 9].
Социолог В.П. Кузьмин предлагает термины «слепой», «незрячий», «человек, лишенный зрения», «человек утративший, потерявший зрение», «инвалид по зрению», «человек с ограниченными возможностями зрения», «человек с нарушениями (нарушенным) зрения» считать однопорядковыми по объему понятиями, различающимися простой и сложной формой, ступенью конкретного содержания, определенностью и неопределенностью объемов, непосредственным и опосредованным характером связи содержания с обозначаемыми объектами и их свойствами [125, 23].
Мы не согласны с тем, что социолог В.П. Кузьмин данные термины приравнивает к однопорядковым по объему, так как эти понятия различны по содержанию, структуре. Нельзя ставить на одну ступень «инвалида по . зрению» и «человека с нарушением зрения», у них разная степень потери зрения.
На наш взгляд имеет смысл употреблять вместо понятия «слепой», понятия «незрячий», «человек, потерявший (утративший, лишенный) зрение». Это позволит учитывать этическую и психологическую стороны восприятия незрячими текста, где о них идет речь. Но в научных исследованиях подобная замена допустима лишь из чисто стилистических соображений. Термин «слепой» наиболее полно отражает состояние, суть явления, особенно инвалидов первой группы по зрению. Особенности второй и третьей групп емко фиксируют понятия: «слабовидящие», «остаток зрения». Из сказанного следует, что в дальнейшем исследовании, наряду с понятием «слепой», будут употребляться и другие указанные выше термины, выражающие степень утраты способности видеть, как и термины «незрячий» и «зрячий» человек. Под «зрячим» подразумевается человек, органы зрения которого функционируют без каких-либо физиологических отклонений, лишены патологических и физиологических дефектов. Зрение осуществляется на оба глаза в естественных условиях при достаточном дневном освещении в пределах относительного порога восприятия вещей. Такое зрение считается эталоном или принимается за единицу [134,13].
Адаптации незрячих людей в социокультурной среде
Проблема адаптации лиц с жизненными затруднениями к иной социокультурной среде, несмотря на обилие эмпирических исследований, до сих пор является одной из самых сложных и теоретически многозначных. Каждая наука занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат, а значит говорить о сложившемся комплексе исследования адаптации пока не приходится. В социологии и психологии понятие «адаптация» ассоциируется с процессом и результатом установления определенных взаимодействий между личностью и социальной средой.
Смыслом такого приспособления выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь-то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация -это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации - освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Для определения понятий «адаптация» и «адаптационный процесс» с помощью комплексного анализа мы рассмотрим социологический и психологический подходы к определению.
Анализ ряда литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о многообразии взглядов в определении понятия «адаптация». По нашему мнению, ключевым в определении содержания понятия «адаптация» является непосредственно суть адаптационного процесса, то есть проблема выживания инвалида, через гармоничное приспособление к изменяющимся условиям среды. С точки зрения социологического подхода понятие «адаптация» рассматривается как момент взаимодействия личности и социальной среды [167, 113].
Близкие подходы к определению сущности понятия адаптации наблюдаются в психологии. Последователи психологического подхода под термином «адаптация» понимают перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [194, 18].
Социальный психолог Т. Шибутани высказывает мнение о том, что «адаптация — есть совокупность приспособительных реакций, в основе которых лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности» [260, 28].
Тифлопедагог и тифлопсихолог Л.И. Солнцева определяет адаптацию, как «...приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде. Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособление к различным факторам внешней среды: к температурным, климатическим, гипоксии, воздействию на организм инфекционных агентов, к различным условиям труда, быта и питания, к болезням, старости, инвалидности и так далее» [228, 7]. Л.И. Солнцева подразделяет адаптацию незрячего человека на биологическую, психологическую и социальную. Биологическая включает в себя адаптацию организма инвалида к устойчивым и изменяющимся условиям среды. Психологическая адаптация включает в себя приспособление слепого к нормам, условиям, принципам, этикету в обществе. Социальная адаптация определяется как интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; в изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [228,9].
Мы считаем, что, рассматривая понятие «адаптация», не следует отделять психологический подход от социологического, так как адаптация является комплексным феноменом. Взаимосвязь психологического и социологического подходов заключается в том, что понятие адаптации с точки зрения психологического подхода рассматривается под углом личностных характеристик инвалида, его психики, а с точки зрения социологического подхода адаптация рассматривается в контексте изменения поведения и образа жизни инвалида для успешной интеграции в новую социальную среду. Взаимосвязь личностных характеристик инвалида и его модели внешнего поведения в социальной среде и определяет неразрывность позиций психологического и социологического подходов при рассмотрении понятия адаптации инвалида. Подтверждение нашей позиции мы нашли в работах психолога А.А. Налчаджан, который на основе анализа зарубежных и отечественных исследований трактует социально-психологическую адаптированность личности как: «такое состояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [175, 23].
Ценностные ориентации незрячих людей
Исследование социокультурной адаптации незрячих являлось бы неполным без рассмотрения ценностных ориентации незрячих людей и их влияния на процесс адаптации инвалидов по зрению. Ценности не всегда осознаются незрячим человеком, но при этом их регулятивное влияние остается.
Социолог B.C. Собкин считает, что «...сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется» [225, 35].
Выбор незрячим человеком наиболее значимых для него объектов, целей и мотивов осуществляется посредством ориентации на основе оценивания объективных возможностей. Оценивая значимость предметов и явлений объективной действительности, инвалид по зрению соотносит их со своей оценочной системой, в которой отражены его личностные особенности (военно-медицинский академик В.М. Бехтерев) [28, 43].
Приведем определения «ценности», которые позволяют нам ближе подойти к осмыслению понятия «ценностные ориентации незрячих людей».
Анализ понятия «ценность» всегда являлся объектом интереса философов, социологов и психологов, что нашло отражение в существовании различных парадигм исследования ценностей. Одни исследователи считают, что ценностями являются вещи и их свойства, нужные (необходимые, полезные) для удовлетворения потребностей и интересов личности. Другие современные исследователи утверждают, что ценность следует понимать как отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта социальной практики (индивида, коллектива, общества). Понятие ценности и ее функции берет начало в этической метафизике Иммануила Канта, в которой они рассматриваются в качестве идеала практического разума [81, 55]. Эволюция понятия ценности прошла долгий путь развития, различно трансформируясь в этических (и не только) концепциях неокантианцев Г. Риккерта, Г. Лотце, В. Виндельбанда, В. Дильтея, феноменологов Ф. Брентано, А. Фон Мейонг, М. Шелера, представителей позитивизма В. Вундта, Ф. Иодля, Ф. Паульсена и многих других представителей философии жизни, однако понятие ценности при этом не утратило своего субстанциального ядра как рационального идеала [237, 46].
Проблематику ценностей, отождествляющихся с благами, ввел в социологию Макс Вебер. Он предлагал рассматривать ценности как некое долженствование «в себе», то есть ни к кому не обращенное требование [180, 7]. В ходе последующей ассимиляции проблему ценностей стали чаще использовать в рамках словосочетания «ценности и нормы», где ценности сообщают значимость нормам.
Социолог Н. Смелзер полагает под ценностями значимые, общепринятые и разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения [222, 50].
Подобную позицию занимал и А.Г. Здравомыслов, который делает вывод о том, что «ценности - это обособившиеся в ходе развития истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства, интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» [89,166].
По мнению социолога И.А. Сурина, ценности представляются через своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования. Ценности служат ориентирами и основой мотивации поведения людей, без которых люди были бы дезориентированы в социальном пространстве [237, 32].
В известной работе американских социологов Уильямса Томаса и Флориана Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» «...ценности характеризуются как правила поведения, с помощью которых сохраняются, регулируются и распространяются соответствующие типы действия через членов какой-либо социальной группы» [241, 333].
Таким образом, анализируя приведенные точки зрения различных авторов, мы выделили два подхода к определению понятия «ценности». В соответствии с первым подходом, к представителям которого мы относим И.А. Сурина, Уильямса Томаса и Флориана Знанецкого, ценности ассоциируются с основой или мотивацией поведения незрячего в окружающей социальной среде. Представители второго выделенного нами подхода, к которым мы относим А.Г. Здравомыслова и Н. Смелзера, отождествляют ценности с культурно-историческими нормами, существующими в данной социокультурной среде.
По нашему мнению оба перечисленных подхода имеют некоторые недостатки в понимании понятия «ценности». Мы считаем, что прямая ассоциация понятия «ценности» со стилем поведения незрячего не совсем корректна. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в поведении незрячего. Другими словами, незрячий может иметь и умозрительные ценности. Те или иные ценности могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в модели поведения незрячего в социокультурной среде. Например, индивид воспринимает доброту как базовую и не обсуждаемую ценность, однако не всегда совершает реальные добрые поступки.